Христос, действительно, был в аду, в преисподней: «Он и нисходил прежде в преисподние места земли» ( Еф.4:9 ). В аду Христос проповедовал спасение всем ожидавшим Его и вывел их оттуда в Рай: «Христос... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым (т.е. духом) Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал ( 1Пет.3:18–20 ). Мертвым, живущим по духу, действительно, было благовестие Спасителя: «Мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» ( 1Пет.4:6 ). Христос был подобен нам по своей человеческой природе: Христос, будучи Богом, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» ( Флп.2:6–7 ). " Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы небесные» ( 1Кор.15:48 ). Следовательно, наша душа не должна умирать, как не умирала душа Христова. Посему и молился Стефан первомученик: «Господи Иисусе! приими дух мой» ( Деян.7:59 ). И наши души пройдут тот же путь, как душа Господа, но будут испытывать, или доброе состояние «живя по Богу духом» ( 1Пет.4:6 ), или, страдая маловерием, или озлоблением, или терзанием совести за свои злодеяния. А затем, все души соединятся со своими телами, как душа Спасителя и воскреснут, или для вечного блаженства, или вечных мучений. Посему, Как научает Спаситель, в Царстве Божием бессознательных, пребывающих в небытии, мертвецов нет: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Спаситель засвидетельствовал бессмертие души за гробом, сказав разбойнику на кресте: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю» ( Лк.23:43 ). Мертвые живут сознательной жизнью: Спаситель говорил Иудеям: «Авраам отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался» ( Ин.8:56 ). Небесное общество умерших называется торжествующим собором, к которому приступили живущие христиане: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Объясн. Уготовано тем, кому будет сказано на страшном суде: приидите, благословенные... Мф.25:34 , и кто будет веровать и креститься: Мк.16:16 ; Ин.12:48 . Ин.10:28 . «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей». Объясн. Кому даст Господь жизнь вечную? Тем, кто верует в Него: Ин.3:36 , и исполняет всё повеленное Им: Ин.10:15 . Не может иметь этой жизни тот, кто хотя быть может и верует во Христа, но, как непослушный сын Церкви, считается не христианином, а язычником: Мф.18:17 , и ослушником Господа: Лк.10:16 . Рим.6:22–23 . «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Объясн. Смерть называется возмездием за грех: Рим.5:12 , следовательно, чем-то заслуженным; тогда как вечная жизнь, следствие святости, есть не награда заслуженная, а дарование Божие: Еф.2:8 . Вслед за Иисусом Христом, прошедшим путём новым и вошедшим во внутреннее за завесу: Евр.6:18–19 , идут туда все уверовавшие в Него и пребывавшие верными законам веры, которые Сам Он установил: Ин.12:26 ; Лк.10:16 . Евр.2:9 . «Но видим, что за претерпение смерти увенчан славой и честью Иисус, Который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех». Объясн. Хотя и не все люди принадлежат к числу верующих в Иисуса Христа: Ин.5:40 , но Он умер за всех, чтобы все люди, когда (если) уверуют и крестятся: Мк.16:16 , получили жизнь вечную: Евр.3:14–15 . Откр.22:17 . «И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром». Объясн. «Невеста» – Церковь , и в ней Дух взывает в сердцах наших: Авва Отче: Рим.8:15 , и призывает пришествие Единородного Сына Божия. И всякий верующий, слыша, чему научен, молится Богу и Отцу: Да приидет Царствие Твое. Жаждущий пусть приходит. Нужна жажда к питию жизни для прочного обладания приобретённым: Откр.21:6–7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Кто любит отца или мать больше Меня, – говорит Спаситель, – тот Меня не достоин» ( Мф.10:37 ). «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф.16:24 , Мк.8:34 , Лк.9:23 ). Любя Бога, как Отца, ближнего своего человек должен любить, как самого себя. Поэтому Спаситель заменяет формальное чувство законной справедливости в отношениях к жизни ближнего ( Мф.5:21–27 ), его чести ( Мф.5:27–33 ), здоровью ( Мф.5:38–39 ), доброму имени ( Мф.7:1–6 ) – отношениями любви и всепрощения; расширяет границы ветхозаветного проявления любви до любви к врагам и иноплеменникам ( Мф.5:43–48 , Лк.6:27–37 ) и указывает высшую степень любви в самопожертвовании ради ближнего. «Дети, – завещал Спаситель, – любите друг друга. По тому все узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:33–36 ). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Спаситель для выяснения характера жизни членов царства Божия пользуется самым простым и удобопонятным образом – образом семьи. Бог есть Отец этой великой семьи, – Отец любящий, Который с нежной заботливостью, как отец блудного сына, добрый пастырь пропавшей овцы, печется о спасении всех Своих детей. Дети этой великой семьи – люди должны отвечать любовию на любовь Своему Отцу и по Его высокому примеру жить в любви друг с другом. И как в семье, при условии сердечного единения её членов и их дружной совместной работы на пользу общую, достигается семейное благосостояние, так и в этой великой общечеловеческой семье, при условии охотного подчинения греховной воли человеческой святой воле Божией и усердного исполнения заповедей Божиих, могло бы быть достигнуто и совершенствование духовной жизни человечества, и благополучие, и счастье земное; так как Всемогущий Творец и Промыслитель – Любящий Отец Бог, Питающий птиц небесных и Одевающий в роскошные одежды полевые лилии ( Мф.6:25–30 ), тем скорее подает все нужное и просимое Своим любимым детям – людям ( Мф.6:32 ). «Ищите, – говорит Спаситель, – прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). Слова молитвы Господней: «Да приидет царствие Твое», таким образом, должны быть не только постоянным молением, но и целью стремлений всей жизни и деятельности человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Отсюда видите, братие, что ошибаются те, которые, зная за собой множество грехов, думают, что Бог их не простит. Вот христиане отверглись от Своего Владыки и поклонились идолам; но лишь только за сим с плачем и рыданием обратились к Господу, сейчас же и свет небесный осиял их, и сейчас же и Господь их простил. Значит, греха, побеждающего милосердие Божие, нет, и Господь всех искренне кающихся и приемлет, и прощает. Да, оно так есть и воистину! Как поступает отец с сыном, который расточил имение его, живый блудно? Гонит ли его? Нет, сказано: «Увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» ( Лк.15:20 ). Отринул ли Господь грешницу, плакавшую у ног Его? Нет, но сказал: «Прощаются тебе грехи твои» ( Лк.7:48 ). Отринул ли мытаря, бившего себя в грудь? Нет, но сказал, что он пошел оправданным в дом свой. Итак, не говорите, что Бог вас не простит, а скорее к Богу идите с покаянием и слезами, и Он простит вас. «Если исповедуем грехи наши, – учит возлюбленный ученик Христов, – то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:9 ). Слышите ли? Не от какой-нибудь, а от всякой неправды. Значит, нечего вам более и сомневаться в милосердии Божием. Аминь. 11-й день 197. Высшая степень милосердия (Из жизни св. Софрония, патриарха Иерусалимского. Чет. Мин. марта 11) Какая самая высшая степень милосердия? Та, когда заботятся, чтобы не нуждающиеся в нашей помощи за нами ходили, а мы за ними; чтобы не они нас отыскивали, а мы их. Как, скажете, неужели еще и несчастных-то мы должны зазывать к себе, а не они к нам приходить? Не знаю, братие, так ли должно быть, как вы говорите; но со своей стороны знаю то, что истинно милостивые поступали не как мы. Как же, спросите. Так, что сами выходили к несчастным и ждали прихода их; когда же те приходили, чем могли, помогали им; а когда несчастные не приходили, то святые скорбели о том и считали весь тот день для себя потерянным. Неужели, скажете еще, и это могло быть? Да, братие, и это могло быть; и вот вам на сие и пример.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Не одобряет ли эта притча приобретения имущества неправдою? – Нет; Господь ни в каком случае не может одобрить неправды, и не принимает тех жертву которые приобретены неправдою и приносятся без покаяния и исправления жизни. Тексты, относящиеся к притче о домоправителе 1. Кто убо есть верный строитель и мудрый, егоже поставит Господь над челядию своею, даяти во время житомерие? Лк. 12:42–48 2. Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей тайн Божиих. 1Кор. 4:1 . 3. Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь. Пс. 40:2 . 4. Не благоволит Вышний о приношении нечестивых, ни множеством жертв очистить грехи. Яко жряй сына пред отцем его, тако приносяй жертвы от имения убогих. Сир. 34:19–20 . 5. Крадый ктому да не крадет, но паче да труждается, делая своима рукама благое, да имать подаяти требующему. Еф. 4:28 . 6. Чти Господа от праведных твоих трудов, и начатки давай Ему от твоих плодов правды. Притч. 3:9 . XV. Притча о неправедном судье. Лк. 18:2–8 Сказал (Господь) притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в некотором городе был судья, который Бога не боялся, и людей не стыдился. В том же городе была некоторая вдова; и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь; но как вдова сия не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный. Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле? Притча научает нас терпению и постоянству в молитве. Кто изображается в притче под образом неправедного судьи? – Люди, которые, по жестокости и неправде своей, бывают невнимательны к нуждам своих ближних. Что говорится о таких людях? – То, что и они, иногда, удовлетворяют нуждам своих ближних, хотя бы для того только, чтобы те не беспокоили их более своими просьбами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pritchi...

Но утешимся, православные, и, поручая их милосердию и долготерпению Божию, возблагодарим Господа, возвратившего к свету истины девять душ, блуждавших в погибельной тьме. Примите же их с любовью, как братий ваших, и возликуйте об их спасении с ангелами небесными, у которых бывает радость «и об одном грешнике кающемся» ( Лк.15:10 ). Да и как нам не радоваться, как не благодарить вразумляющего грешников милостивого Бога, когда мы сами сейчас видим, что «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий», что более 24 лет «сидящим в стране и тени смертной воссиял свет»! Славим, благодарим, кланяемся и славословим Тебя, всещедрый наш Боже! Но как в ясный, солнечный день неожиданно небо покрывается тёмной тучей, так и радость сердца нашего вдруг омрачается «великой печалью» ( Рим.9:1–3 ) при мысли об остающихся ещё во тьме заблуждений. Жаль погибающих братьев, тяжёлая ожидает их участь, ибо сам Христос сказал: «раб, который знал волю господина своего и не был готов и не делал воли его, бит будет много... И от всякого, кому дано много, много и потребуется» ( Лк.12:47–48 ); а они уже знают волю Господа своего, карающего отступников от созданной Им Церкви: ведь им там много дано для их вразумления! Знают Его волю и не готовы, не делают воли Его. Жаль безответных, ибо «страшно впасть в руки Бога живого» ( Евр.10:31 )! Что же нам делать, чтобы спасти их? Не унывать, братья, а ещё больше, ещё настойчивее заботиться об их вразумлении, помня слышанную уже вами за это великую награду, обещанную от Бога св. ап. Иаковом: «братия, говорит он, если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). Кто же из вас, православные, не пожелает обратить брата своего от его ложного пути? Кто не пожелает этим добрым и святым делом спасти и свою душу от смерти, покрыв множество своих грехов? Не забывайте же эту великую от Бога награду и знайте, что в деле спасения заблудших вы можете сделать больше, чем мы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сборщик подати, почитавшийся врагом своего народа, на кроткий призыв Господа: «Следуй за Мною» ( Мф. 9:9 ) – оставляет все накопленное и становится апостолом, написавшим затем Евангелие. Блудница, с плачем кающаяся о прошлых падениях, слышит отрадные слова Спасителя: «Вера твоя спасла тебя; иди с миром!» ( Лк. 7:50 ). Уверовавший разбойник, уже преданный смертной казни, сподобился принять Божественное определение, которого удостоится далеко не каждый: «Ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). Души людей воскресали от прикосновения благодати, исходившей от Христа. Древние демоны, чувствуя, что «Свет пришел в мир» ( Ин. 3:19 ), стали покидать насиженное место в сердцах человеческих. Их тирания оказалась настолько ничтожной перед Христом, что «духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты – Сын Божий» ( Мк. 3:11 ). И даже, чтобы, оставив человека по велению Христа, войти в свиней, бесы вынуждены рабски просить позволения ( Мк. 5:2–13 ). «Приносили к Нему всех больных и бесноватых... И он исцелил многих страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос» ( Мк. 1:32, 34 ). Лесть падших ангелов, как неспособная быть проповедницей истины, пресекалась мгновенно. Дела Спасителя произвели изменения в общем миропорядке. Он показал, что стихии могут вновь повиноваться людям. Так, Христос повелевает ветрам и морю ( Мф. 8:26 ), Сам ходит по водам ( Мк. 6:48 ), претворяет воду в вино ( Ин. 2:7–11 ), а пять хлебов и две рыбы умножает до возможности насытить пять тысяч человек ( Мк. 6:41–44 ). Заметим, что все это совершал Он не ради актерства, рекламы или честолюбия, а по реальной необходимости для конкретных людей, часто запрещая провозглашать о чуде. Светильник, переносимый ночью из комнаты в комнату, везде разгоняет мрак. Так и Христос, пришедший в наш сумрачный мир, повсюду творил чудеса: исцелял, укреплял, возрождал. Он показал свою победу над тем, что более всего пугает человека, – над смертью! Она теперь уронила свой скипетр и действует только до времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Когда Господь Иисус Христос последний раз вошел в Иерусалим, Он Сам сказал, что Его страдания были предсказаны пророками. 230. Какими словами выразил это Господь Иисус Христос? Господь Иисус Христос выразил это следующими словами: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное чрез пророков о Сыне Человеческом: ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить и убьют Его: и в третий день воскреснет» ( Лк.18:31–33 ). 231. Откуда мы знаем, что Господь Иисус Христос по любви к нам принес Себя в жертву? Что Господь Иисус Христос принес Себя в жертву по любви к нам, мы знаем из Его собственных изречений, ибо Он сказал: 1) «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» ( Ин.10:11 ); 2) «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас» и «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:9, 13 ); 3) также апостол Иоанн высказал о Господе Иисусе Христе: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою» ( 1Ин.3:16 ). 232. Кто был Понтийский Пилат? Понтийский Пилат был наместником римского императора в стране иудейской, или еврейской, которая в то время была присоединена к Римской империи. 233. Почему в Символе веры упоминается о Понтийском Пилате? В Символе веры упоминается о Понтийском Пилате потому, что это он приговорил Господа Иисуса Христа к смерти на кресте. 234. Почему Пилат приговорил Господа Иисуса Христа к смерти на кресте? Пилат приговорил Господа Иисуса Христа к смерти на кресте под давлением угроз и настойчивых требований еврейских священников и книжников, несмотря на то что, как он сам заявил, не нашел в Нем никакой вины ( Ин.18:38 ). 235. Отчего еврейские священники и книжники возненавидели Господа Иисуса Христа? Еврейские священники и книжники возненавидели Господа Иисуса Христа за то: 1) что Он упрекал их в том, что они не исполняют своих обязанностей согласно с волей Божией ( Мф.23 ); 2) что народ от них отвернулся и шел за Господом Иисусом Христом ( Лк.21:38, 22:2 ; Ин.11:45–48, 12:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010