12-16; ср.: Мф 21. 1-11; Мк 11. 1-10; Лк 19. 29-38). В Евангелиях от Матфея и от Иоанна в этом месте цитируется Книга прор. Захарии: «...се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9. 9). Речь здесь идет о том, что грядущий царь - «кроткий», он установит мир на всей земле, уничтожит войска и оружие (Зах 9. 9-10). Возможно, цитируя этот стих, авторы Евангелий хотели подчеркнуть, что «царский» мессианизм Иисуса не носит воинственного характера, не связан с военными победами. Сам Иисус нигде не говорит открыто о Своих притязаниях на царскую власть, не называет Себя царем или сыном Давида. Это, по-видимому, свидетельствует о том, что царский мессианизм не был частью Его проповеди. На вопрос Пилата: «Ты Царь Иудейский?» - Иисус отвечает: «ты говоришь» (Мк 15. 2). Та же формулировка используется и в параллельных местах Мф 27. 11, Лк 23. 2-3 и Ин 18. 37 (ср. также отказ от прямого ответа в Мф 26. 64 и Лк 22. 70, где у Иисуса спрашивают в синедрионе, является ли Он Сыном Божиим, т. е. М.). В Ин 18. 33-36 Иисус говорит: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда». С этими словами можно соотнести сообщение Евангелия от Иоанна, не имеющее параллелей у синоптиков: «Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин 6. 15),- Иисус уклоняется от того, чтобы Его провозгласили царем, царство к-рого будет «от мира сего». Признавая себя Христом в разговоре с первосвященником, Иисус переводит разговор в эсхатологическую тональность: «...отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Мф 26. 64; ср.: Мк 14. 62). Это модифицирует и новозаветное понимание царства М.: Он не таков, как прочие земные цари, Он Царь грядущего царства (ср.: Мф 16. 28). Сразу после того как в Кесарии Филипповой ап. Петр признаёт в Иисусе М. (Мк 8. 27-29; Мф 16.

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

О последовании Господу нашему Иисусу Христу «Аще кто Мне служит, Мне да последствует» ( Ин.12:26 ), сказал Господь. Каждый христианин, обетами, произнесенными при святом крещении, принял на себя обязанность быть рабом и служителем Господа Иисуса Христа: последовать Господу Иисусу Христу непременно должен каждый христианин. Назвав Себя пастырем овец, Господь сказал, что «овцы глас этого Пастыря слышат, ...и овцы по Нем идут, яко ведят глас Его» ( Ин.10:3–4 ). Глас Христов – учение Его; глас Христов – Евангелие; шествие во след Христа по пути земного странствования – деятельность, всецело направленная по заповедям Его. Чтоб последовать Христу, надо ведать глас Его. Изучи Евангелие, и возможешь жизнию твоею последовать Христу. Кто, родившись по плоти, внидет в «пакибытие» ( Тит.3:5 ) при посредстве святого крещения, и сохранит состояние, доставляемое крещением, при посредстве жительства по Евангелию: тот «спасется». Он «внидет» в богоугодное поприще земной жизни духовным рождением, «и изыдет» из этого поприща блаженною кончиною, и в вечности вечную, обильнейшую, сладостнейшую, духовную «пажить обрящет» ( Ин.10:9 ). «Кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет: И аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой» ( Ин.12:26 ). Где находился Господь, когда Он произнес эти слова? Человечеством, соединенным с Божеством, Он находился посреди человеков, на земле, в юдоли их изгнания и страданий, пребывая Божеством и там, где находился от безначального начала. «Слово бе у Бога» ( Ин.1:1 ) и в Боге. Это Слово возвестило о Себе: «во Мне Отец, и Аз в Нем» ( Ин.10:38 ). Туда достигает и последователь Христов: «иже исповесть» устами, сердцем и делами, «яко Иисус есть Сын Божий, Бог в Нем пребывает, и Той в Бозе» ( 1Ин.4:15 ). «Аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой: побеждающему» мир и грех , последующему Мне в земной жизни, «дам» в вечной жизни «сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его» ( Апок.3:21 ). Отречение от мира предшествует последованию за Христом. Второе не имеет места в душе, если не совершится в ней предварительно первое. «Иже хощет, – сказал Господь, – по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю» ( Мк.8:34–35 ). «Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик. И иже не носит креста своего и в след Мене грядет, не может Мой быти ученик» ( Лк.14:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Здесь начались Его страдания: сначала душевные, а потом и телесные. Предначиная Свои страдания, Господь сказал ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там, и взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, бывших свидетелями славы Его во время преображения, начал скорбеть и тосковать. «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною», – сказал ученикам Своим Богочеловек ( Мф.26:38 ). Отойдя от них на вержение камня, Он преклонил главу и колена и молился до кровавого пота, как человек, чувствуя чашу страданий и совершенно предаваясь воле Отца. Иисусу Христу явился Ангел с Небес и укреплял Его. Во время молитвы Своей Господь троекратно подходил к ученикам Своим и говорил им: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение; дух бодр, плоть же немощна. Но ученики не могли молитвенно бдеть с Господом, ибо у них глаза отяжелели. Гефсиманская молитва Иисуса Христа наставляет нас, что среди искушений и скорбей молитва подает нам высокое и Святое утешение и укрепляет готовность встретить и перенести страдания и смерть. Могущество молитвы, утешающей и укрепляющей, Господь поучительно показал и Своим примером пред Своими страданиями и смертью; в то же время Он говорил скорбевшим апостолам: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение; дух бодр, плоть же немощна» ( Мф.26:41 ). Около полуночи приходит в сад предатель с множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. Господь Сам идет к ним навстречу и словами: «Это Я», коими Он давал им знать о Себе, повергает их на землю и потом смиренно допускает предателя поцеловать и взять Себя на страдания и смерть ( Мф.26:36–56 ; Мк.14:32–46 ; Лк.22:39–53 ). Так Господь, являвший в продолжение земной Своей жизни Божественное всемогущество и власть над законом естества, словом: «это Я» повергший на землю предателя с народом, имевший во власти Своей легионы Ангелов, но пришедший принести Себя в жертву за грехи мира, добровольно и смиренно предает Самого Себя в руки грешников! По традиции все верующие в этот день причащаются Святых Христовых Тайн. Протоиерей Григорий Дебольский . «Дни богослужения Православной Церкви» ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ СЛУЖБЫ В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе. «Когда достохвальные ученики на умовении ног во время вечери просвещались, тогда злочестивый Иуда, объятый недугом сребролюбия, помрачался, и беззаконным судьям Тебя, праведного Судию, предает. Посмотри, пекущийся о богатствах, на того, кто из-за них удавился! Избегай такого неистовства души, дерзнувшей идти против своего Учителя! Благий ко всем Господи, слава Тебе!» Тропарь, глас 8

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

Но каким же образом Дух Святой есть обетование Отца ( Лк.24:49 )? Поскольку Он был обетован и через пророков: так через Иезекииля Он говорил: Дам вам сердце новое, и дух новый дам вам ( Иез.36:26 ). А через Иоиля: И будет в последние дни, и излию от Духа Моего на всякую плоть ( Иоил.2:28 по LXX). И Моисей предвозвестил, желая Его, говоря: Кто даст всем людям Господним быть пророками, когда даст Господь Духа Своего на них ( Числ.11:29 по LXX). Поскольку же у Отца и Сына единое благоволение и обетование, то и Христос говорит верующим в Него: кто будет пить воду, которую Я дам ему... будет в нем источник воды, текущей в жизнь вечную (ср. Ин. 4:14 ). И: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой, – что истолковывая, евангелист говорит: Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него ( Ин.7:38–39 ). И идя на спасительную Страсть, Господь сказал Своим ученикам: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины ( Ин.14:15–17 ). И еще: Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему ( Ин.14:25–26 ). И еще: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин.15:26 ), и наставит вас на всякую истину ( Ин.16:13 ). Ныне же обетование исполнилось: Святой Дух, посланный и данный от Отца и Сына, сошел. Учеников осиял свет, который Божественно возжег [их как] светильники, а лучше сказать, явил [их] сверхмирными и всемирными светилами, имеющими глаголы вечной жизни (ср. Ин.6:68 ), и через их посредство осветил всю вселенную. Если кто возжигает от светоносного светильника другой и от этого третий и последовательной сменой поддерживает [огонь], то свет остается всегда; подобно этому и благодать Божественного Духа – будучи передаваемой через рукоположение апостолов их преемникам и [переходя] от этих опять к другим и так далее – пребывает во всех родах и освещает всех тех, кто повинуются духовным пастырям и учителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/pj...

Как мы помним, теософы обвиняют христиан в вере в «изменчивого» Бога? 67 Видимо, теософы имеют весьма относительное представление о православном вероучении. Бог обладает, в частности, следующими онтологическими свойствами: самобытность ( Ис.43:10 ), вездеприсутствие ( Ис.66:1 ), вечность ( Пс.101:26–28 ), неизменяемость ( Мал.3:6 ) и т.д. Священное Писание учит: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). То же сказано и в Ветхом Завете: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» ( Чис.23:19 ). «Махатмы» Е.П. Блаватской, рассуждая о христианстве, позволяют себе не слишком уважительные высказывания о христианской вере: «… Более того, читающий наши буддийские писания, предназначенные для суеверных масс, не найдет в них демона, столь же мстительного, несправедливого, жестокого и тупого, как сей небесный тиран, которому христиане с рабским усердием воздают поклонение» 68 . Вероятно, в словах «мстительного, несправедливого, жестокого и тупого» 69 нужно видеть доказательства высокой духовности «махатм» и их толерантности к инакомыслию. Действительно, с таким отношением к окружающим, несомненно, можно построить «всемирное братство человечества». Что касается их «буддийских писаний», то «в чём же разница между буддизмом, религией, основанной принцем Капилавасту, и будхизмом, «учением мудрости», который, как вы говорите, есть синоним теософии?... В том же, в чём разница между тайными учениями Христа, которые назывались «тайнами царства небесного», и позднейшей обрядностью и догматическим богословием церкви и сект...» 70 . Как видно, из «махатм» 71 получаются такие же буддисты, как и христиане. Учение же Е.П. Блаватской имеет к буддизму такое же отношение, как «эзотерическое христианство » к историческому, т.е. никакого! Теософы всегда пытаются разложить все на атомы, всему найти логическое, в их понимании, объяснение. Христианство утверждает, что Иисус Христос есть истинный Бог ( Ин.1:1–5 ). Не «высшее я» человека, а Бог, явленный во плоти ( Лк.1:26–38 ). Как это стало возможным, мы не знаем, но знаем, что для Бога нет ничего невозможного ( Мф.19:26 ). Мы не пытаемся изучать Бога под микроскопом, не раскладываем Его на составляющие «принципы», мы принимаем то, что открывает нам Священное Писание , потому что так учили апостолы, потому что так учил Иисус Христос. Мы верим в это, потому что истинность всего вышесказанного была подтверждена Воскресением Христовым ( 1Кор.15:13 ). Без Воскресения Христа нет христианства: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:14 ). Смысл Воскресения в том, что Иисус Христос победил смерть. Как через грех Адама все человечество приобщилось к смерти, так Иисус Христос приобщил человека к бессмертию через Свое восстание из мертвых. По выражению апостола Павла: «поглощена смерть победою» ( 1Кор.15:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/teosofij...

в) Возлюби ближнего твоего, как самого себя, – такова евангельская заповедь ( Мф.22:39 ; Лк.10:27 ). Уже из того, что евангельское учение предписывает нам любить ближних, как самих себя, очевидна законность нашей любви к самим себе и нашей заботливости о себе самих. Действительно, в евангелии мы не находим ничего такого, что требовало бы от нас пренебрежительно относиться к своей личности и нисколько не радеть о её благе. Человеческая личность, как созданная по образу Божию и предназначенная к теснейшему свободному общению с Самим Богом, имеет столь высокую ценность, что в сравнении с ней ничтожны все вещи мира ( Мф.16:26 ). Евангелие допускает право человека и на материальные блага жизни и признаёт законной разумную заботливость его о приобретении их ( Лк.11:3 ; Мф.9:16–17 и др.). Оно предписывает только, чтобы предметом главных помыслов и забот людей было высшее для них благо ( Лк.12:31 ; Мф.6:33 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в вопросе о любви к Богу и ближнему Лк.10:27 . «Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» ( Втор.6:5 ; Лев.19:18 ). Объясн. Любовь к Богу и ближнему должна быть деятельная: 1Ин.2:4 ; Иак.1:27:2:14–17 . Истинная любовь не ищет своего, не бесчинствует: 1Кор.13:2–5 . Рим.8:38–39 . «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Объясн. Эту уверенность в любви к Богу апостол не только словами, но и делом засвидетельствовал: 2Кор.11:21–29 ; засвидетельствовали такую уверенность и все прочие святые угодники Божии: Евр.11:33–40 . Если об этих Боголюбцах говорится, что «весь мир не был достоин» их, то можем ли мы похвалиться такой любовью к Богу, какая была у святых угодников? напротив, не относятся ли к некоторым из нас слова Писания: 1Тим.1:7:4:1 ; Деян.20:30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Лк.14:27 . и иже не нóсит крестá своегó и вслед менé грядéт, не мóжет мóй быти ученик. (и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником.) Не носит креста своего. Носить крест значит быть готовым на тяжкие страдания и даже самую смерть для спасения своего. Выражение это берется от обычая, по которому осужденные на крестную смерть сами должны были нести крест до места казни. Так нес Свой крест Христос Спаситель. Таким образом во всех указанных словах Спасителя содержится наставление о самоотвержении, необходимом для Его последователей, – необходимом для спасения души. Это наставление Господь подтверждает приточными изречениями, взятыми из обыденной жизни: 1) о желающем строить башню (23–30 ст.), 2) о войне между двумя царями (31–32) и 3) о соли (34–35). Лк.14:28 . Ктó бо от вáс, хотяй стóлп создáти, не прéжде ли сед расчтéт имение, áще имать, éже éсть на совершéние, Лк.14:29 . да не, когдá положит основáние и не возмóжет совершити, вси видящии начнýт ругáтися емý, Лк.14:30 . глагóлюще, яко сéй человек начáт здáти и не мóже совершити. (Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?) Столп создати (построить башню), – вообще большое и хорошее здание. Быть может, образ взят от строения Вавилонской башни ( Быт.11 ). Разчтет имение, аще имат, еже есть на совершение (не вычислит издержек, имеет ли он что нужно для совершения ее). Смысл этих слов понятен, т. е. предварительно обдумает, сообразит, имеет ли он средства, достаточные для того, чтобы произвести постройку. Иначе, начав дело без достаточных средств и не окончив его, может подвергнуться осмеянию. Подобным образом и всякий последователь Христов должен постараться запастись трудным подвигом самоотвержения, (о котором Господь говорил выше, (ст. 26) и повторяет ниже (ст. 38): иначе он не может быть достойным Его учеником. Св. Григорий Двоеслов , применяя слова Христовы к христианскому смирению, говорит: «Если мы желаем построить столп смирения, то должны наперед приготовить себя к неприятностям века сего» (Сборн. Барс.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Между тем ученики и народ продолжали славить Бога, восклицая: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» ( Лк.19:38 ). А некоторые фарисеи из среды народа говорили: «Учитель! запрети ученикам Твоим» ( Лк.19:39 ). Но Он сказал им в ответ: «…Если они умолкнут, то камни возопиют» ( Лк.19:40 ). Когда же священный город во всем величии и красоте открылся перед взором Спасителя, Он остановился, глаза Его затуманились слезами. Он заплакал и сказал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк.19:42–44 ). И вошел Иисус в Иерусалим и в храм, и приступили к Нему все больные, хромые, убогие и слепые, и Он исцелил всех; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. Дневной шум города умолк; толпы разошлись по домам. Только римские воины перекликались на сторожевых башнях Иерусалима. 39. Проклятие смоковницы и очищение храма Бесплодная смоковница ( Мф.21:18–22 ; Мк.11:12–14, 20–26 ) Христос поздно возвратился в Вифанию и там ночевал, а утром вновь направился в Иерусалим. По дороге Он почувствовал голод, и, увидев зеленую смоковницу, подошел к ней, и стал искать плодов. Но плодов не оказалось. Тогда Господь сказал смоковнице: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» ( Мк.11:14 ). На другой день, когда Господь с учениками проходили мимо смоковницы, те с удивлением заметили, что она засохла до корня. И апостол Петр, припомнив вчерашнее, воскликнул: «Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла» ( Мк.11:21 ). Учеников поразило, что слово их Учителя имело власть даже над деревом. «Имейте веру Божию, – сказал им Христос, – ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» ( Мк.11:23–24 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Входите тесными вратами… (Мф. 7, 13; Лк. 13, 24); Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возми крест свой и следуй за Мною… (Мф. 16, 24); кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38); многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Что же это за крест? Отчего же скорби? Ведь нам благовествована радость великая (Лк. 2, 10)? И что значит — отвергнуться себя? — Мы сказали уже, что для того, чтобы удержать в себе Духа, взрастить Его в себе, нужно очищать себя от того, что с Духом несовместимо — от страстей. А они в результате падения настолько срослись с нашей природой, что теперь, чтобы «отделаться» от них, человеку надлежит совершать усилие, да не простое, а максимальной напряженности. Человек как бы рассекает себя надвое, и противится страстям, из которых, как от некоего источника, сочится грех и нечистота, — с болью отрывает от сердца, от себя самого, пристрастия, понуждая себя на делание заповедей Божиих. И это есть настоящее самоотвержение; это тяжелейший крест и самораспятие: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Об этом говорит Господь: Царство Небесное силою берется, и употребляющий усилие восхищает его (Мф. 11,12). Оттого христианское жительство есть — хоть и радостный, но подвиг: подвизайтесь войти сквозь тесные врата (Лк. 13, 24), ибо в Царство Божие входят усилием (Лк. 16, 16). От этого путь спасения — или, что то же, стяжания Духа — есть, хоть и благое и легкое, но иго и бремя (Мф. 11, 28). Мало того, сей путь небезопасен. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол (а он действует чаще всего не через иное что, а именно возбуждая и укрепляя в человеке страсти) ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1 Петр. 5, 8). Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26, 41). Со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Фил. 2, 12), ибо если праведник едва спасается, то нечестивый и грешник где явится? (1 Петр. 4, 18). Для жизни с Богом необходимо нам очистить себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

Х., согласно каноническим Евангелиям Уже в 1-м стихе родословия И. Х, к-рым евангелист Матфей предваряет рассказ о рождении Богомладенца, И. Х. назван «Сыном Давидовым, Сыном Авраамовым», что указывает на Его мессианское достоинство (Мф 1. 18-25). Родословие по Евангелию от Луки призвано подтвердить Богосыновство Иисуса, Которого считали сыном Иосифа (Лк 3. 23). (См. ст. Родословие Иисуса Христа .) Древо Иесеево (Родословие Иисуса Христа). Икона. 2-я пол. XVII в. (ГТГ) Древо Иесеево (Родословие Иисуса Христа). Икона. 2-я пол. XVII в. (ГТГ) Согласно Евангелию от Луки, рождение И. Х. предсказано арх. Гавриилом , посланным Богом к Пресв. Деве Марии (см. Богородица ) в галилейский г. Назарет (Лк 1. 26-38) и возвестившим Ей радостную весть о скором рождении Сына. Младенец наречен именем Иисус (  , от   - помогать, спасать), в к-ром уже указано на Богосыновство и мессианское достоинство: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк 1. 32-33). На вопрос Марии, как возможно это при Ее девственном образе жизни, ангел отвечает, что это произойдет чудесным образом: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Будучи послушна воле Божией, Мария смиренно произносит: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». (См. ст. Благовещение Пресв. Богородицы .) Тайну девственного Рождения ангел открывает во сне прав. Иосифу Обручнику (Мф 1. 20-23); имя Младенца свидетельствует о предстоящем Ему служении - «ибо Он спасет людей Своих от грехов их»,- к-рое станет исполнением предреченного Исаией : «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф 1. 23; ср.: Ис 7. 14). (См. также раздел о евангельских повествованиях в ст. Рождество Христово .) О спасении, дарованном Богом через Иисуса Христа, еще до рождения Богомладенца свидетельствует прор. Захария , отец Иоанна Крестителя: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас» (Лк 1.

http://pravenc.ru/text/293939.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010