Разрушенъ пречистый храмъ, но съ собою онъ возстановляетъ падшую ибо Адамъ вторый, на высотахъ (небесныхъ), нисшелъ къ первому даже до глубинъ ада: Его отроки благословите, священники воспевайте, люди превозносите во все веки 2, 19; Амос. 9, 11; 1 Кор. 15, 47). Не стало у учениковъ, же благодушествуетъ; ибо видя всевышняго Бога мертвымъ и обнаженнымъ, испрашиваетъ и погребаетъ (Его), восклицая: отроки благословите, священники воспевайте, люди превозносите (Его) во все веки (Марк. 15, 42–46). Ο необычайныя чудеса! О благость! О неизреченное на вышнихъ (небесахъ) добровольно запечатлевается подъ землею, и Богъ называется позорнымъ именемъ обманщика: Его отроки благословите, священники воспевайте, люди превозносите во все веки (Матф. 27, 63–66). Ирмосъ. Не рыдай о мне, Матерь, видя во гробе Сына, котораго зачала ты во чреве безсеменно; ибо я востану и прославлюсь и какъ Богъ вознесу во славе непрестанно съ верою и величающихъ тебя (Лук. 23, 28). Въ дивномъ рождестве твоемъ, Сынъ безначальный, сверхестественно не испытавъ болезней, я ублажала себя; ныне же видя тебя, Боже мой, мертвымъ бездыханнымъ, терзаюсь тяжко мечемъ скорби: но востань, дабы я возвеличилась (Лук. 1, 48; 2, 35). Земля покрываетъ меня по воле (моей), но привратники ада трепещутъ, видя (меня), Матерь, облеченнаго въ окровавленную одежду ибо поразивъ враговъ на кресте, какъ Богъ, я опять возстану и возвеличу тебя 38, 17; Быт. 49, 11; Ис. 59, 17). Да радуется тварь, да веселятся все земнородные; ибо упраздненъ враждебный адъ; съ ароматами сретайте (меня), жены; я избавляю Адама и Еву со всемъ родомъ (ихъ), и въ день воскресну (Марк. 16, 1; Матф. 28, 9). Печатается по Богослужебные каноны на греческомъ, славянскомъ и русскомъ языкахъ. Книга mpemiя: Каноны Постной Tpioдu . — СПб.: Въ Синодальной Tunorpaфiu, 1856. — С. 123–132. Амфилохий Иконийский. Слово на Великую Субботу Погребение Спасителя нашего празднуем мы сегодня. Он в преисподней освобождает мертвецов от уз смерти, исполняя светом ад, и пробуждает от сна усопших.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

Старайся войти во святый град, умиренный и горний Иерусалим, где и рай. Ибо не иначе сподобишься сих дивных и блаженных зрелищ, как разве день и ночь будешь проливать слезы, подобно тому, кто говорит: измыю на всяку нощь ложе, слезами моими постелю мою омочу (Псал. 6, 7). Не неизвестно тебе, что сеющии слезами радостию пожнут (Псал. 125, 5). Почему Пророк с дерзновением говорит: слез моих не премолчи (Псал. 38, 13); и еще: положил еси слезы моя пред тобою: яко и в обетовании Твоем (Псал. 55, 9); и: быша слезы моя мне хлеб день и нощь (Псал. 41,4); и в другом псалме: питие мое с плачем растворях (Псал. 101, 10). 8. Слеза, проливаемая действительно от великой скорби и сердечной тесноты, при ведении истины и с разжжением внутренности, есть пища души, подаваемая от небесного хлеба, которого, седши у ног Господних и плача, наипаче причастилась Мария, по свидетельству самого Спасителя. Ибо говорит Он: Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея (Лук. 10, 42). О какие многоценные это бисеры в излиянии блаженных слез! О какой это правый и благопокорный слух! Какой мужественный и мудрый ум! Какое проникновение Господним Духом, какая любовь, так сильно влекомая к Пречистому Жениху! Какое острое жало душевного стремления к Богу-Слову! Какое тесное общение невесты с небесным Женихом! 9. Марии подражай, чадо, подражай, не имея в виду ничего иного, а взирая только на Того, Кто сказал: огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся (Лук. 12, 49)? Ибо возгорение духа оживотворяет сердца. Невещественный и Божественный огнь освещает души и искушает их, как неподдельное золото в горниле, а порок попаляет, как терния и солому; потому что Бог наш огонь поядаяй есть (Евр. 12, 29), во огни пламенне дает отмщение неведущим Его и непослушающим благовествования Его (2 Сол. 1, 8). Сей огнь действовал в Апостолах, когда возглаголали огненными языками. Сей огнь облистал Павла гласом, и просветил его ум, омрачил же у него чувство зрения. Ибо не без плоти видел он силу оного света.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1891...

Песн.4:16. Востани, севере, и гряди, юже, и повей в вертограде моем, и да потекут ароматы моя. Песн.5:1. Да снидет брат мой в вертоград свой, и да яст плод овощий своих. Внидох в вертоград мой, сестро моя невесто, обимах смирну мою со ароматами моими, ядох хлеб мой с медом моим, пих вино мое с млеком моим; ядите, ближнии [п]мои, и пийте, и упийтеся, братия. Песн.5:2. Аз сплю, а сердце мое бдит.    Поелику предстоящее нам теперь обозрение Божественных речений, следующих по порядку в Песни песней, содержит в себе некоторые понятия, трудно постигаемые и по неясности покрытые тайною, то настоит для нас потребность в большей внимательности, лучше же сказать, в большем содействии молитв и путеводительстве Святого Духа, чтобы нам в изумлении от сих высоких чудес не потерпеть того же, что обыкновенно бывает с нами, когда смотрим на звезды, потому что и их красоте дивясь издали, не можем придумать никакого способа к познанию их сотворения, напротив того, по причине красоты их, наслаждением служит для нас пребывать в удивлении видимому. Ибо подлинно некиими звездами представляются и эти лучи, и осияния Божественных сих словес, блистательнейшие и превосходнейшие душевных очей, «по высоте небесней от земли», как говорит Пророк (Псал. 102:11). А если и с нашею душою произойдет то же, что слышим об Илии, и мысль наша, восхищенная на огненной колеснице, став превыспреннею, преложится к небесным красотам (Святым же Духом будем представлять себе тот огонь, которого Господь приходил «воврещи на землю» (Лук. 12:49), уделяемый ученикам в виде языков), то и для нас небезнадежным сделается приблизиться к сим звездам, разумею Божественные понятия, которые посредством небесных и духовных словес осиявают наши души. Ибо воззри душевным оком, тебе говорю, слушатель, бывшим от Господа патриарху словом, «воззри на небо сие» (Быт. 15:5) и рассмотри звезды, если можешь измерить высоту самых понятий. Обрати внимание на власть царицы, из повелений ее уразумев ее владычество; какое самодержавное полномочие открывается в том, что говорит; не молением успевает в том, чего хочет, но по неложному слову Обетовавшего, Который говорит, что «верный и мудрый строитель» делается господином «над всем» имением у Владыки (Лук. 12:42—44). Прияв сию власть, невеста царски в угодность себе располагает двумя ветрами, повелительно удаляя от себя ветер северный, и благосклонно призывая южный, и побуждая скорее придти к ней. Буквально же читается так: «востани, севере, и гряди, юже» (Песн. 4:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3088...

Пищу назначь простую, удобоприобретаемую и не требующую много о себе забот, а не разнообразную и ввергающую в развлечения. Если придет тебе помысл о ценных яствах, будто страннолюбия ради, оставь его, нимало ему не внимая. Ибо чрез это наветует тебе враг, наветует, чтоб отвратить тебя от безмолвия. Имеешь Господа Иисуса в лице Марфы укоряющего душу, пекущуюся об этом, и говорящего, что «о многом печешься и молвишь. Едино есть на потребу» ( Лук. 10, 41 ), то, чтоб слушать слово Божие, прочее же после сего без труда найдется. Почему Он тотчас и прибавляет: «Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея» (42). Имеешь и пример вдовицы Сарептской, чем она угостеприимствовала Пророка ( 3Цар. 17, 10 ). Хотя бы ты имел только один хлеб и воду, можешь и с ними как следует совершить дело гостеприимства и удостоиться за то воздаяния. Но если бы ты и этого не имел, прими странника только с добрым произволением и слово благое ему скажи, и этим можешь равно стяжать мзду страннолюбия. Ибо сказано: благо слово паче даяния ( Сирах. 18, 16. 17 ). 4. Также должен рассуждать ты о милостыне. Не пожелай иметь богатство для раздаяния бедным. Ибо и это есть лесть лукавого, часто приходящего в видах тщеславия и ввергающая ум в дела многомятежные (многосделочные). Имеешь в Евангелии от Господа Иисуса получившую доброе свидетельство вдовицу, которая двумя лептами превзошла произволение и силу (достоинство пожертвований) богачей. «Вси бо», сказал Господь, «от избытка ввергоша в сокровищное хранилище, сия же все имение свое» ( Лук. 21. 4 ). Что же касается до одеяния, то не желай иметь лишних одежд, промысли себе только такие, какие достаточны к удовлетворению этой потребности тела. «Возверзи на Господа печаль твою» ( Псал. 54, 23 ), и Он промыслит о тебе. «Яко Той печется о нас», говорит Слово Божие (1 Нетр. 5, 7). Если имеешь нужду в пище или одежде, не стыдись принять, если будут подавать тебе их другие. Ибо это есть вид гордости. Если и сам будешь в них излишествовать, давай тому, у кого их нет.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

§ 176. Свидетельство новозаветнаго откровения Странно говорить, хотя и говорят иные 75 , что свидетельства в. завета о Христе Спасителе ничего не значат для христианина. Странно это уже и потому, что сам И. Христос отсылал иудеев к писанию в. завета как ясному свидетельству о Нем . Испытайте писания Аще убо бысте веровали Моисеови, и Мне веровали бысте; о Мне бо той писа ( Иоан. 5, 39. 48 . Тоже Лук. 18, 31 – 33; 24, 25. 27 ; Мат. 26, 54). Ап. Петр, указывая на основания веры в Христа Иисуса, говорит о себе и прочих самовидцах величия Иисусова и имамы известнейшее пророческое слово. Потом обращаясь к принявшим туже веру хвалит их за то, что они обращаются к сему слову как к светильнику, сияющему в темном месте ( 2Петр. 1, 16–19 ). Тем не менее христианин основывает свою веру в Христа Иисуса, как Спасителя мира, не на одном свидетельстве откровения ветхозаветного. Иисус Христос, показывая иудеям, как известное им откровение учит их о Нем, говорит, что Он имеет свидетельство о Себе более важное, чем свидетельства свидетелей земных, что Сам Отец пославший Его свидетельствует о Нем ( Иоан. 5, 34 – 37 ). Отец небесный не раз голосом с неба свидетельствовал о Иисусе: сей есть Сыне мой возлюбленный (Мат. 3, 17; 17, 5. Иоан. 12, 28. 29 ), свидетельствовал о том же чудесами. При самом благовестии о рождении Иисуса ангел назвал Марии и Иосифу Иисуса Спасителем потому именно, что Он спасет людей своих от грехов их (Мат. 1, 21. Лук. 1. 30–33 ). Сам Иисус Христос неоднократно исповедывал, что Он есть Мессия: исповедывал в беседе с самарянкою ( Иоан. 4, 25. 26 ), пред учениками Иоанновыми (Мат. И, 2 – 8), пред апостолами (Мат. 16,17 – 21), пред народом, требовавшим от Него исповедания о Себе ( Иоан. 10, 24. 25; 9, 37 . Мат. 22, 42), в молитве пред отцом своим ( Иоан. 17, 4. 5 ), пред первосвященником, заклинавшим Его сказать правду о Себе (Мат. 26, 63. 64). Свидетельство Иисуса о Себе Самом есть вполне несомненное для нас свидетельство о лице Его. Он знал, откуда и для чего пришел ; а слова и дела Его показывают, что Он мог говорить только одну истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ни по ходу речи, ни по связи мыслей, ни одно из тех понятий, которые обыкновенно прилагают к этому названию в Ветхом завете, здесь неприменимо: если бы Иисус Христос назвал себя Сыном Божиим только в смысле или феократическом, или нравственном, или идеальном, в таком случае Он не отличил бы Себя от бывших прежде Его служителей и исполнителей ветхозаветной экономии; название – единый возлюбленный Сын – примененное Им к Себе, осталось бы без соответствующего значения. Δολοι или δολος в этой притче, соответствующие πας θεο ( Мф.12,18 ; Деян.4:27.30; 3,13.26 ) и еврейскому ( Ис.42:1–5;52,13 ), представляют именно тех, которые всецело и всесовершенно посвятили себя служению Иегове, т.е. пророков и благочестивых царей древней феократии, которые были ревнивыми хранителями и блюстителями вверенного им достояния; в заключение их блюстительства (σχατον) посылается единый возлюбленный Сын, который как исполнитель ветхозаветной экономии близок к ним по своему служению, но как Сын Он является полным владетелем наследия Отца с полным правом им распоряжающимся; рабы блюли и хранили вверенное им достояние, Сын же как равноправный Отцу является видоизменителем древней и основоположителем, учредителем новой экономии; так Он поступает потому, что Он Сын. Таков прямой и естественный смысл этого приточного изображения в ряду тех сказаний, среди которых оно стоит. Продолжая образную речь, Иисус Христос говорит, что тот камень, разумея под последним Себя, которому они не усвояют соответствующего значения, на их глазах делается основоположением нового здания; у них же отнимается царствие Божие ( Мф.21:42.43 ). В дополнение к этому приточному изображению можно присоединить еще одну беседу, обращенную Иисусом Христом несколько позже, по сказанию евангелиста Марка, к народу во храме (12,35.37), а по сказаниям евангелистов Матфея и Луки, к книжникам и фарисеям ( Мф.22:41.42 ; Лук.20:39–46 ). После разного рода вопросов, предложенных Иисусу Христу книжниками и фарисеями с целью уличить Его в чем-нибудь, Он со своей стороны, желая обличить их в несправедливости их негодования на Него за оправдание своих действий божественностью посланничества и божеским достоинством, ясно указанным в усвоенном Им имени Сын Божий, обратился к ним с вопросом: «что вы думаете о Христе? Чей Он Сын?» и т.к.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Один законник, слышавший беседу И. Христа о легком и спасительном бремени, захотел узнать, что это за бремя, которое он обещает возложить на своих последователей и, подошедши к Нему, спросил: «что сотворив, живот вечный наследую?» Но Христос заставляет его самого указать на заповедь о любви к Богу и ближнему. Тогда законник спрашивает: кто мой ближний? В ответ на этот вопрос Иисус Христос предлагает притчу о благодетельном самарянине. Вопросом: кто убо из тех триех ближний мнится быти впадшему в разбойники? и Иисус Христос вызвал законника признать, что для сердца несчастного человека ближний есть всякий, который окажет ему помощь, кто бы он ни был. Иисус Христос в Вифании в доме Марфы и Марии (Лук.10:38–42) Ев. Лука не называет селения, где Иисус Христос принят был сестрами, но из Ин.12 гл. мы видим, что они жили в Вифании. Тан же точно Лука не упоминает о Лазаре, их брате. Ho отсюда нельзя заключать, что ев. Луке не было известно близкое отношение Лазаря к сестрам Марфе и Марии. Обе сестры одинаково веруют в Иисуса, как обетованного Мессию, но каждая по-своему выражает Ему свое уважение и преданность. Одобрения заслуживает Мария, усердствующая в слушании слова Его. Христос исполняет просьбу учеников научить их молиться (Лук.11:1–13) Ев. Лука не определяет места, где однажды Христос молился и после того по просьбе учеников преподал им учение о молитве. Но, вероятно, этим местом была гора Елеонская, на восточном склоне которой лежала Вифания, и на которую во время пребывания в Иерусалиме Иисус Христос обыкновенно удалялся для уединенной молитвы. «Молитву Господню», равно как и наставление о постоянстве в молитве, ев. Матфей передает в ряду изречений нагорной беседы. Исцеление бесноватого слепонемого (Мф.12:22–45; Мр. 3:20–30; Лк. 11:14–36) Чудо исцеления бесноватого слепонемого произвело сильное впечатление на народ, который пришел к мысли: исцеливший не есть ли Христос? Такое настроение не могло нравиться врагам Иисуса, книжникам и фарисеям, а между тем, было очевидно, что исцеление бесноватого есть дело божественное. Тогда они стараются перетолковать это чудо перед народом, приписывая его действию в Иисусе силы князя бесовского. В обличение этой клеветы Иисус Христос делает два возражения: 1) если Он силой веельзевула – изгоняет бесов, то значит, сатана действует против самого себя, что нелепо, но в таком случае не могло существовать и царство сатаны; 2) если изгнание бесов И. Христом фарисеи приписывают силе веельзевула, то также должны объяснять и изгнание бесов их сынами, что они однако не делают и не сделают. Потом Господь высказывает верное суждение о Своих чудесах изгнания бесов. Он совершает их, конечно, Духом Святым, и отсюда свидетели этих чудес должны бы были заключить, что царство сатаны теперь кончилось, и наступило царствие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

И как верх земного блаженства, по понятиям таковых, состоит частью в земных почестях и наслаждениях, а частью, в обладании земными сокровищами: то все их жизненные силы и заботы направлены и стремятся к одним лишь благам житейским и к приобретению их всеми средствами, не исключая и неправедных. Собственно говоря, это не суть мудрые, тем паче, мудрейшие против сынов света. Слишком увлекаясь суетными заботами о мнозе, они навсегда теряют для себя едино на потребу ( Лук. 10:42 ), и таким образом, глаголющеся быти мудри юродеют ( Рим. 1:22 ). Непрерывное кружение в вихре мудрований плотских, – кружение, сопровождаемое и наслаждениями, большей частью плотскими, – препятствует им, не только ходить по духу ( Рим. 8:8 ) и стоять во истинной премудрости Божией ( 1Кор. 1:21 ), но и пользоваться временем ( Еф. 5:16 ; Кол. 4:5 ), и благами века сего так, чтобы ими улучить нескончаемое блаженство в веце оном ( Лук. 20:34,35 ). Неосмысленная и безмерная привязанность к бренному отнимает у них саму возможность, усвоить себе мысли и чувства 6олее истинные и более сообразные с достоинством человека, как существа богоподобного, и таким образом, держит их в состоянии, как бы, непрерывного противления истине Божией. Посему св. Павел, приписывая таковым глубокое омрачение по уму, сердцу и совести ( Рим. 1:21 ; 2Кор. 4:4 ; Тит. 1:15 ), весьма справедливо именует всех их немудрыми ( Еф. 5:15 .), плотскими ( 1Кор. 3:3 ), тьмою и сынами противления ( Еф. 5:6,8 ). Слово свет, у пророков (особенно – Исаии) и в Новом Завете, весьма часто употребляется в понятии благочестия и веры истинного Бога, который, живя во свете неприступном, и Сам есть свет и Отец светов ( Иоан. 1:9 ; 1Иоан. 1:5 ; Иак. 1:17 ). Как Отец светов, Он просвещает всех верующих в Него и словом откровения, и таинственным общением с Ним. ( Иоан. 14:23 ), –просвещает, обогащая их всяким здравым учением и всякой истиной богопознания ( 1Тим. 1:10 ; 1Петр. 2:9 ; 1Иоан. 5:20 ). Просвещаемые таким образом истинные чтители истинного Бога, становятся, в свою чреду, и сами светом для других (Мф. 5:14), то открывая им тайну спасения ( Еф. 3:9 ) и всю волю Божию ( Деян. 20:27 ), то являя перед ними свои добрые дела во славу Божию (Мф. 5:16; 1Иоан. 1:7, 2:9,10 ). Сообразно с сим, под сынами света должно разуметь людей, более преданных занятиям высшим и духовным, – людей, прилежащих науке здравого смысла и откровению, ищущих мудрости истинной, и старающихся сосредоточивать волю свою в воле Божией; короче: людей, верующих во Христа Спасителя мира и живущих по духу веры. Характеризуя сих сынов, света, и сопоставляя их с сынами века сего, тот же Апостол именует их присными Богу ( Еф. 2:19 ), духовными и святыми ( Гал. 6:1 ; 1Кор. 2:2 ), сынами Божиими ( Гал. 3:26 ), и наконец, чадами послушания ( 1Петр. 1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

«Ста и подвижеся земля: призре и растаяше языцы: стрышася горы нуждею и растаяша холми вечнии, шествия вечная Его» ( Авв. 3:6 ). Шествиями называет Пророк дела; означает же сказанным и источивший всем людям спасение крест. На нём стал Владыка Христос и поколебал землю, привёл в движение и расторг горы, поразил ужасом демонов, разрушил капища на горах и холмах, определив сие от начала, исполнив же напоследок лет» 246 . Когда пророк говорит: «Господи, услышах слух Твой и убояхся: разумех дела Твоя и ужасохся» ( Авв. 3:2 ), то св. Ки­рилл Александрийский наиболее – по праву (ετως) относит эти слова к «самому вочеловечившемуся слову». «Если эту речь относить к Отцу, то мы должны будем понимать ее таким образом. О Господи всяческих! го­ворит, я поражён данным откровением или слухом о Твоем Сыне, ибо поразительны и неизреченны эти глаголы и образы домостроительства превыше всякаго закона. Если же, устремив око сердца, рассмотрю величие дел Твоих, то последствием этого будет не иное что, как великое изумление. Если же эта речь относится к Сыну, то и тогда мы истолкуем ее таким образом. О Господи, Вседержитель всяческих! Хотя Ты и стал плотию, но когда я получил слух или, весть и откровение о Тебе, то я пришел в страх. Я поражен и вполне справедливо (α φδα ετως) чрезвычайностью (πεβολν) этого дела; ибо я узнаю, что Ты, будучи образом Родителя и во всем равным, Ему, добровольно снизойдешь до уничижения Себя, сде­лаешься подобными нам человеком от жены и примешь образ раба и, будучи с нами Бог, припишешь Себе отца: будешь послушлив даже до смерти, смерти же крестной ( Фил. 2:69 ; ср. Гал. 4:4 ), Посему услышах слух Твой, и убояхся; разумех дела Твоя и ужасохся; ибо Ты благовествовал слепым прозрение, проповедовал пленным отпущение ( Ис. 31, 12 ; Лук. 4:1819 ), врачевал сокрушенных сердцем, обращал заблуждающихся, соединил разрознен­ное ( Пс. 146:3 ), был светом сущим во тьме ( Ис. 9:2 ; Лук. 1:79 ), дверью и путем к жизни и освящением ( Ис. 45:1 ; Ин. 10:7; 14:6 ); Ты сталь миром, чрез веру соединяющим в один народ сущих от обрезания и сущих из язычников ( Ефес. 2:14, 18 ), сделался камнем краеугольным, избранным, честным ( Ис. 28:16 ; Мф. 21:42 ). Ты приобрел вселенную Богу и Отцу, освободил от грехов тех, которые пленены были по немощи, исхитил из руки диавольской ( 1Ин. 3:8 ). Рабы воссияли благодатью сыноположения ( Ефес. 1:5 ; Кол. 1:13 ), человек земной сделался гражданином неба ( 1Кор. 15:4649 ). Сверх этого, думаю, достойно внимания и следующее. Ты, животворящий всех, претерпел вместе с нами телесную смерть. Но Ты сделался первенцем из мертвых, начальником усопших, первородным человечества, восстановленного к нетлению; ибо Ты воскрес, как Бог, поправ сурового и неодолимого зверя, т. е. смерть, уничтожив силу древнего того проклятия, в Тебе и чрез Тебя потеряло значение сказанное против нас определение: «земля еси и в землю отыдеши» ( Быт. 3:19 ) 247 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

См. Пс. 1:3; Матф. 3:10. 123 См. прим. 61 к трактату «О прескрипции…». 124 См. 1 Кор. 6:3. 125 См. Откр. гл. 2—3. 126 См. Откр. 3:19. 127 См. Лук. 15:8—10. 128 См. Лук. 15:4—5. 129 См. Лук. 15:11—23. 130 Возлюбленные Божьи (can Dei)—boзмoжho, мученики. 131 Ср. Ис. 5:18 и 1 Тим. 6:8—9 (Resch § 12 89). 132 См. Плиний Ст. VIII 27. 133 См. Дан. 4:30—33. 134 См. Исх. гл. 5— 14. См.  также прим. 88 к трактату «К язычникам». 135 См. Прем. 10:1—2. 136 См., напр., Аристотель. Никомахова этика III10:1115 Ь; II2:1104 а; Сенека. Письма 41; 67:10; Эпиктет. Беседы I 2:25; II 2:13. 137 Видимо, намек на школу киников; «киник» — субстантивированное прилагательное «собачий», κυνικς. Слово «собака» присутствует в названии афинского гимнасия «Киносарг», в котором вел занятия основатель кинической школы Антисфен. Он и сам называл себя «собакой» в соответствии с неприхотливым образом жизни, который пропагандировала и вела его школа. См. Диоген Лаэртский VI 13. 138 См. Лук. 9:52—56. 139 См. Иоан. 13:22. 140 См. Матф. 26:51—52. 141 См. Лук. 22:50—51; Иоан. 18:10. 142 См. Матф. 26:67; 27:29. 143 См. Исх. гл. 16—17; 32:1—11. 144 См. Быт. 15:6. 145 См. Матф. 5:22. 146 См. Матф. 5:40; Лук. 6:29. 147 См. Матф. 6:24; Лук. 16: 13.  «Маммона» на арамейском языке означает богатство, воплощенное в образе демона. 148 См. Втор. 21:23; Галат. 2:16 ел.; 3:13 ел. 149 Очевидно сходство этого рассуждения с местом из трактата Сенеки «О постоянстве мудреца» (17:4), который, вероятно, был известен Тер–туллиану (рус. пер. см.: Историко–философский ежегодник– 87.  М., 1987:с. 190—216). 150 См. Матф. 5:23—24. 151 См. Лук. 15:4—6. 152 См. Лук. 15:11—32. 153 См. Дан. 4:30 ел. 154 См. 1 Тим. 5:3; 9—10; 1 Кор. 7:34—35; 39–10; Матф. 19:12. 155 См. Лук. 12:50. 156 Согласно преданию, принятому многими отцами церкви, Исайя был перепилен деревянной пилой по приказу царя Манассии. Ср. Евр. 11:37. 157 См. Деян. 7:59. 158 См. Иов. 1:15—19; 2:9—10; 42:10. 159 В Писании ничего подобного не сказано. Вероятно, Тертуллиан приводит здесь свою собственную версию. 160

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010