39. «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки…» (Дан. 3:26). 40. В церковнославянском «вам», но в греческом здесь не дательный падеж, а родительный: μν. Это слово относится к последующему: …ες παραδσει με, т. е. «[из] вас… один предаст Меня». Искусственный порядок слов в данном случае обусловлен желанием прп. Космы начать тропарь с буквы Υ ради акростиха. 41. «Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Ин. 13:21). 42. Ср. первый тропарь 3-й песни канона. 43. «Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня…» (Мф. 26:23). 44. Ирмос 8-й песни традиционно отсылает ко второй части Песни вавилонских отроков: «Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, Ангелы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки…» (Дан. 3:57-88). 45. Ср.: «Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во ве-ки» (Дан. 3:57). 46. Ср. в предыдущем тропаре: «...преданные огню». 47. Ирмос 9-й песни традиционно отсылает либо к Песни Богородицы, либо к Песни Захарии из Евангелия от Луки, однако здесь единственной отсылкой является слово «величаем» в конце ирмоса: «И сказала Мария: величит душа Моя Господа…» (Лк. 1:46). 48. То есть в Синайской горнице. 49. παναβεβηκτα λγον — это выражение в том же значении встречается у Оригена в комментарии на Евангелие от Луки. 50. Верным переводом было бы «тем ихже тайноводствую». 51. «…И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху…» (Лк. 22:8). 52. «Господь положил Меня началом путей Своих для дел Его» (Притч. 8:22). 53. φσις νωθεσ μοι — выражение νωθεσα τ λγ φσις (соединенная Слову природа) неоднократно встречается у прп. Максима Исповедника и у последующих авторов. 54. Богословский термин «тропос взаимообмена [свойств]» (τρπος τς ντιδσεως) указывает на то, что в Боговоплощении присущие Божественной природе качества стали во Христе принадлежать и человеческой природе. Это выражение неоднократно используется прп. Иоанном Дамаскиным и другими авторами. Я благодарю Г.И. Беневича, обратившего на это мое внимание.

http://patriarchia.ru/db/text/5918899.ht...

А явившись Апостолам в сороковой день по воскресении, дал им Господь заповедь неотлучно пребывать в Иерусалиме и ожидать обещанного Духа Утешителя ( Лк.24:49 ; Деян.1:4 ), а потом вывел их на гору Елеонскую и, благословивши их, вознесся на небо и сел Своею пречистою Плотию одесную Бога ( Лк.24:50–51 ; Мк.16:19 ; Деян.1:9 ; Еф.1:20 и пр.). Явившиеся же после вознесения Ангелы сказали Апостолам, когда они смотрели на небо вслед вознесшегося Господа: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ). В пятидесятый день по Воскресении Господа Апостолы, получившие в виде огненных языков обещанного Господом Утешителя Духа Святаго, отправились по всей вселенной с Господним Евангелием, и все концы вселенной были оглашены проповедью о Христе, распятом за нас и воскресшем из мертвых в третий день; Апостолы явились продолжателями дела Собезначального Отцу воплотившегося Отчего Слова для спасения всего мира; все они и их преемники зовут всю вселенную к наслаждению вечными благами, которые дарует им, восседый одесную Бога и Отца Своего воплотившийся Сын Божий, Своею Кровию и Своим Воскресением. А Апостол Павел в первом послании к Коринфянам пишет: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адйме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:14,17:20–22 ). По поводу 14 стиха этой 15 главы Святой Иоанн Златоуст говорит так: «Видишь ли таинство домостроительства? если Христос, умерши, не смог воскреснуть, то и грех неистреблен, и смерть не побеждена, и клятва не разрушена, и не мы только тщетно проповедывали, но и вы тщетно уверовали» 18 . Святой Афанасий Великий в своем слове о «воплощении Слова Отчего» останавливает свое и наше внимание на той истине, что Воскресением Христовым прославлено Его пречистое Тело, и пишет так: «Если Господь вполне восприял на Себя тело и усвоил Его Себе не без особенно важных причин, то как же надлежало Господу поступить с телом? Или какой конец должен был последовать с телом, как скоро Слово единожды снизошло на него? Не могло оно не умереть, как смертное и за всех приносимое на смерть, для чего и уготовал Себе его Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

В дому Отца Моего обители многи суть: аще ли же ни, рекл бых вам: иду уготовати место вам ( Ин.14:2 ). «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам». И какая награда? Великая награда на небесах, – значит, есть и малая, есть меньше награда, а им обещается и возвещается великая. И апостолы удостоверяют, что поистине велика и несоизмерима с подвигами гонимых за Христа эта награда. Еже бо ныне легкое печали нашея, по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает нам ( 2Кор.4:17 ). «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу». Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ) «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Так что можно сказать, что - недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас ( Рим.8:18 ) «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». Поэтому, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – «когда мы станем стремиться к этим величайшим венцам, то не будем считать для себя обременительным и неприятным ни опасности за Христа, ни бедность, ни болезнь, ни поругание, ни клевету, ни самую смерть, всякий раз как терпим это за Него» (Святой Иоанн Златоуст, т. IX, стр. 603). Наконец, утешением для страдальцев за Христа и утверждением того, что велика и верна уготованная им награда, должно служить и то обстоятельство, что некогда так поступали люди и с пророками: Тако бо изгнаша пророки, иже (беша) прежде вас. ( Мф.5:12 «Так гнали и пророков, бывших прежде вас». Этими словами апостолы ставятся наряду с пророками не только по преследованиям, каким подвергались пророки, но и по призванию и по деятельности: апостолы такие же новозаветные пророки, как те были пророками ветхозаветными. По-гречески член повторен перед прежде вас (τος προφτας τος προ μων [тус профитас тус про имон]), – чем еще определеннее оттенена мысль именно о пророческом достоинстве апостолов. Это же подтверждается и другими изречениями Спасителя. Обличая фарисеев и книжников в вине убийства ветхозаветных пророков, Он говорит: «Вот, Я (по евангелию от Луки: «Премудрость Божия» – Лк.11:49 ) «посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город» ( Мф.23:29-34 ; сравните: Лк.11:50: «всех пророков» – ветхозаветных и новозаветных; 1Сол.2:15: «Его пророков» – апостолов).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Об этом свидетельствуют и синоптики, и Иоанн; «огонь пришел низвести Я на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся; но крещением должен Я креститься, и как томлюсь Я, пока это совершится!» (Лк. 12, 49–50). «Душа Моя теперь возмутилась, и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я пришел» (Иоан. 12, 27) «…И взял с собою Петра, Иакова и Иоанна, и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И отошед немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей. И говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14, 33–36). Ясно, что никакие «мессианические представления» тут ни при чем; Он действует, подчиняя Свою волю тому, что Он сознает, как волю Отца, которому Он молится. Он исполняет Его заповедь.   Содержание этой заповеди состоит для Него в том, чтобы  быть Спасителем, – «не судить, а спасти мир» (Иоан. 12, 47): это особенность Его мессианизма в отличие от мессианизма еврейской апокалиптики, и как только ученики признают в Нем Христа, Он делает все, чтобы запечатлеть в них именно эту особенность. Начиная от первого предсказания страданий и кончая омовением ног, о котором повествует четвертый евангелист, Он словом и делом учит их отказаться от фарисейской закваски и показывает им отличие царства Божия от всяких человеческих царств. Уверовав во Христа, ученики еще сами не знают, какого они духа (Лк. 9, 51 сл.), и готовы низвести огонь на тех, кто их не принимает; они начинают мечтать о грядущей славе, об обещанных престолах и спорят о том, кто из них больше. На это Иисус указывает     –  480  –   им, во–первых, на Свой крестный путь, на то «крещение», которым Он имеет креститься и которым должны креститься те, кто хочет за Ним следовать: «кто хочет идти за Мною, отвергнись от себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 35). Во–вторых, Иисус указывает им на то, что порядок Божьего царства представляет прямую противоположность порядку земных, человеческих царств, основанных на внешнем господстве, насилии и владычестве высших над низшими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

По их мнению, никто не должен прославляться за дары и чудеса Божии, а всякий только за собственные добродетели, которые требуют деятельности ума и усильного старания. Ибо весьма часто, как выше сказано, люди, развращенные умом и противники веры, именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса. Когда апостолы, указывая на этих людей, говорили: Наставник, мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами (Лк 9, 49), то хотя в том случае Христос сказал: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас (Там же, 50); однако, когда эти многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?, тогда Он даст им, как Сам свидетельствует, такой ответ: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф 7, 22, 23). Даже и тем, которым за святость жизни Сам Он даровал эту славу знамений и чудес, не позволяет превозноситься ими. 542// Однако тому не радуйтесь, говорит Он, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10, 20). глава 7 Сила дарований состоит не в чудесах, а в смирении Наконец, Творец знамений и чудес, призывая учеников к принятию Своего учения, ясно показывает, чему особенно должны научиться от Него истинные Его последователи. Придите, говорит Он, и научитесь от Меня не тому, чтобы небесной властью изгонять демонов, очищать прокаженных, давать зрение слепым, воскрешать мертвых; ибо хотя Я творю и эти чудеса через некоторых рабов Моих, но человек не должен хвалиться ими; слуга и раб не может иметь никакой части той славы, которая принадлежит одному Божеству. Вы же, говорит Господь, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11, 28, 29). Ибо этим добродетелям вообще все могут учиться и приобретать их; совершение же знамений и чудес не всегда необходимо и не для всех доступно. Смирение есть наставник всех добродетелей; оно есть крепчайшее основание небесного здания; оно есть собственный и великий дар Спасителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Слово Божие ясно учит, что по смерти человека только одна часть его, и именно тело, «попадает» в гроб, а душа, соответственно своему нравственному состоянию, отходит в то или другое, но особое (от могилы) место. Так «умер (телом) нищий, и отнесен был на лоно Авраама (очевидно, душа нищего отнесена в то место, пребывала душа праведного Авраама, а не в гроб), умер и богач, и похоронили его (тело, хижину); и в аде (куда «попала» душа его), будучи в муках, увидел вдали Авраама ( Лк.16:22–23 ). Души святых загробной жизни находятся в единении с Господом ( Ин.14:2–3; 17:24 ; Евр.12:22–23 ), а не в гробах, и это единение наступает по разрешении от тела непосредственно ( Лк.23:43 ; Фил. 1:23 ; 2Кор.5:8 ), а не после всеобщего воскресения и страшного суда. Тайнозритель видел на небе под жертвенником (чем указывается на близость душ святых к Богу) души убиенных за слово Божие ( Откр.6:9–10 ; тела их, умерщвленные, остались, конечно, на земле). Господь Иисус Христос телом почивал во гробе, а душою сходил в ад, где пребывали души умерших ( 1Пет.3:18–19 ). Среди Израильского народа еще в ветхозаветное время существовала вера в пребывание душ умерших людей в особом месте, отдельном от «гроба». «Скончался Авраам и умер в старости доброй... и приложился к народу своему» ( Быт.25:8 ), т.е. душою приложился к сонму душ своих предков, а не телом, так как погребен был в земле Ханаанской, а все предки его, исключая Фарры ( Быт.11:32 ), умерли и погребены в земле Месопотамской и Халдейской. В том же смысле следует понимать и сказанное Моисею: «взойди на сию гору Аварим, на гору Нево... и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор и приложился к народу своему» ( Втор.32:40–50 ). Гора Нево находилась в земле Моавитской ( Втор.32:49 ), а гора Ор – у пределов земли Едомской ( Чис.33:37 ); предки же Моисея и Аарона умерли в других землях (Халдейск., Ханаан., Египетск.). Иаков говорил: «с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» ( Быт.37:35 ), – т.е. сойду душою в то место, где находится душа моего сына, а не в могилу моего сына (в которой он не был погребен, так как тело Иосифа, по убеждению Иакова, было съедено зверями – Быт.37:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Тремя пальцами православные христиане совершают крестное знамение в обозначение своей веры во Святую Троицу. Во имя Святой Троицы они начинают свою молитву и все свои дела. Славословием Святой Троице заканчивается каждое моление и каждое песнопение нашей Церкви. Увы, страшный грех , что иеговисты не только отрицают Святую Троицу, но и говорят богохульства против Нее: таинство Святой Троицы, говорят они, есть «одна из мрачных тайн, которыми сатана, через посредство папизма, затемнил слово, описание и замысел Бога, наложил на несчастный мир совершенную слепоту, догматическое покрывало, помрачив волю, коварно измыслив ложные таинства, чтобы помешать тем, которые обрели Господа, достичь ясного познания истины» 48 . И продолжают: «Никогда не было проповедано учения более лживого, нежели учение о Троице... от одного лишь ума могло произойти оно, и этот ум – ум сатаны, диавола» 49 . Когда же они говорят, что диавол есть вдохновитель этого учения, то богохульствуют великим и непростительным образом против Сына Божия, Который открыл миру Святую Троицу. В тот же грех впали и фарисеи, которые называли Сына Божия начальником бесов. Вот почему святые отцы считают ересь величайшим грехом. Господь явил миру Святую Троицу не только потому, что явил Самого Себя как Бога и Святого Духа как Бога, но и потому, что ясно и категорично заповедал Своим ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 ). Стал бы Господь заповедовать, чтобы люди крестились во имя Сына и Святого Духа, ставя Их в один ряд с Отцом, если бы Они не были Божественными Лицами (ибо перечисление по порядку показывает равенство трех Лиц)? Почему Он не повелел, чтобы апостолы крестили во имя Иеговы? Почему, называя три Лица, Он в то же время говорит об одном имени? Еще Архангел Гавриил возвестил существование Святой Троицы в Благовещении Богородице: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк.1:35 ). Тайна Святой Троицы также была открыта при Крещении Господа ( Мф.3:13–17 ; Мк.1:9–11 ; Лк.3:21–22 ; Ин.1:32–34 ) 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Давид говорит о себе: «я одевался во вретище, изнурял постом душу мою» ( Пс.34:13 ); «колена мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука» ( Пс.108:24 . Читай еще: 2Цар.3:35 , 2Цар.12:16 ). Пророк Илия постился также сорок дней ( 3Цар.19:8 ). Постились: Ездра ( 2Ездр.8:49–50 ), Неемия ( Неем.1:4 ) Даниил ( Дан.10:2–3 ), постился весь народ Израильский ( Суд.20:26 , 1Цар.7:6, 31:13 ; Иудиф.4:9–13 ; Есф.4:16 ; Иер.36:9 ), постились Ниневитяне ( Ион.3:5 ). Вот как много примеров поста еще в Ветхом Завете! Неужели мы отстанем от ветхозаветных праведников в этой добродетели? Ведь «все это, – по слову святого Апостола Павла, – происходило с ними, как образы: а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ). Да и Сам Иисус Христос указывает на Ниневитян, как на образец всем кающимся: «Ниневитяне, – говорит Он, – востанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» ( Лк.11:32 ). Правда, Христос Господь освободил нас от ига ветхозаветного обрядового закона, но пост Он освятил для нас примером Своим ( Мф.4:2 ), и наряду с наставлениями о том, как творить милостыню ( Мф.5:1–4 ), как молиться ( Мф.5:5–13 ), прощать обиды ( Мф.5:14–15 ), дал наставление и о том, как должно поститься: «когда поститесь, – говорил Он, – не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:16–18 ). В сих словах Спаситель не только учит, как поститься, но обещает постящемуся и награду от Отца Небесного, – значит, пост есть дело святое и Богу угодное. Когда ученики Иоанновы спрашивали Господа: почему Его ученики не постятся? Он не стал осуждать поста, а сказал только, что им не пришло время поститься, а «приидут дни, когда отнимется у них Жених», – то есть, когда Господь не будет более видимо пребывать с ними, – «тогда и они будут поститься» ( Мф.9:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В Ветхом Завете этим словом (Евед-Ягве) именовались особые избранники Божии: патриархи ( Быт. 26, 24 – Исаак; Быт. 24, 24 – Иаков), пророки ( 4Цар. 9, 7 ; 1Езд. 9, 11 ; 3Цар. 14, 18 и мн. др. ок. 36 раз), вожди и праведники ( Суд. 2, 8 ; Иов. 1, 8 ), цари (Давид – 2Цар. 3, 18 и др. ок. 30 раз), и весь Израиль ( Пс. 135, 22 ). В Песнях Раба Господня (42, 1–9; 49, 1–7; 50, 4–9; 52, 13–53, 12) говорится о Рабе Господнем, проповедующем истинную веру, страдающим во искупление грехов человечества, приносящим свет всем народам и прославляемом Богом. Эти пророчества Иисус Христос применил к Себе ( Лк. 22, 19–20, 37 ), и первохристианская Церковь признавала в этом описании Раба Господня таинственное предвозвещение о жизни и искупительной смерти Господа Иисуса Христа ( Мф. 12, 17–21 ; Ин. 1–29 ). Поэтому в свете новозаветного толкования, в полном объеме и совершеннейшим образом предречения Песней о Рабе Господнем исполнились только на Иисусе Христе и ни на ком другом. К ветхозаветному Израилю они могут относиться лишь отчасти как к прообразу и как к народу Господню, которому была вручена на хранение истинная вера. Но еврейский народ, как известно, не был идеальным исполнителем данной миссии, и поэтому в ряде мест Песен он обличается как недостойный раб Господень (напр. 42, 19: «Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой...»). Первая песнь Ис. 42, 1–9. О кротком Отроке Господнем В стт. 1–9 этой главы содержится пророчество о Мессии, имеющим прийти на землю в образе кроткого и смиренного Раба Господня, благовестника спасения для всех жаждущих Его, а также об установлении Им Нового Завета и просвещении язычников. С самого начала главы речь идет от лица Бога, говорящего о Своем Отроке: Вот Раб Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд». Согласно Евангелию от Матфея (12, 15–21) это пророчество относится к Личности и служению Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия, Который пришел на землю в смиренном облике человека, по выражению ап. Павла, «приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Филипп, 2, 6–7). Но греческие переводчики, добавившие к оригинальному тексту 1-го стиха слова «Иаков» и «Израиль», очевидно относили это пророчество к ветхозаветному Израилю как хранителю и проповеднику истинной религии. Этих добавлений греко-славянской Библии нет в Ев. от Матфея, где текст Ис. 42, 1–4 цитируется как пророчество, исполнившееся на Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Что касается до тех яко бы христианских обществ, или, лучше сказать, «христианствующих», которые думают видеть и иметь в Лице Иисуса Христа только Великого Учителя Веры и нравственности, только «Моралиста», а не Сына Божия, во плоти пришедшего для совершения спасения рода человеческого, – то таких «яко бы Христиан», или таких «христианствующих», – целых ли обществ, частных ли отдельных личностей в среде верующих сынов Церкви, – это уже безразлично, Святая Соборная, т. е. Вселенская, Апостольская Христова Церковь не знает и, по самому существу своей основы во Христе, не может знать не только как «своих», имеющих хотя бы самую отдаленную связь с нею, но и как таких из «внешних», которые не являются ее самыми опасными и губительнейшими из ее врагов. Эти «христианствующие» не могут быть уподоблены даже тому упоминаемому в Евангелии мужу, «именем Иисуса Христа изгонявшему бесов», о котором дано нам в слове Иисуса Христа следующее руководительное указание: «Учитель! – сказал однажды Апостол Иоанн Иисусу Христу, – мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, и не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Не запрещайте ему, сказал Иисус Христос: ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» ( Мк.9:38–40 ; Лк.9:49–50 ; Сн. Флп.1:18 ). Оные «христианствующие» не могут быть, говорим, уподоблены сему упоминаемому в Евангелии мужу потому, что, «изгоняя именем Иисуса Христа бесов», этот муж, хотя не следовал за Иисусом Христом вместе с Апостолами, однако все же считал Его за Такое Лице с Божественным полномочием, именем Которого «изгоняемы были бесы» из людей, одержимых ими: тогда как «христианствующие», признавая Иисуса Христа только за Великого Учителя, а не за Сына Божия, во плоти пришедшего для совершения спасения рода человеческого, являются отрицателями самого существа дела Христова и Божия «домостроительства» в роде человеческом. Кто же суть эти «яко бы христиане», эти «христианствующие» для Христовой Церкви, если они, как мы выше выразились, более опасны для нее и более губительны, чем все ее «внешние» враги? Это суть те, идущие яко бы за Христом, которые в действительности отрицают Христа, – как воплотившегося Сына Божия и отрицают во имя же Христа Иисуса только Сына Человеческого, и не Сына Божия, и потому они первые блюдут «дух антихриста» и первые служат, отрицанием Божественного естества в Личности Иисуса Христа – Сына Человеческого, не только отрицанию дела спасения человеческого рода, затемнению его для сознания и для веры людей, низводя дело спасения рода человеческого в Лице Богочеловека в круг дел яко бы не приемлемых «сознанием, но и утверждению идеи о «человеке-боге», каковая идея, как увидим, и составляет содержание самой «тайны беззакония» в роде человеческом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010