Нет пользы от Крещения, если в сердце мерзостно (8, с.435–445). Хотя во святом Крещении человек и возрождается для жизни вечной, становится новой тварью, однако это еще не значит, что он стал святым – в святости надо утвердиться (7, с.306). Когда можно принимать святое Крещение Нужно походить в храм Господень, знать заповеди Божии и устроять свою жизнь согласно их требованиям, а также веровать в Бога от всего сердца, и только тогда креститься (3, с.93). Христос – Основатель нового благодатного Царства «Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него» ( Мф.3,13 ). «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» «Оставь теперь, – отвечал Господь Ио­анну, – ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф.3,14–15 ). И Предтеча допускает Его. Как человек Христос был безгрешен. Он лично не нуждался в покаянии, но выступал пред людьми, как Основатель нового благодатного Царства. В это Царство, по Его учению, нельзя войти без Крещения ( Ин.3,3 ). Крестившись, Иисус молился. И вот «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение» ( Лк.3,21–22 ) (5, с.69). Крещение – видимый знак посвящения Христа на общественное служение В день Крещения Господня открылась людям истина о Триипостасном Боге. Отец глаголет, Возлюбленный Сын является в образе Сына Человеческого и Божественный Дух – в виде голубя. В Крещении Господь наш Иисус Христос выступил открыто на мессианское служение как Агнец Божий, пришедший взять на Себя грех мира ( Ин.1,29 ). Таково новозаветное Богоявление. Крещение Спасителя есть вместе с тем торжественное объявление о Его Божественном достоинстве. Оно, наконец, есть видимый знак посвящения Его на общественное служение (пастырство) и явления миру ( Ин.1,32 ). Христос, выступая на служение миру, являя Себя людям, показал Себя не в громе, молнии и землетрясении, не в славе Сына Божия в сопровождении сонма Ангелов, а как смиренный человек. И обращается Он к Крестителю Иоанну не как Бог, а со смирением просит совершить над Собою Крещение во исполнение «правды» Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Отныне Сын человеческий возсядет одесную силы Божией». «Итак, Ты Сын Божий?» спросили Его. Он отвечал им: «Вы говорите, Что Я». Члены синедриона тотчас же осудили Его на смерть. «Какое нам еще нужно свидетельство?» сказали они: «мы слышали из уст Его». Хотя члены синедриона подписали смертный приговор Иисусу Христу, но, чтобы исполнить этот приговор, нужно было позволение римского правителя. В это время прибыл в Иерусалим к празднику Пасхи римский проконсул, Понтий Пилат. Члены синедриона повели Иисуса Христа к Пилату для окончательного утверждения их смертного приговора Спасителю. 82. Отречение Петра и его раскаяние; погибель Иуды ( Мф.26:69–75; 27:3–10 ; Мк.14:66–72 ; Лк.22:54–62 ; Ин.18:15–18; 25–27 ) Ученики Иисуса Христа, Петр и Иоанн, желая узнать о судьбе своего Учителя, шли за ним до дома первосвященника. Иоанн был знаком Анне, поэтому вошел во двор и упросил привратника впустить также и Петра. Во дворе был разложен огонь, вокруг которого сидели и грелись слуги и служанки первосвященника и воины. Петр также подошел к огню и грелся. Пришла одна служанка и, всмотревшись в лицо Петра, сказала ему: «И ты был с Иисусом Галилеянином». В эту минуту Петр забыл свое обещание положить жизнь за Учителя своего и отвечал служанке: «Нет, я не знаю Его». Опасаясь, что его непременно сочтут учеником Иисуса Христа, Петр встал и вышел за ворота, во второй двор. В это время запел петух. Петра увидала другая служанка и также сказала: «И ты был с Иисусом Назарянином?» Но Петр и на этот раз, еще с большею горячностью и даже с клятвою, стал уверять, что не знает этого Человека. В это время Иисуса Христа повели к Каиафе. Петр пошел вслед за толпою туда же, чтобы узнать, чем кончится суд над Спасителем. И здесь он старался показать, что пришел только из любопытства, и вмешался в толпу служителей, гревшихся у огня. К нему подошло несколько служителей и стали допрашивать: «Точно и ты из них (последователей Хориста), ибо и речь твоя (галилеянина) обличает тебя». Один из слуг, знакомый Малха, которому Петр отрезал ухо, сказал: «Не я ли видел тебя с Ним в саду?» Петр не знал, что делать от страху: он забыл все свои обещания, свою скорбь за Учителя и стал клясться, что он не только не ученик Иисуса Христа, но даже и не знает Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

«Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько» (Мф. 26: 69-75). «В то время, как Спаситель подвергался оплеваниям, заушениям и другим оскорблениям, Петр, пришедший во двор первосвященника (Мф. 26:58), в течение всего допроса, по-видимому, сидел вместе с первсовященническими служителями и грелся у огня (Мк. 14:54; Лк. 22:56). Как много страшного трагизма и реализма в этом простом выражении! То, что происходило внутри, в душе Петра, не было никому заметно; а во вне было только видно, что он грелся у огня! Естественно, если, находясь около вещественного пламени, Петр должен без усиленно гасить и сдерживать всякое внутреннее пламя, просто потому, чтобы не выдать себя и своих намерений. Он находился в положении человека, который видит с берега утопающего и не имеет ни сил, ни средств, чтобы хотя чем-нибудь ему помочь. Это вообще одно из самых мучительных состояний всех добрых и любящих людей. Какие душевные муки переживал Петр, греясь у огня, это сокрыто от глаз людей. Иоанн, показавшись на мгновение (18:15,16), быстро накидывает завесу на свою собственную личность и скрывается в ночной мгле. Остается один Петр со своим наружным спокойствием. “Власть тьмы,” охватившая его Учителя и завладевшая Им, как грозная туча во время темной ночи, блещет молниями и поражает громовыми ударами, и скоро распространяется и над головою Петра. Это — искушение. Петр постепенно, сам ничего не подозревая, входит в ограниченную область искушения.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/11/...

Петр, наверное, был самый пререкающимся со Христом апостолом, результатом чего явилось самое страшное падение. При аресте Христа он проявил ревность, взявши меч, но Христос сказал: «Взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф. 26:52 ). А после он трижды отрекся от Христа ( Мф. 26:69-75 ; Мк. 14:66-72 ; Лк. 22:55-62 ; Ин. 18:15-18 ). Человеческая трусость, которая в нем присутствовала, это результат его надежды не только на Бога, но и на себя. Когда Петр надеется на Бога, то он идет по воде, когда он начинается надеется на себя, то тут же начинает тонуть. Почему Господь попускает Петру трижды отречься от Него? Как говорил святой Иоанн Златоуст : «Тот, кто будет в дальнейшем возглавлять вселенскую Церковь, должен стать милостивым к согрешающим». Если бы Петр никогда не падал и не грешил, то он был бы слишком суров к согрешающим. Петр, пройдя опыт отречения, тем самым был научен снисходить к немощам людей. Он понял, что сила человеческая – только от Бога, и дается нам тогда, когда мы полагаемся на Него, а не тогда, когда мы полагаемся на себя. Как только человек начинает полагаться на себя, он тут же тонет, трусит, сбегает, отрекается. Недаром Петр — первый из апостолов, он — образец для всех христиан, он наглядно показывает на своем опыте, как поступают православные христиане. В нем сила Божия совершилась в немощи человеческой. В дальнейшем Петр был прощен воскресшим Господом, но, несмотря на это, до конца своих дней он горько плакал ночью при пении петуха. По своем Воскресении Господь является в Пасхальный день одному Петру и утешает его, дает прощение и восстанавливает его в апостольском достоинстве, снова делает его первым. Бог смотрит на сердце человека, а не на внешние поступки. Он видит, что полыхающая любовь Петра способна преодолеть всю слабость апостола. Христос, явившись, не укоряет его, а призывает к большей любви: «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» ( Ин. 21:15-17 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Рай, как образ цветущей земли, физического благоденствия, праведной жизни, постоянно присутствует на страницах Б. Он содержит в себе противостояние пустоте и разрухе, бесплодности и безжизненности. Пророк Исайя возвещает: «Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение» ( Ис.51:3 ). У пророка Иоиля «земля как сад Едемский» противопоставлена «опустошенной степи» ( Иоил.2:3 ). Пророк Иезекииль сравнивает Ассура (страну Ассирию и ее народ) с деревьями эдемскими в саду Божием (см. Иез.31:8, 9, 16, 18 ), подчеркивая тем самым величие и процветание этой земли. Царь Тирский, о котором Господь говорит: «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты, ты находился в Едеме, саду Божием…» ( Иез.28:12–13 ), встав на путь беззакония, потерял, как и прародители, рай — дарованное ему благоденствие. Понятие «рай» может использоваться и в другом значении. Так, в книге Иисуса, сына Сирахова, читаем: «Благотворительность, как рай, полна благословений, и милостыня пребывает вовек» ( Сир.40:17 ). Страх же перед Господом, т.е. верность Его установлениям, — «как благословенный рай» ( Сир.40:27 ). О прощенных Господом пророк говорит: «…душа их будет как напоенный водою сад…» ( Иер.31:12 ). В обетованиях нового мира и новой жизни, которые содержат книги пророков и Откровение Иоанна Богослова, возникает образ грядущего рая (см. Ис.2:4,11:6–9, 25:69 ; 35; 51:3, 65:18–25; Иер.31:13, 23–26 ; Иез.36:35, 47:12 ; Дан.12:2 ; Ос.2:20, 23 ; Иоил.3:18 ; Ам.9:13 ; Откр.21:9–27, 22:1–5 ). Текст Б ., в отличие от всего круга христианской литературы, апокрифов, устной традиции, не дает развернутого и конкретного описания рая как места посмертного обитания души. В упоминаниях рая небесных сфер нет конкретности, это, скорее, пространство, где происходит соприкосновение с истиной, благодатью, сущим. Иисус обещает разбойнику, распятому рядом с Ним: «…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Апостол Павел говорит, подразумевая себя: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12:2–4 ). Раскрыть (разинуть) пасть

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Тайная вечеря сама носила жертвенный характер. Вот слова из Тайной вечери ( 1Кор. 11:24 ) – “Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое”. “За вы ломимое” – это говорит о жертвенном характере того, что было на Голгофе. Хлеб, который Он дает, не просто хлеб для насыщения, а «Тело, за вы ломимое”. Или, как у евангелиста Луки (22:19), “еже за вы даемое”. Лк. 22:20 – “Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается”. Здесь, с одной стороны, “Новый Завет”, а с другой – “которая за вас проливается”. Мф. 26: 28 – “Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов”. Почему эти слова говорят о жертве? Потому что пища, даже если это истинное брашно и истинное питие, дается людям, приносится людям, а не за людей, не для оставления грехов. А здесь происходит это за людей и для оставления грехов. Эти выражения – “за вы ломимое” и “за вы проливаемая” – говорят о том, что это Евхаристическая жертва, в данном случае обозначающая раздробление хлеба. Устанавливая Евхаристию, Спаситель употребил выражение “Новый Завет”. Дело в том, что и Ветхий Завет утверждался жертвенною кровью. Евр. 9:16–18 – “Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших, оно не имеет силы, пока завещатель жив. Почему и первый завет был утвержден не без крови”. Исх. 24:8 – “И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих”. “Сие творите в Мое воспоминание”. Почему столь настойчиво в этом важном месте так говорится? Хлебная жертва, которая описана в главе 2 книги Левит, как раз называется жертвою в память (по-гречески это звучит как “в воспоминание”). “В воспоминание” – евр. “аскарах” (“заставить помнить”), греч : “мнемосион” или “анамнесис”. Что касается предмета памяти, в Ветхом Завете было “во еже спасти Мя Господу” ( Пс.69:2 ). Ср. Деян.10:4 . Хлебная жертва, которая здесь вспоминается, должна была быть естественно воспомянута, потому что на Тайной Вечери происходило священнодействие, хотя и ветхозаветное. Случайных слов там не было, как и в наших Служебниках, поэтому если Господу было угодно произвести изменение в ветхозаветном служебнике, сделать добавление в рамках ветхозаветной Пасхи, чтобы установить Пасху новозаветную, то здесь не могло не быть ассоциации с хорошо известным, в данном случае с понятием о жертве воспоминания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Христос знал предательскую цену этого поцелуя и с негодованием спросил изменника: «Иуда! целованием ли предашь Сына Человеческого?» Предатель вздрогнул. Он понял, что Христос насквозь видит его подлую душу и знает его уговор с начальниками отряда: «Кого я поцелую, Тот и есть; возьмите Его и ведите осторожно». Тем временем стража окружила Иисуса. Глядя на вооруженных людей, Спаситель с грустью сказал: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня, но теперь ваше время и власть тьмы». Порывистый Петр вынул меч и хотел защитить своего Учителя, но Христос запретил ему это делать: «Возврати меч твой в его место, – повелел Он Петру, – ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». Стража связала Христа. Ученики, видя, к чему идет дело, от страха разбежались. Так Иисус оказался в руках врагов, оставленный друзьями. Его осторожно вывели из Гефсиманского сада и тайно, под покровом ночи повели в Иерусалим. Только апостолы Петр и Иоанн следовали за своим Учителем на расстоянии. На допросе у первосвященника Анны. Отречение Петра. Мф. 26:58, 69–75; Мк. 14, 54:66–72; Лк. 22:54–62; Ин. 18:13–14; 19–27 Арест Иисуса совершался в глубокой тайне от народа. Вооруженная толпа с Пленником вышла из Гефсиманского сада, спустилась в долину Кедрона, перешла поток и пошла вдоль южных стен города по направлению к Сионской горе, на вершине которой находился дворец первосвященника Каиафы. Но стража не сразу повела Иисуса во дворец Каиафы. Сначала они привели Его к первосвященнику Анне, или Ханану, как называет его Иосиф Флавий. Вождь саддукейской партии и глава знатного семейства, из которого в то время вышло большое число первосвященников, Анна оставался влиятельным лицом в Иудее и после того, как римские власти сместили его с должности первосвященника. Этот коварный человек имел особенно большое влияние в то время, когда первосвященником стал его зять Иосиф Каиафа – человек жестокий, но слабовольный, ставший игрушкой в руках Ханана.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Церковь есть Божественное установление, управляемое и охраняемое невидимо ее Главой - Господом Иисусом Христом. В основание Церкви Самим Основателем положены неизменные начала, такими началами являются полномочия, данные Им апостолам, затем их преемникам: В. учения (ξουσα διδακτικ; «...идите, научите все народы...» - Мф 28. 19); В. священнослужения (ξουσα ερατικ; «...крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» - Там же); В. пастырская (ξουσα ποιμαντικ; «...паси овец Моих» - Ин 21. 15-17) - эти тройственные полномочия составляют первый и важнейший вид В., священную, или иерархическую, В. Без этих полномочий не было бы Церкви. Их источником является Божественная В. Основателя Церкви: «Дана мне всякая власть на небе и на земле» (Мф 28. 18). Лишь нек-рым принадлежащее полномочие учительства необходимо соединяется с В., общепризнанной их учениками («Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны...» - Евр 13. 17). Полномочие священнодействия, также принадлежащее лишь нек-рым, необходимо предполагает В. над остальными участвующими в священнодействии; иерархия представляет церковное начальство и имеет полномочия правительственные. В. священства возникает в Церкви с Воплощением Сына Божия, через Его Крестную Жертву. «...Православная Церковь именно от Крестной Жертвы, то есть от искупительных заслуг Господа Иисуса Христа, производит всю иератическую власть своих пастырей, в том числе и власть совершения Святой Евхаристии» ( Воронов, прот. С. 69). Правосл. Церковь, не сводя сути священства к одному только жертвоприношению, признает в то же время наличие весьма существенной связи между понятиями «жертва» и «священство». Священство истинной Церкви есть, без сомнения, «жертвоприносящее священство», т. е. такое, к-рое одной из самых важных обязанностей своих имеет постоянное совершение бескровной Евхаристической жертвы. В. совершать бескровную жертву (служение оправдания и освящения; «Сие творите в Мое воспоминание» - Лк 22. 19) вместе с В. вязать и решить (служение примирения; «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» - Мф 18. 18; 16. 19) принадлежит, по установлению Господа, к существу служения священства. В Служебнике XVI в. говорится: «Приемлет святитель от дискоса часть и подает новопоставленному, глаголя: «Приими, иерею...» отселе веждь себе имети власть божественную совершати литургию и приносити в ней бескровную Жертву о своих и о людских согрешениях»» ( Дмитриевский А. А. Ставленник. К., 1904. С. 101-104).

http://pravenc.ru/text/155023.html

Эту всеприятную и всерадостную весть от Тебя принеся нам, бедным грешникам, с людьми, как человек, на земле пожил, и веровать в Тебя, и угождать Тебе и волю Твою творить Своим примером научил нас, и к вечному Твоему царствию путь показал нам и призвал нас, и пострадал и умер за не принявших Его, и из мертвых восстал, и взошел на небо, откуда и пришел, и сел по правую сторону Твою, Бога и Отца. Так страданием и смертью Своею и кровью, ради нас пролитою, очистив нас, верующих в Него, от грехов наших, влечет к Тебе, Небесному Своему Отцу, как пастырь добрый заблудшие овцы Твои. За такой человеколюбивый, спасительный, чудный, умом нашим непостижимый Промысел Твой, как все люди, так и я, бедный грешник, много Тебе, Господи, должен. Но что воздам Господу за все, что даровал Он мне? ( Пс. 115:3 ). Славлю Тебя, Отче, с Единородным Твоим Сыном и Пресвятым Твоим Духом! Пою человеколюбие Твое! Прославляю благость и милосердие Твое, недостойный и бедный грешник! Благословен Господь Бог Израилев, ибо посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего ( Лк. 1:68–69 ). Где бы я был, грешник и законопреступник, как не в погибели и в вечной смерти, лежал бы, как мертвец поверженный? Вкушал бы, как и демоны, вкушал бы вечно горькие грехов моих плоды. Ибо возмездие за грех – смерть ( Рим. 6:23 ). Благость Твоя, милосердие и человеколюбие Твое не допустило меня до этого, но так чудно Ты спас меня. Много я Тебе, Господи, за это должен. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его ( Пс. 102:1–2 ) Вижу я в слове Твоем святом, что дьявол , злой змий древний, который и прародителей моих в раю прельстил, тот же и ныне, завидуя блаженству нашему, к которому благодатью Единородного Сына Твоего Ты ведешь нас, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Петр. 5:8 ). От этого врага нашего, как всех знающих Тебя, так и меня, недостойного, предостерегает благость Твоя, и сохраняет всесильная рука Твоя. О, разве мог бы я быть невредимым, разве не поглотил бы живым меня враг, если бы не хранила меня всемогущая рука Твоя! Много я Тебе, Господи, и за это должен. Благословен Господь, не предавших нас в добычу зубам их ( Пс. 123:6 ). Но не остави мене, Господи ( Пс. 37:22 ), и до конца, но избави от лукаваго ( Мф. 6:13 ). Востани, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забуди убогих Твоих до конца ( Пс. 9:33 ). Не предай зверям душу, прославляющую Тебя; душ убогих Твоих не забуди до конца ( Пс. 73, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:53–54 ). Когда же некоторые из учеников Его, соблазнившись Его словами, решили оставить Его, то Он не только не дал Своим словам символического толкования, например в смысле реформатском, чем легко мог бы удержать их при Себе, но, сославшись в подтверждение возможности подобного чуда на Свое будущее воскресение, спросил двенадцать апостолов: «не хотите ли и вы отойти?» На что апостол Петр ответил: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» ( Ин.6:67–69 ). Нельзя не указать здесь и на следующий логический недостаток у реформаторов: если рассматриваемые слова Спасителя нужно понимать в смысле духовного вкушения, духовного единения с Ним через веру, как они этого требуют, а между тем Христос в них только обещает им дать новую пищу ( «хлеб, который я дам»), то данное обещание, не говоря уже об его исполнении, будет по меньшей мере бесполезно и излишне, потому что не только постоянные его ученики, но и многие из народа, уверовавшие в Него, через самую веру свою уже удостоились духовного единения с Ним. Равным образом и слова Христа Спасителя, сказанные Им при установлении самого Таинства Евхаристии: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание» ( 1Кор.11:24 ) и: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя... за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:28 ; Мк.14:23–24 ; Лк.22:19–20 ), нельзя понимать иначе, как в буквальном смысле. Это, во-первых, потому, что если мы допустим, что словами: «сие есть Тело Мое» и «сие есть Кровь Моя» Спаситель хотел, собственно, сказать, что это есть символ или знак Моего Тела и это есть символ Моей Крови, как толкуют это реформаты, то должны будем допустить и ту богохульную мысль, что Христос, Сам святая истина, неточностью Своих выражений ввел в заблуждение апостолов, а через них и всю Церковь . Во-вторых, слова эти были сказаны Христом в такое время, когда даже по сознанию самих Его учеников Он не говорил им притчами, а выражался прямо (см.: Ин.16:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010