И верим, что ея криле Ты утвердишь И уповающих на Тя не постыдишь. 41. Водимы страхом мы, с надеждой сопряженным, Готовы следовать стезям Твоим священным; В законы нашего приникнувши Творца, Поищем Твоего в зерцале сем лица. 42. Молясь, дерзаем мы, дерзая же, боимся, Да скользкою ногой ступив, не постыдимся. По многой милости и кротости Твоей, О! Боже, подкрепи колеблемых людей 43. И силой Твоея чудесныя десницы Изми нас из руки надменнаго денницы. Даждь славу имени Святому Твоему. О! Господи, вонми молению сему, 44. Да род враждебный нам внезапно посрамится И плена своего рукою постыдится, Да крепость силы их безсильны сокрушат, И зайцы робкие сих тигров устрашат. 45. Да узрят из Твоей десницы укрепленной Что Бог еси един толь славен во вселенной, Что мог Своих изъять у сильнаго из рук И слабой их рукой ослабить сильных лук». 46. В течении сего их с Богом разговора, По воле гордаго Навуходоносора, Служители его горящую ту пещь Как можно более старалися разжечь, 47. И навфой , и смолой огонь сей раздражали, Изгребия и хвраст с подгнетою мешали; Возвышен пламень был на пятьдесят локтей, Как злейших скопище со всех сторон смертей. 48. Но пламень сей на тех единственно ярился, Кто ближе подступать с подгнетами стремился; Царя земнаго слуг он только пожигал, От Божиих рабов и сам он содрогал. 49. Сошедший Ангел к ним, певцов оберегая, И сильный пламень сей от оных отторгая, Как цветник, пещь сию росою охладил И Вышнему в ней храм случайно учредил. 50. Се зрите, как огонь природу забывает, Кой вместо жжения лишь только одевает Тех внуков перстнаго, носящих тленну плоть, Которых сохранить восхощет сил Господь. 51. Огня стыдливаго объемлемый волнами Весь троичный сей лик едиными устнами, Торжественно поя, Творца благословлял, Хвалил и чествовал, и тако прославлял: 52. «Благословен еси, о! Боже предков наших, Пославый во огни прохладу рос сладчайших, Котораго поют земля и небеса, Котораго весь мир возносит чудеса! И имя в век Твое вся тварь да восхваляет, Которо славою и святостью сияет,

http://azbyka.ru/fiction/svyashhennaya-p...

Таково настоящее состояние сребролюбцев! Скажем теперь и о последнем дне. Хотя они и не внимают, но нам нужно сказать. Всякий может видеть во всех местах Писания, что сребролюбцы осуждены будут на мучение в последний день. Когда Христос говорит: взалкахся, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене (Матф. XXV, 42), Он осуждает на мучение сребролюбцев; и когда говорит: идите во огнь вечный, уготованный диаволу (ст. 41), то посылает в огнь вечный тех, которые неправедно обогащаются. Такой же участи подвергаются и злой раб, не уделявший своим товарищам от имения господина своего (Матф. XXIV, 46-49), и раб, закопавший в землю талант, и пять дев (Матф. XXV, 18); и где ни посмотришь в Писании, везде увидишь, что сребролюбивые осуждаются на мучение. То они услышат: пропасть утвердися между нами и вами (Лук. XVI, 26); то: идите от Мене во огнь, уготованный (дьяволу); то угрозу, что, будучи рассечены, пойдут они туда, где скрежет зубов; и всякий может видеть, что они отовсюду изгоняются, нигде не имеют места, кроме одной только геенны. 5. Итак, что нам пользы от правоверия для нашего спасения, когда мы услышим эти слова? Там — скрежет зубов, тьма кромешная, огнь уготованный дьяволу, рассечение, изгнание; а здесь — вражда, злословия, клеветы, опасности, заботы, коварства, всеобщая ненависть, всеобщее презрение даже от тех, которые, по-видимому, льстят. Как добрым удивляются не только добрые, но и злые, так злых ненавидят не только добрые, но и злые. В подтверждение этой истины я желал бы спросить самих сребролюбцев: не имеют ли они ненависти друг к другу? Не почитают ли друг друга врагами более лютыми, нежели те, которые жестоко их обидели? Не осуждают ли самих себя? Не считают ли для себя обидой, когда кто-либо упрекает их в корыстолюбии? И это служит для них крайним поношением и доказательством великой их злобы. Если ты не можешь презреть богатство, то что же в таком случае будешь в состоянии победить? Похоть, чрезмерное славолюбие, ярость, гнев? И как можно кого-либо побудить к этому? Похоть телесную, гнев и ярость многие врачи приписывают телосложению и излишествам тела.

http://predanie.ru/book/219870-ioann-zla...

«Путешествие капитана Кука» — беллетризованная хроника трех плаваний в Южные моря английского путешественника Джеймса Кука (1728–1779). 43 Намюр — бельгийский город, при котором произошло одно из крупнейших сражений первой мировой войны. 45 Квислинг — зд. в смысле «предатель». Виднун Квислинг (1887–1945) — лидер норвежских фашистов, премьер–министр марионеточного пронацистского правительства Норвегии в 1942–1945 гг. Расстрелян как изменник родины. Его имя стало нарицательным для обозначения предательства. Бьюкен, Джон (1875–1940) — шотландский писатель, публицист, поэт, политический деятель, автор приключенческих романов в духе Р. Л. Стивенсона. 46 Моррис, Льюис (1833–1907) — английский поэт, автор эпических и драматических поэм, в том числе «Поэмы о Гадесе» (1876), где пересказаны основные древнегреческие мифы. Филлипс, Стивен (1864–1915) — английский поэт и драматург. Стихотворная драма «Паоло и Франческа» написана в 1899 г. Фрай, Кристофер (род. в 1907 г.) — английский поэт, драматург, автор лирических комедий, драм на религиозную тематику, в ранней драматургии тяготел к экспрессионизму. 47 Батиста, Рубен Фульхенсио (род. в 1901 г.) — кубинский государственный деятель, президент в 1940–1944 гг. и 1954–1959 гг., установил диктаторский режим; свергнут в результате социалистической революции. Лорд Грей — Эдвард Грей, лорд Фоллоденский (1862– 1933) — английский государственный деятель, видный дипломат, член либеральной партии, играл большую роль в формировании британской внешней политики в начале XX в. В 1916 г. из-за прогрессирующей болезни глаз вынужден был уйти в отставку. 48 Папа Павел — римский папа Павел VI (1897–1977). 49 Как Лазарь с его каплей воды… — Имеется в виду Лазарь Убогий из евангельской притчи о богаче и бедняке (Лук., гл. 16, ст. 19 и далее). 51 Map, Уолтер Джон де ла (1873–1956) — английский поэт, прозаик, литературный критик. 52 К окберн, Клод (1904–1982) — английский журналист, писатель. Квеннелл, Питер Куртни (род. в 1905 г.) — английский поэт, литературный критик, автор ряда книг о творчестве Дж. Г. Байрона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

«так как мы получили от Него многия блага, то мы должны благодарить и молиться Ему». Такого рода отчасти и другой значительный фрагмент 7-й книгии, именно предписания и формулы целого чинопоследования крещения, каковая тема раскрыта в добром порядке в гл. 39 – 45. Сначала описывается, в чем и в каком порядке должен быть наставляем оглашенный, потом – как он должен отрицаться сатаны и сочетаваться Христу, с присоединением точной формулы, которая есть вместе и символ, затем следуют молитвы освящетя крещального елея и крещальной воды, вместе с молитвою помазания святым миром, которое совершается после крещения. Крещенный сам произносит 106 псалом, а потом еще другую молитву – благодарственную – за миропомазане, которая относится сюда, но стоит в 27 гл. Совершенно фрагментарно внесены предписания, как должно принимать странных гл. 28, о качествах, избираемых в клирр гл. 31; возвещение о будущих лжепророках и лжеучителях; наконец, повествование о том, какие мужи были поставлены епископами от самих апостолов, Заключение образуют гл. 47 – 49: первая содержит известный гимн: „Слава в вышних Богу», второй – переделку псалма 112 с дополн. из Лук. 2, 29 ; третья, повидимому, сжатое соединение нескольких стихов писания. Они отнюдь не относятся к прочим образцам молитв, не нашли себе среди них места, ибо заключение 7-й книги сделано уже в конце 46 главы. Восьмая книга, обширнейшая после второй, носить заглавие: περ χαρισμτων, και χειροτονων, και καννων κκλησιαστικν и есть собственно „чиновник архиерейского священнослуженитя» по теперешней нашей терминологии. Она имеет свое введение, в котором раскрывается понятие о чрезвычайных дарах. Эти дары – χαρσματα – даны были сначала Апостолам, а потом и некоторым из верных не для их пользы, но для обращения неверующих, с тем, чтобы сила знамения могла победить тех, которые не могли убедиться словом. Посему и не необходимо, чтобы эти дары были общи всем верным; довольно того, что все получили дар Св. Духа (χαρσμα πνευματικν) и с ним веру в истнного Бога и Сына Его Иисуса Христа; посему те, кои обладают этими чрезвычайными дарами, не должны превозноситься, а те, которые не имеют, не должны сетовать о том.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Так бывает и ныне. Иной вор, увидев себя открытым, становится убийцей! Иной сребролюбец, похотник и любостяжательный делается в полном смысле негодяем не прежде, чем когда увидит себя узнанным и лишенным чести! б) Получение денег. Когда Иуда имел их в руках, он был этим связан, связан также и своим словом. Он мог бы еще всегда отказаться от своего злого умысла, но полученная награда делала это для него невозможным. Так бывает и теперь. Иной со страхом и трепетом совершает убийство потому что связал себя словом, данным другому. Другой похвастался в обществе своей способностью к преступлению и совершил его потому только, что хотел сдержать слово. Иной принял грешную награду прежде греха, и совершил грех, потому что имел уже в руках награду. в) От злого умысла не далеко и до самого дела. В Иуде, конечно, происходила тяжелая, внутренняя борьба. На одной стороне стоял Иисус, учитель, друг, благодетель. «Могу ли я предать Его?» На другой стороне подстрекало данное слово и серебро. Наконец была глубокая ночь, и злобное сердце должно было решиться. Решение пришло с мыслью: «не велика важность если я и укажу, где Господь!» Такие отговорки — не редки. Примеры. Между тем, Спаситель претерпевал уже страдания в Гефсиманском саду. Какие? Наконец Он сказал: « встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня » (Мат. 26:46). Тут явился Иуда со словами: « радуйся, Равви! И поцеловал Его » (Мат. 26:49). « Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? » (Лук. 22:48). Теперь дело было совершено. Иисуса схватили и повели к первому допросу. 3. Следствия предательства привели его к отчаянию. Ужасна была остальная часть ночи для Спасителя. Что, где и как Он выстрадал? Но страдал и Иуда. Как терзает совесть после совершенного злодеяния? Во сколько крат ночь тогда мучительнее и длинее дня? Однако же он еще надеялся, что дело не примет слишком худого оборота: но его надежда была напрасна. а) Ночной допрос у первосвященника окончился осуждением Спасителя в богохульстве. Он содержался под стражей, как преступник. Увеличились страдания Господа, усилилось и раскаяние Иуды. «Что я сделал?» Если бы он, подобно Петру, приблизился со слезами к своему Искупителю, то Господь простил бы его. Но кто охотно признает себя виновным? Как часто гордость удерживает человека в сознании своей вины пред оскорблением?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

На это указывает и евангелист, говоря: еще Ему глаголющу, пришли некоторые из дома (начальника синагоги), говоря: умре дщи твоя, не движи Учителя (Лук. VIII, 49). Христос хотел, чтобы они уверились в смерти отроковицы, дабы после не могли сомневаться в ее воскресении. Так поступает Он и во всех случаях. Так и к Лазарю приходит по прошествии трех дней после его смерти. Вот по каким причинам обнаруживает Он жену и говорит ей: дерзай дщи; также как и расслабленному сказал: дерзай чадо (Матф. IX, 2). Женщина была объята страхом; поэтому Он и говорит: дерзай, и называет ее дщерию, - потому что вера сделала ее дщерию. Потом в похвалу ее говорит: вера твоя спасе тя (ст. 22). Евангелист Лука много и другого говорит нам об этой женщине. Когда она подошла, говорит он, и получила исцеление, Христос не тотчас после этого призвал ее, но прежде сказал: кто есть коснувыйся Мне (VIII, 45)? Потом, когда Петр и бывшие с ним говорили: наставниче, народи одержат Тя и гнетут, и глаголеши: кто есть коснувыйся Мне (что служило несомненным доказательством того, что Иисус облечен был истинною плотью и попирал всякую гордость: народ не в отдалении следовал за Ним, но отвсюду окружал Его), - Господь снова настойчиво повторил: прикоснуся Мне некто: Аз бо чух силу, изшедшую из Мене (ст. 46), - приспособляя ответ Свой к грубым понятиям Своих слушателей. Он сказал это для того, чтобы заставить женщину добровольно сознаться в своем поступке. С намерением Он не тотчас изобличил ее, чтобы, показав, что он все знает, убедить ее добровольно рассказать все, и заставить возвестить о случившемся, и чтобы не показаться подозрительным, если бы Сам стал говорить о том.       Видишь ли превосходство жены пред начальником синагоги? Она не удержала, не остановила Христа, но краями перст прикоснулась только к одежде Его; и, придя последнею, первая ушла с исцелением. Начальник синагоги самого Врача ввел в дом свой; а для этой довольно было и одного прикосновения. Хотя она связана была узами болезни, но вера окрыляла ее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

46. Покаяние есть и Божия трапеза, потому что чрез него вкушает Бог спасение человеческое. И Спаситель говорит: Мое брашно есть, да сотворю волю Отца Моего, Иже на небесех (Иоан. 4, 34). Итак, покаяние есть чудный хлеб Божий; Бог вкушает в нем исповедание совести; Он пиет в покаянии слезы умиления; в нем наслаждается благоуханною вонею — искренним чувством воздыханий; потому что оне для Бога благоухающее кадило. Вот — многообразныя брашна Божии: воздержание, пост, бдение, прилежная молитва, покорность со смирением; ибо сие благоугоднее Богу многих жертв. 47. Покаяние — праздник Богу; ибо Евангелие говорит, что Бог радуется более о едином грешнице кающемся, нежели о девятидесяти девяти праведник (Лук. 15, 7). Покаяние, творя праздник Богу, призывает и небо на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю. Все небесные чины пиршествуют, возбуждаемые к веселию покаянием. 48. Покаяние в жертву приносит согрешивших, но и опять оживотворяет их; умерщвляет, но и опять воскрешает из мертвых. Как же это? Слушай: берет оно грешных и делает их праведными. Вчера были мертвы, а сегодня они живы для Бога покаянием; вчера были чужие, а сегодня свои Богу; вчера беззаконны, а сегодня святые. Покаяние есть великое горнило, которое принимает в себя медь, и претворяет ее в золото; берет свинец, и отдает серебро. Если видал ты, как стекло принимает цвет гиацинта, или смарагда, или сапфира; то не усомнишься в таких претворениях силою покаяния. Покаяние, по благоволению Божию, срастворяет кающагося с благодатию Св. Духа, и человека всецело делает сыном Божиим. 49. Закон повелевал священныя вещи устроять все из золота. Законодатель не допустил пустоты в сих драгоценностях, чтоб мы знали, что Святые Божии имеют в себе всецелую святость. Слушай, кающийся! Приступи к Богу от всего сердца, и Он воздаст тебе всецелым тебя переплавлением. Взыскал ты переплавления в огне покаяния; смотри, ничего не оставляй не переплавленным. Вот что я разумею. Приносишь ты, положим, покаяние в блуде. Смотри, отбрось все виды блуда, потому что им порождены всякия распутства. И не только это, но отбрось и все ведущее к осквернению им: смех, шутки, сквернословия, чревоугодия, — сии пути к блуду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

XXIII, 25) корыстолюбия. Хотите ли, наконец, чтобы я показал вам, как сребролюбцы поражают камнями свои головы? Скажи мне, откуда прежде ты хочешь узнать это - из настоящего или будущего их состояния? Но о будущем они мало размышляют. Следовательно, должно говорить о настоящем их состоянии. Не хуже ли всяких камней заботы, которые поражают не головы, но изнуряют души? Сребролюбцы боятся, чтобы когда-нибудь законным образом не вышло из дому их то, что вошло неправедно. Они трепещут за всякую малость, гневаются, раздражаются против домашних и против чужих. Попеременно овладевает ими то малодушие, то страх, то ярость, и они, как бы переходя с утеса на утес, каждодневно ожидают того, чего еще не получили. Вследствие этого они не наслаждаются и тем, что имеют, как потому, что не уверены в своей безопасности, так и потому, что всею мыслию устремляются к тому, чего еще не получили. И как непрестанно томящийся жаждою, хотя бы выпил бесчисленные источники, не чувствует удовольствия, потому что не насыщается, так сребролюбцы не только не ощущают удовольствия, но еще тем более мучатся, чем более получают богатства, так как их похоть не имеет никаких пределов. Таково настоящее состояние сребролюбцев! Скажем теперь и о последнем дне. Хотя они и не внимают, но нам нужно сказать. Всякий может видеть во всех местах Писания, что сребролюбцы осуждены будут на мучение в последний день. Когда Христос говорит: взалкахся, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене (Матф. XXV, 42), Он осуждает на мучение сребролюбцев; и когда говорит: идите во огнь вечный, уготованный диаволу (ст. 41), то посылает в огнь вечный тех, которые неправедно обогащаются. Такой же участи подвергаются и злой раб, не уделявший своим товарищам от имения господина своего (Матф. XXIV, 46-49), и раб, закопавший в землю талант, и пять дев (Матф. XXV, 18); и где ни посмотришь в Писании, везде увидишь, что сребролюбивые осуждаются на мучение. То они услышат: пропасть утвердися между нами и вами (Лук. XVI, 26); то: идите от Мене во огнь, уготованный (дьяволу); то угрозу, что, будучи рассечены, пойдут они туда, где скрежет зубов; и всякий может видеть, что они отовсюду изгоняются, нигде не имеют места, кроме одной только геенны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

После краткого наставления о приготовлении вещества для таинства, следует начало («Благословенно царство Отца и Сына и Св. Духа), потом прямо 46 наша малая ектенья и молитва (наша первая молитва на освящение елея 47 , читаемая у нас после канона и ектеньи), аллилуйя, тропари («помилуй нас Господи, помилуй нас»), затем говорится: «и так начинает канон и на третьей песне другой священник говорит следующую ( συναπτν – смежную) Молитву, как предписано, начинает молитву и семь священников по порядку произносят семь молитв 48 ». Далее следует эта вторая молитва , произносимая вторым священником (очень краткая, непохожая не на одну из наших), после шестой песни – третья (об освящении елея, – по содержанию, но не в выражении сходная с нашею второю молитвою над елеем), на словах, после девятой песни – четвертая (наша третья, читаемая после третьего евангелия, только с изменением конца). После этой молитвы замечено: «и после того, как скажут семь священников, оканчивается всенощное ( παννυχς); каждый произносит свою молитву 49 ». За этим замечанием следуют еще три молитвы без всяких надписей: пятая, шестая, седьмая (по общему счету); из них пятая и шестая не наши и только последняя седьмая наша: «Отче святый, врачу душ и телес». «На литургии, говорится далее, произносятся антифоны по обычаю. На вход: помилуй нас Господи, помилуй нас. Прокимен: аз рех Господи, помилуй нас. Стих: блажен призираяй нища и убога». Для чтений из апостола назначено Иак. гл. V, из евангелия – Лук. гл. X. «И так другой священник (произносит) ектенью и иной (удаляет) оглашенных и всё произносится по порядку и исполняется литургия ( πληροτα λειτουργα). Входит больной и начинают петь тропарь: помилуй нас Господи, помилуй нас. И каждый из них (священников) произносит молитву, выше написанные (молитвы) 50 и помазывает чело, уши и руки больного и каждый гасит светильню, как сказано, и после этого помазывают весь дом, делая знак креста, и поют: живый в помощи Вышнего. И таким образом оканчивается служба ( λειτουργα)».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

42. Беседа во время крестного хода, по случаю большой смертности; 43. Беседа на усекновение главы честного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; 44. Беседа в четырнадцатую неделю на притчу от Матфея, призывающую на браки Сына – против говорящих: почему Бог призвал их, если знал, что они нисколько не будут повиноваться Ему делами своими, и почему сделал их достойными наказания; 45. Беседа на рождество Пресвятой Богородицы; 46. Беседа в семнадцатую неделю на Евангелие от Матфея о жене Хананейской: о ничтожестве человека и похвальном смирении; 47. Беседа в день Евангелиста Иоанна: о любви к Богу и ближнему; 48. Беседа на Евангелие от Луки, во вторую неделю из текста: якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде ( Лук.6:31 ). – В ней говорится и против ростовщиков; 49. Беседа на Евангелие от Луки, в четвертую неделю, из текста: изыде сеяй сеяти Семене своего ( Лук.8:5 ); 50. Беседа на Евангелие от Луки пятой недели из текста: человек некий бы богат и облачашеся в порфиру и виссон ( Лук. 16:19 ), о том, кто из богатых и бедных будет спасен; 51. Беседа на Евангелие от Луки шестой недели, которое начинается: изшедшу Ему (Иисусу) на землю, срете Его муж некий от града и проч. ( Лук.8:27 ); 52. Беседа о том, что частая беседа с Богом в молитве и псалмопении есть утверждение и безопасность во всяком благе, и отвращение и освобождение от всякого зла и нечестия. 53. Две беседы на вход во Святая Святых и о проведении там жизни Пресв. Богородицы и Преснодевы Марии; 54. Беседа о таинствах; 55. Беседа о наградах, уготованных добродетельным и наказаниях – порочным; 56. Беседа в неделю Праотец против неслушающих поучений; 57. Беседа в неделю перед Рождеством Христовым, или св. Отец: о родословной по плоти Господа нашего Иисуса Христа и в девстве родившей Его Пресв. Девы Марии; 58. Беседа на Рождество Христово; 59. Беседа о покаянии; 60. Беседа в праздник Светов – о таинстве крещенния Христова; 61. Беседа о исцелении десяти прокаженных и о мире с Богом и с ближними;

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010