Святой отвечал: — Верую в Господа моего Иисуса Христа, что ты не победишь меня всеми своими, измышляемыми против меня, мучениями, ибо я нисколько не боюсь их, будучи укреплен словами моего Владыки, Который сказал «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). По умерщвлении, Он воскресит меня снова в Страшный День праведного Суда. Царь повелел снова мучить его огнем и ранами: Когда святого били и жгли огнем, то от опаляемого тела его, вместо смрада, исходило великое благоухание. Мученик терпел так доблестно, что не испустил крика, ни стона, ни вздоха, так что все дивились терпению его. Царь сказал ему, насмехаясь: — Где ныне твой Врач? — пусть придет сюда и исцелит тебя ведь ты говорил, что Он может и по смерти воскресить тебя. Святой Меркурий отвечал: — Делай, что хочешь, ты имеешь власть над телом моим, над душою же — Бог: хотя бы ты и умертвил мое тело, однако душа пребудет нетленной во веки. Царь повелел повесить его вниз головой, на шею же его привязать большой камень, чтобы, давимый тяжестью камня, он умер. Мученик же, укрепляемый благодатью Божиею, в продолжение многих часов претерпевал это мучение, оставаясь живым. Потом, отвязав камень, царь повелел бить его бичами, концы которых были окованы медью; и били его так жестоко, что даже земля обагрилась кровью его. Он же, твердый как адамант, мужественно терпел, говоря: — Благодарю Тебя, Господи, что сподобил меня пострадать за имя Твое. Царь, видя, что мученика никак нельзя склонить к воле его, и, не имея более времени мучить его, ибо спешил идти скорее в Рим, — постановил над ним такой окончательный приговор: — Меркурия, который вменил наших богов в ничто и презрел честное постановление нашей кротости, наша держава повелевает вести в Каппадокийскую страну и там отрубить ему главу, для вразумления многих, — ибо всякий противящийся царю будет казнен мечем после многих мучений. Воины, взяв святого, положили его на животное и, крепко привязав его (ибо он был весьма расслаблен телом по причине многих мучений), повезли в Каппадокию. Когда они были в Кесарии Господь явился святому и сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

– Серебро твое, – сказал Апостол волхву, – да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги: нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право пред Богом; итак покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть отпустится тебе помысл сердца твоего, ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды ( Деян.8:18–23 ). Здесь помянутые и другие деяния святого Апостола Петра более подробно изложены во святом Евангелии и Книге Деяний святых Апостолов, которые постоянно читаются в храмах в слух верующих. Поэтому не было нужды в видах краткости слова из этих книг Священного Писания брать подробно всё, касающееся святого Апостола Петра; книги эти хорошо должны быть известны православным христианам. О дальнейших же благовестнических подвигах и трудах святого Апостола Петра, мало кому известных, святой Симеон Метафраст 4217 говорит следующее. Из Иерусалима 4218 святой Петр пришел в Кесарию Стратонийскую 4219 , где поставил епископа из пресвитеров, следовавших с ним; исцелив многих в Сидоне 4220 и поставив здесь епископа, он прибыл в Верит 4221 , и тут также поставив епископа; затем он пришел в Вивлы, и отсюда в Триполь Финикийский 4222 , где обитал у одного разумного мужа Марсона, которого и рукоположил во епископа верным этого города. Из Триполя он пришел в Орфосию; затем в Антраду, потом на остров Арадос, далее в Валанею, Пант и Лаодикию 4223 ; в последней он исцелил многих больных, изгнал от одержимых нечистых духов и собрал церковь верных, дав им епископа. Из Лаодикии святой Петр пришел в Антиохию, город Сирии 4224 , где скрывался Симон волхв от воинов, посланных римским императором Клавдием 4225 , чтобы его взять; узнав о пришествии святого Апостола Петра, Симон убежал в города Иудеи. В Антиохии святой Петр исцелил многих недужных и после проповеди о Едином Боге в трех Лицах поставил епископов: Маркиана для Сиракуз в Сицилии 4226 и Панкратия для Тавромении 4227 . Из Антиохии святой Петр пришел в Тиниан Каппадокийский 4228 , отсюда посетил Анкиру Галатийскую 4229 , в которой воскресил мертвеца и устроил церковь , многих огласив и крестив и поставив им епископа. Оставив Анкиру, он направился в Синоп Понтийский 4230 , а отсюда пришел в Амасию, занимающую средину Понтийской земли. Затем, побывав в Гангре Пафлагонском 4231 , Клавдиополе Гонориадийском и Вифинийском 4232 Никомидии, святой Апостол остановился в Никее 4233 . Намереваясь идти в Иерусалим на праздник Пасхи, он из Никеи повернул назад, – пришел в Писсинунт, а потом в Каппадокию и Сирию. Снова посетив Антиохию, он, наконец, достиг Иерусалима. Во дни его пребывания здесь к нему пришел, на третий год после своего обращения ко Христу, святый Апостол Павел, как сам он сообщает об этом в послании Галатам:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

— Серебро твое, — сказал Апостол волхву, — да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги: нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право пред Богом; итак покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть отпустится тебе помысл сердца твоего, ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды (Деян.8:18–23). Здесь помянутые и другие деяния святого Апостола Петра более подробно изложены во святом Евангелии и Книге Деяний святых Апостолов, которые постоянно читаются в храмах в слух верующих. Поэтому не было нужды в видах краткости слова из этих книг Священного Писания брать подробно всё, касающееся святого Апостола Петра; книги эти хорошо должны быть известны православным христианам. О дальнейших же благовестнических подвигах и трудах святого Апостола Петра, мало кому известных, святой Симеон Метафраст говорит следующее. Из Иерусалима святой Петр пришел в Кесарию Стратонийскую где поставил епископа из пресвитеров, следовавших с ним; исцелив многих в Сидоне и поставив здесь епископа, он прибыл в Верит и тут также поставив епископа; затем он пришел в Вивлы, и отсюда в Триполь Финикийский где обитал у одного разумного мужа Марсона, которого и рукоположил во епископа верным этого города. Из Триполя он пришел в Орфосию; затем в Антраду, потом на остров Арадос, далее в Валанею, Пант и Лаодикию в последней он исцелил многих больных, изгнал от одержимых нечистых духов и собрал церковь верных, дав им епископа. Из Лаодикии святой Петр пришел в Антиохию, город Сирии где скрывался Симон волхв от воинов, посланных римским императором Клавдием чтобы его взять; узнав о пришествии святого Апостола Петра, Симон убежал в города Иудеи. В Антиохии святой Петр исцелил многих недужных и после проповеди о Едином Боге в трех Лицах поставил епископов: Маркиана для Сиракуз в Сицилии и Панкратия для Тавромении Из Антиохии святой Петр пришел в Тиниан Каппадокийский отсюда посетил Анкиру Галатийскую в которой воскресил мертвеца и устроил церковь, многих огласив и крестив и поставив им епископа. Оставив Анкиру, он направился в Синоп Понтийский а отсюда пришел в Амасию, занимающую средину Понтийской земли. Затем, побывав в Гангре Пафлагонском Клавдиополе Гонориадийском и Вифинийском Никомидии, святой Апостол остановился в Никее Намереваясь идти в Иерусалим на праздник Пасхи, он из Никеи повернул назад, — пришел в Писсинунт, а потом в Каппадокию и Сирию. Снова посетив Антиохию, он, наконец, достиг Иерусалима. Во дни его пребывания здесь к нему пришел, на третий год после своего обращения ко Христу, святый Апостол Павел, как сам он сообщает об этом в послании Галатам:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Скачать epub pdf Страдание святой мученицы Дорофеи и с нею Христины, Каллисты и Феофила Память 6 февраля В стране Каппадокийской, в городе Кесарии 1238 , жила одна благочестивая дева, по имени Дорофея. Всё время она проводила в служении Богу, со смирением и кротостью, в чистоте, духовном трезвении и целомудрии. При этом она была девицею столь премудрою, что даже ученые люди не могли в этом сравниться с нею. И все знающие ее прославляли имя Господа нашего Иисуса Христа, имеющего рабою Своею такую деву: и взор ее был исполнен благоговения, и житие свято, и премудрость несравненна, и девство не порочно. В любви же Христовой она была столь совершенна, что вполне была достойна небесного чертога. Но она ради Его еще более усугубила свой подвиг. Побеждая плоть свою и диавола, святая Дорофея сплела себе сугубый венец: венец девства и венец мученичества; и радуясь, отошла к Жениху Своему Христу. А как она за Него пострадала, – об этом передаст дальнейшее повествование. Когда слава о святой Дорофее разнеслась между людьми, слух о ней дошел и до игемона Саприкия, – гонителя христиан. Он немедля отправился в город Кесарию и, схватив святую деву, велел представить ее на свой неправедный суд. Святая же Дорофея, представ пред нечестивым судиею, молилась в душе Господу и призывала на помощь Бога и Спасителя своего. Саприкий спросил ее: – Скажи мне, как ты именуешься? Святая отвечала: – Мое имя – Дорофея. – Я для того тебя призвал, – продолжал Саприкий, – чтобы ты, по повелению наших славных царей, принесла жертву великим богам. Святая Дорофея отвечала: – Бог, – Царь небес, заповедал мне, чтобы я Ему одному служила. Так и в Писании оказано: «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). «Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» ( Иер.10:11 ). Посему надо рассудить: повелению какого царя мы должны более повиноваться – земного или небесного? и кого должны слушать, – Бога или человека? Что такое цари? – не более как смертные люди; таковы же и ваши боги, идолам которым вы поклоняетесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Так и заявил о том уже с совершенной определенностью великий Апостол Его Павел, когда узнал, что в Солуни появились люди ничего не делающие и живущие на чужой счет. Он прямо называет таких людей поступающими бесчинно, повелевает напоминать им его завещание: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь», а в случае непослушания – иметь их на замечании, не сообщаться с ними и, не считая врагами, вразумлять как братьев ( 2Фес. 3 ). А как добросовестно должно быть отношение каждого к общественному содержанию, он показывает на собственном примере. «Мы не бесчинствовали у вас, говорит он, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас; не потому чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам». 2Фес. 3:7–9 . В том же духе учила св. церковь и в последующее время. «Те, которые бедны вследствие дурного поведения, говорится в церковном памятнике III-ro века, в «Постановлениях Апостольских», пьянства или расточительности не только не заслуживают вспомоществования, но недостойны даже быть членами церкви» 4 . На этом основании в тех же «Постановлениях» людям молодым, здоровым внушается быть трудолюбивыми и прилежными, чтобы не стать бременем для общины, быть бережливыми – чтобы иметь нечто из остающегося для приношений на общественную жертву к алтарю: потому что и Христос и Апостолы и словом и делом внушали трудолюбие, так что никто из ленивых и нерадивых не может быть истинным христианином 5 . Не изменяется взгляд на нищенство и в IV в. Напротив, теперь-то, когда более, чем прежде, стало промыслового нищенства, он и начал высказываться с еще большей решительностью. И что замечательно, он высказывается так тем самым Отцом и Учителем церкви, который особенно ознаменовал себя подвигами благотворения, который первый создал знаменитые в Кессарии госпитали для больных. Мы разумеем св. Василия Великого , Архиепископа Кессарии Каппадокийской. В одной беседе с учеником своим Ираклидом, объяснивши значение Евангельского совета о раздаче имущества, он прибавляет, что раздаятелю нет нужды самому о том заботиться, что он сделает гораздо лучше, если предоставит это дело поставленным церковью попечителям о бедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Царь сказал: — Я снова рассеку твое тело ранами и посмотрю, исцелит ли тебя Христос, Которого ты исповедуешь. Святой отвечал: — Верую в Господа моего Иисуса Христа, что ты не победишь меня всеми своими, измышляемыми против меня, мучениями, ибо я нисколько не боюсь их, будучи укреплен словами моего Владыки, Который сказал «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). По умерщвлении, Он воскресит меня снова в Страшный День праведного Суда. Царь повелел снова мучить его огнем и ранами: Когда святого били и жгли огнем, то от опаляемого тела его, вместо смрада, исходило великое благоухание. Мученик терпел так доблестно, что не испустил крика, ни стона, ни вздоха, так что все дивились терпению его. Царь сказал ему, насмехаясь: — Где ныне твой Врач? — пусть придет сюда и исцелит тебя ведь ты говорил, что Он может и по смерти воскресить тебя. Святой Меркурий отвечал: — Делай, что хочешь, ты имеешь власть над телом моим, над душою же — Бог: хотя бы ты и умертвил мое тело, однако душа пребудет нетленной во веки. Царь повелел повесить его вниз головой, на шею же его привязать большой камень, чтобы, давимый тяжестью камня, он умер. Мученик же, укрепляемый благодатью Божиею, в продолжение многих часов претерпевал это мучение, оставаясь живым. Потом, отвязав камень, царь повелел бить его бичами, концы которых были окованы медью; и били его так жестоко, что даже земля обагрилась кровью его. Он же, твердый как адамант, мужественно терпел, говоря: — Благодарю Тебя, Господи, что сподобил меня пострадать за имя Твое. Царь, видя, что мученика никак нельзя склонить к воле его, и, не имея более времени мучить его, ибо спешил идти скорее в Рим, — постановил над ним такой окончательный приговор: — Меркурия, который вменил наших богов в ничто и презрел честное постановление нашей кротости, наша держава повелевает вести в Каппадокийскую страну [ 16 ] и там отрубить ему главу, для вразумления многих, — ибо всякий противящийся царю будет казнен мечем после многих мучений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Я восхищаюсь теми людьми молодыми, которые приходят к нам на работу, и они говорят, что они, узнав о Центре, они мечтают этим заниматься. У нас приехала девушка, чудесная совершенно, из Москвы, которая, прочитав как-то о нашем Центре, сказала, что я буду работать только у вас. И она приехала, она получила два высших образования для того, чтобы работать у нас. Понимаете, это какие-то удивительные люди и удивительные вещи происходят. А вот скажите, пожалуйста, я надеюсь, что нашу с вами встречу посмотрит как можно больше людей, и, может быть, кто-то из них тоже вдохновится и захочет как-то вам помочь. Что бы вы предложили, какая помощь вам нужна? Дело в том, что я бы предложила дружбу. Я бы предложила дружбу, и просто каждый человек сам, придя к нам, посмотрев на нас, ему как-то Господь открывает, чем он может быть полезен, скажем так. И здесь это вопрос не так стоит упрощенно, что вот давайте-давайте-давайте, несите свои какие-то дары, а мы будем принимать. Я думаю, что это то, чем мы тоже можем поделиться, это может быть, действительно, такая взаимная дружба и радость и для человека, который захочет помочь Центру, и для нас. Поэтому мы всегда открыты и мы рады новым друзьям. Это очень здорово, я очень надеюсь и хотел бы, чтобы их у вас было как можно больше. Я в любом случае буду рад находиться в числе ваших друзей. Почему вы Василия Великого Центр, кто это придумал? Это отец Александр Степанов. Конечно, святитель Василий известен в большей степени как великий богослов, но также, если вспомнить его «Василиаду» … «Василиаду», да… И это… Может быть, нам напомнить? Это первый человек в Церкви, который поставил церковную благотворительность на системный уровень, скажем так. И в том монастыре в Кесарии Каппадокийской было очень много сделано для того, чтобы все нуждающиеся люди могли найти помощь, поддержку, но и он сказал о том, что дело монастырей — оказывать эту помощь и поддержку. И потом была разработана система, как правильно оказывать поддержку и как содержать все эти богоугодные дела, скажем так.

http://foma.ru/ne-mogu-predstavit-chto-z...

230 Слово 39 (38): На святые Светы явлений Господних 1, 3//PG. 36. Col. 336–337. Рус. пер.: Цит. соч. С. 451–452. 233 Дочь Агамемнона, была принесена отцом в жертву богине Артемиде, чтобы обеспечить грекам благополучное отплытие к Трое. Однако богиня заменила Ифигению на жертвеннике ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, где сделала своей жрицей (ср. трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде»). 235 Беотийский охотник-великан. Согласно одному из вариантов мифа (Одиссея V, 121–124), Ориона полюбила богиня зари Эос, за что Артемида по воле разгневанных богов убила его стрелой. Потом Орион был превращён в созвездие. По другому варианту мифа, Орион был превращён в созвездие Зевсом за то, что в течение нескольких лет преследовал своей любовью плеяд (ср. Гесиод. Труды и дни 619–620). 236 Искусный охотник, сын Аристея и Автоны, увидевший однажды купающуюся Артемиду; раздражённая богиня превратила его в оленя, и он был растерзан своими собственными собаками (ср. Овидий. Метаморфозы III, 173 слл.). 238 Слово 43: Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской 8//PG. 36. Col. 504. Рус. пер.: Цит. соч. С. 514. 239 Греч. παδευσις – это понятие означает процесс или систему воспитания/образования, а также их результат – учёность, образованность, культуру. 240 Слово 43: Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской 11//PG. 36. Col. 508–509. Рус. пер.: Цит. соч. С. 515–516. 242 Слово 43: Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской 13//PG. 36. Col. 512. Рус. пер.: Цит. соч. С. 517. 244 Слово 43: Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской 14//PG. 36. Col. 513. Рус. пер.: Цит. соч. С. 517. 245 Слово 43: Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской 21//PG. 36. Col. 524. Рус. пер.: Цит. соч. С. 521–522. 247 Критский царь, сын Зевса и Европы, за свою справедливость был сделан по смерти судьёй в подземном царстве теней. 249 Слово 43: Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской 23//PG. 36. Col. 528. Рус. пер.: Цит. соч. С. 523.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Наряду с этим, Кесарийский митрополит, как экзарх Востока, был духовным начальником тех восточных или малоазийских епископии, которые были ему подчинены и на которые распространилась власть его, как митрополита определенной области или провинции. Как экзарх целой группы восточных епископий, митрополит Кесарии Каппадокийской стоял во главе соборного управления своей провинции, был председателем соборов иерархов его области и руководителем всей административно-судебной их деятельности. Он же служил посредником в сношениях между своим митрополичьим округом и вселенским патриаршим престолом и, по уполномочию патриарха и священного синода, исполнял экзаршеские обязанности в епархиях всего Востока, когда, например, возбуждались пред центральной церковной властью жалобы на тех или других митрополитов восточных митрополичьих округов или вообще митрополий, и т. п. С таким именно характером выступало в византийскую эпоху и положение Кесарийского митрополита, как эзарха всего Востока. Оно de jure сохранилось и в турецкую эпоху, а в известной степени могло иметь и фактическое значение, в силу особого каждый раз распоряжения со стороны Константинопольского патриарха. Поэтому Кесарийский митрополит и в XV веке титуловался как «πρτιμος τν περτμων κα ξαρχος πσης νατος» 39 , – хотя в то время, а равно и в XVI веке он не имел ни одной подчиненной ему епископии 40 . Это отмечено и в Notitia от XVII века: «митрополит Кесарии Каппадокийской, – сказано здесь, – имел восемь епископий и ныне (σμερον) не имеет ни одной» 41 . Затем, в каталоге, епархий Константинопольской церкви от 1710 г. митрополит Кесарии Каппадокийской титулуется. как «первотропный, пречестный пречестных и экзарзх всего Востока», но подчиненных епископий он и тогда не имел 42 . А иерусалимский патриарх Хрисанф в начале своего каталога престолов, подчиненных Константинопольскому патриарху, и вообще заявил читателю: «Прежде всего, заметь, что никто из митрополитов Востока ныне не имеет епископов, так как они совершенно разорены варварским игом» 43 . Лишившись прежнего величия и власти, подписываясь как ετελς или ταπεινς 44 , митрополит Кесарии Каппадокийской 45 и в последующее время оставался «первотронным» и титуловался «пречестным пречестных и экзархом всего Востока» 46 . Лишь от 1797/8 г. имеется сведение, что в Кесарийской митрополии был титулярный – π ψιλ νματι – епископ Назианза» 47 . Не пользуясь фактической властью, этот епископ, однако, восстановил порванную временем и обстоятельствами историческую связь между позднейшим положением Кесарийской митрополии и прошлой ее судьбой 48 . Назианз

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Нематериальность мира не означает его нереальности и тем более призрачности. Понимание этого утверждения каппадокийской космологии возможно лишь в более широком богословском контексте — в контексте той новой, персоналистической интерпретации, которая дается Отцами Каппадокийцами античной онтологии. В рамках классической имперсоналистической онтологии учение о творении может быть интерпретировано лишь в двух вариантах: монистически (пантеистически) или дуалистически. Но эта антитеза пантеистического монизма — и дуализма, или имманентизма, и трансцендентализма — преодолевается в каппадокийской космологии в лично-энергийном и коммуникативном понимании творения. То есть, не имея самостоятельной предметности (“что”), мир понимается исключительно как посредующая среда взаимодействия субъектности (“кто”): Личности Бога и сотворенной по образу Божию личности человека. Космос в каппадокийской мысли утрачивает самоценность и рассматривается исключительно как среда коммуникации, образования и научения. Онтологизм ограничен персонализмом, позитивно понятым “другим”. Нет безличной космологии, потому что нет безличного космоса; безличный космос — это хаос, а начало организованности космоса персоналистично; нет разумности вообще — есть разумность как отражение и выражение личностного начала. Космос оказывается последовательностью или иерархией “слов” — логосов Божиих; посланием Божиим, обращенным к человеку. Но и сам человек наделяется “логосной”, словесной, творческой способностью, то есть способностью слышать Бога и отвечать Ему. Диастема, понимаемая как инаковость и изменение, не есть качество “негативное по природе”. Напротив, в отличие от античного космоса, где инаковость и изменчивость суть признаки неподлинности и неадекватности физического мира, инаковость и изменчивость суть благие тварные основания мира, который был назван Самим Богом “добрым весьма”. Так, если инаковость связана с внутренней формой и топологией тварного мира на всех его уровнях — от умопостигаемого до физического, то изменчивость связана с динамичностью межличностного взаимодействия. В самой своей изменчивости мир может и должен стать неизменным в своем творческом и свободном стремлении к Богу. Способность к изменчивости, необусловленность своей предметностью обеспечивает величайшую перспективу для человека — способность стать тем, чем он не является, — способность стать тварным богом, богом по благодати.

http://pravmir.ru/osmologiya-svyatyih-ot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010