Получивши весть из Можайска, что Владислав идет на Москву, Михаил 9 сентября созвал собор и объявил, что он, «прося у Бога милости, за православную веру против недруга своего Владислава обещался стоять, на Москве в осаде сидеть, с королевичем и с польскими и литовскими людьми биться, сколько милосердый Бог помочи подаст, и они бы, митрополиты, бояре и всяких чинов люди, за православную веру, за него, государя, и за себя с ним, государем, в осаде сидели, а на королевичеву и ни на какую прелесть не покушались». Всяких чинов люди отвечали, что они все единодушно дали обет Богу за православную веру и за него, государя, стоять, с ним в осаде сидеть и биться с врагами до смерти, не щадя голов своих. И тут же сделаны были все распоряжения, кому и с кем защищать разные части Москвы. Опять пошли из Москвы грамоты по городам, чтоб жители их, памятуя бога, православную веру, крестное целование и свои души, усердно помогали государству в настоящей беде людьми и деньгами. Не один Владислав с своим небольшим войском приближался к Москве: шел на нее с другой стороны малороссийский гетман Конашевич Сагайдачный с 20000 козаков, разорив на дороге Путивль, Ливны, Елец, Лебедянь; последний город был взят потому, что уездные люди воевод не послушались, в осаду не пошли; Елец был взят потому, что воеводе его, Полеву, ратное дело было не за обычай; Сагайдачный обманул его: скрыл в одном месте засаду, а сам с остальными людьми пошел на приступ; воевода вывел против него все свое войско, а между тем засада вошла в город и овладела им. Но Михайловом Сагайдачному не удалось овладеть. Услыхав о приближении Сагайдачного, царь приказал идти против него Пожарскому из Боровска; Пожарский выступил по дороге к Серпухову, но сильно занемог, ратные люди остановились и не хотели идти против неприятеля с больным воеводою; козаки воспользовались этим случаем и стали воровать. Тогда государь велел больному Пожарскому ехать в Москву, а товарищу его, князю Григорию Волконскому, велел стать на Коломне и не пропускать Сагайдачного через Оку; но Волконский не был в состоянии удержать гетмана от переправы и должен был заключиться в Коломне, где в полках у него стала рознь между дворянами и козаками; последние ушли из Коломны, стали во Владимирском уезде, в отчине князя Мстиславского, и оттуда много мест запустошили.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

С самого начала присоединения русских провинций к Литве и Литвы к Польше, русскому народу всегда равные с прочими права предоставлены бывали и королями присягою утверждаемы; но власть и политика Сигизмунда III и его наследников всё превозмогла. Нельзя без прискорбия читать трогательные речи, на сеймах к королям и прочим Православными, а даже Римскими произнесённые за утеснённых; справедливость, а часто и нужда заставляли отдать справедливость, но фанатизм вскоре начинал свои действия. Не допускали Православных ведущих к урядам, а замещали оные не имеющими никакого понятия ни о законе, ни о справедливости, не допускали Православных в цехи, а даже по некоторым городам жительства им отказывали, мёртвых хоронить на святых местах запрещали, а даже над вывозимыми телами издевались, священников и монахов ловили, в кандалах и в темницах содержали и мучили. В 1620 году Феофан, пат. Иерусалимский, по просьбе Гетмана Конашевича Сагайдачного, первейшего защитника Православия (ибо тогда уже мало осталось в благочестии знатнейшего дворянства, а перешло в Римский закон), посвятил епископов на все епархии; но сих король сейчас велел ловить, и они скрываться или уходить были должны. Первейшим гонителем был Кунцевич: он не токмо сам всеми способами преследовал Православных, но и к сему же наущал первейших вельмож польских. Сострадательная душа не прочтёт сухими глазами тех выражений, коими светский муж, канцлер Литовский Лев Сапега, уличает и усовещает сию духовную особу, из границ человечества вышедшую, в ответе на одно из его по вышесказанному предмету писем, – как сей муж, хотя и ревнитель Унии, поставляет на вид пастырю Христову, что соблазнительные и насильственные средства, им употребляемые, противны духу религии, противны политике, противны пользе государства, междоусобными мятежами колеблемого. Из сего-то письма видно, что Сапега исполнял долг пастыря, а Кунцевич – гонителя, и получил мзду в 1623 году в Витебске. Вопль угнетённых не трогал гонителей, даже протекция Владислава IV, Сигизмундова наследника, и данные им Православным привилегии не могли вовсе защитить оных.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Частая смена лиц, управлявших Новокр. Конторой, также не способствовала успехам христианской миссии: так, в 1749 г. был назначен новый управл. Новокр. Конторой (Евгений Соколовский), не оставивший воспоминаний о своей деятельности. Но при нём заметно выдвинулся своей энергией епископ Казанский Лука Конашевич, который построил несколько новых христианских храмов и, что особенно важно, – учредил в Казани особую новокрещенскую школу для приготовления кандидатов в священники в инородч. приходы. Зорко следившие за христ. миссионерами татары не замедлили возбудить против епископа разные обвинения, и в 1750 г. был издан Св. Синодом особый указ, затруднявший обращения в христианство, так как требовал от желающих креститься подачи прошений на русск. языке, которого инородцы не знали и потому должны были платить писцам и чиновникам особые деньги. Сами дела затягивались от обыкновенной чиновничьей волокиты. Вскоре (в 1755 г.) и сам ревнитель православия был заменён преосв. Гавриилом (Кременицкий). И что же оказалось при вступлении его на Казанскую кафедру? Оказалось, что новокрещённые не знали даже главных христ. молитв, почему преосвященный был вынужден предписать приход. духовенству обучать новокрещен молитвам и обрядам. Но и этот епископ, принимавший более своих предшественников личного участия, трудов и времени в миссионер. деле, в 1762 году был переведён в Петербург, а в 1764 г. сенат, указом от 6 апреля Новокрещ. Контора была упразднена. Этому миссионер. учреждению были поставлены в вину разные злоупотребления и насилия и чисто внешнее, поверхностное обращение инородцев в христианство, доходившее до крещения преступников, которым за принятие христианства давалось помилование и др. Одновременно с закрытием Новокрещ. Конторы, правительство действовало в духе, более благоприятном для магометанства. Указом 17 июня 1773 г. было окончательно отменено вмешательство епархиального начальства в дела, касавшиеся постройки мечетей; в 1782 г. был обнародован новый указ от 25 февр. о постройке мечетей в киргиз. Средней Орде; в 1784 г. указом от 2 мая подтверждалось о скорейшей постройке этих мечетей, а в 1785 г. указом от 4 сент. предписывалось построить при тех же мечетях школы, обвести мечети каменной оградой, приискать учителей для школ, завести караван-сарай и, в случае надобности, увеличить число мечетей; в 1788 г. было учреждено в Уфе Оренбургское Магомет. духовное собрание для центрального управления делами магометан с высшим представителем магометанства – муфтием..

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Известные и неизвестные стороны пушкинских сказок: 17 мая в Литературном музее им. В.И. Даля откроется уникальная выставка 3 мин., 25.04.2024 17 мая 2024 года в Доме И.С. Остроухова в Трубниках Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля (ГМИРЛИ) откроется выставка «Уроки Золотой рыбки» , приуроченная к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина . Выставка «Уроки Золотой рыбки» погрузит посетителей в волшебный мир сказок Александра Пушкина, исследуя их особую литературную образность и связь с культурным контекстом, сообщают организаторы проекта. Соллогуб Ф.Л. Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» А.С. Пушкина. Конец 1880-х –1890. Бумага бежевая, акварель, гуашь. Из собрания ГМИРЛИ им. В.И. Даля – Пушкинские сказки лишены сухого дидактизма, вопросы добра и зла, порока и добродетели трактуются в оригинальном художественном ключе. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок», – так заканчивается «Сказка о золотом петушке», – сказал один из кураторов выставки, зам. заведующего отделом «Дом И.С. Остроухова в Трубниках» Тимур Хайрулин. – Сказочный мир у Пушкина – это пространство выбора героя, его судьба зависит от тех нравственных идеалов, которым он следует на своем пути. Безграничная жажда власти приводит к разбитому корыту, а любовь и преданность, напротив, способны воскрешать. Оболенская Ю.Л. Звездочет дарит царю петушка. Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» А.С. Пушкина. 1918 г. Бумага бежевая, акварель, краска бронзовая. Из собрания ГМИРЛИ им. В.И. Даля Центральным образом художественного решения выставки «Уроки Золотой рыбки» станет море, которое в сказках Александра Сергеевича часто выступает в роли символа «свободной стихии» и «моря житейского», которое человек должен преодолеть. В пространстве первого зала будут представлены иллюстрации Бориса Кустодиева, Антона Кандаурова, Юлии Оболенской, серия графических работ Владимира Конашевича, Татьяны Мавриной и др.

http://foma.ru/izvestnye-i-neizvestnye-s...

Троица. Эскиз для росписи на стекле. 1915 Сложность его внутреннего самоопределения связана не только с необходимостью приспосабливаться к обстоятельствам своего исторического времени. В нем самом существовало некое бунтарское желание как-то по-своему переосмысливать и переиначивать явления и смыслы окружающего мира, казалось бы, давно устоявшиеся, укорененные в многовековой культуре. Он кажется одним из своеобразных лесковских героев-бого­искателей. Как писал его коллега по преподаванию в академии художеств Владимир Конашевич, «он любил вещать и поучать, очень любил философствовать и делал это по “по-расейски”, то есть неумело и бестолково, открывая Америки и сражаясь с ветряными мельницами. Но в торопливом многословии художника всегда нет-нет да и мелькали драгоценные крупицы мудрости, причем мудрости доморощенной, а не взятой напрокат». Отношение к вере у него было таким же — доморощенно-бунтарским. Он само­уверенно отвергал все, что ему не нравилось — обряды, правила, уставы Церкви. К при меру, своей матери он советовал не слишком усердствовать в соблюдении поста, так как «в нем особой святости нет». После посещения первых христианских катакомб в Риме в письме матери он делится нахлынувшими размышлениями: «Исчезли тайные богослужения под землей, выстроились огромные блестящие золотые храмы с жирными, озверевшими попами, и ничего не осталось в них от прячущихся под землю красот человеческой души… Собираются невежественные попы, спорят, ругаются из-за каких-то перстосложений, одежды, и Христос все дальше, туманнее скрывается от людей, загороженный торгашами, непонятный, печальный, одинокий остается Христос». Жертвоприношение Авеля. Фреска церкви Василия Златоверхого, Овруч. 1910 Тем не менее, при всем антицерковном пафосе в 1927 году в Ленинграде он крестил долгожданную дочь Елену, приветствуя ее: «Моя новая христианка»! Его никогда не захватывала эстетика бунта авангардного искусства со всеми его находками и соблазнами. Авангард, стремительно развивавшееся направление культуры в 1910–1920-е годы, отбрасывал корневые устои традиционной живописи. Это радикально новое искусство больше не отражало полноту Божьего мира — собственно, и сам Творец был исключен из художественного мировосприятия авангардистов. Их образы — зачастую обрывки бытия, за которыми стремление отразить радикально изменившийся мир с его новыми скоростями, головокружительным техническим прогрессом, изменившим вековые представления о времени и пространстве. «В наши дни единственная фантастика — это вчерашняя жизнь на прочных китах. Сегодня — Апокалипсис можно издавать в виде ежедневной газеты», — провозгласил в 1923 году русский писатель Евгений Замятин в статье «О синтетизме». Авангардисты чувствовали себя демиургами новой вселенной. Показательны строки из стихотворения поэта Н. Тихонова, продолжавшего в 20-е годы традиции авангарда в поэзии:

http://foma.ru/chem-zakonchilos-kupanie-...

В 1829 г. поля 8-го Государь Император всемилостивейшее соизволил пожаловать состоявшего при церкви гвардейская корпуса в Варшаве, протоиерея Конашевича обер–священником литовского отдельного корпуса, при переформировании этого корпуса для военных целей в польском крае. Объявляя о сей Высочайшей воле, св. Синод предписал исправлявшему в то время должность обер–священника армии и флотов, протоирею Мансветову, сделать надлежащее распоряжение о введении протоиерея Конашевича в Высочайше возложенную на него должность обер–священника литовского отдельного корпуса и для сего снабдить Конашевича инструкцией полевых обер–священников 188 . Исполняя указ св. Синода, Мансветов препроводил Конашевичу для руководства в его должности две инструкции: одну составленную и напечатанную в 1797 г. для обер–полевых священников и другую–для армейских благочинных 1828 г. Как корпусной обер–священник, Конашевич имел в своем подчинении и благочинного над духовенством гвардейских полков в Варшаве, священника Кутневича 189 . В 1830–31 г. в Варшаве был образован главный штаб действующей армии, в состав которой под именем 6 пехотного корпуса поступил и бывший литовский отдельный корпус. К главному штабу этой армии полевым обер–священником был назначен протоиерей Чернявский 190 . Когда в 1830 г. по случаю присоединения войск 2–й армии к составу 1–й и упразднения главного штаба первой, назначенный к ней полевой обер–священник, протоиерей Лосев, остался без места, обер–священник армий и флотов Мансветов ходатайствовал об определении Лосева, по примеру Конашевича, обер–священником в отдельный финляндский корпус с тем, чтобы ему было предоставлено право пользоваться жалованьем по званию обер–священника армии, и чтобы начальствующий над священнослужителями отдельного финляндского корпуса благочинный, сохраняя свое звание, находился под ведением корпусного священника. Государь Император, по докладе Ему об этом ходатайстве, не нашел нужным иметь при означенном корпусе обер–священника 191 . Лосев уволился в отставку с пенсионом.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Кучи бумажного старья дожидаются вывоза на свалку. Бывало, иду с собакой гулять и начинаю поглядывать, а то и слегка «рыться» в кучках, так менее неудобно перед соседями пересматривать чужой хлам, пускай и выкинутый самими хозяевами. Остановили меня коллекции педагога Шапошникова, собранные им буквари и учебные пособия за полтора века, а его наследник их все, что не пристроил, выкинул. Вот и лежат связки давних изданий, старинных учебников для начальной школы, бесчисленные азбуковники, книги для начального чтения отрокам, барским и сельским. Взял с собой, что уж слишком стыдно оставлять на уничтожение. Среди приглянувшегося - «Розовая азбука» с рисунками Конашевича, 1918 года издания. Но больше всего меня, как библиофила, резануло по сердцу то, что выложила на вывоз Елена Барсукова, «наследница» библиотеки Барсуковых, исследователей произведений духовных писателей второй половины XIX столетия. Она стаскивала уникальную библиотеку и укладывала эти ценнейшие издания не в кучу, как другие жильцы, а в поставленный контейнер. Были тут и годовые подборки духовно-исторических журналов, и молитвословы, и богословские труды учёных, иногда с автографами и правкой по тексту. Пробовал убедить её не делать этого спешно, а позвать к себе людей сведущих, чтобы сдать редкие издания, скажем, определить в Литературный музей. Связывалась, говорит, с ними, несколько отобрали, а всё это оставили на своё усмотрение. Вот и усмотрела - на вывоз. Хорошо, кое-что спас Всеволод Олегович Волков, он тогда только что появился в нашем доме, получил здесь квартиру по обмену. Его мать, Софья Всеволодовна, внучка Саввы Мамонтова, брошенная мужем Олегом Васильевичем Волковым вероломно - возвращался после тюремных лет к ней, она полтора десятилетия терпеливо ждала его. По дороге из ссылки суженый познакомился с какой-то дамочкой в вагоне, и пока ехали вместе - столковались. Решил гонимый: нечего возвращаться к жене, а начну-ка новую жизнь с этой попутчицей. Софья Всеволодовна и дети оскорбились. Ещё бы, такое предательство пережить! Старик Волков впоследствии долго жил, написал мемуары, безобразничал: «За одного еврея я сто русских отдам», изувечился - прогуливаясь с собакой, свалился в яму, и на 90-м году успе о Господе.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/11/...

КРАСНОСЛОБОДСКАЯ 25.12.1923 07.01.1924) ПЕЧЕРСКАЯ (Нижегородская) 25.12.1923 07.01.1924) 01.1925 Леонтий Филиппович БЕРДИЧЕВСКАЯ 25.10(07.11)1941 09.1943 в/у ЖИТОМИРСКАЯ 13(26)11.1941 09.1943 Леонтий фон Вимпфен ЧЕБОКСАРСКАЯ 28.09.1914 12.02.1915 ЭРИВАНСКАЯ 12.02.1915 24.03.1916 КУСТАНАЙСКАЯ 24.03.1916 16.12.1916 ПЕТРОВСКАЯ 16.12.1916 06.05.1917 ЕНОТАЕВСКАЯ 05.09.1917 23.06(06.07)1919 (?) ЦАРЕВСКАЯ 23.06(06.07)1919?) в/у АСТРАХАНСКАЯ МОГИЛЕВ-ПОДОЛЬСКАЯ 14(27)02.1921 МОГИЛЕВ-ПОДОЛЬСКАЯ, обн. 1928(?) ИЗЮМСКАЯ, обн. 1928(?) Лонгин Корчагин в/у САРАТОВСКАЯ 24.04(07.05)2003 05(18)08.2003 САРАТОВСКАЯ 06(19)08.2003 Лонгин Талыпин в/у ДЮССЕЛЬДОРФСКАЯ 12(25)09.1981 27.09(10.10)1981 ДЮССЕЛЬДОРФСКАЯ 28.09(11.10)1981 10(23)12.1992 КЛИНСКАЯ 10(23)12.1992 Св. Лука БЕЛГОРОДСКАЯ (Великобелгородская) (1089) ПОЛОЦКАЯ 02.02.1504(1503?) Св. Лука ЯРОСЛАВСКАЯ 11.03.1185 10.11.1189 ТАШКЕНТСКАЯ 18(31)05.1923 22.09(05.10)1927 ЕЛЕЦКАЯ 22.09(05.10)1927 29.10(11.11)1927 КРАСНОЯРСКАЯ 01.1944 ТАМБОВСКАЯ 01.1944 27.03(09.04)1946 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 27.03(09.04)1946 29.05(11.06)1961 Св. Лука Жидята (или: Жирята, Вежета, Желдата) НОВГОРОДСКАЯ 15.10.1059 Лука Конашевич ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 18.09.1737 09.03.1738 КАЗАНСКАЯ 09.03.1738 08.10.1755 КУРСКАЯ 09.10.1755 01.01.1758 Лука Первушин КАРАКАЛПАКСКАЯ, обн. 11.1929 Макарий АСТРАХАНСКАЯ 13.01.1629 28.01.1638 Макарий ВОЛОГОДСКАЯ 08.02.1617 22.07.1619 в/у ЯРОСЛАВСКАЯ 22.07.1619 Макарий ВОЛОГОДСКАЯ Св. Макарий НОВГОРОДСКАЯ 04.03.1526 19.03.1542 ВСЕРОССИЙСКАЯ 19.03.1542 30.12.1563 Макарий НОВГОРОДСКАЯ 22.07.1619 12.09.1626 Макарий НОВГОРОДСКАЯ 08.08.1652 14.11.1663 Макарий ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ Макарий ПИНСКАЯ, II 05.1552 Макарий (в сх. Михаил) ПСКОВСКАЯ 04.11.1649 Макарий ХОЛМСКАЯ (1553) ВИННИЦКАЯ 28.01.1851 01.05.1857 ТАМБОВСКАЯ 01.05.1857 18.04.1859 ХАРЬКОВСКАЯ 18.04.1859 10.12.1868 ВИЛЬНЮССКАЯ 10.12.1868 08.04.1879 МОСКОВСКАЯ 08.04.1879 09.06.1882 Макарий Быстров СТАЛИНСКАЯ, обн. 05.1926 в/у МАРИУПОЛЬСКАЯ, обн. 03(16)06.1926 САРАТОВСКАЯ, обн. АСТРАХАНСКАЯ, обн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Использовали поляки казаков и во время военных действий в Московском государстве в период Смутного времени. Заинтересованность властей в казачьем войске давала казакам возможность легализовать свое положение и сделать его достаточно стабильным. К началу XVII в. часть казачества прямо перешла на службу к королю и составила т.н. " Реестровое казачество " , возглавляемое гетманом. Упрочение положения казачества, твердо стоявшего в Православии, делало его надежной защитой для Православной Церкви. В начале XVII в. возглавляемые гетманом Конашевичем-Сагайдачным реестровые казаки активно вступались за права Православной Церкви, неизменно ставя перед правительством как одно из условий своей службы королю требование соблюдать права православных. Правда, правительство Речи Посполитой считались с позицией казаков лишь на тех восточных землях государства, где власть Польши была слаба, а казачество, напротив, представляло наиболее влиятельную силу. По сути именно братства и казачество становятся с начала XVII века теми главными институтами, благодаря которым Православие в Западной Руси смогло не только выжить, но и организовать сопротивление унии, возродить полноценную духовную жизнь. В начале XVII в. православные братства по-прежнему играли исключительно важную роль в религиозной жизни Западной Руси. Они продолжали деятельность, начало которой было положено задолго до унии и которая фактически компенсировала собой бездействие коррумпированного епата. После 1596, когда в Православной Церкви Западной Руси осталось всего лишь два архиерея, этот опыт оказался еще более востребованным. По-прежнему главным стрежнем деятельности братств являлись издательское и школьное дело. В период борьбы с унией возникает и ряд новых братств. В их числе - Киево-Богоявленское, особенно знаменитое своей школой. Православное братство в Киеве возникло скорее всего в 1590-е гг. Однако заметное влияние на церковную жизнь Западной Руси оно начинает оказывать лишь после того, как в 1615 был основан Братский Богоявленский мрь.

http://sedmitza.ru/lib/text/436338/

– Дядя, а ведь, знаете, умереть – это очень плохо. Ведь это на всю жизнь! Двое ребят: – Не ешь зеленых вишен, умрешь. – Нет, не умру. – Видел: вчера хоронили дедушку? Когда был маленький, он ел зеленые вишни – вот и умер. Художник В.М.Конашевич о своей внучке Аленушке: “Уговаривает нас с бабушкой не умирать, пока она не вырастет: она изобретет лекарство от старости и от смерти. Потому что смерти не должно быть”. Пятилетняя Лена обещает отцу: – Я всегда буду тебя помнить – даже когда ты умрешь. И тотчас перебивает себя: – Нет, лучше мы вместе умрем. А то мне будет очень жаль, если ты умрешь скорей меня. Трехлетняя Наташа не играет, не прыгает. На лице у нее трудная дума. – Наташа, о чем ты задумалась? – Кто будет хоронить последнего человека? Вопрос деловой, практический: кто похоронит покойника, когда и похоронщики будут в могиле? У Елизаветы Шабад, в ее книжке “Живое детское слово”, приводится такой разговор маленького здравомысла с отцом: – Папа, если в прошлом году будет война, тебя застреляют? – Может быть. – И от тебя ничего не останется? – Нет. – Даже точки? – Да. А ты меня будешь жалеть? – Чего же жалеть, если ничего не останется! 13 _ Пятилетнему Юре читают стихотворение Некрасова: – “Смерть крестьянина. Часть первая…” Юра: – А разве он умирал по частям? VII. Новая эпоха и дети Подобных детских высказываний записано у меня очень много, но и приведенных достаточно, чтобы установить основные их типы. Замечательно, что некоторые из них сообщались мне дважды и трижды в разное время из разных источников, и я не мог не прийти к убеждению, что они в значительном своем большинстве характерны для очень многих нормальных детей. Как уже сказано выше, я приступил к собиранию детских выражений и слов полвека назад, даже раньше, и это дало мне возможность подметить одно очень важное качество собираемых мною материалов – их частую повторяемость, их, так сказать, однотипность: моя правнучка в своем словотворчестве идет точно тем же путем, каким шли мои дети и внуки, и не только в словотворчестве, но и в методах всей своей умственной деятельности.

http://azbyka.ru/deti/neutomimyj-issledo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010