Астафьева узнала, что Войно страстно желает выхода своих «Очерков гнойной хирургии», и решила не допустить публикации книги. Сделать ей это было нетрудно. Всякий раз, когда в Красноярском крайкоме партии решался вопрос о печатании этого труда, член бюро крайкома Астафьева напоминала своим партийным коллегам, что автор книги – нераскаявшийся церковник и выпустить его труд значило бы допустить серьезную политическую ошибку. Политическая ошибка – жупел, которым в сталинскую эпоху можно было запугать кого угодно. «Очерки гнойной хирургии», получившие одобрение самых крупных хирургов, так до конца войны в свет и не вышли. Войно-Ясенецкий не догадывался, кто и почему мешает публикации «Очерков». Его письма военных лет полны нескончаемых надежд. «Мою книгу могут издать в Красноярском военном издательстве. Остановка только за получением приказа от начальника военного издательства в Москве», – пишет он сыну в апреле 1942-го. В мае новая версия: «Вчера получил сообщение, что моя книга будет печататься в Новосибирске. Бумагу уже достали». В августе оказалось, что бумаги в Новосибирске все-таки нет, но зато «уже почти вполне обеспечено издание книги в Красноярске». Тем не менее в феврале следующего, 1943 года Войно вынужден сообщить близким, что «печатание книги еще не началось». Скорее всего оно не началось бы никогда, не случись в России событий удивительных, которых не могли предвидеть ни партийка Астафьева, ни профессор Войно-Ясенецний. Но об этом – позже. Пока же, зимой сорок второго, Лука живет в сырой и холодной комнате, где до войны обитал школьный дворник. Как и всякое советское учреждение, госпиталь 1515 состоял из нескольких «слоев» работников, резко отличавшихся по своему материальному положению. Лучше всех снабжалось начальство, затем шли военные врачи, ниже на иерархической лестнице стояли врачи гражданские, еще ниже – медсестры. Гражданской публике приходилось туго. Местные люди, живущие в городе со своими семьями, еще кое-как сводили концы с концами. Лука же в первом военном году оказался на грани нищеты. На госпитальной кухне, где готовилась пища на тысячу двести человек, хирурга-консультанта кормить не полагалось. А так как у Луки нет ни времени, чтобы «отоварить» свои продуктовые карточки, ни денег, чтобы покупать продукты на «черном» рынке, то он хронически голодает. Красноярские старожилы помнят еще, как госпитальные санитарки тайком пробирались в дворницкую, чтобы оставить на столе тарелку каши: без таких даяний знаменитому хирургу, очевидно, не раз пришлось бы ложиться спать голодным.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Эту беседу нужно строить очень аккуратно, чтобы не напугать ребенка, но расширить его понимание мира. Нужно рассказать ему о том, что жизнь не заканчивается для человека после того, когда останавливается его сердце, его дыхание. Нужно рассказать о том, что Господь приходил на землю для того, чтобы человек не исчезал, о том что он сам помимо его тела, его личность, его интересы, с тем что он любит, с его ценностями, что называют собственным Я, идет ко Христу, и Христос его встречает. А там Божия Матерь и Ангелы, которые будут рядом с ним. Можно прийти в храм и, указав на иконы в храме, рассказать о той жизни, о которой говорил Господь. Потому, что сама храмовая обстановка, она по-детски сказочная, ребенок воспринимает храм как отображение внеземной реальности и в храме легче всего говорить о том, какая жизнь вне жизни на земле. Потому что и свечи, и иконы, и облачение духовенства, и божественность, и мистичность службы — они все подтверждают слова рассказывающего о том, что этот мир существует, и раз он существует, то может быть интересен для ребенка. Раз у ребенка появляется интерес к этому миру тогда уходит страх. В вашем хосписе есть домовый храм? Есть домовый храм в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) . И дети зачастую посещают… Еженедельно совершается там служба, и дети, и родители присутствуют на Богослужении, присутствуют сотрудники, для которых образ святителя Луки (Войно-Ясенецкого) является образом доброго врача, настоящего врача. Мы привезли из Симферополя частицу мощей святителя Луки и об этом рассказываем и сотрудникам, и семьям пациентов. Фото: kidshospice.ru Образ святителя Луки был для меня самого всегда вдохновляющим, потому что он был мужественным служителем Церкви и врачом, который стал основоположником гнойной хирургии, который начал первым проводить местную анестезию при операциях на головном мозге. Во время войны в тяжелейших условиях он совершал уникальные операции, был лауреатом Сталинской премии, несмотря на все это, большую часть жизни провел в лагерях. Это человек, по учебникам которого до сих пор учатся современные врачи. Даже для нецерковных сотрудников хосписа он является таким вдохновляющим примером.

http://pravmir.ru/posle-smerti-zhizn-ne-...

Закрыть Поезд «Доктор Войно-Ясенецкий (Св. Лука)»: от скальпеля хирурга до космических технологий Беседа с профессором медицины, вице-президентом ОАО «РЖД» по здравоохранению и работе с общественными организациями 17.05.2012 1497 Время на чтение 12 минут О «поликлинике на колесах» «Доктор Войно-Ясенецкий (Св. Лука)», оснащенной спутниковой видеосистемой, рассказывает вице-президент ОАО «РЖД» по здравоохранению и работе с общественными организациями, профессор медицины О.Ю. Атьков 31 мая 2012 года в филиале 3 Главного военного клинического госпиталя им. академика Н.Н. Бурденко МО РФ (г. Железнодорожный Московской области) состоится IV научно-практическая конференция «Духовное и врачебное наследие Святителя Луки - профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого». Среди приглашенных - вице-президент ОАО «РЖД» Олег Юрьевич Атьков, врач-космонавт, доктор медицинских наук, Герой Советского Союза. Что объединяет его со святителем Лукой (Войно-Ясенецким), архиепископом Симферопольским и Крымским, хирургом с мировым именем, 135-летие со дня рождения которого отмечалось 9 мая 2012 года? Конечно, Олег Юрьевич категорически против сравнения его со святителем Лукой, который, врачуя тела и души людей, называл себя «скальпелем в Божьих руках», но интересно показать точки соприкосновения в судьбах этих двух людей. Во-первых, они оба родились в России в один и тот же день - 9 мая (по новому стилю), правда, с разницей в 72 года (в 1877 и 1949 гг.). Во-вторых, оба стали врачами, профессорами медицины, вся жизнь которых - яркое свидетельство того, что вера и наука совместимы. Во владыке Луке органично сочетались научное подвижничество и духовное исповедничество, которое восходит к апостольскому служению. Он - автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии и 12 толстых томов проповедей, автобиографии «Я полюбил страдание...», книг «Дух, душа и тело», «Наука и религия». Заслуженный деятель науки РФ О.Ю. Атьков как православный христианин также считает, что наука и религия - это как два крыла, без которых невозможно полноценно ни лечить людей, ни летать в космос, ни заниматься исследовательской или любой другой работой.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/18/...

Операции Луки привели, однако, к последствиям самым неожиданным: замечательного хирурга выслали в глухую деревню. Неудовольствие енисейского городского начальства сомкнулось с раздражением местных медиков, у которых Войно попросту отбил клиентуру. Возникшую ситуацию старый енисейский медик Н. Н. Крыловский выразил одной фразой. «Некоторые молодые врачи не любят оказываться в тени, находясь рядом с крупной личностью», – сказал он доктору С. М. Якобсону. Речь, впрочем, шла не о врачах, а о фельдшерах, успевших сколотить в годы нэпа изрядные капиталы на частных приемах. Предприниматели от медицины стали лицемерно жаловаться властям на «попа», который производит «безответственные» операции. Доносы упали на подготовленную почву. Городская администрация, недостаточно грамотная, чтобы разобраться в сути вопроса, приняла к сведению, что беспокойный епископ является к тому же еще и сомнительным медиком. Судьба Луки решалась в одночасье. В середине марта его арестовали и под конвоем выслали еще на несколько сот километров южнее, на Ангару. Вместе с ним в ссылку поехали его ближние: протоиерей Илларион Голубятников и Михаил Андреев, а также две монашки, которых епископ Лука постриг в Енисейске под именами Лукия и Валентина. Маленькому каравану пришлось преодолеть по замерзшему Енисею девяносто километров, добираясь до устья Ангары. Потом по ангарскому льду шли еще более ста километров до районного села Богучаны. Тут ссыльных разлучили: Голубятникова и Андреева послали в деревню неподалеку от Богучан, а «главного преступника» Войно-Ясенецкого за сто двадцать километров в деревню Хая, что лежит на притоке Ангары – Чуне. Хая – деревушка в восемь дворов. Кругом бескрайняя лесная пустыня. В марте тут еще глубокая зима. Дом, где со своими монашками поселился Лука, часто до крыши заносило снегом. Приходилось ждать, пока утром олени протопчут тропу, чтобы можно было принести хвороста на растопку. Питание – скудное. Ссыльным не только искупаться, умыться поначалу негде было: в рукомойнике, который висел в сенях, замерзала вода.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

  Крестный путь Святителя есть непреклонное его сопротивление в течение всей жизни богоборческой репрессивной машине, пытавшейся отменить эту основополагающую христианскую жизненную установку. Еще раз подчеркнем – величие мученического подвига святого Луки состояло в неустанной борьбе с атеистическими властями стремившимися отделить выдающуюся врачебную практику профессора Войно-Ясенецкого на поприще хирургии страдающих тел, от благодати архипастырского служения владыки Луки, по врачеванию страдающих душ.   Всей своей долгой жизнью исповедника святитель Лука ревностно воплощает Божественное повеление: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми Крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16,24). Без жертвенной любви и самоотвержения, без терпения в несении своего Креста, человек не состоится как творение Божье, он не реализует смысла своего рождения на земле и умирает «пустоцветом».   Решение этой фундаментальной духовной задачи, плюс наступающие в нас через раскаяние в грехах прошлой жизни благодатные перемены – открывают нам единственно возможный путь подлинной победы над нашим врожденным нездоровьем. Выполнение Божественных заповедей устраняет сам источник нашей скорби, исцеляет болезнь, исправляет тяжелую жизненную ситуацию. Это есть радикальное решение проблемы скорбей и болезней в жизни человека. Все остальные приемы и методы мира сего лишь скользят по поверхности внешних обстоятельств, приносят временное облегчение и, не устраняя внутренних духовных причин болезни, откладывают на потом решение главной задачи жизни – спасения души человека для вечности.   Говоря о смиренном принятии скорбей, следует коснуться и особого аспекта христианской жизни – благодатных даров Святого Духа и связанной с ними возможностью чудесных исцелений. В естественном для человека стремлении избавиться от болезни, для православного христианина первым средством всегда остается молитвенное обращение к Богу. При этом важно подчеркнуть, что отозваться на эту молитвенную просьбу Бог может как непосредственно, так и через врачей. И, как показывает нам опыт святого целителя Луки, эта помощь, в свою очередь, может иметь как естественный, традиционный врачебный характер, так и сверхъестественный, по дару чудотворения.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Архив святителя Луки Крымского продадут на аукционе в Москве 06.07.2021 16:42:49 МОСКВА Архив святителя Луки Крымского (Валентина Войно-Ясенецкого) – всего более 80 предметов, оцененных экспертами в 2 миллиона рублей, – выставят на аукцион в Москве 7 июля, рассказал РИА «Новости» главный эксперт аукционного дома «12й стул» Иван Ефимов. «Святитель Лука – в миру выдающийся хирург Валентин Войно-Ясенецский – одна из крупнейших фигур 20 века, основатель школы гнойной хирургии в России. Он единственный священнослужитель, который в СССР получил Сталинскую премию за свои научные труды. Появление у нас не одного, а целого архива вещей, принадлежавших святителю Луке Крымскому – уже само по себе большая ценность. Если называть суммы, то один из самых дорогих лотов архива – часть палитры святителя Луки с изображенным на ней крестьянином, затачивающим косу (стартовая цена – 250 тысяч рублей). Общая же стоимость архива оценена в 2 миллиона рублей. Однако финансовый результат торгов предсказать никогда невозможно», - рассказал РИА Новости Ефимов на предаукционной выставке. Он отметил, что самыми ценными – не по стоимости, а по значимости – эксперты считают рукописи святителя. «Рукописи – отражение его мыслей, то, что он передает нам сегодняшним. Среди них есть речь 19-го года, когда он был еще врачом и открывал школу по медицине в Ташкенте, очерки военных лет, послевоенные воспоминания. Также очень ценной мы считаем рукопись «О зле и страдании», которую он написал в ссылке», - отметил Ефимов. Кроме того, на аукционе представлено «Послание врачам», в котором святитель Лука пишет, что у врачей очень тяжелый труд и их средняя продолжительность жизни – 40 лет. На торги также выставлены бронзовая чернильница, фотографии из личного архива, поздравление от наркома здравоохранения в связи с получением Сталинской премии (1946 год) и другие личные вещи святителя. Святитель Лука Крымский (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился 14 апреля (27 апреля) 1877 года в Керчи. Выдающийся хирург, основатель школы гнойной хирургии принял священный сан в 1921 году, через два года был пострижен в монахи. В 1934 году был издан труд «Очерки гнойной хирургии», который принес ему мировую известность. Архиепископ Лука был трижды репрессирован и провел в ссылках в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в годы перестройки. Архиепископ скончался в 1961 году в Симферополе. Причислен Русской Православной Церковью к лику местночтимых святых в 1995 году. Святитель Лука является автором книг «Дух, душа и тело», «Я полюбил страдания», «Наука и религия». Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/2021/07/06/arhiv-svya...

Рукопись «О духе, душе и теле», пионер церковного самиздата, так и осталась в самиздате. В разных городах страны мне приходилось слышать о ее многолетней потаенной жизни, о перепечатке истрепавшихся экземпляров, о том, что верующие интеллигенты передают ее из рук в руки, обсуждают ее, спорят. Но одновременно этому многострадальному сочинению суждена была и другая «слава». Один экземпляр непонятными путями достиг рукописного отдела Музея истории религии и атеизма в Ленинграде и тут, уже после смерти автора, был превращен в этакого «мальчика для битья». Трактат использовали для своих целей несколько молодых диссертантов-антирелигиозников, его разбирал в своей монографии известный профессор, а другие авторы помельче с ругательными эпитетами таскали цитаты из архиепископа Луки по страницам пропагандистских журналов. О полемическом стиле кандидатов и докторов философии, специализирующихся на антирелигиозной пропаганде, некоторое представление дает книга профессора М. И. Шахновича, в которой Луне уделено почти десять страниц. Со своим научным противником Шахнович дебатирует так: «Отчаяние фанатика, уязвленного в его вере, привело архиепископа (Луку) к нападкам на разум человека», «Сочинения этого богослова носят откровенный характер крестового похода против разума», «Философский идеализм Луки есть прикрытая, принаряженная чертовщина», «Научное значение трактата архиепископа Луки равно нулю…» Но были на Руси ученые, которым Лука Войно-Ясенецкий , его труды, его борьба представлялись в ином свете. Уже приводились имена С. С. Юдина, В. П. Филатова, И. Г. Руфанова, Н. Н. Приорова, В. С. Левита. Добавим к этому списку академика-физиолога Леона Абгаровича Орбели. Сын Луки Алексей вспоминает: «Мой разговор с Леоном Абгаровичем об отце возник в августе 1958 года… Орбели уже не вставал в это время с постели и умер три месяца спустя. Не берусь воспроизвести весь наш разговор, но помню, что он удивил своей неожиданностью и проникновенностью. Смысл речи состоял в выражении отцу глубокого уважения, восхищения перед твердостью его убеждений, перед тем, что он всегда оставался врачом телесным и духовным. Твердость, несгибаемость отца особенно должны были импонировать Леону Абгаровичу, так как он сам в годы разгрома физиологической науки не отказался от своих научных убеждений. Даже тогда, когда за два месяца до смерти Сталина началась подготовка научной общественности к объявлению Орбели «врагом народа» и аресту, он ждал этого с высоко поднятой головой». Лука Войно-Ясенецкий написал Л. А. Орбели:

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Грецию. Освящение в монастыре Панагия Довра колоколов строящегося храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого) 7 июня 2013 г. 23:30 7 июня 2013 года, в последний день визита в  Элладскую Православную Церковь , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил древний монастырь Панагия Довра (XII век), посвященный Успению Пресвятой Богородицы. На площади перед строящимся храмом во имя святого Русской Церкви святителя Луки (Войно-Ясенецкого) Святейший Владыка совершил освящение колоколов . Затем Предстоятель Русской Православной Церкви проследовал в монастырский храм Панагия Довра. Фото: С. Власов Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Грецию. Освящение в монастыре Панагия Довра колоколов строящегося храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Грецию. Освящение в монастыре Панагия Довра колоколов строящегося храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Грецию. Освящение в монастыре Панагия Довра колоколов строящегося храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Грецию. Освящение в монастыре Панагия Довра колоколов строящегося храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Грецию. Освящение в монастыре Панагия Довра колоколов строящегося храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Грецию. Освящение в монастыре Панагия Довра колоколов строящегося храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Грецию. Освящение в монастыре Панагия Довра колоколов строящегося храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Грецию. Освящение в монастыре Панагия Довра колоколов строящегося храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Грецию. Освящение в монастыре Панагия Довра колоколов строящегося храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого)»

http://patriarchia.ru/db/text/3028267.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010