Глава 10 1–16. Послание двенадцати апостолов на проповедь. – 17–25. Указание на опасности, которым подвергнутся апостолы во время своей проповеди. – 26–33. Приглашение к безбоязненному исповеданию Христа. – 34–36. Вражда между людьми. – 37–39. Условия следования за Христом. – 40–42. Заключение. Мф.10:1 .  И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. (Ср. Мк.6:7 ; Лк.9:1 ). В рассматриваемом стихе говорится не о призвании и не об избрании апостолов, а только о посольстве их на проповедь. Матфеем было сообщено раньше о призвании нескольких учеников ( Мф.4:18 и сл.) и одного Матфея ( Мф.9:9 ); всего, по его сообщению, призвано было раньше только пять учеников: Петр и Андрей, Иаков и Иоанн Зеведеевы, и Матфей. О призвании остальных учеников у Матфея нигде не говорится и «двенадцать учеников» появляются перед нами здесь в первый раз, хотя и возможно предположить, что до посольства на проповедь они уже находились со Спасителем ( μαθητα ατο – Мф.5:1, 8:21, 23 , Мф.9:10–11, 14, 37 и др.). Евангелист мог бы и совсем не перечислять в Мф.10:2 имен апостолов, и к этому, по-видимому, и клонилась речь его в данном стихе. Но, написав этот стих, он, может быть, только тут вспомнил, что неудобно обозначать этих людей одним числительным и потому счел за нужное назвать их и по именам, что во всяком случае было понятнее читателям, для которых он писал. Главная же суть дела теперь заключалась в том, что Спаситель дал этим ученикам власть над нечистыми духами и врачевания. Речь всех синоптиков о посольстве апостолов не отличается сходством выражений. Речь Матфея ближе к речи Луки. Из показания Луки ( Лк.6:13 ) видно, что двенадцать апостолов были призваны или избраны перед произнесением Нагорной проповеди. Здесь следует отметить постепенное расширение деятельности Христа, как ее изображает Матфей. Сначала ( Мф.4:23 ) он говорит о путешествии только Самого Христа по Галилее. Затем в Мф.9:35 почти в тех же словах говорит о той же галилейской деятельности, только с прибавкой речи о «городах и селениях». Наконец, в Мф.10:1–2 сюда присоединяется посольство апостолов на проповедь. Поэтому думают, что в данном стихе содержится заключение начатой в Мф.4:13 речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 5 Зач. 17-е. Иисус Христос при Геннисаретском озере, чудесная ловля рыбы и призвание рыбарей к Апостольскому служению. Читается во субботу 18-й недели по Пятидесятнице. События эти описываются и евангелистами Матфеем ( Мф.4:18, 22 ) и Марком ( Мк.1:16, 20 ); но Лука повествует о ннх с небольшою разницею. Лк.5:1 . Бысть же належáщу емý нарóду, да быша слышали слóво Бóжие, и тóй бе стоя при éзере геннисарéтсте: (Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,) Належащу Ему народу (когда народ тесннлся к Нему, Иисусу Христу). Когда, с начатием дела Своего служения Иисусом Христом, распространилась повсюду в Галилее и окрестностях ее молва ( Лк.4:37 ) о Нем, как о великом Учителе и Чудотворце; то народ во множестве начал собираться к Нему и постоянно следовал за Ним. (О Геннисаретском озере чит. в. объясн. 31 ст. 4 главы). Лк.5:2 . и виде двá корабля стояща при éзере: рыбарие же отшéдше от нею, измывáху мрéжи. Лк.5:3 . Влез же в един от кораблю, иже бе Симонов, моли егó от земли отступити мáло: и сед учáше из корабля нарóды. (увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.) Рыбарями или рыболовами этими, по сказанию евангелистов Матфея и Луки, были св. Апостолы Петр или Симон с братом Андреем и Иаков с братом Иоанном. По сказанию сих же евангелистов, Петр и Андрей закидывали, Иаков и Иоанн починивали сети, а еванг. Лука говорит, что все рыболовы только вымывали (измываху) сети. Св. Марк говорит еще, что во второй лодке вместе с Иаковом и Иоанном был отец их и работники ( Мк.1:20 ). Эта некоторая разность повествования разрешается тем, что рыболовов было довольно много, и из них кто чинил, кто вымывал и кто закидывал сети; но упоминаются Евангелистами только четверо, потому что речь идет собственно о призвании их четверых к апостольскому служению, и из обстоятельств, среди которых они призваны, евангелисты избирают один одно, другой другое, а третий третье (Мих.). Нужно еще сказать, что призвание Петра и Андрея, описываемое тремя евангелистами, уже было во второй раз. О первом повествуется у еванг. Иоанна ( Ин.1:37, 42 ). Там говорится, что сначала был призван Андрей из учеников Иоанна Крестителя, почему он и называется первозванным. После Андрей привел к Иисусу Христу брата своего Симона, и Господь, увидев Симона, переименовал его Петром по-гречески, Кифою по-еврейски, что значит камень. (Переименовал так в знак твердости Петровой веры в Него Мф.16:18 ; Ин.1:42 ). Моли от земли отступити мало (просил отплыть несколько от берега) – для того, чтобы удобнее было учить, так как народ теснился около Господа и не давал Ему простора и удобства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 5 Нагорная проповедь . 1–12. Девять блаженств. – 13–16. Соль земли и свет мира. – 17–20. Отношение Христа к ветхозаветному закону. – 21–26. Заповедь «не убий». – 27–32. Заповедь «не прелюбодействуй». – 33–37. Клятвы. – 38–42. Закон возмездия. – 43–48. Любовь к врагам. Мф.5:1 .  Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. (Ср. Мк.3:13 ; Лк.6:12 .) Ко времени между событиями, изложенными Матфеем в конце предыдущей главы (стихи 23–24), и произнесением Спасителем нагорной проповеди относят, между прочим: исцеление расслабленного в Иерусалиме, о чем говорит только Иоанн ( Ин.5:1–47 ), прохождение по засеянным полям, срывание учениками колосьев и обличения фарисеев ( Мф.12:1–8 ; Мк.2:23–27 ; Лк.6:1–5 ); исцеление сухорукого ( Мф.12:9–13 ; Мк.3:1–5 ; Лк.6:6–11 ). Затем, после событий, изложенных кратко в Мф.4:25 ; Мк.3:7–8 , Спаситель взошел на гору; по показаниям Марка и Луки, за этим непосредственно следовало избрание 12-ти ( Мк.3:13–19 ; Лк.6:12–16 ), о котором Матфей рассказывает после. Уже из этого краткого перечня событий видно, что порядок, принятый Матфеем, совершенно несходен с порядком у других евангелистов, и это уже само по себе исключает вероятность каких-либо заимствований их друг у друга. «Увидев народ». По показанию Луки ( Лк.6:12–13 ), это было рано утром, после того, как Спаситель провел ночь в молитве. Артикль пред словом «народ» ( τος χλους – народы) показывает, что здесь евангелист говорит о том же народе, о котором сказал в Мф.4:25 , где слово «народ» поставлено без артикля ( χλοι πολλο). χλοι много раз употребляется во всех четырех Евангелиях, книге Деяний и Апокалипсисе (в Посланиях – нет) и, по-видимому, всегда для обозначения простонародья, народной толпы, сборища непривилегированных людей (лат. plebs в отличие от populus), что особенно ясно из Ин.7:49 , где фарисеи называют народ ( χλος) невеждой «в законе» и говорят, что он «проклят». В Откр.7:9 говорится о «людях» ( χλος πολς) «из всех племен, и колен, и народов, и языков», – т.е. о смешанном сборище всякого простонародья (ср. Откр.17:15 ). К Спасителю собрались все, кто только хотел, слышавшие о славе Его, которая теперь уже сильно распространилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5. Суббота 3-й седмицы. Поминовение усопших. Мч. Конона Исаврийского. Обретение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского . Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского. Обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (службу зри 19 сентября) . Совершается заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (мч. Конона Исаврийского) – по образцу субботы 2-й седмицы Великого поста (см. 26 февраля) (А) . В этот день может совершаться полиелейная служба в честь обретения мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (при этом заупокойная служба Триоди в данную субботу отменяется). При совершении богослужения следует руководствоваться 13-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще случится Обретение честныя главы Предтечевы в субботу 2-ю, или 3-ю постов» (Б) . А. На великом повечерии в пятницу вечером поется служба мчч. 42-х во Амморее (с 6 марта), а также заупокойный канон Октоиха, глас 6-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как заменяется заупокойным. Окончание великого повечерия см. 26 февраля. Полунощница обычная – субботняя. На утрене по 16-й кафизме седальны Октоиха, глас 6-й: «Страдальческий подвиг...», «Страдальческое стояние...»; стих: «Дивен Бог во святых Своих...» – «Господи, святых Твоих память...»; стих: «Многи скорби праведным...» – «Воистинну суета всяческая...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный текущего гласа: «Иже Благословенную нарекий...» (см. по 1-м стихословии). На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 6-й – 4. «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Болезнь Адаму бысть...» (см. на хвалитех), «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Бога, из Тебе воплотившагося...». Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны гласа – 6. По входе – тропари, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...», «Помяни, Господи, яко Благ...». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену, и пристанище...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-18/

Б.Г. Деревенский Содержание Последний враг Церкви: «венец зла» I. Прообразы, ветхозаветные ассоциации Книги пророка Исайи «Небольшой рог» и «наглый царь» книги пророка Даниила Книга пророка Даниила «Коварный муж» и «новый рог» сивиллиных книг 3-Я Сивиллина книга, 381–400 Велиар сивиллиных книг «Беззаконник» и «дракон» в Псалмах Соломона Псалмы Соломона, II, VIII, XVII «Царь, которого не ожидают» апокалипсиса Ездры Третья книга Ездры, 5:1–13,11:1–12:38 «Кедр» сирийского апокалипсиса Баруха Апокалипсис Баруха, 35:1–40:4 II. Слагаемые учения об антихристе (Новый Завет и новозаветные апокрифы) Антихрист в новозаветной литературе Лжехристы и лжепророки «Человек греха, сын погибели» Антихристы «Зверь» Послание Варнавы, 4:1–5 Откровение Иоанна Богослова Пастырь Герма, 4:1–3 Видение 4-е. О будущем гонении на христиан «Мирообольститель» Учение двенадцати апостолов, 16 Воплощённый Велиар Вознесение Исайи, 3:11–17; 4:1–18 Дополнение «последние времена» Евангелие от Марка, 13:1–37 Евангелие от Матфея, 24:1–42 Евангелие от Луки, 21:5–36 Второе соборное послание апостола Петра, 3:3–13 Соборное послание апостола Иуды, 1:17–19 Первое послание к Тимофею апостола Павла, 4:1–5 III. Раннехристианские представления об антихристе Второе послание к Тимофею апостола Павла, 3:1–9 От Иустина Философа до Оригена Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем, 32, 110 Ириней Лионский против ересей, V 24–26, 28–30 Тертуллиан о воскресении плоти, 24 Ипполит Римский О Христе и антихристе Толкование на книгу пророкА Даниила, IV 1–21, 48–55 Ориген Толкование на Евангелие от Матфея Против Цельса, I 57, II 49–50, VI 45–46 IV. Антихрист в восточнохристианской традиции От Ефрема Сирина до Андрея Кесарийского Ефрем Сирин Слово на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихриста Слово на Пришествие Господне (1) Слово на Пришествие Господне (2) Толкование на второе послание к фессалоникийцам апостола Павла Кирилл Иерусалимский поучения, XV 9–18 Иоанн Златоуст Беседы на Евангелие от Иоанна, XLI Беседы на второе послание к Фессалоникийцам апостола Павла, I 1; III 2; IV 1–2 Слово о лжепророках и лжеучителях, 6; 8 Феодорит Кирский Толкование на видения пророка Даниила, 7:7–28 Собрание еретических толков Иоанн Дамаскин – Изложение Православной Веры, IV, 26 Андрей Кесарийский – Толкование на Откровение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Приложение Слово блаженнейшего Ипполита, епископа и мученика, о кончине мира, и об антихристе, и о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа Откровение псевдо-Иоанна Откровение святого Иоанна Богослова, 1–16 Откровение псевдо-Мефодия Слово Мефодия Патарского о царстве народов и последних временах, 5–12.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Седмица 19-я по Пятидесятнице Понедельник. О последовании событий Лк.4:37–44 Флп.1:1–7 Вчера мы читали, как Господь призвал первых Апостолов, а сегодня – как Он пришел в дом Петра и исцелил его больную тещу. У Матфея и Марка эти события располагаются именно в таком порядке. А по Луке – Иисус сначала был у Петра, а уже потом призвал его у Геннисаретского озера, обещая сделать ловцом человеков. Как же было на самом деле? Известно, что Лука писал позже Марка и Матфея. Свое Евангелие он так и начинает: «Как уже многие начали составлять повествование о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, – то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать» все важнейшее и достовернейшее. Каждое время ставит свои задачи. Сначала надо обратить, потом – углубить обращение. Все, что мы читаем в Евангелии, сначала вмещалось в одно слово: «Покайтесь»! Апостолы учитывали духовный возраст слушателя. Сначала – «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (Кор. 2, 4). А потом – «между совершенными» проповедывали духовную мудрость. Так, Матфей и Марк показывают силу слова Господа Иисуса Христа, а также – что Апостолы с самого начала были свидетелями всего, о чем возвещают миру. Поэтому эпизод у озера у них – сразу после искушения в пустыне. А Лука пишет спустя несколько лет: он обращается к некоему Феофилу, уже наставленному в учении, и цель Луки – укрепить его, дать «твердое основание» веры ( Лк.1:4 ). А основание тем тверже, чем на большее количество вопросов «как?» и «почему?» дается ответ. Почему же Петр вдруг сделал такой решительный выбор?.. А в том-то и дело, что не «вдруг». Заметим, что Иоанн Богослов, который писал намного позже, счел нужным сообщить и еще один факт, предшествовавший окончательному призванию Симона-Петра. Сразу после Богоявления, еще в Иудее, первозванный Андрей «находит брата своего Симона», «и приводит его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: «камень» (Петр)» ( Ин.1:41–42 ). Еще в Иудее Петр увидел Его прозорливость и услышал пророчество о себе. Но время еще не пришло, и они расстались. Когда же Иисус пришел в Галилею, то зашел в дом уже знакомого Ему Петра и исцелил его тещу. Петр и тут еще не последовал за Ним. И только после чудесного улова рыбы Петр припал к ногам Учителя и навсегда остался с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Известно, что Лука писал позже Марка и Матфея. Своё Евангелие он так и начинает: «Как уже многие начали составлять повествование о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, – то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего начала, по порядку описать» всё важнейшее и достовернейшее. Каждое время ставит свои задачи. Сначала надо обратить, потом – углубить обращение. Всё, что мы читаем в Евангелии, сначала вмещалось в одно слово: «Покайтесь!..» Апостолы учитывали духовный возраст слушателя. Сначала – «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (Кор. 2:4). А потом – «между совершенными» проповедовали духовную мудрость. Так и Матфей, и Марк, во-первых. Показывают силу слова Господа Иисуса Христа, а также, что Апостолы были сразу призваны и были свидетелями всего того, о чём возвещают миру. Поэтому эпизод у Геннисаретского озера у них сразу после искушения в пустыне. а Лука пишет уже несколько лет спустя: он обращается к некоему Феофилу, уже наставленному в учении Христа, и цель Луки – укрепить Феофила, дать ему «твёрдое основание» веры ( Лк.1:4 ). А основание тем твёрже, чем на большее количество вопросов «как?» и «почему?» даётся ответ. Так и на вопрос – почему Пётр сделал такой решительный выбор у Ганнисаретского озера, – пришло время дать предельно возможный ответ (равно, как пришло время рассказать некоторые притчи Христовы, более глубоко раскрывающие суть Его учения). Заметим, что Иоанн Богослов, который писал намного позже, счёл нужным сообщить и ещё один факт, предшествовавший окончательному призванию Симона-Петра. Сразу после крещения Христова, ещё в Иудее, первозванный Андрей «находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: «Христос», и приводит его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит: «камень» (Пётр)» ( Ин.1:41–42 ). Так, ещё до прихода Христа в Галилею, Пётр увидел Его чудесную прозорливость и услышал пророчество о себе. Но время ещё не пришло, и они расстались. Когда же Иисус пришёл в Галилею, то Он зашёл в дом уже знакомого Ему Петра и исцелил его тёщу. И хотя Пётр и тут ещё не последовал за Ним, но уже у Ганисаретского озера он по слову Иисуса закидывает в море сеть в то время дня, когда по человеческим понятиям это делать бессмысленно. И только после чудесного улова Пётр припал к ногам Учителя и навсегда остался с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

     Апостольское чтение 5-й Недели по Пасхе рассказывает нам об одном событии в жизни древней Церкви, которое имело огромные последствия для всего мира. Речь идет о появлении первой церковной общины, состоящей из уверовавших язычников. «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Деян. 11:19–21). Чтобы лучше понять слова апостола Луки, необходимо прояснить их исторический контекст. Давайте вспомним главные события в жизни Церкви, начиная с момента ее основания. Христова Церковь родилась в день Пятидесятницы, вместе со схождением Святого Духа на общину учеников. Эта Церковь должна была возвестить во всех народах об Иисусе Христе, Мессии евреев и Спасителе мира (см. Ин. 1:41 и Ин. 4:42). Проповедь распространялась в определенном порядке. Первыми ее услышали палестинские евреи и эллинисты – евреи из разных стран Римской империи. Потом Благая Весть достигла ушей самарян, потомков нееврейских поселенцев из Месопотамии и Сирии. После был крещен первый прозелит, евнух-ефиоплянин. Следующими христианскую проповедь должны были услышать язычники – и здесь евангельское благовестие встретилось с большой проблемой. Эта проблема обитала в сознании самих проповедников. Дело в том, что между палестинским иудеем и иностранцем-язычником в то время существовала такая культурная пропасть, которую нам, жильцам современных городов, трудно себе представить. Евреи не считали язычников полноценными людьми, и общение с ними строго запрещалось ветхозаветным законом. Иудей, прикоснувшийся к язычнику, или евший с ним, или даже зашедший к нему в дом, считался оскверненным. Для иноплеменников у евреев имелось короткое и емкое определение: «пес». И вот представьте себе, что этим «псам» нужно было проповедовать, а потом и причащаться с ними из одной чаши! Сознание добропорядочного иудея, пусть даже и уверовавшего во Христа, не было способно вынести такого потрясения.

http://pravoslavie.ru/112739.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Махерасский монастырь [Греч. Ιερ Μον Μαχαιρ], действующий, мужской, ставропигиальный и императорский, общежительный, принадлежит Кипрской Православной Церкви . Находится в 40 км к югу от Никосии (Лефкосии), расположен в вост. части горного массива Троодос, на высоте 870 м над уровнем моря. М. м. возник в XII в., но из-за пожаров визант. постройки не сохранились. Чудом уцелели 2 реликвии визант. периода: палладиум мон-ря - чудотворная икона Божией Матери «Махериотисса» (приписываемая кисти ап. Луки ; искусствоведы датируют ее Х в. или 2-й пол. XI в.) и рукописный монастырский устав прп. Нила (1201-1210), благодаря к-рому стала известна история основания обители. Палестинские монахи прп. Неофит и его ученик прп. Игнатий ок. 1145 г. покинули Иорданскую пустыню и приплыли на Кипр. Сначала они остановились в свт. Иоанна Златоуста монастыре близ Куцовендиса , а затем основали собственный мон-рь на одной из вершин напротив горы Кьония (высота 1423 м). Устав 1201-1210 гг. умалчивает об обретении иконы, однако по местному преданию, изложенному В. Г. Григоровичем-Барским, на месте основания мон-ря, в пещере, по-видимому со времени иконоборческих гонений, была оставлена икона Божией Матери, к которой был привешен нож ( Григорович-Барский. 1886. С. 318). Из-за него икона и получила свое необычное название «Махериотисса» (Μαχαιριτισσα, Παναγα το Μαχαιρ; от греч. μαχαρι - нож). В более поздних легендах история с ножом изложена по-иному (преподобные Неофит и Игнатий при помощи ножа расчистили вход в пещеру, где затем обрели икону - Победимская. 2007. С. 42) или вообще обретает переносный смысл (зимой здесь задували пронизывающие, как нож, ветры - Parthog. 1995. P. 200). Хранящийся в М. м. образ принадлежит к иконографическому типу Агиосоритисса , на котором Божия Матерь представлена без Младенца, в повороте 3/4, с молитвенным жестом рук. Первоначальная киноварная надпись ΑΓΙΟ/ΣΩΡΙΤΗΣΑ изменена на выполненную более темной краской ΜΑΧ /ΡΙΩΡΙΤΗΣΑ.

http://pravenc.ru/text/2562722.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА [серб. Босна и Херцеговина; БиГ], гос-во в Юго-Вост. Европе, на Балканском п-ове. Расположена на территории 2 исторических областей Боснии и Герцеговины. Территория: 51,129 кв. км. Столица: Сараево (434 тыс. в 2002). Крупнейшие города: Баня-Лука, Мостар, Зеница, Тузла. Гос. язык - боснийский (латиница), серб. (кириллица) и хорват. (латиница). География. На севере, западе и юге граничит с Хорватией, имеет выход к Адриатическому м. (20 км побережья, г. Неум), на юго-востоке и востоке - с Сербией и Черногорией. Население: ок. 3,7 млн чел. (по данным Внешней торговой палаты БиГ на 2002). Ок. 1 млн чел. имеют статус беженцев в др. гос-вах. Этнические группы: боснийцы (славяне, принявшие ислам), сербы, хорваты (из-за военных действий 1992-1995 точных данных о национальном составе населения нет). Государственное устройство: в апр. 1992 г. мировое сообщество признало независимость БиГ от Югославии. По Дейтонским соглашениям (нояб. 1995), БиГ состоит из 2 образований - мусульмано-хорват. Федерации Боснии и Герцеговины (Сараево) и Республики Сербской (Баня-Лука), в каждом из к-рых есть президент, парламент и правительство. Органы власти единого гос-ва включают Президиум, Парламентскую ассамблею и Совет министров. Высший законодательный орган - Парламентская ассамблея (скупщина), состоит из 2 палат: Палаты народов (15 депутатов избираются парламентами: по 5 от мусульман и хорватов от Федерации БиГ, 5 сербов от РС) и Палаты представителей (42 депутата избираются прямым голосованием: по 14 от мусульман и хорватов от Федерации БиГ, 14 сербов от РС). Высший орган исполнительной власти - коллегиальный Президиум, к-рый состоит из 3 членов: боснийца и хорвата, избираемых от территории Федерации БиГ, и серба - от территории РС. Религия Православие исповедует, по офиц. статистике, 31%, по данным Сараевской епархии, значительно больше 1/3 населения. На территории БиГ находятся 5 епархий Сербской Православной Церкви: Дабро-Босанская (кафедра в Сараеве), Баня-Лукская (кафедра в Баня-Луке), Бихачско-Петровацкая (кафедра в Босански-Петроваце), Захумско-Герцеговинская (кафедра в Требине) и Зворничско-Тузланская (кафедра в Зворнике). Римско-католическая Церковь объединяет 15-17% населения, с 1994 г. управляется епископской конференцией. Представлена архиеп-ством Врхбосна (кафедра в Сараеве), к-рому подчинены Баня-Луки, Мостар-Дувно и Требине-Мркан еп-ства (общее управление в Мостаре). Существует также униатская Крижевецкая епископия (Загреб, Хорватия), объединяющая ок. 5 тыс. верующих. 4% населения относят себя к протестантам ; действуют неск. иудейских общин . Приверженцы ислама, сунниты, составляют 40-44% населения страны. История

http://pravenc.ru/text/153243.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010