(Ср. Лк.11:20 ). Смысл стиха такой: если вы обязаны признать, что Я силой не Веельзевула, а Божией изгоняю бесов, то должны сделать и дальнейший вывод, что среди вас появилась необыкновенная Личность, Которая действует силой Божию, и что, следовательно, Мои дела служат признаком посещения вас Богом и наступления среди вас Царства Божия. У Луки: «если же Я перстом Божиим изгоняю бесов» и т.д. Под «Царством Божиим» Иоанн Златоуст понимает здесь «Мое (Христа) присутствие» ( παρουσα μ). Мф.12:29 .  Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его. (Ср. Мк.3:27 ; Лк.11:21–22 ). В стихе 28 был сделан первый вывод из доказательств, представленных Христом. И доказательства, и вывод были сами по себе достаточны. Но рассматривая предмет с другой стороны, Спаситель представляет и еще доказательства. У Лк.11:21–22 речь, будучи почти тождественна по смыслу, по выражениям отличается. Матфей ближе здесь к Марку, чем к Луке. Слово «или» переводят различно: «иначе», «и», «ибо», «ли»; в арабском переводе – «и». Нельзя согла­ситься с мнением, что артикль перед σχυρο здесь обозначает особенную силу. Он просто указывает на предыдущее, на сатану или Веельзевула, потому что ясно, что именно его следует понимать под «сильным», хотя речь имеет и несколько более общий смысл. Эта образная речь, напоминает Ис.49:24 сл. Образы взяты из действительной жизни. Смысл речи понятен. В применении к деятельности Христа она отличается большою убедительностью. Если кто-нибудь силен, то на него нелегко напасть и разграбить его имущество. Так и Христос не мог бы противодействовать диаволу, если бы он был достаточно силен, чтобы помешать изгнанию подчиненных ему бесов. Мф.12:30 .  Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. (Ср. Лк.11:23 – буквально). Этот стих был также предметом многочисленных споров. Иоанн Златоуст , Феофилакт, Евфимий Зигавин, Иероним и другие относили его к диаволу; другие – к иудейским заклинателям, упомянутым выше. Третьи понимали слова Христа в смысле общей пословицы и разумели «кого бы то ни было». Наконец, некоторые думали, что здесь изображается полное и совершенное разъединение двух царств – царства сатаны и Бога. Это последнее мнение лучше других. Между двумя царствами не может быть ничего среднего (ср. Рим.8:7 ). В применении данного Христом принципа нет исключений. К Нему невозможно нейтральное отношение. Кто не с Ним, тот против Него... Основание таково: в нравственной области человек должен быть или прав, или не прав. Среднего положения нет... Христос всегда абсолютно прав... Отрицательно эта речь Спасителя выражена у Мк.9:40 : «ибо кто не против вас, тот за вас».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Указание на точную сумму важно для евангелиста Матфея прежде всего по той причине, что именно эта сумма звучит в ветхозаветном пророчестве, которое Матфей даст в вольном пересказе чуть позже ( Мф.27:9–10 ). Об этом пророчестве будет сказано в свое время. Одним из отличий версии Луки от версий Марка и Матфея является то, что помимо первосвященников в ней упоминаются начальники. В данном случае употреблено не слово ρχοντες, обозначающее старейшин народа израильского, а слово στρατηγο (буквально: «военачальники»). Вопреки мнению некоторых ученых о том, что имеются в виду служители храма, 162 представляется правильным толкование Златоуста, согласно которому речь идет о римском военном командовании, с которым первосвященники находились в сговоре: Лука говорит, что он имел совещание с военачальниками. По причине возмущений иудеев римляне поставляли над ними своих начальников, которые наблюдали за порядком, потому что власть уже была отнята у иудеев по пророчеству. Пришедши к этим военачальникам, Иуда сказал: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?» 163 По какой причине Иуда предал Учителя? Обычно главную причину предательства видят в сребролюбии. Златоуст пишет : И смотри, как велика злоба Иуды, когда Он произвольно приступает к предательству, когда делает это из-за денег, и притом денег столь незначительных... «Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его», так как он боялся народа, и хотел взять Иисуса наедине. О безумие! Как ослепило его совершенно сребролюбие! Несмотря на то, что часто видел, как Иисус проходил среди толпы и не был удерживаем, как являл многие доказательства Своего Божества и силы, Иуда думал удержать Его, и несмотря на то, что Иисус столько раз повторял ему и страшные, и кроткие слова, чтобы разрушить злой его умысел. Даже и на вечере не переставал заботиться о нем, но до последнего дня беседовал с ним об этом. Но Иуда не получил никакой пользы: несмотря, однако, на все это, Господь не переставал совершать Свое дело. 164

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1 . Когда пророчество относилось только к иудеям, в начале его ставились имена иудейских царей. Например, «Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии – царей Иудейских» ( Ис.1:1 ). Во времена Исайи я не встретил ни одного имени, кроме имен царей иудейских. У некоторых пророков мы встречаем также имена израильских царей, например, «во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского» ( Ам.1:1 ). Но затем тайна Евангелия была проповедана и распространилось по всему миру, а начало этому благовествованию положил Иоанн в пустыне, когда миром правил Тиверий. И вот, «в пятнадцатый год его правления», как сказано, «был глас Божий к Иоанну» ( Лк.3:2 ). Если бы о спасении было возвещено только тем язычникам, которые уверовали, а сами израильтяне бы исключались, достаточно было бы сказать: «В пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее». 2 . Но так как многим из Иудеи и Галилеи было предначертано уверовать, эти царства также были включены в зачало: «Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» ( Лк. 3:1–2 ). Когда-то «было слово Господне» к «Иеремии, [сыну] Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой» ( Иер. 1:1 ) во времена того или иного иудейского царя; теперь же «глагол Божий [перешел] к Иоанну, сыну Захарии» ( Лк.3:2 ). Это слово никогда не было к пророкам «в пустыне». Но у «оставленной гораздо более детей», которым должно уверовать, «нежели у имеющей мужа» ( Гал.4:27 ). Поэтому и было слово Божие «к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне». 3 . Но в то же время обрати внимание, что сказанное становится яснее, если «пустыню» понимать не в буквальном смысле, но мистически. Тот, кто проповедует «в пустыне», бросает слова на ветер, так как его никто не слышит. Поэтому предтеча Христа и «глас вопиющего в пустыне» проповедует «в пустыне души», которая не находит покоя. Но не только тогда, но и сейчас «светильник, горящий и светящий» ( Ин.5:35 ) идет первым, «проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» ( Лк.3:3 ). Затем следует «Свет истинный» ( Ин.1:9 ), а сам «светильник» говорит: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин.3:30 ). Слово Божие было в пустыне и проходило «по всей окрестной стране Иорданской» ( Лк.3:3 ). Ибо где еще должен был ходить Иоанн Креститель, если не в окрестностях Иордана? Если кто хотел покаяться, то вода для крещального омовения всегда была рядом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

В другом месте сказано о братьях и сестрах Господних. Братья перечислены по имени, и их четверо, а сестер должно быть по крайней мере две. Те и другие упоминаются в Священном Писании неоднократно (см.: Мф.12:47–50 ; Мк.3:31 ; Лк.8:19 ; Ин.2:12; 7:3 ; Деян.1:14 ; 1Кор.9:5 ; Гал1:19 ). Но они никак не могли быть родными братьями и сестрами Спасителя и детьми Марии, и вот почему. – Согласно древнему и принятому всей Церковью преданию, Мария, Матерь Иисусова, осталась по рождении Его Девой, что и было прообразовано в видении пророка Иезекииля (см.: Иез.44:1–3 ). – Матерью тех, кого Писание называет братьями Господа, была иная женщина, именуемая то Мария, то другая Мария (что значит: отличная от Марии, Матери Божией, и от Марии Магдалины), то сестра Матери Его, Мария Клеопова (когда она упоминается сразу или вскоре после Матери Божией). Покажу это на примерах. Там (то есть при кресте Иисуса) были также и смотрели издали многие женщины... между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых ( Мф.27:55–56 ). Иаков и Иосия двое из четырех братьев Господних (см.: Мф.13:55 ), и, таким образом, их мать не Богоматерь, а иное лицо. И далее: по прошествии же субботы... пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб ( Мф.28:1 ). Ясно, что другая Мария не кто иная, как мать упомянутых ранее братьев Господних. Эти примеры взяты из Евангелия от Матфея, но сходным образом выражаются и другие евангелисты. Так, в Евангелии от Марка читаем: Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия ( Мк.15:40 ). Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали ( Мк.15:47 ). Тот же евангелист пишет далее: По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его ( Мк.16:1 ). Но и у Луки: То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем апостолам ( Лк.24:10 ). И у Иоанна: При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина ( Ин.19:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

и по-русски: «если сколько-нибудь можешь веровать»... Глава десятая Ст. 2. «Позволительно ли разводиться мужу с женой»? – Можно ли мужу развестись с женой? Ст. 4. «Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться». – Моисей дозволил (мужу) написать разводное письмо и развестись. Ст. 11. «Кто разведется с женою своею и женится на другой: тот прелюбодействует от ней» (т. е. от жены). Вернее: кто... и женится на другой, тот прелюбодействует с нею (т. е. с другой). Ст. 16. И обняв их, возлагал руки на них и благословлял их. Глава одиннадцатая Ст. 1. Когда приближались к Иерусалиму, к Вифсфагии... (τε γγζουσιν ες ερουσαλμ, ες βηθσφαγ); у евангелиста Матфея (21:1): когда приблизились к Иерусалиму и подошли к Вифсфагии к горе елеонской... (τε γγισαν ες εροσλυμα κα λθον ες βηθσφαγ πρς τ ρος τν λαιν... ); у евангелиста Луки (19, 29): когда приблизился к Вифсфагии... к горе елеонской. Ст. 23. «Имейте веру Божию». – Имейте веру в Бога (или: веру в Божество, уверенность в Божестве. И πστιν и Θεο стоят без члена). Глава двенадцатая Ст. 2. «Принять от виноградарей плодов из виноградника». – Получить от виноградарей прибыль от плодов виноградника. Ст. 3. «Били» – избили. Ст. 9. «Что же сделает хозяин виноградника? Придет и предаст смерти виноградарей». – Что же вынужден будет сделать (или: как же вынужден будет поступить) хозяин виноградника? Он будет вынужден прийти и предать смерти виноградарей... Ст. 24. «Этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная писаний, ни силы Божией. – Разве вы не погрешаете чрез это, не зная ни писаний, ни силы Божией? Ст. 15. «Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие». Словом: бив, как у евангелиста Марка, так и у евангелиста Матфея (27:26) переведено греческое: φραγελλσας. Слово это перешло к грекам от римлян (flagellum – бич и flagellare – ударять, бить бичом), и если святые евангелисты сочли нужным употребить иностранное слово; так это, вероятнее всего, потому что в то время оно служило термином, обозначавшим нечто отличное от понятия: бить; так как вслед же за тем у обоих евангелистов в выражении: «и били Его тростью по голове», понятие: били, передано глаголом: τυπτον (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Пилат если не говорит, то во всяком случае думает по-латыни, именно поэтому слова его вошли в историю в латинском варианте: « Quid est veritas ?» Пилат – образованный, культурный, начитанный человек, без сомнения, читавший Лукреция и Вергилия, Горация и Овидия. Он, как и его современники, хорошо знает, что у каждого своя истина, у каждого свой бог, у каждого свои идеи – и общей истины быть не может. Он слегка циничен, любит хорошо одеваться, принимать горячие ванны, любит духи и прочие благовония. При этом он добрый и, в общем, безвредный человек, во многом похожий на людей ХХ века. Пилату очень хочется отпустить с миром этого несчастного идеалиста, толкующего ему что-то о какой-то истине, которой на самом деле нет, как ему кажется, наивного и поэтому жалкого. Но Пилат хочет отпустить Иисуса ещё и по другой причине: как всякий неверующий человек, он суеверен, и особенно суеверна его жена, как вообще все римлянки того времени. Матфей рассказывает: «Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я нынче во сне много пострадала за Него» (Мф.27:19). Она чего-то боится, и сам Пилат, при всём своём цинизме, тоже чего-то боится. Он слышит от иудеев, что этот Человек называет Себя Сыном Божиим, а поэтому пугается ещё больше и понимает, что Его надо отпустить. «…И опять вошёл в преторию, и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. С этого времени Пилат искал отпустить Его» (Ин.19:9-12). Пилат, конечно, знает из мифологии, хотя, разумеется, в это не верит, что боги иногда спускаются с Олимпа и появляются среди людей, как Зевс и Гермес во времена Филемона и Бавкиды. В Деяниях апостолов описывается случай, когда Варнаву и Павла, исцеливших несчастного хромого, приняли за языческих богов – Зевса и Гермеса и даже хотели принести им жертву. Тогда апостолы «разодрали свои одежды и, бросившись в народ», закричали: «…мы – подобные вам человеки и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому…» (Деян.14:15). Пилат – человек не злой, он не хочет пролития крови невинного, и в то же время суеверный, как все римляне, он чего-то побаивается. Но иудеи кричат: «Распни, распни Его!» Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки сообщают, что этот крик побеждает: «и превозмог крик их и первосвященников» (Лк.23:23).

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Читается в день Сретения на утрени и на литургии. Лк.2:25 . И сé, бе человек во Иерусалиме, емýже имя Симеóн: и человек сéй прáведен и благочестив, чáя утехи Изрáилевы: и Дýх бе свят в нéм. Лк.2:26 . И бе емý обещано Дýхом святым, не видети смéрти, прéжде дáже не видитъ Христá Госпóдня. (Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.) Предание говорит, что св. Симеон был одним из семидесяти переводчиков Библии с еврейского языка на греческий за 271 г. до Р. Христова при Египетском царе Птоломее Филадельфе. Ему пришлось переводить книгу пророка Исаии, и он усомнился в том, что Спаситель родится от Девы ( Ис.7:14 ), и даже хотел заменить слово дева словом замужняя женщина. Тогда явился ему Ангел и сказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнения пророчества. Св. Симеон жил очень долго, полагают, что он умер 360 лет. Не видети смерти – не умереть ( Евр.11:5 ; Пс.88:48 ). Основываясь на том, что Симеон принял Младенца Иисуса на руки свои (ст. 28), как думают, для совершения обряда посвящения Его Богу, и после благословил Марию и Иосифа (34 ст.), полагают, что он был одним из священников в Иерусалимском храме (Бар.). Христа Господня, т. е. Мессию, Которого пошлет Бог (Ср. 9:20). Чит. в объясн. 11 ст. Он был муж (человек сей) праведный и благочестивый, т. е. исполнял все должные обязанности в отношении к Богу и людям. Чая утехи (чающий утешения) Израилевы. Так назывался у иудеев Мессия, потому что явление Его и открытие Его царства должно было принести утешение Израильскому народу, во исполнение всех предсказаний пророков о Нем. Это название дано было Мессии пред пришествием Его, вероятно, в соответствие начальным словам пророчества Исаии о явлении Его: утешайте, утешайте люди моя, глаголет Господь (40:1. Мих.). Лк.2:27 . И прииде дýхом в цéрков. И егдá введóста родителя отрочá Иисýса, сотворити има по обычаю закóнному о нéм,

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мф.22:25 .  было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; Мф.22:26 .  подобно и второй, и третий, даже до седьмого; Мф.22:27 .  после же всех умерла и жена; Мф.22:28 .  итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. (Ср. Мк. 12:20–23 ; Лк. 20:29–33 ). Пример, приведенный саддукеями, был, конечно, вымышлен, потому что в действительности обыкновенно не бывает подобных сочетаний (в Тов.3:8–9 речь о другом предмете). Для их цели им можно было бы ограничиться двумя-тремя братьями, и их аргументация от этого не потеряла бы своей силы. Говоря о семи братьях (может быть, они выбрали семь потому, что число это было священным), саддукеи, очевидно, желают представить дело в карикатурном виде, которое показалось бы забавным даже и здесь, на земле, а не только на небе. По мнению некоторых, саддукеи хотели выразить еще и ту мысль, что законное учение о левиратном браке, если объединять с ним фарисейское учение о воскресении, необходимо должно было вести к учению о полиандрии. Это был казуистический вопрос, решением которого затруднялись и фарисеи, как видно из трактата Иевамот (Талмуд, пер. Переферкович. Т. 3. С. 10 и сл.). В Иевамот (там же, c. 30) разбирается такой случай: «Имеется три брата: двое из них женаты на двух сестрах, а третий – холост; умер один из женатых, и холостой совершил (с его вдовой) нечто вроде договора («маамар» – изречение, формула), а затем умер второй брат; школа Шаммая говорит: его жена (обрученная с ним по «маамару») да остается у него, а вторая свободна, как сестра его жены; а школа Гиллеля говорит: жену свою он должен отпустить по «гету» (разводному письму) и по «халице» (разувание), а жену его брата по халице». Мф.22:29 .  Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, (Ср. Мк.12:24 ; Лк.20:34 ). У Луки слова Матфея и Марка заменены совершенно другим выражением, не встречающимся у первых двух синоптиков. Невежество бывает обыкновенной причиной заблуждений. Иисус Христос и отвечает саддукеям в этом смысле, ставя их невежество на первый план. Оно заключалось в незнании Писаний, где содержалось неизвестное саддукеям учение, и силы Божией, потому что Бог, давший жизнь живым, может дать ее и мертвым и всегда имеет силу и власть ее восстановить. «Смотри, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – с какой мудростью, приличной истинному учителю, Спаситель отвечает им. Хотя они приступили к Нему и с коварным намерением, но вопрос их происходил более от неведения. Поэтому Спаситель и не называет их лицемерами».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, сущая правда то, что простота веры, соединенная особенно с милостынею, чудеса творят. Да, стоило только преподобному Венедикту, в простоте души младенческой, возслать свое прошение к Богу, и прошение, можно сказать, тотчас же, чудесно было исполнено. И это пример не единственный. Читайте жития Святых и там вы таких примеров найдете множество. А если так, то об усвоении веры младенческой и о прилежании к милостыне и заботьтесь. И если станете заботиться, то, может быть, и для вас Господь чудеса сотворит; а если и не сотворить, то, во всяком случае, Он, дающий семя сеющему и хлеб в пищу, подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей (2 Кор. 9, 10). А это также будет для вас великою милостью Божьею. Аминь. Ближние наши, которым мы помогаешь, при их несчастьях и нуждах, отворяют нам райские двери (Поучение на предпразднество Сретения Господа нашего Иисуса Христа. Прол. февр. 1) Знаете ли вы то, что ближние наши, которых мы любим и особенно те из них, которым мы помогаем при их несчастиях и в их нуждах, отворяют нам райские двери и, следовательно, соделывают нас наследниками царствия Божия? Не знаем, известно ли сие вам, но на самом деле это подлинно так, ибо в этом убеждают нас: во 1-х, слово церковное, во 2-х, Господь Иисус Христос, в 3-х, Его святый Апостол и, в 4-х, наконец, пример. Что же они, по сему предмету, говорят нам? Говорят они нам, братья, следующее. Слово церковное говорит: " будем споспешниками Богу, любя Его всем сердцем своим и ближних, своих, как самих себя, как и сказал Господь (Луки 10, 27). Но кто же ближние наши? Это те, которым мы оказываем милость: слепые, хромые, алчущие, странные, которых Господь братьями Своими называет. Им, если окажем милость, то они отверзут нам райские двери и, без сомнения, введут нас в царствие Божие, если мы только сами не затворим его для себя своей скупостью. В это царствие зовет нас и Сам Господь, когда говорит: Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть (Лук. 6, 36). И будете сынове Вышнего вот, как видите, и язычнику Бог отверз двери царствия Своего за его милостыни. (Лук. 6, 35). Видите ли, как Бог Своими сынами милостивых называет. Поэтому, слушая святых слов Его, напишем оные на сердцах наших, чтобы услышать сей вожделенный глас Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25, 34). Да даст же Он нам быть наследниками оного, чтобы в нем мы всегда прославляли Святую Троицу " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Почему Мария Магдалина не узнаёт воскресшего Иисуса? Вряд ли можно это объяснить тем, что она плакала, или тем, что было еще темно. Скорее, причина в том, что изменился Его внешний вид. Этот вывод подтверждается свидетельствами других евангелистов: у Луки два ученика не узнают Иисуса, когда Он присоединяется к ним по дороге ( Лк.24:13–35 ), а затем другие ученики принимают Его за духа, и Ему приходится доказывать, что Он – Тот Самый Иисус, Которого они видели и знали ( Лк.24:36–43 ). У Иоанна Иисус в доказательство того, что это Он, а не кто-то другой, показывает ученикам Свои руки, ноги и ребра ( Ин.20:20 ), а Фоме – раны на Своем теле ( Ин.20:27 ). Когда Иисус стоит на берегу, ученики не узнают Его ( Ин.21:4 ). В евангельских рассказах о воскресении перед нами предстает Христос, имеющий руки, ноги, ребра, раны на теле. В то же время узнают Его не сразу, а если и узнают, то скорее по косвенным признакам: голосу, знакомому жесту, произносимым словам. Мария узнала Его «не по виду, но по голосу», 644 и то не сразу, а только когда Он назвал ее по имени. Можно вспомнить слова Иисуса о добром пастыре, чьи овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени... а овцы за ним идут, потому что знают голос его ( Ин.10:3–4 ). Почему Иисус запрещает Марии прикасаться к Нему? Не противоречит ли это свидетельству Матфея, у которого женщины, увидев воскресшего Иисуса, ухватились за ноги Его ( Мф.28:9 )? Гармонизировать два повествования можно, предположив, что слова не прикасайся ко Мне были непосредственной реакцией на поведение Марии, ухватившейся за ноги Иисуса. Более сложной представляется логическая связь между запретом прикасаться к Нему и тем, что звучит как объяснение причины этого запрета: ибо Я еще не восшел к Отцу Моему. Древние толкователи усматривали в этом указание на изменение природы тела Христа после воскресения: Мария видела в нем прежнего Иисуса, Он же «сделался по плоти гораздо более совершенным» и потому «научает ее более благоговейному с Ним обращению». 645 Однако такое толкование вступает в противоречие с тем, что произойдет спустя совсем немного, когда Иисус предложит Фоме ощупать Его руки и ребра ( Ин.20:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010