8. Крещение детей Все люди в греховности: Кто родился чистым от нечистого? ни один ( Иов.14:4 ). «Я в беззакониях зачат и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ) «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Для спасения устроена Церковь с Главой Христом и Благодателем Духом Святым. Вход в Церковь чрез крещение – прощение грехов. Без крещения нет спасения: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Крещение для всех: «да крестится каждый из вас» ( Деян.2:38 ). " Все мы во Христа Иисуса крестившиеся в смерть Его крестились» ( Рим.6:3 ). Крестить должно всех приходящих: " приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин.6:37 ), и взрослых: «кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ), и детей: Иисус сказал: «пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие» ( Мк.10:14 ). Детей необходимо приводить ко Христу крещением, иначе не войдут в Царствие Божие: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Христос звал детей: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним: ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал; пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» ( Лк.18:15–16 ). Крещение заменило обрезание: «В нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым», т.е. в крещении ( Кол.2:11–14 ). Обрезывали восьмидневных: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола» ( Быт.17:12 ). Младенцы способны воспринимать благодать Божию: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих» ( Мк.10:13 ). Праведная Елизавета говорила Божией Матери: «когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» ( Лк.1:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

I глава Христианская религия, по самому существу своему, есть религия любви, – любви всеобъемлющей, не ограничиваемой ни временем, ни местом, ни народом. Весь закон и пророки, по словам Спасителя мира, заключаются в двух заповедях: «Возлюби Господа своего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и ближнего твоего, как самого себя ( Мф.22:37–40 ). Действительность принадлежности христиан к Церкви Христовой и усыновление их Богом обуславливаются исполнением этих заповедей и в частности заповедью о любви к ближним: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». «Не любящий брата своего, не от Бога» ( 1Ин.3:14, 10; 4:8 ); он пребывает в смерти». Итак, сама жизнь во Христе немыслима без любви к ближним, под которыми Христос разумеет всех людей, без исключения, без различия по их отношению к нам лично, хотя бы они были и враги наши ( Лк. 6:27–28 ), и по их отношению к вере нашей, будут ли это самаряне или иудеи ( Лк. 10:29–37 ). Истинная апостольская любовь к заблудшим вызывала у святого апостола Павла «великую печаль и непрестанное мучение сердца», вызывала горячее желание «самому быть отлучённым от Христа», за неверующих израилитян, чтобы только дать возможность им уверовать и спастись ( Евр. 9:1–2 и Евр.10:1 ). Одним из видов деятельной христианской любви к людям вообще и инославным в частности и есть молитва о них, – молитва , имеющая своим содержанием не одно лишь временное, земное их благополучие, но спасение и вечную их жизнь. И мы видим, что святой апостол Павел не только велел христианам «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих», которые в его время, конечно, были или язычники или не верующие во Христа иудеи ( 1Тим.2:1–2 ), но и сам молился «о непокорившихся праведности Божией», неверующих израилитянах для их спасения ( Рим.10:1 ), как молился о них и первомученик Стефан ( Деян. 7:60 ). Так было во времена святых апостолов, так было и на всём протяжении истории христианской церкви, в которой дух любви Христовой никогда не иссякал, в которой поэтому никогда не прекращались и молитвы об инославных, даже об язычниках. Об этом мы имеем ясные свидетельства в древних литургиях: в литургии, изложенной в «Апостольских Постановлениях», в литургиях св. Ап. Марка, св. Ап. Иакова, в литургиях греческой, коптской, сирской и других более позднейших.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

     Лето – время петровского поста. В 2017 г. он начинается 12 июня и заканчивается в День Петра и Павла, 12 июля. Апостолы Петр и Павел имели столь значительные заслуги перед Церковью, что их назвали первоверховными, отличая от других спутников Христа. Их объединила дата мученической кончины, которую они приняли с разницей в один год. Апостол Петр был распят вниз головой (потому что считал себя недостойным принять смерть, как его Учитель Христос), апостол Павел усечен мечом как римский гражданин. Это случилось 29 июня/12 июля, по одним источникам, в один день, по другим – с разницей ровно в год. На святых иконах апостолов изображают вместе. Страницы Священной истории сохранили нам память об их жизни и деяниях. Они были совершенно разными по происхождению, характеру, образу мыслей. Главное, что было у них общим – это беззаветная преданность Господу, Которому они посвятили свои жизни. Апостол Петр, прежде именовавшийся Симон, был, что называется, из простых, неученый, некнижный. Трудился рыбаком, имел семью: жену и двоих детей, тещу и жил до поры как все. Ко Христу его привел младший брат Андрей. Встреча с Господом поразила его. «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)», – так сказал Господь (Ин. 1:42), прозревая в скромном рыбаке будущий светоч Духа. Он и стал камнем, на котором Господь основал Свою Церковь. Обладая горячей, страстной натурой, Петр вверился Учителю и с тех пор следовал за Ним. По первому же слову Спасителя оставил свое ремесло, дом, имущество, семью. Он первый исповедовал Христа Господом: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16). Вскоре после первой встречи Господь Сам посетил дом Петра и исцелил его тещу от горячки (Мк. 1:29–31). Христос удостоил Петра быть свидетелем выдающихся евангельских событий: Преображения Христова на Фаворе (Мф. 17:1–9; Лк. 9:28–36), воскрешения дочери Иаира (Лк. 8:41–56), молитвенного бдения в Гефсиманском саду перед Распятием (Мф. 26:37–41). Апостол Петр был единственным защищавшим Господа от тех, кто пришел предать Учителя на страдание и смерть. Впав в искушение, он трижды отрекся от Христа, но впоследствии глубоким слезным покаянием загладил свою вину. Именно ему Спаситель доверил пасти Свое стадо овец словесных. После Вознесения Господа на небо апостол Петр посетил множество стран, пламенно и дерзновенно проповедуя Христа Воскресшего, приводя к Господу тысячи людей (Деян. 2:41; 4:4). По его слову мертвые воскресали, хромые начинали ходить, расслабленные исцелялись. Больные получали благодатную помощь даже от прикосновения к его тени (Деян. 5:15). Верный ученик являл людям Божественную силу Духа Святого, которого Господь ниспослал людям как Утешителя до Его Второго пришествия и Страшного суда.

http://pravoslavie.ru/104270.html

Архив Апологетика Вход Господень в Иерусалим Исполнились сроки . Иисус готовился к Своим вольным страданиям и искупительному Подвигу: “Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам” (Мк. 10, 33). Прежде чем совершить Свое последнее путешествие, Иисус взял трех апостолов (Петра, Иоанна и Иакова) и поднялся на гору и преобразился пред ними (Мф. 17, 1–2; Мк. 9, 2; Лк. 9, 28–29; 2 Пет. 1, 17–18). Согласно древнему преданию, это был Фавор — гора с крутыми обрывистыми склонами примерно в 8-ми километрах на восток от Назарета. В то время, когда лицо Иисуса просияло, «как солнце», а одежды «сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2), явились Ему два великих праведника — Моисей и Илья — и говорили с Ним “об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме” (Лк. 9, 31), т. е. о смерти, воскресении и вознесении на Небо. Через несколько дней после сошествия с горы Спаситель с учениками окончательно покинул Галилею. Сначала Он хотел пройти в Иерусалим северным путем. Эта самая прямая и короткая дорога, занимавшая примерно три дня пути, пролегала через Самарию. Не общавшиеся с иудеями самаряне считали, что Богу должно покланяться не в Иерусалиме, а на горе Гаризим (Ин. 4, 20). Они с неодобрением отнеслись к путешествию Иисуса в Иерусалим. Самаряне не приняли Его в том селе, куда Господь послал пред Собою вестников. Видимо, это произошло по причине общего враждебного отношения ко всем, кто в это время совершал паломничество в святой град, ибо приближалась Пасха, и многие иудеи из северных уделов шли через Самарию на праздник. Дополняя этот рассказ св. апостола Луки повествованием других евангелистов, можем сделать предположение, что Спаситель избрал другой, северо-восточный путь. Он был значительно протяженнее. Иисус, окруженный учениками, переправившись через Иордан, вошел в Перею, обширную заиорданскую область, простиравшуюся от г. Пеллы на севере до крепости Махерон, в которой во время пьяного пира произошло убийство величайшего пророка Иоанна Крестителя.

http://pravoslavie.ru/put/070301113048.h...

архим. Антоний Исправление человеком. Чудо 11-е Ты верных спасительница, Богородице, и слепых наставница, и падающих исправление (Кан. на пов., гл. 1-й, п. 8-я, четв.) У жителя Черниговского Василия Болдаковского был слуга Клим. Наказующий, ради нашего исправления, различными болезнями, чадолюбивый Отец наш Бог, попустил бесу мучить сего слугу Клима; однажды привели его в Ильинский монастырь и привязали к столбу в пещере преподобного Антония, который некоторое время жил на том месте. О сем в Патерике Печерском говорится следующее: «Прелестник диавол возбудил Киевского князя Изяслава удалить пр. Антония из пределов Киевских. Брат князя, Черниговский князь Святослав, узнав о гневе на преподобного, ночью прислал за ним своих людей и взял к себе в Чернигов, где преподобный поселился в пещере, понравившейся ему, близ города горе Болдинской. На сем-то месте ныне и построен Ильинский монастырь. Молитвами пр. Антония и предстательством Пресвятой Богородицы Клим освободился в той пещере от мучения злого духа. Беседа 11-я Желающий исправить свою жизнь пусть взывает вместе с Давидом – о если б исправились пути мои, сохранити оправдания Твоя!? ( Пс. 118:5 ). Кто же их исправит? От Господа стопы человека исправляются ( Пс.36:23 ), и без Его помощи ничего нет возможного. И так, да исправит Господь стопы наши по ходатайству за нас Пресвятой Богородицы, Своим представительством Которая многим дарует исправление. – В размышлении о том, что именно спасло благоразумного разбойника учители толкуют неодинаково – одни, как и мы указывали выше в третьем нравоучении, говорят, что разбойник спасся верою, другие – покаянием – разбойниче покаяние рай отверзе (Ипак. Глас 1), говорит Дамаскин; некоторые причину спасения приписывают сокрушенному в молитве сердцу, ибо с сокрушенным сожалением о грехах разбойник обратился к Господу, воззвав – помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си ( Лк.23:42 ); а между тем известно, что сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит ( Пс. 50:19 ). Иные утверждают, что виною спасения послужило исповедание, ибо, сознавшись, он говорил – мы достойная по делом наю воспримлева ( Лк.23:41 ), за исповедание удостоился спасения, ибо сказал исповем на мя беззаконие мое Господеви, и ты оставил еси нечестие сердца моего ( Пс.31:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Беседа о том, что для плодоносного покаяния необходимо отвержение самомнения «Сотворите плоды достойны покаяния. И не начинайте глаголати в себе: Отца имамы Авраама» ( Лк. 3:8 ; Мф. 3:9 ). Эти слова принадлежат святому Иоанну Предтече Господа, величайшему из пророков. Иоанн заключил собою Ветхий Завет и начал Новый, служа таким образом связью обоих Заветов. Служение Иоанна предвозвестили ветхозаветные пророки; деяния и проповедь Иоанна описаны апостолами в Евангелии. «Зачало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, посвящено повествованию о Иоанне. Якоже есть писано во пророцех, се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовить путь Твой пред Тобою. Глас вопиющаго в пустыне, уготовайте путь Господень, правы творите стези Его. Бысть Иоанн крестяй в пустыни, и проповедая крещение покаяния во отпущение грехов» ( Мк. 1:1–4 ). Служение Иоанна заключалось в том, чтоб приуготовить путь для имеющего явиться в самом скором времени Господа, облеченного в человечество, – чтоб исправить для Него стези. Что это за путь? Какие это стези? Это – образ мыслей человеческих; это – сердечные чувствования и стремления человеков. Чтоб принять Господа, надо иметь способный для того, благоустроенный образ мыслей; чтобы принять Господа, надо иметь сердечное произволение к тому, надо иметь смиренные чувствования. Так объяснил архангел Гавриил праведному Захарию, отцу Предтечи, служение Предтечи, когда возвестил его зачатие и рождение. «Он (Предтеча), – говорил архангел, – многих из сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтоб возвратить сердца отцев детям, и непокоривым образ мыслей праведников, чтоб представить Господу народ готовый» ( Лк. 1:16–17 ). Покайтеся, возвещал человечеству святой Предтеча, сознайте, что вы грешники, что вы существа падшие и погибшие, что вы находитесь в челюстях вечной смерти, нуждаетесь во спасении. «Покайтеся: приближися бо Царство Небесное» ( Мф. 4:17 ), т.е. настало блаженное время, и Сам Бог немедленно явится между вами; явится хотя и в смиренном образе человека, но со всемогущею властью Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В. Чернов Крещение Господне События праздника Крещение Спасителя торжественно воспоминается Церковью через две недели после праздника Рождества, 6/19 января. Это связано с тем, что в древности Рождество и Крещение составляли один праздник в честь явления в мир Спасителя, именовавшийся «Эпифания» («Явление»). Впоследствии эти два празднования совершаться раздельно, однако сохранили глубокое единство, образовав особый праздничный период церковного года – Святки. Жизнь Иисуса в Назарете Господь Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, находящемся в Галилее. Вместе со Своей Матерью Он прожил там до Своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание ремеслом Своего мнимого отца, праведного Иосифа, который был плотником. Когда Иисусу исполнилось тридцать лет‚ то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учить в синагогах и быть наставником, наступило время явления Его народу Израильскому. Но прежде того момента, по пророческому слову, должен был явиться Израилю Предтеча, призванный приготовить людей к принятию Мессии. Именно о нем было пророчество Исайи: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» Крещение Господне ( Ис. 40:3 ). Этим Предтечей был Иоанн, сын иерусалимского священника Захарии и родственник Пресвятой Девы Марии, ведший тогда суровую жизнь в Иудейской пустыне ( Лк. 3:2 ). Проповедь Иоанна Иоанн ходил в окрестностях реки Иордан, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов ( Лк. 3.3 ). Крещение Иоанново было не то же самое, что христианское крещение: оно не подавало прощение но лишь символически свидетельствовало покаяние человека и его желание исправить свою жизнь. Послушать проповедь пророка выходила вся иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах Иордана, исповедуя свои прегрешения ( Мк. 1:5 ). У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: не он ли чаемый всеми Избавитель? Креститель сразу же отверг мнение, что он и есть Мессия. «Идет за мною Сильнейший меня, – говорил Предтеча, – у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мк. 1:7–8 ). Крещение Господа Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти ( 1Ин. 1:12 ). Столь печальное замечание благовестника Христова относится к избранному народу Божию, к сынам Израиля. Они, не узнав, – потому что не хотели узнать, – во Христе утеху Израиля, чаяние языков, свет истинный, необходимы для духовного просвещения всякого человека грядущего в мир, не приняли Его. Сыны царствия не приняли пришедшего к ним первоначально, как Своим присным, Сына Божия во плоти. И только ли не приняли? Обходившего грады и веси их, с словом духа и живота, оскорбляли неверием и хулою; благодеявшего им Чудотворца преследовали нагло клеветою; невинного отдали на суд беззаконный; праведного нарекли не лучшим возмутителя, и Ему предпочли разбойника; Святого умучили, и, бесчеловечно пригвоздив ко кресту Господа славы ( 1Кор. 2:8 ), предали самой лютой и самой позорной смерти. – Зрим ныне и образ сего, предносимый взорам нашим: образ Господа славы распятого, плотски в гроб плащаницею обвитого, душою же до ада нисшедшего! Но удержимся от всякого негодования, слыша кроткое слово Распятого: Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят ( Лк. 23:24 )! Припомним глаголы Его и проповедь Апостолов Его, о таинстве любви, какое совершил здесь Промысл Божий, заставив самое буйство человеческое, без нарушения свободы, служить высочайшей Своей премудрости, сокровенной прежде всего от век и от родов ( Кол. 1:26 ), на конец же веков озарившей всю вселенную; промыслим о всемирном торжестве Креста, о победоносной и спасительной силе смерти Распятого: – и в наших сердцах возникнут чувствования иные, возвышенные и благородные. Так и благовестник Христов, указав на столь мрачное падение многих во Израили ( Лк. 2:34 ), как бы поспешил открыть завесу, за которою скрывается светлая судьба тех, кому послужил Пришедший на восстание: елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти. Не для того ли это, чтобы благовестием о светлой судьбе приявших Господа всего более привлечь наши сердца к пренебесному сокровищу усыновления, указанием же на отпадение многих из сынов царствия произвесть в сердцах наших страх и опасение лишиться сего сокровища?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. Неделя 6-я Великого поста. Священник Сергей Ганьковский, проповедь ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ПРОПОВЕДЬ " ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ " Священник Сергей Ганьковский      Во имя Отца и Сына и Святого Духа!      В одной Церкви - в нашей православной Церкви - из глубины душ, уязвленных одиночеством и тоской, вырвались слова, вырвался крик, молитва к Богу-Утешителю: " Прииди и вселися в ны! " И в той же самой Церкви - в нашей православной Церкви - из глубины души, уязвленной сокрушительным страхом и сознанием собственного глубокого недостоинства выкрикнуты были другие слова: " Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный " .(Лк.5,8.)      Так, вот уже две тысячи лет, мы, христиане, то взыскуем Бога, то бежим от Него. Так вера в наших душах сменяется предательством. Так с давних времен и поныне, все в той же самой Церкви, все те же самые люди, мы, христиане, то с радостью кричим " осанна " , то с яростью - " распни Его " ! И наш Бог, видит и знает это. Знает и тогда в Иерусалиме, знает и сейчас. Он знает, что ждет великий город, Он знает, что ожидает весь мир, и потому - плачет.      Евангелист Лука пишет об этом так: " И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем... " (Лк.19,41.) Господь наш плачет о нас с вами, и эти слезы Христа - горький укор нам всем и одновременно, как это ни удивительно, эти слезы нашего Бога - знак надежды. Ведь только вчера Господь плакал об умершем Лазаре, и вот - Лазарь жив! Значит и у нас есть надежда на жизнь, значит и для нас не все потеряно.      Только ликуя и радуясь, нельзя забывать зачем наш Бог и Спаситель идет в Иерусалим. Он идет туда умирать. Весь ужас события, которое мы сегодня празднуем заключается в том, что никто из стоящих вдоль этого недолгого пути, никто не догадывается, не знает, что осленок везет Сына Божия на Голгофу. На смерть.

http://zavet.ru/gankov2.htm

Глава 2 1–7. Рождество Господа Иисуса Христа. – 8–20. Пастыри в поле и у яслей Вифлеемских. – 21–38. Обрезание Богомладенца и принесение Его во храм. – 39–40. Возвращение святого семейства в Назарет. – 41–50. Двенадцатилетний Иисус в храме. – 51–52. Замечание о жизни Христа в доме Его родителей. Лк.2:1 .  В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. «В те дни» – выражение неопределенное, но по связи с предыдущим можно полагать, что оно означает время, когда родился Иоанн Креститель. «Вышло повеление» – был издан указ. По мнению Богословского, здесь речь идет, собственно, об издании или обнародовании указа в Иудее: в Риме он стал известен раньше (Богословский, с. 341). «От кесаря Августа», т.е. от римского императора Августа (впоследствии имя Август – «священнейший» – стало общим прозвищем римских императоров). Первоначально Август назывался просто Октавианом. «Сделать перепись», т.е. описание лиц и предметов, на которые налагался государственный налог (подати и пошлины). При этом описании, как можно заключать из 2-го стиха, где это описание поставлено в одной линии с цензом Квириния, делалось внесение известных, подлежащих налогу, лиц в особые податные книги. «По всей земле», – точнее: по всей вселенной ( πσαν τν οκουμνην). Здесь подразумевается вся Римская империя; римские императоры носили титул «владыки вселенной». Лк.2:2 .  Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. Т.е. эта перепись была первая в целом ряду последовавших за ней переписей и случилась она при Квиринии, когда тот правил Сирией. Евангелист, очевидно, хочет отметить, что в год рождества Христова Иудея стояла на крайней степени унижения: она изображает из себя страну, вполне подчиненную язычникам, которые берут с нее подати. «В правление» ( γεμονεοντος), т.е. в то время, когда Квириний был вообще начальником Сирии на положении проконсула или прокуратора. «Квириния». П. Сульпиций Квириний (по-латыни – Квирин) был прокуратором Сирии с 6 до 11 г. по Р.Х. и умер в Риме в 21 году. Но как же с этим показанием истории примирить свидетельство евангелиста Луки, согласно которому этот Квириний правил Сирией перед самым рождеством Христа? Единственно подходящим предположением в разрешении этого трудного вопроса может быть догадка некоторых толкователей (прежде всего Цумпта, а потом Кейля, Вигуру и др.), согласно которой Квириний был два раза правителем Сирии: в 750–753 гг. от основания Рима и в 760–766 гг. (Вигуру). Основанием для этого предположения служит надпись, найденная на одном римском (тибуртинском) памятнике. В этой надписи, довольно поврежденной, упоминается о каком-то правителе, который дважды правил Сирией в царствование Августа. Имеются основания полагать, что здесь имеется в виду именно Квириний. В таком случае он мог производить два раза перепись: первый раз – до рождества Христа, второй – после этого события. Таким образом, евангелист Лука не противоречит истории 5

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010