Душа погружена в великое развращение и пороки, которые, питая ее вредными соками, держат ее как бы в плену. С этими-то вот заимодавцами – пороками – и приходится иметь дело всякому подвижнику Христову. Внутреннего характера борьбы требует также и достижение идеала нравственной чистоты. Идеал этот – полная и всецелая прозрачность души, отсутствие в ней малейших и мимолетнейших теней греха. Не от одного или нескольких пороков и дурных привычек мысли и чувства должно очищать свою душу, а от всех. Нельзя при этом ограничиваться устранением только внешних проявлений каждого порока. Нужно подавить чувства и мысли, которыми порок питается, нужно преследовать врага до его последнего убежища в темных глубинах бессознательного, чтобы наконец вырвать его с корнем. Необходимо освятить самое сердце и самый ум (Мак. Вел., 14, 3). Итак, характер борьбы подвижника должен быть преимущественно внутренний – духовный. Для большего успеха этого рода борьбы подвижник, несомненно, нуждается во многих внешних пособиях, приемах, способах и условиях. Одна борьба внутренняя на началах духа, без участия плоти, не может быть вполне успешной: человеку необходим и второй род борьбы – внешней, состоящей в известных приемах, способах и вспомогательных средствах, каковы: внешний пост, воздержание, молитва , бдение, удаление от мира и тому подобное. Внешняя борьба является только пособием к успешному искоренению греха и насаждению добродетелей; внутренняя же борьба с греховными движениями души является главнейшей задачей жизни. Поэтому в общем деле они необходимо важны и друг от друга неотделимы. В силу преимущественного значения внутренней борьбы пред внешней отцы-аскеты указывают, что и оружия воинствования нашего должны быть не плотские, но духовные и сильные Богом (Ин. Кас., Соб., 5). Роды оружия и свойства, которыми, препоясавшись, мы должны вести брань Господню, следующие: вера есть щит, который отражает стрелы похоти, страхом будущего Суда умерщвляет ее; любовь есть броня и не допускает стрелам диавола проникать до внутреннего человека; надежда – шлем – защищает голову; меч духовный есть слово Божие; пояс – любовь к ближним; обувь – смиренномудрие; лук наш – простирание рук на молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

Предстоит великая брань – не пренебрегайте ею, не думайте, что достигли вы уже совершенства. Много труда и много подвигов потребно для того, чтобы спастись (22,230). У нас брань не с видимыми людьми, от которых, осмотревшись, можно привести себя в безопасность. Воюющие с нами невидимы. Потому и опасность велика нерадивым, а победителям великое воздаяние (22,232). Если вступишь в борьбу, – будь трезвен, чтобы противник не порадовался, победив тебя, и чтобы тебе вместо венца не получить противоположного тому (23,122). Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славный доспех смирения (25,114). Осматривал я оружейную храмину победоносцев, вникал – какое оружие облекшемуся в оное доставляет победу. Много оружий представилось там взорам моим, и каждым из них можно одержать блистательную победу. Во-первых, видел я чистый пост – это меч, который никогда не притупляется. Потом видел девство, чистоту и святость – это лук, из которого острые стрелы пронзают сердце лукавому. Видел и нищету, с пренебрежением отвергающую серебро и всякое имущество, – эту броню, которая не допускает до сердца изощренных стрел диавольских; заметил любовь там – это щит; и мир – это твердое копье, от которого трепещет сатана и обращается в бегство. Видел бдение – это панцирь, молитву – латы и правдивость – эту легкую военную колесницу. Но, рассматривая все сия вооружения и размышляя, какое из них всех тверже, увидел я оплот смирения и нашел, что ничего тверже нет его, потому что никакое оружие не может проторгнуть его, и лукавый не в силах взять его приступом. Посему-то, оставив прочие исчисленные мною оружия, написал я тебе об одном смирении. Если желаешь одержать победу в брани, которую ведешь ты, то ищи себе прибежище за оплотом смирения, там устройся и не оставляй ограды сей, чтобы не уловил тебя хищник в плен, не полагайся на собственное оружие, чтобы не поразил тебя лукавый. Вот оружие, которое посылаю тебе из оружейной храмины победоносцев, потому что этим они побеждали.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

99. Не смотри на нерадивых; но себе внимай, имея пред очами своими Бога, по примеру того, кто написал: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс. 15, 8). 100. Не будем осуждать кого либо; ибо не знаем, как он ведет себя в келлии своей, или как трудится пред Богом; не будем осуждать, если увидим, что он смеется или разговаривает; ибо не знаем, каковы расположения его в келлии. Каждому из нас надо быть внимательным к себе; потому что каждый из нас за себя даст ответ Богу. 101. Хочешь ли, чтоб не преодолело тебя искушение? Отсеки всякую свою волю. Если дело кажется тебе и хорошим, но настоятель о Господе не признает его хорошим, то покорись ему о Господе. Входить в споры, следовать собственному своему намерению есть уже признак совращения. Да слышит всяк, что говорится в Псалме: работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго (Пс. 2, 11. 12). 102. Не так будем вести себя, чтобы сегодня были у нас воздержание и кротость, а на утро невоздержание и гордость; сегодня — безмолвие, бдение, смирение, а на утро — развлечения, ненасытный сон, неподчинение и тому подобное; сегодня у нас — отречение от мира, отречение от всего земнаго, отречение от отечества, друзей, родителей, по упованию на Господа, а на утро — возжелание видеть родину, родных, наследство, — погружающее во множество зол. Будем помнить, что жена Лотова, озревшись вспять, стала столп слан. И Господь учит: никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствие Божие (Лук. 9, 62). 103. Имей всегда в уме тот день, в который, совлекшись всего, оставил ты мир для Господа, когда воспламенен ты был страхом Божиим, и горел духом ко Господу. И такого расположения держись до конца; ибо претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). 104. Не разслабевай от приходящих тебе помыслов; ибо это — начало борения. Бери себе урок с дождеваго водоема. Вскоре после дождя, когда благословение дождевное только что собрано в водоем, вода бывает мутна, но потом чем более проходит времени, тем чище она делается. — Потерпи; улягутся и твои помыслы, — и дадут тебе покой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Суп седьмой. Оранжево-солнечный со «звездочками» Протоиерей Андрей Битюков Настоятель прихода при СПбГМУ им. Павлова, духовник приюта потомков Семеновых-Тянь-Шанских. Играет вместе с семьей в коллективе школы старинной музыки Schola Cantorum. Отец пяти детей. Подпишитесь на наш Телеграм Когда я придумывал следующий постный суп, то хотел, чтобы в нем реализовались сразу несколько задач: чтобы он был необычным, питательным и чтобы его смогли есть все. Нынешнее интересное время побуждает по-новому взглянуть на самые обыденные вещи, в частности, на содержимое буфета, запасы которого приобрели теперь стратегическую ценность. И вот, когда я в поварских раздумьях проходил мимо нашего кухонного “зернохранилища”, на меня белым глазом воззрилась фасоль. “Точно – подумал я, – это и есть ответ на мой внутренний запрос”. Фасоль популярна в нашем доме только в виде зеленых стручков, а собственно бобы фасоли, да еще и сухие, не вызывают никакого желания их готовить: долго и рискованно. Но рискнуть я все же решил, благодаря вовремя найденному рецепту французского фасолевого супа с белыми грибами, каковые имелись, в сушеном виде, собранные руками любимой прабабушки в лесу под Сыктывкаром, и добавляли смелости. Перед уходом на Всенощное бдение фасоль была помещена в воду – разбухать, а в голове поместился список будущих ингредиентов супа: стебли сельдерея, морковь, лук и макароны в виде звездочек, которые нужно было приобрести. После службы, придя домой, многодетному отцу нельзя просто вот так сразу начинать отдыхать или заниматься любимыми делами. Я и себя, и других юных отцов настраиваю на то, что наш рабочий день заканчивается после детского “отбоя”: ведь надо и новости выслушать от всех, и помочь с вечерним туалетом, и книжку почитать, и помолиться, и собаку выгулять… И когда, наконец, наступает блаженная тишина, можно приступать к творчеству. Для поднятия духа и создания творческой, почти цирковой атмосферы играет неунывающий французский коллектив Sous Le Pont со своей Polka ascensionelle, которая заставляет все внутри “дзынькать”, как говорят мои знакомые клоуны.

http://blog.predanie.ru/article/sup-sedm...

Смирение — стезя к Царству, дверь небесная, сад райский, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему. Им очищаются грешные, оправдываются виновные, возвращаются на истинный путь заблудшие, спасаются погибшие, торжествуют сражающиеся, увенчиваются победители. Подлинно весьма высоко и величественно смирение. Блажен, кто пламенно возлюбил его, стремится вослед за ним и преуспевает в нем. Все сокровища заключены в смирении, все блага, все духовные богатства можно найти в нем. Сочти и перечисли их, если можешь, потому что в смирении есть все. Перечисли подвижников во времена древние, средние и новые и, если в состоянии, сочти всех, кто смирением приобрел победный венец. Вразумись же всем этим, ученик Христов, и отложи всякую гордость, избери же себе смирение. И поелику ты просил меня написать тебе, каким оружием в брани твоей можешь побеждать лукавого, который ненавидит тебя за то, что ведешь с ним брань, то отверз я двери слуха просьбой твоей и весьма радуюсь твоим доблестям, ибо примечаю, что дух твой ревностно стремился к победе. Осматривал я оружейную храмину победоносцев, вникал, какое оружие облекшемуся в оное доставляет победу. Много оружий представилось там взорам моим, и каждым из них можно одержать блистательную победу. Во-первых, видел я чистый пост, этот меч, который никогда не притупляется. Потом видел девство, чистоту и святость, этот лук, с которого острые стрелы пронзают сердце лукавому. Видел и нищету, с пренебрежением отвергающую серебро и всякое имущество, эту броню, которая не допускает до сердца изощренных стрел диавольских; заметил там любовь, этот щит, и мир, это твердое копье, от которых трепещет сатана и обращается в бегство. Видел бдение, этот панцирь; молитву, эти латы; и правдивость, эту легкую военную колесницу. Но рассматривая все эти вооружения и размышляя, какое из них всех тверже, увидел я оплот смирения и нашел, что ничего нет тверже его, потому что никакое оружие не может проторгнуть его, и лукавый не в силах взять его приступом. Поэтому-то, оставив прочие исчисленные мною оружия, написал я тебе об одном смирении. Если желаешь одержать победу в брани, которую ведешь ты, то ищи себе прибежища за оплотом смирения, там укройся и не оставляй этой ограды, чтобы не уловил тебя в плен хищник, не полагайся на собственное свое оружие, чтобы не поразил тебя лукавый.

http://pravoslavie.ru/2200.html

5. О борьбе с осмью главными страстями, вообще. (Сл. 55–е, ч. 2, 599—600) 1. Знай, что есть восемь помыслов, которыми производится все худое: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, безвременная печаль, уныние, тщеславие, гордость. Они–то ведут брань со всяким человеком. 2. Ты же, если хочешь препобедить чревоугодие, возлюби воздержание, имей страх Божий, — и победишь. 3. Если хочешь победить блуд, возлюби бдение и жажду, помышляй всегда о смерти и никогда не имей бесед с женщиною, и — победишь. 4. Если хочешь препобедить сребролюбие, возлюби нестяжательность и нерасточительность. 5. Если хочешь препобедить гнев, приобрети кротость и великодушие, и содержи в мысли, сколько зла делали Иудеи Господу нашему Иисусу Христу, и однакоже Он, как человеколюбец Бог, не гневался на них, а напротив того молился за них, говоря: Отче, отпусти им, грех сей: не ведят бо, что творят (Лук. 23, 34). 6. Если хочешь преодолеть безвременную печаль, никогда не печалься о чем–либо временном; но если тебя язвят словом, или безпокоят, или безчестят, не печалься, а напротив того радуйся. Тогда только печалься, когда согрешишь; но и в сем случае соблюдай меру, чтобы не впасть в отчаяние, и не погибнуть. 7. Если хочешь препобедить уныние, займись, хотя не надолго, каким нибудь рукодельем, или читай, или часто молись. 8. Если хочешь препобедить тщеславие, не люби похвал, ни почестей, ни хороших одежд, ни первоседания, ни предпочтения, а напротив того люби, чтобы порицали и безчестили, взводя на тебя ложь: и укоряй сам себя, что ты грешнее всякаго грешника. 9. Если хочешь препобедить гордость, что ни делаешь, не говори, что делается сие собственными твоими трудами, или собственными твоими силами, но постишься ли, проводишь ли время во бдении, спишь ли на голой земле, поешь ли псалмы, или кладешь много поклонов, говори, что при Божией помощи и при Божием покровительстве делается сие, а не моею силою и не моим старанием. а. О борьбе с чревоугодием. (Т. I, 139—598). 10. Не имей монах пожелания мяс, и не пей вина до упоения: иначе огрубеет твой ум, и житейским попечениям не будет у тебя конца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Ей не следует излишне и часто отлучаться из дома и не позволяется вести пустые и безполезные разговоры, а злословий и ласкательств она не должна знать и по названию. Посему она имеет нужду в строжайшем охранении и большей помощи. Враг святости непрестанно и наиболее возстает на девственниц и осаждает своими кознями, готовый поглотить ту, которая ослабеет и падет; также (действуют против нея) и многие злонамеренные люди, и вместе со всеми ими неистовство природы человеческой; вообще она должна выдерживать двоякую борьбу с неприятелями, отвне нападающими, и врагом, внутри ея воюющим. Поэтому попечителю ея предстоит много страха, а еще больше опасности и скорби, если случится что-нибудь нежелательное, чего да не будет! Если дщерь отцу сокровенно бдение, и попечение о ней отгоняет сон (Сирах. XLII, 9), если отец так боится, чтобы дочь его не осталась безплодною, или не вышла из цветущаго возраста, или не была ненавидима мужем, то что перенесет пекущийся не об этом, но о другом гораздо более важном? Здесь отвращается не муж, но Сам Христос; неплодство подвергается не поношениям только, но оканчивается погибелью души: всяко убо древо, говорит (Господь), не творящее плода добра, посекается, и во огнь вметается (Лук. III, 9); и ненавидимой Женихом не достаточно взять разводное письмо и отойти, но за гнев Его она наказывается вечным мучением. Плотской отец имеет много удобств для хранения своей дочери: и мать, и воспитательница, и множество служанок и безопасность жилища способствуют родителю к сбережению девицы. Он не позволяет ей часто выходить на площадь города; и она, когда выходит, не имеет нужды показываться кому-нибудь из встречающихся; и вечерний мрак не менее стен дома скрывает не желающую показываться. Кроме того никакия причины не заставляют ее являться когда-нибудь пред взорами мужчин; ни забота о домашних потребностях, ни притеснения обижающих, и ни что другое подобное не поставляет ея в необходимость такой встречи, так как о всем этом печется ея отец. Сама же она имеет только одну заботу о том, чтобы не делать и не говорить ничего непристойнаго свойственной ей скромности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

Но скажем нечто и о смысле слов Писания. Та пресловутая «купля-продажа», которая тревожит сектантов, когда будет уже печать и нельзя будет покупать и продавать (См. Откр. 13:17), имеет прямое духовное истолкование. В духовном смысле покупка и продажа это не только обмен денег на товары и товара – на деньги. Это и духовный труд! Совершающий бдение меняет время сна на благодать Царства. Дающий милостыню, меняет деньги на прощение грехов. Любой духовный труд есть обмен земного на небесное, есть продажа дешевого и покупка бесценного. Так вот, в последние времена люди вовсе перестанут жить для Господа и трудиться ради Господа. Они будут жить только для себя и трудиться только ради своего седалища. Это и есть рабство антихристу. Тогда лоб будет запечатан дурным образом мыслей, а рука – дурным образом действий. Больше печатей не нужно. Для погибели этих достаточно, как было их достаточно для погибели всех, кто жил безбожно во времена, предшествующие временам антихриста. Поскольку не образумятся все, то пусть образумятся хоть некоторые. В народе нашем нет идеи служить Христу. А ведь в Христа мало веровать. Ему именно надо служить. Кто не служит, тот, в общем-то, и не верует. Так только, на словах нечто произносит. Нам нужно начать служить Христу, то есть «покупать» и «продавать», обменивать временное на вечное. В притчах Своих Господь неоднократно описывает раздавание денег с целью приобретения прибыли. И говорит: «Куплю дейте дондеже приду» (Лук. 19:13), то есть употребляйте полученные дары, подобно торговым операциям, для приобретения доброй прибыли. И только невежественные лентяи, ничего Христу не принесшие в дар, никак не ради Него потрудившиеся, удосужились перебаламутить полмира своим поверхностным прочтением Апокалипсиса, с подачи американской писательницы, о чем они, конечно, или не знают, или стыдливо молчат. Нет, нельзя читать Библию, как газету, с конца. В конце газеты – кроссворд, а в конце Библии – Откровение. Но прежде Откровения нужно прочесть все сначала. Да и само Откровение нужно читать с первой главы, а не с 13-той. Нужны, таким образом, и в чтении, и в учении постепенность, последовательность и основательность. Именно то, чего так не хватает нашему все еще религиозно дикому и неотесанному народу, воюющему с ветряными мельницами, проглатывающему верблюдов и процеживающему комаров, и для всего этого подбирающему себе учителей, льстящих слуху.

http://pravmir.ru/svyatost-i-glupost/

171. Осматривал я оружейную победоносцев, вникая, какое оружие облекшемуся в оное доставляет решительную победу. – Много оружий представилось там взору моему, – и каждым из них можно одержать блистательную победу. Во-первых, видел я чистый пост, – этот меч, который никогда не притупляется. Потом видел девство, чистоту и святость, – этот лук, с которого острые стрелы пронзают сердце лукавому. Видел и нищету, с пренебрежением отвергающую сребро и всякое имущество, – эту броню, которая не допускает до сердца изощренных стрел диавольских. Заметил там любовь – этот щит; и мир – это твердое копье, от которых трепещет сатана и обращается в бегство. Видел бдение – этот панцырь; молитву – эти латы; и праведность – эту легкую военную колесницу. – Но рассматривая все сии вооружения и домышляясь, какое из них всех тверже, увидел я оплот смирения и нашел, что ничего нет тверже его; потому что никакое вражеское оружие не может пробить его, и лукавый не в силах взять его приступом. Посему, если желаешь одержать победу в брани, которую ведешь ты, то ищи себе убежища за оплотом смирения; там укройся и не оставляй сей ограды, – и не уловит тебя в плен хищник; не полагайся вполне на другие свои оружия, чтоб не поразил тебя лукавый. 7. Советы подвижникам. (Сл. 50, т. 2, стр. 570–584, 600–660) 1. Начало монашеского отречения – бояться Бога; не богобоязненный же монах водворится вне врат Божия Царства. Начало доброй жизни монаху – ведение Бога; неведение же Бога омрачает душу монаха. 2. Доброе наследие монаху – целомудрие и святыня; лишается же наследства отцов монах, у которого нет их. 3. Подвиг для монаха – изучение Писаний и исполнение заповедей Божиих, монах же, не занимающийся сим – не подвижник. 4. Пища монаху – творить волю Божию, пища же чувственная не поставит монаха пред Христом, но в чрево вмещается и афедроном исходит (Мф. 15, 17). 5. Стопа монаха, движась чинно, да стирает собою церковные ступени; но да не преходит она из дома в дом, бесчинствуя. 6. Совет у монаха пусть будет с разумными, совет же неразумного да не вселяется в сердце его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Но можем ли и теперь думать, что мир, преподаваемый всем, нисходит на каждого? Можем ли думать, что достаточно выслушать приветствие миром из уст служителя алтаря и ответить ему: и духови твоему, чтобы быть причастником мира? Нет, братия, произносимое нами, немощными служителями Бога мира и любви, приветствие миром может быть действительно только в отношении к тем, которые жаждут мира с Богом всеми силами души, которые не слух только, но и сердце отверзают для принятия сего блага, превосходящего всяк ум ( Фил. 4:7 ). Во все времена верно слово Спасителя о мире, которым, по Его наставлению, должны были приветствовать апостолы жителей дома, куда входили: аще будет ту сын мира, почиет на нем мир ваш: аще ли же ни, к вам возвратится ( Лук. 10:6 ). Кто хочет приобрести вожделенное благо мира с Богом, тот должен желать и всячески стараться упразднить свое сердце от всех немирных движений самолюбия, высокоумия, гнева, вражды и от всех других страстей, воюющих на душу, и тогда почиет на нем мир, которым мы приветствуем. Кто же не старается о сем, слух того напрасно будет оглашаться сим приветствием: мир, ему преподаваемый, возвратится, по слову Господа, к тому, кто преподает его: мир наш к нам возвратится. На приветствие миром обыкновенно отвечают: и духови твоему, выражая желание приветствующему того же блага. Желание достойное христианской любви! Мир, потребный для всех, еще потребнее для раздаятелей мира. Чтобы соделать вожделенным для других благо мира, священнослужитель должен не только устами возглашать о нем, но и всею жизнью, украшенною плодами мира с Богом, должен возвышать в очах других цену сего блага. Иначе иные в духе осуждения, иные с искренним сожалением могут сказать ему: «вестник мира! постарайся наперед сам иметь мир. Врачу, исцелися сам». Но чтобы и осуждение не пало на главу осуждающих, и сожаление не оказалось бесплодным, пусть каждый из вас, произнося или внимая произносимому: и духови твоему, обратится к Подателю мира с молением, да Он Всеблагий сохранит священнослужащих в мире с Ним, и таким образом соделает их достойными орудиями в раздаянии мира. Молитва сия, без сомнения спасительная для них, не останется без плода и для молящихся, как дело любви, паче всего угодной Богу. (См. «Сборник для любителей духовного чтения» прот. В. Нечаева, ныне Виссариона, епископа Костромского)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010