В евангельских повествованиях, как и в Ветхом Завете, небо является местом, откуда люди слышат голос Божий. Когда Иисус, крестившись от Иоанна, выходил из воды, «се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:16–17 ; Мр.1:11 ; Лк.3:22 ). В момент Преображения те же слова звучат из облака, то есть, опять же, с неба ( Мф.17:5 ; Мр.9:7 ; Лк.9:35 ). В другом случае, когда Иисус прервал обращенную к иудеям речь, чтобы обратиться к Богу с молитвой: ответ Отца пришел с неба ( Ин.12:28 ). Небо, согласно Евангелиям, является жилищем не только Отца, но и Сына. О Себе Иисус говорит как о «сшедшем с небес» ( Ин.4:13; 6:38 ). Он называет себя хлебом, «который сходит с небес и дает жизнь миру» ( Ин.6:33,50–51,58 ). Первосвященнику на суде Он говорит: «...отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ; Мр.14:62 ). По окончании Своей земной миссии Иисус на глазах учеников вознесся на небо ( Лк.24:51 ; Деян.1:9 ) и воссел одесную Бога ( Мр.16:19 ). И пока ученики еще смотрели на небо, им явились два ангела, которые сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:10–11 ). Богатейшую семантику понятий «небо» и «небеса» следует учитывать при рассмотрении как молитвы «Отче наш», так и других евангельских текстов, где говорится об Отце Небесном, Царстве Небесном, о Сыне, сшедшем с небес. В этом словоупотреблении не следует видеть лишь архаизм, требующий метафорического толкования. Духовное и материальное и в жизни современного человека не полностью разделено. Оно может быть разделено в философском дискурсе, но на практике феномены духовной жизни по-прежнему остаются привязанными к материальным предметам и явлениям. Писатели древней Церкви делали четкое различие между небом материальным и тем «небом», которое метафорически выражает духовную реальность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

и биологическое. Так, во-первых, в обрезании Иисусу наречено имя, то есть он выделен из всей, так сказать, «массы» человечества, стал единицей в человеческом обществе. Во-вторых, через обряд обрезания Он причислен к Божьему народу, к тогдашней Церкви. Но возникает вопрос: почему Бог дал Своей ветхозаветной церкви именно такой, как бы «неприличный» знак завета, до которого сам человек никогда бы не додумался?.. Апостол Павел отмечал, что на всем Ветхом завете лежит«покрывало», которое «снимается Христом» ( 2Кор.3:14 ). Так и в этом вопросе. Наверное, только для того и было установлено в древности обрезание, чтобы теперь, когда пришла полнота времен, был обрезан Младенец Иисус. Так что, в-третьих, в обрезании перед всеми засвидетельствовано, что в младенце Иисусе такая же кровь, как и во всех, и тело Его, до последнего члена, такое же, как и тело всякого человека. И с этого момента обрезание, как религиозное установление, утратило свой смысл. Сретение Господне. Лк.2:22–38. «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу; и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» ( Лк.2:22–24 ). Эти два обряда и пришла Мария выполнить в сороковой день, как и всегда Она смиренно выполняла все, что положено совершать каждой израильтянке. И тут звучат еще два свидетельства о Ее Божественном Сыне. «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Свитый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» ( Лк.2:25–26 ). Значит, этот человек жил очень долго, переступил все обычные пределы жизни. Существует предание, что он прожил более трехсот лет. Говорят, он был одним из семидесяти переводчиков Библии на греческий язык, в четвертом веке до Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Марфа служила — сходство с Лк 10:40 (Марфа же заботилась о большом угощении), и противопоставление ей Марии скорее всего указывает, что Иоанну был известен текст Лк. Лазарь был одним из возлежавших с ним — Лазарь не играет в этом отрывке никакой роли и упомянут для того, чтобы связать персонажей синоптического рассказа о помазании с предшествующим рассказом о воскрешении. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира — сходство с Мк 14:3 очень велико, и особенно примечательно слово pismikTj, точное значение которого неизвестно (предположительно — ‘чистый’ или ‘настоящий’) и которое встречается только у Марка, у Иоанна и у тех писателей, которые явно опираются на них. Скорее всего Иоанн просто воспроизвёл слово Марка, а у Марка, согласно наиболее правдоподобной гипотезе, оно отражает арам. pistaqa ‘фисташковый орех’. Фунт — слово l…tra соответствует лат. libra, мера веса, равная 12 унциям. Нардового — восточное благовоние, евр. nerd, см. Песнь 1:12; 4:13–14. Помазала ноги Иисуса — тут Иоанн следует за Лк 7:38, а не Мк 14:3. Отерла волосами своими ноги Его — Иоанн опускает упоминание Луки о том, что женщина омыла ноги Иисуса слезами, из-за чего действие с волосами становится непонятным. Эти подробности укладываются в логику рассказа Луки о кающейся грешнице, но у Иоанна Мария выступает только как сестра Лазаря и, может быть, вторая хозяйка после своей сестры. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал — в Мк 14:4 и Мф 26:8 упрекающие женщину не названы по имени. Во всех Евангелиях подчёркивается, что предатель принадлежал к самому близкому кругу учеников. И слова Иуды, и ответ Иисуса очень близки текстуально к Мк 14:4–8. Она сберегла это на день погребения Моего — особую сложность представляет значение слова thr»sV ‘чтобы хранила’ или ‘чтобы помнила’, особенно потому что день погребения ещё не настал, а благовония уже растрачены (у Марка женщина даже разбивает сосуд, показывая тем самым, что не желает сохранить ни одной капли).

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Об этом смущении прямо и гово­рят евангелисты в своём замечательном рассказе о следующем яв­лении Христа. Когда в восьмой день по воскресении своём Христос явился всем одиннадцати апостолам и бывшим с ними ещё некото­рым другим ученикам своим, то они, – говорит евангелист, – сму­тившись и испугавшись, подумали, что видят духа ( Лк. 24:37 ), т.е. они подумали то самое, что именно казалось апостолу Фоме относительно первых явлений Христа в первый день по Его воскре­сении. Поэтому, в ответ на смущение и недоверие своих учеников, Спаситель и предложил им то самое доказательство, какого домо­гался апостол Фома: что смущаетесь и для чего такие мысли вхо­дят в сердца ваши! Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня ( Лк. 24:38–39 , ср. Мк. 16:14 .), – и, обращаясь лично к виновнику смущения и неверия апостолу Фоме, Он добавил: подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверую­щим, но верующим ( Ин. 20:26–27 .). Тогда апостол Фома убедил­ся в действительном воскресении Христа, но прежнее сомнение его успело пустить такие глубокие корни, что другие апостолы, по за­мечанию евангелиста, от радости ещё не верили и дивились, так что для убеждения их в том, что Он не привидение, Спасителъ принял от них часть печёной рыбы и сотового мёда и ел перед ними ( Лк. 24:41–43 .). Однако раз появившееся недоверие к доказательной силе чув­ственных впечатлений не могло уже быть уничтожено никакими чувственными доказательствами. Когда человек убеждается отно­сительно возможной обманчивости явлений зрения, то это убежде­ние его само собою переносится им на всякое показание всякого чувства, и человек естественно начинает думать об одних только обманах чувств, т.е. ему невольно начинает казаться так, что в действительности, может быть, ещё и нет того, что представляется ему. Поэтому даже и такое поразительное доказательство, как принятие Спасителем пищи, не вполне убедило апостолов в том, что перед ними находился не дух Христа, а Сам живой Христос, умерший и воскресший и телесно явившийся им.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Лк.7:37 . И сé женá во грáде, яже бе грешница, и уведевши, яко возлежит во хрáмине фарисéове, принéсши алавáстр мира, Лк.7:38 . и стáвши при ногý егó созади, плáчущися, начáт умывáти нóзе егó слезáми, и власы главы своея отирáше, и облобызáше нóзе егó, и мáзаше миром. (И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.) Женщина. Полагают, что эта женщина была та же, которая после еще помазала Господа миром в Вифании ( Мф.26:6 и дал.). Полагают также, что это была грешница Мария Магдалина, из которой Господь изгнал бесов ( Лк.8:2 ; Мк.16:9 ), и она теперь свидетельствовала Господу свою благодарность. Того города (во граде), – какого, неизвестно. Если женщина была Мария Магдалина, то этот город был Магдалы (См. 5:2). Грешница – блудница (ср. Ин.8:7 ). Алавастр мира (алавастровый сосуд с миром). Алавастр, это – род мрамора, из которого делались сосуды для хранения жидких ароматических веществ, также вазы, урны и пр. Мазала миром. Миро, это – драгоценная благовонная жидкость, составлявшаяся из масла и пахучих веществ: из оливкового масла, нарда, смирны и различных цветов. Помазание миром вдревле у евреев употреблялось при посвящении в первосвященники, цари и пророки; употреблялось оно и в обыденной жизни, особенно во время пиршеств, также при представлении высоким людям и при приеме у себя в доме таких людей. Помазывали обыкновенно волосы на голове, также бороду и одежды ( Пс.22:5, 132:2 ), а для выражения особенного почтения, и ноги. На востоке был обычай гостям, после путешествия, омывать ноги, особенно на вечери. Омывали слуги, иногда и сам домохозяин, или же сам гость поданною ему водой ( Быт.18:4 ; Суд.19:21 ). Обычай умывать ноги взят с того, что по причине жаркого климата ходят там босыми ногами, отчего портятся ноги, и омовение теплою водою и при этом еще мазание маслом служило первым лекарством для ног. В доме Симона женщина, вместо воды, омыла ноги Господа своими слезами. Плачущися (плача). Женщина плакала от сознания своей греховности и прося себе прощения грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Сотник, стоявший при кресте и видевший все происшедшее, свидетельствует: истинно Человек Сей был Сын Божий! (Мк. XV, 39). Наконец, сами бесы кричат, свидетельствуя против воли:  оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин?.. Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий (Мк. I, 24). Таковы отзывы врагов Спасителя и лиц посторонних. Послушаем, что говорят друзья. Вот свидетельство Иоанна Крестителя:  видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. I, 29). Свидетельство апостола Иоанна Богослова:  всякий, имеющий... надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха (1 Ин. III, 3. 5). Свидетельство апостола Петра:  Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1 Пет. II, 22. 24). Свидетельство апостола Павла:  Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес (Евр. VII, 26). Свидетельство апостола Фомы:  Господь мой и Бог мой! - говорит он, осязав руки и ребра Спасителя (Ин. XX, 28). Кроме того, мы имеем свидетельство небожителей. Архистратиг Гавриил, возвещая пречистой Деве о рождении Иисуса Христа, говорит:  Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего (Лк. I, 32). При самом рождении ангел, явившийся пастухам, возвещает:  я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. II, 10-11). Наконец, Сам Бог Отец свидетельствует о Иисусе Христе при Его крещении: Ты Сын Мой возлюбленныый, в Котором Мое благоволение (Мк. I, 11). Все эти свидетельства так ясны, так убедительны, что не оставляют никакого сомнения в божественной личности Спасителя. О ком из людей можно сказать, что он безгрешен? Даже лучшие из учеников Христовых имели недостатки, и ни об одном из них мы не можем утверждать, что он не сделал никакого греха. Апостол Иоанн проявляет нетерпимость (Мк. IX, 38), честолюбие (Мк. X, 37), раздражительность (Лк. IX, 54); апостол Петр — самомнение (Мк. XIV, 29), неустойчивость (Мк. XIV, 68, 70, 71), маловерие (Мф. XIV, 31); апостол Фома — неверие (Ин. XX, 25); апостол Павел в сознании своей греховности называет себя " извергом " , недостойным назваться апостолом, потому что гнал Церковь Божию (1 Кор. XV, 8-9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

12:49) «как» исполняет «волю не Свою, но пославшего Отца» (Ин.6:38). Как Он, будучи «Царь славы и Господь сил, повинуется» (Пс.23:10) родителям; нищета и убожество не освобождают Его от повиновения. «Лисы имеют норы» (Лк. 2:51), и «птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20),— сознается Он,— однако продолжает терпеть нищету и убожество. Слава и величие не отвлекают Его от предусмотренного повиновения. Когда народ «хочет взять Его и сделать царем» (Ин. 6:15), Он тайно уклоняется от народа. Родство не освобождает от воли Отчей: Он называет матерью и братьями всех, «кто творит волю Отца Небесного» (Мф.12:49). Тяжесть креста и страданий возмущает Его душу, однако не прерывает повиновения — и на сию горькую чашу Он просит (Мф.26:37—42) воли Отца Своего. Бог, наконец, «оставляет Его» (Мф.27:46): Он и в этот страшный час не оставляет повиновения; но, с последним воздыханием со всецелой преданностью запечатлевает Свое бесконечное повиновение: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46). Если бы черты Сего великого Образа хотя бы помалу отображались в нас, то одного повиновения довольно было бы для нашего благоденствия. На нем одном, как на краеугольном камне, удержится престол царский и все царство, хотя бы не было никакой другой человеческой подпоры. Оно, укрепляясь силою Иисуса Христа, как всех соединяет между собою, так подвластного с властелином и властелина с царем связует неразрывной любовью, а саму любовь столько возвышает бесстрастием и преданностию, что воцаряется и пребывает в ней «любовь совершенная, Бог всяческих» (1Ин. 4:16, 18). Некогда, слушатели, «весь народ» , пришедший к Иисусу Христу, «искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила» (Лк.6:19). И мы ныне стоим перед Иисусом Христом. Дух Его посреди нас, хотя сокрыт от взоров наших. Поищем и мы средств и сил коснуться Его, если не чувствами, то, по крайней мере, духом нашим. Если не в уединении, по крайней мере, в совокупном молении с церковью: да изойдет сила от Него в наши силы и да исцелит прокаженный дух наш, недуги всех страждущих и недуги всего отечества, какие только найдет, и да воцарится в нас и во всей России, как в Сионе Своем! Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3229...

13. Но вот прошла ужасная ветхозаветная суббота. Наступил первый день недели, день светлого Христова воскресения, – И все изменилось к лучшему, да к такому хорошему, как никто и не ожидал и не воображал. В начале этого дня учеников еще продолжают терзать субботние мучительные переживания: они продолжают еще безнадежно плакать и рыдать ( Мк. 16:10 ). Но являющиеся к ним один за другим вестники говорят, что Христос воскрес и они сами видели Его живым. Апостолы хотя и не верят этому, но лед этого неверия уже несколько смягчился, и у них появилась некоторая надежда, на душе у них стало легче. Наконец, явился к ним Сам воскресший Христос. Когда они сидели за запертыми дверями, Он, не отворяя дверей, вдруг стал посреди них и сказал: «Мир вам!» Это так поразило их, так было неожиданно для них, что они не верили самим себе, не верили своими глазам и ушам. Они смутились и испугались: подумали, что видят духа, а не воскресшего Христа ( Лк. 24:37 ). Христос узнал их мысли, и сказал им: что смущаетесь и для чего такие мысли входят в сердца ваши. Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я Сам. Для большего убеждения их Он предложил ощупать Его, говоря, что дух не имеет плоти и костей, как видите у Меня. Сказав это, Он показал им руки и ноги. Но они от сильной радости еще не верили и дивились ( Лк. 24:38–41 ) Это было очень благодетельно для учеников, что они не сразу поверили воскресению Христа. Уж слишком резок был переход от субботней бездонной печали и скорби к неизглаголанной радости, к веселию воскресения Христова, от субботнего холодного мертвящего отчаяния к теплоте воскресшей надежды, веры и любви. При подобных обстоятельствах нередко случалось, что у людей расстраивалось здоровье, повреждались умственные способности, а некоторые даже совсем и умирали. Чтобы не случилось этого и с учениками, можно сказать, сама природа сделала так, что они от радости не сразу поверили, что Христос воскрес, когда Он и явился к ним. Чтобы окончательно убедить учеников, что это Он Сам, Христос спросил, нет ли у них какой пищи. Они дали ему печеной рыбы и сотового меда. И взяв, пред ними, ел. И сказал им от Писания, что так надлежало пострадать Ему и войти в славу Свою. И тогда отверз им ум к разумению Писаний. Так рассказывает евангелист Лука ( Лк.26 ). А евангелист Иоанн Богослов добавляет еще, что Христос: Сказал им: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав сие дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин. 20:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

Вечером два ученика Христовых пошли в селение Эммаус. По дороге к ним присоединился некий Человек. Это был не узнанный ими Спаситель. После длительной беседы о всех этих событиях они узнали своего Господа, но Он стал невидим. Эти ученики, Лука и Клеопа, стали спешно возвращаться в Иерусалим. Они торопились сообщить другим апостолам о Воскресении Христа. Вернувшись, они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими (Лк. 24, 33–35). Дом, где собрались апостолы был тщательно заперт. Но, когда они говорили о сем (об этом), Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам (Лк. 24, 36). Ученики очень испугались, подумав вначале, что видят духа (призрака). Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри€те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги (Лк. 24, 38–40). Живой Христос — перед ними, с язвами от гвоздей на руках и ногах и раной от копья на груди! В тот день апостола Фомы не было с ними. Другие апостолы рассказали ему о явлении Воскресшего Господа, но он не смог поверить. Через неделю все одиннадцать апостолов снова собрались вместе. С ними был и Фома. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст тв ой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 26–28). В течение сорока дней Воскресший Иисус Христос являлся Своим ученикам и учил их, как им нужно будет проповедовать Евангелие и вести людей к спасению. Вопросы: 1. Чем отличается Воскресение Христово от воскресения Лазаря? 2. Для кого Ангел отвалил камень от гроба? 3. Кто раньше всех узнал о Воскресении Иисуса Христа? 4. Почему Иоанн уверовал в Воскресение Иисуса Христа? 5. Как уверовал в Воскресение Иисуса Христа апостол Фома?   46. Икона святых жен-мироносиц у гроба «Мироно€сицы жены€, у€тру глубоку€ (рано утром), предста€вша гро€бу Живода€вца, обрето€ша (увидели) Ангела, на ка€мени седя€ща, и той (он), провеща€в (сказав) им, си€це (так) глаго€лаше (говоря): что и€щете Жива€го с ме€ртвыми? Что пла€чете Нетле€ннаго во тли (что оплакиваете Нетленного среди тления)? Ше€дше, пропове€дите (возвестите) ученико€м Его€» (стихира Пасхи).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Во-вторых, сектанты говорят, что Христово крещение, в противоположность Иоаннову, водному крещению, должно совершаться не водой, а «Духом Святым и огнем», как засвидетельствовал сам Иоанн Креститель, сказав: «я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня... Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф. 3,11 ; сн. Мк. 1:8; Лк. 3:16 ; Ин.1:26–33 ). – Но противоположность между крещением Христовым и Иоанновым заключалась не в том, что одно было благодатное духовное, а другое – водное, а в том, что крещение Иоанново только подготовляло людей к принятию Христа, вело к покаянию, т. е. к исправлению греховной жизни ( Мф. 3:1 – 3 ; Лк. 3:3–14 ); Христово же крещение очищает человека от грехов, возрождает его в новую, духовную жизнь и делает наследником царства небесного. Крещение Иоанново не сообщало крещаемым благодати Св. Духа, так как до прославления Христова ни на кого из них, кроме Христа, не сходил Дух Св. ( Ин. 7:39 ); в крещении же Христовом крещаемые получают дар Св. Духа, очищающий от грехов ( Ин. 3:5 ; Деян.2:38; 22:16 ; Тит. 3:5 ), подобно огню, очищающему металлы, почему и называется крещением «огнем». Крещение Иоанново, как подготовительное, с наступлением царства Мессии, потеряло свое значение для каждого человека, так как без него нельзя получить прощение грехов ( Деян. 2:38 ) и войти в царство небесное ( Ин. 3:5 ). 553 Несмотря на такое различие, Крещение Христово, подобно Крещению Иоаннову, должно совершаться в чувственной воде, так как Сам Установитель этого таинства повелел совершать его «от воды и Духа» ( Ин. 3:5 ). В-третьих, сектанты говорят, что под крещением нужно разуметь страдания, так как в Писании они называются иногда крещением: «можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь...чашу Мою будете пить и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» ( Мф. 20:22–28 ); «крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится» ( Лк. 12:50 ), сказал Иисус Христос. – Правда, в приведенных местах под крещением разумеются страдания Христа и Его учеников, но отсюда не следует, что вездне в Св. Писании это слово означает страдания или мучения, так как в некоторых местах, напр., Ин. 3:23 , никак нельзя понять его в этом смысле, а в других, при таком понимании, получаются несообразности вроде того, напр., что Спаситель велел апостолам мучить все народы, когда сказал: «идите, научите все народы, крестя их»... ( Мф. 28:19 ), и что Сам Он с апостолами мучил людей в Иудее, где «жил и крестил» ( Ин. 3:22 ). Несомненно, что некоторые из св. мучеников, напр., Александр (память его 9 июля) и др. не приняли водного крещения, так как были замучены до крещения и мученическая смерть была для них крещением; но это крещение особенное, исключительное и не может быть обязательно для всех, крещение же, установленное Христом, необходимо для всех верующих, – без него спастись нельзя. Поэтому первое не исключает второго. 554

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010