«Что вреднее всего? Порок; ибо, проявившись, он вредит весьма многому» 48 . «Утаится ли от богов человек, делающий злое»? Не утаится даже и помышляющий злое» 49 . «Ложная клятва не хуже прелюбодеяния» 50 . «Человека, нашептывающего клевету на других, изгоняй из дома твоего» 51 . «При каком условии мы будем жить лучше и справедливее всего? Если сами не будем делать того, что другим запрещаем» 52 . Все это (особенно, напр., последнее изречение) хорошо и назидательно. Но недостаточно. Учения о любви к ближнему, как к самому себе, тем более учения о самопожертвовании за ближнего, о любви к врагам и проч., что, между тем, составляет центр христианской морали, – не видим. А это – слишком характерно и знаменательно. Но еще более убедимся в совершенно не христианском, в противохристианском характере воззрений Фалеса, если обратим внимание на следующие его положения: «старайся заслужить похвалу от всех». «Славы ищи». Фалес «благодарил судьбу», между прочим, «за то, что родился мужчиной, а не женщиной, и за то, что родился греком, а не варваром» 53 . Как все это странно звучит для христианского уха, слышащего слова Господни: «горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» ( Лк.6:26 ); «Мир Меня ненавидит» (ин.7:7); «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня» ( Мф.5:11 ; Лк.6:22 ; 1Пет.4:14 ); «Не принимаю славы от человеком» ( Ин.5:41 ); «Я не ищу Моей славы» (– 8:50); «Слава человеческая» опасна и пагубна. В Господа «многие уверовали из начальников, но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги. Ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» ( Ин.12:42–43 ). «Как вы можете веровать», говорит Спаситель, «когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единаго Бога, не ищете» ( Ин.5:44 )? «Всякая слава человеческая, как цвет на траве; засохла трава, и цвет ея опал» ( 1Пет.1:24 ). Во Христе все люди равны и не имеют преимуществ друг пред другом: «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободнаго; нет мужескаго пола, ни женскаго, ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал.3:28 ; Рим.10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

«Кто любит отца или мать больше Меня, – говорит Спаситель, – тот Меня не достоин» ( Мф.10:37 ). «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф.16:24 , Мк.8:34 , Лк.9:23 ). Любя Бога, как Отца, ближнего своего человек должен любить, как самого себя. Поэтому Спаситель заменяет формальное чувство законной справедливости в отношениях к жизни ближнего ( Мф.5:21–27 ), его чести ( Мф.5:27–33 ), здоровью ( Мф.5:38–39 ), доброму имени ( Мф.7:1–6 ) – отношениями любви и всепрощения; расширяет границы ветхозаветного проявления любви до любви к врагам и иноплеменникам ( Мф.5:43–48 , Лк.6:27–37 ) и указывает высшую степень любви в самопожертвовании ради ближнего. «Дети, – завещал Спаситель, – любите друг друга. По тому все узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:33–36 ). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Спаситель для выяснения характера жизни членов царства Божия пользуется самым простым и удобопонятным образом – образом семьи. Бог есть Отец этой великой семьи, – Отец любящий, Который с нежной заботливостью, как отец блудного сына, добрый пастырь пропавшей овцы, печется о спасении всех Своих детей. Дети этой великой семьи – люди должны отвечать любовию на любовь Своему Отцу и по Его высокому примеру жить в любви друг с другом. И как в семье, при условии сердечного единения её членов и их дружной совместной работы на пользу общую, достигается семейное благосостояние, так и в этой великой общечеловеческой семье, при условии охотного подчинения греховной воли человеческой святой воле Божией и усердного исполнения заповедей Божиих, могло бы быть достигнуто и совершенствование духовной жизни человечества, и благополучие, и счастье земное; так как Всемогущий Творец и Промыслитель – Любящий Отец Бог, Питающий птиц небесных и Одевающий в роскошные одежды полевые лилии ( Мф.6:25–30 ), тем скорее подает все нужное и просимое Своим любимым детям – людям ( Мф.6:32 ). «Ищите, – говорит Спаситель, – прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). Слова молитвы Господней: «Да приидет царствие Твое», таким образом, должны быть не только постоянным молением, но и целью стремлений всей жизни и деятельности человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Грех 8-й Строение гробниц в память пророкам и прежде бывшим святым неугодно Господу, и даже противно Ему. Это видно из того, как написано: горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши. Сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы ( Лк.11:47–48 ). Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков ( Мф.23:31 ). Так ясно выражена эта истина в Св. Писании, и что народы, какие бы то они ни были сами по себе, но если они одержимы этим грехом и беззаконием, то чрез это стали врагами Богу за свою собственную непокорность воле Божией. А потому всякий человек, который познал истину Божию и спасение, дарованное Иисусом Христом для вечной жизни, то он не может иметь никакого общения в делах Божиих с людьми, которые одержимы изложенными выше грехами и беззакониями, так как Сам Господь сказал в Св. Писании в нижеследующих местах, говоря: выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас ( 2Кор.6:17 ). И апостол также говорит: я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами; не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской ( 1Кор.10:20–21 ). И еще смотрите —133— ниже: ( Откр.18:4 ; Быт.19:15 ; Лев.20:24–26 ; Числ.16:26 ; 3Цар.18:21 ; Пс.4:4 ; Прит.4:14–15 ; Песн.4:8 ; Ис.40:20; 52:11 ; Иер.50:8; 51:6:45 ; Иез.20:39 ; Мих.2:10 ; Зах.2:6–7 ; Мф.10:34–35 ; Лк.3:17; 12:51 ; Деян.20:40 ; 2Пет.1:4 ). Имея в виду изложенные выше писания, истинно верующий человек, или же желающий получить спасение для души своей, должен обязательно отделиться духовно с народами, которые одержимы грехами и беззакониями, которые изложены выше; иначе Господь угрожает непокорным осуждением на вечную погибель в адском огне, говоря: боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою; это смерть вторая ( Откр.21:8 ). Господи, долго жила душа моя с ненавидящими мир ( Пс.119:6 ); а теперь совет нечестивых будь далек от меня ( Иов.21:16 ). Душа моя не вступай на стезю нечестивых, и не ходи по пути злых, оставь его, не ходи по нему, потому что они не заснут, если не сделают зла, пропадет сон у них, если они не доведут кого до падения. Ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения ( Прит.4:14–17 ). Господи, не дай уклониться сердцу мою к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сладостей их ( Пс.140:4 ). И да отступит от неправды всякий, исповедующей имя Господа ( 2Тим.2:19 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С принесением Голгофской жертвы, утратили свое прообразовательное значение кровавые жертвы, а без них стал более не нужен и ветхозаветный еврейский храм. Вот почему Господь допустил язычникам разрушить Иерусалимский храм. Наконец, молокане утверждают, что необходимость христианских храмов отрицается словами архидиакона Стефана ( Деян. 7:48 ), и ап. Павла ( Деян. 17:24 ) о том, что «Бог не в рукотворенных храмах живет»: что, следовательно, храмы не нужны ни для Бога, ни для людей, которые, по слову Спасителя ( Ин. 4:21 ), могут молиться везде. Что Бог не нуждается в храмах и что Богу можно молиться и под открытым небом, эта истина была известна и ветхозаветным благочестивым евреям: Даниил молился во рве львином, Анания, Азария и Мисаил – в пещи огненной; Соломон, создавший храм, в самый день освящения его говорил торжественно пред всем народом: «Богу ли жить на земле?» ( 3Цар. 8:27 ), и, однако же, он именно, но по велению Божию, построил в Иерусалиме величественный храм! Мы говорили уже, что незадолго до плена вавилонского очень многие евреи, увлекшись идолопоклонством, усвоили языческие понятия о Божестве и утратили чистое учение Божественного Откровения даже о свойствах Божиих. И вот, ап. Павел и архидиакон Стефан, указанием на то, что Бог живет не в рукотворенных храмах, и что Его «не может вместить никакой дом», раскрывали только богооткровенное учение о вездеприсутствии Божьем, но ничуть не возражали против необходимости храмов, как домов молитвы и училища благочестия. Господь наш Иисус Христос часто молился вездесущему Богу под открытым небом, и Он не считал излишним посещать, вместе с тем, и Иерусалимский храм, кторый Он называл «домом Отца Своего» и «домом молитвы» ( Мк. 11:17 ; Лк. 19:46 ; Мф. 21:13 ; Ин. 2:16 ). Христос молился везде; но, когда надлежало установить таинство Евхаристии, то, для совершения ее, Он повелел отыскать благоприличное помещение – «горницу», т. е., лучшую в доме комнату и, притом, «устланную» коврами, большую, готовую ( Мк. 14:15 ). Апостолы, уже по вознесении Иисуса Христа на небо, «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк. 24:53 ), «каждый день единодушно пребывали в храме» ( Деян. 2:46 ), а «для преломления хлеба» собирались в «сионской горнице» – этом первом храме христианском.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Но утешимся, православные, и, поручая их милосердию и долготерпению Божию, возблагодарим Господа, возвратившего к свету истины девять душ, блуждавших в погибельной тьме. Примите же их с любовью, как братий ваших, и возликуйте об их спасении с ангелами небесными, у которых бывает радость «и об одном грешнике кающемся» ( Лк.15:10 ). Да и как нам не радоваться, как не благодарить вразумляющего грешников милостивого Бога, когда мы сами сейчас видим, что «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий», что более 24 лет «сидящим в стране и тени смертной воссиял свет»! Славим, благодарим, кланяемся и славословим Тебя, всещедрый наш Боже! Но как в ясный, солнечный день неожиданно небо покрывается тёмной тучей, так и радость сердца нашего вдруг омрачается «великой печалью» ( Рим.9:1–3 ) при мысли об остающихся ещё во тьме заблуждений. Жаль погибающих братьев, тяжёлая ожидает их участь, ибо сам Христос сказал: «раб, который знал волю господина своего и не был готов и не делал воли его, бит будет много... И от всякого, кому дано много, много и потребуется» ( Лк.12:47–48 ); а они уже знают волю Господа своего, карающего отступников от созданной Им Церкви: ведь им там много дано для их вразумления! Знают Его волю и не готовы, не делают воли Его. Жаль безответных, ибо «страшно впасть в руки Бога живого» ( Евр.10:31 )! Что же нам делать, чтобы спасти их? Не унывать, братья, а ещё больше, ещё настойчивее заботиться об их вразумлении, помня слышанную уже вами за это великую награду, обещанную от Бога св. ап. Иаковом: «братия, говорит он, если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). Кто же из вас, православные, не пожелает обратить брата своего от его ложного пути? Кто не пожелает этим добрым и святым делом спасти и свою душу от смерти, покрыв множество своих грехов? Не забывайте же эту великую от Бога награду и знайте, что в деле спасения заблудших вы можете сделать больше, чем мы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Какой смысл имела Его борьба с их противодействием, об этом сказано выше. С мнением тех толковников, которые отечеством Христа называют Иудею, а не Галилею, и которые в приведённых словах евангелиста видят объяснение того, почему Он вышел из Иудеи в Галилею, т. е. относят «неимение чести в отечестве» к бывшему пребыванию Иисуса Христа в Иудее, а не к ожидавшему Его приёму у галилеян, – с этим мнением нельзя согласиться, потому что евангелист объясняет не то, почему Христос из Иудеи пошёл в Галилею ( Ин. 4:3 ), а то, почему Он не остался в Самарии ( Ин. 4:43 ). Кроме того, стоит вне сомнения, что отечеством Иисуса Христа была не Иудея, а Галилея и ближайшим образом Назарет, так что слова евангелиста Иоанна отсылают к событию свержения Христа с горы назаретянами, рассказанному у евангелиста Луки ( Лк. 4 , особ. ср. Лк. 4:24 : «никакой пророк ни принимается в своем отечестве»). Но следующие слова евангелиста Иоанна как будто подтверждают приведённое мнение: «Когда пришел Он в Галилею, то галилеяне приняли Его, видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник; ибо и они ходили на праздник» ( Ин. 4:45 ). Однако в этих словах не то одно останавливает на себе всецелое внимание, что галилеяне приняли Его, а то, что они приняли Его только ради чудес, в отличие от самарян, принявших Его без чудес. «Самаряне оказываются лучшими галилеян. Ибо самаряне приняли Его по одному свидетельству жены, а галилеяне тогда уже, когда увидели сотворённые Им чудеса». Вслед за приведёнными словами евангелист повествует о новом пребывании Христа в Кане Галилейской, когда Он сказал царедворцу скорбные слова: «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» ( Ин. 4:48 ). Такое отношение к чудесам Христа в Галилее и Иудее и было причиною гонений на Него. Впрочем, это гонение на Христа открылось не сразу по пришествии Его в Галилею, а только впоследствии, и, в частности, свержение Христа назаретянами было позднее. Теперь же галилеяне приняли Его ради чудес. Принятие ради чудес было необходимо в истории отношений Христа к иудеям, чтобы потом перейти в их ненависть к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Стих 11–12-й. «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». По слову Христа в Его Церкви будут «большие» (иерархия), а остальные верующие составят паству. Большие не должны, подобно фарисеям и книжникам, быть тщеславными и гордыми в отношении к пасомым, но всегда должны помнить, что поставлены Господом не для господства над верующими ( 1Пет.5:3 ), а для служения последним («да будет вам слуга» – δικονος; ср. 1Кор.3:5 ); их взаимные отношения должны быть проникнуты духом смирения, сознания своего недостоинства пред Богом, братскою любовью друг к другу. Стих 13-й . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете». Фарисеи и книжники, вследствие своей гордости, не способны были к покаянию ( Лк.18:10–12 ; ср. Лк.7:30 ; Мф.3:9 ). Имея ложные понятия о Мессии, они не верили Иисусу Христу, что «Я и Отец – одно». ( Ин.10:30 ; ср. Ин.7:48 ), своим примером и строгими требованиями по отношению к народу ( Ин.9:22, 12:42 ) отвлекали людей от вступления в число последователей Господа: «затворяете Царство Небесное человекам». Стих 14-й. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение». Наружным благочестием («лицемерно долго молитесь») прикрываете свои злые дела: вкрадываясь в доверие вдов, присвояете имущество их, вместо того, чтобы защищать их (ср. Исх.22:22 ; Βтор.24:17; Ис.1:17 ). «Всякий, делающий зло», – замечает святой Иоанн Златоуст , – «заслуживает наказания; кто же, принявши на себя образ благочестия, употребляет его для прикрытия своих злых дел, тот подлежит гораздо жесточайшему наказанию». 302 Стих 15-й . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас». Фарисеи и книжники не из любви к истине и заблуждающимся, а по тщеславию старались обратить в иудейскую веру, хотя бы одного язычника, но не заботились о научении его истинам веры и об исправлении его жизни, а еще более развращали его примером своей лицемерной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

«как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 27). 2. ОБРАЗ И СОДЕРЖАНИЕ БУДУЩЕГО СУДА ХРИСТОВА Совершителем последнего суда будет Сам Господь Иисус Христос, ибо «Отец … весь суд отдал Сыну» (Ин. 5, 22), «Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян. 10, 42). В осуществлении суда будут участвовать также а) Ангелы, которые «соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие» (Мф. 13, 41) и «отделят злых от среды праведных» (Мф. 13, 49); б) апостолы, которым Господь сказал: «сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Лк. 22, 30); в) вообще святые — «разве вы не знаете, что святые будут судить мир?» (1 Кор. 6,2). В качестве подсудимых будут выступать: а) все люди, ибо «всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2 Кор. 5, 10); б) падшие ангелы, которых Господь «соблюдает в вечных узах на суд великого дня» (Иуд. 6). Можно предположить, что суд будет проходить в два этапа: сначала суд над христианами, святыми, а затем над нехристианами и падшими ангелами (1 Kop. 6, 3) с участием святых. Предметом суда и основанием для осуждения будут а) добрые и злые дела, «чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5,10); б) слова, ибо «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36-37); сердечные» (Евр. 4, 12), которые Господь обнаружит, осветив «скрытое во мраке» (1 Кор. 4, 5). Суд будет производиться в соответствии с силами и дарованиями каждого (Лк. 12, 48) и с учетом внешних условий жизни (Мф. 11, 21-23), ибо «нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2, 11). Приговор (Мф. 25, 32-4б) будет приведен в исполнение Ангелами (Мф. 13, 42, 50). Суд Христов нельзя мыслить вполне по аналогии с совершением человеческого суда, который состоит из двух частей: а) исследование правоты или виновности подсудимого; б) произнесение над ним приговора. Бог как всеведущий Судия не нуждается в первой части, поэтому суд Христов следует понимать в смысле приведения подсудимого к осознанию своего действительного нравственного состояния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

   Нечестивые богатство, которое имеют, то есть тленное и скоропреходящее, имеют как во сне, и потому бедны и убоги; и оставив все то, которым, как во сне, довольствовались, до такой дойдут нищеты, что будут желать капли воды всю вечность, и никто не даст им, что видно на примере евангельского богача (Лк 16:24). И Господь подтверждает это, говоря: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою» (Мф 16:26)? Хотя и богаты нечестивые, но в амбарах и сундуках богаты, а не в себе, и то, как во сне. Вчераш­ний день и все прошедшее время, как снови­дение у нас, так и богатство мира сего как сно­видение по смерти будет. Кто во сне что видит, до тех пор видит, пока спит, а пробудившись, ничего не видит, но только сновидение по­мнит. Так и человек богатый, пока живет, ви­дит богатство свое, а как умрет, все от него как сновидение отходит, и ничего не имеет у себя, кроме памяти и злой совести, ибо «собирал со­кровища для себя, а не в Бога богател» (Лк 12:21).    Не так благочестивые, не так! Они и здесь богаты и там богатейшими будут. Они и здесь «носят» и имеют «сокровище» свое «в глиняных сосу­дах», и там наследуют блага, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на серд­це человеку» (2 Кор 4:7; 1 Кор 2:9). Итак, то бо­гатство истинно, которое внутри у человека, и не отлучается от него, и с ним отходит отсюда на тот век, — богатство это есть благочестие. И тот только богат, кто внутри себя сокрови­ще благочестия имеет.    6) Постараемся, братия, это сокровище иметь, а не то, которое отходит от нас и мно­гократно препятствует нам искать истинное сокровище, о котором говорит Господь: «Соби­райте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф 6:20). Не будем же смотреть на тех, которые богатеют в веке этом, ибо и они все оставят, и пойдут нагими. «Не смущай­ся, -» говорит Давид, — «когда разбогатеет че­ловек, или когда умножится слава дома его, ибо, умирая, он ничего не возьмет с собой, и не сойдет с ним (в землю) слава его» (Пс 48:17—18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Для начала нужно сказать о слове «евхаристия» (греч. ευχαριστα), которым наиболее часто православные обозначают Таинство Причастия. Это слово библейское, и означает: благодарение, благодарность, благодарственная молитва, благой дар. Так называется Таинство Тела и Крови Христовых на основании Евангелия ( Мф.26:27 ; Мк.14:23 ; Лк.22:19 ) и 1Кор.11:24 , где сказано, что «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив , преломил...». Димитрий Чуйков говорит, что Евхаристия «кроме прочего, означает: благодарение Богу за неизреченно благой Жертвеный Дар Его, Божественных Его Плоти и Крови Святого Причащения, а также – и это главное – Сам Оный Дар, вызывающий сие благодарение» . Ведь в Причастии Христос даёт верным вкушать и причащаться Самого Себя, что и вызывает в верных особую благодарность Богу. Но в наименовании Таинства Причастия Благодарением есть и ещё более тонкий и глубокий смысл, который замечательно объясняет митр. Владимир: «Прославить Бога – значит исполнить, совершить Его волю. « " Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить»», – молится Христос Спаситель Богу Отцу перед страданиями ( Ин.17:4 ). И в Нагорной проповеди Он говорит: « " Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»» ( Мф.5:16 ). То есть, по смыслу Священного Писания, сущность прославления, благодарения и хвалы Богу полагается в духовно- нравственном совершенстве человека, в явлении в нем таких качеств, которые бы и вовне выражались в делах, заслуживающих наименования « " света»» ( Лк.11:33–36 ; Мф.6:22–23 ). Говоря точнее, прославить Бога – явить в себе богоподобную святость ( 1Фес.4:4 ; Лев.11:44 ), быть совершенными, как Отец Небесный ( Мф.5:48 ). Однако никакое истинно по-христиански богоугодное дело и, тем более, совершенство духа не мыслится в Новом Завете без самого живого соучастия в нем Христа. « " Я есмь лоза, а вы ветви, – говорит Христос; – кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего»» ( Ин.15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010