Изложение веры 1) Веруем во единого нерожденного Бога Отца, Вседержителя, Творца всему видимому и невидимому, имеющего бытие от Себя. И во единого Единородного — Слово, Премудрость, Сына, безначально и превечно от Отца рожденного, не устно и мысленно произносимое слово, не излияние Совершенного, не отсек и не отпрыск бесстрастного Естества, но Сына самосовершенного, живого и действенного; истинный, равночестный и равнославный Образ Отца; ибо сказано, что «такова воля Отца: да... якоже чтут Отца, тако чтут и Сына» (Ин.5:23); Бога истинного от Бога истинного, как говорит Иоанн в соборных посланиях: «И да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и живот вечный» (1Ин.5:20); Вседержителя от Вседержителя; ибо над чем начальствует и чем обладает Отец, над всем тем начальствует и всем тем обладает и Сын, всецелый от всецелого, подобный Отцу, как говорит Господь: «видевый Мене, виде Отца» (Ин.14:9). Рожден же Он неизреченно и недомыслимо: «род бо Его кто исповесть» (Ис.53:8)? Иначе сказать: никто. И при скончании веков нисшел из недр Отчих, и от Пречистой Девы Марии восприял нашего человека, Христа Иисуса, Которого по собственному изволению предал за нас на страдание, как говорит Господь: «никтоже возмет душу Мою от Мене;... область имам положити ю, и область имам паки прияти ю» (Ин.10:18). По сему-то человеку распятый и умерший за нас, воскрес Он из мертвых и вознесся на небеса. Созданный для нас «в начало путей» (Притч.8:22), пребывая на земле, показал нам во тьме свет, спасение от заблуждения, жизнь из мертвых и вход в рай, из которого Адам изгнан, и в который паки вошел чрез разбойника, как сказал Господь: «днесь со Мною будеши в раи» (Лк.23:43), в который восходил и Павел; показал вхождение на небеса, «идеже предтеча вниде о нас» Господний человек (Евр.6:20), в котором будет судить живых и мертвых. 2) Равно веруем и в Духа Святого, «вся испытующего, и глубины Божия» (1Кор.2:10), анафематствуя все учения, мудрствующие противное этому. Не представляем себе Сыно-Отца, подобно Савеллианам, называя Его односущим, а не единосущным ( μονοοσιον κα οχ μοοσιον ) и тем отрицая бытие Сына.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2555...

Корабль спасения (+ВИДЕО) Профессор А.И. Осипов о том, что такое Церковь и что значит быть настоящим христианином Слова «Без Церкви нет спасения» знает каждый, но каков их смысл? Что собственно такое – Церковь? И кто – истинный христианин? Вот я хожу регулярно в храм, исповедуюсь, причащаюсь, достаточно ли этого, чтобы быть членом Церкви и спастись? Об этом в своем видеоэссе рассуждает профессора МДА богослов Алексей Ильич Осипов . Говоря о Церкви, нужно сразу отметить, что она имеет внешнюю сторону и внутреннюю. Так же, как и каждый человек: одно дело – его тело, даже его интеллект, психика, и другое дело – состояние его души. И Церковь, с одной стороны, – это общество людей, одинаково верующих – естественно, по-христиански: имеющих единое вероучение, единую дисциплину жизни, каноны, Таинства , основы и принципы духовной жизни… Это та внешняя сторона, которую представляет, в конечном счете, организация, именуемая тоже Церковью. В этой организации есть свои структуры, есть своя иерархия. Всё это – внешняя сторона. Кто является принадлежащим к Церкви в этом, внешнем ее проявлении? – Каждый, кто крещен. Крещен ? – Ты уже член Церкви. О крещении, о том, каким оно может быть, увы, мало кто думает. Да вообще никто не думает! Главное – крещеный или нет. Это, повторюсь, внешняя сторона Церкви. Но в этой среде – я подчеркиваю: именно в этой, не отдельной среде – невидимо существует тот организм духовный, наполняемый только теми верующими христианами, которые стремятся жить по Евангелию. Все эти стремящиеся к жизни по Евангелию объединены Духом Святым, в Котором они живут. И вот они-то и составляют, выражают и осуществляют именно Церковь саму по себе. Вот мы часто говорим: «Море житейское». И наша жизнь – это действительно море житейское, в котором бушует множество страстей и всяких нестроений. Этот образ хорошо показывает, что Церковь является тем местом, где человек может найти соответствующие средства к своему спасению – к тому, чтобы переплыть это житейское море. Эти средства – в Церкви. Ведь что такое Таинства, которые можно получить только в Церкви? – Это как раз средства, помогающие человеку в спасении. Хотя, как мы знаем, многие спаслись без Таинств: и множество мучеников, и разбойник, висевший на кресте справа от Спасителя, не успели принять ни одного Таинства. Но Сам Христос сказал: «Кто не ест Моей Плоти и не пьет Моей Крови, не может иметь жизни вечной» (ср.: Ин. 6: 53). Но первым в рай попал тот разбойник, ему Он говорил: «Сегодня же будешь со Мной в раю» (Лк. 23: 43). Это пример того, как осторожно нужно относиться к словам и всегда брать контекст, а не вырывать из контекста отдельные фразы и на них основывать какие-то утверждения!

http://pravoslavie.ru/93208.html

Разделы портала «Азбука веры» Что такое Церковь? Духовный организм Священноначалие, духовенство Святые угодники и Ангельские силы Возможно ли Спасение вне Церкви? Вне Церкви нет спасения Возможно, если человек хороший Возможно, если человек верит в Бога Кем основана Церковь? Иоанном Крестителем Иисусом Христом Апостолами Когда основана Церковь? Когда Бог заключил завет с Аврамом Когда Моисей получил десять заповедей Когда совершалась Тайная Вечеря В День Святой Пятидесятницы Кто является главой Церкви? Иисус Христос Вселенский Патриарх Предстоятель Автокефальной Поместной Церкви Папа Римский Как войти в число членов Церкви? Начать читать Библию Принять Таинство Крещения Ежедневно осенять себя крестным знамением Поверить в Бога и начать творить добрые дела Сколько существует Церквей согласно Символу веры? Там это не определено Что такое «странствующая Церковь»? Церковь Небесная Церковь земная Церковь гонимая Церковь времён апостолов Уберите лишнее слово: Церковь условно разделяется на… Торжествующую Животворящую Воинствующую Как переводится греческое слово κκλησα (Экклесия), обозначающее Церковь? Благая весть Общее дело Собрание Кто является членом Церкви? Священно- и церковнослужители Только священнослужители Все верующие, участвующие в Таинствах Церковь – духовный организм, собрание вокруг Евхаристической трапезы ( Ин.6:53-54 ; 1Кор.10:16-17 ). 1. В самом полном смысле понятие Церковь Христова подразумевает собрание, возглавляемое Господом Иисусом Христом, включающее светлых Ангелов, ветхозаветных праведников, выведенных Спасителем из ада в Царство Небесное, всех православных христиан, живущих и умерших ( Лк.20:38 ), объединённых любовью к Богу и друг к другу ( Евр.12:22-23 ). 2. Земной Церковью называется сообщество людей, возглавляемых Господом Иисусом Христом, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру. 3. В самом узком смысле церковью называется храм Божий (в этом случае слово «церковь» принято писать с маленькой буквы). См. подробнее:  Церковь

http://azbyka.ru/quiz/cerkov/

Скачать epub pdf Глава 22 Замысел Иуды (1–6). Тайная Вечеря (7–23). Наставление о смиренномудрии (24–30). Предсказание об отречении Петровом (31–38). Гефсиманская молитва (39–46). Предательство Иудино (47–53). Христос на суде Синедриона и отречение Петрово (54–71). Лк.22:1–2 . «Приближался»: через два дня ( Мф.26:2 и Мк.14:1 и примеч.).– Праздник опресноков, называемый Пасхой: праздник опресноков начинался собственно на другой день Пасхи; но так как и пасхального агнца надлежало вкушать с опресноками, и еще с вечера предшествовавшего Пасхе дня надлежало уничтожить все квасное в доме, то и самый праздник Пасхи не в строгом смысле можно было назвать праздником опресноков (см. прим. к Мф.26:2 и Мк.14:1 ). – «Искали» и пр.: подробнее у ев. Матфея, ст. Мф.26:3–5 . – «Погубить»: хитростью, тайно от народа, и не в праздник, когда можно было опасаться народного волнения, «потому что боялись народа». Лк.22:3–6 . «Вошел же сатана в Иуду»: это выражение не указывает на то, что Иуда сделался бесноватым в собственном значении этого слова, а лишь на то, что злой дух решительно подвиг его в это время на ужасное дело предательства своего Учителя. Не один раз, может быть, пытался злой дух возмущать душу несчастного предателя, но теперь решительнее возобладал над ней и подвиг на первый шаг к ужасному делу. – После ( Ин 13, 27 ) он еще решительнее овладел им, когда нужно было приводить в исполнение начатый теперь план предательства. – «Он пошел» и пр.: см. прим. к Мф.26:14–16 и Мк.14:10–11 . Лк.22:7–23 . Сказание о тайной вечери у ев. Луки, в сущности совершенно согласное со сказанием об этом евв. Матфея и Марка, содержит много новых частных черт, каких нет у тех евангелистов и которыми он восполняет сказания их. См. Мф.26:17–30 и Мк.14:12–16 и прим. Лк.22:7–13 . Об обстоятельствах, непосредственно предшествовавших пасхальной вечери, ев. Лука повествует почти буквально сходно с ев. Марком, оба полнее, чем ев. Матфей. – «Настал день опресноков»: см. прим. к Мф.26и Мк.14:12 .– «Послал Иисус»: по сказанию евв. Матфея и Марка, ученики сами спросили Господа, где Он хочет, чтобы они приготовили пасху. Ев. Лука несколько видоизменяет – именно, что Господь повелел им приготовить пасху и на вопрос – где, указывает место. Сущность дела очевидно одна и та же, различие только в образе повествования. Вероятно, Господь был особенно сосредоточен и задумчив в это время перед своими страданиями, и ученики, не видя Его распоряжений относительно празднования Пасхи, сочли нужным напомнить Ему об этом (Мф. и Мк.). Да, отвечал Господь на их напоминание, пойдите, приготовьте (Лк.). Где же, – снова спрашивают ученики (Лк.), и в ответ Он указывает им место, но прикровенно, пророчески (Мф., Мк. и Лк.). – «При входе вашем в город» и пр.: см. прим. к Мк.14:13–16 ; см. прим. к Мф.26:18–19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым С разбойником вопием Ти: Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем. Кондак 1й Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Ничто не доставляет «сынам погибели» более острого и гнусного удовольствия, чем страдания праведника. Вот такой сатанинской радостью была охвачена толпа богоубийц-иудеев, окружившая крест, на котором испытывал невыносимые муки безгрешный Спаситель. Охочее до кровавых зрелищ сонмище изощрялось в насмешках, надругательствах над Тем, Кто явился воплощением доброты и милосердия, исцелял больных, утешал несчастных, учил людей любить друг друга. И эти же неблагодарные люди за все благодеяния Сына Божия заплатили Ему злорадным завыванием: Других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий ( Лк.23:35 ). К общему хору голосов ругателей присоединяли свои голоса и два преступника, казнимые рядом с Сыном Человеческим. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его ( Мф.27:44 ). И собственные страдания не смягчали их грубые сердца, закосневшие в насилии и жестокости. Занимаясь своим хищным промыслом, они несли смерть другим и в то же время ежечасно рисковали собственными жизнями. Встретить заслуженную кару адским хохотом – это казалось разбойникам особой доблестью, такова извращенная «нравственность» преступника. Этим несчастным доставляло мрачное удовлетворение видеть, как их участь разделяет невинный, – это было как бы «оправданием» их преступлений: да, они творили зло, но в мире и не было ничего, кроме зла. И вот оба распятых злодея насмехались над единым Безгрешным, а один из них, словно вербуя Его в сообщники, выкрикивал: Если Ты Христос, спаси Себя и нас ( Лк.23:39 ). Превозмогая страшную боль и удушье, распятый Спаситель всматривался в толпу Своих мучителей, тщетно силился заметить хоть в чьих-то глазах проблеск сострадания, искру милосердия. Ему ли нужна была жалость? Еще по пути на Голгофу сказал Господь народу: Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших ( Лк.23:28 ). Сын Человеческий умирал на кресте, чтобы воскреснуть, – а люди с каменными сердцами, радовавшиеся Его мучениям, обрекали себя вечной погибели. И Вселюбящий Сын Божий взмолился с креста к Небесному Отцу: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ).

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Глава 13 1–9. Притча о сеятеле. – 10–17. Цель притч. – 18–23. Объяснение притчи о сеятеле. – 24–30. Притча о плевелах. – 31–32. Притча о зерне горчичном. – 33. Притча о закваске. – 34–35. Пророчество об учении в притчах. – 36–43. Объяснение притчи о плевелах. – 44. Притча о сокровище, скрытом в поле. – 45–46. Притча о купце, ищущем хороших жемчужин. – 47–50. Притча о неводе. – 51–52. Заключение образной беседы. – 53–58. Пребывание в Назарете. Мф.13:1 .  Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. (Ср. Мк.4:1 ). В этом стихе точно определяется место, где были произнесены первые притчи Христа – это Галилейское озеро, хотя оно и не называется по имени. Сам рассказ об учении притчами следует у Матфея в том же порядке, как у Марка, и в той же связи. Но Лука притчи о сеятеле ( Лк.8:4 сл.), зерне горчичном и закваске ( Лк.13:19–21 ) излагает в другой связи. Христос вышел из дому в Капернауме, направился к Галилейскому озеру, вошел в лодку, сел в ней по обычаю тогдашних еврейских учителей и начал говорить народу притчами. На берегу собралась многолюдная толпа народа, которому удобно было поместиться здесь, потому что хотя озеро и окружено горами, но они только местами опускаются обрывисто прямо в воду, оставляя, особенно на западном берегу, более или менее широкие и отлогие береговые пространства. Число слушающих бывало так велико, что иногда ( Лк.5:1 ) они теснили Спасителя. Может быть, в настоящем случае Он первоначально не хотел входить в лодку и вошел в нее только по необходимости. На это указывают выражения Матфея и Марка, что Он сначала «сел у моря» и только затем перешел в лодку. В древнем мире мы не знаем других примеров подобной проповеди из лодки. Но несомненно, что это было весьма удобно как для Самого Христа, так и для слушавшего Его народа. На западном берегу озера горы отходят от него внутрь местности верст на 7–10, и таким образом получается довольно ровное место. Притчи, сказанные Спасителем, были первые. Евангелист, очевидно, представляет их первыми, причем, по словам Тренча, притча о сеятеле являлась как бы введением к этому новому способу учения, которого до сих пор не употреблял Божественный Учитель. Это явствует и из предложенного после учениками вопроса: «для чего притчами говоришь им?» (стих 10), и из ответа Христа, в котором Он оправдывает этот новый способ учения и цель, которая имелась при этом в виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Глава 6 Проповедь Господа в синагоге Назаретской (1–6). Послание апостолов на проповедь и наставления им (7–13). Мнение Ирода о Христе и сказание об убиении Крестителя (14–29). Чудесное насыщение народа в пустыне (30–44). Укрощение бури (45–52). Иисус Христос в Геннисарете (53–56). Мк.6:1 . «Оттуда» и пр.: следуя своему особенному способу повествования, ев. Марк и здесь опускает некоторые события, о которых повествуют другие евангелисты, и потому представляется, что Христос пришел в Назарет из дома Иаира, тогда как другие евангелисты событие сие поставляют в связи не с этим, а с другими происшествиями (ср. Мф.13и дал., Лк.4и дал.). – «В отечество свое»: Назарет, где Он был воспитан (ср. прим. к Мф.13:54 . О Назарете см. прим. к Мф.2:23 ). Мк.6:2–3 . «Суббота» – «в синагоге»: см. прим. к Мф.4:23 . Объяснение события в синагоге назаретской см. в прим. к Мф.13и дал. Некоторое незначительное различие в речах назаретян о Христе по сказаниям ев. Матфея и Марка объясняется очень легко тем, что передается говор толпы, а не речь одного; одни говорили так, другие несколько иначе, но смысл говора был один, который верно передают оба евангелиста. – «Руками Его», или вообще Им, Его повелением, словом, силой и действием, или в частности Его руками, их возложением, прикосновением и пр. Руками знакомого им плотника совершаются необыкновенные чудеса, – они в ослеплении своем не понимали, как это может быть, и соблазнялись. – «Не плотник ли Он?» Одни говорили – «не плотников ли Он сын» ( Мф.13:55 ), другие – не плотник ли? Из этого видно, что Христос не только воспитывался в доме плотника, но и сам был обучен тому же ремеслу, на что указывает и древнее предание, сохранившееся между прочим у мученика Иустина (разг. с Трифон, гл. 88), Оригена (прот. Цельса 6, 4. 3), Феодорита (Церк. Ист. 3, 23). – «Брат» – «сестры»: не родные (см. прим. к Мф.1:25, 12:46–47 ). Мк.6:4–5 . «Не мог совершить там никакого чуда»: не то значит выражение, что Господь Иисус всемогущий, Творец и Владыка природы, не смог сотворить здесь никакого чуда, но то, что неверие и блазнение о Нем соотечественников не позволило Ему совершить чудес, так как со стороны людей, над которыми совершаются чудеса, необходима вера, которой не было в назаретянах (ср. прим. к Мф.13:58 ). «Не потому не сотворил, что не мог, а потому что в них не было веры» (Феофил.). «Поскольку при исцелениях нужны и вера врачуемых, и сила врачующего: то по недостатку одного делалось невозможным и другое» (Григ. Б. 3, 87). Впрочем, в ком из них хотя мало было веры в Господа, те удостоились Его чудотворений: возложив на некоторых больных руки свои, Он исцелил их от недугов их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

1 Так именуют себя в выходных листах первые печатные Уставы, оканчивая изданными при патр. Иосифе, и нынешний старообрядческий (единоверческого издания) устав. 2 Peregrinatio ad loca sancta 34 Правосл. Сборник, 20 вып., стр. 54 3 Лк. 24:53. 4 Пс. 150. 149:1, 3. 5 Пс. 21:23. 26; 49, 14. 23. Ср. Евр. 13:15 6 Числ. 10:10. 7 Священные трубы заменяли также у евреев наши колокола: ими созывался народ к скинии, а впоследствии д.б. и в храм; для этой цели было при скинии две серебряных трубы; когда трубили в обе вместе, это было призывом для всего народа; звук одной трубы – для одних начальников; для снятия стана трубили тревогу (Числ. 10:1—7). Место об этом их книги Числ читается в нашей и р.-католической церкви при благословении колоколов. При храме число труб доходило до 100 (1 Пар. 15:24; 2 Пар. 5:12. Ср. Иосиф Флавий . Antiqu. III, 12, 6). Трубы имели только священное употребление. Они напоминали рожки, которыми ныне муэззины сзывают на молитву магометан. Олесницкий (А.) . Древнееврейская музыка и пение. Труды Киев. Духов. Акад. 1871, 11, 117. 8 1 Пар. 16:40. 41. 9 Суд. 9:13. Талмуд, Erachin, Hemarah 11 10 М. б. Места псалмов, где должно было происходить такое повышение тона и аккомпанемент труб, обозначены загадочным термином selah . Этот термин имеют 39 псалмов (напр. 7, 21, 22) и песнь Аввакума; 16 псалмов имеют его 1 раз, 15 – 2 раза, 7 пс. И песнь Авв. — 3 раза, один псал. (88) – 4 раза. LXX переводят этот термин διαψαλμα , славянская Библия опускает. Термин, как и перевод его у LXX, объяснялся различно (древнейшее объяснение: «во век»), но большинство склоняется к мнению, что он означает начало строф или изменение голоса и тона музыки, и скорее всего поднятие последнего вверх. Sommer J . Biblishe Abhandlungen, 1 B, Bonn 1844, I. Erklärung des Sela. S. 1—84. Думают также, что selah означает место песни, где должен был останавливаться один хор, и другой повторять пропетое первым, и что слово составляет первые буквы слов: sok lemahla haschar – возвратись певец к началу. Олесницкий . Др.-евр. Муз. И пение. Т.К.Д.А. 1871. 12, 371.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Слово о добродетелях и пороках Преподобный Ефрем Сирин Скачать   (MP3 файл. Продолжительность 51:53 мин. Размер 25 Mb) Ублажаю вашу жизнь, христолюбцы, потому что она исполнена благого дерзновения, но окаянна собственная моя жизнь, потому что ни к чему не потребна. Ублажаю вас, возлюбленные; правым житием своим соделались вы любезными Богу и Ангелам. Но кто оплачет меня, который раздражил Бога суетными делами своими? Блаженны вы, за целомудренное свое поведение и за безмерную любовь свою наследующие рай. Дивлюсь вам, для душевной пользы не поленившимся совершить такой дальний путь. Еще же удивительнее для меня, что пришли вы к человеку, ничего не стоящему и осужденному за грехи, и у него требуете слово на пользу. Удивительное, подлинно, дело — насыщенные пришли к истаивающему голодом; увлаженные росою Духа пришли к иссохшиму от жажды; имеющие в себе сладость добродетелей — к исполненному греховной горечи; богатые — к бедному; мудрые — к немощному совестью; благоугождающие Богу — к раздражающему Его; свободные — к пленнику; рачительные — к нерадивому! Вы достойны удивления по добродетелям; а я неразумный беден ими. Вы, украшаясь воздержанием, благоугождаете Богу; а я беспечный подлежу осуждению. Вы по добрым своим делам и похвальному целомудрию стали благоуханием Христовым (2 Кор. 2, 15); а я по своей изнеженности и лености весь стал зловонием. Итак подлинно удивительно, что, обладая столькими преимуществами, пришли вы ко мне, который сам себе не могу быть полезен. И разумно поступили вы, христо-любцы, вознамерившись стать опорою моей изнеженности, соделать рачительную мою ленивую душу, послужить опорою и подкреплением моему нерадению; потому что сами вы, каксовершенные, ни в чем не имеете недостатка. Поелику же, водясь смиренномудрием, требуете слова на пользу у меня — человека, ничего не стоящего, и, желая обличить жизнь мою, приказываете это сделать мне самому: то, что принести плод послушания, скажу слово, но скажу со стыдом. Ибо, если вам начну подавать советы, то буду сам себя осуждать. И если других начну обличать, то буду сам себя обвинять. Тогда по праву будет мне сказано слово Спасителя: врачу, исцелися сам (Лк. 4, 23).

http://pravoslavie.ru/3164.html

Чудесные знамения, последовашие за распятием и смертью Иисуса Христа Тварь содрогашеся (страдала), распинаема Тя видящи, горы и камения страхом распадахуся (расседались), и земля сотрясашеся, и ад обнажашеся (преисподняя пустела), и сомрачашеся свет во дни, зря Тебе, Иисусе, пригвождена ко кресту. Господь Иисус однажды сказал иудеям: егда вознесете (на крест) Сына Человеческаго, тогда познаете, яко Аз есмь ( Ин.8:28 ), то есть «когда распнете Меня и подумаете, что уже победили Меня, тогда-то наипаче узнаете Мою силу, узнаете, что Я Сын Божий». Это предсказание сбылось, когда за распятием и смертью Господа последовали чудесные, страшные знамения, свидетельствовавшие о Его силе и власти. Иисус распят был в третий час дня, по нашему в девятый час утра. В шестом часу, по нашему в двенадцатом, в самый полдень, померкло солнце, распространилась тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. В девятом часу Иисус громко воззвал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой ( Лк.23:46 ) – и, преклонив главу, испустил дух. И вот начались проявления всемогущей силы и власти Божественного Мертвеца: завеса в храме, отделявшая святилище от святого святых, разодралась пополам сверху донизу (в знак того, что путь в небеса, которые предызображены были святым святых, дотоле доступным для одного первосвященника, открыт для всех), земля сотряслась, раскололись скалы и открылись гробы. В то же время обнажался, или пустел, ад – ибо Иисус душой Своей, разлучившейся с телом, сошел в ад как Победитель ада и смерти, и заключенные в нем души, с верой ожидавшие Его Пришествия, вывел в рай; а души некоторых из святых, вышедши из ада, снова соединились на короткое время с телами, и, восстав от гробов, эти святые по воскресении Спасителя вошли в Иерусалим и явились многим, для возвещения победы Христа над смертью и адом ( Мф.27:51–53 ). Таковы поразительные явления, сопровождавшие распятие и смерть Иисуса. Какое воздействие произвели они на зрителей? Ожесточенные враги Иисуса остались Его врагами и после этих знамений Его Божественной силы и величия. Они были слепы и глухи к тому, что происходило вокруг них. Они как будто не видели ни солнечного затмения, ни треснувших скал, не хотели признать во всем этом проявления всемогущей силы Распятого. Но в других эти чудесные явления произвели благоговейный страх и раскаяние. Так, римский сотник, вместе со своими воинами поставленный стеречь Распятого, – может быть, прежде мало знавший Иисуса, но слышавший, вероятно, что Иисус осужден на позорную казнь за то, что называл Себя Сыном Божиим, – видит землетрясение и другие чудеса, приходит в великий страх и говорит: точно, Этот Человек был Сын Божий ( Мф.27:54 ), – то есть признает в Нем Существо Божественное, могущественно повелевающее природой. И весь народ, который сошелся смотреть на Голгофу, увидев все, что происходило, возвращался (со стонами раскаяния), бия себя в грудь ( Лк.23:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010