По свидетельству Евангелистов, Дух Святой видимо сошел на Иисуса Христа, при крещении Его в Иордане ( Мф.3:11–17 ; Лк.3:22, 4:1 ; Ин.1:33 ). Это показало, что Иисус Христос, как Сын человеческий торжественно посвящен был Силою Божьею в звание учителя людей, которое Он, вслед затем и начал отправлять торжественно. Сам Он проповедовал, что Он должен учить, и говорил об этом словами пророка: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленникам отпущение и слепым прозрение... проповедати лето Господне приятно ( Лк.5:18–19 ; Ис.61:4 ). В другое время говорил Он о Себе, что Он послан проповедовать царствие Божие ( Лк.4:43 ), – свидетельствовать об истине: Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину ( Ин.18:37 ). A что Иисус Христос был более, чем обыкновенный пророк – учитель,–это ясно видно из слов Его о Себе: Аз есмь путь, истина и живот ( Ин.14:6 ); Аз есмь свет миру: ходяй по мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный ( Ин.9:5 ). В этих словах Иисус Христос показывает Себя таким учителем, таким просветителем мира, каким не был никакой пророк, – показывает, что Он есть Самый Свет, Самая Истина, притом истина животворная, a не холодная и бесплодная. Обращаясь к ученикам своим, Он говорил им: вы же не нарицайте себе учители; един бо есть учитель ваш Христос ( Мф.23:8 ). Это значит, что Иисус Христос есть учитель единственный и всемирный. И пророки имели дар предвидения и силу творить чудеса; но когда явился Свет истинныйИисус Христос, то слава и дела Его показали в Нем пророка, всеведущего и всемогущего. Он знал всех и все, и не имел нужды, чтобы кто свидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что даже в человеке ( Ин.2:24–25 ). Он видел и неведение и сомнение в сердцах учеников своих ( Ин.20:19–20 ), видел неверие и злобу в сердцах фарисеев ( Мф.9:4 ), видел пришедшую жизнь Самарянки ( Ин.4:14–19 ), видел, что будет с Петром, что сделает Иуда, что сделают иудеи, что произойдет с Иерусалимом, что последует с Апостолами ( Мф.26:34 ; Ин.13:2 ; Мк.13 ; Ин.15:20, 16:2, 21:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

Царства Божия) внутреннюю природу. " Аще ли же Аз, - говорит Христос фарисеям, объяснявшим Его чудеса силой веельзевула, - о Дусе Божии изгоню бесы, убо постиже на вас Царствие Божие " (Мф.12:28). Итак, чудеса как сила над всякой другой силой и над природой, по словам Христа Спасителя, суть явный признак того, что достигло человека Царство Божие, но чудеса - творимые только о Дусе Святе. Вот почему и в другом случае, именно в Назаретской синагоге, Господь, прочитав место из Книги пророка Исаии: " Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя благовестити нищым, посла Мя изцелити сокрушенныя сердцем... проповедати лето Господне приятно... " (Ис.61:1-2. Лк.4:18-19), - и сказав, что это все ныне исполнилось на Нем, несомненно, указывал этим не только внешнее проявление Царства Божия - лета Господня приятна, но и самую внутреннюю его природу, говоря: " Дух Господень на Мне " . Так, и после Своего Воскресения Он заповедал апостолам оставаться в Иерусалиме, дондеже облекутся силою свыше (Лк.24:49) и приимут силу, нашедшу Святому Духу на них (Деян.1:8). Апостолы, несомненно, так и понимали раскрытие Царства Божия в лице и деле Иисуса Христа - как явление особой духовной силы, по природе своей сверхъестественной и несводимой на явления естественного порядка жизни. Евангелисты-синоптики прямо говорят, что Иисус Христос после Крещения, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню (Лк.4:1) для искушения от диавола и там сорок дней ничего не ел, был со зверьми, и когда уже скончалось все искушение от диавола и Христос победил искушение, Он возвратился в силе духа в Галилею (Лк.4:14). Таким образом, Царство Божие, открываясь в мире в явлениях чудесных знамений и ставя в этом отношении человека выше всякой природной необходимости, несомненно, в своей природе носит высшую Божественную силу, как видим это не только из примера Богочеловека Иисуса Христа, но и из примера святых апостолов, коим Спаситель послал Святого Духа - силу Святого Духа, делающуюся, однако, как бы собственностью человеческой личности через особый процесс подвига, как показывает пример искушений Христа Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/365/...

1) о преисполнении воспринятого Им человечества всеми дарами Духа Святого, 2) о ниспослании верующим Духа Святого, как Раздаятеля даров благодатных. Так: 1) В книге Пророка Исаии читаем: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенные сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение ( Ис.61:1 ). Примечательно здесь то, что Дух Господень, или Дух Святый представляется отдельно и прежде исчисления даров Божественного помазания, необходимых в исполнении спасительного служения. Отсюда само собою следует, что под именем Духа здесь указывается Лицо всеосвящающее и самодействующее в помазании, или в излиянии на Помазуемого даров духовных, и в раскаянии сил Божественных. Таким образом, Лицо Духа Св. ясно различается от Лица Богочеловека. Произвольное мнение западных не древних истолкователей 257 Писания, будто в рассматриваемом месте Исаия говорит от своего лица и о себе, а не пророчески изображает говорящим Спасителя о чудодейственном Своём служении, опровергается изъяснением сих слов, которое дал сам Спаситель. В синагоге, по прочтении сказанного в книге пр. Исаии: Дух Господень на Мне... Спаситель возвестил иудеям: яко днесь сбыстся писание сие во ушию вашею ( Лк.4:18, 21 ). Сверх того, можно противопоставить мнению западных пророческие слова той же книги Исаии ( Ис.11:1–3 ), равно как ( Лк.7:20–23 ). 2) В пророчестве Захарии сказано: В день он, глаголет Господь Вседержитель на дом Иудов отверзу очи Μοи... И излию на дом Давидов, и на живущия во Иерусалиме Дух благодати и щедрот: и воззрят на Нь, (с подлинника: 258 на Мя), Егоже прободоша ( Зах.12:4, 10 ). Само по себе понятно, что Лицом, говорящим в сем пророчестве, представляется Божеское Лице Спасителя, ибо к Нему только, как к Богочеловеку, могут быть относимы последние слова: воззрят на Мя, егоже прободоша. Слич. ( Пс.67:19 ). А пояснение той мысли, что под именем Духа благодати и щедрот в пророчестве Захарии разумеется собственно Лицо Духа Святого, как раздаятеля благодатных даров верующем, можно находить в пророчестве Иоиля ( Иоил.2:28–29 ) о том же ниспослании Духа Св. на верующих новозаветных, и особенно в речи ап. Петра по сошествии Св. Духа. ( Деян.2:14–21, 33 ). Указание на три Лица в Божестве

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

50 Преподобный Анастасий явно подразумевает, что после Страшного Суда грешники телесно возвращаются во ад, а следовательно, испытывают там не только духовные и душевные, но и телесные муки. Подобного взгляда придерживались многие святые авторы (святой Иустин Философ и Мученик, блаженный Августин, святитель Григорий Великий и др.), см. Епископ Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов). Т. V. Киев, 1897. С. 458–463. В частности, блаженный Августин отрицает мнение некоторых христиан, что огонь неугасающий и червь неумирающий (Мк 9:42–47) “относятся к мучениям духа, а не тела”. — Блаженный Августин. О граде Божием. Т. IV. М., 1994. С. 270–274. 51 Ср.: “Грешные души в загробной жизни находятся в месте осуждения и гнева Божиего, мучаются, причём в определённом месте. Хотя наша земная категория пространства не может быть применена к загробному миру и жизни, всё же несомненно, что ограниченность — свойство человеческой души, ибо только Бог безграничен и вездесущ. Поэтому и место мучений грешных душ имеет известные границы, которые нельзя перейти (Лк 16:26)”.— Преподобный Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви. Эсхатология. М., 2005. С. 55. 52 О сошествии Господа во ад ясно говорит и преподобный Иоанн Дамаскин: “Обоженная душа сходит в ад, чтобы как для находившихся на земле воссияло Солнце правды (Мал 4:2), таким же образом и для находившихся под землею, сидевших во тьме и тени смертной, воссиял свет (Ис 9:2); чтобы как находившимся на земле Господь проповедал мир, пленным освобождение, слепым прозрение (Лк 4:18; Ис 61:1 и далее), и для уверовавших стал Причиною вечного спасения, а для ослушавшихся — обличением неверия, таким же образом и для находившихся в аду (1 Пет 3:19): дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп 2:10). И таким образом разрешив связанных от века, Он снова поднялся из мёртвых, проложив для нас путь к воскресению”. — Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., 2002. С. 285.

http://pravmir.ru/voprosyi-i-otvetyi-sin...

2) По мнению протестантов, оправдание не освобождает нас от грехов: последние остаются и в человеке оправданном, но не вменяются ему в вину ради крестных заслуг Христовых: отпускается наказание только за грехи (1039 б ). Этому мнению противников «Камень веры» противопоставляет православное учение об оправдании, по которому, наоборот, все грехи в человеке оправданном уничтожаются благодатию Божиею: таинство крещения, как учит православная церковь , очищает в человеке все грехи, как первородный, так и произвольные (1039 а –1040 б ). В доказательство православного учения «Камень веры» указывает на свидетельства св. Писания о том, что крестная смерть Иисуса Христа очищает нас от всякого греха ( Ин.1:29 ; Евр.9:13 ; ср. Деян.3:19 ; Мих. 7:19 ). В частности – греху человека Слово Божие усвояет такие наименования и оправданию приписывает такие действия, которые ясно свидетельствуют об освобождении оправданного человека от греха. Так, грехи наши в св. Писании называются: скверною и пороком ( Мф.15:11 ; Апок.22:11 ; Иер.2:22 ; Сир.31:8, 33:23, 47:23 ), узами ( Пс.118:61 ; Ис.5:18 ; Пс.106:14 ), болезнями или ранами, по подобию болезней и ран телесных ( Пс.6:3, 37:6 , Ис.30:26 ; Пс.17:6 ), а также смертию, по подобию смерти телесной ( Лк.15:24 ; Мф.8:22 ; 1Тим. 5:6 ; 1Ин.3:14 ). С другой стороны, оправдание человека представляется в Слове Божием под образом очищения, купели или бани духовной ( Пс.50:9 ; Иез.36:25 ; 1Кор.6:11 ; 2Кор.7:1 ), омывающей наши грехи пречистою Кровию Христовою ( Ин.1:7 ; Апок.1:5 ; Евр.9:13–14 ). Христиане в писаниях апостольских именуются искупленными и исцеленными от греха чрез крестную смерть Сына Божия ( Рим.6:22 ; Кол.1:13 ; 1Тим.2:6 ; Тит.2:14 ; Еф.1:7 ; 1Кор.7:23 ; 1Пет.1:18–19 ; Апок.5:9 ) и возрожденными к новой духовной жизни в таинстве св. крещения ( Рим.6:4, 6, 11 ; Тит.3:5 ; Ин.3:5 ) (1040 б –1045 а ). Возражая против изложенного православного учения об оправдании, протестанты указывают на некоторые изречения в псалмах св. царя Давида ( Пс.31:1–2 ), которые будто бы оправдывают их мысль о внешнем юридическом прощении человеку грехов в оправдании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

И когда встал читать, то дана была Ему книга пророка Исаии, открыв которую, Он нашел написанное: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя; благовестити нищим посла Мя, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя на свободу, проповедати лето Господне приятно ( Лк. 4:18–19 ) . Когда, накрыв книгу, Он отдал ее слуге и сел, то глаза всех, бывших в синагоге, устремились на Него, и Он начал говорить им: днесь сбытся писание сие во ушию вашею. И вси свидетельствоваху Ему. И дивляхуси о словесех благодати, исходящих из уст Его ( Лк. 4:21–22 ). Итак, если в то время исполнилось пророчество, то каким образом некоторые относят то, что [здесь] говорится, ко временам кончины? Разве только то мы можем сказать, что тогда оно исполнилось отчасти, а полнее оно совершится тогда, когда весь народ Божий будет праведным, ибо теперь мы от части разумеваем и от части пророчествуем. Егда же приидет совершенное, тогда, еже от части, упразднится ( 1Кор. 13:2–10 ). Таким образом Он помазан Духом Святым для того, чтобы благовествовать нищим или кротким, как Он говорит в Евангелии: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю ( Мф. 5:4–5 ). И послан Он для исцеления тех, которые сокрушены сердцем ( Лк. 4:18 ) и говорят: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс. 50:19 ), или, по Симмаху и Феодотиону, чтобы обвязать раны грехов, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение и заключенным открытие [тюрьмы], что яснее перевел Симмах: узникам освобождение . О Нем или вернее к Нему выше говорится: се Аз дат Тя во свет языков отверста очи слепых, извести от уз связанныя и из дому темнищы седящия во тьме ( Ис. 42:6–7 ). Под летом же благоприятным и днем воздаяния разумей все то время Его проповеди, в течение которого Он жил во плоти. Это и апостол изьясняет в отношении к первому пришествию Спасителя, говоря: се ныне бремя благоприятно, се ныне день спасения ( 2Кор. 6:2 ), о чем мы подробнее сказали выше 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

III. Дух. Познание Бога дарует «помазание от Святого» (1 Ин 2. 20, 27). Поскольку об этом помазании говорится персонифицированно, экзегеты видят здесь слова о Св. Духе, Который в Первом Послании ап. Иоанна называется Истиной (1 Ин 5. 6) и Которого Бог даровал верующим в Него (1 Ин 4. 13). Поскольку личное обладание Духом сразу ставит под вопрос необходимость иного внешнего авторитета или посредника для общения с Богом, мн. исследователи предполагали гностическое происхождение этого образа и самого термина χρσμα. Однако более вероятно, что основанием для этого образа послужило событие Сошествия Св. Духа на Иисуса Христа при Крещении на Иордане (Деян 10. 38; Лк 4. 18; ср.: Ис 61. 1). Поэтому 1 Ин 2. 20, 27 может быть также истолковано как метафорическое описание Крещения или даже указание на один из обрядов, связанных с Крещением (помазание елеем). В пользу последнего говорит тот факт, что со II в. помазание часто упоминается в составе чина Крещения. Но существовал ли этот обряд в I в., ни доказать, ни опровергнуть невозможно. «Помазание» как отличительный знак верных можно также рассматривать в связи с упоминанием «антихристов» (1 Ин 2. 18, 22; 4. 3; ср.: 2 Ин 7). Если верные обладают Духом истины, то еретиками руководит дух заблуждения (1 Ин 4. 6). Этот дуализм не носит гностического характера, но является продолжением межзаветной традиции (ср.: 1QS 3. 13-4. 26; Test. XII Patr. Sim. 3. 1; Reub. 2. 1; 3. 2, 7; ср.: 2 Фес 2. 8-12). IV. Христианская жизнь. Верующие во Христа часто называются в Посланиях ап. Иоанна детьми Божиими (1 Ин 3. 1-2). Этот образ, с одной стороны, продолжает ветхозаветную традицию, в к-рой пребывание с Богом в Завете описывается как усыновление Им (ср.: Исх 4. 22; Втор 32. 5; Прем 12. 19), с другой, имеет христологическое основание (Пс 2. 7; Деян 13. 33). Он дополняется многократным указанием на «рождение от Бога» верующих в Него (1 Ин 2. 29; 3. 9; 4. 7; 5. 1, 4, 18). В верующих, рожденных от Бога, пребывает «семя Божие» (1 Ин 3. 9). Несмотря на попытки связать и этот образ с гностической традицией, его истоки следует искать скорее в евангельской традиции (ср.: семя, понимаемое как Слово Божие в Мк 4. 14: «Сеятель слово сеет»). Возможно, здесь также присутствует крещальная тематика (ср.: 1 Петр 1. 23).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Не так было после крещения Христа Спасителя. С этого времени и в притчах и прямо Он постоянно указывает на Себя, как на Спасителя мира, Сына Божия, явившегося спасти род человеческий и основать на земле новое, благодатное царство. Так, по притче о сеятеле и плевелах, Он есть сеятель того доброго семени, плодом которого бывают сыны царствия ( Мф.13:37 ); по притче о дворе овчем, Он есть дверь, чрез которую входят во двор ( Ин.10:9 ); по притче о стаде, Он есть пастырь, имеющий привести к единому стаду и тех овец, которые не суть от двора овчего ( Ин.10:14–16 ); по притче о виноградной лозе, Он есть самая лоза, дающая жизнь находящимся на ней ветвям ( Ин.15:5 ); по притче о брачной вечере, Он есть сын Царя, для которого устроена эта вечеря ( Мф.22:2 ); по притче о винограднике, Он есть убитый виноградарями сын и наследник виноградаря ( Мф.21:37 . Мк.12:6 . Лк.20:13 ). Все такие образы ясно показывают, что с явлением Его на земле тесно связано начало новой благодатной жизни на земле. Так именно и засвидетельствовал Он в синагоге отечественного города Назарета, когда отнес к Себе слова книги пророка Исаии: Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное ( Лк.4:18–19 ; Ис.61:1–2 ). Заключив чтение этого места словами: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами ( Лк.4:21 ), Он заявил тем, что Он есть предмет чаяния пророков, что Он есть помазанник Божий или Христос, что со времени Его появления должна начаться новая жизнь. В том же смысле говорил неоднократно о Себе Христос Спаситель и по многим другим случаям. Исследуйте Писания, говорил Он иудеям, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ). Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне ( Ин.5:46 ). Бывали случаи, когда Он Сам указывал на отношение к Себе некоторых пророчеств и прообразований ( Ин.3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Но мы утверждаем также, что после воскресения Спасителя из мертвых тело Господа нетленно и в первом значении. И нашему телу Господь даровал через Свое тело воскресение и затем — нетление, Сам сделавшись для нас Начатком воскресения, нетления и бесстрастия. Подобает бо тленному сему облещися в нетление (1 Кор. 15, 53) — говорит божественный Апостол. Глава XXIX (73) О сошествии во ад.  Обоженная душа (Христова) нисходит во ад (1 Петр. 3, 19) — с тою целью, чтобы как живущим на земле воссияло Солнце правды (Мал. 4, 2), так и для сидящих под землею во тьме и сени смертней воссиял свет (Ис. 9, 2), чтобы, как находящимся на земле Господь благовествовал мир, пленным отпущение и слепым прозрение (Лк. 4, 18–19; Ис. 61, 1), и для уверовавших соделался виновником спасения вечного, для тех же, кои не уверовали, — обличением неверия, — таким же образом благовествовал и находившимся во аде: — да всяко колено поклонится Ему небесных, и земных, и преисподних (Флп. 2, 10). Таким образом, освободив тех, кои от века были связаны, Он снова возвратился из среды мертвых, проложив и нам путь к воскресению. Перевод с греч. А.А. Бронзова СПбДС., 1894 г. Книга четвертая (гл. 74–100) Глава I (74) О том, что было после воскресения. После же воскресения из мертвых Христос устранил от Себя все немощи — разумею тленность — голод и жажду, сон и. утомление и т. п. Ибо, если Он и вкушал пищу после воскресения, то не в силу естественной потребности, потому что Он не алкал, но в целях домостроительства, удостоверяя истинность Своего воскресения и показывая, что одна и та же плоть пострадавшая и воскресшая. Из частей же природы человеческой Он не устранил от Себя ни одной — ни тела, ни души, но имеет как тело, так и душу разумную и мыслящую, желающую и деятельную и таким образом Он восседает одесную Отца, как Бог и человек желая нашего спасения, — как Бог осуществляя промышление обо всем и сохранение, и управление, и как человек помня о Своих занятиях на земле, видя и зная, что Ему поклоняется всякая разумная тварь. Ибо Его святая душа знает, что она ипостасно соединена с Богом Словом и вместе с Ним принимает поклонение, как душа Бога, а не как просто душа. Как восшествие от земли на небо, так и нисшествие обратно суть действия тела ограниченного, ибо такожде приидет, сказано, к вам, им же образом видесте Его идуща на небо (Деян. I, 11)  . Глава II (75)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

15:53. 292 Точное изложение православной веры 3, 28. 293 Ис. 9:2. 294 Лк. 4:18—19. Ср. Ис. 61:1—2. 295 Фил. 2:10. 296 Точное изложение православной веры 3, 29. 297 1 Кор. 15:28. 298 Преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию 59. Подробнее об этом учении см.: J.-C. Larchet. La divinisation de l’homme selon Maxime le Confesseur. Paris, 1996. P. 647—652. 299 Откр. 3:20 300 Рим. 8:29—30. 301 О воскресении плоти (Цит. по: Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце II — начале III века. Пер. Е. Карнеева. Ч. III. СПб. 1850. С. 132). 302 Беседа 16-я на Послание к Римлянам. 303 F. Nau. Notes sur diverses homelies pseudepigraphiques. — Revue de l’Orient chretien 13. 1908. P. 433—434; 304 См. H. G. Beck. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Munchen, 1959. S. 400—401. 305 PG 86, 509—526. 306 PG 86, 525—536. 307 PG 86, 384—406 (три различных редакции). 308 PG 62, 721—724. 309 Пс. 23:7 (по переводу LXX). 310 На Святой и Великий пяток... (PG 62, 721—724). 311 Об этом произведении см.: Clavis patrum graecorum. Vol. II. Ed. M. Geerard. Louvain, 1974. P. 333—334 (No. 3768). См. также: A. Vaillant. L’homelie d’Epiphane sur l’ensevelissement du Christ. — Radovi staroslovenskog instituta 3. Zagreb, 1958. P. 5—100. Данная публикация содержит греческий и славянский тексты «Слова», а также французский перевод. Издатель считает, что «Слово» написано не ранее конца VII в. 312 Ср. Григорий Богослов. Слово 45, 24. 313 Слово в Великую субботу (PG 43, 440 A—D). 314 Пс. 28:8. 315 Данное толкование притчи о заблудшей овце восходит к св. Григорию Нисскому. См. В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. М., 1991. С. 234. 316 Слово в Великую субботу (PG 43, 461 A — 464 C). 317 О душе 55 (PL 2, 7). 318 О воскресении плоти (Цит. по: Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце II — начале III века. Пер. Е. Карнеева. Ч. III. СПб. 1850. С. 132). 319 О суете идолов (Цит. по: Св. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. II. Киев, 1891.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010