Иисус Христос, как видно из Евангелия, соблюдал иудейский обычай благодарения Бога при преломлении хлеба. На правах главы семьи Христос-Учитель, «взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» ( Мф.14:19 ); «и, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу» ( Мф.15:36 ); в Эммаусе на правах гостя, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им» ( Лк.24:30 ). Так поступали и апостолы: «взяв хлеб, он (апостол Павел) возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть» ( Деян.27:35 ). Вне сомнения, что и на последней вечере Христа с апостолами, которая справлялась как пасхальная, Христос совершал подобного рода благодарения как над хлебом, так и над вином. Сопоставляя данные синоптиков о ходе Тайной вечери в связи с пасхальным ритуалом, как он изложен в Талмуде, можно полагать, что, когда ученики выпили положенные в начале пасхального стола чаши ( Лк.22:17 ) и ели пасхальные блюда, «и когда они ели» ( Мф.26:26 ; Мк.14:22 ), Иисус Христос взял лежавший на столе во образ пасхального агнца кусок хлеба и, благословив его, разломил его на куски и, вкусив Сам, как требовал обычай пасхальной трапезы, преподал его им, сказав: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается» ( Лк.22:19 ). Хлеб, до этого момента напоминавший апостолам пасхального агнца, преподан был им как Тело Того, о Ком еще древле пророк Исайя сказал: «…Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис.53:7 ), – и Кого видя, Предтеча сказал будущим апостолам: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Апостолы, вкусив хлеба, причастились Божественного Тела. После этого Христос взял чашу «благодарения», «также и чашу после вечери» ( Лк.22:20 ) и, возблагодарив Бога и испив от нее 17 , преподал ее апостолам как Свою Кровь, проливаемую за них. Во всем происшедшем для апостолов было важно то, что им было преподано Тело и Кровь Спасителя и что эта непостижимая для человеческого ума тайна была совершена Христом в связи с благодарениями Богу Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Но зачем этот символический образ снова повторен пред учениками? Чрез этот факт ученики получили новое и сильное ручательство и укрепление, и наставление в деле прохождения своего служения. С одной стороны, этим указано им, что их деятельность при Господнем содействии будет иметь полнейший успех, что они пойдут, и плод мног принесут. А с другой стороны, этим показывалось, что они получат за свою деятельность великую награду от пославшего их Господа. Как Отец завещал Ему царство; так и Он обещал Своим ученикам: сядет Он на престоле, и они на двенадцати ( Лк.22:29,30 ). В самом деле, для чего явившийся Воскресший спрашивает учеников: дети, есть ли у вас пища, и когда они сказали Ему: нет, – Сам дает совет, как найти то, чего спрашивает? Между тем, когда ученики вышли на берег, они нашли здесь разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Но Иисус спрашивает у них той рыбы, которую они теперь поймали, и затем говорит им: приидите, обедайте. Чт о значит это ловление рыб и принесение их к Господу, и что за пища, которую Он Сам предложил им? Ловление рыб учениками – это уловление людей Апостолами, принесение рыб к Господу – введение людей в царство Христово. Пища, предложенная ученикам Спасителем – это награда за совершенное ими служение. Призвание учеников к трапезе после того, как они принесли Христу требуемое, указывает на то, что эта награда ожидает их тогда, когда они выполнят возложенное на них служение. Прекрасно эту истину еще при Своей жизни под образом притчи о рабе и господине раскрыл Сам Господь. Пришедшему с поля рабу не скажет господин: пойди, скорее садись за стол; напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить ( Лк.17:7–8 )? Но зато, когда этот раб беспрекословно выполнит все, что повелел господин его, тогда господин сам препояшется и посадит раба, и, подходя, станет служить ему ( Лк.12:37 ). Итак, ученики беспрекословно должны выполнить возложенное на них служение; подобно рабу, должны потрудиться на ниве Божией, без ропота перенести все нужды и бедствия, – и за все это сами не должны считать себя достойными награды, но, и исполнив все повеленное им, должны говорить: мы рабы ничего не стоящие; потому что сделали то, что должны были сделать ( Лк.17:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

При помощи этих глаголов евангелист нередко передает идею внутреннего, духовного зрения, которое открывается в человеке благодаря вере в Иисуса как Сына Божия. Иногда в словах и мы видели славу Его усматривают аллюзию на событие Преображения Господня, описанное у синоптиков ( Мф.17:1–6 ; Мк.9:2–7 ; Лк.9:28–35 ). В повествовании Луки об этом событии термин «слава» употреблен применительно к преображенному состоянию Иисуса, свидетелем которого стали ученики ( Лк.9:34 ). Апостол Петр также употребляет это понятие в рассказе о Преображении: Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе ( 2Пет.1:17–18 ). Иоанн был одним из трех учеников, которых Иисус взял с Собой на гору. Следовательно, он был свидетелем события Преображения, хотя и не описывает его в своем Евангелии (предположительно потому, что его уже описали другие евангелисты). Думается, однако, что слова и мы видели славу Его в прологе его Евангелия относятся не только к Преображению. Термин «слава» – один из наиболее часто встречающихся у Иоанна. Вся жизнь Иисуса, включая Его страдания и смерть, представлены у Иоанна как явление славы Божией. Сам Иисус в Евангелии от Иоанна раскрывает это понятие применительно к Богу и к Самому Себе. Поэтому в прологе термин «слава» относится ко всему событию пришествия в мир Бога, ставшего человеком. Термин «благодать» (χρις), трижды употребленный Иоанном в прологе, имеет важное значение для новозаветного богословия. В синоптических Евангелиях он встречается всего дважды, оба раза у Луки: в словах ангела, обращенных к Марии ( Лк.1:30 : ибо Ты обрела благодать у Бога), и в словах самого евангелиста об отроке Иисусе ( Лк.2:40 : и благодать Божия была на Нем). В апостольских посланиях этот термин встречается неоднократно в составе приветствий, обращенных к адресатам, а также в качестве самостоятельного богословского понятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мы тогда более богатством изобилуем, когда его презираем и только от Бога ищем богатства (Беседа 3 на евангелиста Иоанна).   Рассуждение о богатстве Об этом смотри в рассуждении о презрении мира (§ XXVII). XIV. Смирение и гордость   Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18:4). Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14:11). Что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16:15). Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10). Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18:13). Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6). Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак. 4:10). Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5:5). Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время (1 Пет. 5:6). Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет (Пс. 33:19). Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит (Пс. 50:20). Призрел Он на молитву смиренных и не уничижил моления их (Пс. 101:18). Кто, как Господь Бог наш, на высоте живущий и на смиренных взирающий на небе и на земле (Пс. 112:4–5). Высок Господь, и на смиренное взирает, и превознесенное издали знает (Пс. 137:6). Видел я нечестивого, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские, и прошел я мимо, и вот нет его; и искал его и не нашлось место его (Пс. 36:35–36). Ты низложил их, когда они разгорделисъ. Как они пришли в разорение? Внезапно исчезли, погибли за беззаконие свое (Пс. 72:18–19). Ты, Господи, людей смиренных спасешь и очи гордых смиришь (Пс. 17:29). Ты смирил, как раненого, гордого (Пс. 88:11). Не жил посреди дома Моего поступающий гордо (Пс. 100:7).   Святой Златоуст об этом Гордость – это корень и источник всякого беззакония (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5). Великое зло, колеблющее весь свет, от гордости произошло (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

При всем исключительном значении Своего собственного учительства Христос считал необходимым избрать на дело благовестия и особых лиц и заняться подготовкой их сразу же после избрания. Подготовив, Он послал их на проповедь ( Втор. 1, 23–25 ). Это посланничество Христос предварил тем, что дал им «власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» ( Мф. 10,1–8 ). Вот краткий перечень наставлений и указаний, данных двенадцати ученикам: идти «наипаче к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф. 10,6 ), проповедовать «приближение Царства Небесного» (7 ст.), проявлять полную нестяжательность и безмездность (ст. 9–10), руководствоваться высоким достоинством своего учения в отношении места проповеди (ст. 11–15), быть мудрыми, простыми, осторожными (ст. 16–17). Предупреждая и ободряя, Христос Спаситель указал им, что в минуту опасности Дух Отца «будет говорить» в них (ст. 19–20) и что не должно быть боязни и страха в сердцах их ( Мф. 10,28,30–33,38–40 ). Как видим, Христос указывал ученикам Своим на предстоящее им дело проповедничества, как на великий личный и общественный подвиг. И что же? Апостолы пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду ( Лк. 9,6 ). А когда возвратились, то «рассказали Ему, что они сделали» ( Лк. 9,10 ). Кроме Двенадцати, около Христа находилось и от Него просвещалось много других учеников. Из них Учитель выделил 70 «и отправил по двое на проповедь» во все те места, «куда Сам хотел идти», сказав им: «жатвы много, а делателей мало» ( Лк. 10,1–2 ). Эта вторая проповедническая группа также получила наставления от Учителя ( Лк. 10,3–16 ). И когда посланцы возвратились, то с радостью говорили: «Господи! И бесы повинуются нам о Имени Твоем» (10,17). Из особенной заботы Спасителя о подготовке проповедников видно то исключительное значение, какое Он придавал проповеднической деятельности. в) Последние Заветы Спасителя Апостолам (и всем пастырям Церкви) В самом конце Своего общественного служения (перед Вознесением) Спаситель снова посылает учеников проповедовать, но уже всем народам и в новых условиях. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф. 28,19–20 ). В этих словах Спасителя содержится указание на два вида учительства: миссионерское, состоящее в возвещении людям неведомой им истины, и внутренне – церковное, представляющее раскрытие уже ранее сообщенного учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

XIV. Смирение и гордость «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:4). «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11). «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15). «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5:6). «Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19). «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно е и смиренно е Бог не уничижит» (Пс. 50:19). «Призрел Он на молитву смиренных и не уничижи л моления их» (Пс. 101:18). «Кто, как Господь, Бог наш... на высоте жив ущий и на смиренны х взирающий на небе и на земл е» (Пс. 112:5—6). «Высок Господь , и на смиренно е взирает , и превознесенное издали знает» (Пс. 137:6). «Видел я нечестивого превозносящ его ся и высящ его ся как кедры Ливанские: и прошел я мимо , и вот нет его; и искал его и не нашлось место его» (Пс. 36:35—36). «Ты низложил их , ко гда они разгорде ли с ь. Как... они пришли в разорение ? Внезап но исчезли, погибли за беззаконие свое» (Пс. 72:18—19). «Ты, Господи, людей смиренны х спасеш ь и очи гордых смириш ь» (Пс. 17:28). «Ты смирил , как раненого , гордого» (Пс. 88:11). «Не жи л посреди дом а моего поступающий горд о» (Пс. 100:7). Святой Златоуст об этом Гордость — это корень и источник всякого беззакония (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5). Великое зло, колеблющее весь свет, от гордости произошло (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5). Нет ничего гордости подлее, ничего нет смирения выше (Беседа 65 на евангелиста Матфея).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Мф.15:12 .  Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? У Марка и других евангелистов нет стихов, соответствующим стихам 12–14. Но у Марка ( Мк.7:17 ) можно найти пояснительное примечание, которого нет у Матфея, и на основании его заключать, что ученики приступили к Спасителю не при народе, а тогда, когда Он с ними вошел в дом. Впрочем, об этом можно догадываться и из показаний Матфея в стихах 12 и 15 по сравнению с Мф.13:36 , где употреблены почти одинаковые выражения. «Слово сие» многие относят к изложенному в стихах 3–9. Но лучше с Евфимием Зигавином здесь понимать 11-й стих. Потому что это «слово», если было обращено к народу, могло показаться особенно соблазнительным для фарисеев. Фарисеи сильно соблазнялись именно этими словами Христа, потому что видели в них уничтожение и открытое попрание не только своих преданий, но и всей Моисеевой обрядности. Мф.15:13 .  Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; Согласно Иоанну Златоусту , Спаситель говорит это о самих фарисеях и их преданиях. Растение здесь служит образом фарисеев как партии или секты. Мысль, выраженная здесь Христом, сходна с мыслью Гамалиила ( Деян.5:38 ). Мф.15:14 .  оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. (Ср. Лк.6:39 ). Согласно Иоанну Златоусту , если бы Спаситель говорил это о законе, то назвал бы его слепым вождем слепых. Ср. Мф.23:16, 24 . У Луки ( Лк.6:39 ) подобное изречение вставлено в Нагорную проповедь. Мф.15:15 .  Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. (Ср. Мк.7:17 ). Речь совпадает по смыслу со второй половиной указанного стиха у Марка. Различие от Мк.7:17 Мейер называет «несущественным». Лучшее чтение – просто «притчу», без добавления «сию». Если принимать слово «сию», то просьба Петра будет, конечно, относиться к 14-му стиху. Но здесь вопрос вполне разъясняется Марком, у которого слова Петра, несомненно, относятся к Мк.7:15 , а у Матфея, следовательно, к 11-му стиху. Дальнейшая речь Спасителя подтверждает такое толкование.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010