Ввиду безуспешности слов Моисея, на фараона стараются повлиять царедворцы. По их словам, от будущей казни погибнет Египет. И действительно, после истребления градом первой части урожая ( Исх. 9:21 ) египтяне могли надеяться спасти вторую ( Исх.9:32 ), но теперь должна по определению Господа погибнуть и эта последняя ( Исх.10:5 ), в результате чего стране грозит страшный голод. Для спасения от него царедворцы и предлагают фараону отпустить «этих людей», т.е. весь народ, Исх.10:8 .  И возвратили Моисея и Аарона к фараону, и [фараон] сказал им: пойдите, совершите служение Господу, Богу вашему; кто же и кто пойдет? Соглашаясь вообще с предложением своих вельмож, фараон не может допустить удаления всего народа. На это и указывает его вопрос: «кто же и кто пойдет?» Исх.10:9 .  И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему]. В празднике в честь Всевышнего должен принять участие весь народ без исключения; скот же нужен для жертвоприношений ( Исх.10:26 ). Кроме того, с уходом народа не на кого оставить стада; должны уйти и они. Исх.10:10 .  [Фараон] сказал им: пусть будет так, Господь с вами! я готов отпустить вас: но зачем с детьми? видите, у вас худое намерение! Исх.10:11 .  нет: пойдите одни мужчины и совершите служение Господу, так как вы сего просили. И выгнали их от фараона. Усмотрев в ответе Моисея худое намерение, т.е. желание совсем уйти из Египта, фараон обращается к нему с ироническим замечанием: «Господь да будет с вами так же, как я... отпущу вас и ваших детей». Если Бог так же может помочь вам в вашем намерении уйти всем, как я могу отпустить вас с малолетними, стариками и дочерьми, то, конечно, вы уйдете. Но я не могу отпустить всех вас, не может помочь в этом вам и ваш Всевышний; итак идите, как позволяю я, идите одни мужчины – «гаттебарим» – мужчины в противоположность женщинам и детям, мужчины, исключая женщин и детей ( Исх. 12:37 ). Отпуская одних мужчин и удерживая детей, фараон, очевидно, желает, чтобы последние остались в качестве залога возвращения своих отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Притч.10:15 .  Имущество богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их. Притч.10:16 .  Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху. Притч.10:17 .  Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение – блуждает. Притч.10:18 .  Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп. Притч.10:19 .  При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен. Притч.10:20 .  Отборное серебро – язык праведного, сердце же нечестивых – ничтожество. Притч.10:21 .  Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума. В этих семи стихах говорится главным образом о земных благах, ценности их и способе приобретения и употребления. Возвышающее самочувствие и самонадеянность человека, значение богатства и принижающее на человека действие бедности (ст. 15) – факт опыта. Премудрый этим изречением предостерегает – богатого от самонадеянности, порождаемой богатством, а бедного от лености, приводящей к бедности и нищете. При этом как богатство, так и бедность рассматриваются главным образом с нравственной точки зрения: богатство, предполагается, должно быть приобретено жизненной мудростью и средствами нравственно-безукоризненными и в свою очередь должно быть употребляемо на дела мудрости, любви и благочестия; напротив, бедность, являющаяся следствием лености и других пороков, может, в свою очередь, приводить к новым порокам. Что Премудрый рассматривает богатство и бедность главным образом с моральной точки зрения, показывает следующий стих – 16-й, где прямо говорится, что прочны лишь приобретения праведника, а стяжания нечестивого ведут ко греху, – а равно и ст. 17-й, где уже со всею определенностью выступает нравоучительное направление и содержание речи: говорится о спасительности хранения учения мудрости и о гибельности пренебрежения обличением (ср. Притч 12.1 ): не принимающий обличения не только сам гибнет, но, через пагубную силу примера, губит и других ( Мф 15.14 ). В следующих ст. 18–21 говорится преимущественно о правильном, спасительном и неправильном, гибельном пользовании даром слова: осуждается злоречие по адресу ближнего (ст. 18), вообще празднословие, неизбежно приводящее ко греху (ст. 19, ср. Притч 13.3, 21.23 ; Еккл 10.14 ; Сир 20.7, 22.31, 28.25 ; Мф 12.35 ), похваляется, напротив, обдуманное слово праведного (20а) как назидательное для многих (21а), в противоположность пустому, бессодержательному слову нечестивого (20б, 21б.)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Кор.12:14 . «Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей». Объяснение. Апостол, изображая свой образ действий в Коринфе, не ставит его в общее правило; не брал он содержания от Коринфян потому, что хотел иметь больше успеха в проповеди: 1Кор.9:12 , не хотел подвергаться хотя бы и несправедливым нареканиям в своекорыстии: 1Кор.9:1:5 ; а хотел иметь некоторую похвалу и награду: 1Кор.9:16–18 . Этого нельзя ставить в общее правило, ибо это вызывалось исключительными обстоятельствами и, между прочим, тем, что, по словам апостола, чрезвычайно любя Коринфян, он был менее (недостаточно) любим ими: 2Кор.12:15 . Тот же апостол сам изобразил общее правило относительно взимания апостолами и пастырями платы за своё служение: 1Кор.9:7–14 ; Гал.6:6 . Гал.6:6 . «Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». Объяснение. Отсюда видно, что и в первенствующей или апостольской Церкви было священноначалие, так называемое ныне духовенство, пользовавшееся доходами от своих пасомых: ст.7–14; Флп.4:14–16 . 2Фес.3:8–9 . «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работой ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам». Объяснение. На этих словах нельзя основываться в отрицании вознаграждения за личный труд пастырей, ибо тот же апостол Павел пишет, что другим церквам причинял издержки: 2Кор.11:8 , и хвалил Филиппийцев, что они приняли участие в его скорби и нужде: Флп.4:14:16 ; а Сам Иисус Христос даже повелел есть и пить в том доме, в котором апостолы будут жить для проповеди: Лк.10:7 . 1Тим.5:18 . «Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящего»; и: «трудящийся достоин награды своей» ( Втор.25:4 ; Мф.10:10 )». Объяснение. Из этого видно, что сугубая честь достойнейшим пресвитерам должна заключаться не в одних чувствах и словах, но должна выражаться умножением средств их пропитания и увеличением вознаграждения за их труд: Мф.10:10 ; Лк.10:7 ; 1Кор.9:9–10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«В один день» – т. е. однажды навсегда Господь уничтожит Ассирийское царство и притом в самый короткий срок. Пророчество это исполнилось на довольно быстро совершившемся падении Ассирийского государства в 608 г. до Р. Х. Ис.10:18 . и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умира­ю­щий. Ис.10:19 . И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись. «Лес... и сад» – это указания на ассирийское войско. От этого войска так мало останется воинов, что маленькое дитя, которое умеет считать только до десятка или до двух, сумеет счесть всех оставшихся в живых ассирийских воинов. Конечно, здесь выражение гиперболическое (преувеличение). Ис.10:20–27 . Израиль, или собственно Иудейское царство, из этого столкновения с Ассирией выйдет умудренным и перестанет искать помощи у кого бы то ни было, кроме Господа. На этот правильный путь станут, впрочем, только немногие из иудеев (остаток). Они-то и спасутся от всеобщей погибели, какая скоро обрушится на народы; суд для них будет только переходом ко спасению. Ис.10:20 . И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более по­лагаться на того, кто по­раз­ил их, но воз­ложат упование на Го­с­по­да, Святаго Израилева, чисто­сердечно. Ис.10:21 . Остаток обратит­ся, остаток Иакова – к Богу сильному. «В тот день» – очевидно, после разрушения Ассирийского государства. «Остаток Израиля». Конечно, здесь нужно разуметь одно Иудейское царство, потому что Израильское было уже уничтожено до падения Ассирии. «Кто поразил их», т. е. ассирийцев. Ассирийцы будут уже сами поражены Всевышним, Который называется поэтому здесь Богом сильным (El gibbor). Ис.10:22 . Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратит­ся; истребле­ние определено изобилу­ю­щею правдою; Ис.10:23 . ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле. От Израиля (иудейского народа) обратится или возвратится (из плена вавилонского) только остаток, незначительная часть всего народа, а прочим евреям, недостойным милости Божией, определено истребление. Они, как и прочие народы, живущие на земле, подвергнутся каре по всей строгости Суда Божия, т. е. затеряются в тех странах, куда их переселят победители.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притом же слова: «овцы не послушали» сказаны в похвалу (овцам). Но нигде не видно, что Он хвалил тех, которые не слушали пророков, а везде, напротив, сильно обличает и осуждает их. Отсюда ясно, что это выражение: «не послушали», относится к тем возмутителям. «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить» ( Ин.10:10 ). Так и было тогда, потому что все были умерщвлены и погибли. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» ( Ин.10:10 ). Что же, скажи мне, больше жизни? Царство небесное. Но Он еще не называет его, а употребляет известное им название жизни. «Я есмь пастырь добрый» ( Ин.10:11 ). Здесь говорит уже о страданиях и показывает, что подъемлет их для спасения мира и подвергается им не по неволе. Затем снова указывает признаки пастыря и наемника. «Пастырь полагает жизнь свою... А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк приходит и расхищает... их» ( Ин.10:11–12 ). Здесь Он представляет Себя таким же Владыкою, как и Отец, потому что Он сам Пастырь и у него есть Свои овцы. Видишь ли, как в притчах Он говорит возвышеннее, как здесь речь прикровенна, и не подает слушателям явного повода (к падению). Что же делает наемник? «Видит приходящего волка, и оставляет овец; и волк приходит и расхищает... их». Так поступили те, но Он – напротив. Даже в то время, как был схвачен, Он говорил: «оставьте их, пусть идут, да сбудется слово», что никто из них не погиб ( Ин.18:8–9 ). Но можно здесь разуметь и волка мысленного, – потому что и ему Он не попустил расхищать овец. Но это не только волк, а и лев: «противник ваш диавол, – говорит Писание, – ходит, как рыкающий лев» ( 1Пет.5:8 ). Это змей и дракон: наступайте «на змей и скорпионов» ( Лк.10:19 ). В особенности пагубно то, что, находясь в столь несчастном положении, мы веселы духом, лобызаем свои оковы и, обитая в темнице, исполненной мрака, не желаем выйти на свет, но привязываемся к злу, и услаждаемся болезнью. Потому-то не можем и освободиться и находимся в худшем состоянии, чем те, которые работают в рудниках, потому что подвергаемся трудам и бедствиям, но не пользуемся плодами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

К какому же историческому моменту с наибольшим правом можно отнести указания ст. 10–14? Объясняя причину суда Божия над Едомом, Авдий говорит: «За притеснение брата твоего Иакова покроет тебя стыд, и ты истреблён будешь навсегда. В тот день, когда ты стоял насупротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен, и иноплеменники вошли в ворота его, и бросали жребий о Иерусалиме, ты был, как один из них. Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастия его, и даже смотреть на злополучие его в день гибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его, ни стоять на перекрёстках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия» (10–17). Некоторые комментаторы кн. Авдия, как бл. Теодорит, а из позднейших Каспари и Генгстенберг считают ст. 10–14 не указанием на совершившийся факт, а пророчеством о будущем. Поясняя слова пророка ты был, как один от них, бл. Теодорит замечает: «выражается так по свойственной пророкам своеобразности, не потому, что это было уже, но предсказывая будущее» 18 . Каспари и Генгстенберг понимают ст. 10–14 в смысле пророчества о будущем в виду содержащегося в них увещания 19 . Но такое понимание не натурально и для него нет оснований. Сущность пророчества Авдия, как видно из контекста, состоит в возвещении наказания Едому, а не в предсказании его поведения во время взятия Иерусалима, о чём пророк говорит уже как о факте, имевшем место в прошлом. Таким образом, в ст. 10–14 пророк обличает идумеев в проявлении ими вражды к иудеям во время взятия Иерусалима. При определении исторического момента, который имеет в виду пророк, из упомянутых выше фактов взятия Иерусалима мы должны прежде всего, без сомнения, исключить первый – взятие Иерусалима египтянами при Ровоаме, так как появление пророческой письменности, по многим основаниям, не может быть относимо к столь раннему времени. Затем речь Авдия в ст. 10–14 не может быть приурочена к взятию Иерусалима при Амасии израильским царём Иоасом. Против отнесения ст. 10–13 к этому последнему событию говорит то, что пророк называет завоевателей Иерусалима чужими: если он признаёт родственным народом даже едомитян и выделяет их из ряда чужих (11), то тем более, конечно, он не мог назвать чужими израильтян, которые при этом в дальнейшей части книги представляются участвующими в славном будущем Иуды (18–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010