Но может быть Толстой, давая такое освещение факту, имел в виду следующие подробности события, переданные Иоанном, что «Иисус, когда увидел Марию плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом, и возмутился», потом «прослезился» и наконец «опять скорбя, внутренне пришел ко гробу» (ст. 33, 35 и 38)? Но эта скорбь Иисуса, Его слезы и возмущение относились не к сестрам Лазаря, не к его смерти, но к неверующим Иудеям, к печальным последствиям их неверия и к невидимому виновнику их неверия, который чрез них усиливался разрушить все дело Христа, возбуждая против Него ненависть первосвященников, книжников, фарисеев и всего народа. В слезах Иисуса при гробе Лазаря немыслимо видеть слезы жалости к сестрам по случаю смерти их брата, когда Он тут же благодарит Бога Отца за чудо его воскрешения. Только близорукий Толстой, намеренно извращающий все Евангелие, мог так понять слезы Христа. Но допустим, что в слезах Иисуса скрывалась и жалость Его к сестрам Лазаря. Что же тут «не божеского»? Неужели сожаление, милосердие, сострадание – не божеские свойства? Ведь Христос требует от своих последователей милосердия, выставляя идеалом его Самого, Бога, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк.6:36 ). Ко Христу несчастные обращались с просьбою «сжалься над нами и помоги нам» ( Мф.9:22 ). О Христе мы читаем в Евангелии, что Он, «видя толпы народа, сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны как овцы, не имеющие пастыря» ( Мф.9:36 ). И часто Евангелисты говорят, что Иисус, увидев множество людей, сжалился над ними, и исцелил больных их» ( Мф.14:14 ). О вдове Наинской говорится, что, «увидев ее, Господь сжалился над нею, и сказал ей, не плачь». И тотчас же отер ее слезы, возвратив к жизни умершего ее сына ( Лк.7:11–15 ). В притче о блудном сыне Христос изображает Бога под образом отца, который, увидев возвращающегося к нему погибшего сына, «сжалился, и, побежав, пал ему на шею, и целовал его» ( Лк.15:20 ). И после всего этого Толстой заявляет, что «пожалеть» – «это что-то не божеское». Если Бога он лишает такого свойства, то каким же он представляет Его себе? Неужели он представляет Его себе жестоким, мстительным, злобным существом? Нет, не хочется верить, чтобы Толстой так думал о Боге! Так зачем же он так говорит?!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

Дух Святой сливается со Христом настолько близко, что Он сокрыт в Нем. Он настолько сливается со своими дарами и плодами, то есть с самой Божественной энергией и жизнью, что сама тварь становится прозрачной Духу, не теряя при этом своей тварности, призванной к обожению. Пребывание Духа во Христе осуществляет дело нашего Спасения (Лк.4и след.), но за пределами самого спасительного промышления обитание Духа во Христе отражает тайну Их бесконечного единства в вечной троичной жизни и любви. Упоминание евангелистом Лукой действия Духа при главных событиях земной жизни Спасителя составляет его личный вклад в евангельское повествование, но это не исключает наличия другого языка, в котором Дух Святой сокрыт в символах (перст Божий, сила, свет, облако, царство), а опыт принятия Духа выражается в плодах Духа: мир, радость, кротость, милосердие ( Гал.5:23 ). Анонимность Духа Святого подтверждается словами апостола Павла: «В Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 , см. Ин.1:14 ). Эти глубокие библейские интуиции будут замечательным образом развиты в византийскую эпоху, в частности, в богословии святителя Григория Паламы . В) Дарование Духа Обетование Духа с ясностью выступает в проповеди Спасителя, в особенности у евангелистов Луки и Иоанна. Духом запечатлено все, в чем нуждается человек для поддержания жизни: хлеб, огонь, вода. Сам Господь предлагает «пневматологическое» истолкование прошения молитвы Господней о хлебе насущном: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?.. Тем более Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него» ( Лк.11:11,13 ). Земной огонь становится символом того крещения, которым Христос пришел крестить мир в Пятидесятницу. «Огонь пришел я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» ( Лк.12:49 ). Вода Духа подаётся нам в купели нового рождения, когда мы уподобляемся Христу, рожденному отДуха: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:5–6 ). Живая вода самарянки подобна преизбытку самой Божественной жизни, которая неиссякаемо течет из чрева, в жизнь вечную (ср. Ин.4:14, 7:37–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Для верующих Он будет драгоценностью, а для неверующих камнем претыкания и соблазна, о который преткнутся они, не покоряясь слову ( 1Пет.2:6–8 ). Во всю жизнь Свою Он будет предметом противоречий – одни будут говорить о Нем: это Христос, а другие: разве из Галилеи Христос придет ( Ин.7:41 )? Одни: когда Христос придет, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил? ( Ин.7:31 ), а другие: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского ( Мф.12:24 ). И в сих-то противоречиях откроются сердечные расположения людей (/помышления сердец), – обнаружатся ложное благочестие, тщеславная суетность и завистливая злоба одних, чистосердечие и любовь к истине других. Неверие людей прострется до того, что они предадут смерти своего Спасителя, и ты Сама, говорит Симеон, обращаясь к Марии, будешь свидетельницею этого тяжко-скорбного для Тебя зрелища. Терния венца Иисусова, гвозди Его распятия, копие прободения Его, Его раны, Его болезненный вопль, Его умирающий взор, как меч, пронзят Твое Матернее сердце (Арх. Никод. в Сборн. Барс.). «Оружием, пишет Зигабен, Симеон называет ту жесточайшую и острую болезнь, какая проникла в сердце Богоматери, когда Сын Ея был пригвожден ко кресту.» Лк.2:36 . И бе áнна прорóчица, дщи фанýилева, от колена Асирова: сия заматоревши во днéх мнóзех, живши с мýжем сéдмь лет от девства своегó: Лк.2:37 . и тá вдовá яко лет óсмьдесят и четыре, яже не отхождáше от цéркве, постóм и молитвами служáщи дéнь и нóщь. Лк.2:38 . И тá в тóй чáс пристáвши исповедашеся Гóсподеви, и глагóлаше о нéм всем чáющым избавлéния во Иерусалиме. (Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.) Неизвестно, почему Анна названа пророчицею; вероятно, потому, что имела дар предведения, или – как женщина, непрестанно возносившая молитвы и словословия к Богу ( 1Пар.1:2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

У некоторых уже является желание провозгласить Его царем. Так это было после чудесного насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек ( Ин.6:15 ). Так случилось и теперь, когда Спаситель пред Своими вольными страданиями вознамерился идти в Иерусалим. Слышащим же им сия, т.е. слова к Закхею и следующие за сим о цели пришествия на землю Сына Человеческого, прилож рече притчу, за не близ ему быти Иерусалима, и мняху, яко абие царство Божие хощет явитися ( Лк.19:11 ). «Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться царствие Божие». Спаситель сказал притчу о десяти минах для того, чтобы рассеять неправильные мысли о царстве Его, которые теснились в умах Его слушателей. Эти последние думали, что в Иерусалиме Иисус Христос объявит Себя царем. А Он шел на вольные страдания. Еще несколько дней, и Его поведут связанным на суд к первосвященникам, к Пилату, осудят на смерть, посмеются, распнут, по крестной смерти Его, положат во гроб, который и запечатают. Что же можно будет подумать о таком царе, которого подданные его доводят до позорной смерти? Таким ли рисовался воображению иудеев Мессия завоеватель? Значит, Иисус не царь их, и они ошибались, думая, что Он идет в Иерусалим, для принятия царского престола. Перемена в мыслях и действительно быстро происходила. При торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим, народ восторженно вопил: благословен грядый царь во имя Господне ( Лк.19:38 ), осанна, благословен грядый во имя Господне, царь Израилев ( Ин.12:13 ). А чрез несколько дней на улице в Иерусалиме, пред судящем Пилата возопиша ecu народи, глаголюще: возьми Сего... распни, распни Его ( Лк.23:18 и 21). Много ли у Спасителя оставалось верных учеников, которых не смутили и страдания Его? Даже среди малого числа учеников Его зарождалось как бы сомнение, не ошиблись ли они, признав Иисуса Мессиею? В самый день воскресения Спасителя два ученика отправились из Иерусалима в Еммаус. По дороге, когда они шли печальными, приблизился к ним незнакомый пешеход и пошел с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Правая рука Пресвятой Девы воздета в молитвенном жесте, что символически обозначает устремленность ума и сердца Девы Марии к Богу, открытость Его словам. Опущенная левая рука — знак смирения перед Богом: Да будет Мне по слову Твоему (Лк. 1, 38). Лучи, устремленные с неба к Божией Матери, показывают, что осуществляются слова Ангела: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк. 1, 35).   16. Рождество Иисуса Христа Дева Мария жила в доме Иосифа и готовилась стать матерью. Ангел, посланный Богом, явился во сне Иосифу и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 20–21). В священных книгах Ветхого Завета было пророчество, что Христос Спаситель родится в Вифлееме, городе, в котором родился царь Давид. Палестина, где жили иудеи, была завоевана римлянами и вошла в состав Римской империи. Иудейский царь полностью зависел от Римского императора. В то время в империи проводилась перепись населения. В Иудейской земле, учитывая местные традиции, перепись проводилась не по месту жительства, а по месту, откуда был родом человек и где хранились родословные списки. Иосиф и Дева Мария были родственниками, потомками царя Давида. Поэтому они должны были пройти перепись в Вифлееме. Приехали они туда зимой. Было уже достаточно холодно. Дева Мария должна была вот-вот родить. В Вифлеем на перепись приехало много народа. Все дома были переполнены. Иосиф никак не мог найти дом, куда бы его с Марией пустили ночевать. Кто-то предложил им для ночлега хлев, располагавшийся в одной из пещер, которых много было в этой гористой местности. Они часто использовались в хозяйственных целях. В одной из таких пещер и расположились на ночлег Иосиф с Девой Марией. В этом же хлеву, рядом с ними, находилась и домашняя скотина. Евангелие сообщает: Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк. 2, 6–7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Св. Евангелист Лука так повествует о Воплощении Сына Божия от Духа Святаго и Марии Девы: «Когда Дева Мария спросила ангела, предвосвестившаго Ей зачатие Иисуса: «Како будет сие, идеже мужа не знаю?», то Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на тебя, и сила Вышняго осенит Тя; темже и раждаемое Свято, наречется Сын Божий " » ( Лк.1:34–35 ) (Кат). Заметим, что о Воплощении мы мало что можем сказать, тайна сия велика есть. Мы можем только благоговейно принимать эту тайну. Что же мы все-таки знаем об этом? Немного. Если говорить о Евангелиях, то мы знаем то, что Дева обручена праведному Иосифу из дома Давидова ( Лк.1:27 ). Затем обрела благодать у Бога (Лk.ls 30). Мы знаем, что Она в высшей степени смиренна ( Лк.1:38, 48 ). От Евангелистов мы практически не знаем о Ней ничего. Нравственные качества Божией Матери были исключительны. «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди... У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» ( Мф.6:2–3 ). Это нравственное правило, где Господь напоминает нам о том, что не следует восхищаться собою, если ты делаешь доброе дело, тем более, показывать. Мы можем предположить, что Божия Матерь обладала этим свойством как естественным, присущим Ей свойством слагать все, что Она видит, что переживает, в сердце Своем и не рассказывать никому. Апокрифы говорят нам больше. Прежде всего, он и говорят о жизни Божией Матери – что отец Ее Иоаким был царского рода, а мать Анна была архиерейского рода. В Катихизисе написано: «Святая Дева из племени Авраама и Давида, из племени которых надлежало произойти Спасителю, по обетованию Божию, обрученная: Иосифу, из того же племени, дабы он был Ея хранителем; ибо Она была посвящена Богу, с обетом пребывать всегда Девою». Для нас важны следующие догматические положения о Деве Марии. 1 . Приснодевство – Святая Мария была и пребывает Девою, прежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя и потому нарицается Приснодевою.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

12-16; ср.: Мф 21. 1-11; Мк 11. 1-10; Лк 19. 29-38). В Евангелиях от Матфея и от Иоанна в этом месте цитируется Книга прор. Захарии: «...се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9. 9). Речь здесь идет о том, что грядущий царь - «кроткий», он установит мир на всей земле, уничтожит войска и оружие (Зах 9. 9-10). Возможно, цитируя этот стих, авторы Евангелий хотели подчеркнуть, что «царский» мессианизм Иисуса не носит воинственного характера, не связан с военными победами. Сам Иисус нигде не говорит открыто о Своих притязаниях на царскую власть, не называет Себя царем или сыном Давида. Это, по-видимому, свидетельствует о том, что царский мессианизм не был частью Его проповеди. На вопрос Пилата: «Ты Царь Иудейский?» - Иисус отвечает: «ты говоришь» (Мк 15. 2). Та же формулировка используется и в параллельных местах Мф 27. 11, Лк 23. 2-3 и Ин 18. 37 (ср. также отказ от прямого ответа в Мф 26. 64 и Лк 22. 70, где у Иисуса спрашивают в синедрионе, является ли Он Сыном Божиим, т. е. М.). В Ин 18. 33-36 Иисус говорит: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда». С этими словами можно соотнести сообщение Евангелия от Иоанна, не имеющее параллелей у синоптиков: «Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин 6. 15),- Иисус уклоняется от того, чтобы Его провозгласили царем, царство к-рого будет «от мира сего». Признавая себя Христом в разговоре с первосвященником, Иисус переводит разговор в эсхатологическую тональность: «...отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Мф 26. 64; ср.: Мк 14. 62). Это модифицирует и новозаветное понимание царства М.: Он не таков, как прочие земные цари, Он Царь грядущего царства (ср.: Мф 16. 28). Сразу после того как в Кесарии Филипповой ап. Петр признаёт в Иисусе М. (Мк 8. 27-29; Мф 16.

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

Потому всякий верующий и любящий Господа стремится пройти Его же путем, иметь те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5), Который, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 6–7, 8). В этом кенотическом самоумалении Господь остается единым с Отцом: Я и Отец – одно (Ин. 10, 30). Усвоив человеческую природу (и в силу этого – человеческую волю), Он предает эту волю в волю Отца: да будет воля Твоя (Мф. 6, 10); как заповедал Мне Отец, так и творю (Ин. 14, 31); Я соблюл заповеди Отца Моего (Ин. 15, 10); Моя пища есть творить волю Пославшего Меня (Ин. 4, 34); не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5, 30); ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6, 38); не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42). Господь дает образ совершенной любви ( Бог есть любовь Ин. 4, 8]), совершенного послушания Богу, совершенного единства с Ним. Он просит Отца даровать подобное же (хотя не сущностное, но благодатное) единство и верующим во Христа, то есть " рабам Христовым " : соблюди их во имя Твое, чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17, 11); да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21); да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин. 17, 26). Только в свете этого и может рассматриваться антиномия, предложенная Б.П. Вышеславцевым: Бог хочет, чтобы человек был Его рабом – и Бог не хочет, чтобы человек был Его рабом. Эти антиномичные положения, в силу их несовместимости, уничтожают друг друга в плане эмпирического мышления, и оба неразрывно актуализируются в акте веры [CXCI]. Встреча Бога и человека происходит по взаимному волеизъявлению: хочешь ли быть здоров? (Ин. 5, 6) – спрашивает Господь у расслабленного; Господи! если хочешь, можешь меня очистить (Лк. 5, 12),– говорит Господу прокаженный. Зов Бога к человеку и человеческий отклик на этот зов всегда есть дело свободы, веры и любви, а не акт насилия и принуждения. Человек волен откликнуться, а волен и спрятаться от Бога, прикрыв свою наготу смоковными листьями. Но коль скоро Бог устанавливает такие отношения с человеком, признавая его свободу, то и человеческая свобода вольна откликнуться на призыв долженствования, покрываемого любовью, или отвергнуть его. Но и сама сфера человеческого долженствования не полна без того, чтобы включить в нее свободу воли как нечто должное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2423...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010