Своим служением Христос отвечает на чаяния, содержащиеся в ВЗ, о наступлении Царствия Божия как о прекращении несчастий и страданий (Лк 7. 22; Мф 11. 5). В ВЗ Мессия ожидается как носитель Духа (Ис 11. 2). При крещении Христос помазуется Духом (Мк 1. 10). Евангелист Лука, цитируя общее для всех евангелистов (ср.: Мф 3. 3; Мк 1. 3; Ин 1. 23) пророчество из Книги прор. Исаии (Ис 40. 3-5), приводит его полностью, делая смысловой акцент на наступлении ожидаемого в ветхозаветной истории спасения: «И узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк 3. 6). Рождество Иисуса Христа и обетование о спасении Идея спасения раскрывается уже в самом имени Иисуса Христа, возвещенном ангелом Господним: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1. 21). Тем самым уже с первых глав возвещается основное положение евангельского богословия о том, что спасение - это не теория или учение, а Сама Личность Иисуса Христа и живая связь с Ним верующего. Возвещенное спасение от греха раскрывается в дальнейшем в проповеди Иоанна Крестителя о покаянии, к к-рому приходили люди, крестились от него, исповедуя свои грехи (Мф 3. 6), а также в словах Иисуса Христа, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мф 9. 6). Миссия Иоанна Предтечи была направлена на полное изменение духовного состояния сынов Израилевых (Лк 1. 17), а пришествие Мессии должно было «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их...» (Лк 1. 77). Христос также объявляет, что пришел «призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9. 13; ср.: 11. 19). В Евангелии от Луки подробно раскрывается тема спасения в повествовании о рождении Иисуса (гл. 1; соответствующая терминология встречается 6 раз). В стихах, называемых Песнью Пресв. Богородицы, Мария как буд. Мать Мессии отождествляет Себя с народом Божиим и радуется о Боге, Ее Спасителе (Лк 1. 47 слл.). Спасительные деяния Господа рассматриваются в Песни как часть многовековой истории и милостивого попечения Божия об избранном Им народе.

http://pravenc.ru/text/344423.html

Апостолы, следуя примеру Христа Спасителя, и помня заповедь Его о посте в словах: когда отнимется у них жених, тогда будут поститься ( Мф.9:15 ; Мк.2:20 ), постились со всею первенствующею Церковью, как об этом повестствуется в книге Деяний апостольских ( Деян.13:1–3, 14:23 ). И в это время уже были определенно установленные времена постов. Евангелист Лука, рассказывая о путешествии апостола Павла в Рим и о трудностях этого путешествия, замечает, что апостол Павел советовал сотнику остановиться и перезимовать, так как время было позднее, «потому что и пост уже прошел». Ясно, что здесь говорится об определенном, общеизвестном времени поста. Ясно свидетельствуют о существовании в Апостольской Церкви постов и апостол Павел, говоря: мы во всем являем себя, как служители Божии... в трудах, в бдениях, в постах ( 2Кор.6:4–5, 11:27 ). Он же, давая наставления супругам о их взаимных отношениях, между прочим, говорит: не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве ( 1Кор.7:5 ). И в новом завете пост состоит или в полном воздержании от пищи, или в воздержании только от некоторых родов пищи, особенно утучняющих тело. Так, из евангельской истории мы знаем, что Иисус Христос и апостолы не вкушали мяса (кроме агнца пасхального) ( Мк.14:12 ; Лк.22:7–8 ), а питались хлебом и рыбами. Пищею Иоанна Крестителя были акриды и дикий мед ( Мф.3:4 ). Апостол Павел говорит: не буду есть мясо во век, чтобы не соблазнить брата моего ( 1Кор.8:13 ; Рим.14:20–21 ) 36 . Цель поста – борьба со страстями и победа над плотью, как об этом говорит апостол Павел; все подвижники воздерживаются от всего; те для получения венца тленнаго, а мы нетленнаго... усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным ( 1Кор.9:25, 27 ; Кол.3:5 ) 37 . Таким образом пост есть божественное установление. Он служит средством к борьбе с греховными влечениями плоти и, следовательно, должен быть двоякий, – внешний и внутренний; воздерживаясь от брашен, мы должны воздерживаться от страстей, порочных мыслей, желаний и действий, или, как учит православная Церковь в одном из великопостных песнопений, истинный пост есть удаление от злых, воздержание языка, отложение гнева, подавление похотей, удаление лжи, клеветы и клятвопреступления.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Ин.4:51 .  На дороге встретили его слуги его и сказали:сын твой здоров. Ин.4:52 .  Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Ин.4:53 .  Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его. Царедворец, по-видимому, отправился в путь только к вечеру и затем всю ночь провел в путешествии (между Каной и Капернаумом считалось около 25 миль). Утром его встретили на дороге слуги, поспешившие доложить своему господину о том, что его сын благополучно перенес кризис болезни. Оказалось, что этот кризис совершился именно в 7-м часу или в первом часу пополудни, когда и Христос сказал царедворцу, что его сын выздоровел. «И уверовал сам..». Хотя царедворец и ранее уже с верою принял слово Христа (стих 50), но теперь он уверовал во Христа как в истинного Мессию, вступил в число Его последователей вместе со всем своим домом. Ин.4:54 .  Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею. Это чудо было вторым знамением после чуда претворения воды в вино, совершенного месяцев девять назад. И после этого чуда Иоанн не сообщает ни о каком другом, которое бы совершил Христос в это время в Галилее. Очевидно, что Христос еще не хотел выступать в Галилее как учитель и проповедник, Он до сих пор еще не призвал и учеников Своих к постоянному следованию за Собою. Только со 2-го стиха 6-й главы Иоанн начинает изображение последовательной деятельности Христа в Галилее. Можно полагать, что Христос первоначально хотел еще раз пройти по Своему «отечеству» – Иудее, чтобы ему первому возвестить слово спасения. Чудотворение, описываемое здесь Иоанном, не одно и то же с чудотворением, о котором сообщают Матфей ( Мф.8:5–13 ) и Лука ( Лк.7:1–10 ). Прежде всего, не одинаково время того и другого события. У синоптиков речь идет о событии, которое падает на время великой галилейской деятельности Христа, которая началась после взятия под стражу Иоанна Крестителя ( Мф.4:12 ), а здесь – о событии, случившемся тогда, когда Креститель был еще на свободе ( Ин.3:24 ). Затем, то чудо было совершено в Капернауме, а это – в Кане. Там выступает сотник – язычник, а здесь чиновник – еврей; последнего Христос прямо причисляет к тем галилеянам, которые ждали от Него чудес (стих 48). Больной у синоптиков – слуга, а здесь – сын, который притом был болен горячкой, тогда как слуга лежал в расслаблении. Наконец, там сотник является образцом усердной веры: по его убеждению, Христос и одним словом Своим может исцелить больного; а царедворца Христос обличает в слабости веры: по представлению царедворца, в самом деле, Христу нужно для совершения исцеления пойти и навестить больного.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как кончили Гитлер, Власов и Бандера ты помнишь, Киев? Победные марши и бесславный и страшный конец в бункере в 1945 г. Куда ведут тебя твои одержимые вожди: «…слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14). Но что до этого простому народу: зачем Ты Украина идёшь на поводу у ненавистников? Зачем кладёшь сыновей своих в жертву нечестивому? Возможно ли воевать с самим Богом? Кто воевал против нас и где они сейчас? Россия – последний оплот истинного христианства, и Она устоит до конца времен. Почему Запад поддерживает фашизм и ненавидит Россию? Потому что они отошли от христианства и вступили на путь язычества. А в последние времена – будут готовы принять Машиаха. Понимая, что мы не пойдём с ними, а образуем отдельный мир – ненавидят и пытаются нас уничтожить. Фашизм и есть сатанизм. Как-то русский немец Миних сказал : «Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует…». Вы хотите, чтобы нынешняя зима принесла Вам тоже самое, что Наполеону и Гитлеру? Твой Час прозрения, Украина, горький и страшный час близок – уже при дверях! И как предупреждал Отто фон Бисмарк, «Заключайте союзы с кем угодно, развязывайте любые войны, но никогда не трогайте русских»; «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет». Посмотри, Украина, что писал о фашизме Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – профессор, врач, архиепископ: «Гитлеровские полчища напали на нас, кощунственно провозгласив своим девизом: «С нами Бог», и в то же время… с чисто дьявольской жестокостью истребляли миллионы мирных жителей, разрушали наши великие святыни, города и села. Мог ли Господь оставить их безнаказанными?» А что говорил апостол Петр: «лице Господне против делающих зло, чтобы истребить их с земли» (1 Петр. 3:12). Бандеровцы твои первые «взяли меч», они «от меча и погибнут» (Мф. 26:53), «что посеяли, то и пожнут» (Гал. 6:7), ибо сказано еще в древности «Мне отмщение и Я воздам» (Втор. 32:35), «и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/27/uk...

«…Ныне родился в городе Давидовом Спаситель…» – возвещают ангелы, обращаясь к пастухам. Трижды говорит о спасении Захария в своём песнопении. О спасении говорит и Симеон Богоприимец: «Ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал перед лицем всех людей» (Лк.2:30–31). О спасении и Спасителе говорит и Матерь Божия в своём гимне: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём» (Лк.1:46–47). «Ныне пришло спасение Дому сему», – говорит Иисус, придя в гости к Закхею (Лк.19:9). Значит, не случайно Евангелие Церкви сфокусировано на теме спасения. Для того и существует в этом мире Церковь для того и действует ежедневно, чтобы мы спаслись, чтобы через неё Иисус протягивал нам руку спасения. Христос протягивает её не тем, кто этого достоин, а тем, кто Его ждёт. Об этом говорится и в Евангелии от Матфея, в 8й главе, когда Иисус исцеляет сына (или слугу) капернаумского сотника Иисус исцеляет этого мальчика, хотя сотник восклицает: «Господи, я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой» (Мф.8:8). А когда эта история рассказывается в Евангелии от Луки, подчёркивается, что евреи, которые пришли к Христу хлопотать за сотника, «просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лк.7:4–5). И в то время, когда люди вокруг говорят, что он достоин и поэтому ему надо помочь, сам сотник, «когда Он недалеко уже был от дома… прислал к Нему друзей – сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин…» (Лк.7:6). Иисус исцеляет слугу сотника – это подчёркнуто только в Евангелии от Луки. Как часто мы с вами, когда просим в молитвах о ком-то (или о себе), говорим: «Господи, помоги ему (ей, мне). Он (она, я) достоин этого». Если не в словах, то в подсознании это присутствует. А Бог показывает нам, что этот путь ложный. Это очень важный момент. Ещё один пример недостойного человека, который обретает спасение, – это упомянутый уже Закхей, о котором тоже говорится только в Евангелии от Луки. И есть ещё одно чудо, которое описывает только Лука, – чудо исцеления десяти прокажённых.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Он открыл глаза и попытался перекреститься перед тем, как поцеловать икону. Супруга подняла его правую руку, чтобы помочь ему. Молясь, она не отходила от его постели до полуночи. Потом ушла. На рассвете родные услышали его голос. Войдя, они увидели, что он сидит на постели. Все были поражены. Старик сказал им: " Я больше не чувствую боли, я совсем хорошо себя чувствую " . Когда к нему пришел священник, он попросил: " Отче, расскажи всему народу, что сделал мне Господь! " . " Так я и сделал,— сказал священник.— В следующее воскресенье в церкви я говорил о молитве и о силе Божией, приводя в доказательство этот пример; он произвел глубокое впечатление, народ рассказывал и пересказывал его всюду. А из того, что я раньше проповедовал годами, не помнили ни слова. И с тех пор я в каждой проповеди привожу какой-нибудь пример действия силы Божией, будь он из жизни святых или из нашего личного опыта. Мир полон таких примеров. Даже газеты этой страны пишут о некоторых удивительных и чудесных событиях " .Это правда. Вот одно из них. Недавно Флориде угрожал страшный ураган. Испуганный народ вышел на улицы с церковными песнопениями и молитвами. И вопреки прогнозам синоптиков ураган изменил свое направление: катастрофы не произошло. Евангелие и психотерапия Когда Господь Иисус Христос посылал двенадцать Своих Апостолов на служение, Он заповедал им совершать пять действий: ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (Мф. 10, 7–8).Упоминая о той же заповеди, апостол Марк говорит: начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами (Мк. 6, 7). Святой евангелист Лука еще более ярко выразил это: дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных (Лк. 9, 1–2). А Семидесяти Господь говорит: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Ee.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

Писания означает подвергнуться страшному наказанию Бога (см. Прем.11:7 ; Апок.16:6 ; Иер.19:9 ). Следовательно, если слова обетования Христова о таинстве Евхаристии принимать в иносказательном смысле, то они будут означать следующее: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь» (ст. 54), т. е. причиняющий Мне величайшее зло, и наносящий Мне жестокую обиду, «имеет жизнь вечную». Далее: «если не будете есть Плоти Сына человеческаго и пить Крови Его» (ст. 53); т. е. если не будете наносить Ему жестоких обид, и не подвергнетесь страшному наказанию Бога, «то не будете иметь в себе жизни». Кто не отвратится от подобных мыслей? Вопрос. Как должно понимать слова Иисуса Христа: «дух животворит, плоть не пользует нимало: слова, которыя говорю Я вам, суть дух и жизнь» (ст. 63)? Ответ. Плоть означает нечистые вожделения и греховные мысли и действия человека; дух чувствования и стремления человека возрожденного и обновленного благодатию Св. Духа ( Рим.8:1–14 ; Гал.5:16–26 ). «Слова, которыя говорю я вам, могут быть восприняты и усвоены духом, обновленным благодатию Св. Духа; плоть в этом случае бесполезна; и того, кто примет их с истинной верой, они приведут к вечной жизни». Примечание: В некоторых местах Св. Писания дух противополагается букве, но во всех этих случаях буква не означает плоть (См. 2Кор.3:6 ; Рим.7:6 ). Вопрос. Что должно заключить из всего вышесказанного? Ответ. Иисус Христос желал, чтобы слова Его были поняты слушателями в буквальном смысле. Утверждать противное значит предполагать, что Источник мудрости преподал учение, которое должно быть принято всем миром, в словах непонятных и соблазнительных для Его последователей. Такое предположение есть не только несообразность, но нечестие и хула на Сына человеческого. 2. Установление таинства Евхаристии и действительность присутствия в нем Тела и Крови Господа Вопрос. Где находится указание на исполнение Иисусом Христом обетования Его дать верующим в духовную пищу Свою Плоть? Ответ. В святом Евангелии. Евангелист Лука повествует: «Иисус, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается» (22:19).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Семьдесят толковников переводят совсем иначе: “Ибо от века мы не слыхали, и глаза наши не видели бога, кроме Тебя, и дела Твои праведны, и надеющимся на Тебя Ты оказываешь милосердие”. Мы видим, откуда взято это пророчество, и видим, что Апостол перевел не слово в слово, но parafrasmikoj 29 , выразив тот же смысл иными словами. В Послании к Римлянам тот же апостол Павел, приводя отрывок из Исайи: “Вот, полагаю в Сионе камень преткновения и скалу соблазна” (Рим 9:33) 30 , расходится со старым переводом 31 , но согласуется с еврейским подлинником (Ис 8:14) 32 . А в Септуагинте смысл противоположный: “Да не наткнетесь на камень преткновения и на скалу разрушения”, хотя апостол Петр, согласуясь с еврейским текстом и с Павлом, пишет так: “А для неверующих — камень претыкания и скала соблазна” (1 Пет 2:7) 33 . Из всего этого ясно, что Апостолы и Евангелисты в переводе Ветхого Завета искали мыслей, а не слов, и не слишком заботились о порядке и строе речей, — только было бы ясно существо мысли. 10. Лука, муж апостольский и Евангелист, пишет, что первомученик Христов Стефан рассказывал в собрании иудеев: “[С семьюдесятью пятью душами] перешел Иаков в Египет, и скончался сам и отцы наши, и перенесены были в Сихем и положены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова” (Деян 7:15–16). В книге Бытия это место выглядит совсем не так: Авраам купил у Ефрона Хеттейского, сына Сеора, за четыреста драхм серебра двойную пещеру возле Хеврона и поле вокруг нее и похоронил там Сарру, жену свою (Быт 23) 34 . И в той же книге читаем, как Иаков с женами и детьми после возвращения из Месопотамии разбил шатер перед Салемом, городом сихемлян в земле Ханаанской, и поселился там, и купил ту часть поля у Еммора, отца Сихемова, за сотню овец, где имел палатки, и сделал жертвенник, и призвал там Бога Израилева (Быт 33:18–20) 35 . Авраам не покупал пещеру у Еммора Сихемова — он купил у Ефрона, сына Сеора, и погребен не в Сихеме, а в Хевроне, который искаженно называется Арбох.

http://pravmir.ru/pismo-lvii-k-pammaxiyu...

Царства. Во-вторых, смерть входит в мир через одного человека — Адама; второй Адам дает миру жизнь (Рим 5:17). Первый, ветхий Адам падает, согрешает; в час искушения второй Адам — Богочеловек Христос — побеждает. Первый человек стал душею живою, последний Адам, есть Дух Животворящий. Первый человек взялся из праха земного, второй с неба. Вот такая типология по отношению к имени «Адам».   2. Исаак и Авраам . Принесение Авраамом в жертву Исаака служит прообразом и указанием на жертвенную смерть Христа Спасителя на Голгофе. Гора Мориа соответствует холму Голгофы; и там и там — единственный сын: у Авраама растет единственный долгожданный сын — и Господь нам отдает Единственного Сына Своего. Исаак сам, добровольно идет на заклание, неся дрова, как и Христос, Который идет добровольно, неся Свой крест. Образ древа и образ хождения на Голгофу. Авраам спрашивает: Отец, где агнец? Что мы принесем в жертву? — «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29). Как сказано, Бог усмотрит Себе Агнца для всесожжения. А Христос предназначен для жертвы прежде создания мира. Авраам не пожалел сына своего единородного — и Господь не пощадил Сына Своего. Авраам думал: Бог силен из мертвых воскресить сына моего, евангелист Лука говорит: «Сего (Иисуса) Бог воскресил из мертвых» (Деян 3:15).     3. Иосиф. Он символизирует жизнь и смерть Иисуса Христа. Любимый сын отца — о Христе сказано: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17). Покорный воле отца своего (ему сказал отец: «Пойди к братьям своим» (Быт 37:14), и он пошел, хотя ему этого и не хотелось). Господь говорит: «Вот, иду исполнить волю Твою, Боже» (Пс 39:7–9, Евр 10:7). Братья сговорились против Иосифа священники и книжники сговорились против Христа Спасителя. Иосиф предан был своими братьями — так и Господь был предан своими братьями; продан был Иосиф — так и Христа продают. Все, что он ни делает, во всем успевает. Так и Господь: вся Его жизнь — это благодать, исходящая на людей. Все были благословлены и прощены ради Иосифа. Ради Христа Бог благословляет нас во Христе. Иосиф мужественно противостоит искушению, отвергает его — и Господь говорит:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Примеры употребления глагол (ndap), развеивать, рассеивать: «как рассеивается дым, Ты рассей их» ( Пс 67.3 ); «посеянное засохнет, развеется и исчезнет» ( Ис 19.7 ); «обратил в солому, разносимую ветром» (41.2). 5а. Поэтому не устоят неправедные против суда. Имя rš, неправедные, уже встречалось в стихах 1 и 4. Глагол (qûm) означает «вставать, подниматься», «восставать (на кого-то)», «восставать (появляться)», «восставать (для действия)», «устоять (утвердиться)». Примеры последнего значения: «как устоит Иаков?» ( Ам 7.2,5 ); «пред негодованием Его кто устоит?» ( Наум 1.6 ); «меч, коснувшийся его, не устоит» ( Иов 41.18 ). Здесь мы снова, как и в строке 2b, возвращаемся в главном предложении к глаголу в форме Imperfect. Действие, обозначенное этим глаголом, является энергией, начинающей новый разбег потока событий. Он начинается после завершения предыдущей сцены и происходит в более отдаленном будущем – во время суда Божия. Существует еще один глагол (mad), который имеет одним из своих значений устоять. Этот глагол употребляется в стихе 1 («и на путь грешных не стал») и имеет значения: «стать (остановиться)», «стоять (останавливаться)», «останавливаться (медлить)», «устоять (сохранять состояние)». В последнем значении глагол mad употребляется почти синонимично глаголу qûm, например: «стреляющий из лука не устоит» ( Ам 2.15 ); «вот, два царя не устояли перед ним» ( 4Цар 10.4 ); «кто устоит, когда Он явится» ( Мал 3.2 ). Однако все же существует динамическое различие в состоянии (утверждении), выражаемом глаголом qûm, и в состоянии (сохранении), выражаемом глаголом mad. В первом случае активность направлена на приобретение желаемого состояния, а во втором случае активность направлена на сохранение состояния, несмотря на внешнее влияние. Таким образом, хотя грешникам будет предоставлена возможность защищаться на суде и даже обвинять других (попытка утвердиться), но тем не менее, они не смогут утвердить свою позицию. Полемичность в попытке устоять на суде подтверждается и тем, что глагол qûm часто употребляется для выражения приготовления к речи. Например: «и восстал (встал) весь народ… и сказал» ( Суд. 20:8 ); «встань, судись перед горами» ( Мих. 6:1 ); «встаю в собрании и кричу» ( Иов. 30:28 ); «недостаточно одного свидетеля против кого-либо (да не встанет один свидетель против человека» ( Втор. 19:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogosl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010