Четьи-Минеи, излюбленные русским народом, известны с именем св. Димитрия Ростовского и, как составленные мужем высокой духовно-одвижнической жизни, он носит характер не историко-агиологического исследования, а полного глубокой психологии, картинного воссоздания подвижнического образа православных святых, так что читатели могут ясно видеть своим мысленным взором весь постепенный рост духовной жизни того или другого праведника, все добродетели и труды его, всю подлинно -христианскую настроенность его. Поэтому неудивительно, что Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского в течение XVIII и XIX веков разошлись по святой Руси в громадном количестве экземпляров. Но изложенные на устарелом славянском языке, эти назидательные книги являются в наше время не для всех одинаково вразумительными. Устарелый язык Четьи-Минеи святителя Димитрия послужил в исходе XIX в. для некоторых писателей и писательниц побудительной причиной к изложению житий святых па русском языке. И вот в конце истекшего столетия один за другим начинают появляться несколько сборников житий святых на русском языке (свящ. Виноградова, Бахметевой, Дестунис и др.). Но эти сборники, как представляющие собою более или менее отдаленный пересказ житий святых, изложенных в Четьях-Минеях св. Димитрия Ростовского , конечно, не могли заменить собой великих творений Ростовского святителя. И потому в последние годы в Московскую Синодальную Типографию стали поступать заявления о желании иметь Минеи-Четьи на русском языке. Возраставшее с каждым годом количество таких заявлений служило ясным свидетельством о настоятельной потребности в таковом издании. С целью удовлетворения этой потребности, управляющий Московской Синодальной Типографией С.Д. Войт принял на себя заботы об издании Миней-Четьих в переложении на русский язык. Его ходатайство о сем, встретив просвещённое сочувствие и энергичную поддержку со стороны г. Обер-Прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева и др. лиц, увенчалось успехом, и в мае 1900 г. Святейшим Синодом было разрешено Московской Синодальной Типографии приступить к первому изданию Миней-Четьих на русском языке. Для изготовления этого обширного издания при Московской Синодальной Типографии учреждена, под председательством Преосвященного Парфения, епископа Можайского, особая комиссия из 32-х духовных и светских лиц, преимущественно с высшим богословским образованием. Согласно выработанному плану, в основу издания положен текст Миней-Четьих святителя Димитрия с добавлениями из пролога и из рукописных житий русских святых. Текст житий святых сопровождается разнообразными объяснительными примечаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Приведенные слова заключительной молитвы, действительно, смущали некоторых из наших духовных писателей, которые признавали законным и правильным совершение елеосвящения и единичным лицом. Но не будучи в праве и не имея никакой власти выкинуть из молитвы эти ясные и решительные слова, они стали давать священникам совет, чтобы последние, при единоличном совершении ими таинства елеосвящения, воображали в своем уме, будто с ними присутствуют и другие священники, и произносили бы эти молитвенные слова от лица всего воображаемого собора священников. Но такой совет обманывать себя силой своего воображения только открывает широкие двери ко всевозможным злоупотреблениям этой психической способностью. Следуя подобным советам, можно будет, пожалуй, и совсем не совершать никаких ни таинств, ни священнодействий, а довольствоваться одним только воображением их совершения. Апостольские чтения и молитвы, входящие в состав чинопоследования сего таинства, прекрасно раскрывают вам смысл таинства елеосвящения. В них вся сущность этого таинства сводится к живой любви, которая, объединяя христиан в общей молитве, преклоняет милосердого Бога на дарование болящему Своей таинственной силы и благодатной помощи. Так, второе апостольское чтение начинается следующим увещанием: «Братие, должни есмы мы сильнии немощи немощных носити и не себе угождати. Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию». В пятом апостольском чтении апостол упоминает о своей болезни, которая постигла его в Асии, так что он стал уже ожидать себе смерти, и если избавился от этой тяжелой болезни, то только усиленной молитвой христиан разных церквей – не только асийской, но и коринфской: «поспешествующим и вам (т. е. коринфянам) по вас, да от многих лиц еже в нас дарование, многими благодарится о нас». В шестом апостольском чтении дается заповедь: «друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». Такая же заповедь о внимательном отношении и любви к ближнему дается и в последнем чтении: «Братие, молим вы: вразумляйте бесчинные, утешайте малодушные, заступайте немощные, долготерпите ко всем».

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

И вот новый Тобольский митрополит обратился в 1721 году в Св. Синод с просьбой – указать ему, как поступить с этим телом. Но Св. Синод не дал преосвященному Антонию никакого ответа, вероятно, потому, что на этот вопрос (равно как и на другие недоумения митрополита) ответ был дан в только что вышедшем тогда в свет Духовном Регламенте. В Духовном же Регламенте, в главе о делах епископов 8-й пункт гласил: «Смотрети же должен епископ, чего смотреть обещался с клятвою на своем поставлении, сиесть о монахах, дабы не волочились беспутно... також о кликушах, о телесах мертвых несвидетельствованы и прочих всего того добре наблюдать» 4 . В третьей же части Регламента, в пункте 4-м о «должности самих управителей» Духовного Коллегиума, или Св. Синода, говорилось: «Аще где проявится нетленное тело, или пройдет в слух видение сие или чудотворение, Коллегиум долженствует испытовать тоя истины, призвав к допросу оных повестителей и прочих, которые о том свидетельствовати возмогут» 5 . На основании этих постановлений Регламента, Тобольское епархиальное начальство должно было распорядиться о предании нетленного тела земле до назначения Св. Синодом свидетельствования. Так, конечно, и было поступлено, ибо ничем другим и нельзя объяснить исчезновения этого нетленного тела, как вторичным его погребением. Но когда это было сделано, мы не знаем. Быть может, преосвящ. Антоний распорядился о погребении нетленного тела в первые же годы своего служения на Тобольской кафедре, но, может быть, нетленное тело оставалось на поверхности земли еще несколько лет, только, конечно, не далее 1738 года, когда мог быть получен в Тобольске указ св. Синода от 25 ноября 1737 года. Этот Синодальный указ, последовавший в силу именного указа Императрицы Анны Иоанновны, предписывал епархиальным архиереям, чтобы те «в ведомствах своих всемерно испытно наблюдали следующего: не делаются ли где какие суеверия, не проявляет ли кто, для скверноприбытчества, каких при иконах святых, при кладезях, при источниках ложных чудес и мертвых несвидетельствованных телес не разглашают ли к почитанию за мощи истинных святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Свящ. А.Ю. Сказание изветно о чюдеси, и о явлении Пресвятыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мариа всибирстем, вцарствующем граде Тобольске. Всемогий Бог , милости ради своего человеколюбия, весма промышляя о своем создании, и своя Божественная хотения яве творит притчами и чудесы различными человеческому естеству, свобождая от дияволя порабощения, но привлачая к своему триипостасному Божеству. Искони бо Троица Бог наш – Отец и Сын и Святый Дух, о нашем спасении всяко промышляя, якоже сотвори первозданнаго человека Адама, к семуже и мы вси припрягохомся плотию во едино подобие. И сотвори нас Бог с Ним быти в раи пища, еже нас ради насади во Едеме на востоке. Сей же первозданный и мы с ним вси купно отпадохом от Божественныя рая пища, и смерти и тли подпадохом по дияволю искушению и преступницы быхом Божиих заповедей. Всемилостивый же Бог наш, множества ради своего человеколюбия, посла Сына Своего единороднаго спасти рода человеча, и в Пречистое Девическое ложесно вселися и плоть содушну словесну же и умну приим изволением и изыде Бог воплощен, родився неизреченно и девство сохранил нетленно, и приим рабий зрак истинною, а не мечтанием, но всячески нам подобен был разве греха. Волею трудися, волею пострада, волею умре безгрешный нашего ради спасения, и воскресе тридневен, истления же не виде, и человеческий род без (!) истления свободи, и на небеса вознесся, но никако же от нас не отлучаяся, но вопия любящим Его: Аз семь с вами и никто же на вы. О новый израилю! слышите Божие милосердие и смотрения к нам человеком, како печется о нашем спасении, якоже обещася нам: Аз есмь, рече, с вами, сиречь не отступлю от вас и не дам в попрание врагом вашим и избавлю от сети вражия. Но убо збыстся нам реченное пред очию нашею во дни и роды наша, еже очи наша видеша и ушеса наша слышаша, яко содеяся в новопросвященном месте, идеже древле оледеневшая сердца неверном помрачашеся и кумирослужения и бесобоязния исполнено бе. Оле Божие милосердие и строение спасительное! Древле убо Сибирская земля тьмою безверия помрачашеся, ныне же благоверием сияя и Божественными чудесы прославляема. Тогда осквернися земля кровопролитием к идолам богомерских жрецов, ныне же освятися и очистися приносимыми бескровными дарами Господеви Богу нашему. Тогда нечестие, ныне же благочестие; тогда человецы яко во тьме в безверии быша, ныне же во свете непорочныя веры пребывающе присно. Тогда оледеневшие сердца неверием помрачашеся, ныне же Божественное семя всеяся в них, и евангельски духовно породишася и из неверия быша верни. Тогда действа и мечтания бесовская, ныне же Божественная чудеса и явления Божия Матери содеяся, еже ныне, упова на Бога, хощу предложити повести сия всем во услышание, понеже обретох писание, глаголющее сице: тайну цареву лепо крыти, дела же Божественная проповедати честно есть, инде же глаголет добро и души утешно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Полный такого умиления и всепрощающей, снедающей любви, истинный христианин, уподобляясь любвеобильному Богу, не может не только воздавать злом за зло, но не может и вообще относиться к людям соответственно их поведению: он не может быть судьей своих ближних, он только любит их; одних любит радостной, восторженной любовью, других – любовью, проникнутой безмерной печалью и жалостью. Любовь и милосердие у человека, по учению того же богоносного отца, несовместимы с правосудием: «Милосердие и правосудие в одной душе тоже, что человек, который в одном доме покланяется Богу и идолам. Милосердие противоположно правосудию. Правосудие есть уравнивание точной меры, потому что каждому дает, чего он достоин и при воздаянии не допускает склонения на одну сторону, или лицеприятия. А милосердие есть печаль, возбуждаемая милостью, и ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин худого с ним обращения, тому не воздает злом, и кто достоин доброго воздаяния, того преисполняет с избытком. И если в одном (т.е. милосердии) есть часть справедливости, то в другом (т.е. в правосудии) есть часть худого. Как сено и огонь не терпят быть в одном доме, так правосудие и милосердие – в одной душе 8 ». Пламенная, святая любовь, горящая в сердце истинного христианина, чувствуется и отражается в самом лице, взоре, движениях его. Ее чувствуют не только люди, но и животные. Как много есть сказаний в житиях святых о том, что дикие звери приходили к праведникам, получали от них пищу и не только не трогали их, но побежденные их любовью, ласкались к ним, слушались их и по смерти их предавались страшной тоске. Прекрасно изображено это чудное свойство смиреной любви в словах того же преп. Исаака Сирина : «Смиренномудрый любит всех, и его все любят… Приближается ли смиренномудрый к губительным зверям? Едва только обратят взор свой на него, укрощается свирепость их: они подходят к нему, как к своему владыке, поникают своими главами, лижут руки и ноги его, потому что ощутили от него то благоухание, какой исходило от Адама до его преступления, когда звери собраны были к Адаму и нарекал он им имена в Раю. Это отнято было у нас, но обновил и даровал нам сие снова пришествием Своим Иисус. Сим-то и помазано благоухание человеческого рода. Приближается также смиренномудрый к смертоносным гадам? Едва только приблизится ощущение руки его и коснется их тела, прекращается едкость и жестокость смертоносной их горечи, и своими руками сжимает их, как саранчу. Приближается он к людям? Внимают ему, как Господу. И что говорю о людях? Даже демоны, при всей наглости и досаде своей, при всей высоковыйности своего мудрования, когда приходят к нему, делаются как прах; вся злоба их теряет силу, разрушаются козни их, бездейственными остаются злоухищрения их 9 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Что рукопись XVIII века не представляет собой точной копии с подлинной записи чудотворений, это видно из того, что в этой рукописи не всегда строго соблюдается хронологическая последовательность чудесных исцелений. Чудо 12-е, напр., по рукописи совершилось 23 декабря, а благодатное исцеление ,бывшее 17 декабря, поставлено на 13 месте; таким же образом 31 и32 чудесами отмечены исцеления, имевшие место 12 и 17 июня, а 30-м чудом названо исцеление, совершившееся 30 июня. Этого ни в коем случае не могло бы быть, если бы означенная рукопись представляла собой точную копию с подлинной, хронологически последовательной записи чудотворений. Не будучи точным списком с первоначальной записи чудес, рукопись XVIII в. Представляет собой законченное литературное произведение. Заключительные строки его («отиде в дом свой радуясь, хваляще милосердие Спасителя своего и Бога, еже и от нас да славимо будет в нескончаемые веки. Аминь».) не заставляем читателя ожидать дальнейшего повествования о совершившихся пред иконой Спасителя чудесах. Между тем, едва-ли можно утверждать, что благодать и милосердие Спасителя в отношении к православному населению Сибири ограничилось только теми 32 чудесными исцелениями. , которые дарованы были сибирским христианам в продолжении семи месяцев, с ноября 1653 г. по июнь 1654 г. Без сомнения, чудеса продолжали совершаться и в следующих месяцах – июль, август и т.д. и даже в следующих годах. А если так, то заведенная при соборе книжица, равно как полная и точна копия с нее, должны были бы заключать в себе сведения о всех вообще чудесах. Но в рукописи XVIII века мы этого не видим. Да неизвестное нам лицо, оставившее после себя эту рукопись, и не задавалось целью описать все чудеса, совершившихся от иконы Спасителя, начиная с 1653 г. и до своего времени. Его задачей было представить , в виде назидательного чтения, повествование только о первых по времени чудесах от иконы Спасителя, он хотел описать, как он сам заявил в начале рукописи, в заглавии, только «начало происхождения чудес» (а не все вообще чудеса) от образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Лит.: Neale J. M. A History of the Holy Eastern Church: The Patriarchate of Alexandria. L., 1847; Am é lineau E. Monuments pour servir à l " histoire de l " Égypte chrétienne aux IVe, Ve, VIe et VIIe siècles. P., 1895; Rohrbach P. Die alexandrinischen Patriarchen. B., 1891; Болотов. Лекции. Т. 3-4; Fowler M. Christian Egypt: Past, Present and Future. L., 1901; Faivre J. Alexandrie//DHGE. T. 2. Col. 289-369; Maspéro J. Histoire des patriarches d " Alexandrie, 518-616. P., 1923; Bell H. I. Jews and Christians in Egypt: The Jewish Troubles in Alexandria and the Athanasian Controversy. L., 1924; Diehl Ch. L " Égypte chrétienne et byzantine. P., 1933; Antonini L. Le chiese cristiane nell " Egitto dal IV al IX secolo secondo i documenti dei papiri greci//Aegyptus. 1940. Vol. 20. P. 129-208; Hardy E. R. The patriarchate of Alexandria//Church History. 1946. T. 15. P. 81-101; Telfer W. Meletios of Lycopolis and Episcopal Succession in Egypt//Harvard Theol. Review. 1955. T. 48. P. 227-237; Ortiz de Urbina I. Diritti del vescovo alessandrino prima del concilio di Calcedonia//OCA. 1968. T. 180. P. 71-85; Wipszyska E. Les ressources et les activités économiques des églises en Égypte du IVe au VIIIe siècle. Brux., 1972; eadem. Le monachisme égyptien et les villes//TM. 1994. T. 12. P. 1-44; eadem. Études sur le christianisme dans l " Égypte de l " antiquité tardive. R., 1996; Meinardus O. F. A. Christian Egypt: Ancient and modern. Cairo, 1977. T. 1-2; Лоллий (Юрьевский), архиеп. Александрия и Египет//БТ. 1978. Сб. 18. С. 136-179; 1980. Сб. 21. С. 181-220; 1983. Сб. 24. С. 46-96; 1984. Сб. 25. С. 57-153; M ü ller C. D. G. Alexandrien//TRE. Bd. 2. S. 248-261; Martin A. Les premiers siècles du christianisme à Alexandrie//REAug. 1984. T. 30. P. 211-225; Brakmann H. Σναξις καθολικ in Alexandreia//JAC. Bd. 30. 1987. P. 74-89; Hierarchia Ecclesiastica Orientalis. Ser. Episcoporum Ecclesiarum Christianarum Orientalium, II: Patriarchatus Alexandrinus, Antiochensis, Hierosolymitanus/A cura di G. Fedalto. Padova, 1988; Bagnall R. S. Egypt in the Late Antiquity. Princeton, 1993; Worp K. A. A Checklist of Bishops in Byzantine Egypt (A. D. 325-c. 750)//ZfPE. 1994. Bd. 100. S. 283-318; Haas Ch. Alexandria in Late Antiquity: Topography and Social Conflict. Baltimore; L., 1997.

http://pravenc.ru/text/82070.html

р., основываясь на рассказах мелитиан ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 68 1, 11). Вероятно, небольшие группы раскольников действительно сохранялись длительное время, но большинство из них уже к сер. IV в. было дезорганизовано, и это движение потеряло влияние на ход церковных дел. Последнее упоминание о мелитианах относится к эпохе после араб. завоевания Египта. Коптский патриарх Михаил I (742-766) вел проповедь среди общин мелитиан в Арсинайском номе, но, не добившись соглашения, молил Бога об их истреблении; 10 чел. из их числа были тогда же убиты коптами. Ист.: Petrus Alexandrinus. Ep. ad ecclesiam Alexandrinam//PG. 18. Col. 509-510 (CPG, 1641); Ep. ad Miletium//PG. 10. Col. 1565-1568 (CPG, 1667); Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 6-19, 59-87; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 68; Socr. Schol. Hist. eccl. I 6, 9; Sozom. Hist. eccl. I 15, 24; II 17-18, 21-23, 25, 31; Theodoret. Hist. eccl. I 8-9, 26-31; Epistolae papyraicae Melitianorum (CPG, 1669)// Bell H. Jews and Christians in Egypt: The Jewish Troubles in Alexandria and the Athanasian Controversy. Oxf., 1924. P. 38-99; Crum W. C. Some Futher Melitian Documents//JEA. 1927. Vol. 13. P. 13-26. Лит.: Leclerq H. Meletius of Lycopolis//EC. 1913. Vol. 10; Спасский А. А. Догматич. движения в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 19142. Т. 1; Болотов. Лекции. Т. 2. С. 423-428; Ensslin. Melitius von Lykopolis// Pauly, Wissowa. Bd. 29. Sp. 550-551; Kettler F. H. Der melitianische Streit in Agypten//ZNW. 1936. Bd. 35. N 1. S. 155-193; Telfer W. Melitius of Lycopolis and Episcopal Succession in Egypt//HarvTR. 1955. Vol. 48. N 4. P. 227-237; Schwartz E. Die Quellen uber melitianischen Streit// Idem. Gesammelte Schriften. B., 1959. Bd. 3. S. 87-116; Williams R. Arius and the Melitian Schism//JThSt. N. S. 1986. Vol. 37. P. 35-52; EEC. 1992. Vol. 1. P. 551; Martin A. Athanase d " Alexandrie et l " eglise d " Egypt au IVe siecle (328-373). R., 1996; Лоллий (Юрьевский), архиеп. Александрия и Египет. СПб., 20012; Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy, 318-381 AD.

http://pravenc.ru/text/2562890.html

Что значит это ничтожное, тленное богатство в сравнении с богатством истинным, духовным? Ведь это земное богатство – постороннее для вас, оно – не ваше, оно для вас внешнее. Оно лежит в сундуках, оно хранится в « " сосудах». Есть истинное богатство. Кто приобрел богатство это, тот носит его в самом себе, в глубине души своей. Это духовное, истинное богатство выше всех сокровищ мира. Оно состоит в познании тайн Божиих, в созерцании сокровенных видений, в даре прозорливости и пророчеств, в силе благодатных исцелений и преестественных чудес. Это богатство в полном смысле «ваше»: оно не нуждается ни в ящиках, ни в сосудах. Но если вы не умеете во благо направить внешнее, «чужое» для вас богатство, если вы жадно трясетесь над золотом и серебром, если вы не способны распорядиться по закону Божественной любви этими земными сокровищами, то кто же доверит вам богатые сокровища неба – те сокровища, которые должны составлять ваше собственное внутреннее богатство? Ведь несправедливый, неверный в ничтожном неверен будет и в обильном. Кто щедр и милосерден, тот и духовные дары способен воспринять в душу свою на благо ближних своих. Верный в ничтожном и малом – верен будет и в великом. Ваши души отягощены сребролюбием и любостяжанием; вы заглушили в себе все высокое и святое; вы забыли Бога и Его святое учение; вы предались маммоне, вы – рабы его. А никакой слуга не может работать двум господам. Вы не можете одновременно служить Богу и маммоне. Вам, сребролюбцы и фарисеи, странными кажутся эти речи. Вы смеетесь над ними? Ваши сердца огрубели, ваши души омертвели. А у кого душа еще жива, у кого сердце еще не огрубело, внимайте притче о «Богатом и Лазаре», которую вы сейчас услышите от меня. Она приподнимет перед вами завесу. Она покажет вам судьбу богача, не знавшего истинного употребления земных богатств. « Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Читать далее Источник: Православный церковный календарь. – Изд. Санкт-Петербургской митр., 1993-./1995. – 145-152 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Часто ком­ментаторы затрудняются с интерпретацией этой притчи. Но если ее рассматривать как притчу о частной собственности, то ее смысл ста­новится прозрачным. Действительно, что значит “ богатство неправед­ное ”? Это частная собственность. Она “неправедная” потому, что под­линным собственником всего сотворенного является богатый господин, т.е. Господь. Управитель (по-славянски еще выразительнее: “ пристав­ник ”) — это человек; он должен только управлять, он только “прис­тавлен” к имению. Он же стал распоряжаться богатством господина как собственник, используя ее в выгоду себе и перестав служить Господу. И поэтому господин отнимает у него управление домом. Но неверный управитель одумался и исправил свой грех: он перестал вести себя как собственник, уменьшив величину долга, т.е. указав ровно столько, сколько должны были должники господину и не оставив себе никакой прибыли (так трактует это место архиепископ Лоллий (Юрьевский) /118/, один из лучших знатоков ветхозаветных норм жизни). Здесь фактически осуждается принцип “собственность дает прибыль”, на котором построена вся жизнь капи­талистического общества. За это, за отказ от права собственности и связанной с ней прибылью, и пох­валил управителя господин. И чтобы смысл притчи был более ясен, Христос разъясняет нам, непонятливым: “ если вы в неправедном бо­гатстве не были верны, кто поверит вам истинное? ”, т.е. если вы присвоили себе в собственность то “ малое ” (материальное), что при­надлежит Богу, то как можно дать вам “ истинное ” (духовное)? Это материальное есть для нас, людей “ чужое ”, но если мы и в чужом неверны, то “ кто даст вам ваше ”, т.е. духовные дары, ради которых и создан человек? В настоящее время большинство верующих людей являются сторонниками частной собственности. Для них крайне желательно получить религиозное оправдание этой идеи. Поэтому множество богословов, квалифицированных и не очень, принадлежащих разным конфессиям во все века тщательно исследовало Евангелия с целью найти в них тексты, если не освящающие частную собственность, то хотя бы дающие ей положительную оценку и показывающие ее необходимость для жизни людей. Предлагается, например, следующий текст:

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010