Таким образом, в Евангелии от Иоанна inclusio очевидца используется с целью вынести на первый план свидетельство Любимого Ученика, содержащееся в этом Евангелии. Поэтому автор не отказывается от inclusio Петра, сделанного Марком, но обрамляет его inclusio Любимого Ученика. В главе 1 безымянный ученик вместе с другим учеником появляется непосредственно перед Петром, чье значение затем подчеркивается рассказом о наречении ему имени Кифа (1:41–42). В главе 21 Иисус обращается к Любимому Ученику (21:22–23) немедленно после беседы с Петром, в которой назначает Петра главным пастырем своих овец и предсказывает, что Петр отдаст жизнь за Иисуса и овец его (21:15–19). Наречение именем Кифа (если предположить, что оно указывает на роль Петра после вознесения Иисуса, как в Мф 16:18–19 ) и назначение на роль главного пастыря, без сомнения, соответствует значению inclusio Петра и подкрепляет его. Близость начала и конца inclusio Любимого Ученика к началу и концу inclusio Петра служит указанием на то, что своеобразное содержание этого Евангелия основано на свидетельстве Ученика, а не на сообщениях Петра. Однако в то же время это Евангелие признает важность свидетельства Петра, изложенного в Евангелии от Марка, и во многом параллельно ему, хотя во многом с ним и расходится. (Роль приема inclusio в Евангелии от Иоанна мы рассмотрим позже, в главе 15.) Указание на свидетелей-женщин у Луки Отличительная черта истории Иисуса у Луки – сделанный им акцент на том, что странствующих учеников было намного больше Двенадцати ( Лк 6:17; 8:1–3; 10:1–20; 19:37; 23:49; 24:9, 33 ; Деян 1:15, 21–23 ); многие из них путешествовали вместе с Иисусом по Галилее, многие были вместе с ним в Иерусалиме и присутствовали при его торжественном въезде в город, распятии и явлениях по воскресении. Напротив, о Двенадцати Лука упоминает почти исключительно в связи с материалами, заимствованными у Марка (немногие исключения – 8:1; 24:9, 10, 33). Это стоит отметить в связи с особым вниманием к роли Двенадцати в первых главах Деяний. Из учеников-мужчин, не входящих в круг Двенадцати, в Евангелии назван по имени только один – Клеопа (очень вероятно – одно лицо с Клопой, дядей Иисуса), хотя, как мы уже отмечали, в Деяниях появляются и другие: Матфий и Иосиф Варсава (1:23), возможно, Аполлос (18:24–25), возможно, Мнасон (21:16) 353 . Однако, говоря об упоминаниях других учеников у Луки, нельзя не отметить одну черту, которая сразу бросается в глаза: в начале рассказа о Галилейском служении Иисуса Лука вводит трех героинь-женщин, которых – в отличие от других учениц Иисуса – называет по именам ( Лк 8:2–3 ). Марк указывает, что женщины, видевшие распятие Иисуса, следовали за ним уже в Галилее ( Мк 15:40 ), однако до рассказа о Страстях вообще о них не упоминает. Матфей сообщает о них лишь то, что женщины, в том числе мать сыновей Зеведеевых ( Мф 20:20 ) – героиня, появляющаяся только в этом Евангелии – следовали за Иисусом в Иерусалим из Галилеи ( Мф 27:55–56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

20. Четыре драхмы (статир равен 86 копейкам. — Ред.) . 21. Виссон — нежная льняно–бумажная ткань белого цвета. 22. Еллины, или еллинисты, — евреи из стран языческих, употреблявшие греческий язык. 23. Мина — фунт серебра, около 25 серебряных рублей. 24. Около 2 1/2 верст. 25. Нард — благоуханное растение из южной Индии. 26. Прекрасно изъясняет эти слова Господа Иисуса святитель Димитрий Ростовский: «Дивное учение и пророчествие о языцех, яко не имеяху тогда веровати в Него, но по смерти… Аки бы рекл: донеле же Аз на земли живу, един точию дом Израилев, отчасти верующий в Мене, имам; аще же умру, тогда не един дом Израилев, но и языцы мнози веровати в Мене будут» (Четьи–Минеи, ноябрь. Житие святого Апостола Филиппа). 27. Повязки на лбу и на руках со словами из Закона. 28. Лепта — самая мелкая медная монета, в русском переводе «полушка» — Ред. 29. Около 25 рублей 80 копеек, по архиепископу Никанору. 30. Претория — судебная палата римского правителя. 31. Каменный помост. 32. Полотно 33. Литр — около фунта 34. Присущий (ц.-слав.) — присутствующий. — Ред. 35. Жена домоправителя Иродова, исцеленная Господом. 36. Саженей пять. 37. В первом издании 1885 года «К читателям» предваряло текст «Евангельской истории о Боге Сыне». — Ред. 38. Инде (ц.-слав.) — в ином месте. — Ред. 39. Следует читать: «из одного из них». 40. Другая особенность та, что евангелист Матфей говорит о двух бесных, а евангелисты Марк и Лука об одном. Сие соглашается тем, что как один из бесных был особенно лют, то больше и был во внимании всех, заслоняя собою другого, не так лютого. Его одного исцеление и описывают евангелисты Марк и Лука, так как и Господь им особенно занялся. 41. Имеется в виду притча о десяти минах (Лк. 19, 11–27). — Ред. 42. Закон ужичества — брак, обязательный в силу родственной связи между брачующимися. Бездетную вдову должен был взять замуж брат умершего, а первенец, родившийся от этого брака, считался по закону сыном умершего, «чтобы имя его не изгладилось в Израиле» (Втор. 25, 5–10). — Ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

В проповеди после Пятидесятницы ап. Петр призывает слушателей: «Да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» (2:38). Действие Святого Духа наглядно показано в описании жизни первых христиан, это единство в любви (2:42 – 47; 4:32 – 37). Самоотвержение как проявление любви есть также действие Св. Духа (4:8, 19; 20:22; 21:11). Постепенное расширение круга Церкви совершается действием Святого Духа. Он вдохновляет апостолов на проповедь, Он направляет проповедь к язычникам (4:8, 31; 5:31 – 32; 6:10; 9:31; 10:19, 44; 11:17; 13:4; 15:28). Церковное иерархическое служение – дар Духа Святого, Он созидает Церковь (6:3; 20:28). Дух Святой является источником множества духовных даров: совершаются исцеления ( «Много чудес и знамений» – 2:43), уверовавшие пророчествуют и говорят языками (2:4; 10:46; 11:28; 19:6; 21:1), что является необходимостью опять – таки для проповеди Молитва Лк. – «Евангелие молитвы». Гимны гл. 1 – 2 (прав. Захарии, Девы Марии, Симеона Богоприимца) вводят читателя в атмосферу молитвенной жизни. Евангелист Лука всегда говорит о молитве Христа перед важнейшими событиями Евангельской истории. 3:21 – Крещение; 6:12 – призвание апостолов: 9:18 – исповедание ап. Петра; 9:28 – Преображение. Господь призывает к молитве и учеников, когда они сами осознают потребность в духовном подвиге (по пути на Страсти): 11:1 и далее – «Отче наш». Только в Лк. учение о молитве иллюстрируется притчами (11:5 – 8 о друге заполночь, 18:1 – 8 о судье неправедном и 18:9 – 14 о мытаре и фарисее) Лк. оканчивается указанием на молитву апостолов (24:53), а книга Деяний начинается вновь с этой темы. «Единодушно пребывали в молитве» (1:14 – в ожидании сошествия Духа). Кроме общих указаний на молитву верующих, ап. Лука приводит отдельные молитвы, связанные с переломными моментами в истории христианской общины. См. 2:47 – избрание ап. Матфия; 4:24 – 31 – молитва Церкви гонимой; 7:60) – молитва св. Стефана о своих убийцах; 9:11 – молитва обращенного Савла; 9:40 – молитва ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Открывающийся перед нами путь есть путь косвенных заключений. И Лк. и Деян. посвящены Феофилу (Лк. 1:3; Деян. 1:1). О Феофиле мы знаем только то, что Лука свои писания посвятил ему. Древние писатели к этим сведениям не прибавляют ничего достоверного. Видеть в Феофиле лицо символическое (Боголюб) нам не позволяет наименование κρτιστος (в звательном падеже κρτιστε), которым имя Феофила сопровождается в Лк. 1:3. Русский перевод: «Достопочтенный», должен быть признан слишком общим. Κρτιστος есть титул высокого должностного лица (ср. Деян. 23:26). Как таковой, его надо было бы переводить: Ваше Превосходительство. В качестве высокого должностного лица, Феофил должен был быть язычник — обращенный или обращавшийся ко Христу. В науке было высказано мнение, что обращение Феофила совершилось после посвящения ему Евангелия, но ранее написания Деян., где имя Феофила уже не имеет при себе титула. Вопрос, неизбежно, остается открытым. С посвящением писаний Луки Феофилу, может быть, надо поставить в связь и ту апологетическую заботу, которая в них иногда чувствуется. В Евангелии она слышится в 20:20. Лукавые люди искали повода предать Иисуса «начальству и власти правителя». Сам Иисус повода не подавал. В истории Страстей мы улавливаем эту ж заботу в повествовании и суде Пилата (гл. 23): и явная недобросовестность обвинения ст. 2, и благоприятная экспертиза Ирода, и собственное убеждение Пилата (стт. 14, 15, 22) говорят об отсутствии политического преступления. Та же мысль о политической лояльности — уже не Иисуса, а Его учеников, в частности, Павла — несомненно, стоит за повествованием Деян.: о выступлении властей в Фессалонике (17:5—9), о суде Галлиона в Коринфе (18:12—17), о мятеже в Ефесе (19:35—40, ср. упоминание, в ст. 31, асиархов, друзей Павла), и, в особенности, об узах Павла в Иерусалиме и в Кесарии. (21—26, ср. особенно 23:29; 25:18, 25; 26:31—32). Лука не упускает случая засвидетельствовать, устами языческих властей, лояльность Павла. Эта забота, вероятно, говорит об особых условиях эпохи начавшихся гонений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

И вообще говорят: нельзя доверять истории детства Иисуса Христа потому, что написана она не очевидцами, а по преданию и при том, по Бауру, во время гораздо позднейшее апостольского века. Поставляя себе это задачей, мы постараемся разобрать все их основания, каждое в своём месте, при самом исследовании евангельского текста, а здесь считаем необходимым заметить лишь то, что в евангельской истории детства, не смотря на всю её краткость, весьма много содержится частных и при том существенных черт, которые придают ей несомненно строго исторический характер. Так в ней упоминается об Иосифе, мнимом отце Иисуса Христа, и Матери Его Марии, о Вифлееме – иудейском городе, об Ироде и Архелае – царях иудейских, о чреде Авиевой, о городе галилейском Назарете, о городе в нагорной Иудее, где жили родители Иоанна Предтечи, о переписи в правление Квириния Сириею, о восьмидесятичетырёхлетней вдове Анне пророчице, о старце Симеоне, о телесном и духовном возрастании Иисуса Христа, о Его путешествии в Иерусалим и возвращении в Назарет. Все эти весьма определённые указания на известные исторические обстоятельства, места и лица не оставляют никакого сомнения в том, что сами писатели были вполне уверены в исторической достоверности своих повествований. Повествования эти эпизодического характера; каждое из них представляет маленькое целое и законченное; их можно разместить в следующем порядке: 1) предсказание Ангела о рождении Иоанна Предтечи ( Лк.1:5–25 ); 2) Благовещение Пресвятой Деве о рождении Мессии ( Лк.1:26–38 ); 3) посещение Пресвятою Девою Елисаветы ( Лк.1:39–56 ); 4) открытие Иосифу тайны воплощения ( Мф.1:18–25 ). Эти четыре рассказа образуют первый круг или первое отделение. Второй круг образуют следующие четыре рассказа: 5) рождение и обрезание Иоанна с хвалебною песнею Захарии ( Лк.1:57–80 ); 6) Рождество Иисуса Христа ( Лк.2:1–20 ); 7) обрезание Иисуса Христа и принесение Его во храм ( Лк.2:21–40 ); 8) поклонение волхвов, бегство святого семейства в Египет и возвращение в Назарет ( Мф.2:1–23 ); 9) повествование о первом путешествии Иисуса Христа в Иерусалим и беседе Его во храме ( Лк.2:41–52 ) служит заключением и так сказать венцом всех предыдущих повествований. Из этого перечня видно, что большую часть повествований передаёт еванг. Лука и меньшую еванг. Матфей. Последний описывает только такие события, которые могли бы возродить и укрепить веру в первых читателях-евреях, что Иисус Христос есть истинный Мессия, обетованный ещё в Ветхом Завете; Лука же неоспоримо имел в виду показать связь своей евангельской истории с божественными откровениями Ветхого Завета о спасении чрез Иисуса Христа всего человечества, а не одних иудеев ( Лк.2:32 ). Таким образом, оба евангелиста тесно соединяются друг с другом и восполняют один другого, представляя одну гармонически стройную картину рождения и детства Иисуса Христа – Сына Божия и Сына Человеческого. Обращаемся к первому повествованию. 1) Предсказание Ангела Захарии о рождении Иоанна Предтечи (Лк.1:5–25)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

2. Афанасий Юродивый, в иночестве старец Авраамий. V, 76–77, 237, 264. Это одно лицо с старцем Авраамием, известным раскольничьим писателем, сочинения которого помещены в VII, отчасти в VIII т. Материалов для истории раскола. Аввакум рассказывает, как Павел Крутицкий бил его духовного сына юродивого Афанасия в иночестве Авраамия. Барсков. Памятники, 201–202), но такой же случай с собой передает дважды и писатель Авраамий (VII, 267 и 391). Ср. Хр. Чт., 1889, I ,709–10. Проф. П. С.Смирнова . Внутр. вопросы в расколе. IX, пр. 12. 3. Федосья Прокопьевна Морозова, урожденная Соковнина (в иночестве Феодора). V, 65 и мн. др. 4. Евдокия Прокопьевна Урусова (сестра Морозовой). V, 65–65. 5. Иван Глебович Морозов, сын боярыни Морозовой. V, 193. 6. Марья Герасимовна Данилова, «соузница» Морозовой и Урусовой. V 181–188,особ. 185. 7–8. «Начальник» Евфимий Степанович и жена его Неонила (V, 14–15), вероятно, бывшие духовными детьми, когда Аввакум служил священником в селе Лопатицах. 9. Поп Акиндин Иванов. Барсков. 40. 10. Девица, неизвестная по имени, приходившая к Аввакуму на исповедь в с. Лопатицах. V, 10–11. 11–12. Лука и Лаврентий, духовные дети Аввакума из той же поры его жизни. V, 11. 13. Юродивый Федор, которого Аввакум встретил в Устюге. V, 66, 75–76. 14. Девица Анна (в иночестве Агафья) в Тобольск. V, 103; ср. 106, прим.; 106, ср. 108, прим. 15. He названый по имени сын духовный в Тобольске. V, 105; ср. 108, пр. 16–17. Марья и Софья вдовы, сенные любленницы воеводы Афанасия Пашкова, в Даурской земле, потом инокини московского Вознесенского монастыря. V, 36–10. 18. Пашкова Фекла Семеновна, жена воеводы Афанасия Пашкова, также постригшаяся в Вознесенском монастыре. V, 40, прим. 3. Бороздин 2 , 75. 19. Лука Лаврентьевич, московский жилец, кожевник, юноша лет 25-ти. V, 83; ср. 75. 20. Симеон, мальчик, 14 лет. V, 93. 21–22. Поп Димитрий с попадьей. Бороздин. 15–16; cp. VIII, 111; Барсков. 35; ср. 300. 23. Игуменья Анисья, бывшая боярышня. V, 166, 167. 24. Алексий Копытовский. VIII, 98.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Marshall I. H. Luke: Historian and Theologian (Paternoster/Zondervan, 1988). Содержание Структурно Евангелие от Луки напоминает Евангелия от Марка и от Матфея. В Евангелии от Марка жизнеописание Иисуса Христа подразделяется на два периода: галилейский и иудейский. Лука поместил историю о рождении Иисуса в самое начало (как и Матфей), а последнее путешествие Иисуса Христа в Иерусалим он дополнил некоторыми подробностями. 1:1–4 Вступление 1:5 – 2:52 Рождение и детство Иисуса Христа 1:5–25 Возвещение о рождении Иоанна Крестителя 1:26–38 Благовестие о рождении Иисуса Христа 1:39–56 Встреча Марии и Елисаветы 1:57–80 Рождение Иоанна 2:1–20 Рождение Иисуса 2:21–40 Принесение Иисуса в храм 2:41–52 Отрок Иисус посещает Иерусалимский храм на Пасху 3:1 – 4:13 Иоанн Креститель и Иисус Христос 3:1–20 Проповедь Иоанна Крестителя 3:21–22 Крещение Иисуса 3:23–38 Родословие Иисуса 4:1–13 Искушение в пустыне 4:14 – 9:50 Служение Иисуса в Галилее 4:14 – 5:11 Благие вести о Царстве 5:12 – 6:11 Начало противостояния Иисуса и фарисеев 6:12–49 Наставление Иисуса ученикам 7:1–50 Сострадание Мессии 8:1–21 Иисус говорит притчами 8:22–56 Иисус совершает чудеса 9:1–50 Иисус Христос и двенадцать апостолов 9:51 – 19:10 Путешествие в Иерусалим 9:51 – 10:24 Обязанности и преимущества учеников Иисуса 10:25 – 11:13 Отличительные черты последователей учения 11:14–54 Противостояние фарисеям 12:1 – 13:9 Готовность к предстоящему кризису 13:10–35 Спасительное действие Божьего правления 14:1–24 Иисус на обеде у фарисейского начальника 14:25–35 Цена следования за Иисусом 15:1–32 Благовестие для отверженных 16:1–31 Предупреждение о богатстве 17:1–19 Наставление ученикам 17:20–18:8 Пришествие Сына Человеческого 18:9 – 19:10 Кому возможно спастись? 19:11 – 21:38 Иисус проповедует в Иерусалиме 19:11–27 Притча о десяти минах 19:28–40 Въезд Иисуса Христа в Иерусалим 19:41–48 Судьба Иерусалима 20:1 – 21:4 Проповедь в Иерусалимском храме 21:5–38 О разрушении храма и кончине века 22:1 – 24:53 Смерть и воскресение Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Согласно Четвертому Евангелию, когда путешествие Иисуса по Иудее и Перее уже приближалось к концу, он совершил в Вифании, деревне недалеко от Иерусалима, одно из самых яр ких своих чудес – воскрешение Лазаря, который к тому моменту был мертв уже четыре дня ( Ин.11:17–44 ). Чудо было настолько поразительное и сотворено настолько близко от Иерусалима, что произвело колоссальное впечатление на столичных жителей; и Синедрион, руководимый первосвященником Каиафой, пришел к выводу, что положить конец влиянию Иисуса можно лишь одним способом: убив его ( Ин.11:45–54 ). 4. Страстная неделя 40 По мере того как Иисус приближался к Иерусалиму, все более нетерпеливое ожидание охватывало учеников. Лука поясняет: «Они думали, что вот-вот явится Царство Божие» (19:11). Именно в такой обстановке Иисус публично заявил о себе как о Мессии, во исполнение апокалиптического пророчества Захарии ( Зах.9:9 ). Однако в отличие от царя-воина популярных чаяний, он предпочел въехать в Иерусалим на осленке ( Мф.21:2–7 ). Это иллюстрировало мирный характер Царства, которому он пришел положить начало. Дороги к Иерусалиму были запружены толпами людей. Были среди них и бывшие спутники Иисуса, и те, кто, услышав про воскрешение Лазаря, вышли навстречу. Они восторженно приветствовали его и кричали: «Осанна Сыну Давида! Осанна в вышних!» ( Мф.21:9 ; Мк.11:9–10 ; Лк.19:38 ). Ранее он избегал таких мессианских настроений, но теперь принял их. Толпа росла, по мере того как процессия продвигалась к воротам города. Наиболее пылкие паломники даже срезали с деревьев ветви ( Мк.11:8 ) и радостно размахивали ими. День, в который Иисус торжественно вошел в Иерусалим, мы теперь называем Вербным воскресеньем. Именно в этот момент служения Иисуса Матфей (21:12–13) и Лука (19:45–46) помещают рассказ об очищении храма от осквернявших его торговцев и менял. Как мы уже сказали, Иоанн помещает вто событие в начало, а не в конец общественного служения Иисуса. Когда же оно произошло? Или, возможно, оно имело место дважды? Как бы то ни было, этот акт полон символического смысла. Он отражает один из важных аспектов понимания Иисусом своей мессианской задачи: а именно очищения тогдашней иудейской религии от торгашества и материализма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

( Евр. 12, 1,12 ) Содержание Ломоносов и Макс Планк Огонь Паскаля Пирогов Кюхельбекер Памяти К.Д. Ушинского Рефлексология Павлова Хирург-архиепископ (лука Войно-Ясенецкий) Небесная механика (Игорь Сикорский) Старец Силуан «Биосфера» и «ноосфера» Жажда бессмертия Явление Христа в истории Символы О евангельских и не евангельских грешниках Русская совесть Библия и медицина Мария Михайловна Земля недостижимая Свидетельство о жизни Письма к верующим О тайне человеческой свободы О спиритизме Возможно ли «братство религий»? О почитании Божией Матери Баптисту О храме Молитва за умерших О послушании духовнику Искание, как нахождение О слезах Господа Кающемуся и сомневающемуся Страх и любовь Спутники дамасской дороги 1. Феофил (1) 2. Насмехающиеся (2, 13) 3. Хромой от чрева матери (3) 4. Ученики учеников 5. Юноши, хоронившие Ананию (5, 10) 7. Спутники Дамасской дороги (9) 8. Спускавшие апостола в корзине (9, 25) 9. Эней (9) 10. «Служанка, именем Рода» (12, 13–15) 11. Казненные воины темницы (12, 18–22) 12. Власт, постельник Ирода (12, 19–22) 13. Манаил 14. «Набожные и почетные женщины» 15. «Муж, не владевший ногами» (14, 8–10) 16. Народ в Листре (14, 8–18) 17. «Некоторые иудеи из Антиохии и Иконий» (14, 19–20) 18. Лидия из Фиатир (16, 14–15, 40) 19. Служанка одержимая (16, 16–23) 20. Темничный страж (16, 22–34) 21. Городские служители (16, 38) 22. Иасон (17, 5) 23. «Городские начальники» (17, 8–9) 24. Верийские благомысленные 25. «Встречавшие» 26. Аполлос, Акила и Прискилла (18, 24–28) 27. Некоторые ученики (19, 1–8) 28. Иуст, Крисп и другие (18, 7–11) 29. Сосфен (18, 17) 30. Власть учеников (19, 30) 31. Блюститель порядка (19, 35–40) 32. Тиранн (19, 9–10) 33. Сыновья Скевы (19, 11–20) 34. Юноша Евтих 35. Свидетельство Духа (20, 23) 36. Спор с Духом 37. Мнасон Киприянин (21, 16) 38. Послушание пресвитерам (21, 17–28) 39. Тысяченачальник Клавдий Лисий (21, 31) 40. Пыль в воздухе 41. Суды человеческие 42. Первосвященник Анания (23, 1–5) 43. Распря между врагами истины (23, 6–10) 44. Неблагодарные постники 45. Сын сестры 46. Правитель Феликс (23, 33–35; 24, 22–26) 47. Ритор Тертул 48. Царь Агриппа (26) 49. Сотник Августова полка, Юлий 50. Жители острова 51. Публий (28, 7–10) 52. Путеолские братья 53. Воин стерегущий (28, 16, 31–32)  

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Существует несколько предположений по этому поводу: а) в тексте рукописи присутствует ошибка и вместо «Квириний» должно стоять «Сатурнин» (Сентий Сатурнин правил Сирией в 9–6 гг. до н. э.); б) Квириний ранее занимал высокую должность в этом районе; возможно, он был не правителем Сирии, но кем–то вроде представителя «особой комиссии» в восточной части империи; в) похожая гипотеза заключается в том, что поскольку процесс переписи населения в древние времена занимал немало времени, то евангелист Лука мог иметь в виду перепись, начатую еще при жизни Ирода и оконченную уже в период правления Квириния; г) возможный вариант перевода: «…первая перед правлением Квириния Сириею». В настоящее время ни одной из этих версий не отдано твердое предпочтение. 2:21–40 Принесение Иисуса в храм Вновь проводится параллель между историями Иоанна и Иисуса Христа. Мы видим, как в соответствии с законом Младенца Иисуса принесли в храм, чтобы совершить обрезание и дать Ему имя (см.: 1:31). Пророчества о будущем Иоанна были произнесены сразу после обрезания, пророчество о Христе – при принесении Его в храм. Здесь следует упомянуть три существенных момента: а. В соответствии с иудейским законом женщины после родов считались «нечистыми» в течение семи дней (если рождался младенец мужского пола) и в течение следующих тридцати трех дней должны были находиться дома, после чего на сороковой день следовало принести очистительную жертву ( Лев. 12:1–8 ). Это должно было происходить в храме Иерусалима, отсюда – необходимость поездки (24). Хотя у Луки сказано «дни очищения их», понятно, что это относится только к матери, Младенец не нуждался в очищении. Лука же просто объединил очищение матери и «искупление» ее ребенка (см. ниже). Ритуальное приношение, по закону определенное Марии, было не слишком дорогим, учитывая социальный статус «смиренных» Иосифа и Марии (ср.: 1:46–55). б. Закон требовал, чтобы первенец в семье был «искуплен». Все первенцы живых существ рассматривались как изначально предназначенные Богу ( Исх. 13:2 ). Первенцев из скота приносили Ему в жертву, а младенцев по достижении ими месячного возраста полагалось «выкупать» за пять сиклей серебра (см.: Исх. 13:13 ; Чис. 18:15,16 ). Закон не требовал обязательного присутствия ребенка в этом случае.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010