Посему пастыри и учители в Церкви Христовой будут существовать до самого скончания века, до дня второго пришествия Христова. Я показал тебе от божественного Писания, что церковь свою Господь создал с различными членами, чтобы она достойна была быть телом своей главы и имела возможность на совершение всех спасительных тайнодействий, или таинств святых. О таинствах и считаю нужным сказать теперь. Ты знаешь, что таинств церковных семь: Первое – крещение. Шедше научите вся языки, крестяше их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. зач. 116). По сему Господню повелению, реченному Апостолам, обдержно совершать святое таинство крещения могут и должны только приемшие на сие повеление от Господа Апостолы и их преемники – епископы, и епископами поставленные пресвитеры. Второе – миропомазание. Преподание верующим, по крещении, дарований Святаго Духа прежде совершалось чрез возложение рук апостольских (Деян. зач. 18 и 42). Потом же святая церковь начала преподавать сии дары чрез помазание крещенных святым миром, освящаемым епископами, преемниками Апостольской власти, согласно слову Апостола: помазавый нас Бог , иже и запечатле нас и даде обручение Духа в сердца наша (2 Кор. зач. 170). Миро освящается епископом, а освященным от епископа миром имеет власть помазывать крещёных, т. е. совершать таинство миропомазания и пресвитер. Третье таинство – евхаристия, или причащение тела и крови Христовых. Таинство сие сам Христос назвал Новым Заветом: сия чаша Новый Завет Моею кровию (Лук. зач. 108, 1 Коринф. зач. 149); совершать сие таинство Он же сам на тайной вечери повелел Апостолам: сие творите в Мое воспоминание: а приступать к сему таинству заповедал всем верным, глаголя: аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе (Иоан. зач. 23). Четвёртое таинство – таинство священства, или хиротонии, т. е. рукоположения во священные чины. Его совершали посланные от Господа Апостолы и совершают их преемники – епископы (Деян. зач. 35, 1 Тим. зач. 287, к Титу зач. |
5 Пс. 118, 12. 6 Пушкин А.С. Сцены из рыцарских времен. Вл. Соловьев цитирует неточно. У Пушкина: Вот уж сорок лет живу, Ни во сне, ни на яву Не видал до этих пор Я на ведрах медных шпор. 7 Лекции по зоологии в университете Вл. Соловьев слушал у профессоров А.П.Богданова и С.А.Усова. По зоологии беспозвоночных читал курс лекций в 1869?70 учебном году проф. А.П.Богданов (см.: Лукьянов С.М. О Вл. С.Соловьеве в его молодые годы. Пг., 1916. Кн. 1. С.138 — 139). 8 У каждой зверушки свои игрушки. Каждому зверю суждено подохнуть (нем.). 9 См.: Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики?? Полн. собр. соч. М., 1910. Т. IV. С. 229 — 233. 10 Иер. 48, 10. 11 Фил. 3, 8. 12 Вольное изложение взглядов Фридриха Ницше, чья творческая деятельность прекратилась в 1889 г. в связи с душевной болезнью. 13 См.: Гоголь Н.В. Ревизор. Дейст. 1. Явление 1. 14 1 Мак. 1, 1 — 5. 15 Колос. 1, 18; Деян. 26, 23. 16 чандалы — первонач.: низшая каста у индусов. 17 Гал. 4, 9; Кол. 2, 8, 20. 18 Лук. 1, 46 — 47, 49, 51 — 53. 19 Пс. 8, 5. 20 На соборе в Эфесе в 449 г. Александрийский патриарх Диоскор принудил церкви признать монофизитство — учение, по которому природа Христа не богочеловеческая, но только божественная. В 451 г. на IV Вселенском соборе (Халкидонском) монофизитство было осу ждено как ересь. Последователи этого учения отказались подчиниться постановлению собора и выделились в отдельную церковь (см.: Соловьев Вл. Монофизитство?? Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. С.421 — 424; Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XIX (2). С. 786 788). 21 1 Коринф. 6, 3. 22 1 Коринф. 15, 26. 23 Это, ставшее впоследствии расхожим, определение есть, по-видимому, результат знакомства Вл. Соловьева с некоторыми этнографическими исследованиями (см.: Собр. соч. Т. 2. С. 151). 24 См.: Критика отвлеченных начал XXVI (наст. том с. 593 — 596). 25 См.: Повесть временных лет 986 — 988. 26 Рим. 2, 15. 27 дух (лат.). 28 См.: Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 426. 29 Категорический императив Канта: " …поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы " (Кант Н. Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 261). |
В " Критике отвлеченных начал " (1877 — 1880) Вл. Соловьев дает еще один перевод тех же строк из " Философов " Шиллера: Делать добро, моим ближним привык я, но только к несчастью Делаю это охотно, зане я сердечно люблю их. Как же тут быть? — Ненавидь их, и с чувством враждебным и злобным Делай добро, и тогда только будешь морально оправдан. (Собр. соч. Т. 2. С. 65). 95 См.: Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 89 — 90. 96 См.: Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 454 — 468. 97 Деян. 17, 28. 98 материя (греч.), материальная причина (лат.) (Быт. 2, 7). 99 форма (греч.), формальная причина (лат.) (Быт. 1, 27). 100 цель (греч.), целевая причина (лат.) (Быт. 1, 26). 101 1 Фес. 1, 6. 2 Коринф. 1, 22; 5, 5. 102 Термин " отвлеченный морализм " отсутствовал в журнальном варианте. Введен в книгу при первом издании в связи с полемикой против воззрений Л.Толстого. Об этой полемике см.: Лосев А.Ф. Вл. Соловьев и его ближайшее литературное окружение. Ч. 1. Вл. Соловье в и Л.Толстой?? Литературная учеба. 1987. 103 Вл. Соловьев имеет в виду религиозные воззрения Л.Толстого и его последователей; см.: Соловьев В.С. Идолы и идеалы?? Собр. соч. Т. V. 104 хорошо (древнеевр., греч.) (Быт. 1, 10, 12, 18, 21, 25); хорошо весьма (древнеевр., греч.) (Быт. 1, 31). 105 Притч. 3, 19 — 20. 106 Матф. 5, 45. 107 Матф. 5, 48. О " демоне " Сократа см.: Платон. Апология Сократа 31d, Федр 242b, Теэтет 151а. 108 Рим. 8, 9, 11; 1 Коринф. 3, 16; 2 Тим. 1, 14. 109 Иоан. 10, 22 — 38; 1, 9 — 14. 110 Рим. 8, 19 — 21. 111 Всеобщее (полное) спасение (греч.). Апокатасис (т. е. неизбежное спасение, просветление и соединение с Богом всех, включая дьявола) — одна из главных идей Оригена. 112 Иоан. 1, 12. 113 См.: Кант И. Трактаты и письма. С. 129. 114 Деян. 9, 1 — 19. 115 Гал. 3, 27; Рим. 13, 14. 116 Лук. 1, 38. 117 Матф. 5, 48. 118 Имеются в виду " Божественная комедия " Данте и " Arcana coelestia " Сведенборга (рус. сокр. перевод — " О небесах, о мире духов и об аде " . Лейпциг, 1863). 119 Morgan L.H. Leaque of the Ho-de-no-sau-nee, or Iroquois. Rochester; New York, 1851 (Морган Л.Г. Лига Ходеносауни, или ирокезов. М., 1983). |
29 В пр. 17 я предложил самое вероятное, по моему мнению, объяснение разности между греческим текстом и латинским на этом пункте. Другие объяснения также возможны. Σκεος имеет смысл столь широкий (Деян. апост. 10, 11 „ καταβανον σκες τι ς θνην μγαλην« по-русски трудно назвать „сосудом»); σκεη в доме – не только „сосуды» ( σκεος μδιος Лук. 8, 16; 11, 33 ; Матф. 5, 15 ), но „мебель« вообще ( Матф. 12, 29 ; ср. Евр. 9, 21 ). Современный „портплед» – несомненно σκεος, по Деян. 10, 11 . – Σκεη при путешественнике багаж. В африканских церквах книги хранили иногда очень просто. Gesta purgationis Felicis (Migne, S. Lat. t. 8, 725 AB): „inuenies in cathedra libros et super lapide codices». Из слов πιφανου περ μετρων κα σταθμν, n. 18, p. 174 Petau, IV, 22 Dindorf: ν δ τ βδμω ατο τελ =217 г. no p. Xp. ηρθησαν κα βιβλοι τς πμπτης κδσεως ν πθοις ν εριχ κεκρυμμνοι, а при Александре Севере ηρθη κτη κδοσις, κα ατ ν πιθοις κεκρυμμνη ν Νικοπλει τ πρς κτα видно, что ценные книги скрывали [ср. Иерем. 39 (32), и 14] а может быть и в обычное время хранили в глиняных горшках (ср. 2. Коринф. 4, 7: χομεν δ τν θησαυρν τοτον ν στρακνοις σκεεσιν). Очевидно, σκεεσιν актов допускает и такое объяснение. – Некоторый интерес в виду дальнейшего представляет вопрос: где находились эти книги 17 июля 180 г.? Если бы налицо было только латинское чтение, вероятно, все не задумываясь ответили бы: видимо в зале заседания, in secretario. Если σκεεσιν багаже», т. е., если исхлиских христиан арестовали во время путешествия; то, конечно, вместе с ними захватили и их книги. Но если допустить невероятное, что свое σκεεσιν автор выбирает намеренно, чтобы противопоставить его слову capsa как неподвижный книжный шкаф (у Обэ: „in uestris armariis») переносному книжному футляру; то не следует ли думать, что книги в данный момент находились в Исхли? Самое слово πκεινται не должно ли значить: положены и теперь еще там лежат? Думаю, что ответ должен быть отрицательный. |
И если Стефан говорит в Деяниях: Бог славы явися отцу нашему Аврааму (Деян. VII:2), то Павел то же говорит и о Сыне: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли (1 Коринф. II, 8); а подобно сему говорит и Давид: Господь сил, Той есть Царь славы (Псал. XXIII:10). Ибо единая есть слава Отца и Сына и Святаго Духа: славы Моея, сказано в Писании, иному не дам (Исаия XLVIII, 11). И Сын- не вторый Бог, но Слово единаго и единственнаго Бога, богоглаголемое во Отце, как и Отец богоглаголется в Сыне. Так говорит Исаия, со Отцем именуя Богом и Сына: и поклонятся Тебе, и в Тебе помолятся: яко в Тебе Бог есть, и несть Бога разве Тебе. Ты бо ecu Бог, и не ведехом, Бог Исраилев Спас. Постыдятся и посрамятся вси противящиися Ему (Исаия XLV, 14—16). Противятся же Ему неисповедующие, что Он и Дух Его одной и той же сущности со Отцем, и что нет Бога кроме Его, а также стыдящиеся Его страданий и обнищания. Ибо никто не может знать Бога, если Распятаго и Воскресшаго из мертвых с Апостолом Фомою не исповедует Господом и Богом (Иоан. XX:28). Он говорит Апостолам Своим: аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте убо: и отселе познасте Его и видесте Его. Глагола Ему Филипп: Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам. Глагола Ему Иисус: толико время с вами есмь, и не познал ecu Мене, Филиппе? Видевый Мене, виде Отца Моего: и како ты глаголеши, покажи нам Отца? Не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть? Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю: Отец же Мой во Мне пребываяй, Той творит дела. Веруйте Мне, яко Аз во Отце Моем, и Отец во Мне есть: аще ли же ни, за та дела веру имите Ми (Иоан. XIV:7—11). Дело же Бога Отца изгонять бесов; а Господь говорит, что Духом Святым изгоняет бесов: аще ли же Аз, сказано, о Дусе Божии изгоню бесы (Матф. XII:28); и по сказанному у Луки: аще ли же Аз о персте Божии изгоню бесы (Лук. XI:20). Ибо Писание, когда Христа именует мышцею Отчею, тогда Духа Святаго называет перстом Божиим; и когда Сына именует Словом Божиим, тогда Святаго Духа называет дуновением Божиим. |
Поэтому, Спаситель справедливо, сказав прежде: Аз и Отец едино есма (Иоан. X:30), присовокупил: Аз во Отце, и Отец во Мне, чтобы показать тождество Божества и единство сущности. Они едино не в том смысле, что оно разделено на две части, которые из себя составляют одно, и не в том смысле, что одно поименовано дважды, так-что один и тот же иногда есть Отец, а иногда Сын Самого Себя; так думавший Савеллий признан еретиком. Напротив того, два суть по числу, потомучто Отец есть Отец, и не Он же есть Сын, и Сын есть Сын, и не Он же есть Отец; но естество одно, потомучто рождение не неподобно Родившему, и есть Его образ, и все, чтò принадлежит Отцу, принадлежит и Сыну. Поэтому, Сын есть не другой Бог, ибо не совне примышлен. Иначе, без сомнения, было бы много богов, если бы примышлено было чуждое Божество, кроме Божества Отчаго. Если Сын есть иное, как рождение, то Он то же самое, как Бог. Он и Отец суть едино, как сказано, по свойственности и сродственности естества и по тождеству единаго Божества. Ибо и сияние есть свет, а не второе чтò по солнце, не иной свет, не свет по причастию света, но всецелое собственное его порождение. Таковое же порождение по необходимости есть единый свет, и никто не скажет, что суть два света; но хотя солнце и сияние суть два, однакоже один от солнца свет, в сиянии светящий повсюду. Так и Божество Сына есть Божество Отца, а потому оно и нераздельно; и таким образом, един Бог, и нет инаго кроме Его. Поелику Они едино, и Божество одно и то же, то, кроме наименования: Отец, то же самое сказуется о Сыне, чтò сказуется об Отце; так например. Сын именуется Богом: и Бог бе Слово; Вседержителем: сия глаголет Иже бе, и сый, и грядый, Вседержитель (Апок. I:8); Господом: един Господь Иисус Xpicmoc (1 Коринф. XIV:6). Говорится, что Сын есть свет: Аз есмь свет (Иоан. VIII:12);-uзrлaждaem грехи: но да у весте, сказано, яко власт иметь Сын Человеческий на земли отпущати грехи (Лук. V:24). А найдешь и многое иное. Ибо Сам Сын говорит: вся, елика иметь Отец, Моя суть (Иоан. XVI:15), и Моя Твоя суть (Иоан. XVII:10). Кто слышит, что свойственное Отцу сказуется о Сыне, тот и чрез сие узрит Отца в Сыне; узрит же и Сына во Отце, когда сказуемое о Сыне сказуется также и об Отце. Почему же о Сыне сказуется свойственное Отцу? Не потому ли, что Сын есть Отчее рождение? Почему же и свойственное Сыну принадлежит Отцу? Не потому ли опять, что Сын есть собственное рождение Отчей сущности? Будучи же собственным рождением Отчей сущности, Сын справедливо именует Своим принадлежащее Отцу. |
составитель игумен Тихон Бисеры и маргариты из Слова Божия 1 . Всяк, иже призовет Имя Господне, спасется ( Иоиль 2, 32 ; Римл. 10, 13 ). 2 . Аще исповеси усты твоими Господа Иисуса, спасешися ( Римл. 10, 9 ). 3 . Несть иного Имене под небесем, данного в человецах, о Нем же подобает спастися нам (Имя Господа Иисуса) (Деян. ап. 4, 10). 4 . Никто же глаголет Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Коринф. 12, 3). 5 . Без Мене, глаголет Господь, не можете творити ничесоже ( Иоан. 15, 5 ). 6 . Душа молящаяся… ходит в след красоты Христовы, последуя Ему с девами честными чистою мысли и поя: – «Приведутся Царю девы в след Его» ( Псал. 44, 15 ); Христа воображая и предзря, говорит: «Предзрих Господа предо мною выну, яко одесную мене есть» ( Пс. 15, 8 ); прилипляясь любовию ко Христу, взывает: «Господи, пред Тобою все желание мое» ( Псал. 37, 10 ). На Христа (умно) взирая вопиет: «Очи мои выну (всегда) ко Господу» ( Пс. 24, 15 ). Ко Христу, беседуя чистою молитвою, услаждаясь Им, весело взывает: «Да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе» ( Псал. 103, 34 ) (См. Доброт. часть 2-я, Феолинта Филад. сл. ос сокров. делании, гл. 1-я стр. 50 на обор.). 7 . Еже аще что просите от Отца во Имя Мое, то сотворю: да прославится Отец в Сыне. 8 . Аще чесо просите во Имя Мое, Аз сотворю ( Иоан. 14, 13, 14 ). 9 . Аминь, аминь, глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во Имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во Имя Мое: просите и приимете, да радость ваша исполнена будет ( Иоан. 16, 23, 24 ). 10 . О Имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных… ( Филип. 2, 10 ). 11 . Непрестанная молитва. Бог не имать ли сотворити отмщение избранных Своих, вопиющих к Нему день и нощ (в молитвах), и долготерпя о них? Глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре ( Лук. 18, 7–8 ). 12 . Непрестанно молитеся ( 1Солун. 5, 17 ). Хощу, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздающе преподобныя руки без гнева (в мире) и размышления (без развлечения посторонними помыслами и мечтаниями) ( 1Тим. 2, 8 ). |
г) Кровосмешение: да будет изъят из среды вашей сделающий такое дело, (писал св. ап. Павел об одном грешнике виновном в кровосмешении) (1 Коринф. V, 15). Средства сохранит целомудрие: а) труд: праздность научила многому худому, учит преподобный сын Сирахов (XX. 33, 28). б) трезвость: не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом ( Eфec. V, 18 ). в) воздержание в пище и питье: смотрите вы за собою, чтобы сердца наши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лук, XXI, 84). – Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и завимти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Римл. XIII, 13 – 14). г) удаление от худых товарищей и соблазняющих на грех и предметов: сын мой! если будут склонят тебя грешники, не соглашайся, (Притч. Сол. I, 10). – Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца ( 2Тим. 11, 22 ). – Если же правый глаз твой соблазняет тебя; вырви его, и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну ( Mamф. V, 29 – 30 ). д) Жизнь по духу, а не по плоти, жизнь для Бога и спасения собственной души, а не для мира и угождения плоти: и говорю; поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти ( Гaл. V, 16 ). е) распинание своей плоти со страстями и похотями: те, которые Христовы, распили плоть со страстями и похотями. ( Гaл. V, 24 ). ж) сознание вездеприсутствия Божия (страха Божия): нет больше меня в доме сем; и он (Пентефрий) не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло, и согрешу пред Богом, говорил целомудренный Иосиф искушавшей его на грех жене Пентефрия. ( Быm. XXXIX, 9 ). – Во все дни помни, сын мой, Господа Бога нашего, и не желай грешить и преступать заповеди Его. Во все дни жизни твоей делай правду, и не ходи путями беззакония ( Tobum. IV, 5 ). |
1Кор.16:7 . Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит. 1Кор.16:8 . В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, 1Кор.16:9 . ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много. Ап. намеревается посетить Коринф после того, как побывает в Македонии, и побыть в Коринфе долгое время. Теперь же ему нужно остаться до 50-цы в Ефесе. – «Иду чрез Македонию», т. е. собираюсь идти... – «Меня проводили», т. е. приготовили для меня и моих спутников все необходимое в путешествии. – Ап. писал послание около Пасхи 57-го г. Он рассчитывал еще несколько недель прожить в Ефесе, лето провести в Македонии, откуда осенью пойти в Коринф и пробыть там зиму 57–58-го года. Но некоторые обстоятельства заставили его изменить свое намерение и обстоятельства эти были, кажется, очень серьезного свойства (ср. 2Кор. 2:1–4 ). – «Дверь», т. е. открылась возможность распространять Евангелие. – «И противников много». Это обстоятельство заставляет Апостола продолжать свое пребывание в Ефесе. Он должен бороться с теми, кто ставил преграды Евангелию, и побороть их. 1Кор.16:10 . Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. 1Кор.16:11 . Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями. 1Кор.16:12 . А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно. До прихода Апостола в Коринф туда может прибыть Тимофей. Ап. просит коринфян принять его и проводить как следует. Что касается Аполлоса, то он не захотел пойти в Коринф теперь и придет после. Ап. опасается, что коринфяне могут пренебречь тем, что им будет говорить Тимофей: он должен был показаться им слишком юным для того, чтобы выступать в качестве руководителя Церкви (ср. 1Тим. 4:12 ). – «Я жду его с братиями». Посланные Коринфской Церковью к Павлу послы еще не ушли в это время от него и ждали, что скажет о настроении коринфян Тимофей (ст. 17). – «А что до брата Аполлоса...». Ап. в виду существования партии Аполлоса в Коринфе, считает нужным сказать, что он вовсе не задерживает у себя Аполлоса, как будто опасаясь усиления его партии с его прибытием в Коринф. Аполлос сам не хотел идти туда, не желая подать повод к тому, чтобы его считали ищущим популярности в ущерб влиянию Павла. – «С братиями» т. е. с посланными от коринфской Церкви христианами. |
2Кор.1:21 . Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, 2Кор.1:22 . Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. Ап. однако не хочет приписывать утверждение христиан в вере своим личным усилиям. Он хорошо знает, что христиане, как и сами Апостолы, утверждаются в вере во Христа Самим Богом. – «Помазавший нас». Ап. имеет здесь в виду свое призвание (ср. Лк 4:18 ) к служению проповедника, почему говорит уже только о себе и своих спутниках, а не о всех христианах (выражение: с вами здесь пропущено). – «И запечатлел нас». Как это запечатление совершилось – Ап. объясняет в следующем выражении: «дал залог Духа». Выражение «залог» ( ρραβν) служит обозначением поруки. Для чего Дух Св., полученный верующими, служит порукою – Ап. не говорит, но мысль его в этом отношении ясна. Св. Дух, пребывающий в сердцах верующих является ручательством в том, что они получат в будущем мессианское спасение (ср. 2Кор.5:5 ; Eф I:14 ) 2 . 2Кор.1:23 . Бога призываю во свидетеля на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, Оправдавши себя против обвинения в легкомыслии, Ап. указывает теперь причину, по какой он не посетил Коринфа. Ап. клянется Богом, – как свидетелем того, что делалось в душе Апостола, – что только жалость к Коринфянам (ср. 1Кор 4:21 – «с жезлом прийти к вам»?) мешала ему явиться в Коринф. – «Доселе» – правильнее: опять не пришел ( οχτι), во второй раз не пришел. 2Кор.1:24 . не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды. Если Ап. сказал, что он из пощады к Коринфянам не хотел прийти в Коринф, то и этим он вовсе не хотел сказать, что ему предоставлено какое либо деспотическое право над верою Коринфян. Он только хочет порицаниями и похвалами возбудить эту веру. Ему, напротив, хочется быть участником их радости, а этой радости и помешало бы его преждевременное прибытие в Коринф, когда Коринфяне еще не исправили своих недостатков. И вообще относительно веры Коринфян Ап. не имел ничего сказать Коринфянам – в вере они тверды, хотя имеют недостатки в других отношениях (Феофил.). – Ясно отсюда, что на Апостола взводили обвинение, будто он вполне отрицательно относится и к самой вере Коринфян, не придавая ей никакого значения, что, разумеется, Коринфянам было обидно предположить. |
| |