7 . Моисей также жил в пустыне, но когда ему исполнилось сорок лет, он бежал из Египта и еще сорок лет пас овец Иофора. А Иоанн удалился в пустыню сразу после рождения и, будучи большим «из рожденных женами» ( Мф.11:11 ), он очевидно был достоин более великого возрастания. Пророк сказал о нем: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела Моего» ( Исх.23:20 ). Тот, кто, будучи послан пред Господа, смог, только что родившись, услышать и понять пророчества своего отца, справедливо назван ангелом. Почему мы, уверовавшие в эти великие чудеса, также верим и в Воскресение, верим и в обещание Царствия Небесного, которое наступит, и Святой Дух обещает нам это каждый день. Все написанное чудесно и превосходит наше понимание, и все это мы обретем во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 11. Евангелие от Луки 1:80–2:2. На отрывок от слов: «Младенец же возрастал и укреплялся духом» до того места, где сказано: «Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» 1 . В Священном Писании о возрастании сказано в двух смыслах ; одно возрастание – телесное, которое не зависит от человека, другое возрастание – духовное, когда оно происходит благодаря его усилиям. Когда евангелист пишет: «Младенец же возрастал и укреплялся духом» ( Лк.2:40 ), он говорит о втором возрастании, то есть о возрастании духовном. Это означает следующее: «Он возрастал в духе». Его дух не оставался на изначальном уровне, но постоянно возрастал в нем, и каждую минуту и каждую секунду по мере того, как возрастал его дух, совершенствовалась и его душа. И за возрастанием духа непрестанно следовали не только его душа, но чувства и ум. Бог заповедал: «Возрастайте и размножайтесь» ( Быт.1:22 ) 3 . Я не знаю, как те, кто понимает эту заповедь просто и буквально, могут ее объяснить. Допустим, что «размножаться» относится к численности; когда кого-то становится больше, чем было прежде, они «размножаются». Но то, что сказано до этого – «возрастайте», – не в нашей власти. 2 . Ибо какой человек не хотел бы «прибавить себе росту» ( Мф.6:27 ), чтобы стать выше? Когда что-то заповедано, то предполагается, что эту заповедь можно исполнить; бессмысленно заповедовать то, что сделать невозможно. И если нам заповедано возрастать, значит, мы можем исполнить эту заповедь. Хочешь знать, как должно понимать «возрастайте»? Послушай, что сделал Исаак, о котором сказано: «И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим» ( Быт.26:13 ). Он всегда стремился стать лучше и постоянно совершенствовался; он непрестанно размышлял о Боге и упражнял свою память, чтобы больше хранить в сокровищнице своего ума и крепче удерживать это в памяти. Это должно понимать так, что Исаак взращивал в душе все свои добродетели и таким образом исполнил заповедь, повелевающую ему «возрастать».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мф.12:24 .  Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. (Ср. Мк.3:22 ; Лк.11:15–16 ). Согласно Марку, это говорили не фарисеи, а книжники, пришедшие из Иерусалима. Так как многие книжники принадлежали к обществу фарисеев, то разногласий между евангелистами здесь нет. Согласно Луке, не все фарисеи обвиняли Христа, а только «некоторые из них». Дальнейшая речь по переводу: Он не изгоняет бесов, если не в Веельзевуле, князе бесовском (ср. Мф.9:34 ). Таким образом, выражение «не через» и «не силою» (как в русском переводе подчеркнутое) Веельзевула, а «в Веельзевуле», т.е. сообща с Веельзевулом. Обстоятельство, что упоминается не просто Веельзевул, но с прибавкой «князь бесовский», достаточно ясно показывает, что здесь имеется в виду, если, может быть, и не самый главный, то по крайней мере один из главных демонов, у которого, по понятиям фарисеев, были в подчинении другие бесы. Веельзевул во всяком случае считался злейшим и вместе с тем грязнейшим из демонских начальников. Поэтому и обвинение Христа в связи с ним было грязным и, как кажется, в глазах фарисеев и книжников особенно язвительным. Оно имело целью отвлечь от Христа народ и вызвать в нем вражду к Его деятельности, учению и чудесам. Мф.12:25 .  Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. (Ср. Мк.3:23–25 ; Лк.11:17 ). Подробная речь о том же у Марка, но у Луки еще короче, чем у Матфея, с незначительной разницей в выражениях. Иоанн Златоуст объясняет эту речь Христа так: «Если Я, имея в Себе беса, посредством его изгоняю других бесов, то, значит, между бесами несогласие и распря и они восстают один на другого; если же восстают друг на друга, то их сила погибла и рушилась». Мф.12:26 .  И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? (Ср. Мк.3:26 ; Лк.11:18 ). У Луки пропущено: «сатана сатану изгоняет», и заменено: «если же и сатана разделится (разделился?) сам в себе».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лк.3:9 .  Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Эти стихи представляют собой почти буквальное повторение Мф.3:7–10 . Различие состоит только в том, что у Матфея Иоанн обращается с обличениями к фарисеям и саддукеям, а у Луки – к толпам народа. Но, как видно из грозного тона речи, Лука имел в виду и то, что в народной толпе преобладающее значение имели фарисеи и саддукеи, – только он отдельно не упомянул их. Прочее см. в комментариях к Мф.3:7–10 . Лк.3:10 .  И спрашивал его народ: что же нам делать? Лк.3:11 .  Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Лк.3:12 .  Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Лк.3:13 .  Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Лк.3:14 .  Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Наставления Иоанна простому народу, какие тот дал в ответ на вопрос народа, передает один евангелист Лука. Общая мысль этих наставлений такая. Настоящие плоды покаяния – это не что-либо особенное, непосильное, а просто честное исполнение принятых на себя обязанностей. «У кого две одежды...». Этим Иоанн напоминает об обязанности каждого помогать своему нуждающемуся ближнему, чем кто может. «Дай», т.е. одну. «У кого есть пища» – не только большие запасы пищи, а и малое количество. «Делай то же», т.е. делись и куском хлеба. «Мытари» (см. комментарии к Мф.5:46 ). Мытари могли думать, что Иоанн заставит их совсем отказаться от их ненавистного народу служения. «Более определенного вам», т.е. больше того, что вам велело собирать с народа правительство. Обыкновенно же мытари требовали немало и в свою личную пользу. «Воины». Тут могли быть и воины из евреев, и римские солдаты разных других наций, которые также были увлечены проповедью Иоанна. Они так же, как и мытари, чувствовали себя отчасти виновными в том, что содержание их тяжким бременем ложилось на народ. Нередко им также приходилось во время походов насильно брать чужое имущество, и это казалось им неизбежным делом их профессии. Как же им теперь каяться? Совсем, что ли, оставить военную службу, раз она вынуждает их к совершению таких несправедливостей по отношению к ближнему? Иоанн в ответ им говорит, что они могут обойтись и без таких несправедливостей – пусть живут своим жалованьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Помимо рассказов о жизни Е. в 3-й и 4-й Книгах Царств о нем говорится в Свящ. Писании еще 2 раза: в Сир 48. 12-15 и Лк 4. 27. В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, Е. посвящено 4 стиха в разделе, рассказывающем о праотцах и великих людях Израиля. Сообщается, что, после того как прор. «Илия сокрыт был вихрем», «Елисей исполнился духом его» (Сир 48. 12). Е. совершал чудеса и никого, кроме Бога, не боялся: «...во дни свои не трепетал пред князем» (Сир 48. 13). Дважды в этом кратком отрывке говорится о посмертных чудесах Е.: «...по успении (ν κοιμσει) его пророчествовало тело его» (Сир 48. 14), «по смерти (ν τελευτ) дивны были дела его» (Сир 48. 15). В Евангелии от Луки Е. также упоминается в связи с прор. Илией. Греч. форма имени (Ελισαος) отлична от сохранившейся в тексте Септуагинты (Ελισαιε) и представляет собой, возможно, др. традицию греч. передачи имени Елисей. Впосл. эта форма стала доминирующей в патристической лит-ре (вместе с вариантом Ελισσαος). Прор. Елисей. Икона. Иконописец Терентий Фомин. 1645 г. (КБМЗ) Прор. Елисей. Икона. Иконописец Терентий Фомин. 1645 г. (КБМЗ) Проповедуя в синагоге Назарета, Господь говорит о том, что «никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк 4. 24), приводя в пример ветхозаветных пророков - Илию и Е. Илия был послан «ко вдове в Сарепту Сидонскую» (т. е. за пределы Израиля), а Е. исцелил сирийца Неемана, хотя в то время было много прокаженных в Израиле (Лк 4. 25-27). Эти слова Господа вызвали ярость бывших в синагоге иудеев. Исследователи указывают на тот факт, что в Евангелии от Луки имеется еще неск. мест, связанных, пусть и в меньшей степени, с рассказами о пророках Илии и Е. в 3-й и 4-й Книгах Царств ( Evans. 1987). Так, например, воскрешение сына наинской вдовы (Лк 7. 11-17) сопоставляют ( Evans. 1987. P. 79) с аналогичными повествованиями о прор. Илии (воскрешение сына вдовы из Сарепты Сидонской - 3 Цар 17. 17-24) и Е. (воскрешение сына сонамитянки - 4 Цар 4. 32-37). Просьба к Господу человека, хотевшего следовать за Ним, позволить ему «проститься с домашними» (Лк 9. 61) напоминает аналогичную просьбу Е. к прор. Илии: «...позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою» (3 Цар 19. 20). В отличие от прор. Илии Господь не позволяет просящему проститься с родственниками, говоря: «...никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк 9. 62). Как отмечено в одном из исследований ( Evans. 1987), используемое в начале этого отрывка слово νλημψις (Лк 9. 51; в синодальном переводе - взятие), более нигде в НЗ не встречающееся, связано, возможно, с описанием взятия на небо прор. Илии, свидетелем к-рого был Е.: νελμφθη Ηλιου ν συσσεσμ ς ες τν ορανν (4 Цар 2. 11 в переводе LXX: «понесся [букв.- был взят] Илия в вихре на небо»).

http://pravenc.ru/text/189853.html

7 . И поэтому когда мы исполняем заповеди Божьи и совесть наша осквернена мерзостью тщеславия, чтобы угодить людям или по иной причине, а не для того, чтобы угодить Богу, то поступаем не «беспорочно» и не ищем «праведно праведного». Трудно, поэтому, поступать «по всем заповедям и уставам Господним беспорочно», по свидетельству Бога и вознося хвалу Ему во Христе Иисусе, за которую воздаст Он в Судный день, «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). «Все мы предстанем на суд Христов» ( Рим.14:10 ), чтобы получить то, что заслужили во Христе Иисусе, «Которого есть слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 3. Евангелие от Луки 1:11. На стих «Тогда явился ему ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного» 1 . Все телесные создания, лишенные чувств, не делают ничего, чтобы быть видимыми другим существам; взор смотрящего просто направлен в их сторону, и когда бы он ни направил на них взгляд, то видит их независимо от их желания. Что же может сделать человек или какой-нибудь другой объект, обложенный плотью, коль скоро он существует, чтобы стать невидимым? И напротив, высшие, небесные существа невидимы, хотя и существуют, если только сами не захотят стать видимыми; и быть им видимыми или нет, зависит от их желания. Бог являет Свою благодать, чтобы стать видимым Аврааму и другим пророкам, и Авраам узрел Бога не потому, что очи его сердца были способны видеть Бога, но потому, что Бог по Своей воле даровал Свою благодать зрению праведника. 2 . Должно понять тебе, что это справедливо не только в отношении Бога Отца, но также Господа и Спасителя нашего и Святого Духа и в отношении более низших существ – херувимов и серафимов. Возможно, ангел помогает нам сейчас, когда мы рассказываем об этом, и, однако, мы не можем видеть его, так как не заслужили. И поэтому, как бы ни старались наши телесные очи или око души нашей узреть, если не явится ангел и сам не захочет стать видимым, они не смогут его увидеть. Поэтому, когда в Писании сказано: «Бог явился» тому или иному, как здесь: «явился ему ангел Господень, стоя по правую руку жертвенника кадильного» ( Лк.1:11 ), – это следует понимать так, как я сказал. Бог ли это или ангел, является ли Он Аврааму или предстает перед Захарией – станут они видимы или невидимы, зависит от того, захотят они этого или не захотят.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

8 . Я не сомневаюсь, что ангелы присутствуют и в наших собраниях, не только вообще, во всех церквях, но и порознь. Спаситель сказал о них: «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Здесь присутствуют обе части Церкви – Церковь людей и Церковь ангелов. Когда мы говорим что-то согласное разуму и соответствующее замыслу Писания, ангелы радуются и молятся с нами. Ангелы присутствуют в Церкви – по крайней мере в той Церкви, которая достойна их присутствия и принадлежит Христу. Вот почему женщинам надлежит во время молитвы покрывать голову – «для ангелов» ( 1Кор.11:10 ). Каких ангелов? Разумеется, тех, кто помогает благочестивым и ликует в Церкви, но мы не видим их, ибо наши глаза застит смрад грехов, но апостолы Иисуса их видят, и Он говорит им: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» ( Ин.1:51 ). 9 . Если бы у меня была благодать видеть так, как видели апостолы, и смотреть так, как смотрел Павел, я бы прямо сейчас увидел мириады ангелов, которых видел Елисей, а Гиезий, стоявший с ним, не видел. Гиезий боялся, что его схватят враги, и видел только Елисея. А Елисей как пророк Господа молится и говорит: «Господи! Открой ему глаза, чтобы он увидел, …что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними» ( 4Цар.6:16–17 ). И по молитве этого святого Гиезий тотчас узрел ангелов, которых не видел прежде. Все это мы сказали для того, чтобы показать, как научал Иоанн, не только тех, кто собирал подати, но и тех, кто приходил к нему каяться и не был в полном смысле слова мытарем. Среди тех, кто выходил к Иоанну принять крещение покаяния, были и воины. Ибо пришли не только Иоанн и пророки, но явился Сам Спаситель, чтобы проповедовать спасительное покаяние людям и ангелам и прочим силам, «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Фил.2:10–11 ). Ему «слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 24. Евангелие от Луки 3:15–16. На отрывок от слов: «Я крещу вас водою» до того места, где сказано: «Он будет крестить вас Святым Духом и огнем»

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

В том месте из книги пророка Иеремии (14: 21), о котором упоминается в письме, под «престолом славы» понимаются не праведники, а Иерусалимский храм. Пророк Иеремия молится от лица отвергнутого народа иудейского: «Не отрини [нас] ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей: вспомни, не разрушай завета Твоего с нами» ( Иер. 14:21 . Это было незадолго до того, как Навуходоносор сжег храм в Иерусалиме. Верен ли перевод слов Божией Матери: «Отныне будут ублажать Меня все роды»? иеромонах Иов (Гумеров) Перевод на церковнославянский и русский языки совершенно точен. В греческом тексте Евангелия от Луки стоит: «tou nun makariousin me pasai ai geneai» 1: 48). Ключевым словом является слово makarizo (1 . прославлять, превозносить; 2. считать счастливым). У евангелиста Луки глагол поставлен во множественном числе третьего лица – makariousin. Есть обязательное правило для всех экзегетов и переводчиков: если слово имеет несколько смыслов, то брать только то значение, которое находится в смысловом согласии с другими словами переводимого или комментируемого места, то есть брать текст и контекст. Если это не соблюдается, то получается буквализм, который ведет к ошибкам и произволу. Приведенные слова составляют часть песни Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды ; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» ( Лк. 1: 46–49 ). Как видим, слово «ублажать» находится в смысловом единстве со словами «сотворил Мне величие Сильный». Слово «величие» во всей Библии встречается только 41 раз. Оно означает «вознесенность», «возвышенность», «слава Божия» (см.: Втор. 5:24 ; Иов. 13:11 ; 1Пар. 29:11 ; Евр. 1:3, 8:1 ; Иуд. 1:25 ). В Священном Писание оно связано всегда с почитанием. «Вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое» ( Втор. 5:24 ; «Твое, Господи, величие , и могущество, и слава, и победа и великолепие» ( 1Пар. 29:11 ; «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие , сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки» ( Иуд. 1:25 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Глава 11 Зач. 55-е. Молитва Господня. Читается во вторник 23-й недели по Пятидесятнице. И еванг. Матфей в своем Евангелии излагает молитву Господню, и излагает одинаково с св. Лукою, разнясь только в некоторых словах (6 гл. 9 ст. и дал.). Он помещает молитву в нагорной проповеди и не говорит, как еванг. Лука, о поводе, по которому высказана молитва Господом. Надобно полагать, трактует еписк. Михаил, что еванг. Матфей по связи речи поместил ее в изложении нагорной беседы, еванг. же Лука помещает при сказании о том случае, по которому она действительно произнесена. Лк.11:1 . И бысть внегдá быти емý на месте некоем молящуся, [и] яко престá, речé некий от ученик егó к немý: Гóсподи, научи ны молитися, якоже и Иоáнн научи ученики своя. (Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.) На месте некоем молящуся. В Евангелии св. Луки замечается особое пред прочими евангелистами обстоятельство: он часто говорит о том, что Господь молился, – напр., при крещении ( Лк.3:21 ), в пустыне ( Лк.5:16 ), пред избранием Апостолов ( Лк.6:12 ), в уединении ( Лк.9:18 ), пред преображением ( Лк.9:28, 29 ). На некоем едином месте. Надобно полагать, – на месте, недалеком от Вифании ( Лк.10:38 ); быть может, на горе, и на горе Елеонской близ Иерусалима, потому что Господь любил молиться, восходя на горы. Якоже (как) и Иоанн научи ученики своя. Из Евангелия не видно, какой особенной молитве научил Иоанн учеников своих; но что действительно научил, об этом свидетельствует настоящее место, и есть еще намек на тоже выше ( Лк.5:33 . Мих.). Лк.11:2 . Речé же им: егдá мóлитеся, глагóлите: óтче нáш, иже на небесех, да святится имя твоé: да приидет цáрствие твоé: да бýдет вóля твоя, яко на небеси, и на земли: (Он сказал им: когда мóлитесь, говорите: Отче наш , сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;) Егда (когда) молитеся, глаголите (говорите).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лука, со своей стороны, опуская ряд деталей, содержащихся у Матфея и Марка, приводит некоторые дополнительные подробности. Его рассказ начинается так: После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. Лука – единственный из трех евангелистов, кто упоминает о том, что Иисус поднялся на гору для молитвы и что Его преображение произошло, когда Он молился. Только Лука упоминает, что Моисей и Илия, явившись во славе, говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Никто, кроме Луки, не упоминает, что Петр и бывшие с ним отягчены были сном и что славу Иисуса и двух мужей, стоявших с Ним, они увидели в момент пробуждения. Говоря об осенившем учеников облаке, только Лука отмечает, что они вошли внутрь него. Голос из облака передан Лукой в следующей форме: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте. Упоминание о том, что Иисус запретил ученикам рассказывать о чуде до Его воскресения, у Луки отсутствует. Рассказ завершается словами: И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели ( Лк. 9:28–36 ). Вслед за рассказом о Преображении Матфей и Марк приводят вопрос, который задали Иисусу ученики, имея в виду предсказание о Его воскресении: Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? ( Мф. 17:10 ; Мк. 9:11 ). Ответ Иисуса у Матфея звучит так: Правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них ( Мф. 17:11–12 ). Марк дает похожую версию ответа ( Мк. 9:12–13 ). Матфей снабжает историю следующим разъяснением, отсутствующим у Марка: Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе ( Мф. 17:13 ). О Преображении Господнем упоминается во 2-м послании Петра, одного из участников события. В этом послании апостол говорит о Божественной силе Господа Иисуса Христа, благодаря которой люди становятся причастниками Божеского естества ( 2Пет. 1:3–4 ), и о Его вечном Царстве, вход в которое открывается через все большее утверждение верующих в своем звании и избрании ( 2Пет. 1:10–11 ). В качестве доказательства убедительности того Евангелия, которое Петр проповедует, он ссылается на Преображение:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В притчах Христа можно различать новое и старое. Старое – это те знакомые всем образы, которыми Он пользовался: сеятель, семя, плевелы, сокровище, жемчужины и прочее. Новое принадлежало Ему и было пока понятно только ученикам – это новые нравственные истины, разъясненные в притчах. Он указывает здесь поэтому просто на новый метод Своего учения, который должен быть усвоен и всяким книжником, наученным Царству Небесному, строить новое на основании старого, всем хорошо понятного и известного. Мф.13:53 .  И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. (Ср. Мк.6:1 ). Из следующего стиха видно, что Иисус Христос пошел в Свое отечество под словом «отечество» обычно понимают Назарет. Так считают Иоанн Златоуст и многие другие. Дальнейший рассказ у Матфея и Марка сходен с рассказом Луки ( Лк.4:16–30 ), но многочисленные подробности, сообщаемые Лукой, у двух первых евангелистов опущены. Евангелист, как замечает Августин, не ведет здесь своего рассказа в последовательном порядке. Тождественность рассказов Матфея и Марка с Лукой ( Лк.4:16–30 ) одними отрицается, другими признается; в последнем случае говорят, что точная хронологическая последовательность соблюдена только у Луки. Разобраться, в каком порядке следовали действительные события, здесь крайне трудно. За приточной речью у Марка рассказывается о путешествии на восточный берег озера и об исцелении дочери Иаира. Но Матфей уже рассказал об этом в 8-й и 9-й главах, теперь опускает рассказ об этих событиях и продолжает с Мк.6:1–6 . Мф.13:54 .  И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Мф.13:55 .  не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? (Ср. Мк.6:3 ). О братьях и сестрах Спасителя см. Ин.2:12 ; Мф.12:46 и параллельные места; Мф.13:55–56 и параллельные места; Ин.7:3 и сл.; Деян.1:14, 12:17, 15:13, 21:18 ; Гал.1:18–19, 2:9, 12 ; 1Кор.9:5 . Иаков (не Алфеев и не Зеведеев) был после епископом Иерусалимской церкви, а после него третий брат его Симеон (см. Евсевий Кесарийский . «Церковная История», III, 11). Он, по свидетельству Егесиппа у Евсевия (III, 32) пострадал при Траяне и консуле Аттике, кончив жизнь «почти той же смертью, какую претерпел Господь» 120 лет от роду. Это было в девятый год царствования Траяна, т.е. в 107 г. от Р.Х. Если так, то Симеон был старше Спасителя на 11 лет. Внуки четвертого брата Иуды были приведены к Домициану и отпущены им. О втором брате Спасителя, Иосии (так в русском переводе) ничего не известно, кроме одного имени, если только не принимать во внимание общих сведений о братьях Спасителя (см. о них вышеприведенные цитаты). Само имя Иосий пишется по-разному: ωσφ, ωννης, ωσ ( ς) , родит. ωστος, как у Марка ( Мк.6:3 ). Наиболее достоверное чтение у Матфея – ωσφ, а у Марка – ωστος (родительный падеж).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010