Не мы этому учим, а учил о том Сам Христос, ибо сказано: «Хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... во Мне пребывает, и Я в нем» ( Иоан.6:48–56 ), так обещал Христос дать Себя в евхаристическую снедь для жизни вечной ученикам Своим и всей Своей церкви. И речь тут не об учении, которое Христос всегда давал и о котором не мог сказать дам (будущее время), и не о простом хлебе, который «едят и умирают» (–49). Нет! Тут речь о причастии Жизни, – через которое Сущий входит в нас и смертное приобщает к бессмертному. Или: «Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взяв чашу (с вином), и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов... сие творите в Мое воспоминание» ( Мф.26 ; Мк.14 ; Лук.22 ). И, о, Боже долготерпеливый и многомилостивый, Толстой, вместе с адской нечестью, богохульно смеется над сим страшным Таинством!.. Обнять в кратком отклике и показать в нем всю ложь толстовского «Разрушения и восстановления ада», где, помимо Церкви, дьявольски осмеиваются и государство, и наука, и культура, трудно. Верующему тяжко мириться с мыслью, чтобы столь богохульная неправда на Христову Церковь , художественно представленная в «Разрушении и восстановлении ада», принадлежала перу «великого писателя земли русской»; хочется думать и верить, что эта новая хула на Духа Святого – плод диавольского наваждения. Для верующего это и понятно, и вместимо. Припомните слова, напечатанные в нашем журнале (в 1902 г.) верующего «друга детства» Льва Николаевича, – лица ему слишком близкого: «С некоторого времени» Лев Ник. стал прямо двойственным человеком: то он тот подлинный Лёвушка, каким все его знают по «Отрочеству и детству», – добрый, любящий, милый, мягкий, то вдруг станет какой-то иной, точно подмененный, суровый, мрачный отрицатель и ненавистник... И тогда чувствуешь и ему говоришь: это не твои речи, Лёвушка, это за твоей спиной стоит «невидимка с рожками», он нашептывает тебе»...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Недостатки этих мнений приводят к признанию за наиболее правильное понимание этого наименования в мессианском смысле, в каковом оно употреблено в словах пророка Даниила: видел я в ночных видениях: вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий (ke-bar enosch), дошел до Ветхаго днями и приведен был к Нему, и Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. ( Дан. 7:13–14 ). Под явившимся в образе Сына человеческого несомненно здесь разумеется существо выше-человеческого достоинства, сам Мессия. К Мессии, по свидетельству Талмуда (Schoetgen Horae hebr. 11), относили это пророчество еврейские книжники, и, следовательно, таковым было и древнейшее иудейское понимание видения Даниила. Пред временем явления Мессии пророчественное видение Даниила, без сомнения, было общеизвестным среди иудеев. Отсюда, – выражение «Сын человеческий» могло получить значение мессианского наименования. В апокрифической кн. Эноха, написанной приблизительно за полтора столетия до Р. X., Мессии действительно и усвояется часто наименование «Сын человеческий» (здесь же , впрочем, усвояется Мессии и другое наименование – «Избранный», находящееся и у Лук. 23:35 ) 26 ) Есть основания предполагать, что книга псевдо-Еноха была широко распространенною среди иудеев около времени рождества Христова, а, следовательно, и в народном словоупотреблении наименование «Сын человеческий» могло получить мессианское значение. Можно в самых евангелиях находить подтверждение, что иудейский народ во времена Спасителя принимал выражение «Христос» и «Сын человеческий», как однозначащие ( Иоан. 12:31–34 ). И учение Самого И. Христа, особенно о явлении Сына человеческого во славе Своей или во славе Отца Своего, о шествии Его на облаках небесных, одесную силы, о Его суде над миром, стоит в несомненной связи с видением пр. Даниила. Особенно очевидна эта связь в ответе Иисуса Христа на вопрос первосвященника: Ты ли Христос, Сын Божий? ( Мф. 26:64 : ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Неожиданно в собрание их явился один из двенадцати апостолов, по имени Иуда Искариотский, и сказал: „что вы дадите мне, и я вам предам Его?“ Они как будто не обратили особенного внимания на слова предателя н предложили ему цену обыкновенная раба – тридцать серебряников. Иуда согласился взять эти деньги и с того времени стал искать удобного случая, чтобы предать Господа врагам Его. § 83. Тайная вечеря. (Мф. 26, 17–30; Марк. 14, 12–26; Лук. 22, 7–30; Ин.13, 1–30) Утром в четверток Господь повелел апостолам Петру и Иоанну приготовить все нужное для празднования Пасхи. На вопрос их: „где приготовить?“ – сказал „вот при входе вашем в город, встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом и скажите хозяину: „Учитель повелел сказать время Мое близко; где горница, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?“ и он покажет вам горницу большую, устланную: там приготовьте“. Они сделали, как повелел им Иисус. При наступлении вечера, Господь Иисус Христос пришел в приготовленную горницу и возлег вместе с двенадцатью учениками. И всегда Господь любил своих учеников, но в эти последние часы любовь Его к ним выразилась самым трогательным образом. Господь встал с Своего места, снял себя верхнюю одежду; взяв полотенце, препоясался, потом влил воду в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и утирать полотенцем, которым был препоясан. Все безмолвно повиновались; но когда очередь дошла до Петра, то он сказал: „Господи! Тебе ли (Мессии, Владыке живых и мертвых) умывать мои ноги?“ Господь сказал ему: „что Я делаю теперь, ты не знаешь, а уразумеешь после“. Петр воскликнул: „не умоешь ног моих во век!“ Господь ответил: „если не умою тебя, не будешь иметь части со Мною“ – „Господи!“ – воскликнул Петр – „не только ноги мои, но и руки, и голову!“ Господь сказал: „омытому нужно умыть только ноги, потому что чист весь 76 , и вы чисты“, – прибавил Он, обращаясь к другим ученикам,-„но не все“ (первое вразумление Иуде). Совершив омовение ног, Господь сказал: „знаете-ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Но почему же этот второй Мессия стал мыслиться в представлении иудеев сыном Иосифа или Ефрема? Ответ на этот вопрос Дальман находит в пророческом благословении Моисея Иосифу: «крепость его – как первородного тельца, и роги его как роги буйвола: ими избодет он народы, – все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины» ( Втор. 33:17 ). «В какую постоянную связь, говорит Дальман, ставится Мессия бен-Иосиф с этим пророчеством Моисея! Первородный телец Иосифа в благословении Моисея служит таким же символом Мессии бен-Иосифа 963 , как и осел в пророчестве Закарии ( Зах. 9:9 ) служит символом Мессии бен-Давида. Не совсем не прав и Edw. King (The Yalkut on Zechariah, Cambridge 1882), который говорит: «если бы ученый, совершенно свободный от предвзятых иудейских или христианских мнений, стал бы истолковывать пророчество Иакова ( Быт. 49 гл.), то он, я думаю, непременно пришел бы к заключению, что здесь наряду с мессианским обетованием Иуде ( Быт. 49:10–12 ) можно найти столь же ясное мессианское обетование и Иосифу» ( Быт. 49:22–26 ). То, что сказано здесь об Иосифе («тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева: оттуда пастырь и твердыня Израилева»), нельзя относить к Иисусу Навину, который происходил из колена Ефремова ( Чис. 13:9; 13:17 ), или к Гедеону, происходившему из колена Манассиина ( Суд. 6:15 ): иудей мог или относить это пророчество к позднейшим царям из рода Ефремова или, поставляя его в связь с мессианским обетованием относительно Иуды, думать об имеющем прийти в конце времен могущественном израильском царе из колена Иосифа – Мессии бен-Иосифе.... Что пророчество Моисея ( Втор. 33:13–17 ) действительно послужило исходной точкой для образования иудейских представлений о втором Мессии, это видно не только из усвоенного ему наименования «бен-Иосиф», но из того, что ему усвояются имена сыновей Иосифа «бен-Ефрем» и «бен-Манассия» (Bamidhar rabba с. 14); если в талмудических писаниях наименование – бен-Ефрем употребляется гораздо чаще, то это объясняется преимуществом Ефрема перед Манассией, как первородного тельца» 964 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Но среди всеобщей радости Господь был печален. Когда с Елеонской горы открылся Иерусалим, то Он прослезился и сказал: «о, если бы ты, хотя в этот день, узнал, что служить к миру твоему! Но это скрыто от глаз твоих. Вот придут дни, когда враги твои разорять тебя, побьют детей твоих и не оставить в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего». В Иерусалиме Господь направил путь Свой к храму и, вступив в него, выгнал всех торгующих там, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, говоря: «написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников». После сего приступили к Нему слепые и хромые, и Он исцелил их. Между тем, со стороны начальников иудейских употреблены были все усилия, чтобы утишить народный восторг, и народ, боясь начальников, замолчал. Но они никак не могли остановить детей, которые и в стенах храма продолжали восклицать: „осанна Сыну Давидову!“ Слыша эти восклицания и видя чудеса Христовы, первосвященники в негодовании сказали Господу: „слышишь-ли, что они говорят?“ Господь ответил им: „разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу“ ( Пс. 8, 3 ) и, предрекая о дне Своих страданий, прибавил: „если они умолкнуть, то камни возопиют“. Вечером Господь с учениками возвратился в Вифанию. § 72. Проклятие Иисусом Христом смоковницы. (Лук. 13, 1–9; Мф. 21, 18–22; Марк. 11, 12–14, 20–26). На третьем году Своего общественного служения Господь сказал притчу о „бесплодной смоковнице“, которую имел господин в своем винограднике. „Он“, – говорится в притче – „пришел искать плода на ней и не найдя, сказал своему виноградарю: „вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу: сруби ее, зачем она и землю занимает?“. Но виноградарь отвечал: „господин, оставь ее еще на год, пока я окопаю ее и обложу навозом, не принесет ли она плода; если же нет, то на следующий год срубишь ее“. Притча эта имеет значение по отношению и ко всем людям вообще и в частности к народу еврейскому. В отношении ко всем вообще она означает, что Господь долго ожидает покаяния от грешников, но если они упорствуют в своей нераскаянности, то, наконец, посекает их, как сухие бесплодные деревья, и осуждаете на вечную погибель. По отношению же к народу еврейскому означаете, что Господь третий год уже проповедовал ему, но не видел надлежащих плодов от своей проповеди. И тогда народ этот уже заслуживал гнева Божия и осуждения; но милосердный Господь оставил ему еще год на покаяние, и в этот год употребил особенный средства к его вразумлению (чудо воскрешения Лазаря, торжественный вход в Иерусалим). Но и в этот последний год служения Христова народ иудейский в большинстве своем и особенно в лице своих начальников не оказал должного внимания проповеди Спасителя. Наконец, знаменательная притча о бесплодной смоковнице оканчивается не словами, а символическим действием Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

О каковой смерти Господь говорит в Евангелии: всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин 11, 26). Потому, желая достигнуть истинного совершенства, мы должны деятельно стремиться к тому, чтобы, как телесно мы оставили родителей, родину, богатства и удовольствия мирские, так, оставив все и сердцем, никогда уже не обращаться пожеланиями к тому, что отвергли, подобно израильтянам, выведенным Моисеем из Египта, которые хотя не возвращались туда телесно, однако называются возвратившимися; потому что, оставив Бога, с такою силою знамений изведшего их из Египта, сердцами своими опять обратились к нему (Египту) и, чтя египетских идолов, прежде отвергнутых, говорили к Аарону: сделай нам бога, который бы шел перед нами (Исх 32, 1). Иначе не быть бы нам осужденными вместе с теми, кои, во время пребывания в пустыне, вкусив небесной манны, желали нечистых, скверных яств, и не показаться ропщущими подобно им: хорошо было нам в Египте, где сидели мы над котлами мясными и ели лук, и чеснок, и огурцы, и дыни (Исх 16, 3; Чис 11, 5). Такой опыт, хотя, как образ, прежде совершился еще в том народе, однако и ныне, как видим, он каждодневно повторяется в нашем чине и звании. Ибо всякий, отрекшийся от мира, возвращаясь к прежним за ботам и увлекаясь прежними желаниями, делом и мыслью говорит то же, что и те: хорошо было мне в Египте. И таких найдется не столько ли, сколько тогда, при Моисее, являлось возмутителей, за что из всех, вышедших и Египта, которых насчитывалось шестьсот тысяч одних вооруженных, не более двух удостоились вступить в землю обетованную (Чис 14, 30)? Итак, поспешим заимствовать примеры добродетелей от тех людей, каких немного и которые очень редки, потому что и в Евангелии говорит- 257// ся, что много званых, а мало избранных (Мф 20, 16). Никакой не будет нам пользы от телесного отречения и местного, так сказать, исхода из Египта, если не постараемся стяжать также и отречение сердечное, которое выше и полезнее. О телесном отречении так говорит апостол: если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор 13, 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

О священном долге и двух господах Нам говорят, что убивать – священный долг, к этому призывает нас Бог. Действительно ли есть повод для подобных утверждений? 4 августа, 2014 Нам говорят, что убивать – священный долг, к этому призывает нас Бог. Действительно ли есть повод для подобных утверждений? Те и другие участники текущего конфликта уверяют нас, что наш священный долг – убивать и умирать под их знаменами. А Христос, как нам говорят (тоже с обеих сторон), благословляет соответствующее боголюбивое воинство. Что же, поговорим о священном долге. Священное Писание называет христиан воинами Иисуса Христа (напр. 2 Тим.2:3). Тот же образ воинского служения постоянно возникает в Предании. Христианин – это человек, который завербовался в армию Иисуса. У него есть задания, которые он должен исполнять. И Господь требует того же, чего требует и земной военачальник, – безусловной преданности, готовности тяжело трудиться и страдать. Даже готовности умереть. Сергей Худиев Проблема в том, что Он – не единственный, кто требует такой безоговорочной преданности. Требования положить душу и тело (особенно душу) на алтарь того или иного великого и справедливого дела звучат со всех сторон; и мы неизбежно оказываемся в ситуации конфликта лояльностей. Можно работать на двух работах, потому что работодатели требуют от вас только части Вашего времени и усилий; нельзя завербоваться в две армии, потому что каждому военачальнику Вы нужны целиком. Те и другие участники текущего конфликта уверяют нас, что наш священный долг – убивать и умирать под их знаменами. А Христос, как нам говорят (тоже с обеих сторон), благословляет соответствующее боголюбивое воинство. Что же, поговорим о священном долге. В Евангелии есть очень жесткие и пугающие слова, с которыми мы часто просто не знаем, что делать. Например, это: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук.14:26) Понятно, что речь идет не о ненависти в смысле зложелательства. В библейском контексте «то возлюбить, а это возненавидеть» означает «решительно предпочесть одно другому». Как Господь и говорит в другом месте « Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Матф.10:37)

http://pravmir.ru/o-svyashhennom-dolge-i...

Ос. 2 :11. И прекращу у нея всякое веселие, и праздники ея, и новомесячия ея, и субботы ея, и все празднества 21 ея. Ос. 2 :12. И опустошу виноградники ея и смоквы ея, о которых она говорила: «это у меня плата, которую дали мне любовники мои», и сделаю их свидетельством 22 , и будут поедать их звери полевые и птицы небесные и гады земные. Ос. 2 :13. И отмщу ей за дни Ваалов 23 , в которые она приносила им жертвы, и надевала серьги свои, и ожерелья свои, и ходила в след любовников своих, а Меня забывала, говорит Господь. Ос. 2 :14. Посему и Я увлеку 24 ее и сделаю ее как бы пустынею 25 и буду говорить к сердцу ея. Ос. 2 :15. И дам ей оттуда 26 имения ея и долину Ахорову 27 , чтобы раскрыть смысл ея. И смирится она там, как во дни юности своей и как во дни исхода своего из земли Египетской. Ос. 2 :16. И будет в тот день, говорит Господь, она назовет Меня: «Муж мой», и не будет более называть Меня: «Ваалим» 28 . Ос. 2 :17. И удалю имена Ваалов от уст ея, и не будут вспоминаемы имена их. Ос. 2 :18. И заключу в тот день для них союз с полевыми зверями, и с птицами небесными, и с гадами земными, и лук, и меч, и войну истреблю с земли, и поселю их с надеждою 29 . Ос. 2 :19. И обручу тебя Себе на век и обручу тебя Себе в правде, и в суде, и в милости, и в щедрости. Ос. 2 :20. И обручу тебя Себе в вере, и узнаешь Господа 30 . Ос. 2 :21. И будет в тот день, говорит Господь, Я услышу небо, а оно 31 услышит землю. Ос. 2 :22. И земля услышит пшеницу, и вино и елей, а они услышат Иезраеля. Ос. 2 :23. И посею ее для Себя на земле, и помилую непомилованную 32 , и скажу не народу 33 Моему: «ты — народ Мой», а он скажет: «Ты — Господь Бог мой» 34 . Глава 3 Ос. 3 :1. И сказал мне Господь: еще иди, и полюби женщину, любящую зло и любодейцу, как любит Бог сынов Израилевых, а они взирают на чужих богов и любят виноградные лепешки 35 . Ос. 3 :2. И нанял я себе ее за пятнадцать сребренников и за гомор 36 ячменя и за меру 37 вина. Ос. 3 :3. И сказал я ей: много дней оставайся 38 у меня, а я (буду) для тебя, и не блуди и не будь с другим мужем 39 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

перед Богом, все животворящим, и пред Иисусом Христом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание,.. соблюсти заповедь» ( 1Тим.6, 13–14 )? Какая же это заповедь, какое завещание? Из выше – и ниженаписанного нужно заключить, что этими словами он вовсе не делал никаких намеков на некое тайное учение, но скорее призывал не допускать никакого другого, кроме того, которое [Тимофей] слышал от него самого и, думаю, открыто: «При многих, – говорит он, – свидетелях». ( 2Тим. 2,2 ). Если этих «многих свидетелей» они не желают понимать как церковь , то это неважно, ибо не было тайным то, что говорилось «перед многими свидетелями». Однако желание [Павла], чтобы [Тимофей] передал это «верным людям, которые способны и других научить» ( 2Тим. 2,2 ), нельзя толковать как доказательство в пользу некоего тайного Евангелия. Ибо, когда он говорит «это», он говорит о том, о чем писал в тот момент, а о тайном, как только ему известном, он сказал бы не «это» (haec), а " то» (illa). 26. Далее, разумно было бы, чтобы он напомнил тому, кому поручил соблюдение Евангелия, не пользоваться им всюду и неосмотрительно, дабы, согласно слову Господню, «не бросать жемчуга свиньям и святыни псам» ( Матф. 7,6 ). Господь явно сказал это, без всякого намека на какое-либо скрытое «таинство» (ср. Иоан. 18,20 ). Он Сам заповедал: «Если что услышите во тьме и тайно, то проповедуйте при свете и на кровлях» ( Матф. 10,27 ). Он Сам путем образного сравнения предупреждал, чтобы ни одну «мину», то есть ни одно слово его, не скрывали без пользы в тайнике (ср. Лук. 19,20 сл.). Он Сам учил: «Свечу не ставят под сосудом, но на подсвечнике, чтобы светила всем, кто в доме» (ср. Матф. 5,15 ). Апостолы либо оставили это без внимания, либо плохо поняли, если не исполнили этого, скрывая кое-что из света, то есть из слова Божьего и таинства Христова. Они, сколько я знаю, никого не опасались – ни иудеев, ни язычников; и уж тем более свободно проповедовали в церкви те, кто не молчал в синагогах и публичных собраниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o_p...

" Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас " - примечательно это взаимное напряжение взглядов между хромым и Апостолами: это было как бы взаимное приготовление к чуду. Апостолы всматривались в убогого полным Христовой любви и сострадания взглядом и привлечением на себя взгляда хромого хотели узнать, насколько он духовно восприимчив, а вместе с тем хотели заставить его внутренне сосредоточиться, возбудить в нем веру и надежду. Как и в других случаях, от имени остальных, говорит Петр: " серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи " - этими словами Апостол прямо разрушает надежду хромого получить от него денежную милостыню, но зато вселяет в него надежду на получение иного - высшего дара, которого хромой, конечно, не мог ожидать. Примечательно, что Апостол говорит с полной уверенностью в возможности совершения чуда. Эта уверенность основана несомненно на тех обетованиях, которые дал Господь Своим Апостолам (Марк. 16:18; Лук. 9:1; Иоан. 14:12), а вместе с тем и на ощущении в себе необычайной силы Духа Святого, что Апостол и выражает словами: " что имею. " " Во Имя Иисуса Христа Назорея, встань и ходи " - Апостол совершает чудо Именем Господа Иисуса Христа, удостоверяя сим наглядно, что распятый и умерший Иисус жив и что Он есть " источник исцелений для людей. " Для возбуждения еще большей энергии веры в хромом, Апостол берет его за руку и поднимает. Исцеленный пошел не домой, но в храм, чтобы возблагодарить Бога за свое исцеление. Весь народ, собравшийся также на молитву в храм в этот вечерний час, узнав хорошо всем известного хромого, исполнился ужаса и изумления. Исцеленный же, в чувстве благодарности к исцелителям не отходил от Петра и Иоанна, громко прославляя Бога и, очевидно, и их. Это, конечно, привлекло к Апостолам и исцеленному общее внимание. Они находились в это время в обширной крытой галерее, через которую вели в храм красные ворота и которая называлась притвором Соломоновым. По Флавию, из всех Соломоновых храмовых построек во время халдейского погрома при Навуходоносоре сохранились остатки только этого притвора, занимавшего восточную сторону, почему по возобновлении его и стали называть Соломоновым. Речь ап. Петра по поводу исцеления хромого (3:12-26).

http://sedmitza.ru/lib/text/430514/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010