Глава 6 1–6. Непризнание Христа Его согражданами – жителями Назарета. – 7–13. Послание апостолов на проповедь. – 14–16. Суждение народа и Ирода Антипы о Христе. – 17–29. Умерщвление Иродом Иоанна Крестителя. – 30–33. Возвращение апостолов из путешествия. – 34–44. Насыщение пяти тысяч народа в пустынном месте. – 45–52. Укрощение Христом бури на море. – 53–56. Чудеса Христа в Геннисаретской земле. Мк.6:1 .  Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. До 7-го стиха у евангелиста Марка идет рассказ о пребывании Христа в Назарете после совершения Им чуда воскрешения дочери Иаира ( Мк.5:43 ). Из повествования евангелиста Матфея видно, что это посещение имело место после того, как Христос окончил Свое учение в притчах, которое Он предлагал народу при море ( Мф.13:53–58 ). Согласно евангелисту Луке, это событие падает, по-видимому, на начало выступления Христа как Учителя в Галилее ( Лк.4:16–30 ). Но все-таки евангелист Матфей относит это событие к тому же периоду деятельности Христа, к какому и Марк, как об этом можно заключать из следующих далее рассказов, содержащихся в Евангелии Матфея ( Мф.14 ; Мк.6:14 и сл.). Что же касается евангелиста Луки, то он, очевидно, не держится строго хронологического порядка, ставя рассказ о посещении Христом Назарета в начале Его деятельности в Галилее: у него самого есть намеки на это (см.комментарии к Лк.4:16 ). Поэтому нет надобности (как предполагает, например, Кнабенбауэр) допускать двукратное выступление Христа с проповедью в Назарете. «Пришел в Свое отечество» (ср. Мк.1:9, 24 ). Этим не отрицается рождение Христа в Вифлееме, но обозначается только, что местом жительства ближайших предков Христа по плоти был именно Назарет («отечество» – тот город, где жили отцы, предки). Один евангелист Марк отмечает, что в это путешествие с Христом были и Его ученики: Христос шел в Назарет не для того, чтобы увидеться со Своими родными, а для проповеди, при которой и должны были присутствовать Его ученики. Евангелист Марк вообще обращает большое внимание на то, как ученики Христа были подготовляемы Им к будущей деятельности...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЛЯ [греч. θλημα, θλησις; лат. voluntas, velle], сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого. В Свящ. Писании понятие В. имело следующие основные смыслы: В. Божия, выражающаяся в промышлении о всем творении и приведении его ко спасению (Пс 32. 11; 39. 9; 142. 10; Ис 53. 10; Прем 9. 13; Мф 6. 10; 12. 50; 26. 39, 42; Мк 3. 35; 14. 36; Лк 11. 2; 22. 42; Ин 4. 34; 5. 30; 6. 38-40; Деян 13. 22 ; Рим 9. 19; 12. 2; Евр 10. 7, 9); В. как сила или свойство человеческой души (Пс 1. 2; Ис 58. 3; Дан 11. 3; 2 Петр 1. 21; Рим 8. 20; 1 Кор 7. 37). У отцов Церкви слово «В.» употреблялось преимущественно в библейском смысле, т. е. для обозначения заповедей и Промысла Божия ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 20; Ign. Eph. 1; Clem. Alex. Protrept. XII 120. 4-5 и др.): из послушания В. Отца Сын Божий стал человеком и претерпел страдания ( Meliton. Pasch. 551; Iust. Martyr. I Apol. 63; Clem. Alex. Paed. I 2. 4); В. наделен и человек. Для сщмч. Иринея , еп. Лионского, человеческая В. (θλησις) тождественна способности человеческой души к самоопределению (ατεξοσιος) (Fragmenta deperditorum operum. 5// Iren. Adv. haer. Vol. 2), а для Дидима Слепца она предшествует всякому действию (Fragm. in Ep. ad Rom. (in catenis). 5// Staab K. Pauluskommentar aus der griechischen Kirche aus Katenenhandschriften gesammelt. Münster, 1932). В ходе арианских споров категория В. стала ключевой в полемике свт. Афанасия I Великого с Арием (A. Dihle. P. 116). Последний ставил на один уровень такие действия Отца, как создание мира и рождение Сына, что приводило его к ложному заключению, что Сын сотворен подобно остальному миру. Свт. Афанасий, проводя различие между творением и рождением, привлекал с этой целью категорию В. Сотворение Отцом мира отличается от предвечного рождения Сына тем, что в 1-м задействована В. Отца, а 2-е осуществляется без участия Его В. ( Athanas. Alex. Or. contr. arian.//PG. 26. Col. 72). Свт. Григорий, еп. Нисский , рассматривал В. в связи с учением о стремлении человека к совершенству и полному познанию истины. Хотя совершенство и истина в своей полноте остаются для человека недостижимыми, его не оставляет неутолимое желание достигнуть их. Это желание есть самостоятельная волевая сила. В. для свт. Григория, т. о., является свободным движением (κνησις - Greg. Nyss. Quod non sint tres dei//PG. 45. Col. 128; Adv. Maced.//Ibid. Col. 1317; ατεξοσιος κνησις - In Eccl. 6//Ibid. 44. Col. 725).

http://pravenc.ru/text/155218.html

1857–1858 годы 3аписи на второй стороне переплета дневниковой тетради за 1857–1858 годы О Промысле ( Лк.12–13 ). Ты – раб человеческий, а не раб Божий. Служебник, Требник и церковные книги после Священного Писания да будут у тебя главным источником и руководством при составлении катехизических бесед. NB Взять из церкви Триодь Постную и один Служебник. Сказать проповеди : о неперемене духовника без крайней надобности; о том, как приступать к исповеди и причастию; о несписывании бессмысленных рукописей. Археология человека и человечества. Хочешь убедиться, что Источник человеческой жизни есть Сын Божий или Бог в Троице – читай от Луки главу 7 и о Лазаре. Несомненно, что душа моя – создание Божие, но как она создана – не знаю: Творец мне этого не открыл; так точно и хлеб и вино – Тело и Кровь; но как это сотворено из хлеба и вина – не знаю; знаю только несомненно то, что это Тело и Кровь моего Жизнодавца, потому что я душевно и телесно преисполняюсь жизнию по принятии их. Ты хочешь знать, точно ли Сын Божий сотворил море – смотри: Он велит ему перестать от бури – и оно перестает. Хочешь убедиться, что Творец света есть Сын Божий – посмотри на фаворское преображение ( Мк.9 ). Хочешь убедиться, Кто сотворил мир невидимый, – посмотри на Господа, как Он обращается с духами, как добрые Ангелы служат Ему, а злые трепещут. Хочешь убедиться, что рыбы сотворены Сыном Божиим, – читай от Луки главу 5 и от Иоанна 21 ; ...животных четвероногих ... (как Он взял осла молодого... 3 ). О необходимости бдения над собой. Multa fiunt eadem sed aliter Многие становятся (одним и) тем же, но по-разному (лат). Вдумываться при молитве. Дарование Святого Духа на пользу душевную. Место, кипящее медом и млеком, дал мне Бог: et quidem incontentus и все же я недоволен (неудовлетворен) (лат). Духовные опыты, наблюдения, мысли и советы начинающего с Божиею помощью познавать себя или ходить духом, по Апостолу. Светлые и мрачные минуты жизни. Беседовать о прелюбодейцах, о рукописях бестолковых. Сначала христиане не говорили: я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а было все – одно. Кто виноват в разделении, знает история: «Христианское чтение» за 58-й и др. годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Arhiva Importana postului i respectarea lui astzi 28 ianuarie 2016 16:21 Проект документа Всеправославного Собора, принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези, 10-17 октября 2015 года.  Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года. 1. Пост — Божия заповедь (Быт. 2:16-17). Согласно свт. Василию Великому, пост — ровесник человечества, ибо он был установлен в раю (О посте 1, 3). Это — великий духовный подвиг и первейшее выражение православного аскетического идеала. Православная Церковь, неуклонно следуя предписаниям святых Апостолов, правилам Соборов и святоотеческому преданию в целом, всегда указывала на высокое значение поста для духовной жизни человека и его спасения. В богослужении всего годового круга в полной мере отражено святоотеческое предание о посте и учение о непрестанном и неослабевающем бодрствовании человека и преуспеянии в духовных подвигах. Пост воспевается в Триоди как благодать многосветлая, как оружие необоримое, как духовных подвигов начало, как прекрасная стезя для добродетелей, как пища для души, как источник всякого любомудрия, как нетленного бытия и равноангельного жития подражание, как матерь всех благ и добродетелей и как образ будущей жизни.  2. Как древнейшее установление пост имеет место уже в Ветхом Завете (Втор. 9:18; Ис. 58:4-10; Иоиль 2:15; Иона 3:5-7) и получает подтверждение в Новом. Сам Господь постился в течение сорока дней до начала Своего общественного служения (Лк. 4:1-2) и преподал наставления о том, каким образом следует упражняться в посте (Мф. 6:16-18). В целом, в Новом Завете пост предстает как средство воздержания, покаяния и духовного возрастания (Мк. 1:6; Деян. 13:3; 14:23; Рим. 14:21). С самой апостольской эпохи Церковь указывала на высокое значение поста и установила среду и пятницу как постные дни (Дидахи 8, 1), а также пост перед Пасхой (Сщмч. Ириней Лионский у Евсевия, Церковная история 5, 24). В церковной практике, свидетельствуемой на протяжении веков, существовало разнообразие не только в отношении продолжительности поста перед Пасхой (Свт. Дионисий Александрийский. Послание к Василиду, PG 10, 1278), но и в отношении количества и содержания прочих постных периодов, которые сформировались под влиянием различных факторов, прежде всего, литургической и монашеской традиций, с целью надлежащей подготовки к великим праздникам. Таким образом, неразрывная связь между постом и богослужением указывает на меру и предназначение пощения и подчеркивает духовный характер поста, к которому призываются все верующие, каждый по своим силам и возможности, не пренебрегая этим священным установлением: Смотри, чтобы кто тебя не совратил с этого пути учения… Ибо, если можешь понести все иго Господне, будешь совершен; если же не можешь, делай, что можешь. О пище же, что можешь, понеси (Дидахи 6, 1-3). 

http://patriarchia.ru/md/db/text/4361182...

Беседа 32. Совершение пасхи с учениками Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, и мы рассмотрим три темы из 26-й главы: 1) Совершение пасхи с учениками (17–25); 2) Установление Таинства Евхаристии (26–30); 3) Господь Иисус предрекает отречение апостола Петра (31–35). События последних дней в земной жизни Господа Иисуса Христа имеют огромное литургическое значение. Вспоминая именно их, мы и должны причащаться Тела и Крови Сына Божия. Сказано: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор.11:28–30 ). Посему необходимо именно причащаться, «рассуждая о Теле Господнем», то есть вспоминая все события, связанные с установлением Евхаристии на Тайной вечери, страдания и смерть Господа Иисуса Христа. Мы читаем 17-й стих 26-й главы: Мф.26:17 . «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?». Истолковывая слова: « где велишь нам приготовить Тебе пасху? », блаженный Иероним Стридонский пишет: «Первый день опресноков это – четырнадцатый день первого месяца, когда закалывается агнец, бывает полнолуние и оставляется закваска. А среди тех учеников, которые приступили к Иисусу с вопросом: “Где велишь нам приготовить Тебе пасху”, я полагаю, был и Иуда предатель » 501 . – То есть предательство Иуды и заключалось в том, чтобы выяснить, где Христос будет находиться в пасхальную ночь. Иудеи не могли арестовать Господа Иисуса прямо на Тайной вечери, потому что в это время сами праздновали пасху со своими семьями и домочадцами, и поэтому избрали Гефсиманский сад, как более удобное по времени место для Его (Христа) ареста. Это значит, что Иуда подробно выяснил, где и в какое время будет Учитель. Впрочем, учителем Иуды в этот момент был сам дьявол, который и руководил всеми его действиями. Святитель Иоанн Златоуст добавляет: «И отсюда, между прочим, видно, что у Иисуса не было дома, не было постоянного местопребывания. А я думаю, что и ученики не имели его; иначе они попросили бы Иисуса придти туда. Но и у них, отрекшихся от всего, не было дома» 502 . Сказано: «Иисус сказал… лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Лк.9:58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Воскресным вечером позвонил по какому-то делу прихожанке нашего храма, немолодой уже женщине. Застал ее… в рыданиях. Что случилось? Оказалось, она сегодня причастилась, но вскоре после службы разругалась с сестрой. Благодать таинства отошла, и душа женщины отреагировала на эту потерю потоком неутешных слез. Разговаривать о деле было невозможно — в трубке слышались всхлипы и вздохи, чередующиеся с приступами рыданий. Я посочувствовал, сказал какие-то слова, попрощался и положил трубку. На сердце было тяжело. Подумалось: когда же я в последний раз плакал о потере благодати? Кто-то из современных священников заметил, что довольно много сказано и написано о подготовке к Причастию, но о том, как сохранить в себе благодать, полученную в таинстве, мы знаем гораздо меньше. А разве это не более важно? Причащаясь, мы надеемся, что Христос не только войдёт в нас, но и «обитель в нас сотворит» (ср.: Ин. 14: 23). Увы, чаще получается по-другому. Выходит так, как у моей знакомой: Христос пришел – и ушел, не найдя, где приклонить голову (Лк. 9: 58). В лучшем случае нашим уделом остаются слезы, в худшем — следует привыкание и хроническое состояние «окамененного нечувствия». Если бы мы умели хранить полученную благодать, то не нуждались бы в частом причащении Причастие само по себе неизменно. Оно не иссякает в своем действии точно так же, как неистощим в Своей спасительной благодати Христос. Если бы мы умели хранить полученную благодать, то не нуждались бы в частом причащении. Мария Египетская причастилась всего два раза в жизни — в начале своего подвига и перед самой смертью. Для нее этого оказалось достаточно. Ее жизнь между первым и вторым Причастием была наполнена отчаянной борьбой за свое спасение. Преподобная сохранила дар Божий и открыла сердце к еще большей благодати. А что же мы? Мы тоже просим Христа в молитве перед Причастием: «Освящение Твое неотъемлемо от мене сотвори», то есть «сделай, чтобы Твое освящение неизменно было во мне» (молитва вторая, святителя Иоанна Златоуста). Но всякий раз благодать отходит от нас, встретив сердечное лукавство, нечистоту ума, порабощенность страстям, отсутствие подлинного покаяния. Сила таинства остается неизменной — но мы оказываемся изменчивыми и слабыми.

http://pravoslavie.ru/97965.html

Ольга Ходаковская Скачать epub pdf Часть 1. От доброго древа Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. ( Лк. 6: 43–44 ) Отчий дом Прежде чем рассказать о событиях, имеющих решающее значение для судьбы выдающегося деятеля Русской Православной Церкви начала XX столетия, обратимся к истоку: первому детскому крику, родительскому гнезду, безмятежному миру детства. «Я возрастал с детства в исключительно счастливых для духовной жизни условиях. Дома искреннее благочестие отца, нелицемерная набожность матери были первыми посадками моей религиозности» 9 . Так говорил о себе святитель, и нам предстоит сейчас, насколько позволяют собранные документа, воссоздать благотворные обстоятельства его детства. Епископ Пимен родился 5 ноября 1879 года в селе Васильевском 10 Череповецкого уезда Новгородской губернии и был шестым ребенком в семье сельского священника Захарии Белоликова. При крещении его нарекли именем Петр. Метрические книги Васильевской церкви поведали о том, что в январе 1870 года 56-летний священник Васильевского прихода Василий Сивяков тяжело заболел и на время болезни из ближайшего села Новая Ерга пригласили молодого батюшку Захарию Белоликова 11 . Отец Василий от одра болезни уже не поднялся, и после его кончины отец Захария окончательно перебрался с семьей в Васильевский приход. К маю 1870 года относится и первая запись, сообщающая о новом батюшке: крестил «местный священник Захария Белоликов». Служение отца Захарии на старинном приходе-погосте, известном еще в XVIII веке, продолжалось более тридцати лет. Пятнадцать из них васильевский настоятель был благочинным храмов Череповского (старинное произношение. – О. X.) округа и вышел за штат в 1902 году. Приход на короткое время принял его сын Иоанн 12 , а затем зять – священник Павел Диаконов, женившийся на Анне Захариевне. Когда 28-летняя Анна умерла, отец Павел покинул Васильевское и отчее гнездо перешло к одному из младших сыновей отца Захарии – священнику Алексию Захариевичу На этом приходе отец Алексий служил до мученической кончины (он был расстрелян в октябре 1937 года по печально известной 58-й статье).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 86. О Лазаре, друге Господнем. В субботу 6й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению) Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. ( Ин.11:25 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В этот благодатный субботний день Великого поста в Евангельском чтении (см. Ин.11:1-45 ) мы слышали рассказ о воскресении Лазаря – необыкновенном чуде, которое сотворил Господь наш Иисус Христос, показав людям свою Божественную силу. Кем был для Спасителя Лазарь и почему Господь исторг из уз смерти именно этого человека? Для каждого из нас огромное значение в жизни имеет дом, семья, дружеские отношения. Без этого очень трудно жить! Что бы с нами ни случалось в этом мире, в какие бы сложные ситуации мы не попадали, но великим благом для нас является знание и понимание того, что есть на свете место где нас ждут, любят, где царит мир и душевный покой. У Господа нашего не было Своего дома. Вы помните, как Он Сам говорил об этом: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову ( Лк.9:58 ). Но в Вифании жили благочестивые сестры Марфа и Мария и брат их Лазарь, которые особенно любили Иисуса Христа. Именно в этой семье Спаситель всегда находил приют, покой и отдых от напряженных проповеднических трудов, от полного опасностей и трудностей бытия. Здесь Его всегда понимали и слушали. Здесь щедро давали Господу человеческое тепло и покой, в котором и Он, Сын Божий, так нуждался. Как же важно, что в земной жизни Господа были настоящие друзья, преданные и верные. Очень плохо человеку, если нет людей, понимающих его сокровенные думы и чаяния, с которыми можно было бы поделиться и горем, и радостью. Только тогда мы не будем себя чувствовать в одиночестве, если, по Божией милости (ведь дружба, как и любовь, – поистине дар небесный!), обретем в этом мире искренних друзей.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Скачать epub pdf 7. 6 неделя по Пятидесятнице. Исцеление расслабленного. Об избавлении от духовного и телесного расслабления (Мф. 9:1–8) «Дерзай чадо! Прощаются тебе грехи твои» ( Мф. 9:2 ). Много чудес, братия и сестры, совершил Господь наш Иисус Христос на земле. И всякое чудо сопровождалось участием не только Самого Божественного Чудотворца, но и того (или тех), ради кого оно совершалось. От Христа исходила сила Господня ( Лк. 5:17 ), чудотворящая воля Его, а от больного – вера в эту животворящую силу Божию. Единение этих сил (силы Божией и силы веры больного) и создавало чудо. Это, конечно, не обозначало, что Сын Божий без участия больного человека не в силах был исцелить его. А значило лишь, что Христос во всех делах, касающихся возрождения и спасения человека, привлекал и привлекает и его собственное участие, ибо «без нас, – как говорит святитель Иоанн Златоуст , – Он не спасает нас». Где веры в Него, в Его чудотворящую силу, не было, там Он избегал творить чудеса. Так, например, среди жителей своего родного города (Назарета) Он не совершал многих чудес по неверию их ( Мф. 13:58 ). Но если вера в Чудотворца выражалась хотя бы у родных и близких больного, или скрытно и у самого больного, то чудо совершилось. Об одном из таких чудес и рассказывает сегодняшнее евангельское чтение. Однажды Иисус Христос в Капернауме учил народ, говорил (ему) слово ( Мф. 2:1–2 ). Не успел Он закончить поучение, как на носилках принесли расслабленного, парализованного человека. Он, по-видимому, жаждал исцеления и верил в возможность его, но не владел своими членами, в том числе и языком, ибо сам не просил ни о помиловании, ни об исцелении. Принёсшие его сердобольные люди говорили, что Христос, исцеляющий всякую болезнь ( Мф. 4:23 ), может исцелить и их расслабленного. Из-за многолюдства невозможно было им пробраться внутрь дома, где учил Христос. Но их вера в Чудотворца была так сильна, а нужда в исцелении так насущна (даровав нам свободу воли, Господь хочет, чтобы мы по своему свободному выбору избирали путь жизни: или узкий или широкий; хотя, любя нас, и призывает к узкому, крестному пути), что они не стали ждать конца беседы Христа и приняли крайние меры: взобравшись на крышу дома, прокопали её ( Мк. 2:4 ) и на полотне (верёвках) спустили носилки с больным к ногам Спасителя, к изумлению присутствующих. (Они могли принести его издалека и опасаться, что он не вынесет долгого ожидания Христа на улице, около дома и поэтому поспешили спустить его через крышу).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Глава 13 1–9. Притча о сеятеле. – 10–17. Цель притч. – 18–23. Объяснение притчи о сеятеле. – 24–30. Притча о плевелах. – 31–32. Притча о зерне горчичном. – 33. Притча о закваске. – 34–35. Пророчество об учении в притчах. – 36–43. Объяснение притчи о плевелах. – 44. Притча о сокровище, скрытом в поле. – 45–46. Притча о купце, ищущем хороших жемчужин. – 47–50. Притча о неводе. – 51–52. Заключение образной беседы. – 53–58. Пребывание в Назарете. Мф.13:1 .  Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. (Ср. Мк.4:1 ). В этом стихе точно определяется место, где были произнесены первые притчи Христа – это Галилейское озеро, хотя оно и не называется по имени. Сам рассказ об учении притчами следует у Матфея в том же порядке, как у Марка, и в той же связи. Но Лука притчи о сеятеле ( Лк.8:4 сл.), зерне горчичном и закваске ( Лк.13:19–21 ) излагает в другой связи. Христос вышел из дому в Капернауме, направился к Галилейскому озеру, вошел в лодку, сел в ней по обычаю тогдашних еврейских учителей и начал говорить народу притчами. На берегу собралась многолюдная толпа народа, которому удобно было поместиться здесь, потому что хотя озеро и окружено горами, но они только местами опускаются обрывисто прямо в воду, оставляя, особенно на западном берегу, более или менее широкие и отлогие береговые пространства. Число слушающих бывало так велико, что иногда ( Лк.5:1 ) они теснили Спасителя. Может быть, в настоящем случае Он первоначально не хотел входить в лодку и вошел в нее только по необходимости. На это указывают выражения Матфея и Марка, что Он сначала «сел у моря» и только затем перешел в лодку. В древнем мире мы не знаем других примеров подобной проповеди из лодки. Но несомненно, что это было весьма удобно как для Самого Христа, так и для слушавшего Его народа. На западном берегу озера горы отходят от него внутрь местности верст на 7–10, и таким образом получается довольно ровное место. Притчи, сказанные Спасителем, были первые. Евангелист, очевидно, представляет их первыми, причем, по словам Тренча, притча о сеятеле являлась как бы введением к этому новому способу учения, которого до сих пор не употреблял Божественный Учитель. Это явствует и из предложенного после учениками вопроса: «для чего притчами говоришь им?» (стих 10), и из ответа Христа, в котором Он оправдывает этот новый способ учения и цель, которая имелась при этом в виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010