Глава 24 1–3. Повод к эсхатологической речи Христа. – 4–14. События перед концом. – 15–28. Бедствия перед вторым пришествием. – 29–31. Второе пришествие. – 32–51. Увещания к бодрствованию. Мф.24:1 .  И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. (Ср. Мк.13:1 ; Лк.21:5 ). Синоптики указывают точно, куда вышел Спаситель со Своими учениками, а именно на гору Елеонскую (стих 3; Мк.13:3 ), откуда можно было хорошо видеть храм и Иерусалим со всем их тогдашним великолепием. Это подтверждается и замечаниями Мф.26:6 и Мк.14:3 , откуда видно, что после длинной «эсхатологической» речи, произнесенной на горе Елеонской, Иисус Христос прибыл в Вифанию, не возвращаясь перед тем в Иерусалим. Он оставил храм со словами «се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ). «Он как бы отряс пыль от ног Своих пред домом, который должен был оставаться пустым». В пути на некоторое время здания храма перестали быть видными. Но после одного крутого поворота на дороге они опять представились взору во всем своем великолепии. Ученики, сопровождавшие Христа и, конечно, слышавшие Его слова о запустении храма, не могли ясно и хорошо представить, каким образом это запустение возникнет на месте того великолепия, которое было всем видимо. Постройка храма начата была лет за 20 до Р.Х. Иродом I и окончена около 63 года по Р.Х. Здания не были еще окончены, но были уже великолепны. Храм был одним из чудес света. Какой смысл имела эта постройка? Все иудеи соединяли с Иерусалимом и храмом самые блестящие надежды, которые осуществятся с пришествием Мессии. А теперь Мессия говорит, что храм запустеет. Поэтому ученики подошли ко Христу ближе (во время пути) и указали Ему на великолепие ερο, т.е. самого храма и окружающих его построек. Согласно Марку, несколько иначе: ученики не показывают Христу зданий храма, а говорит с Ним только один ученик о том, какие камни и какие здания. У Луки опять несколько иначе: некоторые – вероятно, из учеников – говорили Христу во время пути, какими «дорогими камнями и вкладами» украшен храм. Во всех этих рассказах нет ни малейшего противоречия в показаниях синоптиков, и все могло быть именно так, как они рассказывают, причем один из них обращает внимание на одно, а другой – на другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Демон, диавол Глава падших ангелов – диавол, или сатана а) согрешив пред Богом, свержен с неба с соучастниками своими: Сначала диавол согрешил ( 1Ин.3:8 ). Господь сказал: Я видел сатану, спадшего с неба как молнию ( Лк.10:16 ). Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( Откр.12:9 ); б) есть начальник мира (греховного): Ныне князь мира сего изгнан будет вон ( Ин.12:31 ). Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего ( Ин.14:30 ). Князь мира сего осужден ( Ин.16:11 ); в) владеет царством смерти: Как дети причастны плоти и крови, то и Господь также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр.2:14 ). г) есть виновник нашего падения и искушений: ( Быт.3:1–6 ). Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе ( 2Кор.11:3 ). Кто делает грех, тот от диавола ( 1Ин.3:8 ). Я послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель ( 1Фес.3:5 ); д) противится делу Божию: Мы, я Павел [и Силуан и Тимофей], и раз, и два хотели прийти к вам; но воспрепятствовал нам сатана ( 1Фес.2:18 ). Произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них ( Откр.12:7 ); е) препятствует евангелию и похищает слово Божие из сердца: У неверующих бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа ( 2Кор.4:4 ). Ко всякому, слушающему слово о царствии и неразумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его ( Мф.13:19 ). Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышать, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их ( Мк.4:15 ); ж) может принимать образ светлого ангела: Сам сатана принимает вид ангела света ( 2Кор.11:14 ); з) виновник отступничества: Пришествие беззаконника, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи ( 2Фес.2:9–11 ). Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Добрые дела См. еще Благочестие . Господь был образцом дел добрых: Иисус сказал иудеям: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего ( Ин.10:32 ). Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что Он сделал в стране Иудейской и в Иерусалиме ( Деян.10:38–39 ); Дела добрые называются а) плодами правды: Молюсь, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию ( Флп.1:10,11 ); б) плодами, достойными покаяния: Сотворите достойные плоды покаяния ( Лк.3:8 ). Павел проповедывал всей земле Иудейской и язычникам, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния ( Деян.26:20 ). Дела (добрые) невозможны без веры: Все, что не по вере, грех ( Рим.14:23 ). Без веры угодить Богу невозможно ( Евр.11:6 ). Только тот, кто пребывает во Христе, может совершать дела (добрые): Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:4–5 ). Дела (добрые) производятся в верных Богом: Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными ( Флп.2:13,15 ). Дела (добрые) должны быть совершаемы а) для угождения Богу: Испытывайте, что благоугодно Богу. Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине ( Еф.5:9–10 ). Не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Божией, поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога ( Кол.1:9–10 ). Не забывайте благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр.13:16 ); б) для славы Божией: Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного ( Мф.5:16 ). Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода ( Ин.15:8 ). Все делайте во славу Божию ( 1Кор.10:31 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О Лазаре-бомже и о бесчувственном богаче (Лк. 16: 19-31) Богач из притчи оказался еще весьма терпимым, раз позволил нищему Лазарю лежать у ворот собственного дома. В богатых кварталах современной Москвы такие не задерживаются ни на минуту, поскольку бдительно отлавливаются полицией. 6 ноября, 2011 Богач из притчи оказался еще весьма терпимым, раз позволил нищему Лазарю лежать у ворот собственного дома. В богатых кварталах современной Москвы такие не задерживаются ни на минуту, поскольку бдительно отлавливаются полицией. Данная евангельская притча, как и некоторые другие, содержит в себе элементы реализма, смешанные с нарочитым гротеском и гиперболами в повествовании. Лучше всего ее рассматривать в контексте всей 16-й главы Евангелия от Луки. В частности, непосредственно перед этим рассказом Лука приводит следующие слова Иисуса: «Никакой слуга не может служить двум господам… Не можете служить Богу и маммоне. Слышали всё это фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (16: 13-15). За определенной освященностью и иконописностью евангельского текста, особенно в его церковно-славянском изложении, мы часто не вполне ясно себе представляем, с какими людьми больше всего общался Иисус. А ведь шел Он прежде всего к таким, как Лазарь. К таким, выражаясь современным языком, бомжам, на которых нам смотреть было бы не очень приятно, а то, если признаться еще честнее, и глаза бы наши не видели подобных выкидышей общества у дверей своих подъездов, да еще с гноящимися и смердящими ранами на теле! Богач из притчи оказался еще весьма терпимым, раз позволил нищему Лазарю лежать у ворот собственного дома. В богатых кварталах современной Москвы такие не задерживаются ни на минуту, поскольку бдительно отлавливаются полицией. Да, эти люди зачастую асоциальны. Да, чаще всего или скорее всего они доходят до подобных страданий в своей крайней нищете не без случайной причины, а по собственным слабостям и вредным наклонностям.

http://pravmir.ru/o-lazare-bomzhe-i-o-be...

О Священном Писании Ветхого и Нового Завета I. Православное учение о необходимости признавать полезным не только новозаветное, но и ветхозаветное священное Писание Повелений Своих Господь не переменяет так, как человек ( Иак. 1:17 . Чис. 23:19 ). Посему вероучение и необходимые для нас наставления мы должны почерпать из всего св. Писания, как Нового, так и Ветхого завета ( 2Тим. 3:15–16 ). Господь и апостолы не уничтожали всего ветхозаветного закона, но утверждали его ( Мф. 5:17 ,– Рим. 3:30–31 ), тому же научал и Сам Спаситель в притчах Своих: Лк. 16 : 29 . Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки: пусть слушают их. Из ветхозаветных установлений утратило свое значение и заменено другим только то, что имело один преобразовательный характер; Например, заменено крещением плотское обрезание и соединенные с Ним обряды ( Деян. 15:24 ; Кол. 2:11. 12 ). Кровавые жертвы заменены жертвою Господа Нашего Иисуса Христа ( Евр. 10:4–9 ; 1Кор. 11:26 ). Остальное из ветхозаветных установлений сохраняет свою силу: например, точный перечень степеней родства, в которых брак воспрещается, в Новом Завете нигде не показан, однако он сохраняет свою обязательную силу на основании Ветхого Завета ( Лев. 18:6–8 ), и так многое другое. II. Основания из слова Божия о необходимости пользоваться как новозаветным, так и ветхозаветным священным Писанием Вероучение и разные сведения о наших обязанностях к Богу мы должны почерпать из всего свящ. Писания, ветхого и нового завета: 2 Тим. 3:15 . Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в Христа Иисуса. 16 . Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности; Мф. 13:52 . Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный царству небесному, подобен хозяину. который выносит из сокровищницы своей новое и старое. Лк 24:25 . Тогда Он сказал им: о, не смысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказали пророки! 26 .Не так ли надлежало пострадать Христу, и войти в славу Свою?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Последний ответ г. А. Д-ову (на его статью: «По поводу полемической статьи о. А-ва», см. «Церковный Вестник», 1907 г., и 3, ср. 27 за 1906 г.) Источник Сверх всякого ожидания, по содержанию полемической статьи г. Д-ова, мне приходится взяться за двойной труд: не только опровергнуть возражения моего оппонента, но и познакомить его с самим собою же, так как он решительно не понял (не говорю моей, но и) ни своей статьи, – если только не занимается какой-то странной мистификацией, – ни своего положения в качестве какого-то журнального страстотерпца. Состоящий в близком духовном родстве с щедринским губернатором, который «и слово-то молвит, бывало, так словно укусит», г. Д-ов причислил меня к «жаждущим крови», к защищающим «пережиток варварства» и «кровавого права» («Церковный Вестник», 1906, 27, стр. 877), приписал мне преступное намерение «запачкать в крови само (?) чистое имя Христа» (стр. 879), «клевету на Евангелие» и т.п., а в заключение, предложил мне «взять в руку веревку и пойти к подлежащим властям с предложением известных услуг», от которых «отказываются, даже, каторжники, загубившие на своем веку десятки душ» (стр. 881). Другими словами, г. Д-ов одождил на меня, без всякого с моей стороны повода, «сети, огнь и жупел»; а когда я ответил оппоненту в его же тоне («Против думской отрыжки», см. «Христианское Чтение», 1906, декабрь, стр. 889–906), то он чувствительно обиделся последним и упрекнул меня за «дурную литературную манеру» («Церковный Вестник», 1907, 2, стр. 50). Так обыкновенно поступают малолетние дети, когда, ударившись о какой-либо предмет, они вымещают на нем свою боль. Вместо того, чтобы скорбеть о моей писательской манере, г. Д-ову следовало бы предварительно вспомнить известные слова Спасителя: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» ( Лк.6:31 ), осуществить их в своей литературной полемике, а потом уже и выступать в качестве таîтгéа изящных литературных манер... Обращусь теперь к более существенному. Обличая меня в извращении его мыслей, полемист видит мое πρτον ψεδος 1 в утверждении, по которому он и его единомышленники «стараются, во что бы то ни стало, произвести Христа в социал-политического реформатора» 2, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Поучение всем пасомым И якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде ( Лк.6:31 ). Не имея возможности часто видеться и беседовать с вами усты ко устом, по отдаленности и разбросанности ваших селений и жилищ, возлюбленные мои отцы, братия, сестры и дети о Господе, я заботился найти в Слове Божием и указать вам такое правило жизни, которое одно могло бы заменить собою многие наставления и поучения, которое было бы и понятно, и доступно, и полезно, и необходимо для всех и всегда, – преподать такую заповедь, которая была бы пригодна для всех случаев и обстоятельств жизни человеческой, которую всегда можно бы было легко истолковать себе и приложить к делу, но чрез исполнение которой можно бы было угодить Богу совершенно и сделаться сыном Всевышнего. И вот нахожу, что такое именно правило жизни и такую заповедь преподает нам Сам Господь наш Иисус Христос в своем Евангелии. Якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде, – говорит Он. Вот эта краткая, но всеобъемлющая заповедь, преподав которую, Господь добавил: се бо есть закон и пророцы, то есть – в ней сокращение всего закона, в ней сущность всех наставлений и увещаний пророческих, так что, исполнив одну эту заповедь, исполним весь закон, достигнем высоты совершенства христианского и, что дороже всего, будем сынами Всевышнего. А между тем, что необходимее и неизбежнее в общежитии, что проще и удобнее для всякого, что полезнее и благотворнее для всех и каждого исполнения этой святой заповеди!? Это правило – самое необходимое для всех людей, для всех возможных обстоятельств жизни, для всех возможных отношений житейских между людьми, живущими в обществе, так что, где не руководятся этим правилом, там неизбежны разные беспорядки и бедствия. Ибо, на чем держится весь порядок общественной жизни нашей? На взаимном уважении, на взаимной доверенности, на взаимной услужливости, на взаимном вспоможении, на взаимной снисходительности, на взаимной любви и милосердии друг к другу. – И наше имущество, и наша честь, и наша деятельность, и самая даже жизнь наша в обществе зависит от взаимодействия друг на друга всех членов общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Правило 87 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Жена оставившая мужа, аще пойдет за инаго, есть прелюбодейца, по священному и божественному Василию, который весьма прилично из пророчества Иеремии привел сие: аще жена будет мужу иному, не возвратится к мужу своему, но осквернением осквернена будет (Иерем. 3:1). И паки: держай прелюбодейцу, безумен и нечестив ( Притч. 18:23 ). Аще убо усмотрено будет, яко оставила мужа без вины: то он достоин снисхождения, а она епитимии. Снисхождение же будет ему оказано в том, да будет он в общении с церковью. Но законно сопряженную себе жену оставляющий, и иную поемлющий, по слову Господа ( Лк. 16:18 ), повинен суду прелюбодеяния. Постановлено же правилами отец наших, таковым год быти в разряде плачущих, два года в числе слушающих чтение Писаний, три года в припадающих, и в седмый стояти с верными, и тако сподобитися причащения, аще со слезами каятися будут . ( Ап. 48 ; Трул. 98 ; Анкир. 20 ; Карф. 102 ; Василия Вел. 9 , 21 , 31 , 35 , 36 , 46 , 48 , 77 , 80 ) . Согласно римскому, а равно и церковному праву, брак есть союз и соединение мужа с женою на всю жизнь (conjugatio maris et foeminae et consortium omnis vitae, мужеви и жене сочетание и сбытие во всей жизни) 1269 . Это точное выражение учения Св. Писания ( Мф.19:5–6 ; Мк. 10:5–9 ; Ефес. 5:32 ), являющегося символическим учением нашей православной церкви 1270 . Согласно этому, кто вступил в законный брак, и этот брак смертью одного из супругов не был расторгнут, уже не может вступить в новый брак с другим лицом. Если же кто-либо самовольно расторгнет брачные узы, причем муж, оставивший свою законную жену, или жена – своего законного мужа, и этот муж или эта жена вступят в брак с другим лицом, то таковые подлежат соответствующему наказанию; второй же этот брак считается недействительным. Вот об этом именно и говорит это (87) трулльское правило, повторяя в общем 35-е и 77-е правила Василия Великого и подтверждая предписания прочих правил, изданных по этому предмету до конца VII века. Правило это объявляет прелюбодейной жену, оставившую без причины ( λо γως, praeter rationem) мужа и вышедшую замуж за другого, точно также объявляет оно прелюбодеем и мужа, оставившего жену свою и женившегося на другой, почему и подвергает виновных наказанию, определенному для прелюбодеев, а именно семилетней епитимии 1271 . Священник же, который благословил бы подобный брак, зная о существовании законного, не расторгнутого брака, подвергается низложению 1272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Рассуждение двадцать первое. Об Апостолах И исполнишася вси Духа свята и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати ( Деян.2:4 ). § I Апостол, на греческом языке – значит посланника. Апостольство есть служение Божественнейшее и благороднейшее; коль красны на горах ноги благовествующих мир, благовествующих благая ( Ис.52:7 ). Причина, собравшая Апостолов по милости, a не по заслугам, есть Христос, о чём Лука повествует так: и егда бысть день, призва (Христос) ученики своя; и избра от них дванадесяте, ихже и Апостолы нарече ( Лк.6:13 ). Чрез сих Апостолов, яко чрез орудие, проповедал Христос спасение по всей земле. § II Материя, около которой упражнение имели Апостолы: 1) состояла в учении о приближающемся Царствии Небесном, как Христос заповедал им: ходяще же проповедуйте, глаголюще, яко приближися царствие небесное ( Мф.10:7 ). 2) Состояла также в проповеди о имеющем быть Страшном суде, и конце всех вещей, как сами Апостолы говорят: и повеле нам (Христос) проповедати людем и засвидетелствовати, яко той есть нареченный от Бога Судия живым и мертвым ( Деян.10:42 ). И на другом месте: лета убо неведения презирая Бог, ныне повелевает человеком всем всюду покаятися: зане уставил есть день, в оньже хощет судити вселенней в правде ( Деян.17:30–31 ). 3) Упражнялись Апостолы в радостотворном провозвещении Евангелия, о чём гадательствуя, Исаия пророк так говорит: утешайте, утешайте люди моя ( Ис.40:1 ) и проч. § Апостолам принадлежало: 1) проповедовать о воскресении Христовом Иудеям и всем языкам; что они и исполнили, как пишется: велиею силою воздаяху свидетелство Апостоли воскресению Господа Иисуса Христа ( Деян.4:33 ). Сию должность, яко некоторый долг, должно было исполнить Апостолам; что Павел утверждает, когда говорит: еллином же и варвавом, мудрым же и неразумным должен есмь ( Рим.1:14 ). 2) Апостолы должны были защищать Христову Славу от поношения, и прославлять учение Его. Сие самое сделал Пётр, когда Критян, Аравитян и Иудеев, называющих Апостолов вина исполненными, посрамил ( Деян.2:11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Скачать epub pdf Беседа 31 7. Подать кесарю (Мк.12,13–17; Мф 22,15–22; Лк 20,20–26). 13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. 14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? 15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. 16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. 17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему. Итак Бог ожидает " Своей части плодов из виноградника» ( Мк.12,2 ). Но что под этим понимается? Первый ответ дает отрывок, в центре которого стоит вопрос о кесаревой подати. Не случайно то, что вопрос этот поставлен в Иерусалиме, а не где-нибудь в Галилее. Некогда Ирод Великий правил Палестиной, как зависящий от Рима царь. Он платил Риму дань. Ирод был верен Риму, римляне уважали его и предоставляли ему значительную свободу. После смерти Ирода в 4 году до Р.Х. Иудеей управлял один из его сыновей Архелай. В 6 году Р.Х. Архелай, по причине своего жестокого режима, по просьбе делегации из Иудеи получил отставку. Кесарь Август сослал его в Галлию. После этого та часть иродова наследства, которая находилась под его управлением – Иудея, Самария и Идумея – стала римской провинцией под руководством непосредственно римского прокуратора, так что жители Иудеи отныне должны были платить подушную подать Римскому государству, то есть в сущности, императору. Прокуратор Иудеи Квириний первым делом провел в стране перепись населения и имущества, чтобы правильно установить размеры налогов. Одна, более спокойная часть населения приняла это как неизбежное зло, но некоему Иуде Галилеянину удалось поднять восстание. Он громогласно заявил, что «налогообложение равносильно введению рабства». Римляне расправились с Иудой как всегда, быстро и основательно, но его боевой клич не угасал. «Никаких налогов римлянам», – это стало лозунгом и паролем всех фанатичных иудеев-патриотов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010