Беды, по выражению ап.Павла, предстоят нам в реках, беды во градех, беды в пустыне, беды в море, беды во лжебратии ( 2Кор. 11:26 ). Что же делать нам? Неужели нам отчаиваться в своих житейских неудачах и падать духом? Избави Бог ! У нас есть Защитник от бед и скорбей – Господь наш Иисус Христос. «Житейское море, воспевается в одной церковной песни, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве». Стало быть, нам нечего бояться житейских волнений: у нас есть сильный Кормчий – стоит только от глубины души воскликнуть Ему: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Эту молитву и предписывают святые отцы-подвижники для постоянного, так сказать, ежеминутного употребления христианина. Кратка она, но как много в ней чувства и силы! Выражая вполне глубокое покаянное чувство молящегося, она, вместе с тем, свидетельствует о живой вере его в Иисуса Христа, Сына Божия, как Спасителя грешных, в ней видна и скорбь грешника о потере внутреннего спокойствия своей души, и надежда снова обрести мир и радость в Боге Спасителе нашем. Нет греха, которого не простило бы милосердие Божие; нет несчастия, от которого не избавила бы бесконечная благость Господа; нет скорби, которую не облегчила бы Божественная сила Искупителя. Возопий только каждый труждающийся и обремененный: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, – и скоро почувствуешь облегчение своей греховной тяжести. а)      Сидит однажды, повествуется в Евангелии ( Лук. 18:35–43 ), слепец у дороги и просит милостыни, т.е. насущного куска хлеба, потому что сам несчастный и рад бы, но не мог добывать себе пропитания своими трудами. Слышит, ему говорят, что мимо идет Иисус Назарянин. Жители Назарета, незначительного городка в Галилее, были у иудеев в презрении; поэтому название «Назарянин» означало презренного, низкого, отверженного человека. Но слепец не разделяет этого мнения об Иисусе, а, напротив, исповедует Его Сыном Давидовым, а это значит то же, что истинный Мессия – Сын Божий, и взывает: помилуй мя. Видно, несчастный понял, что слепота его есть воля Божия, видно, он сознал в себе какую-либо вину, заслуживающую такой болезни, – видно, понял, что исцеление слепоты, невозможное у людей, возможно у Бога, – вот и взывал: помилуй мя. Громкое прошение о помощи не понравилось тем, которые сопровождали Иисуса Христа, и шедшие впереди заставляли слепца молчать, но слепец не слушался никого, потому что всецело, всею душою, всем сердцем, всею мыслию занят был Спасителем, ожиданием от Него милости, и стал еще громче взывать: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя. Такая твердая и живая вера слепого исходатайствовала милость у Спасителя. Прозри: вера твоя спасла тебя, сказал ему Иисус Христос. Такова сила молитвенного призывания сладчайшего имени Иисуса Христа!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Познав свои недостатки, христианин, далее должен устыдиться их, почувствовать свою наготу духовную, подобно тому, как Адам, когда согрешил, устыдился наготы телесной 367 . Но этого мало. Христианин должен, затем начать укорять свою греховную душу 368 , разгневаться на самого себя 369 , возненавидеть себя самого, сделаться врагом самого себя, ибо кто гневается на самого себя, тот, делаясь чем – то большим себя самого, покоряет душу свою, подобно тому как полководец покоряет град врагов 370 . А еще лучше, если христианин, познав скверну своей души, начнет проливать слезы о своих грехах, о своей нищете духовной, скорбеть и болезновать непрестанно 371 . Падший человек даже и не может возвратить себе потерянный горний Иерусалим, как если только не станет день и ночь проливать слезы. Если у матери был сын единородный, самый благообразный лицом, мудрый, украшенный всеми благами, и в этом сыне заключались все её надежды, но она похоронила его, то остается уже ей одна непрестанная скорбь, один безутешный плач. Так, как бы по умершей для Бога душе, и ум должен плакать, проливать слезы, непрестанно предаваться скорби и сердечно сокрушаться. Кто таков к тому приходит, наконец, благодать Божья и у него нет уже плача 372 . Слезы, проливаемые от великой скорби и сердечной тесноты, подлинно есть пища души, подаваемая от небесного хлеба, которого седши у ног Господних и плача, причащалась Мария, по свидетельству самого Спасителя ( Лук. Х. 42 ) 373 . Все истинные христиане проливают слезы; они составляют для них наслаждение, при этом истинные христиане оплакивают не только самих себя, но целого Адама, иначе сказать оплакивают грехи всего мира 374 , а если так, то и нельзя указать меры слез для христианина 375 . Затем нужны для нравственного преуспеяния христианина и внешние подвиги: пост, бдение, молитва , подвижничество, странническая жизнь и т. п! 376 . Что касается этих внешних подвигов, то все эти подвиги ценны лишь постольку, поскольку являются средствами для выработки доброго расположения сердца, приобретения духовных плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Из чего состоит деятельная жизнь? Сюда относятся различные виды воздержаний от похоти, чревоугодия, гнева, роскоши, рассеянности, пересудов, и прочих нечистых движений души и тела, а также дела по исправлению и усовершенствованию, к каковым относятся пост, бдение, псалмопение, коленопреклонения, стояние на молитве и т.п. Сюда же относится различных видов участие в разнообразных нуждах и страданиях людских: подаяние вещественной и невещественной милостыни, посещение больных, принятие странников и т.п. Все эти и подобные им дела многочисленны и разнообразны настолько, что их трудно исчислить, но все они сводятся к тому, чтобы с одной стороны, исторгать и истреблять застарелые страсти, а с другой, насаждать и созидать добродетели. Смысл и ценность этих дел в приготовлении души к деятельности высшей и полезнейшей, состоящей «в возношении ума ко Господу Богу, в сердечном внимании, умной молитве и созерцании чрез таковые упражнения вещей духовных». 478 Когда же деятельность внешняя начинает отводить от деятельности внутренней и даже препятствовать ей, тогда она получает неодобрительную оценку от Того, Кому старается всеми силами услужить. Господь не укорял Марфу до тех пор, пока та не стала придавать своей деятельности излишнюю цену и уничижать непонятное ей поведение своей младшей сестры Марии, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его ( Лук. 10:39 ). Иллюстрацией и доказательством вышеуказанного положения является дошедшая до нас история двух подвижников, которые, приобретя соответствующий уровень духовной жизни, вместе уже подвизались в пустыне, проводя время в безмолвии. Однажды, когда они вышли из своих пещер для сбора злаков и кореньев, которыми питались, один из них увидел, как другой внезапно остановился в испуге, а потом стремглав убежал, скрывшись в своей пещере. Недоумевая, что бы это значило, видевший убегавшего брата подошел к тому месту, которое его так напугало. И что же он увидел? Он увидел рассыпанным громадное количество золота… Скажите, кому из вас понятно поведение убежавшего? Чего он испугался? Вы скажете, он испугался сребролюбия, помня истину о невозможности служить Богу и мамоне одновременно ( Мф. 6:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

46. Покаяние есть и Божия трапеза, потому что чрез него вкушает Бог спасение человеческое. И Спаситель говорит: Мое брашно есть, да сотворю волю Отца Моего, Иже на небесех (Иоан. 4, 34). Итак, покаяние есть чудный хлеб Божий; Бог вкушает в нем исповедание совести; Он пиет в покаянии слезы умиления; в нем наслаждается благоуханною вонею — искренним чувством воздыханий; потому что оне для Бога благоухающее кадило. Вот — многообразныя брашна Божии: воздержание, пост, бдение, прилежная молитва, покорность со смирением; ибо сие благоугоднее Богу многих жертв. 47. Покаяние — праздник Богу; ибо Евангелие говорит, что Бог радуется более о едином грешнице кающемся, нежели о девятидесяти девяти праведник (Лук. 15, 7). Покаяние, творя праздник Богу, призывает и небо на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю. Все небесные чины пиршествуют, возбуждаемые к веселию покаянием. 48. Покаяние в жертву приносит согрешивших, но и опять оживотворяет их; умерщвляет, но и опять воскрешает из мертвых. Как же это? Слушай: берет оно грешных и делает их праведными. Вчера были мертвы, а сегодня они живы для Бога покаянием; вчера были чужие, а сегодня свои Богу; вчера беззаконны, а сегодня святые. Покаяние есть великое горнило, которое принимает в себя медь, и претворяет ее в золото; берет свинец, и отдает серебро. Если видал ты, как стекло принимает цвет гиацинта, или смарагда, или сапфира; то не усомнишься в таких претворениях силою покаяния. Покаяние, по благоволению Божию, срастворяет кающагося с благодатию Св. Духа, и человека всецело делает сыном Божиим. 49. Закон повелевал священныя вещи устроять все из золота. Законодатель не допустил пустоты в сих драгоценностях, чтоб мы знали, что Святые Божии имеют в себе всецелую святость. Слушай, кающийся! Приступи к Богу от всего сердца, и Он воздаст тебе всецелым тебя переплавлением. Взыскал ты переплавления в огне покаяния; смотри, ничего не оставляй не переплавленным. Вот что я разумею. Приносишь ты, положим, покаяние в блуде. Смотри, отбрось все виды блуда, потому что им порождены всякия распутства. И не только это, но отбрось и все ведущее к осквернению им: смех, шутки, сквернословия, чревоугодия, — сии пути к блуду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Относительно житейской суетности опытный мудрец дает прекрасное наставление в следующих словах: не хвалися о утрии: не веси бо, что родит находяй день ( Притч. 27, 1 ). Куплю деем и приобретение ( μπορευσμεθα χα χερδσωμεν). Хотя страсть к материализму есть страсть грубая, страсть животнаго организма, но стремления этой страсти проявлялись в человеке во все времена. И наше просвещенное время не чуждо этой страсти. «Материализм в народе, говорит современный писатель, достиг по истине ужасающей силы. Преобладание материальных интересов, погоня за приобретением и деньгами, жажда наслаждений и чувственных удовольствий стала характеристическою чертою времени. Наше время совершенно подчинилось материальным интересам, порабощено ими, и доктрины Бюхнера, Молешотта, Фохта и др., охватили наш народ с такою силою, которая не может не возбуждать серьозных опасений за будущее» 149 . Но от забот о земном, по словам Златоуста, мы ничего не получим, кроме только того, что оне нас развлекают... Суетливость нас самих мучит 150 . «В странствовании жизни нашея, говорит Св. Димитрий, имамы ли кое место: ТО на время: дом имамы, и той на время. Имения ли нам кая суть: вся суть временна, ибо и не наша, понеже временем нам случаются, и временем отъемлются 151 . Правильное же назначение человека и особенно христианина, – искать более не материальнаго приобретения, но искать приобретения духовнаго; искать не пребывающаго града, но грядущаго ( Евр. 13, 14 ); искать прежде царствия Божия и правды его ( Матф. 6, 33 ). При таком, впрочем, назначении не исключается попечение о необходимом ( Матф. 6, 11 . Лук. 11, 3 ), но только исключается житейская многопопечительность, по которой человек всуе мятется, сокровиществует и невесть кому собирает ( Пс. 38, 7 ). Отсюда, если мы что делаем, то должны делать по воле Божией: аще Господь восхощет ( Деян. 18, 21 . 1Кор. 4, 19. 16, 7 ). Иначе напрасны будут все наши стремления, все наши заботы, все наши труды: если не благоволит Господь создать дом, то труды строющих напрасны: если не Господь сохранит град, то бдение стражи ничтожно ( Пс. 126, 1 ). Как же после этаго мы самонадеянно можем обходиться с жизнию своею и располагать деятельностию ея? Не лучше ли уповать на Господа, нежели на человека ( Пс. 117, 8 ), на себя самого? Не лучше ли говорить, по наставлению Апостола: аще Господь восхощет, и живи будем и сотворим сие или оно? Надеющиеся же на Господа крепки и неподвижны как сионская гора ( Пс. 124, 1 ). Да будет же воля Божия, яко на небеси и на земли ( Матф. 6, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

Слыша сие и ты, широкое и пространное чрево имеющий, всего себя возложи на Бога и веру, отрясши всякую мipckyю заботу и ум многопопечительный, и не будь неверен, но верен. 49. Если желаем воистину угодить Богу и блаженнейшей возлюблены быть от Него любовью, представим Богу ум наш нагим, ничего от века сего не влекущим с собою и в себе, ни искусства, ни знания, ни софистического мудрования, хотя бы мы изучили всю премудрость мipckyю. Ибо Бог отвращается от того, кто приступает с самомнительным нравом, упитан тщеславием и надмен. Добро некоторые истолкователи назвали суетное самомнение упитанием себя собою и дмением. 50. Как можем мы преодолеть укоренившийся прежде грех ? Нужно самопринуждение (или насилие делать желаниям воли своей). Ибо говорится: «муж в трудех трудится собою, и изнуждает» (насильно прогоняет) «погибель свою» ( Прит. 16, 26 ), всегда любопрясь возводить помыслы свои, горе к святыне. Насилие насилием разрушать не воспрещено законами (т.е. насилие греха насилием добрых стремлений). Когда вносим самопринуждение к какому-либо доброму тщанию (т.е. сами себя насильно заставляем в дело произвесть доброе стремление), тогда ожидаем прочее имеющую придти к нам с высоты силу, сидя во Иерусалиме ( Лук. 24, 49 ), т.е. в непрестанной пребывая молитве и в прочих добродетелях, пока придет к нам сия сила державная, действующая не как наши немощные усилия, но такая, которой нельзя выразить телесными устами, мощно побеждающая и одолевающая и греховный нрав и злобу бесов, побеждающая и наклонность наших душ к худому, побеждающая и все непотребные движения телесные «Бысть», говорит, «шум с неба, яко носиму дыханию бурну» ( Деян. 3, 2 ), чтоб нудительно изгнать из нас зло, всегда нудительно нас влекущее к худому. 51. «Приседит» враг «в ловитве, яко лев во ограде, своей» ( Пс. 9, 30 ), скрывая для нас сети и мрежи помыслов нечистых и нечестивых, Но и мы, если не спим, можем еще большие и опаснейшие для него поставить сети, тенета и засады. Ибо молитва и псалом, бдение и смиренномудрие, послужение ближним и милость, благодарение и божественных словес слушание – вот засада врагу; и сеть, и яма, и бичи, и тенета, и удавление.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

«Но обою существу свойство цело сохраншаго». Два естества или, как выражается составитель догматика, два существа в Иисусе Христе, соединившиеся между собою в утробе Девы Марии в момент воплощения Слова Божия от Пресвятой Марии, сохранили при сем соединении свойства свои вполне целыми и неповрежденными. Божество Единородного Сына Божия, до воплощения всесильное, неограниченное, равное во всем Богу Отцу, пребыло таковым и по воплощении. Равно и человеческая природа, которую благоволил Единородный Сын Божий принять в единство существа Своего из любви к людям, осталась в Нем неизменною, удержала во всей целости, кроме греха, все те свойства и составные части (души и тела), какие она имеет в других людях. Св. писание ясно учит о сем, когда приписывает Иисусу Христу и Божеские свойства, и человеческие, что мы уже видели выше (см. никакоже претерпевшаго изменения). Учение о целости природы человеческой в лице Богочеловека отвергаемо было еретиком IV-ro века Аполлинарием. Он учил, что Иисус Христос имел одно только тело человеческое, а душа, главная и составная часть естества человеческого, заменялась в нем Божеством. Но, вопреки сему учению, евангелие приписывает Иисусу Христу, как человеку, не только тело, но и душу ( Мф.26:38 ; Лук.23:46 ), – душу с разумом, который постепенно усовершался в Нем, по мере Его телесного возрастания ( Лук.2:52 ), с волею, отличной от воли Божественной ( Лук.22:42 ), со способностью чувствований, например, радости, скорби и прочих ощущений души человеческой. Самый догмат искупления немыслим, если Иисус Христос не принял души человеческой. «Если бы Христос», говорит св. Иоанн Дамаскин в своем изложении веры, «если бы Христос, приняв тело, не принял души человеческой, то и не исцелил бы того, чего не принял» (кн.3, rл.VI). «Темже Мати, Дево, Владычице, Того моли спастися душам православно Богородицу исповедающих Тя». Пречестная и всенепорочная Мария родила, как выше мы видели, Сына плотию; посему Она есть Матерь. Родила без отца, не приемши искушения мужеского; посему Она есть вместе и Дева. Родила не простого сына плотию, но прежде век рожденного от Отца без матере, – родила Владыку неба и земли, ангелов и человеков; посему Она и Сама соделалась Владычицей – темже Мати, Дево, Владычице.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Славянская цветная триодь софийской библиотеки 110 — XIV в. приписывает «последование св. страстей» более древнему иерусалимскому епископу — св. Кириллу. Самые чины ночи и часов вел. пятка существовали уже задолго до св. Софрония, равно как и после него потерпели значительные переделки и поправки, так что решить, что именно в них принадлежит ему, совершенно невозможно. Об эти службы появились, действительно, в Иерусалиме и в конце IV в. описаны были Сильвией Аквитанкой. В древности между тем и другим чином существовала тесная связь. В основе «последования св. страстей» лежит особого рода древнее бдение, которое состояло из процесса по различным местам около Иерусалима, посещенным Христом в ночь Его предания. Во время этих процессов пелись подходящие псалмы, а на указанных местах читались соответствующие отрывки из Евангелия. Бдение начиналось в первом (т. е., приблизительно в 7-м) часу ночи на Елеонской горе в храме над пещерой, где, по преданию, Христос вел прощальную беседу со Своими учениками. Там бдение продолжалось до 5 (11) ч. ночи: состояло оно из пения гимнов и антифонов, между которыми произносились молитвы, а вместе с тем читались «из Евангелия те места, в которых излагается, что говорил Господь ученикам в этот день в пещере, помещающейся в самой церкви». В 6 (12)-м часу ночи отправлялась процессия с пением гимнов на место вознесения Господня, — там также пелись гимны и антифоны, произносились молитвы и происходило чтение Евангелия. Когда начинали петь петухи (в 12 ч.?), процессия направлялась далее к церкви, находящейся на месте гефсиманской молитвы: там делалось то же самое, что и на предыдущих местах, — между прочим, там читался тот отрывок из Евангелия, где говорится: бодрствуйте, чтобы не впасть в искушение (Мр. 14:38; Лук. 22:40). Отсюда вышеуказанным порядком переходили в Гефсиманию, где читалось евангелие о взятии Христа. Из Гефсимании возвращались в город, причем достигали его ворот в такое время утра: когда становилось возможным узнать человека. Затем процессия направлялась в храм при Голгофе и там читалось заключительное евангелие о том, как Христос был приведен к Пилату, и вообще о суде над Ним пред последним.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(Сост. по кн.: «Сборник изъяснений некоторых церковных песнопений» свящ. Н. Воинова). 4. Беседа, в которой изъясняется тропарь преподобным «В тебе, отче (или мати), известно спасеся еже по образу: приим (или приимши) бо крест, последовал (или последовала) еси Христу и дея (или деющи) учил (или учила) еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней; темже и со ангелы срадует ся, преподобне (или преподобная), (имя рек) дух Твой.» Преподобными, в честь которых составлена сия церковная песнь (тропарь) 10 , называются угодившие Богу в жизни монашеской. В сей песни указывается как эти святии Божии человецы, «подобострастные нам» ( Иак. 5:17 ), мужи и жены, до вступления на путь монашеской жизни, принадлежавшие к разным званиям и состояниям, умели найти «единое на потребу» ( Лук. 10:41–42 ) – сокровище царствия небесного ( Мф. 13:44 ) и своим подвижничеством сохранить и возрастить в себе это сокровище до возможной для ограниченного человека праведности и преподобия, то есть святости ( Лук. 1:75 . Ефес. 4:24 ). Предлагаем посильное изяснение тропаря в честь преподобных, некоторыми выражениями своими недовольно удобопонятного вниманию благомыслящего христианина. «В тебе, отче, (или мати) известно спасеся еже по образу». По-русски: в тебе тщательно сохранилось то, что (сотворено) по образу. Созданное по образу Божию – это душа, ибо только душа, а не тело, одарена природою, силой и свойствами, способными проявлять правду и святость Божию. О душе, как увидим ниже, и говорит церковный песнопевец, применяя к ней мысль, выраженную в начальных словах церковной песни. Таким образом, эти слова могут быть для ясности изложены так: «ты – поистине преподобный отец; ты – поистине преподобная мать, ибо в тебе, соответственно твоему имени, сохранилось истинное преподобие, истинная святость; твоя душа, созданная по образу Божию для этого преподобия, не дала себя опутать обольстительными похотями ветхого человека и, очищенная подвигами, возвысилась до возможного на земле духовного совершенства, – до уподобления Богу в преподобии или святости».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И Пресвятая Дева Мария – одушевленный «храм Спасов» – во время Своей земной жизни хотя и не обнаруживала Своей внешностью того величия и благолепия, с каким Она «предстала» перед изумленными взорами небожителей, «одесную царя в ризах позлащенных одеянна и преиспещренна» ( Пс.44,10 ), – «вся слава» Ея на земле была «внутрь» ( Пс.44,14 ), сокровенна, закрыта от телесных очей; но те, которые благодатным действием веры умели проникать и видеть далее внешнего, узнавали в Ней «храм Божества». «Откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне» ( Лук.1, 43 ), воскликнула праведная Елисавета, услышавши только приветствие Марии и ничего еще не слышавше от Ней Самой о «сотворенном Ей величии Сильным»( Лук.1, 49 ). Впрочем, подобно тому, как иногда «облак славы Господней» так исполнял скинию Моисееву и храм Иерусалимский, что присутствующие не могли выносить этого обнаружения славы ( Исх.40, 33–35 ; 3Цар.8, 6, 10, 11 ), – и Пресвятая Мария – храм Божества – иногда давала верующим видеть и ощущать проявление Своей «внутренней» славы и вовне. Св. Дионисий Ареопагит , через три года после своего обращения в христианство сподобившийся видеть в Иерусалиме лицом к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает это свидание: «когда я введен был перед лице Богообразной, светлейшей Девы, – меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет Божественный и разлилось окрест меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от Ее славы и Божественной благодати» (Сказ. о земн. жиз. Бож. Мат., Афон. изд., стр. 263). «Радуйся, Пречистая, места освящения славы» (Канон благод. Пресвятой Богородице п.5, тр.2)! Храмы, как место особенного присутствия Божия, составляют предмет благоговейного поклонения и почтения верующих: и Пресвятая Мария – «храм Божества» – есть предмет всемирного почтения и прославления (см. «всемирную славу»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010