Мелхиседек вынес Аврааму хлеб и вино и благословил патриарха. Встреча с хлебом и вином или водой была в древности обыкновенным знаком уважения, союза и гостеприимства. Согласно христианскому толкованию, хлеб и вино, вынесенные Мелхиседеком, суть прообразы евхаристического жертвоприношения. Авраам же со своей стороны дал ему десятую часть добычи. Всю остальную добычу патриарх возвратил царю Содомскому, выделив только часть своим союзникам ( Быт.14:17–24 ). Царь Содома предложил Аврааму взять себе всю добычу, но Авраам поклялся, что не возьмет даже нитки и ремня от обуви. Это выражение означает, что Авраам не возьмет ничего. Почему же он отказывается от военных трофеев? Во-первых, своим поступком он показывает, что всю славу следует воздать Богу. Во-вторых, мы видим, что Авраам с одним царем ведет себя совершенно не так, как с другим. Он признает Мелхиседека, потому что тот священник Божий, но отказывается иметь что-либо общее с Содомским царем, потому что тот – царь нечестивого народа. Из-за этого Авраам не желает брать награду у жителей Содома. Кроме того что Мелхиседек был историческим лицом, необычайная важность этой библейской личности заключается в том, что Мелхиседек явился прообразом Мессии, Иисуса Христа. Еще в Ветхом Завете царь и пророк Давид в необыкновенном священстве Мелхиседека видел прообраз священства Мессии, говоря о Сыне Божием так: Ты священник вовек по чину Мелхиседека ( Пс.109:4 ). Но особенно ясно и подробно раскрыто прообразовательное значение Мелхиседека у апостола Павла в 7-й главе Послания к Евреям. Это значение открывается, во-первых, в имени Мелхиседека, которое означает «царь правды», но так же пророки называют Мессию ( Зах.9:9 ). Во-вторых, в статусе Мелхиседека, который был и царь, и в то же время священник Бога Всевышнего. Пророк Захария возвестил, что Мессия также будет Царем и священником ( Зах.6:12–13 ). В Новом Завете говорится, что Христос есть владыка царей земных ( Откр.1:5 ) и в то же время Первосвященник великий, прошедший небеса (ср.: Евр.4:14 ). В-третьих, в роде или происхождении Мелхиседека, так как в Книге Бытие не говорится ни о его отце и матери, ни о начале или конце его жизни. Так и Сын Божий не имеет отца по плотскому Своему рождению и матери по предвечному рождению: род Его кто изъяснит? ( Ис.53:8 ). Наконец, в том обстоятельстве, что Авраам, прадед Левия, дал десятину священнику Мелхиседеку, апостол видит прообраз превосходства, которое получило впоследствии Христово священство по чину Мелхиседекову над левитским священством, или новозаветных Таинств над ветхозаветными обрядами ( Евр.7:9–17 ). 10.6. Завет Бога с Авраамом (Быт. 15)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Сегодня Церковь также почитает нашего всеобщего отца, отца всех верующих, которого звали Авраам. Он положил начало Церкви — сначала Ветхого Завета, которая затем стала Церковью Завета Нового. Был ли он человеком могущественным, прославленным, имевшим жизненный успех? Нисколько! Он не был ни князем, ни царем, ни вельможей. Он был бездомным странником! Ибо Господь призвал его из богатого и пышного города, где он жил, призвал его оставить языческий дом отца, родину и идти, как говорится, куда глаза глядят. «В землю, — сказал Господь, — которую Я тебе укажу»  . В те времена все люди верили в Бога. Впрочем, и теперь в душе у каждого человека есть и остается искра Божия. Только одни понимают это правильно, другие нет. Почему же Авраам был назван «праведным»? Потому что он сердцем своим доверился Богу и понял, что Бог есть высшее благо, что Он хочет человеку добра, но ведет его трудными тропами. И то, что он Ему доверился, стало началом нашей общей веры. Вот почему апостол Павел называет его отцом верующих. И сказал ему Господь: «Через тебя, через твою веру благословятся все племена и народы земли»  . Чем благословятся — Авраам не знал. И Бог не открыл ему. Однако Авраам доверял Богу и не просто доверял, а верил, верил, что слово и обещание Божие непреложны. Господь обещал ему, что от него произойдет множество потомков и он будет жить на этой земле. И Авраам поверил. Однако был он стар, и жена его была бездетной — какие уж тут потомки. Отечества у него не было, потому что по воле Божией он оставил свое отечество в Междуречье (это на Востоке, где теперь государство Ирак). Оставил он это место и пришел в чужую землю, где был — никто! Как говорится, человек без прав — разве что мог купить себе местечко на кладбище, чтобы потом похоронить свою жену и свои кости упокоить. И вот, Господь его призывает, и он Ему верит. И пошел Авраам с женой своей. Кочует, разбивает палатки. А вокруг живут язычники, люди злые и нечестивые. В городах перед идолами они приносят в жертву детей, орошая кровью каменные ступени. Все так делают.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Вот что говорят об этом Св. Отцы Церкви. Св. Иустин Философ пишет: " Никто, даже мало мыслящий, не осмелится утверждать, что Творец всего и Отец оставил все и явился в малой частице земли. Ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков и никто другой не видели Отца и неизреченного Господа всего вообще, но они видели Того, Кто по воле Отца есть и Бог Сын Его и вместе Ангел Его по служению Его, Который по определению Его должен сделаться человеком от Девы и Который некогда явился даже во огне во время беседы с Моисеем из купины " (св. Иустин. " Разговор с Трифоном Иудеем " ). Св. Ириней Лионский: " Сын Божий повсюду есть в Библейских писаниях: то Он разговаривает с Авраамом, то с ним вкушает пищу, то низводит суд на содомлян " . Св. Иоанн Златоуст: " В куще Авраама в одно время видимы были три: и Ангелы, и Господь их. Но после того, как служители посланы для истребления оных городов, Сам Господь остался и, как друг со Своим другом, с праведником беседовал о том, что хотел творить " . В древней Литургии читаем: " Ты избавил Авраама от праотеческого нечестия, поставил его наследником мира и явил ему Христа Твоего " . " Ты видел Авраама? " – воскликнули Христу пораженные иудеи. " Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам – Я есмь " (Иоанн. 8, 58). Предвечный Сын Божий, подобный Сыну Человеческому, Сидящий на престоле, окруженном Серафимами, сошел к избраннику Своему Аврааму в сопровождении двух Ангелов, которых потом послал истребить Содом и Гоморру. В этом видении Авраам удостоился видеть Сына Божия, ставшего впоследствии Сыном Человеческим, и беседовать с Ним из уст в уста. Теперь обратим свои взоры на потрясающие Библейские прообразы трех величайших событий: Тайной Вечери Христовой, Голгофской Его жертвы и Богоявления Пресвятой Троицы, ибо все они были явлены великому праотцу Аврааму. Авраам с вооруженными слугами своими и союзниками защитил царя Салима (Иерусалима) Мелхиседека от урийских воинов, напавших на него. Когда Авраам возвратился с победой из-под Дамаска, вышел ему навстречу царь и первосвященник Бога Вышнего Мелхиседек, предлагая ему трапезу – хлеб и вино и, благословляя его, сказал: " Благословен Авраам от Бога Вышнего, Владыки неба и земли " (Быт. 14, 18-19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

Авраам поклонился пред народом земли той и говорил Ефрону вслух [всего] народа земли той и сказал: если послушаешь, я даю тебе за поле серебро (Быт. 23, 12–13). Святитель Иоанн Златоуст учит: «Посмотри, как и их научает праведник самими делами своими, не прежде соглашаясь взять у них гробницу, чем он заплатит за нее должную цену. Хотя вы, говорит он, и оказываете мне такую благосклонность, но я не согласен взять у вас гробницу прежде, чем отдам за нее надлежащую цену. И дав, сказано, деньги, Авраам взял гробницу… Итак, муж, столь славный и уважаемый, имевший такую близость к Богу и пользовавшийся от всех, живших в том месте, таким вниманием, что сыны Хетовы называли его даже царем , – такой муж не владел даже пядью земли» . Авраам не хочет ничего получать даром от этих людей Авраам не хочет ничего получать даром от этих людей. Помните, когда царь Содома предложил ему часть богатств, которые он (Аврам) освободил после битвы царей? Аврам сказал тогда: даже нитки и ремня от обуви не возьму (Быт. 14, 23)! Он никогда не хотел оказаться в зависимости от язычников. Увы! У некоторых современных россиян гуманитарное сознание: они живут, получая гуманитарную помощь, транши, в секты уходят ради гуманитарной помощи – это ужасно! Авраам не хочет быть зависимым от язычников, и он говорит Ефрону: … вслух [всего] народа земли той и сказал: если послушаешь, я даю тебе за поле серебро; возьми у меня, и я похороню там умершую мою (Быт. 23, 13). И вот сейчас мы увидим, насколько этот Ефрон переменчивый человек. Казалось бы, сначала он был готов отдать землю бесплатно, а сейчас появилась возможность назначить цену, и тут уж он своего не упустит. Это означает, что Ефрон с самого начала догадывался, то есть он знал об Аврааме, что этот человек ничего даром не берет ни от кого, что это совершенно независимый человек. Авраам ничего не берет просто так, потому что просто так ничего не бывает в этой жизни, за все приходится платить. Ефрон отвечал Аврааму и сказал ему: господин мой! послушай меня: земля стоит четыреста сиклей серебра; для меня и для тебя что это? похорони умершую твою (Быт. 23, 14–15). В действительности он называет очень крупную сумму. Четыреста сиклей серебра – это огромная сумма, этот участок земли не стоит таких денег. Можно привести пример из Кодекса Хаммурапи – это древнейший юридический документ. В Кодексе Хаммурапи говорится, что работнику, который в течение года трудился, нанявшись к какому-нибудь богатому человеку, платили шесть или семь сиклей серебра. Это за год! То есть пяти сиклей серебра одному человеку хватало, чтобы жить год.

http://pravoslavie.ru/109964.html

Я хотел бы предложить Вам, Авраам, приехать в Лавру после поста, в пасхальные дни. Поживете в лаврской гостинице, пообщаетесь с братией, посмотрите, какие у нас есть послушания: просфорня, хозяйство, пчелы… Я люблю, чтобы в доме – а для меня, как и для всей братии, Лавра является домом – был порядок. Я так воспитан, потому что вырос в очень большой семье – у моей мамы восемь детей, тридцать один внук и четырнадцать правнуков. Авраам Руссо: Благословенная Богом семья! Владыко, знаете, моя мама тоже верующий человек, утро она начинает с чтения Святого Письма, и вечер заканчивается тем же. И по обычаю края, в котором я родился, с четырнадцати до шестнадцати лет я два года жил в монастыре. Митрополит Павел: В каком монастыре? Авраам Руссо: В Ливане, в горах. На Ближнем Востоке, Сирии и Ливане много монастырей и святынь. Сегодня они переживают не лучшие свои дни, но восемьсот лет назад эта земля была христианской. Митрополит Павел: Да, Сирия была просвещена апостолами – это первый век христианства, и в VIII веке Восток был полностью православным. И доныне люди, живущие там, твердо стоят в вере и истине. Авраам Руссо: Очень! Ох, они такие! Я знаю, потому что я там вырос, – они за веру умрут! Митрополит Павел: Да! А потому ведь и было столько мучеников в первые века христианства, и в особенности в IX веке в Египте. Блаженный Иероним пишет, что десятки тысяч монахов и епископов пострадали. Авраам Руссо: Я был у Патриарха Эфиопии, Хабаш (наименование Хабаш использовалось наряду с Эфиопией,  а в эллинизированном виде  – Абиссинией – Ред.) В этой стране семьдесят миллионов населения, из которого 10 % – монахи, священники – это семь миллионов. Митрополит Павел: Монашествующие – свет для мирян, потому народ Эфиопии имеет большое духовное сокровище! Конечно, в этом большая заслуга Патриарха. Предстоятель Эфиопской Церкви – древневосточной (халкидонской) – Патриарх Эфиопский Абуна Павел нанес визит в Русскую Православную Церковь в 1996 году. А из глав Поместных Православных Церквей к нам еще не приезжал только Антиохийский Патриарх Игнатий. Лично я общаюсь с Патриархами Феодором и Феофилом.

http://pravmir.ru/avraam-russo-v-shou-bi...

Авраам Руссо: Патриарх Феофил недавно был в Москве и Владыка Афанасий, настоятель храма Всех Святых на Кулишках, куда я хожу молиться, прислал мне приглашение на Патриаршую литургию. Но, к сожалению, я в это время был в Америке, да еще и попал там в больницу, поэтому не сподобился помолиться вместе с Блаженнейшим Патриархом. Митрополит Павел: Авраам, а на каком языке Вы говорите в повседневной жизни? На английском или греческом? Авраам Руссо: На английском я говорю очень хорошо и чаще всего использую его в общении. На греческом говорю неплохо, ведь некоторое время  жил на Кипре, но давно не общаюсь, поэтому разговорный греческий хуже. Зато знаю на греческом много молитв! А в монастыре, в котором я жил, службы проводились на православном арабском. Митрополит Павел: В большинстве храмов Александрийской Церкви правят на греческом, а вот в Антиохийской – на арабском. Авраам Руссо: Я с особой теплотой вспоминаю тот период жизни в монастыре! Мы учились духовной жизни и наукам, изучали теологию. Это была очень хорошая подготовка, позволяющая человеку потом, когда он созреет, определиться, чему он хочет посвятить свою жизнь и кем хочет стать. Но там все было очень строго, засыпали и вставали с молитвой! Это однозначно была настоящая монастырская жизнь, строгая, как в армии. Митрополит Павел: А в монастыре иначе и не бывает! И это правильно. Все должно быть строго. А если кто-то не согласен с этим, значит, избрал неверный путь. Однажды мне один человек, который не смог пройти монастырское послушание, сказал: «Сам не живешь и другим не даешь». Но монашество – это очень серьезно, и нужно помнить, что нам придется дать ответ Богу за то, как мы прошли этот путь. Например, от армии можно увильнуть, а от Господа – никогда. Так зачем тогда вообще приходить в монастырь?! Вот, если человек плохо поет, так зачем вообще петь?! Авраам Руссо: Правильно! Надо жить и все делать так, чтобы потом не было стыдно. Митрополит Павел: Как прок Исаия говорит: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» (Ис. 55, 6).

http://pravmir.ru/avraam-russo-v-shou-bi...

Полемизируя с иудеями, св. Иустин Философ пишет: «Ни по другому чему вас [иудеев – Г.Ф.] распознают, как только по плотскому обрезанию. Авраам получил от Бога свидетельство своей праведности не через обрезание, но через веру; ибо, прежде, нежели он обрезался, сказано о нем так: Авраам веровал Богу, и это было вменено ему в праведность ( Быт. 15:6 ). И мы, которые, будучи необрезаны по плоти, веруем в Бога через Христа, и имеем обрезание, полезное для нас, Его стяжавших, т.е., обрезание сердца, надеемся явиться праведными и благоугодными Богу, потому что мы уже получили это свидетельство от Него, через пророческие слова» 477 . Подобные рассуждения высказывает блаж. Августин: «Здесь же высказывается и то знаменитое суждение, которое упоминает апостол, чтобы показать действие благодати Божией: Верова Авраам Богу, и вменися ему в правду ( Быт. 15:6 ; Рим. 4:3 ; Гал. 3:6 ), – высказывается для того, чтобы обрезанные не тщеславились, не устраняли необрезанные народы от веры во Христа. Ибо, когда случилось это, что вера Авраама вменилась ему в праведность, Авраам еще не был обрезан» 478 . О предызбрании язычников к вере в Аврааме говорит св. Ириней Лионский : «А что наша вера была также предызображена в Аврааме, и что он был патриарх нашей веры и, как бы, пророк, это вполне показал апостол в послании к Галатам, говоря: Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере? Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак верующие благословляются с верным Авраамом… ( Гал. 3:5–9 ). За это он назвал его не только пророком веры, но и отцом верующих из язычников во Христа Иисуса, потому что вера его и наша – одна и та же, ибо он веровал ради обетования Божия в будущее, как будто, оно уже совершилось, мы же, подобным образом, по обетованию Божию, верою взираем на наследие в Царстве (Небесном)» 479 . Примечательно, что веру христиан из язычников св. Ириней называет верой Авраама. Вера христиан и вера Авраама одна и та же вера! 5.7. Усомнился ли Авраам?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Рим.4:2 .  Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ответа на поставленный вопрос не имеется, но он сам собою предполагается: Авраам делами не приобрел себе оправдания. К этому Апостол прибавляет, что если бы Авраам оправдался делами, то он имеет возможность хвалиться, об уничтожении которой Апостол сказал в III гл. 27 ст. Но он нигде не хвалится этим пред Богом – о делах его Писание не говорит, когда ведет речь о его оправдании. Следовательно, отпадает и всякая мысль о возможности восстановления самооправдания делами. Пусть люди, его потомки, восторгаются его подвигами, но не эти подвиги дали ему оправдание пред Богом! Рим.4:3 .  Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Что же дало ему новую жизнь, что поставило его в новые отношения к Богу? Вера. Авраам поверил Богу, что у него, дряхлого бездетного старца, будет многочисленное потомство, и Бог вменил ему эту веру в праведность. – Как понимать это вменение? Стал ли Авраам в силу этого действительно праведным, в полном смысле оправданным и освященным? Конечно, нет. Когда жертва Христова еще не была принесена, до тех пор не могло еще быть полного прощения грехов и действительного оправдания ( Евр 9:15 ). В Ветхом Завете, возможно, было лишь потенциальное оправдание, и вера Авраамова могла заключать в себе только зерно будущего оправдания. Но все-таки вера эта ставилась в счет (вменялась) Аврааму и другим имевшим ее людям Ветхого Завета – человек верующий чувствовал, что Бог его одобряет за эту веру, и это давало ему известную степень нравственного успокоения. Рим.4:4 .  Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. Рим.4:5 .  А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Из сказанного в Пятикнижии Апостол сейчас же делает заключение. Вменение Богом веры Авраамовой в праведность, очевидно, было делом милости Божией, потому что, как сказано в объяснении 3-го ст., Бог в Аврааме еще не видел действительной праведности – ее в Ветхом Завете и не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда же пришли на место, указанное Богом, Авраам создал жертвенник, разложил дрова, и связав Исаака, вознес его на жертвенник, а сам простер руку, чтобы заколоть сына своего; но здесь окончилось испытание Господа, не искушающего свыше сил человеческих. Ангел воззвал с небес: «Авраам, Авраам!» и запретил ему возлагать руку на сына, ибо познал Бог всю полноту веры, не пожалевшей единородного для исполнения заповеди. Авраам увидел овна, запутавшегося рогами в чаще леса, и принес его во всесожжение вместо сына. «Мною клянусь, сказал ему именем Господним Ангел, за то, что Меня ради не пожалел ты сына возлюбленного, благословляя благословлю тебя и умножая умножу племя твое, как звезды небесные и как песок на краю моря, и наследует семя твое грады врагов твоих, и благословятся в Семени твоем все народы земные, за то, что ты послушался гласа моего.» Так возвратился Авраам к служителям своим, вместе с сыном, как обещал им, и поселился опять у колодезя клятвенного. Принесение сына в жертву было торжеством веры Авраамовой и окончанием духовного воспитания отца верующих. Простота, с какой Моисей изложил происшествие столь поразительное, свыше всякого искуства, потому что он умел приблизить к нашему разумению такие чувства и деяния, для изображения коих недостаточен язык человеческий. – Апостол Павел называет повесть сию «притчею воскресения мертвых» ( Ebp. XI. 19 ) ибо смерть и воскресение Христово есть самое близкое и верное её разрешение. – Авраам, из любви к Богу, жертвует ему единственным сыном, и Бог из любви к человекам «не пощадил Сына своего единородного, и за нас всех предал его» ( Uoah. III. 16 . Puм. VIII. 32 .) На Исаака возлагаются дрова, на коих должен быть принесен в жертву; Иисус же, несущий крест, потом и Сам возносится на кресте, и подобно как Исаак, в течении трех дней, закалаемый решительным произволением отца своего, приемлет жизнь свыше, так Иисус, умерщвленный по плоти, возстает тридневно из гроба. Жертва Исаака призвала обильнейшее благословение на потомство Авраамово, а жертва Христова привлекла безчисленные благословения на всю Церковь и весь человеческий род.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Сам бытописатель говорит, что необыкновенным повелением, данным патриарху, Бог искушал Авраама ( Быт. 22:1 ). Конечно, искушение это было нужно не для Бога, Который, как Всеведущий, знал, что патриарх выйдет победителем из предстоящего ему искушения, но для самого Авраама и для всех последующих поколений. По отношению к самому Аврааму настоящее искушение имело целью укрепить веру патриарха. Достойное прохождение им этого испытания святыми отцами видится как основание его окончательного избрания для начала домостроительства спасения всех верующих: Авраам прославлен во всем мире как отец верующих, потому что по требованию Господа готов был принести в жертву то, что было ему дороже всего. Силу и значение глубокой веры Авраама выясняет святой апостол Павел, когда говорит: Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить ( Евр. 11:17 – 19 ). Но, по апостолу Иакову, вера без дел мертва ( Иак. 2:20 ), и поэтому Авраам оправдался от дел, возложив на жертвенник Исаака, сына своего. Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? (ср.: Иак. 2: 21 – 22 ). В жертве Исаака Господь также предуказал Голгофскую Жертву. Подобно тому как Авраам не пощадил ради Господа сына своего возлюбленного, так Сам Господь Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим. 8:32 ; ср.: Ин. 3:16 ). По апостолу Павлу, Авраам при жертвоприношении Исаака думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование ( Евр. 11:19 ), то есть получил его как прообраз Воскресения Христа Спасителя, последовавшего после Его искупительной смерти. Поэтому Исаак, приносимый в жертву, по словам церковной песни, был образом Христовой смерти: «Твое заколение предызобразуя, Авраам, Христе, егоже ради сына на горе, повинуяся Тебе, Владыко, якоже овча взыде пожрети хотяй верою; но возвратися, радуяся с ним, и славя, и превознося Тя, Избавителя мира» 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010