И потому Творец вселенной, зная, что гордость есть причина и начало болезней, захотел исцелить противное противным: распавшееся от гордости восстановить смирением. Ибо гордый говорит: взойду на небо (Ис 14, 13); а смиренный говорит: смирилась до земли душа моя (в русском - душа наша унижена до праха) (Пс 43, 26). Тот говорит: я буду подобен Всевышнему; а этот говорит: будучи образом Божиим, уничижил Себя самого, приняв образ раба, смирил Себя, быв послушным даже до смерти (Флп 2, 6-8). Тот говорит: выше звезд Божиих вознесу престол мой (Там же, 13); а этот говорит: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11, 29). Тот говорит: я не знаю Господа и Израиля не отпущу (Исх 5, 2); этот говорит: если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его (Ин 8, 55). Тот говорит: мои суть реки, и я сотворил их (Иез 29, 3); этот говорит: Я ничего не могу творить Сам от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела (Ин 5, 19; 14, 10). Тот говорит: мои суть все царства мира и слава их и, кому захочу, даю их (Лк 4, 6); а этот говорит: будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2Кор 8, 9). Тот говорит: как собирают яйца оставленные, так я обобрал всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не разинул рта, и не пикнул (Ис 10, 14); этот говорит: я уподобился пеликану в пустыне, бдел и сделался, как одинокий воробей на кровле (Пс 101, 7, 8). Тот говорит: ступнями ног моих иссушу все реки египетские (Ис 37, 25); этот говорит: думаешь, что не могу Я теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф 26, 53). Если рассмотрим причину начального падения и основание нашего спасения, кем они положены или как возникли, то падением Люцифера и примером смирения Спасителя научимся, как мы должны избегать столь жестокой смерти от гордости. Глава 9. Как можем победить гордость Итак, мы можем избегать сетей этого злейшего духа, если обо всех добродетелях, в каких преуспеваем, будем говорить вместе с апостолом: благодатью Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1Кор 15, 10) Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп 2, 13). И Сам виновник нашего спасения говорит: кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин 15, 5). Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не сохранит города, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы рано встаете (Пс 126, 1, 2). Помилование зависит не от желающего и не подвизающегося, но от Бога милующего (Рим 9, 16). Глава 10. Никто не может достигнуть совершенства добродетелей или обещанного блаженства только своими силами

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1783...

Слыша о схождении, не почти сие за пременение места, ибо снисхождение то было Божественное, а не пременение местное: но разумей тут уничижение, смирение, вочеловечение, как инде учит тот же Апостол ( Флп.2:7–8 ). Не иный же есть сшедый с небеси, и иный возшедый на оное, но един и тот же Сын Божий есть, с небеси сшедый и в ложеснах Приснодевы Матери воплотивыйся, и на небо возшедый, сошел на землю яко Бог, восшел на небо яко человек, сошел бесплотный, а восшел воплощенный. Восшел же, говорит, « превыше всех небес ». В рассуждении сего заметь, что три суть неба: о двух упоминает Моисей, говоря: « в начале сотвори Бог небо и землю » ( Быт.1:1 ): вот небо едино! « И рече Бог, да будет твердь, И нарече Бог твердь, небо » ( Быт.1:6:8 ): вот и другое небо! А поелику слышим мы, что Божественное Писание назвало птицы, в атмосфере летающие, « птицы небесныя » ( Пс.8:9 ), то явствует отсюда, что и атмосфера зовется небом. Вот убо три неба! Посему Евреи, разумея небо на три части разделенным, низшее небо называют облаконосным, высшее звездоносным, а самое высочайшее Ангелоносным (Смот. Иер. критик. в гл. XII посл. к Коринф.). Превыше убо всех сих небес восшедши Иисус Христос, седе « одесную Бога » ( Деян.7:55 ; Смот. Икум. и Феофил.). Восшел же, чтобы и с плотию исполнить все владычество Свое, как прежде воплощения исполнял все силою Божества Своего. Имеет сие слово и другой смысл: восшел, чтобы чрез послание Пресвятого Духа исполнить всех верующих в Него Божественными Своими дарами: и сей смысл согласует не только с сим, « да исполнитеся во всяко исполнение Божие » ( Еф.3:19 ), но и со следующими словами, коими обращаясь Апостол к первой своей цели, то есть, к раздаянию меры дара Христова, говорит: Еф.4:11 . И Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители. Апостолы были избранные от Господа Иисуса и посланные проповедать догматы благочестивой веры, и законоположение благонравия. Было их дванадесять и седмдесять, еще же и Богозванный Павел ( Мф.10:5 ; Лк.10:1 ; Деян.26:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

И хотя обстоящие, будучи плотскими и не могши разуметь, «яже суть духа», смеялись Ему, видя, что уже умерла; однако слово Господне есть справедливое и неложное ( 1Кор.2:14 ). Ибо прежде страдания и смерти Иисуса Христа, люди грешные, «врази бывше», умерши нисходили во ад ( Рим.6:10 ), и сие означало другую смерть, смерть по смерти, или «вторую смерть», как говорит Боговедец Иоанн ( Апок.21:8 ). По страдании же и смерти Спасителя, поскольку «примирилися Богу смертию Сына Его» ( Рим.5:10 ); вторая смерть попрана, первая же не есть смерть, но сон. Почему Спаситель о смерти Лазаря говорит: «Лазарь друг наш успе» ( Ин.11:11 ); и Павел писал о всех в вере умирающих: «не хощу же вас не ведети, братие, о умерших» ( 1Сол.4:13 ); и на другом месте; «ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть» ( 1Кор.15:20 ). Крестная жертва животворящей крови и живоносной смерти Иисуса Христа расторгла смерть, и преобратила сию в жизнь ( 2Тим.1:10 ). Почему Павел взывает: «где твое, смерте, жало? где твоя, аде, победа» ( 1Кор.15:55 )? И Божественный Иоанн свидетельствует: «мы вемы, яко преидохом от смерти в живот» ( 1Ин.3:14 ). Если бы убо имели глас мертвые православные, то есть христиане, умершие в покаянии и исповедании, соединенные со Христом чрез приобщение Божественным тайнам, – поистине сказали бы к плачущим над ними: не плачите. Сказал бы мертвый к живому: не плачь! Чего плачешь? я не умер, но сплю. Не плачь! или ты не слышишь Владыки твоего гласа, вещающего: «веруяй в Мя, аще и умрет, оживет» ( Ин.11:25 )? Я не умер, но живу; или не слышишь, что говорит Творец и Создатель наш: «и всяк живый и веруяй в Мя, не умрет во веки» ( Ин.11:25 )? Я не умер, «но прешел от смерти в живот» ( Ин.5:25 ); для чего же плачешь? Ради счастия моего, ради вечной славы моей, ради неизглаголанной радости моей, ради царствия, которое наследовал? – Если бы мертвые имели глас, сказал бы мертвый живым и плачущим над ним те же слова, каковые сказал Господь женам Иерусалимским, когда плакали о смерти Его: «дщери», сказал, «Иерусалимски, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших» ( Лк.23:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Ближайшая подготовка их к вере в воскресение Учителя началась, братия сестры, с Голгофских событий. Во время этих событий небольшая группа (ядро) жён-мироносиц с Матерью Божией стояла у Креста Спасителя ( Ин. 19:25 ), остальные же мироносицы отдельной, более многочисленной группой стали поодаль, вдали от Креста ( Лк. 23:49 ). Обе группы глубоко перестрадали крестные муки Спасителя и не хотели Его оставить до погребения ( Лк. 23:55 ), а две Марии (из малой группы) и после погребения не могли расстаться с Ним, сидя против гроба ( Мф. 27:61 ) 59 . Мироносицы той и другой группы ощущали непреодолимую потребность умастить тело Погребённого и оплакать Его. И каждая из них, заготовив в субботу ароматы, в ранний утренний час первого дня недели и устремились ко гробу. Ранее всех («ещё темно») пришла ко гробу Мария Магдалина ( Ин. 20:1 ) и, убедившись, что он пуст, поспешила в город сообщить в этом апостолам Петру и Иоанну ( Ин. 20:2 ). Пока она ходила в город, подошла ко гробу группа мироносиц ( Лк. 23:55–56; 24:1–9 ) во главе с Иоанной 60 и увидела двух ангелов (в образе мужей). Ангелы, упрекнув, что они ищут Живого между мёртвыми, разъяснили, что Христос воскрес, и что они должны вспомнить, как Он говорил им, что Ему надлежит быть предану... распяту и в третий день воскреснуть ( Лк. 24:7 ). И жёны, внимая ангелам, действительно вспомнили эти слова Его ( Лк. 24:8 ). Взволнованные и радостные, они поспешили в Иерусалим возвестить всё это апостолам ( Лк. 24:9 ). А между тем, по отбытии этой группы, сюда прибежали апостолы Пётр и Иоанн ( Ин. 20:3–9 ), а после их ухода пришла вновь Мария Магдалина. Стоя у пустого гроба, она плакала. Увидев двух ангелов, высказала им причину своего плача: Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его ( Ин. 20:13 ). Горе её было так велико, душа так преисполнена скорбью, а глаза так озабочены, затуманены желанием видеть Умершего, что она, оглянувшись и увидев Иисуса, не узнала, не сразу почувствовала Его, а приняла сначала за садовника, который мог вынести и где-то положить тело Иисуса. Так, ища Умершего, она, видя, не видела Живого, Воскресшего. И только когда услышала из уст Господа своё имя – Мария, встрепенулась и, мгновенно озарившись светом Воскресшего, с криком Раввуни, бросилась к ногам Его, переживая радость и своего духовного воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

За свою кротость и незлобие, за чистоту и девственное целомудрие св. Иоанн, преимущественно перед другими апостолами, пользовался особенной любовью Господа. Все, что сделал Господь особенно важного, – все происходило в присутствии Иоанна. Воскрешает ли Он мертвых, Его сопровождает любимый ученик ( Мк.3:35–42 ; Лк.8:49–55 , ср. Мф.9:23–25 ); преображается ли Господь на Фаворе, св. Иоанн является свидетелем Его Божественной славы ( Мф.17:1–18 ; Ин.9:26–36 ; Мк.9:2–13 ); учреждает ли Он последнюю Таинственную Вечерю, приготовления к ней делаются через этого же чистого и целомудренного ученика ( Лк.22:8–13 ; ср. Мк.14:12–16 ; Мф.26:17–19 ). И во время этой вечери, последней вечери в земной жизни Господа, с какой любовию Он позволяет Своему другу возлежать на груди Своей, и одному ему открывает, кто Его предатель ( Ин.12:21–26 , – ср. Лк.22:21–23 ; Мк.14:18–20 ; Мф.26:21–23 ). Наконец св. Иоанн сопровождает Христа в Гефсиманский сад, где Он скорбно молился в последние минуты перед Своим страданием ( Мк.14:32–42 ; Мф.26:36–46 ). Любовь Иоанна к своему Учителю была беспредельна. Но она была такой ревностной, что, несмотря на всю душевную чистоту Иоанна и нежность его любящего сердца, она нуждалась еще в смягчении и очищении. И Господь пользовался всяким случаем для нравственного воспитания Иоанна, для особенного очищения его души и сердца. Так, однажды Иоанн увидел неизвестного ему человека, который именем Иисуса изгонял бесов, и запретил ему употреблять это Божественное имя. Господь не одобрил его ревности. «Не запрещайте ему произносить Мое имя, – сказал он Иоанну и другим апостолам, – не запрещайте, потому что кто не против вас, тот за вас»( Лк.9:49–50 ). Этими словами Христос хотел показать Иоанну, что в его ревности незаметно скрывается зависть, что истинная ревность не имеет ничего горького, потому что она – самая нежная и пламенная любовь к людям. Другой раз Иоанна возмутило, что жители одного самарянского селения затворили ворота перед его Учителем, где Он предполагал остановиться на ночь. Тогда Иоанн умоляет своего учителя позволить низвести с неба огонь на неблагодарных самарян. Но Христос запретил и сказал: «Не знаете, какого вы духа, – Сын Человеческий пришел не погублять души человеческие, а спасти»( Лк.9:35–36 ). Здесь Иоанн получает от Христа новый урок, показывающий, что дух Евангелия – дух любви. Так, любовь Иоанна к Господу воспитывалась, выяснялась и укреплялась Самим Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Сие творите в Мое воспоминание ( Лк. 22:19–20 ). Также и апостол не сказал: «преломляемый хлеб не есть ли воспоминание Тела Христова», «если ядите хлеб сей – вечерю Господню воспоминаете»; но так сказал: «хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова» ( 1Кор. 10:16 ); «когда вы едите хлеб сей и пиете чашу сию – смерть Господню возвещаете» ( 1Кор. 11:26 ). Таким образом в таинстве причащения благословенные и освященные вещества, хотя по прежнему сохраняют вид хлеба и вина, но они уже суть самое Тело Христово, ломимое за наши грехи, и самая Кровь Христова, пролитая за наши грехи. Каким образом хлеб и вино становятся Телом и Кровию Христовыми, сего постигнуть мы не можем так же, как не можем постигнуть того, каким образом в лице Иисуса Христа соединилось невместимое и вездесущее Божество с ограниченным и слабым человечеством ( Ин. 1:14 ). Ставши Телом и Кровью Христовыми, благословленные в таинстве вещества не только сохраняют свой вид хлеба и вина, но и подвергаются всем тем переменам на какие способны обыкновенные хлеб и вино; это потому, что и Христос Иисус, будучи Господом, вполне сохранял вид человека ( Флп. 2:7 . Мф. 13:55–56 ) и испытывал обыкновенные телесные нужды и состояния, напр. голод ( Лк. 4:2 ), жажду ( Ин. 19:28 ), сон ( Мф. 8:24–25 ), физическую боль ( Лк. 22:44 ; Мф. 27:46 ). IV. Православной Церкви, которая допускает к св. причастию всех истинно верующих христиан, сектанты в упрек ставят еще слова из 1Кор. 11:27–29 . Упрек напрасен, так как каждый· православный человек, согласно наставлению апостола, пред причастием «испытывает себя» ( 1Кор. 11:28 ), т. е. исповедывастся. Если между говеющими бывают грешники, то таковыми люди оказываются всегда ( 1Ин. 1:8 ), – если бы доступа к св. причастию лишены были грешные люди, то некому было бы совершить и «преломление», и заповедь Господа об этом ( Лк. 22:19 ) была бы напрасной. Напротив, Господь явился на землю спасти не праведников, а грешников, так как не здоровые имеют нужду во враче, но больные ( Лк. 5:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мы сказали, что Господь Иисус в отношении к святому Иоанну есть образец друзей благодетелей. Всякое дружество слагается из любви, доверенности и общительности, но в истинном дружестве любовь должна быть без страсти, доверенность - без неосмотрительности, общительность - без расточения. Всему этому поучает нас дружество Спасителя нашего. Иисус был самым нежным и обязательным другом. Уединяется ли Он для воскрешения мертвых, - друг его получает позволение присутствовать при совершении столь великого чуда (Лк. 8; 51). Восходит ли на гору для Преображения, - Его слава кажется Ему несовершенною, если друг Его не будет ее свидетелем (Мф. 17; 1). Потребны ли утешители в скорбные минуты пред наступлением страданий, - друг Его в числе их (Мф. 26; 37). Нужно ли приготовить вечерю, на которой место пасхального агнца должны заступить Тело и Кровь Иисуса, приготовление ее возлагается на друга (Лк. 22; 8). В продолжение этой вечери Господь Иисус с беспримерною нежностью удостаивает своего друга возлежания на Своих персях (Ин. 13; 23). Но любовь Иисуса Христа была любовью Богочеловека; в ней не приметно ни малейших следов пристрастия, столь много обезображивающего любовь человеческую. Для ученика столь нежно любимого, как святой Иоанн, что может быть свойственнее ревности по славе своего Учителя? И вот он, видя некоего, изгоняющего именем Иисуса бесов, но не принадлежащего к числу последователей Иисусовых, почитает за долг запретить ему призывание возлюбленного для него имени. Но Учитель не одобряет ревности своего друга и научает его снисходительнее судить о поступках ближнего. Не браните, - говорит Он, - призывать Мое имя; иже бо несть на вы, по вас есть (Лк. 9; 50). Жители весей Самарянских возбраняют Иисусу Христу вход в их пределы; друг Его, в жару негодования - просит позволения низвести, подобно Илии, огонь с небес для потребления жилищ людей бесчувственных и беззаконных. Господь Иисус, напротив, поспешает угасить и тот огонь, коим объята была душа Его друга, и упрекает его в неведении своего духа: не весте, коего духа есте вы; Сын бо Человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти (Лк. 9; 55). Вообще, земная жизнь Иисуса Христа содержит в себе столько же обличений Иоанна заблуждающегося, сколько знаков благоволения к Иоанну, справедливо ревнующему по истине. Иначе не могло и быть; поелику любовь к нему Господа Иисуса была любовь не земная, обыкновенная, а истинная и святая.

http://pravoslavie.ru/48976.html

Лицемер воздевает руки, но не достигает Святого. Лицемер поднимает глаза, но не зрит Всевышнего. Лицемер восхваляет Творца всякой плоти и благодарит Его за то, что он не подобен прочим людям. Лицемер постится и помрачает лицо свое, он воздерживается от хлеба, но пост не приближает его к Богу, потому что, заключая чрево для пищи, он открывает сердце для похвалы. Лицемер отчисляет десятину даже с мяты, тмина и аниса, но, отцеживая комара, то есть приношение с грядки, он не замечает, что проглатывает верблюда — самодовольство и небрежение ближними. А кто эти ближние? Все они воры, обидчики, прелюбодеи, и он благодарит Бога за то, что он не такой, как прочие. Да, лицемер, ты действительно не подобен прочим: ведь все они могут покаяться в своих грехах, а как покаяться тебе в твоей “добродетели”? Лицемер берет ключи от Царства, но и сам не входит в него, и другим не дает. И кому уж действительно совершенно невозможно спастись, перед кем железная казуистика иудейских законоведов наглухо затворила дверь покаяния — так это мытарь. Осуществляя сбор податей в римскую казну, мытари (то есть сборщики податей) имели прекрасную возможность обогатиться за счет налогоплательщиков и вероятно нередко превышали свои полномочия, против чего выступал Иоанн Предтеча: ничего не требуйте более определенного вам (Лк 3:13) — обращается он к пришедшим к нему мытарям. Чтобы покаяться и восстановить справедливость, мытарь должен был восполнить весь нанесенный ущерб. Помните, как восклицает познавший Христа Закхей: если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк 19:8). А как ты это сделаешь, — мог бы возразить ему законовед-фарисей, — разве способен ты припомнить всех тех, кто пострадал от тебя? А если и припомнишь, то как отыскать их? А как вернуть долг тем, кого уже нет, тем, кто уже умер? Вот и оказывается, что грехи мытаря не могут быть искуплены, и строгая юридическая казуистика фарисеев не оставляет им даже малой лазейки для спасения. Вы скажете, что у мытаря остаются еще заслуги отцов, но ему — предателю и прихлебаю римской администрации, вошедшему в контакт с язычниками — фарисеи отказывали и в этом. На что же остается надеяться мытарю? Только на Бога; только на Бога, Который изрек: Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои (Ис 55:8). На Бога, о Котором Давид возвещает, что милости Господней полна земля (Пс 32:5). Милость Его до небес (Пс 35:6). Милость Его вовек (Пс 137:8). И мытарь по множеству милости Божией входит в дом Его и, стоя при входе и не смея поднять глаз, бьет себя в грудь и молится: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк 18:13).

http://pravmir.ru/slovo-v-nedelyu-o-myit...

Итак, после отделения от тела душа продолжает личностное бытие. Это подтвердил Сам Господь, когда сказал Своим ученикам: " И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф.10:28 ). Это слово Владычне вне всякого сомнения удостоверяет, что люди могут убить тело, но не душу, которая продолжает жить без тела. Господь также сказал покаявшемуся разбойнику одесную Его: «Ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Это слово Владычне не оставляет места никакому сомнению. Слово ныне , столь определенно изреченное Господом, показывает, что конец земной жизни – это немедленное начало жизни небесной. Эта истина подтверждается и глубоким стремлением божественного Павла покинуть сей мир, чтобы жить вблизи Христа, Которого он так сильно возлюбил: «Благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» ( 2Кор.5:8 ). Филиппийцам же он признавался, что его влечет и желание жить, и желание умереть, так что он не может решить, что из двух предпочесть – жизнь или смерть. Но преобладало желание смерти, ибо смерть скорее привела бы Апостола Павла к иной, истинной, жизни, где он пребывал бы со своим возлюбленным Иисусом ( Флп.1:22–23 ). Если бы души не продолжали жить, но погружались в глубокий сон, как совершенно неразумно говорят иные, то неужели бы мог богодухновенный Апостол испытывать столь сильное желание покинуть этот мир? «Он вовсе не пожелал бы находиться в состоянии летаргии, если бы знал об этом». 874 Кроме того, евангельское повествование о чуде святого Преображения Господня ( Мф.17:1–9 ), как и притча о богаче и бедном Лазаре ( Лк.16:19–31 ), свидетельствует, что усопшие продолжают жить и пребывать в полном сознании. Из чуда воскрешения пророком Илией сына вдовы Сарептской мы узнаем, что после молитвы пророка душа отрока возвратилась... и он ожил ( 3Цар.17:21–22 ). Значит, душа жила отдельно от мертвого тела. Подобное имело место и при чудесном воскрешении дочери Иаира. По повелению Господню: «Девица! встань», – возвратился дух ее  и мертвая тотчас встала ( Лк.8:54–55 ). Но возвращение души в тело умершей девицы предполагает прежде отделение души от тела. Это доказывает, что душа существует сама по себе; она существует и действует, даже покинув своего спутника – тело. Значит, душа есть «сущность», способная «быть возвращенной Господом, Который владычествует над жизнью и смертью и может вновь оживить мертвое тело». 875 То же самое мы слышим и из уст божественного Павла, воскресившего мертвого Евтиха. Апостол сказал христианам Троады: «Не тревожьтесь, ибо душа его в нем» ( Деян.20:9–10 ) – и отрок ожил.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Профессор И. Чарота говорит о том, что хотя автором было заявлено, что за основу будет взят церковнославянский язык, по факту им стал Синодальный перевод [Чарота, 2006]. Также текст содержит множество серьезных ошибок, обусловленных попыткой перевода на литературный язык, но, по сути, перевод осуществлен на разговорный [Чарота, 2000, 83]. Можно встретить множество слов, не характерных для белорусского языка: ( Ин.9:2 ), а не ( Неем.8:14–17 ; Ин.7:2 ), а не «Кушчы»; ненормативные окончания глаголов в повелительном наклонении: «будзеце», «скажэце», «прасеце», «палюбеце», «зрабецеся» и т. д. ( Быт.3:5 ; Исх.12:31 ; Мф 6:1 ; Мк.6:10 ; Лк.12:36 и т. д.); написание предлогов «церазь» ( Втор.32:47 ; Ин.14:6 ), а не «цераз», «безь» ( Быт.41:44 ; Лк.22:35 ), а не «без»; местоимения «ейны» ( Лк.8:55 ), вместо «яго» или «яе»; числительного ( Мф.16:21 ), а не и т. п. Совсем непонятным остается решение автора о переводе слова «Отец». В одних местах В. Семуха переводит «Айцец» (встречается много раз), в других «Войча» ( Мф.26:39 ; 1Ин.2:15 и др.). Оба эти слова везде соответствуют греческому слову «Πατερ». Встречаются слова, неясные по смыслу, являющиеся, скорее всего, результатом авторского словотворчества: ( Пс.23:6 ; Фил.2:1 ), ( 2Цар.7:1 ; Мф.17:5 ), ( 1Пет.3:9 ) и ряд других слов [Чарота, 2000, 94]. В период с 1970 по 2004 г. в лондонской газете «Божым шляхам» был напечатан ряд богослужебных текстов Ветхого и Нового Завета на белорусском языке. Они были переведены священником Белорусской греко-католической церкви Александром Надсоном 2016]. В 1997 г. в этой же газете вышел его перевод книги пророка Ионы. Также известен его перевод Псалтири 2014]. В 2006 г. был издан отредактированный перевод А. Надсона: «Эbahreльлi нядзельныя i святочныя: Апракос». Редакцию и гармонизацию перевода в соответствии с 27-м изданием Nestle-Aland осуществила Ирина Дубенецкая. При составлении нядзельныя i святочныя: Апракос» были использованы как первые переводы А. Надсона, так и переводы Л. Декуть-Малея, А. Луцкевича с литургической адаптацией Л. Горошко (пер. Дубянецкая), 2006, 249].

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010