Евангельские или пророческие слова свидетельствуют, что разные бывают причины услышания . Так, по словам Господа, причина услышания заключается в согласии двоих: если двое из вас, говорит Он, согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного (Мф 18, 19). Другая причина услышания заключается в полноте веры, которая сравнивается с зерном горчицы: если вы, говорит Спаситель, будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф 17, 20). Еще причина в частом повторении молитв, которое, по причине неослабевающего пребывания в прошении, Спаситель назвал неотступностью: если, говорю вам, он (друг) не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит (Лк 11, 8). Причина заключается и в плоде милостыни, как говорит Премудрый: запри милостыню в сердце нищего, и она будет молиться за тебя во время несчастия (Сир 29, 15). Заключается также в исправлении жизни и делах милосердия, как говорится у пророка: сними оковы неправосудия, разреши узы ярма, показав, чем исправляется бесплодность поста, Господь говорит: тогда ты воззовешь, и Господь услышит тебя; возопиешь, и Он скажет: вот Я! (Ис 58, 9). Иногда и чрезмерные несчастья 420//способствуют услышанию, как говорит Псалмопевец: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня (Пс 119, 1). И еще: пришельца не притесняй; когда они возопиют ко Мне, Я услышу; ибо Я милосерд (Исх 22, 21–27). Итак, видите, сколькими способами приобретается благодать услышания, так что никто для испрошения спасительных и вечных благ не должен предаваться отчаянию от сознания своей греховности. Ибо глядя на свое убожество, положим, что мы вовсе не имеем всех вышеупомянутых добродетелей, не имеем ни похвального согласия двоих, ни веры, сравниваемой с горчичным зерном, ни дел благочестия, описанных пророком; но неужели не можем иметь и неотступности, которая всякому желающему удобна? Ради нее одной Господь обещал дать все, что будет просимо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

И вдруг поверглася во прах, И в исступленьи зарыдала... И перед Ним склонясь у ног, Она дрожит – и сквозь рыданье У ней вдруг вырвалось признанье. – Ты победил меня, Пророк! Прости же дерзкому неверью, Простри целительную длань – И в жизнь войду я узкой дверью. И он сказал ей кротко: – Встань!» 1 Евреи, по предписанию закона Моисеева ( Втор.21:22 ), должны были погребать казненных преступников в тот же день: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день; ибо проклят пред Богом (всякий) повешенный (на дереве)» ( Втор.21:22 ). Но по законам римским распятые лишались погребения и были оставляемы на крестах, пока не истлеют. Это видно уже из того, что Иосиф должен был лишь обратиться к Пилату с просьбою «выдать ему тело Иисусово». И «Пилат приказал отдать тело» ( Мф.27:58 ; Лк.23:52 ). Особенно ясно указывает на это ев.Иоанн. По его точному выражению, «Иосиф просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса, и Пилат позволил. Он пошел, и снял тело Иисуса» ( Ин.19:38 ). Мало того, ев.Марк подчеркивает с особенною рельефностию данный факт: он говорит, что Иосиф «осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова» ( Мр.15:43 ). Ясно, что просьба Иосифа состояла в том, чтобы Пилат сделал исключение для снятия со креста и погребения тела Иисусова, вопреки требованию закона, который предписывал оставлять тела распятых на кресте для устрашения народа. На это обстоятельство (что тело распятого Иисуса, по римским законам, должно было (для устрашения народа) истлевать на кресте и сделаться добычею хищных птиц) указывал еще пр.Исаия за 712 лет до Р.Хр. В 53 главе своей книги он говорит о судьбе тела распятого Иисуса: «Ему назначили гроб с злодеями (т.е. подвергли общей участи казненных на кресте злодеев), но Он (сверх всякого ожидания) погребен был у богатого» ( Ис. 53:9 ), который до этого момента был тайным учеником Иисуса из страха от иудеев ( Ин.19:38 ). 2 По свидетельству Иосифа Флавия, на праздник Пасху собиралось в Иерусалим со всех концов мира до 2 700 000 евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.  Поскольку Господь вел речь о проповеди и наименовал ее огнем и мечом, то очень вероятно, что слушатели, не понимая значения слов Его, смутились. Поэтому Он говорит; как перемены в воздухе вы распознаете по некоторым признакам, так и Мое пришествие вам должно было признать из того, что Я говорю и что делаю. Мои слова, подобно как и дела, показывают во Мне противника вашего. Ибо вы - мытари и похитители, а Я не имею, где голову приклонить (Лк. 9, 58). Поэтому как по туче вы предвозвещаете дождь и по южному ветру - жаркий день, так следовало вам распознать и время Моего пришествия и догадаться, что Я пришел не мир дать, но дождь и смущение. Ибо Я и Сам есмь облако, и иду с запада, то есть человеческой природы, которая прежде унизилась и была в густом мраке от греха. Пришел Я и огонь низвести, и сделал жаркий день. Ибо Я есмь юг - теплый ветер и противоположен холодности севера. Поэтому и явился Я из Вифлеема, который лежит к югу. Сказав это, Господь преподает им учение и о достохвальном мире. Указав похвальное разделение, показывает и мир беспорочный. Именно говорит: когда соперник повлечет тебя в судилище, то еще на дороге всячески постарайся разделаться с ним. Или иначе: " постарайся освободиться " разумеется в таком смысле, что хотя бы ты и ничего не имел, но возьми взаймы под проценты и " постарайся освободиться " , чтобы тебе разделаться с ним, " Чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу, пока не отдашь и последней полушки " . Господь говорит это с тем, чтобы оплотяневших привести в страх и побудить к миру.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Мы часто вспоминаем предателя Иуду и забываем о тех учениках, которые после проповеди Христа в Капернаумской синагоге возмутились и «уже не ходили с Ним» ( Ин.6:66 ). «Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос» ( Ин.6:67–69 ). Жизнь Иисуса из Назарета протекала между Вифлеемской пещерой — загоном для скота — и Голгофским холмом. Она была бедной и бесприютной, наполненной трудом проповедника, странника, целителя болезней телесных, душевных и духовных, — странника, Который говорил о Себе: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф.8:20 ; Лк.9:58 ). Он проповедовал и днем и ночью, страха ради иудейского ; так к Нему приходил для бесед один из начальников иудейских, Никодим. Удивительным, глубочайшим богословским содержанием была наполнена эта ночная беседа. По ночам к Нему, вероятно, приходил и Иосиф Аримафейский и другие потаенные ученики Господа, имена которых история не сохранила. Перечитывая перед Великим Четвергом Евангелия, следует осознать этот труд Господа. Это поможет глубже проникнуться пониманием искупающей наши грехи Голгофской жертвы. Для нашего спасения и назидания трудились Апостолы, святые отцы Церкви, преподобные подвижники благочестия. В их трудах дается разъяснение Священного Писания, из поколения в поколение передается опыт духовной жизни, духовного делания. Чтобы воспользоваться этим богатством духовным, чтобы человек оказался в состоянии стать искупленным кровью Христа, ему необходим труд для восприятия этих даров, ему нужно усилие воли. К нам всем обращены слова: Царство Небесное трудом берется, и употребляющие усилие достигают Его . В Сионской горнице во время Тайной Вечери Христос молился: «Отче!.. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» ( Ин.17:1,4 ). А теперь, дорогие братья и сестры, дело за нами! Нужен наш труд, нужны наши усилия в творении Его заповедей. На этом пути с нами будет Его помощь, помощь Пресвятой Девы, усыновившей весь род человеческий в лице апостола Иоанна Богослова, будет помощь наших святых небесных покровителей. Но без наших, хотя бы слабых, усилий, без нашего желания они к нам на помощь не придут, уважая свободу нашей воли.

http://azbyka.ru/propovedi/polnota-zhizn...

Надо еще заметить, что в словах посланных есть оттенок презрения к Иоанну «одетому не в мягкие одежды и не сидящему в чертогах царских» ( Мф. 11:7–9 ). Они жаждут земного величия и только перед ним преклоняются. Они никогда и не могли понять того, что Господь говорил: «царствие Божие внутрь вас есть». Поэтому они и не могли понять, что в крещении Иоанновом совершались пророческия слова Иезекииля, говорившего именем Господним: «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам» ( Иез. 36:25 ). Это было «уготовление пути Господня», очищение сердца и обновление духа, чтобы достойно встретить Грядущего Царя святости и правды. Ср. в Ев. Мф. 3:7–12 , Лк. 3:7–18 слова Иоанна Крестителя к народу. Ин.1:26 . Отвеща им Иоанн, глагола: аз крещаю водою: посреде же вас стоит, его же вы не весте. Ин.1:27 . Той есть грядый по мне, иже предо мною бысть: ему же несть аз достоин, да отрешу ремень сапогу его. Ниже в ст. 33-м Иоанн Креститель говорит о «крестящем Духом Святым». Здесь же он в стихе 26-м указывает, что крещение его есть крещение лишь приуготовительное, неполное, что оно есть только образ другого крещения Духом Святым 111 . Объяснив стоявшим пред ним фарисеям приуготовительный характер своего крещения, он указывает им, что если они ищут сердцем и душою Того, Который есть чаяние Израиля 112 , то Он уже находится среди их. Весьма замечательно, что услышав, что есть Некто «грядый, иже пред Иоанном бысть» и «ему же Иоанн не достоин да отрешит ремень сапогу его», – фарисеи не любопытствуют узнать, кто же Сей, возвещенный столь торжественными словами. По-видимому посланные не хотят и даже боятся вникнуть в эту тайну и не только не исследуют, кто Сей стоящий посреди их, но по-видимому не отвечают ничего и удаляются в молчании. Мы выше говорили по поводу стиха 15-го, что выражение «бысть предо мною», и «первее мене бе» удаляет мысль в неопределенную глубину прошедшего , подобно тому, как в 58-м ст. 8 главы Ев. от Иоанна Господь глаголал: «Аминь, аминь глаголю вам, прежде даже Авраам не бысть Аз есмь».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Не было ветхозаветное поклонение истинным и потому, что оно не спасало, не соединяло человека с Богом, выражаясь, главным образом, в кровавых жертвах, которые только прообразовательно указывали на великую истинную жертву, принесенную на Голгофе за грехи всего мира, когда «освящены мы единократным принесением Тела Иисуса Христа» ( Евр. 10:10 ). Только Кровь Христа, пролитая на кресте, явилась истинной, спасительной за нас жертвой, которая «очищает нас от всякого греха» ( 1Иоан. 1:7 ), «ибо если кровь тельцов и козлов, и пепел телицы через окропление освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистив совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» ( Евр. 9:13–14 ). Следовательно, поклоняется в истине тот, кто участвует в жертве Христовой, кто принимает для прощения грехов и вечной жизни истинное Тело и истинную Кровь Христа ( Иоан. 6:51–58 ; Мф. 26:26–28. Ветхозаветное поклонение Богу не было истинным и в том отношении, что при ежегодно приносимых за грехи жертвах, люди, связанные ветхозаветным обрядовым законом все–таки оставались во вражде с Богом, были «чадами гнева», их поклонение Богу было рабское, чуждое спасающей благодати Св. Духа. Но, «ныне, будучи оправданы Кровью Его, спасемся Им от гнева, ибо мы примирились с Богом смертью Сына Его» ( Рим. 5:9–10 ). «Мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божьи, а если дети, то и наследники, наследники Божьи, сонаследники Христу» ( Рим. 8:15–17 ), «друзья» Его ( Иоан. 15:14–15 ). Новозаветное поклонение и есть истинное, ибо в основе его лежит не рабский страх, а сыновнее дерзновение к Богу ( 1Иоан. 5:14 ), дающему поклоняющимся Ему благодать Св. Духа, очищающую и спасающую их от грехов, чего не давало людям ветхозаветное поклонение. Таким образом, когда Христос говорил Самарянке, что истинные поклонники должны поклоняться Отцу в Духе и истине, то Он не об обрядах говорил с ней, не о том учил ее, что никаких обрядов не нужно, а говорил ей о том, что настало уже время «Нового Завета в Крови Его» ( Лк. 22:20 ), когда ветхий закон с его «обрядами, относящимися до плоти», с его кровавыми, недействительными для спасения, жертвами, потеряли свое прежнее значение, что теперь истинные поклонники это те, кто уверовал во Христа, поклоняется Отцу в Духе и истине, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но что это будет за суд в свете любви Божией к нам? Суд — это не только приговор, суд — это, в первую очередь, установление истины. Когда обвиняемый предстаёт на суде, сначала нужно уяснить, виновен ли он в том, в чём его обвиняют. Но Богу не нужно ничего уяснять, Он знает всё. Суд станет моментом истины для нас самих. Тогда откроются все тайные помышления, и мы сами себя увидим в истинном свете такими, как есть, и сами поймём, чего мы заслуживаем. Но что ещё более поразительно, именно в этом смысле открытия истины суд не просто произойдёт в будущем — он уже начался. Господь в Евангелии от Иоанна, продолжая Свою мысль о том, что Он пришёл не судить, говорит: Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир... ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин. 3, 19–21). Сын Божий, Свет от Света-Отца, пришёл на землю и Своим явлением уже осветил мир. В Его свете уже видно, что есть зло, а что — добро. Каждый, кто приближается к Нему, уже может начать познавать истину о себе, может начать судить себя. Удивительно, но хоть Сын Божий не пришёл с Ангелами и не сел на престоле судить, однако суд уже потихоньку происходит в жизни многих христиан. Это очень характерная черта Евангелия: как Царство Небесное уже началось в жизни христиан, но ещё не настало в полную силу, так и суд уже начался, но в полноте он случится в конце истории. Мы молимся словами Господа «да приидет Царствие Твое», но Сам же Господь и сказал, что Царствие Божие уже внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Так же и суд: Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27), — но и свет пришёл в мир , уже пришёл, и в этом и состоит суд. Кроме того, когда мы пытаемся понять слова Господа о том, что Он пришёл не судить мир, но спасти, нужно помнить, каким представляли себе грядущий суд слушатели Христа — иудеи. Еврейский народ с радостью ждал суда. Хотя в Писании можно найти слова о том, что на суде каждый ответит за свои личные поступки, но всё же для евреев суд представлялся скорее как долгожданный момент отмщения их обидчикам. Евреи ожидали, что на этом суде они не будут отвечать перед Богом за свои поступки, но будут истцами, обвинителями язычников и евреев-отступников. На этом суде Бог наконец защитит притеснённых иудеев, накажет язычников и подчинит их еврейскому народу. У евреев гораздо больший отклик находил пламенный призыв псалма наказать нечестивых: Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников (Пс. 58, 6) — чем смиренное исповедание своей нищеты перед судом Божиим: Не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142, 2).

http://pravoslavie.ru/52008.html

Они, вероятно, стыдились и страшились, как люди незнакомые с Ним и только от своего учителя  слышавшие свидетельство о Нем. Чтобы уничтожить в них все это – стыд, страх, Он сам спрашивает их и не оставляет их в молчании идти до Его жилища. Впрочем, может быть, тоже было бы, если бы Он и не предложил вопроса, потому что они не перестали бы идти за Ним и по Его следам пришли бы к Его жилищу. Для чего же Он спрашивает их? Для того, как я сказал, чтобы успокоить их смущенное и неспокойное сердце и внушить им дерзновение. Между тем они выразили свою преданность Христу не в следовании только за Ним, а и в самом вопросе. Не будучи еще учениками Его и ничего не слыша от Него, они уже называют Его учителем, причисляют себя к Его ученикам и показывают причину, по которой они последовали за Ним, именно, - что желали услышать от Него что-либо полезное. Заметь же и благоразумие их. Они не говорили: научи нас догматам или чему-либо другому нужному, а – что? " Где живешь " ? Они, как я выше сказал, хотели в уединении беседовать с Ним о чем-либо, послушать Его, научиться от Него; поэтому они и не отлагают своего намерения, не говорят: придем на другой день и послушаем Тебя, когда Ты будешь говорить в собрании народа, - но показывают все свое усердие к слушанию, так что не удерживаются от того и самым временем. Солнце уже склонялось к западу: " было около десятого часа " , сказано. Поэтому и Христос не сказывает им примет своего жилища, не назначает места для беседы, а только более и более привлекает их к следованию за Ним, показывая, что принимает их к Себе. Поэтому также Он не сказал и ничего в роде того: теперь не время вам идти в мое жилище, завтра, если хотите услышать что-нибудь, а теперь ступайте домой; но беседует с ними как с друзьями и людьми, уже долгое время бывшими с Ним. Отчего же Он в другом месте говорит: " Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову " (Лк. 9:58), а здесь: " пойдите и увидите " (ст.39) где живу? Но слова: " не имеет, где приклонить голову " , показывают, что Он не имел собственного пристанища, а не то, чтобы Он не жил ни в каком доме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами, где блаженный Павел напитался преестественной пищей и, как скоро вкусил там от плода с древа жизни, воскликнул: " Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его " (1 Кор. 2, 9). Плоды этого древа стали запретными для Адама по диавольскому умышлению. Древо жизни есть любовь Божия, от которой отпал Адам, и с тех пор не встречала уже его радость, но работал и трудился он на земле терний. Лишенные любви Божией, если и по правоте ходят,-едят тот хлеб пота в делах своих, какой повелено есть первозданному человеку после падения его. Пока не приобретаем любви, делание наше на земле терний. И хотя сеяние наше бывает сеянием правды-и сеем, и пожинаем мы среди терний, и ежечасно уязвляемся ими, и что ни делали бы к своему оправданию, живем в поте лица. А когда обретаем любовь, тогда станем питаться Небесным Хлебом и укрепляться в силах без работы и труда. Небесный Хлеб есть Христос, " сшедший с небес " (Ин. 6, 58) и дающий жизнь миру. Это пища ангельская. Кто обрел любовь, тот каждый день и час вкушает Христа и потому делается бессмертным. Ибо сказано: " Ядущий хлеб сей... который Я дам " не узрит смерти во веки (Ин. 6, 51). Блажен, кто вкушает от хлеба любви, который есть Иисус. И что вкушающий любви вкушает Христа, сущего над всеми Бога, об этом свидетельствует Иоанн: " Бог есть любовь " (1 Ин. 4, 8). Наконец, живущий в любви приносит плод жизни от Бога и еще в этом мире, в ощущаемом здесь обоняет воздух Воскресения. Этим воздухом насладятся праведные по Воскресении. Любовь есть Царство; о ней Господь дал таинственное обетование апостолам, что вкусят ее в Царстве Его. Ибо сказанное: " Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем " (Лк. 22, 30)-что иное означает, как не любовь? Любви достаточно, чтобы напитать человека вместо пищи и пития. Вот вино, веселящее сердце человека (Пс. 103, 15). Блажен, кто вкусит этого вина! Испили его невоздержанные-и устыдились; испили грешники-и забыли пути преткновений; испили пьяницы-и стали постниками; испили богатые-и возжелали нищеты; испили убогие-и обогатились надеждой; испили больные-и стали сильны; испили невежды-и умудрились (55, 391-392).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

" Строить дом души " марта 2020 Митрополит Варсонофий совершил богослужения вторника 1-й седмицы Великого поста " Второй день мы читаем канон преподобного Андрея Критского и проникаемся покаянным плачем, который должен нести каждый человек, осознающий свои грехи, - сказал владыка в проповеди. - Наши прародители, Адам и Ева, пока для них Господь был, как сейчас бы сказали, самой высшей ценностью, находились в состоянии райского блаженства. Потом они решили построить жизнь сами по себе, без Бога. И вот результат - наше пребывание сегодня на земле. Что может нам заменить Бога? Что бы мы ни делали, какие бы ценности ни ставили во главу угла - это будут идолы для нас. Имущество, отношения с людьми - все это идолы, которые не заполнят пустоту, образовавшуюся после отказа людей жить по воле и любви Божией " . " У некоторых людей и нет высоких ценностей: они ходят на работу, возвращаются домой, готовят пищу, смотрят развлекательные программы - вот и вся жизнь, так протекают многие десятилетия, - продолжил архипастырь. - Но жизнь - это таинство, в котором души наши готовятся для вечности: либо для Неба, либо для ада. И мы задаем себе вопрос, как спастись, правильно построить жизнь. Когда Господь пришел на землю, многие устремились к Нему, обретая смысл жизни, который искали. И спрашивали: " Можем ли мы с Тобой ходить? " Он отвечал, что могут, но предупреждал: " Лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову " (Лк. 9:58). Подходили к нему и богатые, у которых были большие, комфортные жилища, и говорили: " Мы хотим спастись, идти с Тобой " . Он отвечал: " Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною " (Мф. 19:21). Увы, имущество так сильно опутало этих людей, что они не могли привязаться ко Христу. Это мы замечаем и в обыденной жизни. Живут бабушки в деревне одни, дети говорят: " Мама, переезжайте к нам в город: у нас здесь хорошо, а в деревне ни врачей, ни больниц! " Они отвечают: " Нет, как я оставлю здесь все? " Им дом жалко оставить, который скоро завалится, сундуки с послевоенными тряпками... Так нас вещи привязывают, и мы не можем правильно сориентироваться: какова же цель моей жизни, для чего вообще я живу? "

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010