Арх.: ГААО. Ф. 57. Оп. 3. 162; Ф. 4097. Оп. 1. 49; Ф. 32. Оп. 1. 677. Л. 195-195об.; Ф. 1936. Оп. 9. 135; Копийная книга мон-ря, XVII в. (БАН. Арханг. 1192). Ист.: АИ. 1841. Т. 3. С. 64-66, 178-179, 370-371, 375-376; Титов Л. Л. Летопись Двинская. М., 1889; Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949; Двинской летописец//ПСРЛ. Л., 1977. Т. 33; Архангельская платяная книга XVII века: [Михайло-Архангельского мон-ря]/Сост. А. В. Волынская. Архангельск, 1989; Летопись города Архангельска, 1584-1989. Архангельск, 1990. С. 6, 10, 91, 130; Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв. М., 1991. С. 283-284, 298-299. Лит.: Крестинин В. Краткая история о городе Архангельском. СПб., 1792. С. 1, 2, 6, 99-100, 153; Молчанов К. Описание Архангельской губернии, ее городов и достопримечательных мест. СПб., 1813. С. 71-72; Пушкарев И. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях. СПб., 1845. Т. 1. Кн. 2: Архангельская губ. С. 24, 26; Челищев П. И. Путешествие по северу России в 1791 году: Дневник. СПб., 1886. С. 82-83; Сибирцев И. М. Ист. сведения из церковно-религ. быта г. Архангельска в XVII и первой пол. XVIII в. Архангельск, 1894; он же. К истории Михаило-Архангельского мон-ря в Архангельске: Опись мон-ря 1683 г. Архангельск, 1895; Новая святыня Михайло-Архангельского мон-ря в Архангельске//Архангельские ЕВ. 1895. 9. С. 225-227; Шашков А. А. Возобновление Михаило-Архангельского мон-ря в г. Архангельске. Архангельск, 1895; Никанор (Каменский), еп. Синодик двинского Михаило-Архангельского мон-ря. СПб., 1896; То же//Архангельские ЕВ. 1897. 3. С. 78-89; 6. С. 177-189; Акты Архангельского Михайловского мон-ря// Шахматов А. А. Исследование о двинских грамотах, XV в. СПб., 1903. Ч. 2. С. 59-87; Зверинский. Т. 2. С. 63-64; Денисов. Православные мон-ри. С. 1-4; Кириллов А. , свящ. Мон-рь св. Архистратига Михаила в Архангельске: (Церк.-ист. очерк). Архангельск, 1914; Колокола в переливку//Волна. 1926. 21 авг.; [О брошенных музейных ценностях Михайловского мон-ря]//Там же. 26 мая; Амосов А. А. Актовые книги Михайло-Архангельского монастыря//Мат-лы по истории Европейского Севера СССР: Сев. археогр. сб. Вологда, 1973. Вып. 3. С. 227-234; Андреев В. Ф. О дате основания Михайловского Архангельского мон-ря//Культура Русского Севера. Л., 1988. C. 67-70; Гемп К. П. Порядные записи крестьян Михайло-Архангельского мон-ря//Полярная звезда. 1997. 1. С. 61-68; Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1998. Т. 2. Примеч. 47; Попова Л. Д. Михаило-Архангельский мон-рь в Архангельске//Тр. XI съезда РГО. СПб., 2000. Т. 7. С. 231-239.

http://pravenc.ru/text/76444.html

Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 508-517; Описание мон-рей, в Рос. империи находящихся. М., 18174. С. 85-86; Архангельский сб., или Мат-лы для подробного описания Архангельской губ. Архангельск, 1863. Ч. 1. Кн. 1. С. 211-212; Максимов С. В. Год на Севере. СПб., 18642; Макарий (Миролюбов), еп. Ист.-стат. описание заштатного Пертоминского муж. мон-ря//ЧОИДР. 1881. Кн. 4. Отд. 4. С. 1-20; Зверинский. Т. 2. С. 1041; Добровольский И. Ист.-стат. описание Пертоминского мон-ря//Архангельские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. 17. С. 462-474; 18. С. 492-507; 19. С. 538-550; он же. Пертоминский мон-рь//Кр. ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 409-440; Посещение преосв. Никанором, еп. Архангельским и Холмогорским, Пертоминского мон-ря и окрестных приходов//Архангельские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. 12. С. 299-303; Островский Д. Н. Путев. по северу России: Архангельск, Белое море, Соловецкий мон-рь, Мурманский берег, Новая Земля, Печора. СПб., 1898. С. 49-50; Пертоминский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 10/11. С. 269-286; 12. С. 302-316; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать преподобных отец соловецких. СПб., 1900. С. 15-16, 40-50, 93, 113-120; Козмин Н. Посещение преосв. Иоанникием, еп. Архангельским и Холмогорским, мон-рей Пертоминского и Кожеозерского и обозрение близь лежащих от них церквей и приходов Архангельского и Онежского уездов (с 11 по 22 июня 1901 г.)//Архангельские ЕВ. 1901. Ч. неофиц. 13/14. С. 331-347; Легатов И. И., прот. О св. иконе Божьей Матери, именуемой Скоропослушница, находящейся в Пертоминском мон-ре Архангельской губ.//Там же. 1908. Ч. неофиц. 23. С. 765-769; он же. Пертоминский мон-рь в Архангельской епархии//Там же. 8. С. 248-254; Голубцов Н. А. Крест Петра Великого, хранящийся в Архангельском кафедр. соборе//Петр Великий на Севере. Архангельск, 1909. С. 79-83; Чирков И., свящ. Светлой памяти архим. Аполлоса//Архангельские ЕВ. 1916. Ч. неофиц. 24. С. 503-505; 1917. 1. С. 11-15; Боговой И. В. По Архангельской епархии: Пертоминский мон-рь: (Ист. справка). Архангельск, 1923; Петров А. В. Описи Пертоминского мон-ря XVII-XVIII вв. как лингвист. источник//6-е Ломоносовские чт. Архангельск, 1994. С. 130-131; Белоброва О. А., Симонов А. Н. Сказание о явлении и чудесах Вассиана и Ионы Пертоминских//СККДР. 1998. Вып. 3. Ч. 3. С. 454-457; Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998; Попова Л. Д. К истории Пертоминского мон-ря//История Отечества: Святые и святыни Рус. Севера. Архангельск, 2006. С. 118-124; Феофил (Волик), иеродиак. Северная область под властью большевиков, 1920 г.//Сийский хронограф. Архангельск, 2009/2010. 11/12. С. 23-27; Мон-ри Архангельского Севера: XIV-XXI вв.: Сб. ист. очерков/Сост.: Т. А. Санакина. Вологда, 2017; Пертоминск: Грани истории: Сб. мат-лов по истории Пертоминска. Архангельск, 2018; Харитонова Я. Э. Док-ты ГААО по истории Спасо-Преображенского Пертоминского мон-ря//Отеч. арх. 2018. 4. С. 44-51.

http://pravenc.ru/text/2580056.html

Лит.: Лаврентий [Далматов], архим. Краткое известие о Крестном Онежском Архангельской епархии мон-ре. М., 1805; ИРИ. 1812. Т. 4. C. 816-864; Молчанов К. Описание Архангельской губ. СПб., 1813. С. 263-271; Глаголев А. О древних зданиях и святынях Крестного мон-ря на о-ве Кий//ЖМВД. 1841. Ч. 41. 7. Смесь. С. 1-7; Никольский И. Онежский Крестный мон-рь//Архангельские ГВ. 1845. 46/47; Пошман А. П., фон. Описание Архангельской губ. 1802 г. Архангельск, 1866. Т. 1; Онежский Крестный мон-рь//Справочная книжка Архангельской губ. на 1870 г. Архангельск, 1870. Прил. С. 33-34; Макарий [Миролюбов], еп. Записка об Онежском Крестном мон-ре//ЧОИДР. 1880. Кн. 3. С. 10-18; Суслов В. В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии. СПб., 1888. С. 32, 42, 70, 74; [Легатов И. И., прот.] Ист. описание Крестного второкл. мон-ря Онежского у. Архангельской губ. Архангельск, 1890; Максимов С. В. Год на Севере. М., 18904; Крестный мон-рь, основанный Патриархом Никоном: (В Онежском у. Архангельской губ.). СПб., 1894; Ист. описание Крестного второклассного мон-ря Онежского у. Архангельской губ. Архангельск, 1903; Бугославский Г. К. Пергаменное Евангелие-Апракос Онежского Крестного мон-ря. Архангельск, 1907; Россиев П. А. Светлое Поморье//ИВ. 1907. 10. С. 230-254; Описание памятников рус. архитектуры по губерниям: Архангельская губ.//ИИАК. 1911. Вып. 41. С. 104-105; Ильин М. А. Крестный мон-рь на Кий-острове//Архит. наследство. М., 1962. Вып. 14. С. 90-104; Алфёрова Г. В. К вопросу о строительной деятельности Патриарха Никона//Там же. 1969. Вып. 18. С. 30-44; она же. Ансамбль Крестного мон-ря на Кий-острове//Там же. 1976. Вып. 24. С. 83-93; Белоброва О. А. Челобитная иконников Крестного Онежского мон-ря патриарху Никону//Культурное наследие Др. Руси: Истоки становления, традиции: Сб. ст. М., 1976. С. 400-405; Боровой В. Я. Кий-остров: Буклет. Архангельск, 1976; Кольцова Т. М. «Крестовый образ» Кийского Крестного мон-ря//Научно-исслед. работа в худож. музее: Сб. ст. Архангельск, 1998. Вып. 1. С. 14-32; она же. Новые данные о строительной истории Крестного (Онежского) мон-ря в XVII-XIX вв.: (По письменным источникам)//Памятники архитектуры Русского Севера: Сб. ст. Архангельск, 1998. С. 266-297; она же. Северные иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 34-35, 37, 40-45, 82-87, 107, 129; она же. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005; Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты: [Кат. выст.]. М., 2002. С. 72-77; Стрельникова Е. Р. Крест на острове патриарха Никона//Никоновские чтения музея «Новый Иерусалим». М., 2002; Бахматов Л. Д. Остров Кий: Сказка посередь моря студеного. Онега, 2004; Кийский Крест Патриарха Никона/Сост.: М. В. Осипенко. М., 2004; Абрамовский В. Н., Кольцова Т. М. Крестный Онежский мон-рь: Святыня на Кий-острове в Белом море//Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 2009. 2. [Ч. 2: Спец. вып.]. С. 97-115; Крестный Онежский мон-рь: Ист. источники/Сост.: В. Н. Абрамовский. Архангельск, 2011.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Лит.: Молчанов К. С., свящ. Описание Архангельской губ. СПб., 1813. С. 107-110; Макарий (Миролюбов), еп. Ист.-стат. описание Николаевского Корельского третьекл. мон-ря. М., 1879; Морошкин И. Я., свящ. Арсений Мацеевич, митр. Ростовский, в ссылке//РС. 1885. Т. 45. Февр. С. 311-338; Март. С. 611-628; Т. 46. Апр. С. 53-86; Краткое ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1894. Вып. 1: Уезды Архангельский и Холмогорский; Григоревский М. С. Николаевский Корельский третьекл. мон-рь: Ист. очерк. Архангельск, 1898; он же. Николаевский Корельский третьекл. мон-рь//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 281-320; Шахматов А. А. Исследование о двинских грамотах XV в. СПб., 1903. 2 ч.; Сотная грамота из двинских писцовых книг... на владения Николаевского Корельского мон-ря в Двинском у.//Северный археогр. сб. Вологда, 1972. Вып. 2. С. 237-241; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Сов. России (1917-1921). М., 1975; Гришаев В. В. Сельскохозяйственные коммуны в Сов. России, 1917-1929. М., 1976; Черняева Л. Никольские коммунары//Правда Севера. Архангельск, 1987. 29 нояб.; Ильина М. Н. Первый директор//П. Барановский: Труды, восп. совр. М., 1996. С. 209-217; Перечень науч. исследований, экспедиций, археол. раскопок, обмеров, фиксаций и проектов реставрации памятников архитектуры, науч. докладов и печ. работ с 1911 г. до 1964 г.//Там же. С. 111-142; Климов А. И., Лизунов П. В. Небесные покровители города: К 60-летию Северодвинска. Архангельск, 1998; Система ИТЛ в СССР, 1923-1960: Справ./Сост.: М. Б. Смирнов. М., 1998. С. 522-523; Шмигельский Л. Г. Перекличка времен//Северодвинск: Испытание на прочность: Очерки, восп., исслед. Северодвинск; Архангельск, 1998. С. 7-80; он же. Порт св. Николая: Главные морские ворота Московского гос-ва на Севере//Духовная пристань поморов: История Николо-Корельского мон-ря: Статьи, очерки, исслед. Архангельск, 2003. С. 91-121; Балова М. Б. Предпосылки и особенности развития военного кораблестроения на Европ.

http://pravenc.ru/text/2057250.html

Архангельск, к месту моей ссылки. Вопрос: На допросе 25 марта с/г Вы показали, что не знаете, откуда он приехал в Архангельск. Это верно? Ответ: Я в отношении приезда Алексеева в Архангельск показал неправильно. Я знал, что он приехал в Архангельск из Владимира, от Холмогорова. Об этом я узнал из писем ко мне Холмогорова и из бесед с Алексеевым, когда я с ним познакомился уже по приезде к нам. Повторяю, что до этого я Алексеева не знал. Вопрос: Следствию известно, что Алексеева Вы знали еще раньше, до приезда в Архангельск и знали его, как келейника Холмогорова? Ответ: Да, я подтверждаю, что Алексеева я знал еще раньше, как келейника Холмогорова из писем последнего. Вопрос: Вы продолжаете давать ложные показания. Следствию известно, что Алексеев с 1925 года по 1930 находился в качестве послушника в Даниловском монастыре, настоятелем которого Вы были. Кроме того, известно, что он, как и другие послушники, был участником иноческого братства и состоял вместе с Вами в одной к/р организации церковников. Почему Вы это скрываете? Ответ: Я категорически утверждаю, что Алексеева А.А. до приезда его в г. Архангельск я не знал, также совершенно не знал о том, что он в течение 5 лет был послушником Даниловского монастыря, настоятелем которого я был включительно до 1920 г. (Официально Данилов монастырь был закрыт в 1919 г. и далее существовал как Даниловская община и ее священники – быв. монахи Данилова. В 1920 г. владыка Феодор был впервые арестован. – Ред.) Вопрос: И Вы, проживая почти два года вместе с Алексеевым, ни разу не спросили его, в каких он монастырях был раньше? Ответ: Нет, я этим вопросом у него не интересовался. (Следствие все это уже знало из показаний Алексеева на допросе 26 марта, но им было важно постоянно пытаться уличить владыку, что он не дает «правдивых показаний». – Ред.) Вопрос: Вы сказали, что никто из Ваших послушников б. Даниловского монастыря к Вам в Сыктывкар и Архангельск не приезжал и Вы ни с кем из них не встречались, независимо от того, по каким обстоятельствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Закрыть itemscope itemtype="" > О медицине, литературе и о себе Беседа с нейрохирургом, заслуженным врачом России Г. А. Марголиным 07.09.2015 714 Время на чтение 5 минут В Архангельске издана книга воспоминаний нейрохирурга, профессора кафедры неврологии и нейрохирургии СГМУ, заслуженного врача России Георгия Александровича Марголина «Чайки рождаются морем». Об истории создания повести, страницах биографии с автором книги беседуют его ученик, архангельский врач и писатель Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов. Военное детство, вузовская юность Александр Тутов: - Сначала хотелось бы рассказать читателям нашей беседы, как вы попали в Архангельскую область. В повести это написано, но, чтобы взять в руки книгу, читатель должен иметь представление, о чем она. Георгий Марголин: - Война меня застала на Украине , в Донецке (в то время этот город назывался Сталино, а еще раньше - Макеевка). Мне тогда было шесть лет, отец и мать работали в госпитале. И за две недели до занятия города немцами пришел приказ - срочно эвакуировать госпиталь. Нас погрузили в эшелон и повезли на восток. Так мы приехали в Анжеро-Судженск, там расположились, а через год, в 1943-м, вновь приказ: разбить госпиталь примерно пополам, и одну половину отправить в Архангельск. Отец с этой половиной госпиталя уехал в Архангельск, а мать со мной и моей младшей сестрой остались. А.Т.: - Говорят, что Архангельск был на втором месте по смертности от голода после Ленинг рада? Г.М.: - Архангельск спасали от смертельного голода только ненцы. Время от времени они гнали сюда оленей, везли тюленьи туши и здесь продавали их по дешевке. Анатолий Беднов: - Недаром в Архангельске стоит памятник тюленю. Г.М.: - Также забивали оленей - и это спасало. Архангельск постоянно бомбили. Разрушили большинство складов. Казалось бы, много продуктов из Америки проходили через Архангельск. Но ни одной банки консервов горожанам не доставалось. Все шло на фронт. А.Б.: - А как семья воссоединилась? Г.М.: - Отец написал в центр письмо, вместе с просьбой, чтобы семью отпустили в Архангельск. Мать сделала тоже, и тогда ей разрешили уехать.

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/08/...

Петрозаводск, 2001. С. 179; Критский Ю. М., Синяговский С. А. Мон-ри и пустыни Кенозерья в XIV - нач. XX в.//Святые и святыни северорус. земель. Каргополь, 2002. С. 119-120; Макаров Н. А. Пахомиева Спасо-Преображенская муж. пуст.//Там же. С. 156-161; он же. Церковные приходы и мон-ри Кенозерья и Ср. Поонежья. Архангельск, 2007. С. 74-81; Святые Каргопольской земли (живопись, графика): Из собр. музеев Архангельской обл.: Кат./Сост.: Т. М. Кольцова, М. Л. Рягузова. Архангельск, 2002; Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пуст.: Духовная жизнь и лит-ра. М., 2002. Т. 2. С. 141. 546; она же. Лит. наследие Выговского старообрядческого общежительства. М., 2008. Т. 1. С. 342-344, 637; она же. Выговская икона «Образ всех российских чудотворцев»//ТОДРЛ. 2014. Т. 62. С. 173; Прохоров Г. М. Святые в истории Руси X-XVIII вв.//Там же. 2003. Т. 54. С. 94; Кенозерский нац. парк: Кр. путев. Архангельск, 2004. С. 25-27, 46-49; Культурный ландшафт как объект наследия. М.; СПб., 2004. С. 255, 440; Критский Ю. М. Кенозерье: История и культура: (Очерки, мат-лы, исслед.). Архангельск, 2005. С. 31-32; Святые Новгородской земли, или История Св. Сев. Руси в ликах X-XVIII вв. Вел. Новг., 2006. Т. 2. С. 973; Кольцова Т. М. Искусство Холмогор XVI-XVIII вв. М., 2009. С. 138; Мелютина М. Н. Монастырский ландшафт Кенозерья: Культовые комплексы церк. интерьеров (по письменным, лит. и изобразительным источникам)//Культурное и природное наследие Европ. Севера. Архангельск, 2009. С. 261-266; Пигин А. В. Мат-лы для истории Пахомиевой Кенской пуст.//Там же. С. 386-394; он же. Лит. сочинения о прп. Пахомии Кенском, Каргопольском чудотворце//ВЦИ. 2009. 1/2 (13/14). С. 100-120; Евсеева Л. М. Иконы и иконостасы храмов Пахомиева Кенского мон-ря//Кенозерские чт.- 2009: Этнокультурный ландшафт Кенозерья. Архангельск, 2011. С. 282-296; она же. Вновь раскрытые иконы из иконостаса Преображенской ц. Пахомиева Кенского мон-ря//Там же, 2011: Человек и среда: гармония и противоречия. Архангельск, 2012. С. 72-79; она же.

http://pravenc.ru/text/2579830.html

Сам архимандрит Сергий был вынужден обратиться в июле 1918 года в Епархиальный Совет со следующей просьбой : «Вследствие крайнего недостатка в священнослужителях, кои вместе с исполнением очередного служения исполняют и послушания послушников, поют и читают на клиросе, ибо последних в вверенном мне монастыре почти совсем не имеется, покорнейше ходатайствую пред Епархиальным начальством о перемещении иеромонаха Михаило-Архангельского монастыря Серафима в вверенный мне Зилантов монастырь, тем более, что последнему, как видно из прилагаемого при сем прошения, тяжело и невыносимо стало жить в Михаило-Архангельском монастыре из-за племенной розни». Действительно, сии смутные времена ознаменовались не только походами против Церкви, но и, увы, многочисленными размежеваниями на национальной почве внутри самой Церкви. Прошение иеромонаха Серафима на имя архимандрита Сергия было следующим: «В настоящее тревожное время в Михаило-Архангельском черемисском монастыре, в коем в очень значительном количестве преобладают черемисы, образовалась племенная рознь между черемисами и чувашами, почему последним жизнь становится невыносимою, не желая наводить на больший грех и неприятности, я, как чува-шин, считаю более благопристойным и разумным уйти из Михаило-Архангельского Черемисского монастыря, в нем прожил 16 лет. А потому прошу Вас, Ваше Высокопреподобие, хлопотать пред Епархиальным начальством о перемещении меня в вверенный Вам Успенский Зилантов монастырь. Иеромонах Михаило-Архангельского Черемисского монастыря Серафим» . Датировано сие прошение 14 июлем 1918 года. Рассмотрев рапорт архимандрита Сергия и прошение иеромонаха Серафима, Епархиальный Совет постановил: «Перевести иеромонаха Михаило-Архангельского монастыря Серафима, согласно его просьбы и рапорта настоятеля Успенского Зилантова монастыря Архимандрита Сергия в Успенский Зилантов монастырь». Однако, на решении Епархиального Совета стоит резолюция митрополита Иакова: «Зилантов монастырь занимается для военных целей народною армией, а потому и наличному составу иноков приходится искать себе другое место жительства.

http://azbyka.ru/fiction/zhizneopisaniya...

Богослужебные песнопения исполнил хор Михаило-Архангельского собора (регент — Татьяна Горшкова). На телеканалах «Союз» , «Спас» , «Регион 29» и на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения. Трансляция была выведена на два больших экрана, установленных на территории собора. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси . Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках г. Москвы. По окончании Литургии митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству две панагии и крест. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В благодарность за труды на благо Святой Церкви Святейший Патриарх Кирилл вручил митрополиту Корнилию памятную панагию. В дар общине новоосвященного собора Святейший Владыка передал образ блаженной старицы Ксении Петербургской. Верующим Предстоятель благословил раздать иконки Архангела Михаила с Патриаршим благословением. В завершение состоялось вручение церковных наград потрудившимся в деле строительства Михаило-Архангельского собора г. Архангельска. Наград были удостоены: Затем Святейший Патриарх Кирилл спустился в нижний храм Михаило-Архангельского кафедрального собора, где пообщался с участниками архангельской команды по хоккею с мячом «Водник». Спортсмены попросили благословения Его Святейшества перед началом чемпионата России. От лица хоккеистов Святейшего Владыку приветствовал президент Федерации хоккея с мячом России Б.И. Скрынник. Далее Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с историей реализации проекта по строительству и благоукрашению Михаило-Архангельского собора. О ходе работ Его Святейшеству рассказал главный архитектор храма Д.С. Яскорский.  Возведение Михаило-Архангельского кафедрального собора благословил в 2005 году приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II . В 2008 году строители забили первые сваи и управлявший тогда Архангельской епархией епископ Тихон (Степанов) освятил закладной камень. К 2010 году закончили нулевой цикл здания, а с 2011 года началось активное возведение стен будущего собора. После корректировки эскизного проекта удалось увеличить вместительность храма до трех тысяч прихожан.

http://patriarchia.ru/db/text/5968012.ht...

Почитание Е. было запрещено Холмогорским архиеп. Афанасием в 1683 г. в целях борьбы с распространением старообрядчества : пальцы десницы святого были сложены для крестного знамения двуперстно (см. Двоеперстие ), на иконе Е. также был изображен с двуперстным сложением (незадолго до этого, в 1677-1678, патриарх Иоаким по той же причине отменил установленное в 1650 празд. блгв. кнг. Анне Кашинской ). Кроме того, обращалось внимание на тот факт, что мощи святого нельзя было уверенно связать с игум. Евфимием, настоятелем Михаило-Архангельского мон-ря. Архиеп. Афанасий вывел ц. Происхождения честных древ Креста Господня из ведения Михаило-Архангельского мон-ря, приписав ее к городскому собору. При перестройке храма (2-престольная церковь стала однопрестольной в честь Чуда арх. Михаила в Хонех) место погребения Е. было скрыто. В 1684 г. решетка от гроба Е. находилась в архиерейском доме в Холмогорах (возможно, это обстоятельство дало основание некоторым исследователям считать, что и «мощи святого покоились в Троицком храме г. Холмогор» - Северные письма: Собр. АМИИ: Кат./Сост.: О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. С. 109). В нач. 20-х гг. XVIII в. вместо обветшавшего Михаило-Архангельского храма была построена деревянная 3-престольная церковь (престолы: в честь Чуда арх. Михаила в Хонех, во имя вмц. Екатерины, в честь Тихвинской иконы Божией Матери), сгоревшая 4 июля 1738 г. В 1743 г. на ее месте возвели каменную церковь. В кон. XIX в. было записано местное предание, повествующее о том, что когда в 60-х гг. XIX в. в храме ремонтировали помост, то под полом в левом приделе нашли гроб, не подвергшийся тлению, гроб оставили в земле ( Сибирцев. 1896. С. 2-3). Михаило-Архангельский храм не сохранился. С кон. XVII в. Е. отождествлялся с прп. Евфимием Корельским (впервые - в Описании о российских святых. С. 158-159; сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В изданиях XIX в. это отождествление стало общепринятым (см.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 185-186; Никодим (Кононов). 1901. С. 12; ср.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 163. С. 101). Для такой т. зр. есть серьезные основания. Прп. Евфимий Корельский преставился, вероятно, в нач. XVI в. (не исключено, что в 1527). Последнее место его подвигов - Корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь - расположено недалеко от Михаило-Архангельского монастыря, куда прп. Евфимий мог перейти в конце жизни. В Николо-Корельском мон-ре неизвестна гробница прп. Евфимия.

http://pravenc.ru/text/187655.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010