У отдельных авторов встречаются более редкие варианты интерпретации значения наименования П. Так, сщмч. Ириней Лионский называет П., к-рая отмечает спасение сынов Израиля от погибели, «основанием спасения» (букв.- «причиной освобождения» (libertatis causa) - Iren. Dem. 25; в др. месте он именует ее «освобождением» (redemptio) - Idem. Adv. haer. IV 20. 12). Феодорит Кирский, несмотря на использования в отношении П. термина πρβασις, полагал, что на евр. языке П. означает «спасение первородных» (πρωτοτκων τν σωτηραν - Theodoret. Quaest. in Ex. 24). Типология ветхозаветной П. в толкованиях раннехристианских авторов Особое место в пасхальных гомилиях занимает раскрытие ветхозаветных прообразов смерти и Воскресения Иисуса Христа, осуществляемое путем символического и типологического истолкования обрядовых установлений ветхозаветной П. В пасхальных гомилиях подробно развита типология Иисуса Христа как нового пасхального Агнца (см.: 1 Кор 5. 7). Наибольшее внимание авторы древней Церкви уделяли типологическому истолкованию описания обряда П. в кн. Исход (Исх 12). В соответствии с библейскими аллюзиями в НЗ (см.: Ин 1. 29; Деян 8. 32; 1 Кор 5. 7) образ приносимого в жертву невинного пасхального агнца в трудах мн. древних экзегетов получал христологическое прочтение, связанное с крестными страданиями и смертью Спасителя. Сщмч. Иустин Философ говорил о том, что пасхальный агнец ВЗ служил «символом страдания крестного, которым надлежало пострадать Христу», при этом отмечая, что, поскольку агнец зажаривался на вертелах, протыкавших его крестобразно, это символическим образом указывало на Крест Спасителя ( Iust. Martyr. Dial. 40. 1-3). Мелитон Сардский именует Христа закланным (или несокрушенным) агнцем, жертвоприношение к-рого служит, по его мнению, «образом торжества» П. (см.: Melito. Pasch. 4-6, 44, 63, 69). По словам сщмч. Иринея Лионского, посредством заклания на П. непорочного агнца «символически показаны страдания Христа» ( Iren. Dem. 25). Агнец, будучи заклан евреями, освободил их от власти Египта, означающего тьму; он становится образом «истинного Агнца» - Христа, Который заколается ради освобождения людей от рабства «мироправителя тьмы века сего» ( Orig. De Pascha. 49. 25-30; ср.: Еф 6. 12). В «Пасхальной хронике» со ссылкой на несохранившееся сочинение Ипполита Римского говорится, что Христос «Сам стал Пасхой, будучи заклан за нас как истинный агнец» (Chron. Pasch. 12-13, 16; ср.: Лк 22. 16).

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

10 . «Всякая жертва солию осолится», – сказал Господь ( Мк.9:49 ), не будучи же осоле­на, воссмердится. Так и душа есть свойствен­ная жертва Богу, по сказанному: «Жертва Богу дух сокрушен» ( Пс.50:19 ), но, не будучи осолена солию благодати Пресвятого Духа, всячески воссмердится безумием и исполнится различ­ных страстей. Если кто и всю мудрость мира сего постигнет, но солью Святого Духа не осолится и не будет причастен благодати Гос­подней, тот останется весьма непотребным и, как не имеющий в себе начертанного царско­го образа, извержен будет вон из чертога Христова. «Аще кто духа Христова не имать, сей несть Его», – сказал апостол ( Рим.8:9 ). Глава четвертая О том, что в духовном делании до тех пор нужно трудиться и подвизаться, пока придет кто в просвещение разума 1 . Внешний человеческий разум мира се­го требует внешнего человеческого обучения, а духовный – внутренний (разум) – должен искать не человеческого, но Божест­венного научения от Самого Господа. Иная наука человеческая, иная же наука Божия. Как человеческому учению человек научает­ся от людей, так и Божественному учению подобает научаться от Бога. Как человек, не учившийся у людей, не может как должно ра­зумевать учения человеческого, так и душа, не наученная от Бога чрез умное делание, че­рез молитву и сердечное – слезное – умиле­ние, не может научиться Божественному ра­зуму и всему Божиему. Но научившийся от Бога Божественному может разуметь и все человеческое, не учившись никакому учению человеческому. Ненаученный же от Бога Бо­жественному нисколько не может сам по се­бе разуметь Божественного, кроме человече­ского – плотского. Дух Святой есть источ­ник всякой премудрости и разума: только получивший Его может познать и разуметь все внутреннее и внешнее. 2 . Апостолы не у людей учились гово­рить иными языками, но нашествием Пре­святого Духа внезапно начали говорить раз­личными языками, «якоже Дух даяше им» ( Деян.2:4 ). И Господь не книгу развернул для научения учеников Своих; но «отверзе им ум разумети Писания» ( Лк.24:45 ). Поэтому от нас требуется только тщание и со тщанием подвиг, чтобы принять и получить благодать: все, что нам нужно, удобно обрящем и будем иметь, толь­ко будем иметь прилежное попечение. Ибо всякое учение и всякая вещь дается тщанию и усердному прилежанию. Заботящийся, во всяком случае, научится как внешнему, так и всему духовному, а незаботящийся и неимею­щий попечения ничему не может навыкнуть и научиться. Потому-то Господь, научая и по­ощряя нас, говорит: «просите, и дастся вам, ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам; всяк бо просяй приемлет, и ищай обрета­ет, и толкущему отверзется» ( Мф.7:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Теперь перейдем к рассмотрению имен, прежде всего γπη. У LXX (2 Цар 13:15; Песн 2:4,5,7; 3:5,10; 5:8; 7:6; 8:4,6; Иер 2:2; Еккл 9:1,6; Прем 3:9; 6:17,19; Сир 4:8,11)=ahabah. В Новом Завете полностью отсутствует в Деян, Мк, Иак, всего по разу в Мф, Лк, дважды в Евр и Откр, но весьма часто употребляется в Посланиях Павла, Иоанна, Петра, Иакова. Слово это в XIX в. самыми авторитетными филологами определялось как “vox solum biblica et ecclesiastica”, “vox profanis ignota”, “vox mere biblica” 20 , однако открытия в области папирологии, сделанные на грани XIX и XX вв., заставили усомниться в правильности такого заявления. Об этих открытиях речь идет в ряде трудов А. Дайссмана 21 . Он приводит следующие данные: слово γπη содержится 1) в письме некоего Дионисия к Птолемею, отысканном в архиве Серапеума (Pap. Par 49 3 ) и относящемся ко времени 164–143 гг. до Р. Х.; 2) во фрагментарной Писидийской надписи императорского периода, но языческого происхождения; 3) в только что открытом тогда в Геркулануме тексте Филодема (I в. до Р. Х.) — подтверждает словарь Liddell & Scomm’a; — и приходит к выводу 22 , что γπη первоначально принадлежало нелитературному народному языку и употреблялось здесь в чувственном смысле, в каком оно потом применяется и у LXX, например, в Песне Песней. В пользу этого, по мнению А. Дайссмана, говорит еще и тот факт, что число действительных новообразований в языке Нового Завета незначительно, всего около 50 чисто “христианских” или “библейских” слов среди почти 50 000 слов Нового Завета 23 . Христианство обогатило словарь греческого языка позднее, в церковную эпоху с ее гигантским объемом и тончайшим дифференцированием догматических, литургических и канонических понятий. Точку зрения Дайссмана поддержали такие авторитетные ученые как А. Тумб, Дж. Миллиган, Н. Н. Глубоковский, С. И. Соболевский 24 . Однако исследования библеистов XX столетия о технике перевода LXX, а также об арамейской праформе евангельских текстов, равно как отсутствие, насколько нам известно, новых находок с употреблением γαπν, вынуждают авторов новейшего экзегетического словаря — Бальца и Шнайдера признать, что “до сих пор остается спорным, было ли γπη перед появлением в переводе LXX литературно подтверждено” 25 .

http://pravmir.ru/glagoly-lyubvi-v-novom...

«Я, Вульфила, епископ и исповедник (confessor), всегда веровал так и в такой единственной и истинной вере отхожу к Господу моему: верую во единого Бога Отца, единственного нерожденного и невидимого (solum ingenitum et invisivilem), и в единородного Сына Его, Господа и Бога нашего, устроителя и создателя всего творения, не имеющего подобного Себе, ибо един для всех Бог Отец, Который и Бога нашего Бог (ideo unus est omnium Deus Pater, qui et Dei nostri est Deus), и во единого Духа Святого, силу просвещающую и освящающую (virtutem inluminantem et sanctificantem), ибо говорит Христос после Воскресения апостолам Своим: «И я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (quoadusque induamini virtutem ab alto)» (Лк 24. 49), и далее: «Примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян 1. 8). Верую, что не Бог и не Господь, но верный служитель Христов, не равный, но подчиненный и повинующийся во всем Сыну, а Сын подчинен и повинуется во всем Своему Отцу» ( Auxentii Ep. 24). Мнение о том, что арианство В. было тем самым учением, к-рое приняли и исповедовали «варварские» народы, изменившие историю Средиземноморья в IV-VII вв. по Р. Х., не имеет надежных оснований, поскольку сохранилось недостаточно свидетельств о вероисповедании этих народов. Существование богословской школы В. труднодоказуемо. Нет согласия между совр. исследователями и в вопросе о связи В. с поздним лат. арианством, еп. Максимином и еп. Палладием из Ратиарии. В наст. время основные исследования направлены на выявление единства итало-балканского арианства (региональной, иллирийской традиции), развивавшегося как геополитический феномен со времени В. до эпохи господства лангобардов в Италии. Согласно этой концепции, ариане, проживавшие на территории региона, независимо от этнической принадлежности и разговорного языка придерживались вульфилианского арианства (названного поэтому «готским») и стали частью т. н. Церкви закона готского (Ecclesia legis Gothorum) - хранительницы иллирийской традиции и наследия В.

http://pravenc.ru/text/161017.html

«Бог ни в чем не имел нужды для создания того, чему быть Он предопределил у Себя, как будто бы Он не имел Своих рук. С Ним всегда присутствует Сын и Дух, через которых Он свободно и по доброй воле Своей все сотворил». Сщмч. Ириней Лионский («Против ересей», кн. 4), 2-й век. «А Церковь… приняла от апостолов и их учеников, свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие…» Сщмч. Ириней Лионский («Против ересей», кн.1 гл.10), 2-й век. Напоминаем, это всего лишь середина второго века! Наконец, были и другие раннехристианские мыслители, говорящие о Троице задолго до четвертого века. Примерные даты их жизни таковы: После того, как вы приведете мусульманам исторические доказательства, что уже до 325-ого года Иисуса Христа считали Богом, они наверняка скажут вам: «А как же Ариане, Несториане, Монофизиты? Ведь за ними была истина! Они не считали Иисуса Богом!». Однако, ни ариане, ни монофизиты, ни несториане не считали Христа простым пророком. Арианство — теологическое учение в христианстве b IV–VI веках. То, что утверждали ариане, было следующим: Бог-Отец по устроении мира стал причиной рождения Сына и по Своей воле сущность Свою воплотил в иную, созданную из ничего, в Бога нового и другого; и было время, когда Сын не существовал (Сульпиций Север, «Хроники»). Следовательно, для ариан, Иисус был «богом» с маленькой буквы, то есть божеством, отдельным от природы Бога-Отца. Они также верили, что по своей сущности Христос был «подобосущен» (греч. μοιος) Богу-Отцу, то есть, обладал природой, подобной природе Бога. Что, конечно же, не является монотеизмом. Следовательно, ариане никогда не считали Христа обычным пророком. Любопытно будет также взглянуть на  символ веры ариан, составленный Вульфилой, епископом готским: «Я, Вульфила, епископ и исповедник, всегда веровал так и в такой единственной и истинной вере отхожу к Господу моему: верую во единого Бога Отца, единственного нерожденного и невидимого, и в единородного Сына Его, Господа и Бога нашего, устроителя и создателя всего творения, не имеющего подобного Себе, ибо един для всех Бог Отец, Который и Бога нашего Бог (ideo unus est omnium Deus Pater, qui et Dei nostri est Deus), и во единого Духа Святого, силу просвещающую и освящающую (virtutem inluminantem et sanctificantem), ибо говорит Христос после Воскресения апостолам Своим: «И я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (quoadusque induamini virtutem ab alto)» ( Лк 24. 49 ), и далее: «Примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» ( Деян 1. 8 ). Верую, что не Бог и не Господь, но верный служитель Христов, не равный, но подчиненный и повинующийся во всем Сыну, а Сын подчинен и повинуется во всем Своему Отцу» (Auxentii Ep. 24) .

http://azbyka.ru/naibolee-rasprostranyon...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Леониду (Горбачеву), епископу Аргентинскому и Южноамериканскому 17 июня 2013 г. 16:08 17 июня 2013 года за Литургией в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в подмосковном Переделкине Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Леонида (Горбачева) во епископа Аргентинского и Южноамериканского. По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Леонида на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Леонид! Ныне через возложение рук архипастырей на главу твою снизошла благодать Святаго Духа, соделавшая тебя преемником апостолов и продолжателем их служения. Сей величественный, новосозданный в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского храм стал для тебя Сионской горницей, в которой первые ученики Господа и Его самовидцы облеклись силою свыше (см. Лк. 24:49), приняв Небесного Утешителя — Духа — от Бога Отца, дабы распространять слово Истины «даже до края земли» (Деян. 1:8) и возвещать миру радостную весть о Христе Воскресшем. Дивным промыслом Создателя теперь и тебе предстоит нести ответственное епископское служение, подражая апостольскому усердию и ревности. Волей Вседержителя и решением Священноначалия ты будешь заботиться о благоустроении церковной жизни на Южноамериканском континенте. Данный регион сыграл особую роль в истории России в трагическом XX веке: в годы революционных потрясений, репрессий и войн Латинская Америка стала вторым домом для большого количества наших соотечественников. Сегодня здесь проживает одна из самых многочисленных русскоязычных диаспор. Для этих людей особенно важно помнить о своих духовных и культурных корнях, о своей причастности к богатым традициям русского Православия. Посему прикладывай усилия для того, чтобы частое молитвенное и литургическое общение, активное участие в приходской жизни помогало им сохранить в своих сердцах живую веру и не утратить связь с исторической Родиной.

http://patriarchia.ru/db/text/3050194.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010