Толкование Евангелия на каждый день года. Понедельник 23-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 43 зач., 9, 18—22 Когда Иисус молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес. Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия. Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Христос уединился со Своими учениками, где, может быть, не так теснили Его толпы народа и Он имел возможность беседовать с ними о самом сокровенном. Этот вопрос, который задает Христос Своим ученикам: «За кого почитает Меня народ?» — означает, что Господь не спрашивает, что думают о Нем первосвященники, книжники, фарисеи, ученые богословы, которые ненавидят Христа, ослеплены ненавистью и завистью к Нему, и потому просто не в состоянии судить о Его Личности. Они обвиняют Его в нарушении закона, злословят Его, гонят Его, хотят убить. Господь хочет знать, что думает о Нем простой народ, который не зависим в своих суждениях от того, какое общественное положение занимает человек, какое у него богатство и какая у него власть. Ученики говорят, что, слушая Его проповедь, видя чудеса, которые Он совершает, народ самого высокого о Нем мнения. Одни говорят, что Он Иоанн Креститель, другие — что Илия, третьи — что один из древних пророков. Сколько голов, столько и умов. Мнения различны. Но истина одна. И Господь спрашивает Своих учеников: «А вы что думаете о Сыне Человеческом, за кого вы почитаете Его?» Ученики Христовы больше знают, чем все остальные люди. Им больше было дано прикоснуться к жизни Христа, им предстоит проповедь о Христе. Поэтому очень важно, чтобы у них было истинное понятие о Христе. И апостол Петр, самый смелый, тот, кого называют устами апостолов, выходит вперед и от имени всех апостолов — теперь мы можем сказать от имени всей Церкви — дает краткое, но полное исповедание истины: «За Христа Божия». Недостаточно знать, что другие думают о Христе. Можно знать о Христе все, что написано о Нем на всех языках мира, и, тем не менее, не быть христианином. К каждому из нас Христос приходит не с вопросом, что другие говорят и пишут о Нем, но: «за кого ты принимаешь Меня?» апостол Павел говорит: «Я знаю, в Кого я уверовал». Христианство не заключается только в исповедании Символа веры, оно есть личное узнавание Христа.

http://pravoslavie.ru/3732.html

Разделы портала «Азбука веры» Лоно авраамово — 1) место упокоения праведников до Воскресения Иисуса Христа. Выражение встречается в Библии лишь в Притче о богаче и Лазаре ( Лк.16:22 ); 2) образное выражение, указывающее на Небесные (Райские) обители; 3) иконографический образ, встречающийся, в частности, на канонических иконах Страшного Суда. Лон о в данном случае буквально переводится как грудь , пазуха . « Лоном Авраамовым называют совокупность тех благ, какие предлежат праведникам по входе их от бури в небесные пристани; поскольку и в море заливами (лоном) мы обыкновенно называем места удобные для пристани и успокоения». блж. Феофилакт Болгарский . «Толкование на Евангелие от Луки» “По смерти Лазаря, душа его была отнесена Ангелами на лоно Авраамово. Не сказано «в рай», потому что рай был отверзт только страданием и воскресением Господа Иисуса Христа, но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников” (архим. Аверкий (Таушев)) . Почему если выражение «лоно Авраамово» используется в отношении посмертного местопребывания ветхозаветных праведников, его же используют и для обозначения Райских обителей? Лоном Авраамовым и действительно названо место загробного пребывания праведных душ времён Ветхого Завета , когда человек ещё не был искуплен и Рай для него был закрыт. Выражение «лоно авраамово», используемое в приложении к Райским обителям , имеет смысловую связь с иносказательным выражением «дети Авраама» ( Лк.3:8 ), под которыми могут пониматься праведники , как духовные преемники Авраама ( Ин.8:3 ), могут пониматься христиане. Таким образом, лоно авраамово может пониматься и как лоно — посмертное обиталище христианских святых , то есть Небесные или Райские обители. Вопрос 67. Какое место назначено собственно для душ тех людей, кои умирают с благодатию Божиею? Ответ. Души тех людей, которые отходят от мира сего с благодатию Божиею и с покаянием во грехах своих, имеют своим местом руки Божии. Ибо Священное Писание так говорит: «Праведных же души в руце Божией, и не прикоснется их мука». Называется также место их раем как Христос Господь сказал на кресте к разбойнику: «аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи» ( Лк.23:43 ). Оно именуется и лоном Авраамовым, как написано: «Бысть же умрети нищему и несену быти Ангелы на лоно Авраамле» ( Лк.16:22 ), и Царствием Небесным, по слову Господа: «Глаголю же вам, яко мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во Царствии Небеснем» ( Мф.8:11 ). Посему каким бы кто именем из числа упомянутых нами ни назвал место сие, не погрешит: только бы знал, что души пребывают в благодати Божией в Царствии Небесном, и, как гласят Церковные песни, «на небеси» (свт. Петр (Киевский). «Православное Исповедание»).

http://azbyka.ru/lono-avraamovo

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Благоразумный разбойник. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года. «Разбойника благоразумнаго» 3 мин., 25.04.2019 «Разбойника благоразумнаго» — текст: Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя. Словарь сложных слов: Раеви - рая; мене - меня. Перевод: Разбойника благоразумного в одном часу рая удостоил, Господи, и меня крестным древом просвети и спаси. «Разбойника благоразумнаго» — смысл и история песнопения: Песнопение исполняется на службе Утрени Великой Пятницы с чтением двенадцати фрагментов Евангелия, рассказывающих о Страстях Христовых (совершается вечером в Великий четверг). Восьмое чтение повествует о двух разбойниках, распятых справа и слева от Спасителя. Один из них проклинал Господа, говоря Ему: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк 23:39). Другой же, напротив, унимал богохульника: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И затем он обратился к Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И ответил ему Христос: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:40-43). После чтения Евангелия и трипеснеца (канона, состоящего из трёх песней) торжественно трижды поется Ексапостиларий (или светилен) великой Пятницы «Разбойника благоразумнаго». «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи» (“Разбойника благоразумного в одном часу рая удостоил, Господи”) Действительно в один час Господь удостоил Рая злодея, сделав его самым первым из вступивших в Его Царство. Удивительна история такого спасения, свидетельство слов Христа «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2,17). Разбойник уверовал в распятого, униженного, оставленного учениками Спасителя и исповедовал его как Бога перед всеми, совершив тем самым первый мученический подвиг христианской истории: «Полное раскаяние в своих грехах и преступлениях, глубокое смирение, твердая вера в отдавшего Себя на страдание Распятого Господа Иисуса Христа и исповедание его тогда, когда весь мир был против Него, – вот из чего сплелся венец, венчавший главу бывшего разбойника, как победителя и подвижника, вот из чего сковался ключ, отворивший ему двери рая» (святитель Иоанн Шанхайский).

http://foma.ru/razboynika-blagorazumnago...

Священник Михаил Владимиров: Все погибшие от рук террористов — невинно убиенные, кем бы они ни были 13 июня, 2016. Священник Михаил Владимиров Не наше дело судить людей, которые убиты. Наше дело – молиться о том, чтобы Господь простил их. Пятьдесят человек стали жертвами бойни в ночном клубе Pulse американского города Орландо (штат Флорида) в ночь на воскресенье. О том, как следует относиться к этой трагедии христианам — священник Михаил Владимиров, клирик Русской Православной Церкви Заграницей, настоятель храма Святой Живоначальной Троицы Миссионерского центра святителя Иннокентия, митрополита Московского (штат Нью-Йорк). Священник Михаил Владимиров Любые люди, погибшие от рук террористов, сумасшедших, безумных стрелков, под бомбами, в случае стихийных бедствий — невинно убиенные, кем бы они ни были и что бы они в своей жизни ни делали. Жизнь их была прервана трагически неожиданно, что лишило их возможности покаяния, поэтому молиться о них безусловно нужно, чтобы Господь простил их земные прегрешения. Каждый человек выстраивает свои собственные отношения с Богом, и нам не дано эти взаимоотношения судить, особенно если человек был зверски убит. Когда разбойник, который был распят со Христом, шепнул ему: «Помяни меня, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!»(Лк. 23: 42), – никто из людей, кроме Богородицы и Св. Иоанна Богослова, стоящих рядом, не слышали этого и не слышали ответа Христа: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). В этой ситуации то же самое – мы не знаем, что шепнул каждый из этих пятидесяти убиенных в последнюю минуту своей жизни. Поэтому молиться о них мы должны точно так же, как о всех людях, погибающих в трагических обстоятельствах. Из этой трагедии, на мой взгляд, должны быть убраны любые вопросы, связанные с политикой, сексуальной ориентацией или национальностью. Произошла трагедия – человек зашел в бар и застрелил 50 человек, не разбираясь, кто из них кто. Если бы он сделал то же самое в любом другом баре, не было бы даже вопроса о реакции Церкви на гибель людей – но при этом мы бы не знали и не задумывались, сколько там могло быть прелюбодеев, воров, убийц и так далее.

http://pravmir.ru/svyashhennik-mihail-vl...

Апостол Павел называл святыми всех христиан без исключения. Эти слова можно понимать как императив: «Каждый христианин обязан стремиться к святости». Но встречая нравственного или просто порядочного человека, мы тоже говорим: «Вот посмотрите, просто святой человек!» Об этой ли святости проповедовал апостол? Что значит — быть святым? На наши вопросы ответил профессор МДА, известный апологет и богослов Алексей ОСИПОВ Что значит быть святым? Что такое святость? Проповедь о святости и ответы на вопросы об этом от профессора Осипова Вы найдёте в данной статье! Что значит быть святым? Апостол Павел называл святыми всех христиан без исключения. Эти слова можно понимать как императив: «Каждый христианин обязан стремиться к святости». Но встречая нравственного или просто порядочного человека, мы тоже говорим: «Вот посмотрите, просто святой человек!» Об этой ли святости проповедовал апостол? Что значит — быть святым? На наши вопросы ответил профессор МДА, известный апологет и богослов Алексей ОСИПОВ. Что такое святость? Святость Православие рассматривает как самую высшую ступень духовного развития человека. Но эта категория включает в себя и две предшествующие ступени: начальную, которую условно можно назвать спасенностью, и вторую — праведность. Поэтому прежде чем говорить о святости, необходимо сказать о двух предыдущих ступенях. Первая, низшая, ярко изображена в Евангелии, когда Христос разбойнику, справа от Него распятому, говорит: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Как понять эти слова Христа? Ведь, разбойник не только ничего праведного не сделал, но, напротив, у него, образно говоря, руки по локоть были в крови?! Однако если мы посмотрим на евангельский контекст, то встречаемся не раз с тем же поразительным явлением. Так, фарисеям Христос ставит в пример мытаря, сборщика налогов, который налево и направо обманывает своих собратьев. А кто такие фарисеи? Их можно по принятым обетам сравнить, чтобы это было понятно для современного человека, с монашеством, — и те, и другие целью своей жизни ставят тщательное исполнение всего закона Божьего.

http://pravmir.ru/chto-znachit-byt-svyat...

Душа Сербии Душа Сербии: Сб./Пер. с сербского Н. Феофановой; под редакцией С. Луганской. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. – 672 с. Знаменитый сербский архиерей XX века, недавно прославленный в лике святых, святитель Николай (Велимирович) в последние годы стал хорошо известен русском читателю. Его произведения все больше переводятся на русский язык и пользуются заслуженной любовью. В настоящий сборник вошли книги святителя Николая: " Сто слов о вере " , " Жатвы Господни " , " Беседы под горой " , " Мысли о добре и зле " , а также впервые публикуемая работа " Душа Сербии " . Приводим отрывок из книги: ЖАТВЫ ГОСПОДНИ. ЖАТВА ПЕРВАЯ Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Первым современником Иисуса, восхищенным в рай, был покаявшийся разбойник с голгофского креста, в 20-й год правления кесаря Тиберия и в 34-й год от воплощения Бога Слова. Таким образом, Небесное Царство Христа началось с одного-единственного человека. И с какого человека? Не с великого апостола, не с Пресвятой Девы Марии, Матери Иисусовой, а началось с преступника, но с преступника покаявшегося, чтобы он стал символом всего рода человеческого, из любви к которому Христос претерпел страдания и пролил Свою безгрешную кровь, и чтобы подчеркнуть спасительность Таинства покаяния, одного из семи великих православных Таинств. Мы говорим о людях, а не об Ангелах, ибо задолго до разумного разбойника бесчисленное воинство Ангелов обитало там рядом с Господом, предводителем их. Спускались они из Небесного Царства на землю и возносились на небо, служа явленному Мессии в Его деле спасения людей (Мф. 4, 11). Но недолго спасенный разбойник оставался единственным человеком на небесах. В тот же день, в великую пятницу, Иисус душой сошел во ад, в шеол-преисподнюю, чтобы явить Себя и объявить Свою Благую Весть усопшим со времен Адама, которые  веками ожидали окончательного решения своей судьбы. И Он, Господь Иисус Христос, находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал Евангелие, ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1 Пет. 3, 19; 4, 6).

http://pravoslavie.ru/6073.html

Митрополит Крутицкий Ювеналий освятил мемориал «Сад памяти» на Бутовском полигоне 30 сентября 2017 г. 13:48 27 сентября 2017 года, в день праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение мемориала «Сад памяти» на Бутовском полигоне и литию с поминовением приснопамятного епископа Арсения (Жадановского) и всех на Бутовском полигоне в годину лихолетия умученных и убиенных. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий Московской области ( Московская городская епархия ) протоиерей Виктор Сандар и настоятель храма святых Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа. Участниками церемонии стали член Совета Федерации ФС РФ В.П. Лукин, член Совета по правам человека при Президенте РФ С.А. Караганов, вдова писателя Александра Солженицына Н.Д. Солженицына, министр культуры Московской области О.В. Косарева, глава Ленинского района О.В. Хромов, заместитель начальника Главного управления культурного наследия Московской области Ю.В. Гриднев, делегации посольств стран Европейского Союза, родственники пострадавших, прихожане храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутово. Перед началом богослужения владыку митрополита и всех собравшихся приветствовал настоятель храма святых Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа. Затем к собравшимся обратился митрополит Ювеналий: «Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, мы собрались сегодня в праздник Воздвижения Креста Господня. Это день строго поста, когда мы вспоминаем страдания и крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа. И вот я представляю себе картину распятия. Посреди Христос и с двух сторон распятые разбойники. По-разному они себя вели в их предсмертный час. Один умирал нераскаянный, а другой обратился ко Христу со словами: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» и услышал ответ Христа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:42-43). Вот это, дорогие мои, два пути рода человеческого с тех пор — умирают одни нераскаянными грешниками, а другие, хотя и согрешают, но идут за Христом в надежде на Его милосердие.

http://patriarchia.ru/db/text/5020523.ht...

Патриарх Кирилл: Церковь скорбит о тех, кто уклонился от праведного пути, нарушил закон и лишен свободы Евангелие напоминает нам о том, что благоразумный разбойник, который был распят на кресте и, искренне раскаявшись, просил Христа помянуть его в Своем Царстве, одним из первых вступил в небесные обители. 14 октября, 2013 Евангелие напоминает нам о том, что благоразумный разбойник, который был распят на кресте и, искренне раскаявшись, просил Христа помянуть его в Своем Царстве, одним из первых вступил в небесные обители. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием п о случаю проведения в праздник Покрова Пресвятой Богородицы акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах и темницах находящимся». Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пастыри и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Ежегодно 1/14 октября Русская Православная Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы и по сложившейся за последнее время в Первопрестольном граде традиции напоминает нам о людях, находящихся в заключении. Невзирая на совершенные греховные поступки, в том числе и преступления, в человеке всегда сохраняется возможность исправления и покаяния. Всесовершенная Любовь Божия обращена к каждому человеку, даже если он пребывает в плену страстей и творит беззаконие. Об этом нам ясно свидетельствует Сам Господь: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). Евангелие напоминает нам о том, что благоразумный разбойник, который был распят на кресте и, искренне раскаявшись, просил Христа помянуть его в Своем Царстве, одним из первых вступил в небесные обители. Страдающий и умирающий на Кресте за грехи всего рода человеческого Господь ответил ему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (см. Лк. 23:40-43). Памятуя о словах Спасителя, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мк. 2:17), Церковь скорбит о тех, кто уклонился от праведного пути, нарушил закон и лишен свободы. Такие люди особо нуждаются в пастырском окормлении.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-cerkov...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Что Православие говорит о вознесении Церкви? Скажите, пожалуйста, что православие говорит о вознесении церкви. Знаю, что все протестанты уверены, что перед скорбными событиями (времена антихриста) все они (верующие во Христа) вознесутся на небо и не претерпят эти времена. Ссылаются на этот текст: Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы. Лк. 17, 34-37. Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Наталья! Специально такой акцент не делается у православных. Только написанное у Луки относится не ко временам пришествия антихриста, а уже к самому пришествию Христа. Верующим во Христа скорби в этой земной жизни нельзя избежать. Её не избежали ближайшие ученики Христа, которым Он предрекал те же страдания, гонения и крест. Чем антихристовы времена, в таком случае, будут выгоднее для тех христиан, которые будут жить в то время? А вот что пишет по данному отрывку известный толкователь блаж. Феофилакт Болгарский (XI в. по Р.Х.): «…Пришествие Господа воспоследует неожиданно и внезапно. Ибо сказание, что двое будут на одной постели, показывает беззаботность людей. Равно и молотье обозначает неожиданность пришествия. Научаемся еще и тому, что пришествие последует ночью. Итак, Господь говорит, что и из богатых, покоящихся на постели, одни спасутся, а другие нет. Некогда Господь говорил, что богатые с трудом спасаются (Мф. 19, 23-24). Теперь Он показывает, что не все богатые погибают, не все бедные спасаются, но и из богатых один возьмется и будет восхищен в сретение Господу (1 Сол. 4, 17), как легкий духом и небесный, а другой оставится внизу, как осужденный. Подобным образом и из бедных, которые означены мелющими, один спасется, а другой нет. Ибо не все бедные праведны: иные из них бывают воры и подрезывают кошельки. Молотьем указывается на многотрудность жизни бедных. Когда ученики спросили Господа, куда взяты будут сии, Он отвечал: где труп, там и орлы; то есть, где Сын Человеческий, там все святые, легкие и высоколетающие, тогда как грешники тяжелы и потому остаются нанизу. Как тогда, когда лежит мертвое тело, все плотоядные птицы слетаются к нему, так и тогда, когда явится с небес Сын Человеческий, умерший за нас и вмененный в труп, соберутся все святые и самые Ангелы. Ибо с ними придет Он в славе Отца и в несказанном блистании. Хотя Он наименовал это время ночью, но Он назвал его так потому, что оно неожиданно и что грешников тогда обнимет тьма. Но праведникам свет воссияет, да и сами они просветятся, как солнце (Мф. 13, 43)».

http://pravmir.ru/vopros-otvet/chto-prav...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Литературной премии им. святых Кирилла и Мефодия 23 мая 2013 г. 11:43 22 мая 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По окончании представления номинантов Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Дамы и господа! Всех вас сердечно приветствую по обычаю, который принят в пасхальный период, радостными словами: Христос Воскресе! Мы начинаем процедуру избрания лауреатов премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Премия, как вы знаете, существует уже три года, и за это время наградой были отмечены замечательные литераторы, внесшие значительный вклад в утверждение духовных, нравственных ценностей в жизни нашего общества. Это настоящие подвижники духа, люди, которые вопреки запросам моды стремятся сохранять верность Богу, народу своему, Отечеству, верность тем самым традициям, в которых они воспитались как граждане и как писатели. Замечательно, что эти люди не гонятся ни за какими рейтингами и даже за огромными писательскими гонорарами. На таких писателях-подвижниках, на таком малом стаде, выражаясь языком Священного Писания (см. Лк. 12:32), в современном литературном движении держится веками создававшаяся отечественная культура слова. Премия неслучайно носит имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, память которых мы будем послезавтра торжественно отмечать. Именно труды солунских братьев дали импульс интеллектуальному, духовному и культурному развитию славянских народов и способствовали приобщению этих народов к богатейшему наследию Византии и Рима. Семена, когда-то брошенные равноапостольными учителями на благодатную славянскую почву, принесли обильные всходы в самых различных сферах народной жизни. Одним из таких всходов, ярким явлением в славянской литературе, стала классическая русская литература, укорененная в кирилло-мефодиевской традиции.

http://patriarchia.ru/db/text/2989815.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010