П.М. Воздвиженский Все христианские народы с благоговением произносят название святого города – Иерусалима. Отсюда распространилось христианство по всей вселенной, сюда же стекаются паломники изо всех сословий христианского мира поклониться местам, освященным жизнью Спасителя. История святого города – может быть названа многострадальной. Являясь святым городом как для христиан, так и для евреев, Иерусалим в то же время, после Мекки, самый чтимый город для магометан, хотя от магометан он пострадал больше всего. Над Иерусалимом сбылись пророческие слова: «Иерусалим будет попираем языки, дóндеже скончаются времена язык» ( Лк. 21:24 ). Трудно решить, кто основал Иерусалим, потому что об этом нет никаких достоверных исторических известий. По преданию всех восточных народов, основание Иерусалима положено великим первосвященником и царем Мельхиседеком, который и назвал его «Салим», что, по изъяснению апостола Павла, значит мир. По тому же преданию, Мельхиседек перенес в Иерусалим тело праотца Адама, которые было сохранено Ноем в ковчеге и похоронено на Голгофе. В священном писании имя Иерусалим в первый раз встречается в книге Иисуса Навина (10:23). Величие и слава Иерусалима начинается со времен Давида, который, сделавший царем всего Израиля, овладел Иерусалимом за 1050 лет до Рождества Христова и назвал его «Градом Давидовым». Царь тирский Хирам приветствовал Давида с новым завоеванием, доставил его кедры ливанские и зодчих для постройки царских палат. Давид окружил весь город крепкой стеной и перенес с особенной пышностью в новую столицу Кивот Завета. Сын Давида, Соломон, начал построение знаменитого Соломонова храма на холме Мориа в четвертый год своего царствования, и постройка длилась 7 лет. Храм Соломона, по великолепию и роскоши своей, был причислен к семи чудесам древнего мира. Торжественное величие святыни и великолепие Соломоновых палат, упоминаемые в Книге Царств гл.7 и 8, привлекли внимание народов на Иерусалим, который в 40-летнее царствование Соломона достиг апогея славы и величия, как по постройке великолепных зданий, так и по торговым сношениям, простиравшимся до Индии и Африки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Николай Зефиров Первое соборное послание святого апостола Петра Апостол Петр, иначе Симон, был брат Андрея Первозванного, жил в небольшом городе Вифсаиде на берегу Галилейского озера, занимался вместе с отцом и братом рыбною ловлею. До призвания к апостольскому служению он назывался Симон, по призвании же Господь назвал его Кифою, что значить: камень (Петр) ( Ин.1:42 ). Этим новым именем Господь предуказывал твердость его веры. За свою ревностную любовь к Господу он удостоился быть в числе самых приближеннейших учеников Его и был свидетелем самых важнейших моментов в жизни Господа и величайших чудес Его ( Мф.17 ; Мф.26 ; Лк.8:45–51 ). По воскресении Господа, Петр, раскаявшийся и оплакавший свое отречение, был восстановлен в апостольском достоинстве. По сошествии св. Духа на апостолов, он первый выступает с воодушевленною проповедью к собравшемуся народу о Христе – Сыне Божием, которого иудеи распяли и который воскрес ( Деян.2:22–24 ); затем, по исцелении хромого у дверей храма, дерзновенно проповедует о Христе пред Синедрионом. Сила проповеди ап. Петра была так действенна, что многие уверовали во Христа, а слава о чудесах его была так велика, что многие выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них ( Деян.5:15 ). Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись ( Деян.5:16 ). Он первый из апостолов обращает ко Христу язычника Корнилия Сотника и тем полагает начало Церкви христиан из язычников. Будучи главным образом проповедником учения Господа среди иудеев, он проповедует в Антиохии, в Малой Азии, в Вавилоне, и потом переносит дело проповеди в Грецию ( Гал.2:11 ; 1Пет.1:1; 5:13 ; 1Кор.1:12 ), и наконец в Рим, где в царствование Нерона в 66–67 году принял мученическую смерть. По его желанию его распяли вниз головою; он не хотел в образе смерти уподобиться Господу, считал себя недостойным. Читатели послания Читателями послания, как мы видим из 1-го ст. первой главы, были избранные пришельцы, рассеянные в северо-восточных областях Малой Азии. Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии,       Асии и Вифинии, избранным. Под этими пришельцами разумеются не только христиане из иудеев, но и христиане из язычников. Прилагает же к тем и другим название „пришельцев“ не в собственном смысле, а в переносном, потому, что желает этим сказать, что христиане здесь на земле должны почитать себя только странниками и пришельцами, что настоящее наше отечество небо, туда и должны быть направлены все помыслы христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Война – 1) крупное вооруженное противоборство двух или нескольких сторон; 2) брань, вражда; 3) духовное противоборство между силами Света, Добра и лукавыми демоническими силами. Каковы духовные причины войны? Войны, как формы противоборства между людьми, появились в результате грехопадения человека . Война представляет собой противоположность мирному состоянию жизни людей. Частные причины тех или иных войн могут быть различными, но духовные причины связаны с греховностью нашего мира. Можно сказать, что причины войн связаны с несоблюдением колоссальными массами людей Божественных заповедей о любви к Богу и ближним. Разумеется, войны могут носить защитный или освободительный характер (в ряде случаев сами святые благословляли воинов на вооруженное сопротивление врагу), но это не значит, что война как таковая, как особая форма отношений между людьми, противоположная мирным отношениям, – это хорошо. О том, что причиной войны являются человеческие пороки, учат святые отцы: «Ничто не бывает столько причиною вражды и раздора, как любовь к земным благам, пристрастие к славе, богатству или удовольствиям» (свт. Иоанн Златоуст ). Всегда ли будут войны? Войны сопровождают человечество на протяжении всей его истории после грехопадения и в соответствии с евангельским учением, будут продолжаться до завершения истории нынешнего мира, что произойдет со Вторым пришествием Господа Иисуса Христа ( Мф.24:6-7 ; Мк.13:7-8 ; Лк.21:9-10 ). Приравнивается ли к святости воинский подвиг? Святость подразумевает нравственную чистоту и особую причастность человека к Богу. В определенных случаях воинский подвиг может обнаруживать в воине те или иные христианские добродетели. Например, евангельское указание: « Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих » ( Ин.15:13 ), может иметь отражение в подвиге самопожертвования ради спасения ближних. Однако, конечно, воинский подвиг – понятие довольно широкое. На протяжении истории подвигами нередко назывались даже и такие действия, которые с христианской позиции осмысливались как злодейства.

http://azbyka.ru/vojna

Разделы портала «Азбука веры» Подвиг – 1) поступок или развернутое во времени действие, осознанно совершаемое во исполнение Божественной воли, связанное с преодолением значительных трудностей, самоотверженностью (примеры: аскетический подвиг; монашеский подвиг; подвижническая жизнь); 2) героический (доблестный, самоотверженный) поступок, совершенный во благо ближнего (ближних); 3) действие выдающегося характера, совершаемое человеком на поприще трудовой деятельности во благо людей (трудовой подвиг). Человек, ищущий спасения, должен следовать по стопам Христовым ( 1Пет.2:21 ). Следование за Христом подразумевает подвижническую жизнь: жизнь во Христе. Спаситель неоднократно говорил о важности подвига: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» ( Лк.13:24 ). «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.  Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» ( Мк.8:34-35 ). «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ). Свт. Феофан Затворник так поясняет эти слова: «Нудится Царствие, то есть с нуждою, с трудом, усилиями и тяжкими подвигами достигается; потому и достигает его только тот, кто ведет жизнь притрудную, подвижническую. Этим на пути к Царствию отрицается всякого рода утешность. Утехи всех сортов удаляют от Царствия, а у нас ныне только и забот что об утехах, изредка душевных, а больше плотских: есть, пить, веселиться, гулять и роскошествовать во всем». Саможаление святитель считал врагом всякого добра. Подвиги имеют вспомогательное значение на пути к христианскому совершенству и должны соответствовать своей цели на каждом этапе этого пути. Главной целью всех трудов и подвигов он называет  очищение сердца от страстей. При этом следует помнить, что любые богоугодные труды и подвиги в духовной жизни должны совершаться с надеждой на Бога, Его благодатью . Спаситель Сам сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ).

http://azbyka.ru/podvig

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 6 августа 2024 года 24. Вторник. Мц. Христины. Мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида. Прп. Поликарпа, архим. Печерского. Прп. отрока-схимонаха Боголепа Черноярского, Астраханского. Обретение мощей прп. Далмата Исетского . Св. Иоанна Калинина исп., пресвитера . Приводим порядок совершения полиелейной службы блгв. кнн. Бориса и Глеба (А) , а также порядок совершения полиелейной службы блгв. кнн. Бориса и Глеба в соединении с шестеричной службой мц. Христины (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры благоверных князей, глас 8й и глас 2й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – благоверных князей, глас 6й: «Приидите, восхвалим…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…». Вход. Прокимен дня. Паримии благоверных князей – 3. На стиховне стихиры благоверных князей, глас 4й (со своими припевами). «Слава» – благоверных князей, глас 8й: «Приидите, новокрещеннии…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…». По Трисвятом – тропарь благоверных князей, глас 2й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь благоверных князей, глас 2й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». Кафизмы 7я и 8я. Малые ектении. Седальны благоверных князей (по дважды). Полиелей. Величание благоверных князей и избранный псалом. Седален благоверных князей по полиелее, глас 8й: «Христовы уведевше заповеди…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Солнца облаче…». Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен благоверных князей, глас 4й: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их»; стих: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь». Евангелие благоверных князей – Лк., зач. 106. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами святых благоверных князей…». Стихира благоверных князей, глас 8й: «Братия прекрасная…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Евангельский маршрут 9 мин., 24.04.2014 Те маршруты, которыми путешествуют паломники по Святой земле, в основном стандартны — чаще всего они ездят по одним и тем же городам и даже примерно в одной и той же последовательности. Мы предлагаем читателям вместе с нами побывать и в тех местах, которые обычно оказываются вне привычных маршрутов, но которые все же стоит увидеть.   Тиверия И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? (Мк 4:39–41). Галилейское море не спокойно: по нему кругами ходит рябь, как будто кто-то опустил в него большой камень… Когда-то здесь рыбачили апостолы Петр и Андрей, здесь они были призваны Христом на апостольское служение. На берегу Галилейского моря Господь Иисус Христос совершил множество чудес, в том числе хождение по воде и усмирение бури. В Галилее прошла большая часть земной жизни Иисуса Христа, здесь Он ходил со Своими учениками, учил, исцелял… Сейчас Тиверия — небольшой курортный городок, но в нем есть что посмотреть паломнику: например, греческий монастырь в честь Двенадцати апостолов, построенный на самом берегу Галилейского моря. В нем находится храм-маяк со множеством икон Николая Чудотворца, яркими мозаиками, а также чудотворной иконой Двенадцати апостолов. Магдала После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов… (Лк 8:1–2). В большом монастырском саду растут грейпфрутовые деревья, склоняясь под тяжестью плодов. Здесь собирают плоды иноки и трудники, чтобы сделать из них свежевыжатый сок. А выйдя из сада, можно увидеть типичный для яэтих мест красивый желтый цветок со странным названием «иерихонская труба».

http://foma.ru/evangelskij-marshrut.html

Скачать epub pdf 11. 8 неделя по Пятидесятнице. О насыщении пяти тысяч человек. О духовном общении с Господом (Мф. 14:13–22) «И ели все и насытились» ( Мф. 14:20 ). В сегодняшнем Евангельском чтении, благочестивые слушатели, святая Церковь предлагает нашему назиданию повествование о чуде насыщения Спасителем пяти тысяч человек. Много разных чудес совершил Господь наш Иисус Христос во время Своего общественного служения. Тут были и чудеса по исцелению отдельных людей от их болезней. Были и чудеса по исцелению многих недужных из среды окружающего Христа народа ( Мф. 4:24 ; Мф. 14:14 ). Наконец, были и чудеса, захватывающие весь бывший с Христом народ. Такими чудесами были, например, два насыщения Христом народа в количестве пяти тысяч человек ( Мф. 14:13–23 ) и четырёх тысяч ( Мф. 15:32–39 ). Повествование о первом из этих чудес мы и слышали в сегодняшнем Евангельском чтении. Вспомним кратко историю этого чуда ( Мф. 14:13–23 ). Однажды Спаситель был один в пустынном месте и по обыкновению молился. Народ, узнав, где Он, устремился к Нему, желая послушать Слово Божие и получить исцеление недужным. Христос сжалился над народом, исцелил больных ( Мф. 14:14 ). На исходе дня апостолы стали просить Христа отпустить народ в селение, чтобы купить себе пищи. Христос восхотел Сам напитать их и повелел народу возлечь на траву. Взяв у апостолов пять хлебов и две рыбы, Он воззрел на небо, благословил снедь, преломил, дал ученикам, а те – народу. Все ели и насытились. Таковых оказалось около пяти тысяч мужчин, кроме женщин и детей. Остатки собрали в двенадцать полных коробов. После этого Христос понудил учеников переправиться в лодке на другую сторону озера, а Сам, отпустив народ, взошёл на гору помолиться ( Мф. 14:15–23 ). Такова краткая история чуда. Вникнем, братия и сестры, во внутренний смысл этого чуда для своего назидания. Евангелист Марк, повествуя об этом чуде, указывает, что Христос, увидев народ, сначала начал учить его много ( Мк. 6:34 ). Всякий раз, когда народ слушал Спасителя, он умилялся сердцем, хотя быть может и не всегда всё понимал из Его учения. И на этот раз, перед чудом насыщения, народ молча, с сердечным увлечением, внимал учению о Царстве Божием ( Лк. 9:11 ), не чувствуя ни усталости, ни голода, ни потребности возвратиться к домашним очагам. Апостолы и Сам Спаситель ( Ин. 6:5–6 ) позаботились о нуждах народа. Духовно питая окружающих Его людей, Христос возымел намерение напитать их и телесно, чтобы каждый из народа воочию убедился, что Отец Небесный может и телесно питать тех, кто алчет больше всего пищи духовной, нетленной ( Ин. 6:27 ), кто ищет, прежде всего Царство Божие ( Мф. 6:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Псалом 117 Псалом сей так же, как и несколько предыдущих псалмов, надписывается словом Аллилуиа , и есть благодарственная песнь Богу после победы над врагами. Псалмопевец, по мнению некоторых, – сам царепророк Давид, а по другим, и это всего вероятнее, – один из левитов, последующих составителей псалмов, призывает всех к прославлению Господа (ст. 1–4), ибо Он помогает всем призывающим Его в нужде и ищущим у Него помощи (ст. 5–9). Многочисленные враги – язычники – окружали избавленного и угрожали ему погибелью, но упование на Бога дало ему мужество и Бог помог ему (ст. 10–18). Он входит в храм, чтобы возблагодарить Господа (ст. 19–21). Народ присоединяет при этом выражение и своей радостной благодарности за спасение презираемого врагами их отечества (ст. 22–25). Священники принимают псалмопевца с благословениями и приносят благодарственные жертвы (ст. 26–27). В заключение, – новые выражения благодарности (ст. 28–29). По изъяснению св. отцев и вообще христианских толковников, в этом псалме изображается Мессия, Который, по воскресении Своем, славословит Бога и призывает Церковь к славословию Бога, воскресившего Его от мертвых ( Деян.4:10 ) и спасшего от всех врагов. Он называется здесь камнем, егоже небрегоша зиждущии (ст. 22), под которым, по свидетельству Спасителя ( Мф.21:42 ; Мк.12:10–11 ) и апостола Петра ( Деян.4:11 ), должно разуметь Самого Христа, преданного иудеями на смерть и воздвигнутого от мертвых силою Божией. Под днем, который сотворил Господь, дабы радоваться и веселиться в оный (ст. 24), Св. Церковь разумеет день светлого Христова воскресения. Посему псалом сей считается не только благодарственным, но и пророческим. Пс.117:1 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Такими же словами начинаются псалмы 105, 106 и 135. Ими пророк научает, чтобы все люди всегда знали и помнили, что Господь Бог есть благ, добр и милостив, что милость Его пребывает во век, и, помня это, чтобы не боялись и не стыдились, во-первых, исповедать и прославлять Его пред всеми людьми. От таких исповедников Он и Сам не отречется, как говорит Христос Спаситель в Евангелии ( Мф.10:32–33 ; Лк.9:26 ), а кто «постыдится Меня и Моих слов, того постыдится, – говорит Он, – и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами» ( Мк.8:38 ). Исповедуя же благость и милость Божию, люди в то же время должны признавать себя, по грехам своим, недостойными этой милости, должны в то же время исповедать пред Богом грехи свои. Чрез такое исповедание грехов своих, люди покажут свое покаяние пред Богом, желание исправить свою жизнь и таким образом заслужить милость Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скворцов В. М. Отдел I. Православный месяцеслов (с миссионерским описанием житий свв. угодников Божиих) Январь 1 . Еже во плоти, Обрезание Господа нашего Иисуса Христа . Новый год . Свт. Василия Великого . Св. мч. Василия Анкирского. В этот день св. Церковь воспоминает обрезание по плоти Господа И. Христа и наречение Ему имени Иисус, почему и воспевает: «Днесь Владыка плотию обрезася, Иисус наречеся». Имя Спасителя наречено ангелом на еврейском языке; мы же приняли это имя от греков, которые пишут его иногда сокращенно, но произносят всегда Иисус. В наших старопечатных славянских книгах встречается то полное начертание (с двумя и) Иис. Иисус, напр. Иис. Христово рождество сице бе (Еванг. 7114–1606 г., изд. по благосл. п. Гермогена, от Мф. зач. 2, а также Лк. зач. 8, 10 п. 99); «никто же, Духом Божиим глаголя, речет анафема Иисуса (Бес. Злат. на 14 посл., изд. В Киеве в 1623 г., стр. 891, а также 3042, 1374 и др.); «Един бе Иисус», «заклинаем вы Иисусом» (Бес. Злат. на Деян. св. апост., изд. в Киеве в 1624 г., стр. 234 и 368) и мн. др. (см. свидет. в Вып. Озер. ч. II, стр. 71–141); то сокращенное: Ис. и даже Исус. Очевидно, наши предки употребляли то и другое и относили их к одному и тому же Спасителю мира, а отнюдь не мудрствовали, как раскольники, что одно имя Христово, а другое – антихристово. Исполнение свящ. обряда обрезания над Богомладенцем Христом поучает, как должно свято хранить все священные обряды и как неправо поступают наши сектанты, отметающие все священные обряды Новозаветной церкви Божией. Свт. Василий Вел. (род. ок. 329 г., а ум. в 379 г.) был ревностным поборником православия, «учителем догматов», строгим карателем противников веры и более всего заботился о чистоте православия; однако изменения в чинах и обрядах не считал искажением веры, еретичеством, как думают раскольники. Напротив, когда неокесарийцы хотели отделиться от Кесарийской Церкви вследствие введения им особого церковного чина, то он писал: «Если спрашивают их о причинах непримиримой вражды, они отвечают: псалмы и образ пения изменены у вас против давнего обыкновения и другое подобное выставляют, чего надлежало бы им стыдиться... Смотрите, не сцеживаете ли вы комара, занимаясь тонкими исследованиями звуков голоса, а между тем нарушая важнейшие заповеди» (Твор. Вас. В. посл. 24. Спб. 1787 г. л. 241). – Сектанты в творениях Вас. Вел., между прочим, найдут глубочайшее учение о необходимости для спасения руководствоваться не только свящ. Писанием, но и свящ. Преданием.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

составитель Троицкий И. Г. Глава 49 В 49 гл., составляющей пролог к данному отделу пророчеств, отмечаются в кратких, но существенных чертах пророчески изображаемые в этом отделе события, а именно: явление в мир, служение в мире и прославление Отрока Господня (ст. 1–13), соединяемое с сим прославление Сиона (ст. 14–23), освобождение пребывающих в рабстве сильного (ст. 24–25) и вселенская проповедь о Господе, как Искупителе (ст. 26). а. Послшайте мен, строви, и внемлите, зыцы. Временемъ многимъ стоти бдетъ, глетъ гдь: чрева матере мое нареч им мо, 1. Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Моё. Ст. 1. Говорящим лицом здесь является Отрок Господень. Его речь обращена к народам и племенам, обитающим вне святой земли (ср. Ис.41:1 ). Он указывает им, прежде всего, на обстоятельства своего рождения. Господь призвал его от чрева ( Пс.109:3; 11:7 ), ранее зачатия его в утробе матери, нарёк имя его. О зачатии и рождении Отрока Господня полнее было возвещено в 7 гл., ст. 13–15, где говорятся, что он зачнётся и родится от Девы, и ему будет дано имя Эммануил. Взятое в совокупности, относящееся сюда пророчество Исаии исполнилось в истории зачатия и рождества Господа Иисуса Христа (ср. Мф.1:21 ; Лк.1:31 ) но с тем различием, что Христос Спаситель был назван не Эммануилом, а Иисусом. Останавливаясь на этой разности наименования его в благовестии пророка и благовестии архангела Гавриила, св. Кирилл Александрийский объясняет её разностью точек зрения в том и другом случае: «ибо божественный пророк, духом возвещающий тайны, предуказал „с нами бывшего Бога“, назвав его так по природе и домостроительству, соединённому с плотью; а блаженный ангел (Гавриил) нарёк ему имя ради его действия: ибо той спас люди сво. Итак, он назван Эммануилом потому, что, будучи Богом, стал с нами, т. е., человеком, Иисусом же потому, что ему, сущему Богом и ставшему человеком, надлежало спасти поднебесную». Евр. сл. =в р.-с. «дальние Господь» 70-ю были прочитаны, как: почему: δι χρνου πολλο στσεται= временемъ многимъ стоти бдетъ, т. е.: исполнение данного пророчества в его целости последует в отдалённом, относительно времени пророка, будущем, ср. Дан.8:26, 10:14 . Евр. сл.: в р.-с. призвал Меня от чрева, не имеют себе соответствия в ват. т. и ал. код., а посему и в слав. т., но, как переведённая в некот. греч. списк., у Грабе внесены в текст: κ γαστρς κλεσν με= Из чрева призва м. Слова Λγει κριος= глаголетъ Гдь прибавлены переводчиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010