Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Настоящий словарь-справочник включает образные выражения, фразеологические обороты и «крылатые слова», восходящие к тексту Библии и бытующие в современной книжной и разговорной речи. А Агнец АГНЕЦ Божий, кроткий, невинный, непорочный. ПРИКИНУТЬСЯ АГНЦЕМ С агнцем (ягненком) сравнивают человека кроткого, покорного. Нередко в сравнение вкладывают иронический смысл, подразумевая, что черты эти показные, и адресуют его лицемеру, изображающему смирение, демонстрирующему себя как невинную жертву. Выражение «прикинуться агнцем» прямо указывает на то, что эти свойства являются маской, скрывающей истинное лицо. Агнец, как жертвенное животное, неизменно использовался в религиозных обрядах израильтян. Еще при установлении Пасхи перед исходом из Египта агнец избирается «пасхальной жертвой Господу» (см. Исх.12:27 ). Сам ритуал, с его строго определенным порядком действий, являлся символом, и каждая из составляющих имела свое сокровенное значение. Кровь жертвенного агнца очищала от грехов. Обязательное требование к приносимой жертве — ее непорочность: «…жертва должна быть без порока, чтоб быть угодною Богу: никакого порока не должно быть на ней. Животного слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень» ( Лев.22:21–22 ). В то же время агнец — обычное животное, повадки которого (как и других, фигурирующих в тексте Б. животных — льва, змеи, голубя и проч.) проецируются на человека. Пророк Иеремия говорит о себе: «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня…» ( Иер.11:19 ). Христос напутствует избранных для проповеди учеников: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» ( Лк.10:3 ). Из соединения двух символических планов и рождается образ агнца как существа кроткого, смиренного, безгласного, невинного, предназначенного быть искупительной жертвой. В пророческом слове Исайи об Искупителе сказано: «…Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущими его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» ( Ис.53:6–7 , ср. Деян.8:32–33 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

священник Андрей 22 декабря 2018, 13:06 Не откажешь сегодняшней Украинской элите в умении виртуозно продавать не своё и способности получить при этом личную выгоду. Но сейчас налицо в религиозной жизни конфликт интересов. Дальнейшая распродажа церковного суверенитета грозит оставить не у дел ее активистов. И лучше всех это понимает господин Денисенко. Остаётся только одно — покаяться! Наталия Ростова 22 декабря 2018, 09:43 Ни для кого из нас не секрет,что простым людям в Украине окончательно заморочили головы. В их СМИ идет постоянная информация о " российских агрессорах " . О том, что мы, россияне, их ненавидим и хотим стереть с лица Земли. У меня вопрос, по этому поводу...Простой, верующий украинец, который совсем запутался в этих " автокефалиях " и хочет просто ходить в храм и Богу молиться. Будет отвечать перед Господом, за то что ему мозги заканифолили? 21 декабря 2018, 19:03 Меня тоже поразило и испугало лицо митр. Эммануила. " Господи, спаси и сохрани своих " . Елена 21 декабря 2018, 15:23 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.Они обрадовались и согласились дать ему денег;и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.Лк 21,3-5 К сожалению,этот " собор " предал Христа и народ,вовлекая простых людей вне спасении душ...Причем предал намного раньше,чем был совершен.Дай Боже в этом покаяние и вразумление...Спаси Господи и помилуй Украину и Дай Боже не искуситься,а идти с Христом доконца.Да УкрепитБог в истинной вере Церковь Украины с ее народом и нами!С нами Бог!Дай Боже,чтобы все эти расколы и ереси побыстрее прошли,а истинная Ц Х укрепилась! Михаил 21 декабря 2018, 14:53 Благодарю за статью, Тарас! " Если Господь не созиждет дома, напрасно трудится строитель; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж " (Псалом 126:1-5 ) " И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками " (Деян 5:33-39).

http://pravoslavie.ru/118047.html

Ученик читает: Законоучитель . Так. Достаньте книги. Прочитаем, что называется таинством причащения. Ученик читает: причащение есть таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает самого тела и крови Христовой для вечной жизни. Законоучитель . (после повторения учеников прочитанного). А что в таинстве причащения верующим предлагается не хлеб и вино, a тело и кровь Христова, об этом Сам Спаситель говорить так: приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое (т. е. которое за вас преломляется); пийте от нее вси: сия бо есть кровь Моя Нового Завета, я же за вы и за многия изливаемая (т. е. которая за вас и за многих изливается) во оставление грехов ( Мф. 26:26–29 ; Мк. 14:22–25 ; Лк. 22:19–21 ). Тексты заучиваются, как было указано раньше. Законоучитель . А о том, что без таинства причащения спастись нельзя, Спаситель говорить так: аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе ( Ин. 6:53 ; если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни). Текст заучивается и переводится. Законоучитель . Наконец, о том, что надо приготовиться к таинству причащения, Священное Писание говорить так: да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет: ядый бо и пияй недостойне суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня ( 1Кор. 11:28–29 ; пусть испытывает себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пиет от чаши сей; ибо кто ест и пиет недостойно, тот ест и пиет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем).Когда заучены будут тексты, законоучитель говорить ученикам: теперь опять посмотрите сюда, прочитайте (указывает на цыфру 1, где написаны выводы) и скажите, как это переложить в вопросы? Ученик. Когда было установлено таинство причащения? Законоучитель . Да! Так, вместо этого, запишем вопрос. Тоже делается и с следующими записями, и получается ряд вопросов: Когда будут записаны все вопросы, тогда ученики приступают к связному изложению урока с приведением слов Священного Писания. По окончании урока — молитва.

http://azbyka.ru/deti/hristianskoe-vospi...

14: 27). И еще: “Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире скорбны будете, но мужайтесь: Я победил мир” (Ио. 16: 32–33). И опять за несколько недель до Голгофы: “Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать… и быть убиту, и в третий день ВОСКРЕСНУТЬ” (Мф. 16: 21). И снова: “Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших” (Лк. 23: 28). Не в Нем трагизм, а в нас.   Подобно сему и христианин, получивший дар любви Христовой, при всем сознании еще не достигнутой полноты, избегает трагизма всепоглощающей смерти; в болезненном сострадании и плаче в молитве за мир он не становится жертвой безысходного отчаяния безвозвратной гибели. Более ясным бывает видение — когда молитва каким бы то ни было образом войдет в вековой поток Гефсиманской   И странно, и горестно: мир в массе своей не принимает Духа Божия, и молитва возвращается к молящемуся не только с чувством безрезультатности, но еще и с умноженной скорбью. Но это, конечно, неверное ощущение. Да, искомого изменения духовной атмосферы вселенной не произошло, но если бы не было молящихся, то “власть тьмы” (Лк. 22: 53) усиливалась бы с еще большей динамикой.   Те, что еще не имели описанного опыта с силою, легко все же поймут меня, если молились за мир или отдельных дорогих им людей, вдохновленные Богом. Сердце при такой молитве, часто быстро, входит в самую жизнь того или тех, за кого молится, и знает, что с ними. Это: или радость и покой, или тревога и печаль, иногда же жуткий мрак ада, и подобное сему зло. Молящийся ощущает сии состояния, как его собственные. И это своего рода аберрация: в действительности чрез молитву душа видит–живет–сливается с теми, о ком молитва. Если при этом испытываемое нами тягостное чувство прелагается на радость или успокоение, то это верный знак, что молитва наша была услышана: больной будет поправляться, отчаянный получит свет надежды, грозившая беда минует, и подобное.   Именно таковое общение в бытии с людьми и даже вообще мира сего свойственно подлинной молитве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

14:27). И еще: «Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире скорбны будете, но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:32—33). И опять за несколько недель до Голгофы: «Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать... и быть убиту, и в третий день ВОСКРЕСНУТЬ» (Мф. 16:21). И снова: «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк. 23:28). Не в Нем трагизм, а в нас.    Подобно сему и христианин, получивший дар любви Христовой, при всем сознании еще не достигнутой полноты, избегает трагизма всепоглощающей смерти; в болезненном сострадании и плаче в молитве за мир он не становится жертвой безысходного отчаяния безвозвратной гибели. Более ясным бывает видение — когда молитва каким бы то ни было образом войдет в вековой поток Гефсиманской    И странно, и горестно: мир в массе своей не принимает Духа Божия, и молитва возвращается к молящемуся не только с чувством безрезультатности, но еще и с умноженной скорбью. Но это, конечно, неверное ощущение. Да, искомого изменения духовной атмосферы вселенной не произошло, но если бы не было молящихся, то «власть тьмы» (Лк. 22:53) усиливалась бы с еще большей динамикой.    Те, что еще не имели описанного опыта с силою, легко все же поймут меня, если молились за мир или отдельных дорогих им людей, вдохновленные Богом. Сердце при такой молитве, часто быстро, входит в самую жизнь того или тех, за кого молится, и знает, что с ними. Это: или радость и покой, или тревога и печаль, иногда же жуткий мрак ада, и подобное сему зло. Молящийся ощущает сии состояния, как его собственные. И это своего рода аберрация: в действительности чрез молитву душа видит-живет-сливается с теми, о ком молитва. Если при этом испытываемое нами тягостное чувство прелагается на радость или успокоение, то это верный знак, что молитва наша была услышана: больной будет поправляться, отчаянный получит свет надежды, грозившая беда минует, и подобное.    Именно таковое общение в бытии с людьми и даже вообще мира сего свойственно подлинной молитве.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В еруем, что в Церкви есть Евангельские Таинства, числом семь. Ни менее, ни более сего числа Таинств в Церкви не имеем. Число Таинств сверх семи выдумано неразумными еретиками. Семеричное же число Таинств утверждается на Священном Писании , равно как и прочие догматы православной Веры. И во–первых: Святое Крещение предал нам Господь в сих словах: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа” ( Мф. 28:19 ); “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” ( Мк. 16:16 ). Таинство Святого Мира, или Святого Миропомазания также основывается на словах Спасителя: “Вы же оставайтесь во граде Иерусалиме, доколе облечетесь силою свыше” ( Лк. 24:49 ), каковою силою Апостолы и облеклись по сошествии на них Святого Духа. Сила сия сообщается посредством таинства Миропомазания, о котором рассуждает и Апостол Павел ( 2Кор. 1:21–22 ), а яснее Дионисий Ареопагит . Священство основывается на следующих словах: “Сие творите в Мое воспоминание” ( 1Кор. 11:24 ); также еще: “Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, будет разрешено на небесах” ( Мф. 16:19 ). Бескровная Жертва – на следующих: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое…. пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета” ( 1Кор. 11:24–25 ); “Если не будете есть Плоти Сына Человеческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни” ( Иоан. 6:53 ). Таинство брака имеет основание в словах самого Бога, сказанных о нем в Ветхом Завете ( Быт. 2:4 ); каковые слова подтвердил и Иисус Христос, говоря: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” ( Мр. 10:9 ). Апостол Павел брак называет великою тайною ( Еф. 5:32 ). Покаяние, с которым соединяется таинственная исповедь, утверждается на сих словах Писания: “Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” ( Иоан. 20:23 ); также: “Если не покаетесь, все так же погибнете” ( Лк. 13:3 ). О таинстве Святого елея, или молитвенном Елее, упоминает Евангелист Марк, яснее свидетельствует брат Божий (5:14–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Веруем, что в Церкви есть Евангельские Таинства, числом семь. Ни менее, ни более сего числа Таинств в Церкви не имеем. 6 Число Таинств сверх семи выдумано неразумными еретиками. Семеричное же число Таинств утверждается на Священном Писании , равно как и прочие догматы православной Веры. И во-первых: Святое Крещение предал нам Господь в сих словах: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ); «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). Таинство Святого Мира, или Святого Миропомазания также основывается на словах Спасителя: «Вы же оставайтесь во граде Иерусалиме, доколе облечетесь силою свыше» ( Лк. 24:49 ), каковою силою Апостолы и облеклись по сошествии на них Святого Духа. Сила сия сообщается посредством таинства Миропомазания, о котором рассуждает и Апостол Павел ( 2Кор. 1:21–22 ), а яснее Дионисий Ареопагит . Священство основывается на следующих словах: «Сие творите в Мое воспоминание» ( 1Кор. 11:24 ); также еще: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, будет разрешено на небесах» ( Мф. 16:19 ). Бескровная Жертва – на следующих: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое…. пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета» ( 1Кор. 11:24–25 ); «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Иоан. 6:53 ). Таинство брака имеет основание в словах самого Бога, сказанных о нем в Ветхом Завете ( Быт. 2:4 ); каковые слова подтвердил и Иисус Христос, говоря: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мр. 10:9 ). Апостол Павел брак называет великою тайною ( Еф. 5:32 ). Покаяние, с которым соединяется таинственная исповедь, утверждается на сих словах Писания: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. 20:23 ); также: «Если не покаетесь, все так же погибнете» ( Лк. 13:3 ). О таинстве Святого елея, или молитвенном Елее, упоминает Евангелист Марк, яснее свидетельствует брат Божий (5:14–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Вопрос. Можно ли согласиться с теми, которые утверждают, что Тело Господа только пребывает с хлебом? Ответ. Нет; потому что Иисус Христос не говорит: в этом хлебе или с этим хлебом, или под этим хлебом, или в этом хлебе принятом с верою, или с этим хлебом, когда вы его примите, – есть Мое Тело; но Он ясно говорит: сие есть Тело Мое. То, что Иисус Христос держал в Своих пречистых руках, не могло быть в одно и то же время хлебом и Телом Его. Вопрос. Укажите в Св. Писании еще несколько примеров, где по слову Иисуса Христа тотчас совершалось чудо? Ответ. «Царедворец говорит Ему: «Господи, приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги и сказали: сын твой здоров. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров» ( Ин.4:49–53 ; см. Мф.8:26 ; Мк.7:32–35 ). Вопрос. Что должно отвечать тем, которые спрашивают: «как возможно, чтобы хлеб претворился в Тело Господа»? Ответ. Их должно спросить: как Бог сотворил мир из ничего; как воды Египта превратились в кровь; как жезл Аарона превратился в змея; как вода на браке в Кане превратилась в вино? Вопрос. Каким образом Тело и Кровь Господа могут присутствовать под видом хлеба и вина? Ответ. Так же, как ангелы являлись праведникам в образе человека: говорили, ходили, ели, как бы они были настоящими людьми. Святый Дух явился в телесном образе голубя ( Лк.3:22 ), а в другой раз в виде огненных языков ( Деян.2:3 ). Вопрос. Каким образом Тело Иисуса Христа в одно и то же время может пребывать во многих местах? Ответ. Мы мало знаем свойства и совершенства прославленных тел; но мы знаем, что она не подобны телам смертным. Каким образом тело Спасителя прошло сквозь запертые двери? ( Ин.20:19, 26 ). Каким образом после вознесения, хотя Иисус Христос пребывает на небе, явился он ап. Павлу? ( 1Кор.15:8 ). Наконец, если всемогущество Божие не достаточно для того, чтобы одно и тоже Тело Господа в одно и то же время находилось во многих местах, то каким образом Иисус Христос насытил пять тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами ( Ин.5:10 ), и в другой раз – четыре тысячи – семью хлебами и несколькими малыми рыбами? ( Мк.8:1–9 ; Лк.9:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Геннадий, Санкт-Петербург 01 августа 2022г. 12:18 //Кумран жил своими обычаями, и Господь праздновал как они. Ссылку я приводил.//(с) Я ознакомился с версией С.С. Аверинцева. Она из разряда мифов о том, что Иисус Христос был адептом секты Ессеиев ( кумранитов ). Евангельские тексты эти мифы опровергают. Вот читайте: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим» (Мк. 14, 12). «Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» (Лк. 22, 7 – 8). " В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? " (Мф.26.17) Виталий Мигузов, Воронеж 02 августа 2022г. 15:53 Геннадий, во-первых это не версия С.С.Аверинцева. Во- вторых нет и речи, что Господь был адептом секты Ессеиев, но друзья у него оттуда были точно. В третьих, Вы к чему процитировали Мк. 14, 12, ибо это совсем непонятно. Я Вам цитировал Лк. и нет никаких сомнений, что Господь праздновал Пасху. И как Вы можете объяснить , что иудеи вместо празднования Пасхи убивали Христа? Геннадий, Санкт-Петербург 03 августа 2022г. 14:50 //Во- вторых нет и речи, что Господь был адептом секты Ессеиев, но друзья у него оттуда были точно. В третьих, Вы к чему процитировали Мк. 14, 12, ибо это совсем непонятно.//(с) Я процитировал отрывки про " день опресноков " из всех трех синоптических текстов Евангелия, а не только из Мк. Из них видно, что там речь идет о празднике, который празднуют все жители Иудеи (Иерусалима), а не только какие-то " друзья " . В текстах Евангелия от Матфея и Марка говорится, что инициаторами проведения вечери были апостолы, а не Иисус Христос. То есть они, по-вашему, и есть те самые друзья? Петр был семейным человеком, Матфей был мытарем ( сборщиком налогов ), Иуда был сребролюбцем и т.д. Какие же они - ессеи?//И как Вы можете объяснить , что иудеи вместо празднования Пасхи убивали Христа?//(с) Это веский аргумент, но и пятница (14 нисан ) - день распятия Христа, согласно Евангелию от Иоанна, тоже был священным днем т.к. день Опресноков - это второй день иудейской Пасхи, а согласно пятикнижию Моисея, Бог велел почитать и 14 нисан. В целом, на Ваши вопросы я уже ответил в конце своего комментария от 02 августа 2022г. 15:10. Прочитайте его. Он заканчивается такими словами: " Если же историзм поставить во главу угла, то придется придумывать гипотезы, которые бы объяснили, почему в один и тот же год было два дня празднования иудейской Пасхи. Придется вводить две религиозные традиции, в которых дни празднования Пасхи различались бы. Возможно, такие традиции, со своими календарями, действительно существовали, но Священное Писание нам ни чего об этом не сообщает. "

http://bogoslov.ru/article/6174863

Если Литургия созидает Тело Христово – Церковь Христову, то иконостас показывает Его в образах. Вопросы: 1. На какие части разделен православный храм? 2. Что символически изображает храм? 3. Что символически изображает алтарь? 4. Как располагаются ряды (чины) в классическом русском иконостасе? 5. Почему центральные двери в иконостасе называются царскими? 26. Алтарь Когда открываются царские врата алтаря, то есть двери посредине иконостаса, мы видим перед собой квадратный стол, который называется престолом (по-гречески – трапеза ). В первые века христианства в подземных катакомбных церквях престолами служили гробницы мучеников. На престоле совершается важнейшее христианское богослужение – Божественная Литургия – освящение Святых Даров. Алтарь предназначен для совершения священнодействий. По православной традиции храмы строят так, что алтарь направлен на восток (на православном Западе в I тысячелетии храмы тоже строили алтарем на восток) . Восток – сторона света, где восходит солнце и откуда свет приходит в наш земной мир. В духовном смысле Иисус Христос есть Восток свыше (см. Лк.1:78 ), Солнце правды (см. Мал.4:2 ), несущий в мир свет Вечной Жизни и Спасения. Великим постом на Литургии Преждеосвященных Даров священник благословляет молящихся словами: «Свет Христов просвещает всех». В устройстве храма восток символизирует Спасителя Иисуса Христа, Своим светом озаряющего мир. Престол – это сердце и духовный центр православного храма. Он имеет преемственную смысловую связь с тем столом, за которым совершалась Тайная Вечеря. Тогда Спаситель мира Господь наш Иисус Христос взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–29 ). Сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). О таком избранном общении с Ним всех Своих истинных учеников Иисус Христос сказал: Я есмь хлеб жизни… хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную ( Ин.6:48, 50–51:53–54 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/tainstvenn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010