Преподобный Макарий Египетский [ 1 ] родился в египетской стране, в селении, носившем название Птинапор [ 2 ]. Они были соименные древним святым праотцам — Аврааму и Сарре, ибо отец преподобного Макария назывался Авраамом (он был пресвитером), мать же Макария носила имя Сарра. Так как супружество родителей Макария было неплодным, то они решили проводить целомудренную жизнь, впрочем, не разлучаясь друг с другом, а проживая вместе. Итак, в течение многих лет жили родители Макария, соединенные духовным сожитием, а не плотским. Они украшали свою жизнь воздержанием и постом, частыми молитвами, неослабным бдением, щедрою раздачею милостыни, странноприимством и многими другими добродетелями. В то время, по Божественному произволению, напали на Египет варвары, которые разграбили все имущество жителей Египта. Вместе с другими и родители Макария лишились всего своего имущества, почему хотели даже удалиться из своего отечества в какую-либо иную страну. Но однажды ночью, когда отец Макария — Авраам спал, явился ему во сне Святой патриарх Авраам, в виде почтенного, убеленного сединами, старца в блестящей одежде. Явившийся Святой патриарх утешал Авраама в его несчастии, повелевая ему уповать на Господа и не отлучаться из пределов египетских, но переселиться в селение Птинапор, находящееся в той же стране. При этом патриарх Авраам предсказал родителю Макария, что Бог скоро благословит его рождением сына, как некогда благословил Он самого патриарха Авраама, когда он был пришельцем в земле Ханаанской, дав ему сына в старости (Быт.21:2). Пробудившись от сна, пресвитер Авраам пересказал бывшее ему видение жене своей Сарре, и они оба воздали хвалу Богу. Немедленно после сего Авраам и Сарра переселились в указанное селение Птинапор, которое находилось в недалеком расстоянии от пустыни Нитрийской. Все это произошло по Божественному произволению, дабы имевший родиться от них сын — преподобный Макарий — сильнее возлюбил пустынническое житие, коему он предался, как мы увидим впоследствии, всей душой. Во время жительства родителей Макария в селении Птинапор, случилось, что отец Макария — Авраам так сильно заболел, что был близок к смерти. Однажды ночью, когда он лежал на одре болезни, он увидел, в сонном видении, будто ангел Господень вышел из алтаря в храме, где служил Авраам, и, приблизившись к нему, сказал:

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Бог дал, Бог взял История патриарха Авраама В ПРЕДЫДУЩЕЙ беседе мы остановились на том, что в ветхозаветные времена стали процветать идолопоклонство и язычество. Библия мало говорит о человеческой истории до патриарха Авраама – именно с него начинается для нас история, насыщенная событийно. Сегодня мы можем определить время, когда примерно произошел исход Авраама к Земле Обетованной. Это случилось примерно в XXI веке до Рождества Христова. Об этом мы знаем из данных археологических раскопок, других исторических исследований. Мы имеем представление о той исторической ситуации, в которой находился Авраам. И это важно, потому что помогает нам раскрыть не только его душу, но и то, что на самом деле сделал этот человек. Итак, Авраам жил на территории Шумерского государства. Незадолго до исхода Авраама в Землю Обетованную это государство было захвачено северными племенами кочевников. Шумерское государство, находившееся между реками Тигр и Евфрат, было захвачено аккадскими племенами, к которым Авраам принадлежал по своему происхождению; в то время столицей его был город Ур Халдейский. Авраам жил в крупнейшей столице мира и при этом был не просто ее рядовым жителем, а принадлежал по происхождению к элите, представители которой занимали самые высокие политические и финансовые посты. Авраам имел возможность карьерного роста, мог подняться на самую верхушку шумеро-аккадского государства, мог обогатиться еще больше и уж, во всяком случае, вести в Уре спокойную, сытую, безмятежную жизнь. Ему никто ему не запрещал верить в Бога. Аккадское племя принесло в Шумер единобожие, но понемногу аккадцы стали терять свою веру и от шумеров переняли идолопоклонство (такова была повсеместная логика развития человечества). И нам очень важно понять, что Авраам оставил, – что сделал, послушавшись Бога, направив путь не зная куда; Бог сказал: «Иди в землю, которую я тебе укажу», то есть выйдя из Ура, он еще не знал, что его ждало, не знал ни условий обитания земли, куда он придет, ни народа, там живущего. Он пошел туда только потому, что его призывал Бог. Таковы были его доверие Богу, его преданность Богу. Жертвоприношение сына Исаака стало возможным потому, что этому имелось серьезное основание: 25 лет Авраам будет ждать рождения сына по обещанию Бога и не усомнится в обещанном, не заколеблется, не возропщет, не перестанет уповать на Бога.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/6

Рассмотрим далее тайну явления Святой Троицы Аврааму. Святая Троица, неизреченная и непостижимая, явилась Аврааму неизреченно, непостижимо и неописуемо. Авраам, будто разговаривая с Одним и Тем же, обращался то к Троим, то к Одному. К Одному он так обращался: “Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими”(Быт. 18, 3.); к Троим так: “И омоют ноги Ваши”(Быт. 18, 4.). Был таинственный смысл в том, что Авраам, видя Трех, называл Их Одним Господом, — этим в Писании объявляется единство Божества; когда же Авраам обращался к Троим, то этим показывал Триипостасность и Трехличность Божества. Осознай это великое и чудесное таинство, которое благоизволил Бог сотворить тогда в шатре Авраама! Вначале Бог явил Аврааму тайну Святой Троицы; затем ел у него, желая дать ему благое обетование рождения в старости Исаака, которое прообразует рождение без семени Спасителя. Все это необъяснимо и сверхъестественно: для Бога — быть в человеческом образе, для Бесплотного — есть, для бесплодной — родить в старости, для Девы — без мужа зачать и родить, сохранив девственность; но куда снизойдет Бог, Который превыше всякого естества, там происходят сверхъестественные вещи. Еще говорит Писание: “И сказал ему Господь: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. Сказал ему Господь: Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей” . Авраам помнил, что раньше Бог обещал ему, говоря: “Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я… дам тебе от нее сына”(Быт. 17, 15–16.). Разве мог Авраам не понять, что его вновь посетил Бог, Который раньше обещал дать ему дитя, а сейчас исполнял обещанное? Хотя Святая и Единосущная Троица благоизволила явиться Аврааму в человеческом образе, но вскоре дала понять ему Свое Божество и силу. Святое Писание говорит: “И встали те мужи и оттуда отправились к Содому и Гоморре; Авраам же пошел с ними, проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама раба Моего, что хочу делать!”(Быт. 18, 16–17.) Какой странник в небогатой одежде, не имеющий ни воинов, ни слуг в услужении, мог бы назвать Авраама рабом, ведь Авраам имел много рабов и большое богатство? Далее Господь говорит: “От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли”(Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Во время почти всеобщего развращения и неверия, Бог избрал и освятил Себе величайшего праведника, который сделался не только образцом по и отцом всех верующих всех веков и народов. Это был Аврам, переименованный потом от Бога Аврамом (отец народов). Бог повелел Аврааму оставить отечество, дом, родных и друзей и идти туда, куда Он ему укажет. Авраам повинуется и идет с женою Саррой и племянником Лотом в неизвестную землю. Так, первый шаг в благочестивой жизни состоит в отречении от собственной воли и совершенной покорности воле Божией. Сделан ли этот первый шаг нами, братья? По указанию Божью, Авраам водворился в земле Ханаанской, которую Бог обещал дать ему в собственность его потомков. Праведный пришлец скоро оказал услугу стране, его принявшей. Враждебные князья соединенными силами напали на жителей равнины Иорданской, где поселился Лот, племянник Авраама, отняли их имущество и самих взяли в плен. Авраам, сильный не воинством, но верою, собрал триста восемнадцать своих домочадцев, погнался в след за победителями, нагнал, поразил, рассеял их и возвратил пленных с их имуществом. На возвратном пути встретил чудного Авраама еще более чудный Мельхиседек, царь Салимский, первосвященник Бога вышнего. Великий святостью и возвеличенный победою, Авраам смиренно преклоняется пред таинственным Мельхиседеком, приносит ему десятину т. е. десятую часть из полученной победою добычи, а от него получает благословение и в дар хлеб и вино. Авраам видел и почтил в Мельхиседеке прообраз Инсуеа Христа, первосвященника во век по чину Мельхиседекову, как объясняет св. Апостол Павел. Ибо Мельхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего,– во-первых, по знаменованию имени царь правды, потом же царь Салима, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь сыну Божию, пребывает священником навсегда. ( Евр. 7:1–3 ). Авраам был уже стар и бездетен; а не иметь детей, не оставить после себя потомства, считалось тогда величайшим несчастьем и стыдом. Но Авраам не унывает, не ропщет; он всего себя отдал Богу, – и Бог утешил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Аврааму показалось крайне неприятным такое требование, но Бог велел исполнить его, обещав произвести от Измаила народ великий. На следующее утро Авраам отпустил от себя Агарь с Измаилом, снабдив их хлебом и водою. Удалившись от шатров Авраама, Агарь заблудилась в пустыне. Вода была вся выпита, Измаил изнемог от жажды и близок был к смерти. Чтобы не видеть его страданий, Агарь положила сына под тенью одного дерева, а сама села в некотором расстоянии от него и горько плакала. Явившийся ей Ангел Божий указал недалеко от них скрывавшийся колодезь и тем спас и мать и сына от смерти. Измаил вырос, сделался искусным стрелком, женился на египтянке и поселился в фаранской пустыне. Арабские племена считают его своим родоначальником. Когда же Исаак вырос, Господь явился Аврааму и сказал: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; поди в землю Мория и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе». Авраам встал, приготовил дрова, оседлал осла, взял с собою двух слуг, сына своего Исаака и отправился в дорогу. На третий день Бог указал гору, на которой должно было совершиться необычайное жертвоприношение. Это была та самая, на которой впоследствии построен был храм Соломонов. Подошедши к горе, Авраам сказал слугам своим: «останьтесь здесь, а я с сыном своим пойду на гору для поклонения». Потом он взял дрова и возложил на плечи Исааку, а сам понес огонь и нож. Когда они вошли на вершину горы, Авраам создал жертвенник, положил дрова и объявил о воле Божией своему сыну. Исаак без сопротивления и ропота позволил себя связать и возложить на дрова. Авраам уже поднял нож, чтобы пронзить сына, как услышал голос Господень с небес: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Теперь Я вижу, что ты боишься Бога и не пожалел для Меня сына твоего, единственного твоего. За это Я излию на тебя все Мои благословения, умножу потомство твое, как песок морской, и благословятся в семени твоем (потомке) все народы земные».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Когда Бог сказал, что от Сарры, неплодной и состарившейся, произойдут народы и цари народов, «… пал Авраам на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицом Твоим! Бог же сказал (Аврааму): именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак, и поставлю завет Мой с ним заветом вечным (в том, что Я буду Богом ему и) потомству его после него. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год». Бог дает обетование рождения сына от неплодной и заматоревшей, и от Авраама старца. Пройдено испытание веры и терпения, достигнуто бесстрастие, настало время явить чудо силы Божией. И тогда пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? И Сарра, девяностолетняя, неужели родит? Иные осудительно видят в смехе Авраама неверие и даже находят в этом причину будущего страдания его потомков в Египте. Но это неверно. Другой оттенок мысли отражается уже в ряде древних переводов. Так, толковники халдейские (Таргум) переводят – вместо рассмеялся – изумился. У Онкелоса переводится, как возрадовался. Святые отцы оправдывают смех Авраама. Авраам изумлен и обрадован имеющим совершиться чудом. Однако, верно и то, что Авраам к тому времени уже не ждал сына от Сарры и был внутренне согласен на Измаила. Смирился с тем, что потомство его будет от Измаила – по плоти, от Агари, хотя по закону – от Сарры, т.к. Агарь была ее рабыней. Св. Иоанн Златоуст прослеживает этот внутренний путь мыслей и чувств праотца от, естественно родившегося в результате некоего маловерия и нетерпения, Измаила, к, имеющему родиться от веры, чудесным образом, Исааку. По Златоусту, Авраам мыслил так: «Господи, Ты довольно утешил меня, и скорбь о бесчадии, дарованием Измаила, обратил в радость. После того, как он родился, мне никогда уже и на мысль не приходило, и я никогда не думал, что мне будет еще чадо от Сарры; да и сама она этого не ожидала, почему и (рабу) Агарь передала мне, уже оставив всякую надежду на саму себя. Оба мы получили достаточное утешение, когда родился Измаил» 584 . На эти мысли праотца Бог отвечает, как бы, так: «Теперь это [рождение сына от Сарры – Г.Ф.] кажется для вас совершенно невозможным, но для того-то Я так долго и медлил, чтобы показать, что дар, ниспосылаемый Мною, есть выше человеческого естества, чтобы и вы, и все другие из этих опытов познали, что Я – Владыка природы, и что она – Моей волей управляется и повинуется Моим повелениям» 585 . И, в результате, «понимая все величие обетования и помышляя о всемогуществе Обещавшего, Авраам паде на лице (свое) и посмеяся, т.е. возрадовался» 586 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Еще определеннее говорит св. Иоанн Златоуст : «Авраам, отец ваш, рад бы был, дабы видел день мой: и виде и возрадовася... А под днем, мне кажется, он разумеет здесь день креста, который (Авраам) прообразовал принесением овна и Исаака» т. 8, Беседы на ев. от Иоанна Богослова, Беседа 55, п. 2]. У отцов речь идет о мессианском дне, дне распятия Христова, прообразованном в Исааке и овне. Подробнее толкует блж. Феофилакт Болгарский , находя в образе Исаака и овна указание на догматическое учение о страданиях Христа и Его человеческой и Божественной природе: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался... Днем называет крест, ибо его прообразовал Авраам в принесении Исаака и в заклании овна. Как тот нес дрова, так Господь нес крест, и как Исаак был оставлен, а заколот овен, так Он, как Бог, пребыл вне страдания, а пострадал человечеством и плотию. Провидя сей день креста, как день всемирного спасения, Авраам возрадовался» Толк, на ев. От Иоанна, гл. 8]. Однако у Феофилакта мы находим и обобщение: «Иные под днем разумеют всё время явления Христа во плоти, которое провидя, Авраам возрадовался, что от него и его потомства произойдет Спаситель» [там же]. Также о дне страданий Христовых, о страданиях по плоти и непричастности к страданиям Божеского естества толкует монах Евфимий Зигабен . Епископ Михаил (Лузин) в своем толковании особенно отмечает радость Авраама о дне Господа: «Рад был видеть 99 : греческое слово выражает усиленную, порывистую радость – взыграл от радости, скакал радостно. – День Мой: день Мессии, в тесном смысле – день явления Мессии в мир, день, в который Слово стало плотью ( Ин. 1:14 ); в обширном смысле – всё новозаветное время, всё время царства Мессии». Подобно царю Давиду, но еще на тысячу лет раньше, Авраам, увидев день Ягве, взыграл от радости и скакал радостно. История народа Божия еще только должна была начаться, а он, уже провидя ее завершение, танцует радостно! 12.2. Ягве в истории Израиля Бог творит мир, а дальше мир существует как будто сам по себе, по законам физики, биологии, психологии, социологии. Отсюда и деистические взгляды многих мыслителей. Что-то подобное и в истории Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

г) Благословение. Свойство священства Мельхиседекова выражено в благословении, которое он дал Аврааму, как больший меньшему. ( Евр. 7:7 ) Ему, как первосвященнику, Авраам уделил десятину от своего стяжания. В сем благословении указуется духовное благословение Христово, коим Он благословляет верующих ( Ефес. 1:3 ). Мельхиседек благословил Авраама, отца верующих: Христос благословляет сынов Авраама по вере. Авраам благословлен после победы над врагами: верующие благословляются Христом после победы над миром и грехом. Св. Кирилл говорит: «Благословение, данное Аврааму, Апостол поставляет образом лучшего священства. Ибо так и мы благословлены Христом, великим и истинным священником, благословлены, также как и Авраам, мужественно победив начала века сего, и будучи объявлены выше врагов своих, поставляя ни во что все мирское, почитая бóльшими духовные богатства Божии и не увядаемый дар высших благ. Как Авраам после победы благословлен Мельхиседеком; так и мы благословляемся от Христа – Царя мира после победы над врагами видимыми и невидимыми» 126 . Св. Златоуст превосходство Христова священства, изображенное в лице Мельхиседека благословляющего и приемлющего десятину, излагает так: «Во всех образах прежде всего объясняется превосходство предметов прообразуемых. Авраам был отец Исаака, дед Иакова, прадед Левия, от Левия произошли священники иудейские. Но сей Авраам, праотец левитов и иудейских священников, пред Мельхиседеком, образом нашего священства, занимал место простого мирянина (Λακο), и сие обнаружилось в двух действиях; первое, что дал ему десятину, ибо десятины давались священникам от народа; второе, что принял от него благословение, ибо благословение от священников принимали миряне. Теперь посмотри, каково же превосходство нашего священства, когда Авраам праотец левитов принимает благословение от Мельхиседека и дает ему десятину» 127 . Далее Златоуст раскрывает сие превосходство из самых слов Апостола: и да сице реку, Авраамом и Левий, приемляй десятины, десятины дал есть, еще бо во чреслех отчиих бяше, егда срете его Мельхиседек (ст. 9–10) Это значит, что и сами священники ветхозаветные в лице Авраама долженствовали преклониться пред Архиереем великим, Христом, Коего изобразил в лице своем Мельхиседек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Эти притчи – о том, что человек должен взять предоставленное Богом, использовать его, но потом вернуть. Вот такая очень глубокая и очень точно выражающая отношения Бога и человека мысль. Мы всем ему обязаны, и в определенное время Он вправе потребовать от нас созревший плод. Поэтому Авраам не смущается, не сомневается и идет навстречу Богу, чтобы отдать Ему то, что он получил от Него. В Библии мы нигде не видим у Авраама внутренней борьбы при выполнении воли Божией. Апостол Павел в своем Послании пишет, что Авраам, пытаясь объяснить себе волю Бога, утвердился в мысли: «Верю, что Бог может и из мертвых воскресить моего сына. Бог обещал, что будет от меня великий народ. Как это Бог сделает, мне не важно. Если Бог сказал, Он сделает. Я лишь должен совершить то, что требуется». И Авраам ведет сына на заклание. И тут еще неизвестно, чему больше изумляться – как Авраам доверяет Богу или как сын Авраама доверяет своему отцу. Сын уже подросток. Но ни надлома, ни упрямства мы в Исааке не видим. Он задает вопрос: «Куда мы идем?» Отец отвечает: «Принести жертву». Исаак спрашивает: «А кто жертва? Где баран?» Авраам же говорит: «Бог найдет Себе жертву». И больше никаких вопросов. Они восходят на гору, Авраам делает жертвенник, связывает сына, заносит нож. Исаак не сопротивляется, он готов из рук отца принять все, даже смерть. Конечно, он прообраз Христа, но нам важен сейчас человеческий аспект их отношений – насколько сын доверяет отцу. Ни ропота, ни возмущения, ни крика, ни страха. Из рук отца он может принять даже смерть. Видимо, сам Авраам был настолько же послушен Богу, что из рук Его готов был принять даже смерть. Послушание самого Авраама Богу – живое, не наигранное, послушание человека, готового по любому слову Бога сделать все, что Он попросит – вот это послушание, это бытие перед лицом Божиим, оказало такое воздействие на Исаака, что он, зараженный жертвенностью отца, готов был пойти на все ради него. Если бы мы так жили перед Богом, готовыми на все ради Него, пребывали в послушании, в смирении перед Лицом Его, то, возможно, и не было бы у наших детей ни дерзости по отношению к нам, ни поступков, совершенных вопреки нам. Это наша закрытость перед Богом, нежелание идти по Его воле не дают потоку Его благодати излиться на наших детей. Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Мы должны быть как стекло: солнце светит, а нас не видно». Мы же чаще всего заслоняем свет солнца собой – своей волей, своими желаниями, нашими амбициями, мешая людям, живущим рядом с нами, увидеть Божий свет.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/6

2. Отойдя же от лица Божьего, сошел архистратиг к Аврааму, к дубраве Мамре, и нашел праведного Авраама в поле, сидящим подле подъяремных быков, возделывавших землю, с сыновьями Масековыми и другими слугами числом двенадцать. И се, пошел архистратиг к нему, Авраам же, увидев идущего вдалеке архистратига Михаила, по праву прекраснейшего среди воинов, тотчас поднялся и пошел навстречу ему, как то было в его обычае – давать всем странникам приют, встречая их и принимая. Архистратиг же, почтительно приветствовав его, сказал: «Радуйся, досточтимейший отче, праведная душа, избранник Божий, истинный друг Небесного!» 176 . Авраам же сказал архистратигу: «Радуйся, достопочтеннейший воин, солнцеликий и прекраснейший превыше всех сынов человеческих, добро пожаловать! Вот почему хочу спросить тебя: откуда явился цвет юности твоей? Научи меня, просителя твоего, откуда, из какого войска и от какого пути явилась сюда краса твоя?». Архистратиг же сказал: «Иду я, праведный Авраам, из великого града, послан великим Царем сообщить участь друга истинного Его: призывает Царь его к Себе». И сказал Авраам: «Пойдем, господин мой, со мной на поле мое». И говорит архистратиг: «Иду». Придя же на поле, где шла пахота, остановились они для беседы. Авраам же сказал слугам своим, сыновьям Масековым: «Пойдите в лошадиное стадо и приведите двух лошадей ручных и укрощенных, чтобы я и человек сей, мой гость, сели на них». И сказал архистратиг: «Нет, господин мой Авраам, не вели им приводить лошадей, ибо остерегаюсь я садиться на тварь четвероногую. И неужели Повелитель мой не счастлив многим богатством, имея власть над людьми и всяческими созданиями? Но я сам остерегаюсь того – когда-либо сесть на тварь четвероногую. Так что давай, праведная душа, пешком проделаем путь до дома твоего». И сказал Авраам: «Воистину да будет так» 177 . 3. Как шли они от поля к жилищу его, росло у дороги древо кипарис. И се, повинуясь воле Божией, заговорило древо человеческим голосом и сказало: «Свят, свят, свят Господь Бог, призывающий его любящими Его» 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010