Повествование Иоанново о путешествии жён мироносиц и учеников к гробу Воскресшего значительно отличается от повествований о сем первых трёх евангелистов. Отличие это происходит оттого, что Иоанн опускает почти все описанное первыми евангелистами и восполняет их сказания тем, что относится только к Марии Магдалине и двум ученикам, тогда как те описывают происходившее с прочими жёнами мироносицами, кроме Марии, хотя при исчислении мироносиц они упоминают и о Магдалине. Из снесения повествований о сем всех четырёх евангелистов слагается полная история событий этого единственного в истории утра, утра светлого Христова воскресения, и все кажущиеся разности сказаний совершенно исчезают. – В первый день недели: по-нашему в воскресенье; см. прим. к Мф. 28 и парал. у Мк. и Лк. – Мария Магдалина приходит ко гробу: по сказаниям первых трёх евангелистов она была не одна, а был целый сонм мироносиц. Это видно и из сказания Иоаннова, что она была не одна; возвратившись к апостолам Петру и Иоанну, она говорит им: не знаем, где положили Его. Это могла она сказать только от лица своего и других мироносиц, следовательно, она была не одна. Подобный способ повествования находим у ев. Луки: он повествует о путешествии к гробу Христову одного Ап. Петра ( Лк. 24:12 ), а затем передаёт слова еммаусских путников: и пошли некоторые из наших ко гробу и пр. ( Лк. 24:24 ; ср. ст. 22). Но вместе с сим надобно предположить (вместе с Злат., и др.), что Мария, пошедши на гроб вместе с другими жёнами, упредила их на пути, как всегда деятельная и скорая по преимуществу пред другими, и пришла или подошла ко гробу настолько, чтобы видеть отваленный камень, ранее прочих жён. Этим объясняется и указание Иоанном времени её прибытия к гробу: рано, когда было ещё темно, тогда как прочие жены подошли уже когда рассветало (ср. прим. к Мк. 16:2 и парал.). – Увидев, что камень отвален от гроба (Ангела на камне, явившегося потом прочим жёнам, она не видела), она подумала, что тело Господа унесено (ст. 2), и немедленно бежит с поспешностью известить о сем учеников Господа Петра и Иоанна. На этом обратном пути она, конечно, встретилась с прочими жёнами (которых между тем занимала мысль, кто отвалит им большой камень от двери гроба, Мк. 16:3 ) и сообщила им своё опасение (потому и говорит потом апостолам – не знаем). – Пришедши к Петру и Иоанну (ср. 13:23; 19 и прим.), она высказывает им свою догадку. Между тем прочие жены мироносицы подходят к гробу, видят Ангелов, слышат благовестие о воскресении Господа и поспешно удаляются от гроба к апостолам, о чём подробно повествуют первые евангелисты ( Мф. 28:5–8 ; Мк. 15:4–8 ; Лк. 24:3–8 и прим.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

24-й гл. Евангелия от Матфея и параллельные Пророчество Господа нашего Иисуса Христа о разрушении Иерусалима и о втором пришествии Своем на землю ( Мф. 24 ; Мк. 13 ; Лк. 21 ) «Воскресное чтение», 1818 За несколько дней пред крестным страданием Своим Иисус Христос, после грозного обличения на фарисеев и книжников и после умилительного плача о судьбе Иерусалима, исходя из храма, произнес страшный приговор на упорных в неверии иудеев: Се оставляется дом ваш пуст ( Мф. 23:38–39 ). Потом, когда ученики указали Ему на великолепие зданий храма, Он сказал им: Видите ли вся сия? аминь глаголю вам, не имать остати зде камень на камени, иже не разорится ( Мф. 24:1–2 ). В сих словах Спасителя заключалось предречение о важнейших для всего мира событиях, и потому апостолы желали узнать поподробнее, что будет. Исшедши из Иерусалима, Иисус Христос удалился на Елеонскую гору, где обыкновенно проводил ночи в последнее время пред Своим страданием. Со ската горы сей Иерусалим виден был весь, а великолепный храм его стоял прямо пред взорами зрителя. Там-то, приступивши к Учителю своему, ученики вопросили Его: «Рцы нам, когда сия будут? и что есть знамение Твоего пришествия и кончина века?» (ст. 3). И Господь изобразил пред ними грядущее с такою подробностью, с какою нужно было открыть его не для одних только святых апостолов, но и для всех верующих. Пророчество Иисуса Христа разделяется на две части. Сначала Он предрекает судьбу Иерусалима и чад его ( Мф. 24:4–22 ; Мк. 13:5–20 ; Лк. 21:8–24 ), а потом изображает будущее пришествие Свое на землю как начало Царства славы. ( Мф. 24:23–31 ; Мк. 13:21–27 ; Лк. 21:25–27 ). Время разрушения Иерусалима с его храмом и рассеяние народа иудейского сближается с временем преобразования целого мира, потому, без сомнения, что первое происшествие служит образом последнего, что предварительный суд над иудеями предзнаменует окончательный суд над миром: то скончались судьбы Церкви ветхозаветной, а то совершатся судьбы Церкви новозаветной. Связь между сими двумя событиями – неразрывная, и всеобъемлющий взор Господа видит их как бы на одной картине. Но граница между ними положена в самом же Его пророчестве. Одною чертою означает Он продолжение времени между судом над Иерусалимом и судом над миром; но как далеко простирается черта сия – неизвестно: Иерусалим будет попираем языки, Дóндеже скончаются времена язык ( Лк. 21:24 ): вот расстояние между первым посещением гнева Божия на землю и вторым пришествием на нее Сына Божия. Но когда сие будет? Никому, кроме Всеведущего, не ведомо.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Слова во дни Святой Пасхи Слово в Первый день Пасхи Святой апостол Петр сказал: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому ( 1Пет. 1:3 ). Тяжко и скорбно было апостолам, когда закатилось Солнце их, когда страшной смертью на Кресте умер их Учитель, всем сердцем ими любимый, Тот, Кого они исповедовали Мессией, Сыном Божиим, Христом. Им казалось, что все погибло с этой смертью, все рушилось: вся надежда, вся вера их. Как не восторжествовало Величайшее Добро, как не победила зло Сама Святая Любовь, сошедшая с небес? Когда святые апостолы Лука и Клеопа шли из Иерусалима в Еммаус, их встретил на пути воскресший Господь Иисус Христос. Но, как сказано в Священном Писании , глаза их были удержаны, так что они не узнали Его ( Лк. 24:16 ). Они вступили с Ним в разговор как с простым спутником. Когда Господь спросил их, почему они так печальны, они с удивлением ответили: «Ты один только в Иерусалиме не знаешь, что случилось в эти дни. Разве не знаешь, что распяли нашего Господа, Учителя нашего, Того, в Кого мы верили? Мы же надеялись, что Он Тот, Кто должен избавить народ израильский. Но вот уже третий день ныне, как это свершилось» (см. Лк. 24:17–21 ). Они забыли слова Христовы о том, что в третий день после Своей смерти Он воскреснет. Если бы они помнили это, если бы без остатка вместили в свои сердца полное прекрасной надежды обетование великой радости, то не были бы печальны, а ждали бы Воскресения Христова. Но отчаяние апостолов было столь безграничным, что, когда Христос воскрес, когда святая Мария Магдалина увидела Его, когда другие жены-мироносицы, узрев пустой гроб и Ангела, сидящего на отваленном камне, побежали к ним в великом страхе, трепете и радости, чтобы возвестить им об этом, – даже тогда они сочли слова их ложью и не поверили им (см. Лк. 24:4–11 ). Когда потом в течение сорока дней Господь являлся Своим ученикам, они встречали Его по-разному. Иногда они смотрели на Него в страхе и смущении, думая, будто это призрак, дух Христа. И Господу приходилось убеждать их в том, что они ошибаются. Он показывал им Свои руки и ноги, пронзенные гвоздями, ел перед ними рыбу и мед (см. Лк. 24:39–40, 42–43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Слово в день Преображения Господня 11 Егда моляшеся, бе видение лица Его ино ( Лк. 9:29 ) Господь наш Иисус Христос имел обыкновение удаляться в горы для молитвы; и ныне пред Своим Преображением взыде помолитися, как повествует св. Евангелист, на гору, именуемую Фавор. Он был на Фаворе не один. Туда взяты были три ученика Его. Поем Иисус Петра, Иоанна и Иакова, возведе их на гору ( Лк. 9:28 ). Туда призваны были из горнего мира два Пророка: явистася Моисей и Илия с ним глаголюща ( Мф. 17:2–3 ). – Те и другие, жители земли и обитатели неба, должны были присутствовать при преображении Господнем во свидетельство истины. Но Иисус молился на Фаворе один. Ученики не могли разделять с Ним молитвы, – бяху отягчены сном ( Лк. 9:32 ), а Пророки явились среди молитвы, и беседовали о последних днях и смерти Богочеловека: глаголаста же исход Его ( Лк. 9:31 ). Молитва Иисуса на Фаворе была из самых необыкновенных Его молитв. Среди нее последовало славное Преображение. Егда моляшеся, бе видение лица Его ино; Оно просветися, яко солнце, и ризы Его быша белы, яко свет блестящася ( Мф. 17:2 ); то есть Божество, сокрытое в человечестве Иисусовом, так раскрылось, что просияло в лице Его, яко солнце; преобразило одежду Его; озарило и восхитило учеников до того, что Петр хотел навсегда остаться на Фаворе. Господи, добро есть нам зде быти ( Мф. 17:4 ), воскликнул он от радости. Для чего преобразился Иисус? Для того, как выражает св. Церковь в своей песни, да егда узрят Его распинаема, страдание убо уразумеют вольное; для того, дабы и мы, по слову Апостола, взирая откровенным лицем на славу Господа нашего, старались преображаться Духом Божиим в тойже образ, от силы в силу, от славы в славу ( 2Кор. 3:18 ). Вникнем в эту цель. За восемь дней до Фаворского события свет небесного откровения о Божественном достоинстве Иисуса Христа просиял в мыслях Его учеников. Так, когда Иисус Христос, по случаю разногласия о Нем народных мнений, спросил Своих учеников: вы же кого мя глаголете быти: Апостол Петр отвечал прямо и ясно: Ты еси Христос, Сын Бога живаго ( Мф. 16:15–16 ). Но сей свет исповедания Петрова еще не мог открывать их земному чувству величие и славу крестной смерти их Учителя. Так, когда Иисус Христос стал предсказывать им о Своих страданиях; тот же Петр начал пререкать Ему, говоря: не имать быти Тебе сие ( Мф. 16:22 ). Сколь удобно было уму учеников убедиться в Божестве Иисуса Христа, при виде Его необыкновенных чудес, столь напротив трудно было их сердцу уверовать в будущую славу Его крестной смерти. Свет откровения боролся в учениках со тьмою их плотских чувствований. Она всегда боится и отвращается скорбей и страданий. Она любит жить весело, спокойно, прохладно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Часть 3. Нагорная проповедь На горе «Нагорная проповедь » включает в себя нравственное учение Спасителя, и в Евангелии от Матфея занимает пятую, шестую и седьмую главы. У Луки есть нечто похожее, но гораздо короче ( Лк.6:12–49 ) Считается, что Матфей собрал воедино то, чему в разное время учил Господь. И мы, разбирая Нагорную проповедь, будем, как бы продолжая дело Апостола Матфея, по ходу упоминать и другие, созвучные места из Священного Писания . Как пишет Лука, Господь сначала взошел «на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих», и из них окончательно «избрал... двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем» ( Лк.6:13–16 ). И уже после этого, «сошед с ними» с горы, «стал Он на ровном месте». Вокруг Господа Иисуса, как и в наше время, – две категории людей: «ученики», желающие слушать и выполнять; и «народ», жаждущий только «исцелиться от болезней своих». И в то время, как «весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех», Господь возвел «очи Свои» не на народ, а «на учеников Своих» ( Лк.6:19–20 ), и начал говорить: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» Кто такие нищие, мы видим постоянно. Они стоят в людных местах и просят: «подайте на пропитание!» Они ничего не имеют. Чтобы выжить, им нужны милостивые люди, и они чувствуют в толпе таких людей, и с особой силой обращаются к ним. А «нищие духом», это те, которые, может быть, имеют то, о чем обычные нищие и не мечтают; но сердцем чувствуют свою нищету, и ищут Того, кто мог бы, наконец, обогатить по-настоящему. Духовная нищета многогранна. «Дух Господень на Мне», – говорит Господь словами пророка Исаии, – «ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, ... исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» ( Ис.61:1 ) ( Лк.4:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. за четверг: Лит.: Ап.- 1Тим.3:1-13 Ев.- Лк.21:28-33 рядовое: Лит.: Ап.- 1Тим.4:4-8,16 Ев.- Лк.21:37-22:8 прп.: Лит.: Ап.- 2Кор.4:6-15 Ев.- Лк.6:17-23 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. святителю Амвросию, епископу Медиоланскому Тропарь святителю Амвросию, епископу Медиоланскому, глас 4 Правило веры, и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему,/яже вещей истина;/сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая, отче священноначальниче Амвросие,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителю Амвросию, епископу Медиоланскому, глас 3 Божественными догматы облистая,/помрачил еси Ариеву прелесть,/священнотаинниче и пастырю Амвросие,/чудодействуя же силою Духа,/страсти различныя яве исцелил еси, отче преподобне,//Христа Бога моли спастися душам нашим. Ин кондак святителю Амвросию, епископу Медиоланскому, глас 8 Изрядно слово жизни стяжав, отче мудре,/не усумнеся высоты царския, богонаказательне царя обличи и умудрив./Тем паче честне почтеся и людей своих паству к Богу настави./Сего ради зовем ти://радуйся, Амвросие предивне. Молитва святителю Амвросию, епископу Медиоланскому О, преславный чудотворче, в скорбех скорый помощниче и усердный о мире к Богу молитвенниче, отче святый Амвросие! Вемы, яко велие ко Спасу имаши дерзновение, предстоя горнему Престолу Его, и сего ради смиренно припадаем ти: молися Ему, угодниче Божий, да подаст народу Российскому благоденственное и мирное житие, да избавит от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменных, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя язвы и от всякаго зла; нам же всем, верою празднующим святую память твою и усердно ходатайства твоего чающим, да ниспослет вся благопотребная ко временному и вечному житию нашему, паче же оставление грехов, мир помыслов, тишину сердечную, здравие душам и телесем нашим.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-12-...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Слово во всевожделенный день Рождества Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. О том, для чего Сын Божий воплотился Егда прииде кончина века, посла Бог Сына Своего ( Гал.4:4 ). Совершилось ожидание Мессии. Проречение свыше вдохновенных мужей получило свое событие. Явился на земли велика совета Ангел, чуден советник, Бог крепкий, властелин, князь мира, Отец будущего века ( Ис.9:6 ). Законная сень проходит ( Рим.3:21 ), и воцаряется благодать и истина ( Рим.6:14 ). Вифлеем, устами Пророков ( Мих.5:2 ) предназначенный ко приятию Царя царей ( Апок.17:14 ), отверзает Ему свое недро. Превечный младенец, держащий судьбу света в деснице Своей ( Апок.17:18 ), детскими пеленами в убогих яслях повивается ( Лк.2:7 ). Небесные воинства в торжественном пении возглашают кроткое на землю пришествие Создателя вселенной ( Евр.1:2 ): слава в вышних Богу, и на земли мир; в человецех благоволение ( Лк.2:14 ). Волсви от восток ( Мф.2:2 ) текут на глас Ангела, возвестившего им о рождении Иисуса ( Лк.2:10-12 ); достигают вожделенного места, водимые чудною звездою ( Мф.2:10 ), и, повергшись к стопам воплощенного Бога ( Гал.4:4 ), полагают пред Ним дары ( Мф.2:11 ), и посвящают Ему сердца свои. Вся страна Иудейская ( Мф.2:3 ) внимает явлению Мессии. Какой неоцененный залог небесного провидения о спасении человеков! Посла Бог Сына Своего. Достойно небо и земля восторжествовали в первые минуты кроткого в мире пришествия Мессии! Достойно Ангели и человеки совершали духовное веселие о предначатом образовании вечной нашей славы и блаженства! Протекшие времена и веки, ознаменованные бесчисленными и важными пользами Евангельского учения, в полном сиянии открывают вам толико Божественное, толико чудное и спасительное для нас воплощение Сына Божия. Сии духовные сокровища веры и благодати, которыми исполнены наши сердца, сии восторги, кои посвящаем торжественному воспоминанию всевожделенного в мир пришествия Господа Иисуса, суть новые свидетельства собывшихся проречений. На конец веков и мы, просветившись Евангельским учением вкусивши дара небесного, и соделавшись участниками Духа Божия ( Евр.6:4 ), возвеличим непостижимые о спасении нашем судьбы Отца небесного, и ознаменуем день сей краткою беседою о плодах спасительного на земли рождения Сына Божия.

http://azbyka.ru/propovedi/pouchitelnye-...

Часть 2. Начало служения Господа Иисуса Христа О Иоанне Крестителе У Евангелиста Марка «начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» ( Мк.1:1 ), это выход Иоанна Крестителя на проповедь . Началось с того, что, «был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне». Произошло это «в пятнадцатый ... год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод... в Галилее,... при первосвященниках Анне и Каиафе» ( Лк.3:1–2 ). Вот так раньше датировали события: при таком-то кесаре, при таком-то первосвященнике. А мы уже привыкли, что отсчет времени во всем мире идет от Рождества Христова. Это единственное в мире, центральное событие истории. И теперь даже тот, кто утверждает, что Иисуса Христа не было, даже последний атеист знает, сколько лет миновало с тех пор, как Он родился! Призванный Богом, Иоанн Креститель «проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» ( Лк. 3:3 ). Главные слова его проповеди : «Покайтесь», то есть исправьтесь, приведите себя в должный вид, «ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2 ). Одежда его была «из верблюжьего волоса, и пояс кожаный на чреслах...; а пищею его были акриды и дикий мед» ( Мф.3:4 ). Акриды – это вид саранчи. В законе Моисеевом о чистой и нечистой пище сказано: «Из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле», в том числе «саранчу с ее породою...» ( Лев.11:21–22 ). Как обычно, Евангелисты приводят и ветхозаветное пророчество. Пророк Исайя, перенесясь духом на семь столетий вперед, восклицал: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» ( Лк.3:4–6 ). «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мк.1:5 ). Почему выходили? Как говорится, дух времени. Наступили сроки, предреченные некогда пророками. Иудейский мир был в напряженном ожидании, все чувствовали, что что-то должно произойти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

XXXVII. О церковном богослужении Богослужение прав. Церкви совершается по определённым, установленным Церковью правилам; а правила эти Святая Церковь основала на слове Божием. Так, согласно наставлениям и примеру святых апостолов, христианам подобает собираться для общественной молитвы в определённых местах или храмах ( Деян.16:13:20:7–8 ), в положенное время, или «час молитвы» ( Деян.3:1 ), и притом во главе с поставленными «предстоятелями» или пастырями ( 1Фес.5:12 ). Такая молитва называлась «служением Господу», Богу, или богослужением (ср. Деян.13:2 ; Флп.2:17 ). Богослужение составлено из молитв, песнопений и учения Священного Писания, также на основании примера и учения апостольского (см.: Деян.4:24–27:30–31 ; 1Тим.2:1 и 2; Еф.5:19 ; Кол.4:16 ). На том же основании в богослужение введены разные молитвенные действия, каковы, например, «преломление», «воздевание рук» и др. ( Деян.20:11 ; 1Тим.2:8 ). Богослужение должно быть совершаемо согласно установленному чину, благообразно, благопристойно ( 1Кор.14:23:40 ), со славой и благолепием, с сохранением добрых обычаев ( Исх.28:2 ; Лк.2:42 ; Деян.28:17 ; 1Кор.11:16 ). Весь такой порядок богослужебный устроен («прочее устрою») или установлен самими апостолами. Иномыслящие с православной Церковью говорят, что продолжительные церковные богослужения осуждает Сам Христос словами: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны» ( Мф.6:7 ). Да, такое многословие, какое было у язычников, которые здесь разумеются, Господь, действительно, осуждает; и язычники, действительно, думали продолжительным криком вызвать помощь бездушного Ваала: «призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа» ( 3Цар.18:26 ). Христиане же должны непрестанно молиться ( 1Фес.5: 17 ). Поэтому и в молитвах Церкви допускаемое многословие не только не вредно, но, напротив, полезно и необходимо для христиан, ибо одни и те же молитвы, повторённые во 2-й и 3-й раз, могут подействовать на нас самих так, как не подействовали в 1-й раз. Пример постоянной и продолжительной молитвы показал Сам Господь Иисус Христос, когда, взошедши на гору помолиться, «пробыл всю ночь в молитве к Богу» ( Лк.6:12 ; ср. 1Тим.5:5 ; Деян.10:2 ; 1Цар.1:12 ; Дан.1:13 ; Деян.2:42 ; 1Пет.4:7 ; Лк.2:37 ; Рим.12:12 ; Кол.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Обращение Израиля ко Христу. В Рим.11:25-27 говорится, что Израиль спасется, обратится ко Христу. Из той же главы следует, что это обращение будет в последние времена: “…если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?” ( Рим.11:15 ), то есть если отвержение Израиля послужило примирению с Богом остального человечества, то возвращение Израиля ко Христу будет означать скорое воскресение умерших. Явление пророка Илии. “…Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня…” ( Мал.4:5 ). Господь подтвердил это пророчество: “…правда, Илия должен придти прежде и устроить все” ( Мф.17:11 ; см. также Мк.9:12 ). Как Иоанн Креститель предварял Первое Христово пришествие, так Илия будет предварять Второе пришествие. Иоанн Креститель предшел перед лицем Господа “в духе и силе Илии”, как пророчествовал Ангел Гавриил праведному Захарии ( Лк.1:17 ). Усиление зла. Речь идет прежде всего о безбожии и антихристианстве. Нечестие последних времен ап. Павел называет тайной беззакония и отступления (греч. apostasia) ( 2Фес.2:3 и 7). Черты усиления зла: Появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений. “…многие придут под именем Моим и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят” ( Мф.24:5 ); “и многие лжепророки восстанут и прельстят многих” ( Мф.24:11 ); “…в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским” ( 1Тим.4:1 ); “…будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху” ( 2Тим.4:3 ). Падение нравственности. “…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь” ( Мф.24:12 ); “…друг друга будут предавать и возненавидят друг друга” ( Мф.24:10 ). Ненависть и разделение проникнут даже в семьи: “Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их” ( Мк.13:12 ; см. также Лк.21:10 ). Господствующими состояниями духа в эти времена будут уныние, недоумение и страх ( Лк.21:25-26 ), а также состояние скорби ( Мф.24:29 ). Ап. Павел в 2Тим. рисует картину нравов людей последних времен: “…в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся…” ( 2Тим.3:1-5 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/ierej-oleg-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010