64.  …Иисус Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1. 15). 65.  …пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 13). 66. Алфавитный патерик. 67. Ин. 8. 44. 68. Мф. 27. 42. 69. Рим. 4. 1, 6. 70. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 71.  Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18. 13). 72. Пс. 37. 7, 8. 73. Благовестник. 74.  Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18. 14). 75.  …все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди (Мф. 23. 5). 76. Лк. 12. 1. 77.  Мф. 6. 78. Лк. 18. 13. 79. Святой Тихон Воронежский. Т. 14, письмо 4. 80. Лествица. Слово 28. 81. Ин. 1. 18. 82. Святой Петр Дамаскин. О семи умных видениях. Статья: Разделение молитвы всех разумов. Книга 1. Добротолюбие. Ч. 3. 83.  …Духом владычественным (Пс. 50. 14). 84. Заимствовано из толкования молитвы Господи помилуй старцем Паисием Нямецким. Писания старца Паисия. Издание Оптиной пустыни, 1847. 85. Преподобный Нил Сорский. Предисловие к Преданию. 86. «Постой мало (молча), дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем, рцы сие: Блажен муж, и прочее тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся (не спеша): якоже и умом разумевати глаголемая». Наставления пред чтением Псалтыри. Псалтырь отдельною книгою. 87.  …созиждет Господь Сион, и явится в славе Своей. Призрит на молитву беспомощных, и не призрит моления их. Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа (Пс. 101. 17, 18, 19). 88. Лк. 15. 10–32. 89.  …бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15. 10). 90. Лк. 15. 11–13. 91. См. толкование блаженного Феофилакта. 92.  Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф. 18. 14). 93. Мф. 25. 31. 94. Еф. 2. 14. 95.  …ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк. 9. 56).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

. Буквально: «начало родовых мук», родовых схваток. Ср. Гад 4:19, 27, 1 Фес 5:3 и Отк 12:2: «мука родами», «муки рождения». В ветхозаветных апокрифах так обозначалось особенно драматическое время непосредственно перед пришествием Мессии (Книга Юбилеев 23:18), по-еврейски: ПЧга – «страсти мессианские». . Дан 9:27, 11:31; 12:11; 1 Мак 1:54. . Это не слова Иисуса, а ремарка евангелиста, заимствованная затем Матфеем (24:15). . Почти буквальное воспроизведение стиха Дан 12:1 по Септуагинте, где др.-евр. «время тяжкое» передано как «день скорби». . Лука помещает эту сентенцию не в эсхатологической беседе на Елеонской горе, а несколько ранее: «Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя бы один из дней Сына человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь» . Воспроизведение ветхозаветных пророчеств Ис Иез Иоил 2:1-6,10; Ам 8:9; Соф 1:15 и др. . Реминисценция Дан 7:13. . Впоследствии под «родом сим», упомянутым здесь, стали понимать человечество в целом или уже христиан («род верных»). В Мф 11:16, Лк 17:25 «родом сим» обозначены современники Иисуса, не веровавшие в него и в Иоанна Крестителя; в Мф 12:41, 23:36, Мк 8:12 и Лк 11:29, 50 собирательное «род сей» относится к оппозиционным Иисусу фарисеям и книжникам. . Во времена Иисуса Книга пророка. Даниила была ещё не канонической, хотя пользовалась огромной популярностью. Иосиф Флавий был о ней самого высокого мнения (Древности, X 11.7). . В Вульгате: «в глубине», «в тайнике». Ср. Мф 6:6; Лк 12:3, 24. . Еврейская поговорка, восходящая к Иов 39:30. Ср. Лк 17:37. . Под этим «знамением», «знаком» отцы Церкви понимали крест, на котором был распят Христос. Ср. Сив «О блаженное древо, на коем Бога распяли!/Не на земле тебе пребывать стоит, а на небе,/Когда Бог огненный взгляд обновленный как молнию кинет» (перевод М. и В. Витковских). . В более ранних списках Евангелия от Матфея этот стих выглядел так же, как и в Евангелии от Марка: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, а только Отец Мой один». Его использовали ариане в полемике против защитников догмата о единосущии Отца и Сына.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

О любви к отечеству и вере Православной Лк.19:41–42 . «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих». Объясн. Вот яркий пример любви к своему отечеству. Христос, зная будущность Иерусалима, пролил о нём слезы. Так ли поступают те, кто и родину, и веру Православную променяли на веру немецкую – лютеранскую и протестантскую, которые основаны не на мудрости Иисуса Христа: Мк.16–18 , а на мудрости земной: Иак.3:13–15 ? 1Тим.5:8 . «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного». Объясн. Под своими разумеются люди, соединённые родством телесным или духовным: Гал.6:10 . Под присными разумеются, в частности, люди, составляющие один дом, одну семью: 1Кор.16:19 . Отвергся от веры тот, кто говорит, что не нужно любить своего отечества, своего народа и своей семьи, а нужно любить всё человечество; такой человек в действительности никого не любит, ни единоплеменников, любить которых запрещает ему собственное суемудрие, ни остальных людей, с которыми у него нет никаких отношений. О любви ко врагам Мф.5:44–45 . «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Объясн. Здесь говорится о любви к личным врагам, но к врагам общественного порядка – нарушителям святыни храма, Сам Христос отнёсся строго: Ин.2:15–17 ; предостерегали и святые апостолы от врагов истинной веры и благочестия: Иуд.1:18–19 ; 2Пет.2:1–3:3:16–17 . О молитве за врагов Ин.17:9–10 . «Я о них молю: не о всём мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои; И всё Моё Твоё, и Твоё Моё; и Я прославился в них». Объясн. Когда Господь говорит: «и Я прославился в них», то разумеет прошедшую и настоящую жизнь апостолов, исполненную любовью ко Христу – самоотречением: Мф.19:27 – и чудесными благотворениями: Мф.10:8 ; об них-то особенно и молился Господь. Но вообще из молитвы Иисуса Христа не был совершенно исключён даже и неверующий мир: «Отче! прости им»: Лк.23:34 . Господь Сам повелел молиться за этот мир: Мф.5:44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1215. Блаженны плачущие… (Мф. 5. 4). 1216. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5. 5). 1217. Ты прах и в прах возвратишься (Быт. 3. 19). 1218. Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36. 11). 1219. Мф. 5. 6. 1220. Мф. 5. 48. 1221. Мф. 5. 7. 1222. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5. 8). 1223. Преподобный Исаак Сирский. Слово 48. 1224. Мф. 5. 9. 1225. Духовные наставления блаженного старца Серафима Саровского. Глава 10, о подвигах. Изд. 1844 года. 1226. Преподобного аввы Дорофея поучение 13, о терпении искушений. 1227. Там же. 1228. Пс. 50. 7. 1229. Рим 7. 14; 17. 20. 1230. Рим 7. 14; 8. 8. 1231. Рим. 7. 24; 8. 2. 1232. Преподобного аввы Дорофея поучение 1, об отвержении мира. 1233. Гал. 5. 24. 1234. 4-е изречение аввы Лонгина. «Достопамятные сказания». 1235. 1 Пет. 4. 1. 1236. Святой Исаак Сирский. Слово 43. 1237. Слово 4, гл. 6. 1238. Я одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. Я ходил скорбный, с поникшей головою, как бы оплакивающий мать (Пс. 34. 13–14). 1239. Преподобный Нил Сорский называет их мысленными падениями. Слово 3. 1240. Семь раз упадет праведник и встанет (Притч. 24. 16). 1241. 1 Пар. 21. 1. 1242. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 1243. Старца Серафима, глава 10. 1244. Мф. 5. 8. 1245. …Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2. 4). 1246. Главы богословские и деятельные, гл. 4. Добротолюбие. Ч. 1. 1247. Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 32. 1248. Преподобный авва Дорофей. Поучение 13. 1249. Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его (Пс. 88. 23). 1250. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием (Кол. 2. 18). 1251. Флп. 2. 5–8. 1252. Беседа 7, гл. 4. 1253. Беседа 8, гл. 5. 1254. 2 Кор. 9. 13–15. 1255. Блаженны плачущие ныне, блаженны алчущие ныне и горе вам, пресыщенные ныне, горе вам, смеющиеся ныне (Лк. 6. 21. 25). 1256. «Подражание», Кн. 3, гл. 2. 1257. Ин. 19. 24. 1258. Преподобный авва Дорофей. Поучение 2.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Это те, которые «насаждены в доме Господнем, и во дворах Бога нашего процветут» ( Пс.91:14 ). Это приметы и доказательства истинных христиан – в том, что они делают правду, по учению апостола: «Знайте, что всякий, делающий правду, рожден от Него» ( 1Ин.2:29 ), – как и ложных христиан доказательство в том, что они не делают правды: «Всякий, не делающий правды, не есть от Бога» ( 1Ин. 3:10 ). Рассудив об этих приметах истинных христиан, осмотримся, христианин, находимся ли мы среди них, и постараемся принести плоды достойные покаяния, да не услышим от Господа в день Его: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» ( Лк.13:27 ). Глава 9: О христианском долге, который последует вере святой и из вышеписанных рассуждений следует «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» ( Флп.4:8 ). § 392. Христианам должно горних, то есть небесных и вечных, благ искать с усердием, а не временных и мирских, по учению апостола: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол.3:1–2 ). 1) Поскольку христиане воскресли духовно, и вновь возродились, и из плотских сделались духовными, то и искать должны не плотского и мирского, но духовного и небесного. 2) Требует того от них вера их, которая очищает сердце от мирских похотей и обращает к Богу и желанию небесного. Ибо вера есть дар Божий духовный, и учит нас духовного искать, если ее имеем, и поскольку от неба приходит к нам, то к небу восхищает и влечет сердце наше. 3) Христиане в мире этом – пришельцы и странники ( Пс.38:13, 118:19 ; Евр.11:13 ). Поэтому не должны примешиваться сынам века сего, которых «бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» ( Флп.3:19 ). 4) Христиане позваны в жизнь вечную ( 1Тим.6:12 ), которая одна только и нужна; и это есть «благая часть, которая не отнимется» у нас ( Лк.10:42 ). Итак, ее одну избирать и искать со всяким прилежанием должно. 5) «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти», и прочее ( 1Тим.6:7–9 и след.). Посему не должно нам сокровищ скрывать на земле, но – на небе ( Мф.6:19–20 ). 6) Жилище христиан – на небесах, по учению апостола ( Флп.3:20 ). Посему, если и притекает к нам богатство, не должно нам прилагать к нему сердца ( Пс.61:11 ), но через руки нищих туда предпосылать, где сокровище наше, «ибо где сокровище наше там будет и сердце наше» (ср. Мф.6:21 ). (Смотри еще главу о презрении мира в первой книге). § 393. Христиане не тело тленное, но душу нетленную украшать должны.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

О, печальная истина! И неужели же не разумеют все делающие беззаконие, что они все сидят во тьме и сени смертной ( Мф.4:16 ), все находятся в преддверии ада? – и земля со всеми на ней обитателями есть не иное что как царство тьмы, страна духовного мрака, или темница душ наших. И хотя свет истины воссиял для всех, но человецы, – по слову Писания, – возлюбиша паче тьму, неже свет ( Мф.4:16 ). И вот все приверженные к земле сидят в стране и сени смертной ( Лк.12:15 ). И кто им может открыть глаза, чтобы обратились от тьмы к свету, перешли из-под власти сатаны в Царствие Божие? Сам Господь открывает им, хотя они и не верят Ему; а Он возвещает ясно, перечисляет всех погибающих подробно, совершенно верно говорит, что предстоит неизбежное горе всем – смеющимся, насыщенным, богатым и славным на земле, всем миролюбцам или любителям благ века сего. А потому и говорит нам, как не хотящий погибели грешников: смотрите, берегитесь любостяжания ( Лк.12:15 ); не собирайте себе сокровищ на земле ( Мф.6:19 ); и, указывая на них, как на причину сердечного отвращения от Бога и душевной погибели, сказал: идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше ( Мф.6:21 ). И еще возвестил, что трудно и сколь трудно богатому войти в радость вечную, и объяснил – почему. Ясно представил и самую причину, – потому что, как говорит, – двум господам, противным друг другу в требованиях, каковы Бог и богатство, никто не может служить. Господь требует нестяжания; а другой господин принуждает постоянно искать одной прибыли. И вот человек, который удостоился чести такой, что учит его Сам Бог, и остается неразумен, делается произвольно подобен животным, которые погибают (Ср. Пс.48:21 ). А что действительно все неразумные люди погибнут, это видно из того, что они свидетельства Господня не приемлют сердцем, а тем самым и выказывают, что они не почитают Его праведным в словах, но лживым (Ср. 1Ин.5:10 ), как говорится в Писании. Но кто так не почтителен к Богу, тот весьма похож на тех, кои, презирая учение Господне, взывали: кто может Его послушати? (Ср. Ин.6:60 ) и о Нем Самом говорили: неистов есть ( Ин.10:19 ). У таких же людей так огрубело сердце, что они уже никак не могут уразуметь и обратиться с покаянием, чтобы Господь исцелил их. Таким образом и погибают все неразумные люди, – хотя им и говорит Господь: почему вы не понимаете речи Моей? Если Я говорю истину; почему вы не верите Мне ( Ин.8:43, 46 )? И сбывается на них слово Писания: слухом услышите, и не имате разумети ( Ис.6:9 ). А таких людей много, очень много, – так что и самым лучшим из нас можно сказать слова Господни, сказанные Им ученикам Его: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки ( Лк.24:25 ), – и что возвестил нам Сам Господь! Потому-то и апостол говорит нам: смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые. Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия ( Еф.5:15, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Мф.9:21–22 . «Ибо она (кровоточив. женщина) говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев её, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова». Объяснение. Отсюда видно, что и одежда Спасителя была чудодейственна: Мф.14:36 ; Лк.8:44 ; и руками апостолов Бог творил много чудес: Деян.19:11:5:15 . Мф.12:39 . «Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Объяснение. Итак, знамения и чудеса не даются роду лукавому: Мф.4:3–7 ; Мк.15:29–32 ; Ин.4:48:5:36:10:38 ; но для верующих людей они бывают: Мф.17:20:8:10–13 . Мк.15:32 . «Христос, Царь Израилев, пусть сойдёт теперь с Креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его». Объяснение. В этих словах подтверждается та истина, что для неверующих во Христа и врагов Его не даются знамения и чудеса: Мф.4:3–7:12:39:16:4 . 3Ездр.12:40–45 . «Когда, по истечении семи дней, весь народ услышал, что я не возвратился в город, собрались все, от малого до большого, и, пришедши ко мне, говорили мне: чем согрешили мы против тебя?.. Если ты оставишь нас, то лучше было бы для нас сгореть, когда горел Сион. Ибо мы не лучше тех, которые умерли там. И плакали они с громким воплем». Объяснение. Отрицающие на этом основании возможность чудес забывают слова Спасителя, сказавшего: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит»: Ин.14:12 . Слова Христовы имеют значение до скончания века: Мф.24:35 . Мнение о 400-летнем царствовании Мессии, со смертью Которого умрут все живущие люди и вся земля погрузится на семь дней в мёртвое молчание, как было до творения мира, – принадлежит иудейским раввинам. Указания на совершённые Господом и апостолами чудеса в новом завете многочисленны, приведём здесь хотя несколько. Воскрешённые мертвецы: Мф.9:18–19 ; Мк.5:22–24 ; Лк.8:41–42:7:12–15 ; Ин.11:11–44 . Изгнания демонов: Лк.13:11–13 ; Мф.15:22–25 ; Мк.7:25–30 . Прекращение ветра: Мф.14:32–33 . Чудесное насыщение: Мф.15:32–35 . Превращение воды в вино: Ин.2:6–11 и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

поставлено в конце. Это значит, что Господь поставил его ниже даже грешников (пятое и шестое прошения). Вообще, мы замечаем не только “холодное” отношение Господа Иисуса Христа к диаволу, но и – как к “противнику нашему” (1 Пет. 5, 8), и “врагу” Божию (Лк. 10, 19) – даже господственное и наказывающее, со властию подчиняющее его даже людям – апостолам и верующим (Мк. 16, 17; Лк. 10, 1). И Сам Господь изгонял бесов с необычайной властью (Мр. 7, 29; Лк. 4, 5; 9, 42). И бесы трепещут Его (Иак. 2, 19), они знают, что Христос будет “мучить” их (Мф. 8, 29) и слуг его [диавола] (Откр. 14, 10); “диавол” будет “ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков” (Откр. 20, 10). “Бог ангелов согрешивших не пощадят, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания” (2 Петр. 2, 4. Иуд. 1, 6). И там будет “плач и скрежет зубов” (Мф. 8, 1; 13, 42, 50; 24, 15). Даже и грешникам нелюбовным и непокаявшимся скажет строго и справедливо: “Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… И пойдут сии в муку вечную” (Мф. 25, 41, 46). Вот какой конец ожидает их! Ещё спрашивается: почему употребляется в этом прошении союз “но”? Думается, что это прошение собственно представляет вторую половину предыдущего, и тогда оно будет понятнее. Мысленно “не введи” – “не попусти” нам войти в искушения, а уж если, по праведному суду Твоему, введешь нас в них, – мы примем их: “но” тогда только избавь нас от диавола, чтобы он не воспользовался ими и не употребил их для нашей погибели. Значит, это прошение говорит нам о том, что искушения бедствиями могут быть нами обращены и во спасение. Однако избавиться нам от использования их диаволом можно только силою Божиею, но никак – не нашею силою: будут ли эти искушения от нас самих, или от мира, или непосредственно от диавола и бесов его – избавиться от них мы можем лишь Богом. Это и понятно: ведь бесы – бывшие ангелы и потому -с ильные, хитрые, злобные. С дитятей священника храма Христа

http://pravmir.ru/molitva-gospodnya/

Мих.6:7 . «Но можно ли угодить Господу тысячами овнов, или неизчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление моё и плод чрева моего за грех души моей?» Объясн. Это пророчество свидетельствует всё о том же, что вещественные дары и жертвы не угодны Богу лишь в том случае, когда они приносятся без усердия, когда приносящие не исполняют заповедей Божиих, ибо тот же пророк говорит, что когда сам человек будет «действовать справедливо, возлюбит дела милосердия»: ст.8 – тогда и вещественные дары и жертвы Богу будут угодны, что видно из первой кн. ветх. завета: Быт.4:4–5 , так и из нов. завета: Лк.21:3 . Разница здесь в том только, что тогда были жертвы кровавые, а ныне бескровные. Жертвоприношение новозаветное Ин.12:7–8 . «Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня – не всегда». Объясн. Здесь обличение тех, кто отрицает необходимость служения Лицу Христову. В этом примере Господь благословляет многоценные пожертвования во славу имени Его: Мф.26:10 . Если мы теперь не видим Христа во плоти, то видим меньших братьев Его: Мф.26:40 ; вдовица, положившая в дань Богу последние две лепты, была Господом поставлена в пример: Лк.2:2–4 . Евр.9:11–12:25–26 . «Но Христос, Первосвященник будущих благ, пришёл с большей и совершеннейшей скинией, нерукотворенной, то есть, не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своей Кровью, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление... И не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужой кровью, иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира. Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвой Своей». Объясн. Здесь говорится об отмене только ветхозаветных жертвоприношений, которые служили прообразом жертвы Голгофской. В Н. Завете Сам Господь Иисус Христос принёс Себя в жертву Богу: Евр.13:10 ; 2Кор.5:21 . Посему теперь приносится под видом хлеба и вина, в таинстве святого Причащения, великая жертва тела и крови Христовой: 1Кор.10:16–18 . Приносить эту жертву заповедал Сам Господь: Лк.22:19 , и она должна приноситься до скончания века: 1Кор.11:26 ; ибо в последнем месте говорится о таинстве святой Евхаристии, напоминающем смерть Господню «доколе Он прийдёт», т.е. до второго славного пришествия. Эта жертва, по слову апостола, очищает совесть нашу от мёртвых дел: Евр.9:14 . Как в Ветхом Завете без пролития крови не было прощения: ст.22; Исх.29:21 ; Лев.16:12–19 , так и в Новом Завете всё должно очищаться кровью лучшей жертвы, т.е. Евхаристии: ст.23, а потому совершенно неосновательно смешивать ветхозаветные жертвы с новозаветной жертвой, без которой никому нельзя иметь жизни вечной: Ин.6:53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Если же и после проповеди Предтечи народ остался не вполне приготовленным, то это произошло уже не от проповедника, а от собственного нерадения народа, его невнимательности и злой воли. «Когда приходил какой-либо пророк с проповедию, пишет блаж. Феофилакт, то не все веровали, но способные, т. е. предуготовившие себя к тому; так и Иоанн приготовлял Господу людей, но не непокорных, а способных, т. е. предуготовившихся к принятию Христа. Лк.1:18 . И речé захáриа ко áнгелу: по чесомý разумею сиé? áз бо éсмь стáр, и женá моя заматоревши во днéх своих. (И сказал Захария Ангелу: по чему я узнáю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.) Правда, что в таком возрасте, в каком находились Захария и Елисавета, рождение детей прекращается; но он, как священник, сведущий в своих священ. книгах, должен был припомнить, что, по соизволению Божию, напр., Авраам и Сарра в старости родили Исаака. Захария тем более должен был верить, что ему говорит Ангел и говорит во святом месте. Но он усомнился, за что и был наказан. «Ангел справедливо не прощает неверующему Захарии, замечает св. Афанасий великий , потому что он имел в примере прежде того бывших бесплодными и рождавших, как учит Божественное писание.» Лк.1:19 . И отвещáв áнгел речé емý: áз éсмь гавриил предстояй пред Бóгом, и пóслан éсмь глагóлати к тебе и благовестити тебе сия: Лк.1:20 . и сé бýдеши молчя и не могий проглагóлати, до негóже днé бýдут сия: Занé не веровал еси словесéм моим, яже сбýдутся во врéмя своé. (Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за тó, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.) Аз есмь (я) Гавриил, предстояй (предстоящий) перед Богом. Захария из книги пророка Даниила ( Дан.8:16, 9:21 ) мог знать, кто – этот архангел Гавриил, – что он ближайший служитель Вечного Бога. Предстоять царю или Богу значит быть ближайшим к ним. Выражение это заимствовано из жизни восточных царей, где предстоящими царю назывались люди, самые приближенные к нему ( 3Цар.10:8, 12:6 и др.) Се будеши молча (будешь молчать). Это было наказанием и вместе знамением, что самое событие с Захарием должно быть тайною до времени, во избежание вредных следствий, если бы огласилась хотя часть того, что возвещено ему небесным посланником. Лк.1:21 . И беша людие ждýще захáрию: и чудяхуся коснящу емý в цéркви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010