Самый способ проявления вражды к Авелю свидетельствует о сродстве Каина с диаволом. Диавол лестью и коварством погубил Еву. И Каин также лестью и коварством вызвал Авеля в поле для его погубления. Диавол «человекоубийца бе искони» ( Ин.8:44 ), ибо «завистью диаволею смерть в мир вниде» ( ПремСол.2:24 ). «И Каин явился подражателем диавола, сделавшись братоубийцей» 693 . Таким образом, это один из знаменательных моментов в истории первобытной религии, впервые с очевидностью разделивший человечество на два основных течения: сынов противления и погибели и истинных чад Божиих; с тех пор оба этих направления общественной жизни или, по выражению бл. Августина, два града небесный и земной, ведут между собой непрерывную и деятельную борьбу, имеющую закончиться, в силу божественного первообетования, торжеством первого из них. О личности Авеля более ничего не говорится на протяжении всего Ветхого Завета, но она неоднократно упоминается в Новом Завете, Сам Христос Спаситель исчисление ветхозаветных пророков начинает с праведного Авеля (Мф.23:31–35; Лк.11:49–51 ), а ап. Павел поставляет его во главе ветхозаветных героев веры ( Евр.11:4 ) и указывает в обстоятельствах его смерти некоторую аналогию с крестной смертью Искупителя ( Евр.12:24 ). Этот намек апостола подробно развит в святоотеческой литературе, где личность Авеля получила типично прообразовательное значение по отношению к лицу Господа Иисуса Христа 694 . Все это прекрасно объясняет нам, почему личность Авеля была так популярна в первые века христианской эры: жертвоприношение Авеля, наравне с жертвами Адама и Мелхиседека, является одним из древних и наиболее распространенных памятников древнехристианской иконографии, украшающим собой стены катакомб и крышки саркофагов 695 . За совершением злодеяния не замедлил последовать и божественный суд над виновником его. По примеру суда над падшими прародителями и суд над преступным сыном их милосердый Судья начинает с призыва к покаянию. «И сказал Господь Каину: где Авель брат твой»? Сим вопросом Бог, очевидно, хочет пробудить совесть убийцы, вызвать его на чистосердечное и искреннее признание своей вины и на мольбу к Богу о помиловании.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

В представлении адвентистов первосвященническое служение Спасителя совершенно уничтожает Его царское служение – настолько, что ни в трудах Е. Уайт, ни в «Настольной книге по теологии» царское служение Иисуса Христа вообще не упоминается. Это свидетельствует об отвержении ими актуальной царской власти Сына Божия и искажении образа соединения в Его Ипостаси двух природ. Напротив, в Писании различными образами представлена полнота славы Господа Иисуса Христа. Например, в послании к Евреям ап. Павел говорит, что Ему кланяются ангелы (1:6), Он вошел во внутреннейшее за завесу (6:19) и в самое небо (9:24), превознесен выше небес (7:26), воссел одесную престола величия на небесах (8:1), или на высоте (1:3), или одесную престола Божия (12:2). В книге Откровения Господь не только восседает на престоле вместе с Отцом (3:21), но и называется Царем царей и Господом господ (1:5, 17:14, 19:16), имеет ключ Давидов – знак царской власти ( Откр. 3:7  и Ис. 22:22 ). Этим ключом Он отворяет дверь, и ее никто уже не затворит, т.е., объясняет прот. Н. Малиновский , подает помощь никем несокрушимую 436 . Царственное служение Спасителя было предуказано уже в Ветхом Завете. Пророки предсказали, что Христос получит в наследие народы и будет пасти их жезлом железным ( Пс. 2:6–8 ), навечно сядет на престоле Давида как его Потомок ( 2Цар. 7:12–19 ), будет именоваться Царем, единственным Князем и Пастырем, вечным Владыкой народов ( Ис. 40:10–11 ; Иер. 33:5–6 ; Иез. 34:23–28 ; Мих. 5:2, 6 ; Зах. 9:10 ; Дан. 2:44, 7:13–14 ). О воцарении над домом Иаковлевым и о бесконечном Царстве говорит и архангел Гавриил ( Лк. 1:32–33 ); Господь одобряет признание Его царского статуса Нафанаилом ( Ин. 1:49 ) и народом в день входа в Иерусалим ( Мф. 21:9 , Ин. 12:13 ); Сам называет Себя Царем в ответ на вопрос Пилата ( Ин. 18:37 ). По воскресении Он говорит, что Ему дана всякая власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ) 437 . Описанная в терминах ветхозаветного богослужения слава Христа по вознесении заключается в том, что Он вошел в самое небо ( Евр. 9:24 ), во внутреннейшее за завесу ( Евр. 6:19–20 ). В Ветхом Завете слово «завеса» само по себе всегда означало завесу между святилищем и Святым святых ( Исх. 26:33 ; Лев. 16:2, 12, 15 ; Чис. 18:7 ), а «вне завесы» означало «вне Святого святых» ( Исх. 26:35, 27:20–21, 40:22, 26 ; Лев. 4:5–6, 16–17, 24:1–3 ). Если нужно было упомянуть завесу святилища, то ее обозначали особо: завеса у входа в скинию, или ко входу в скинию и т.п. ( Исх. 26:36, 35:15, 39:38, 40, 40:5, 28 ) 438 . Таким образом, сразу по вознесении Христос вошел не в святилище, а в Святое святых. Но это разрушает всю логику адвентистов, т.к. они вводят Его в Святое святых лишь в 1844 г. Поэтому они вопреки Ветхому Завету утверждают, что в Евр. 6:19  сказано о завесе в святилище, а также вводят еще одно фантастическое небесное событие – помазание святилища 439 , хотя оно никак не может быть связано с богослужением дня очищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

П. намеревался прибыть в Иерусалим к празднику Пятидесятницы (Деян 20. 16), до к-рого оставалось всего 6 недель. В конце пребывания П. в Троаде произошло чудо (Деян 20. 7-12). Событие происходит в тот момент, когда община собралась «для преломления хлеба». П. возглавлял совершение Евхаристии : на это указывает выражение «преломив хлеб и вкусив». П., продолжая соблюдать иудейские праздники (опресноки, Пятидесятницу) и посещать синагогу по субботам, по воскресеньям возглавляет евхаристические собрания в домах христиан (см.: Деян 27. 35; о связанной с этим текстом календарной проблеме см.: Иларион (Алфеев). 2017. С. 282-283). В данном случае дело происходило «в горнице», т. е. на верхнем этаже. Наличие в комнате большого количества людей потребовало обилия светильников, к-рые горели и коптили, поэтому окна были открыты. На подоконнике одного из окон и сидел юноша по имени Евтих, к-рого разморило, пока П. говорил с собравшимися ( Williams. 1990. P. 230; Bruce. 1990. P. 373; Longenecker. 1995. P. 305). Он выпал из окна и погиб. Апостол воскресил юношу. Нек-рые детали рассказа о воскрешении Евтиха напоминают о др. рассказах о воскрешениях (ср.: Мф 9. 18-19, 23-26; Мк 5. 21-24, 35-43; 8. 41-42, 49-56; Лк 7. 11-16; Ин 11. 1-44). Налицо вербальное сходство между этим рассказом из кн. Деяний и 2 эпизодами из жизни пророков Илии и Елисея (3 Цар 17. 17-24; 4 Цар 4. 8-37). В частности, падая на отрока и обнимая его, П. почти буквально воспроизводит действия обоих пророков. Несомненно, автор кн. Деяний видел в описанном событии одно из главных чудес П., стоящее в одном ряду с др. совершёнными им чудесами. Параллели с повествованиями из ВЗ неслучайны: ап. Лука усматривает прямую связь между всеми этими чудесами (см.: Иларион (Алфеев). 2017. С. 283-285, 287). Наличие параллелей с др. библейскими повествованиями не обязательно должно указывать на отсутствие исторической основы у данного эпизода. В частности, рассказы об Илии и Елисее могли повлиять не на автора кн. Деяний и не на некоего позднейшего писателя, якобы вставившего в эту книгу историю воскрешения Евтиха, а на самого П. в тот момент, когда он, узнав о смерти отрока, думал, как поступить ( Dunn. 1996. P. 268).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

44 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 14, 2 (PG 57, 219). Рус. пер. С. 143. 49 О знакомстве Луки с Евангелиями, написанными другими авторами, свидетельствуют слова, которыми открывается его Евангелие: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях...» ( Лк. 1:1 ). О том, что Иоанн писал позже синоптиков и знал их повествования, свидетельствует Евсевий Кесарийский : «Уже и Марк, и Лука дали людям свои Евангелия, а Иоанн, говорят, все время проповедовал устно и только под конец взялся за писание вот по какой причине. Когда первые три Евангелия разошлись повсюду и дошли до него, он, говорят, счел долгом засвидетельствовать их правдивость, но заметил, что в них недостает рассказа о первых деяниях Христовых, совершенных в самом начале Его проповеди» (Церковная история 3, 24, 7–13. С. 101–102). 51 Cullmann О. Petrus: Jünger, Apostel, Märtyrer. S. 19; Keener C. S. The Gospel of Matthew. P. 427 («spokesperson for the disciples»). 52 Так понимает это место и Златоуст. См.: Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 27, 1 (PG 57, 343). Рус. пер. С. 305. 55 Иоанн Златоуст. Беседы на святого Матфея-Евангелиста 50, 1–2 (PG 58, 505–506). Рус. пер. С. 518–519. 64 См.: Hultgren A. The Parables of Jesus. P. 135–136. Сравнение между двумя версиями притчи см. в: Snodgrass K. R. Stories with Intent. P. 330–331; Jones I. H. The Matthean Parables. P. 173–189. 66 Псевдоэпиграф – сочинение, написанное одним автором, но приписанное другому (как правило, жившему ранее и более авторитетному). 70 См., например: Bockmuehl М. Simon Peter in Scripture and Memory. P. 126–131; Watson D. F. First Peter. P. 3–6; Miller D. G. On This Rock. P. 57–75. 88 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 55, 1 (PG 58, 540). Рус. пер. С. 562. 91 Smith T. V. Petrine Controversies in Early Christianity. P. 171–172; Peter in the New Testament. P. 61; Wiarda T. Peter in the Gospels. P. 155–156. 94 Boobyer G. Н. St. Mark and the Transfiguration Story. P. 76–79; Riesenfeld H. Jésus transfiguré. P. 146–205; Fitzmyer J. A. The Gospel according to Luke (I–IX). P. 801.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

44) Если пределом, правилом и нравом крайней гордости бывает – для славы показывать в себе такие добродетели, каких в человеке нет; то следует, что признаком глубочайшего смиренномудрия будет – для уничижения представлять себя виновным в том, в чем мы не виновны. Так поступил взявший в руки хлеб и сыр. 24 Таков делатель непорочности, который бы снял с себя одежду свою, и бесстрастно прошел по целому городу. 25 Таковые не имеют попечения о том, что могут соблазниться люди, прияв уже силу, посредством молитвы, удостоверять всех невидимо. А кто имеет попечение о первом, тот показывает в себе скудость второго. Если Бог готов внять прошению; то все можем сделать. 45) Лучше тебе огорчить людей, чем Бога. Бог радуется, видя, что сами идем на встречу бесчестью, только бы подавить, поразить и истребить в себе суетное самомнение. 46) Такие подвиги доставляет странничество, доведенное до высшей степени; ибо истинно великим свойственно переносить посмеяния от своих домашних. Не удивляйся сказанному; ибо никто никогда не может взойти на лестницу одним шагом. 47) Что Божии мы ученики, – познают все не из того, яко беси нам повинуются, но из того, яко имена наша написана суть на небеси смирения ( Лк.10:20 ). 48) Неплодие дерев, так называемых лимонными, естественным образом производит, что ветви их бегут в высоту; наклоненные же ветви чаще бывают плодоносными. Внимательный уразумеет сие. 49) Сия степень святого смирения приобретает у Бога плод в тридцать, в шестьдесят и во сто. До последней меры восходят бесстрастные; до средней – мужественные, до первой могут доходить все. 50) Кто познал самого себя, тот никогда не вдастся в обман, и не предприимет того, что выше его, но стоит уже ногою на сей блаженной стезе. 51) Птица боится ястребиного взора; а делатели смирения боятся гласа прекословия. 52) Многие улучали спасение без дара предсказаний, озарений, знамений и чудес; но без смирения никто не войдет в брачный чертог; потому что последнее – страж первых, а первые в легкомысленных не редко бывали губительными для последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Исх 32. 1–6. Досл. «от всего ума» (ξ λης διανοας). Как считает Афанасий Коминис, один из издателей кондака, это отсылка к Откр 3. 9 (Ρωμανο ανος… Σ. 31). Ср.: Пс 77. 36. Досл. «поведению» (τ σχματι). Досл. «не задерживайте их в мышлении» (μ σφγξητε ατ ντς τς διανοας). μ σφγξητε — coniunctivus prohibitive, обозначающий запрещение, который можно перевести как «пусть никто из вас не задерживает». Досл. «содержите в уме» (περιφρετε). Повторение мысли предыдущей строфы: иудеи лишь на словах держатся Закона Моисея, в уме (и сердце) отвергают его дух. Досл. «в сердце полностью не прикасаетесь к ним» (φρεσ δ μηδ’ λως ατν θγετε). Все глаголы первых пяти строф (кроме второй, где сослагательное наклонение) этого икоса представляют собой грамматическую форму, схожую как для настоящего времени изъявительного наклонения, так и повелительного, от выбора одного зависит смысл. В данном случае предпочтение отдано изъявительному наклонению, поскольку чуть выше, в пятой и шестой строфе восьмого икоса, дьявол хвалит иудеев за то, что они предвосхищают все его замыслы: не успел он только придумать какую-то интригу против Христа, как они ее уже воплощают. Г. де Матон полагает, что данный образ (см.: Мф 7. 26, Лк 6. 49) применим к тем людям, которые, слушая слово Божье, не исполняют его. Если вспомнить предыдущий икос, то станет понятно, что это образ применим к иудеям — XXXVII. Hymne des puissances infernales… P. 253, nota 1. А. Коминис считает смерть заимствованным образом из древнегреческой мифологии, где смерть была представлена разными божествами (Ρωμανο ανος. Σ. 24). Досл. «исполнилась болью/страданием» (δνης νεπλσθην). Мф 27. 14; Мк 15. 4–5. Досл. «исполнился смеха» (γλωτος νεπλσθη). Досл. «как на презренную» (ς δειλ). Ин 11. 1–44. Г. де Матон считает, что речь идет о случаях воскрешения дочери Иаира и сына Наинской вдовы. — XXXVII. Hymne des puissances infernales… P. 254, nota 1. Досл. «говоришь то, что говоришь» (λγεις περ λγεις). Это придаточное определительное предложение, в данном случае акцентирующее особое внимание на предшествующие слова сатаны.

http://bogoslov.ru/article/6192882

Первое воскресение гораздо важнее второго, так как важнее избавиться от грехов, и жить, и даже ждать воскресения тела. Между Ангелами и людьми не велико расстояние, если мы захотим утвердиться в добродетели. Посему Бог и взывал в раю. «Адаме, где еси?» ( Быт.3:9 ). Это значит: ты вкусил, и остался человеком, и явился преступником, а хотел стать богом. Жена, прельстившись, оказалась в преступлении, спасается же она чрез чадородие Марии Девы. Она родила Спасителя от Духа Свята. При создании первого человека Бог «вдуну в лице его дыхание жизни» ( Быт.2:7 ), но грехопадением погубил Адам – дар вдохновения, и Господь, восстанавливая прежний дар, дунул в лице апостолов «Дух Свят» ( Ин.20:22 ), возвращая тем древнюю жизнедеятельную силу человеку. Итак, когда Господь говорит, что пошлю вам Святого Духа, то это значит – дар Духа – посылает дар, а Дух не посылается, как и сказано. «Седите во граде Иерусалимсте, Дóндеже облечется силою свыше» ( Лк.24:49 ). Иное сила, которая дается, и иное Дух, Который дает. Бог излил Духа Своего ( Иоил.2:28 ), не отделяя Его от Себя и Сам не разделяясь с Ним, то есть дар Святого Духа. Божество не изливается, но дар Святого Духа – «излияся благодать во устнах Твоих» ( Пс.44:3 ) – изливается благодать, а не Дарующий благодать. Итак, разумей Естество Божие и благодать или Божественную энергию. До греха Адамова страха не было – не боялись и змея, а после греха отъяты и честь, и власть, причем некоторые животные наводят страх и ужас, а некоторые (лошади, коровы, овцы) оставлены в подчинении человеку. Змей был близок человеку как мудрое животное, был в дружбе и служил людям, и диавол для обмана, как орудие, избрал змея и человеческим голосом говорил, а не шипением. Диавол показал себя человекоубийцей и лжецом, сказав: 1) запрещено вкушать от всякого древа, 2) не умрут смертью, 3) будут сами богами. Древо названо познанием добра и зла – где испытывалось послушание и любовь к Богу, как к Источнику добра, открывалось преступление при вере диаволу, начальнику зла. И ради нашего спасения Спаситель страдал в те самые часы, которые Адам провел от вкушения до суда – от шестого часа до девятого. Адам хотел обожения, и Господь делается Богочеловеком, чтобы возвеличить человека. После греха появляются, вместо богообщения, искусства – стали шить, плавить, строить, ибо всякий грешник боязлив и оберегает тело. Диавол обещал людям быть богами, а сделал скитальцами и смертными. Змей раньше мог ходить и стоять прямо и был в дружбе с людьми, наказан ползанием и враждой к нему. Невидимый демон наказывается с видимым змеем (как потоплены гадаринские свиньи), а людям дано покаяние в трудах, печалях и скорбях. В раю было испытание веры, и любви, и послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 4  голоса:  4.5 из  5) Следим ли мы за тем, что и как говорим детям? Родительское слово — мощное оружие, способное как дать толчок к развитию, так и отбить всякую охоту чем-либо заниматься. Итак, какие фразы должны быть в словаре родителя, чтобы дети чувствовали себя нужными, любимыми и способными на многое: 1. Молодец! 2. Ты на верном пути! 3. Здорово! 4. Ты в этом разобрался! 5. Удивительно! 6. Это как раз то, что нужно! 7. Гораздо лучше, чем я ожидал! 8. Великолепно! 9. Поздравляю! 10. Прекрасно! 11. Я тобой горжусь! 12. Грандиозно! 13. Я просто счастлив! 14. Незабываемо! 15. Ух! 16. Мне очень важна твоя помощь! 17. Именно этого мы давно ждали! 18. Работать с тобой просто радость! 19. Это трогает меня до глубины души! 20. Ты мне необходим! 21. Сказано здорово – просто и ясно! 22. Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует! 23. Остроумно! 24. Талантливо! 25. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится! 26. Экстра – класс! 27. Ты одаренный! 28. С каждым днем у тебя получается всё лучше! 29. Ты сегодня много сделал! 30. Уже лучше! 31. Для меня нет никого красивее тебя! 32. Отлично! 33. Еще лучше, чем прежде! 34. Научи меня делать так же! 35. Потрясающе! 36. Тут мне без тебя не обойтись! 37. Классно! 38. Я знал, что тебе это по силам! 39. Поразительно! 40. Ты мне нужен именно такой, какой есть! 41. Неподражаемо! 42. Несравненно! 43. Никто не может заменить тебя! 44. Красота! 45. Я горжусь тем, что тебе это удалось! 46. Как в сказке! 47. Очень ясно! 48. Я сам не смог бы сделать лучше! 49. Ярко, образно! 50. Фантастика! 51. Очень эффектно! 52. Лучше, чем все, кого я знаю! 53. Прекрасное начало! 54. Ты просто чудо! 55. К этому осталось добавить: «Я люблю тебя!» Каждому из нас так важно услышать это от тех, кто нам дорог… Ещё статьи о воспитании 1 Комментарий Духовное развитие Душевное развитие Физическое развитие Насущное Сейчас в разделе 738  чел. Всего просмотров 32 млн. Всего записей 1758 Подписка на рассылку Copyright ©2024 Азбука воспитания Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/deti/55-fraz-dlya-stimu...

– Добровольно пригвоздившись к крестному древу, Ты, Спаситель, уничтожил наказание за преслушание (заповеди) относительно древа (в раю) и низшед в ад, Ты, Всесильный как Бог , расторг (уничтожил) оковы смерти. Посему покланяемся Твоему воскресению из мертвых, радостно восклицая: всесильный Господи, слава Тебе! Богородичен. Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид песненно о Тебе провозгласи, величия Тебе Сотворшему: предста Царица одесную Тебе. Тя бо Матерь ходатайцу живота показа, без отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог , да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми, и заблуждшее горохищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу принесет и Своему хотению, с небесными совокупит силами, и спасет, Богородице, мир. Христос имеяй велию и богатую милость. Пророк Давид, чрез Тебя (Богородица) сделавшийся Богоотцом, в псалме (44:10) предвозвестил о Тебе пред Сотворшим Тебе величие ( Лк. 1:49 ): «предстала Царица одесную Тебя». Ибо Бог , благоволивший вочеловечиться без отца от Тебя, Богородица, соделал тебя – Матерь ходатайцею жизни, чтобы восстановить поврежденный от страстей (греховных) Свой образ (в человеке), и чтобы, отыскав заблудившуюся в горах овцу, взявши её на Свои рамена, принести к Своему Отцу, и согласно Своему соизволению ( Ин. 17:24 ), соединить (его – человека) с небесными силами ( Еф. 1:10 ) и спасти мир. Он – Христос, имеющий великую и богатую милость. Гл. V. Честным Твоим крестом Христе, диавола посрамил еси, и воскресением Твоим жало греховное притупил еси и спасл еси ны от врат смертных; славим Тя, Единородне. Своим честным крестом, Ты, Христе, посрамил диавола и Своим воскресением притупил жало греха (силу греха ослабил) и спас нас от врат смерти. Прославляем Тебя, Единородный. – Воскресение даяй роду человеческому, яко овча на заколение ведеся; устрашишася сего князи адстии, и взяшася врата плачевная, вниде бо Царь славы – Христос, глаголя сущим во узах: «изыдите»; и сущим во тьме: «открыйтеся». – Дарующий воскресение роду человеческому, как овца, веден был на заклание. Устрашились Его князи ада, и отверзлись врата мучений, ибо вошел Царь славы – Христос и сказал узникам: «выходите», и пребывавшим во тьме: «откройтесь» ( Ис. 53:7 ; Деян. 8:32 ; Пс. 23:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

24 . Об этом писали философы: Панэтий и его сын 42 у греков, Туллий – у латинян, однако я решил, что следует и мне самому написать об этом. Как Туллий делал это для наставления своего сына, так и я тоже должен сделать это для вашего наставления, чада мои. Ведь я не меньше люблю вас, порожденных мною в Евангелии 43 , чем если бы зачал вас в супружестве. Любовь по природе не сильнее любви по благодати 44 . Мы должны сильнее любить тех, кто, как мы считаем, пребудет с нами вечно, чем тех, с кем мы пребываем в веке сем. Дети часто рождаются непохожими на предков и недостойными отца, вас же мы избрали заранее, чтобы возлюбить. Первых любят по необходимости, которая оказывается не слишком подходящей и не слишком прочной наставницей вечной любви. Вас же я люблю по собственному избранию 45 , укрепляя силу любви особым благоволением: принимать тех, кого ты любишь, и любить тех, кого избрал. 8. 25. Итак, действующие лица названы, теперь посмотрим, подобает ли нам писать именно об этом предмете, то есть об обязанностях, и связано ли это понятие только с философской школой или оно встречается также в Священном Писании . Когда мы читали сегодня Евангелие, Святой Дух, словно побуждая нас к рассуждению, удивительным образом даровал нам такой текст, благодаря которому мы утвердились в мысли, что и мы можем сказать об обязанностях. Священник Захария онемел в храме и не мог говорить, а когда окончились дни обязанностей его, он возвратился в дом свой ( Лк.1:23 ). Мы поняли, что и нам следует сказать об обязанностях. 26. И следующее рассуждение способствует этому. Мы полагаем, что понятие «обязанность» (officium) произошло от слова «совершать» (efficiendum), точнее, efficium, но ради красоты речи, изменив одну букву, стали говорить officium 46 . Или, возможно, это слово обозначает то, что никому не вредит, а приносит пользу всем 47 . 9. 27. Философы считали, что обязанности вытекают из достойного и полезного 48 , из этих двух следует выбрать более важное. Иногда соперничают два достойных или два полезных явления 49 , и возникает вопрос, какое из них достойнее или полезнее. Следовательно, обязанность состоит из трех частей: достойное, полезное и – третье – что из них важнее. Эти три части, в свою очередь, делятся на пять родов: на два достойных, два полезных и рассуждения, что предпочесть 50 . Первая часть, как говорят, относится к нравственности и достоинству жизни. Вторая часть касается жизненного благоустройства, богатства, могущества и материальных возможностей. А затем следует суждение о выборе из этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010