Сотрудники Киево-Печерской Лавры посетили подшефный детдом Киев, 14 января 2011 г. В праздничные рождественские дни, именуемые святками, освященными великими событиями Рождества Христова, сотрудники социальной службы Киево-Печерской Лавры игумен Лукиан, Елена и Юрий Богдановы побывали в гостях у детей-сирот подшефного детского дома «Малятко». Гости поздравили ребят с великим и радостным праздником Рождества Христова и подарили им множество подарков. По случаю праздника детьми, под руководством воспитателей был организован праздничный концерт для гостей, передаёт  пресс-служба Украинской Православной Церкви. Зайдя в актовый зал, в центре которого красовалась нарядная елка, гости увидели Рождественский вертеп, изображающий историческое событие Рождества Богомладенца Христа. В актовом зале не было свободных мест – детвора, воспитатели и гости с нетерпением ждали начала концерта. Открывая праздничное мероприятие, директор детского дома Лидия Семеновна обратилась к священноначалию и сотрудникам социального отдела Лавры со словами благодарности за внимание, заботу и любовь, которые они дарят детям-сиротам детского дома «Малятко», за организацию паломнических поездок, материальную помощь и духовное окормление детей. Отдельную благодарность директор сада выразила за тепло и чуткость, проявляемые священнослужителями и сотрудниками социального отдела к детям в дни великих церковных праздников, а также детских именин и Дней рождений. Лидия Семеновна обратилась также к воспитанникам с поучительным словом: «Дорогие дети! Посмотрите, как вас любят, как много подарков подарили Вам в эти праздничные дни! А что от вас требуется взамен? Хорошее поведение, отличная учеба, любовь друг ко другу и ко всем окружающим. Никому не причинять беды, всегда жалеть маленьких и слабых: и цветочек, и травинку, и все-все живое, что есть на свете. Стремиться создавать красоту, но не на словах, а на деле. На сегодняшний день ваша главная задача: учиться, быть послушными, помогать воспитателям». Затем слово было передано игумену Лукиану. Обращаясь к присутствующим в зале, батюшка сказал: «Дорогие дети и воспитатели! От имени священноначалия Киево-Печерской Лавры, а также сотрудников социального отдела монастыря поздравляю Вас с Рождеством Христовым! Желаю Вам от Родившегося Богомладенца Христа крепкого здоровья, успехов в учебе, изобилия милостей Божиих, и чтобы эти праздничные дни Вы провели в радости, любви и согласии.

http://pravoslavie.ru/44083.html

Че­рез год он был переведен в Карловцы, поставлен придворным архидиаконом и законоучителем гимназии, и эту должность проходил до 1894 г. в 1895 г. был рукоположен в иеромонаха, а через год был воз­веден в сан архимандрита и настоятеля монастыря беочинского, и в том же году, после смерти епископа будимского Иеремии († 9 ноября 1896 г.), был поставлен администратором этой епархии. На будимскую епархию из­бран в заседании архиерейского синода 24 ноября 1897 г. При избрании епископа между патриархом и членами си­нода вышли разногласия. Патриарх Георгий Бранкович и некоторые епископы в заседании 2 июля подали голоса за архимандрита беочинского и администратора будимской епархии Лукиана Богдановича, большинство же членов си­нода подали свои голоса за Митрофана Шевича, архиман­дрита и начальника монашеской школы в монастыре Хо­пове. Когда патриарх, вопреки голосованию большинства, предложил на утверждение правительства своего кандидата, епископы подали протест, результатом которого явилось то, что 24 ноября архиерейский синод вновь собирался для избрания епископа на будимскую кафедру. Избран был Лукиан Богданович. После кончины темишварского епи­скопа Никанора Поповича († 22 июля 1901 г.) и доизбрания нового епископа Георгия Летича (27 ноября 1908 г.) будимский епископ Лукиан Богданович состоял администра­тором темишварской епархии. 15 июля 1908 г. открыт был народно-церковный конгресс для избрания патриарха на место почившего Георгия Бранковича. Сербский народно-церковный конгресс составляют 75 депутатов (25 духовных и 50 светских), которые, как в государственных парла­ментах, делятся на партии. Две главных партии: одна „радикальная”, другая „самостальная”, есть несколько депу­татов „либеральной” партии, и наконец некоторые депутаты стоят вне партий. 19 июля вершецкий епископ Гавриил Змеянович получил большинство голосов (40), епископ пакрацкий Миров Николич получил 30 голосов. Но вы­бор этот не получил высочайшей санкции и 16 августа назначены были новые выборы, с исключением епископа Гавриила Змеяновича.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

На заседании 6 сентября большин­ством (40) голосов избран епископ бачский Митрофан Шевич, во он от избрания в патриарха отказался. Но­вые выборы назначены были на 9 сентября, и в этот день избран будимский епископ Лукиан Богданович боль­шинством 39 голосов (36 радикальных, 1 от либералов и 2 от депутатов внепартийных), а епископ пакрацкий Ми­рон Николич получил 25 „самостальных“ голосов; 4 радикальных депутата не подавали голосов, а 7 депутатов отсутствовали. Высочайшим указом от 24 сентября избрание Лукиана Богдановича утверждено. В этот день, накануне инсталляции, устроена была новоизбранному патриарху торже­ственная „баклада” (шествие с факелами) при участии учащихся в богословском училище и гимназии, военной и духовой музыки. 25 сентября совершена была по определенному це­ремониалу в церкви апостолов Петра и Павла инсталляция новоизбранного и высочайше-утвержденного патриарха. 26 сентября на заседании народно-церковного конгресса патриарх Лукиан Богданович в речи своей коснулся неотложных, стоящих на очереди, вопросов церковной и общественной жизни и отметил настоятельную необходи­мость улучшить содержание духовенства и обеспечить последнее на случай болезни и старости. На эти предметы патриарх обещал свою личную единовременную и ежегод­ную помощь, что и исполнил, основав в 1909 г. фонд для улучшения священнического содержания вкладом в банк 25,000 крон. Предшественник нынешнего патриарха патриарх Георгий Бранкович (избран в патриарха в апреле 1390 г., скончался 17 июля 1907 г.) известен как круп­ный жертвователь на пользу просвещения. Именно, он по­жертвовал 200,000 крон на постройку дома для богослов­ского общежития („семинара”), 80,000 к. на дом учитель­ской школы в Сомборе, где он много лет был про­тоиереем, 60.000 к. основной школе в Далье, 30.000 к. школе в Кулпине, 30.000 к. фонду св. Саввы, 24.000 к. общин в Сантове, 39,000 к. (дом), Сербскому Соколу в Карловцах, 20.000 к. на иллюстрированное издание книги „Сербская карловецкая митрополия», 20.000 к. за кар­тину „Сеоба (Переселение сербов в Австро-Венгрию), 16.000 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

В 1791-1828 гг. епархией управлял бывш. митр. Белградский Дионисий (Попович) , открывший в Буде семинарию, б-ку, фонд к-рой составили из перевезенных в Сентендре собраний личных книг почивших архиереев, начиная с Патриарха Арсения III, изначально хранившихся в Сремски-Карловци. Еп. Дионисий дополнил ее изданиями своих переводов с лат. и греч. языков. В 1834 г. менее полугода Б. е. управлял один из образованнейших монахов своего времени, настоятель мон-ря Бездин Иустин (Йованович ; † 1834). В 1836-1839 гг. епархию окормлял Пантелеимон (Живкович , с 1839 еп. Темишварский), в 1839-1848 гг.- еп. Платон (Атанацкович , с 1848 еп. Бачский), составивший устав церковноприходских общин, в 1853-1892 гг.- еп. Арсений (Стойкович). В 1874 и 1881 гг. он избирался на кафедру Карловацкой митрополии, но оба раза это избрание не утверждалось императором. 6 тыс. книг из собрания епископа-библиофила после его смерти были переданы в Будимскую б-ку. В 1896 г. еп. Будимским стал свящ. Иеремия (Маджаревич), скоропостижно скончавшийся в том же году. С 13 марта 1898 г. до избрания Патриархом Сербским Б. е. управлял еп. Лукиан (Богданович) . В 1912-1951 гг. еп. Будимский Георгий (Зубкович) успешно противостоял попыткам властей Венгрии упразднить епархию. Во время второй мировой войны сильно пострадали кафедральный собор в Сентендре и епископская резиденция, после войны они были окончательно разрушены по указанию представителей властей. В это время духовная жизнь епархии была парализована, но благодаря во многом усилиям еп. Георгия удалось вдвое увеличить фонд Будимской б-ки. В дальнейшем сюда поступили собрания культурного объединения «Явор» и мон-ря Грабовац, дарения частных лиц (в наст. время ок. 20 тыс. томов). Назначенным на Будимскую кафедру в 1951 г. еп. Хризостому (Войновичу ; с 1952 еп. Браничевский) и в 1960 г. митр. Арсению (Брадваровичу) не удалось получить разрешение правительства Венгрии на въезд в страну. С 1984 г. адм. управление Б. е. осуществлял еп. Моравичский, викарий Сербского Патриарха Даниил (Крстич) , в 1988 г. он был избран еп. Будимским. После его кончины 20 апр. 2002 г. епархией управляет администратор Темишварской епархии еп. Лукиан (Пантелич) .

http://pravenc.ru/text/153573.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУКИАН (Богданович Лазарь, 10.05.1867, г. Байя, Австро-Венгрия - нач. сент. 1913, г. Бадгастайн, Австрия), патриарх Сербский (с 1908). Род. в семье торговца. Начальную школу окончил в Байе, в 1889 г. ДС в г. Сремски-Карловци, 2 года изучал право в Митрополичьем лицее в г. Эгер. В июле 1891 г. принял монашество в Беочине мон-ре , в 1894 г. рукоположен во диакона, в 1895 г.- во иерея и возведен в сан архимандрита. С 1891 г. работал в консистории Бачской епархии . Преподавал вероучение в школах в Нови-Саде, катехизис в гимназии в Сремски-Карловци. С апр. 1894 г. работал в управлении Карловацкой митрополии , с янв. 1897 г. Л.- администратор Будимской епархии . 6 дек. 1897 г. избран на Будимскую кафедру, хиротонисан во епископа в марте 1898 г. Способствовал открытию серб. церковных школ в епархии, находившейся в местности, большинство населения к-рой говорило на венг. языке. Учредил комитет для сбора средств на открытие школ и вложил в него 10 тыс. крун; при нем на строительство школ было потрачено ок. 100 тыс. крун. В 1907 г. заложил фундамент здания учебного заведения «Текелианум» в Будапеште. В апр. 1908 г. имп. Франц Иосиф I назначил Л. администратором Карловацкой митрополии; 22 сент. он был избран митрополитом Карловацким и патриархом Сербским. В 1910 г. создал пенсионный фонд для священников, в основанный им Фонд на синодальные и просветительские цели (1909) вложил 50 тыс. крун. 25 мая (7 июня) 1911 г. Л. подписал документ под названием «Устройство Святого архиерейского синода» (утвержден императором в нояб. того же года), разделивший обязанности Синода и Собора: это фактически устранило возможность влияния светских и политических деятелей на работу Синода, что вызвало недовольство некоторых кругов. «Определение о придворном монашеском священстве», принятое 24 мая (6 июня) 1911 г., предполагало формирование придворного священства и предписывало всем кандидатам в придворные священники иметь университетское образование. Л. построил новое здание для учебного заведения «Стефанеум» и общежитие для учащихся из бедных семей. В 1910 г. завершил реставрацию соборной церкви в Сремски-Карловцах. В том же году добился восстановления общественного управления в серб. учительской школе в г. Пакрац. По его указанию М. Косовац провел 1-ю опись Карловацкой митрополии. Оказывал финансовую помощь серб. сельскохозяйственному об-ву «Труженик» (Привредник), был одним из основателей «Патроната сельскохозяйственных благотворителей».

http://pravenc.ru/text/2110849.html

Сразу же после смерти Ивана Раковского в Изу был назначен молодой, энергичный греко-католический священник Юрий Жаткович. Его деятельность на священническом поприще была весьма значительной. Священник был чрезвычайно активным проповедником, произносил проповеди не только по воскресеньям и праздникам, но даже после вечерни. Вот почему он имел среди прихожан большой авторитет, достойный священнослужителя. Но деятельность Юрия Жатковича в Изе не могла быть длительной, поскольку он был еще молодым и не именитым священником и потому, по мнению униатского священноначалия, не очень подходил для такого большого и богатого прихода. Юрий Жаткович был перемещен в село Стройное, а в Изу был назначен священник из села Ганичи Стефан Полянский. Вновь назначенный священник резко отличался от своих предшественников, проповеди говорил очень редко – не более пяти-шести раз в год. Он закрыл русскую церковно-приходскую школу, вместо которой открыл венгерскую школу. Он даже пытался проводить литургию на венгерском языке. Среди крестьян он не пользовался авторитетом и уважением. По мнению иеромонаха Сергия (Цьоки), слабая пастырская деятельность Стефана Полянского во многом способствовала росту православного движения в Изе . Важную роль в организации православного движения в селе Иза сыграл учитель Андрей Владимир. Группа жителей Изы, возглавляемая им, читая русские книги из библиотеки покойного священника Ивана Раковского, пришла к убеждению, что настоящей «русской верой» является Православие, а не уния. Их проповедь имела такой успех, что почти вся Иза, за исключением 64 дворов из 500, перешла в Православие . Среди лидеров православного движения в Изе в 1901 году были Иван Вакаров, Иоаким Вакаров, Максим Плиска, Василий Лазар, Николай Сабов, Василий Кеминь, Василий Прокоп, Андрей Изай, Степан Вучкан . Лукиан Богданович В 1902 году изяне отправили представителей к православному епископу Лукиану (Богдановичу) в Будапешт с просьбой принять их в состав епархии. Однако епископ посоветовал обратиться за помощью к сербскому митрополиту Георгию (Бранковичу). В начале 1903 года члены православной общины написали письмо в Сремские Карловцы, прося принять Изу в юрисдикцию Сербской Православной Церкви (далее СПЦ) .

http://pravoslavie.ru/29381.html

1695 г. установлено в сербской митрополии, в Венгрии, кроме архиепископии, семь епархий. А ныне имеется, кроме, архиепископии, шесть епископий, а именно: бачская, будимская, вершецкая, карлштадская, пакрачская и темишварская. Патриархов-митрополитов Карловицких от 1690 г. до настоящего времени насчитывается 19. Церковью в Карловицкой митрополии управляет архиерейский синод, а церковно-школьными делами народно-церковный конгресс. Председатель синода и конгресса – патриарх-митрополит. Георгий Бранкович. Члены нынешнего архиерейского синода – высокопреосвященные епископы: Мирон Николич, пакрачский; Никанор Попович, темишварский; Михаил Групп, карлштадский; Гавриил Змеянович, вершецкий; Лукиан Богданович, будимский и Митрофан Шевич, бачский. В каждой епархии имеется епархиальная скупщина, председатель которой – местный епископ, а члены из духовного и светского звания. Имеются также епархиальные консистории, председатели коих – местные епископы, товарищи председателей – архимандриты или протоиереи, члены – лица духовного звания. Просветительные высшие и средние сербские заведения в митрополии карловицкой – следующие: сербское православно-богословское училище в Карловцах; великие гимназии в Карловцах и Новом Саде; учительская мужская и женская школа в Сомборе, учительская мужская школа в Пакраце, женская в Верхних Карловцах, высшие женские школы в Сомборе, Новом Саде и Панчеве. – В карловицкой архиепископии имеется 14 монастырей: Беочин, Бешеново, Бердник, Гергетег, Крушедол, Кувеждин, Дивша, Привина Глава, Раковац, Великая Ремета, Малая Ремета, Шишатовац, Старое. Хопово и Фенек. Протопресвитерств (благочиний) 4, церквей 155, капелл 16, приходов 140, священников 94, а с помощниками 149. Церковных общин 127 и 60 отделений. Православных домов 29289, душ мужского и женского пола 173011. Имеются сербская типография, пенсионный фонд вдов и сирот белого духовенства и епархиальный фонд. Епархиальный фонд к 1 января 1900 г. имел 73789 гульд. 68 крейц. В бачской епархии 2 монастыря: Ковиль и Бодьян, 4 протопресвитерства, 65 церквей и 13 капелл, 82 прихода, 56 священников, а с помощниками 94.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В ответ на приветствие, патриарх, поблагодарив явившихся, заметил, что он и впредь, как и доселе, будет по силам своим охотно трудиться для церкви и народа, но для успешной деятельности нужно бы было, чтобы духовенство теснее сплотилось с своею иерархией, что в последнее время не всегда было... Литургию в домовой церкви совершил епископ будимский Лукиан Богданович. Присутствовали патриарх и епископы вершацкий Гавриил Змеянович и бачский Митрофан Шевич. После литургии совершено благодарственное молебствие. За тем приносили поздравления патриарху различные общества и корпорации: городское управление, церковная община с духовенством, профессорские корпорации богословского училища и гимназий в Новом Саде и Карловцах, общество «Сербский Сокол», богословско-литературное общество «Слога» и другие общества, и частные лица. В 1 час дня состоялся обед, на котором было более 50 лиц. «Здравицы» в честь патриарха произнесли епископ вершецкий Гавриил, архимандрит ковыльский Георгий, управитель Текелиянума Попович, патриарший и народно-церковный секретарь Секулич. По поводу этого торжества патриархом даны были различные награды, в том числе и некоторым членам профессорской корпорации богословского училища и членам редакционного комитета «Богословскаго Гласника» 239 Боль- —167— шею торжественностью отличалось празднование пятидесятилетия служения патриарха в священном сане. Образован был нарочитый юбилейный комитет, который за месяц до юбилея обнародовал предварительное, в общих чертах, извещение о предстоящем торжестве, а позднее – и более точную и детальную программу. Вот эта программа, I. 5 декабря 1905 года: 1) В 4½ ч. пополудни по звону всенощное бдение, 2) В 7 ч. веч. звон в большой колокол соборного храма, за тем 21 пушечный выстрел, в это время иллюминуются дома. 3) По окончании пушечных выстрелов, звон во все колокола со всех церквей; факельщики в сопровождении военной музыки идут к дворцу патриарха, где а) певческий хор слушателей богословии поёт гимн юбиляру, б) поздравление приносит председатель сербско-православной церковной общины карловицкой, в) играет военная музыка, г) певческий хор гимназистов поёт «святосавскую» песнь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковных общин 45 и 65 отделений, православных ломов 3,082. Епархиальный фонд незначительный. Резиденция епископа – город Святый Андрей на Дунае (в 25 верстах вверх от Будапешта) имеет ныне 4 тысячи жителей, в том числе православных сербов более 600 человек обоего пола. Это небольшое число православных сербов, живущих в Св. Андрее, владеет семью церквами, из коих ныне две церкви приходских с двумя священниками, а прочие считаются приписными. С 1908 г. со времени избра­ния будимского епископа Лукиана Богдановича в сербские патриархи, епархия эта оставалась без епископа, под упра­влением патриарха, до конца 1912 года, когда состоялось по­священие во епископа будимского доктора богословия Георгия Зубковича. Георгий Зубкович родился в Будиме 11 апреля 1873 г. Родители его были из Бачки, потомки старых серб­ских священнических фамилий. Отец его судья в Буда­пеште, а дед – Арсений Стойкович, долгое время бывший епи­скопом будимским и два раза избираемый в свое время в сербского патриарха. Окончил гимназию с аттестатом зрелости в Будиме в 1896 г., затем богословские науки на черновецком богословском факультете. В 1903 г. получил степень доктора богословия. 2 декабря 1901 г. пострижен в монашество архимандритом Исааком в монастыре Бездине; 6 декабря 1901 г. рукоположил его Лукиан Богданович, тогдашний епископ будимский, в диакона, и в качестве диакона Георгий причислен был к темишварскому епископскому двору; декретом покой­ного патриарха Георгия Бранковича от 13 апреля 1902 г. принят в состав придворных монахов: 6 августа 1903 г. произведен в протодиакона тем же епископом будимским в г. Св. Андрее; 27 февраля 1905 г. рукоположен преосвященным Георгием, епископом темишварским. в священника-синкелла; 8 июля 1907 г. произведен в протосинкелла; 15 августа 1911 г. в монастыре Бездине произ­веден в архимандрита. В административную епархиаль­ную службу вступил в 1903 г. в качестве епархиального помощника секретаря. 4 ноября 1904 г. епархиальная скуп­щина темишварская избрала его епархиальным секретарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

П. Тихомирова Воскресенский Г.А. Из церковной жизни православных славян 948 : Карловицкая митрополия. Буковинско-Далматинская митрополия. Босния и Герцеговина//Богословский вестник 1899. Т. 1. 4. С. 602–621 (2-я пагин.) —602— Карловицкая митрополия. – Избрание епископа в будимскую епархию. Биографические сведения о новоизбранном епископе. Торжественная встреча будимского епископа в его резиденции. – Состояние церковных дел после преждевременного закрытия народно-церковного конгресса 1897 года. Неудача конференций в деле соглашения интересов правительства и высшей иерархии с одной стороны, и светских членов конгресса с другой. – Отрадные явления в области церковно-школьной жизни австрийских сербов. – Буковинско-Далматинская митрополия. – Два важных постановления Архиерейского Собора. – Закон о добавочном вознаграждении православного духовенства в Далмации. – Босния и Герцеговина. – Перенесение тела пок. митрополита Георгия Николаевича из Сараева в с. Блажуй. Конкурс на составление биографии пок. митрополита Георгия. – Закладка нового митрополичьего дома в Сараеве. – Подарок Киево-Печерской Лавры православным сербам Боснии и Герцеговины. – Тяжелое положение православного сербского населения оккупированных провинций. – Слухи о присоединении Боснии и Герцеговины к Австрии. – Отношение оккупационного правительства к голодающим православным сербам. Раздражение оккупационных властей в виду сочувственного отношения к православным сербам со стороны сербов-магометан и черногорцев. – Неустройства церковной жизни в Боснии и Герцеговине. – Недовольство народа своими архипастырями и священниками. – Депутация боснийско-герцеговинских общин к Константинопольскому патриарху и происки графа Каллая. – Успехи римско-католической пропаганды в Боснии и Герцеговине. В заседании Архиерейского Собора карловицкой митрополии в г. Карловцах 24 ноября 1897 года на будимскую епархию избран архимандрит беочинского монастыря и администратор будимской епархии Лукиан Богданович. Избрание это высочайше утверждено 20 января 1898 г., а 1 марта в соборном храме в Карловцах новоизбранных

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010