Скачать epub pdf Глава 5 Нагорная беседа. Блаженства ( Мф.5:1–16 ). Учение о законе ( Мф.5:17–20 ). Ветхозаветные заповеди: о убийстве ( Мф.5:21–26 ), О прелюбодеянии ( Мф.5:27–30 ), о разводе ( Мф.5:31–32 ) о клятве ( Мф.5:33–37 ), о мести ( Мф.5:33–37 ), о любви к ближним ( Мф.5:43–48 ) Мф.5:1 . Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. «Взошел на гору». Почему вся эта беседа и называется обыкновенно Нагорною беседой или проповедью Спасителя. Предание указывает на эту так называемую гору Блаженства недалеко от Капернаума. Христос взошел на гору, без сомнения, потому, что с горы удобнее было проповедовать множеству народа, нежели оставаясь с ним в равнине. «Сел». Это был обычай у иудеев произносить более или менее длинные поучения сидя ( Лк.4:20, 5:3 ; Ин.8:2 ; Деян.13:14,16:13 ). «Приступили… ученики». Не из 12-ти только, но вообще следовавшие за Ним и жаждавшие слушать Его учение. Мф.5:2 . И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря. «Учил». По сказанию Евангелиста Матфея представляется, что вся эта беседа ( Мф.5–7 ) произнесена за один раз на горе (ср.: Мф.5:1–8:1 ); по сказанию же Евангелиста Луки различные части этой беседы сказаны были в разное время и по разным случаям ( Лк.6:20–49 ; Мф.6:9 и далее. Ср.: Лк. 11:1 и далее; Мф. 6:25 и далее. Ср.: Лк.12:22 и далее; Мф.6:7 и далее. Ср.: Лк.11:34 и далее). В пояснение этого обыкновенно предполагают или что Евангелист Матфей сопоставил в одной длинной речи разные речи, сказанные в разное время по разным случаям, как повествует Евангелист Лука, или что части этой речи, сказанной на горе, были потом повторены Господом и в других случаях (последнее более вероятно). Дело, впрочем, не в том, так или иначе было это, – важнее знать самое учение Господа, чем исследовать, при каких обстоятельствах сказано то или другое. В тех случаях, когда невозможно прямо и положительно определить это, приходится вдаваться в догадки, мало уясняющие дело. «Учил их». «Когда слышишь слова учил их, не ду­май, что Он говорит только к ученикам Своим, но что через учеников говорит ко всем» (Златоуст; ср.: Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В Евангелиях св. Ап. Пётр представляется человеком живым, порывистым, быстрым в решениях и действиях, мыслящим образами и представлениями. Не смотря на свой преклонный возраст, он всегда оказывается впереди учеников и успевает первым выступить с словом и действием; при чём и слово, и действие его отличаются неподражаемо рельефной образностью. Когда Господь впервые совершил пред глазами его чудо, он падает к ногам Господа и восклицает: «уйди» из лодки моей! «я человек грешный» ( Лк.5:8 ). В другой раз, увидев Господа, идущего по морю, он бросается по воде навстречу Ему ( Мф.14:35–33 ). Он первый исповедует Иисуса Христом, Сыном Бога живого ( Мф.16:16 ) и от лица всех учеников выражает непоколебимую решимость следовать за Ним ( Ин.6:68:69 ). Но когда Господь впервые поведал ученикам об ожидающих Его ужасных страданиях, Пётр, «отозвав Его» в сторону, «начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, и Господи! да не будет этого с Тобою!» ( Мф.16:22 ). В ответ на наставления Христа о прощении обид и о соблазнах богатства, он ставит реально-конкретные, в духе в. з. номизма, вопросы: «сколько раз можно прощать, до семи ли раз» ( Мф.18:21 )? и: «вот мы все оставили... что же будет нам?» ( Мф.19:27 ). Восхищенный преображением Господа на Фаворе, он выражает благоговейный восторг свой таким предложением: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи»; при чём в живом воображении своём он даже распределяет эти кущи: «Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» ( Мр.9:5 ). Когда Господь хотел умыть ноги ему, он, вначале не понимая идеально возвышенного смысла этого действия, решительно протестует, но затем, уразумев символическое значение образа, восклицает: «Господи, не только ноги мои, но и руки и голову» ( Ин.13:9 ). Под живым впечатлением прощальной беседы, он обещается Господу быть верным Ему до смерти и следует за Ним во двор первосвященника, но здесь новые образы, новые картины внушают ему новые впечатления; он забывает предсказание Господа и трижды отрекается от Него; но один взгляд Господа напоминает ему всё и повергает его во всю глубину христианского покаяния. В тяжкий час гефсиманского бремени Иисуса Пётр крепко спит и почивает, но, когда, при появлении стражи, «бывшие» с Иисусом только ещё спрашивали: «Господи, не ударить ли нам мечем? один из них (то был, конечно, Симон Пётр – ср. Мф.26:69 ) отсёк» уже «рабу первосвященникову правое ухо» ( Лк.22:49–50 ). Характерен также случай на Галилейском озере: нагой в лодке, Пётр опоясывается епендитом, бросаясь в воду навстречу Христу; увидев Господа и Учителя своего, забывает и о воде, и обо всём, влекомый одним стремлением предстать пред Господа своего ( Ин.21:7 ). Как видим, Симон, сын Ионы из Вифсаиды. не был натурой рассудочно-рефлективною; в характере его преобладали живые представлевния, быстро переходившие в волевые импульсы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОЧЕСТИЕ [греч. εσβεια от ε - благо и σβομαι - чту, почитаю], внутреннее благоустроение души, основанное на богопочитании и выполнении религ. и нравственных предписаний. Христианство не является единственным носителем традиции Б., представляющего собой универсальное явление общечеловеческого религиозно-нравственного умозрения и опыта. Однако только в ВЗ и христианстве феномен Б. приобретает подлинный смысл, поскольку содержанием его является почитание истинного Бога. Терминам «Б.», «благочестивый», «благочестиво» Синодального перевода соответствуют в греч. Библии термины εσεβς, εσεβς, εσβεια (Иф 8. 31; Прем 10. 12; Сир 11. 15 (17 по LXX), 22; 12. 2, 4; 13. 21 (17 по LXX); 16. 14 (13 по LXX); 23. 15 (12 по LXX); 27. 11, 32 (29 по LXX); 28. 25 (22 по LXX); 33. 14; 37. 15 (12 по LXX); 39. 33 (27 по LXX); 43. 36 (33 по LXX); 49. 4 (3 по LXX); Ис 11. 2; 2 Макк 1. 19; 3. 1; 12. 45; 3 Макк 2. 23-24 (31-32 по LXX); Деян 3. 12, 10. 2, 7; 2 Пет 1. 3, 6-7; 2. 9; 3. 11; 1 Тим 2. 2; 3. 16; 4. 7-8; 6. 3, 5-6, 11; 2 Тим 3. 5, 12; Тит 1. 1; 2. 12), θεοσβεια, θεοσεβς (Иф 11. 17; Вар 5. 4; 1 Тим 2. 10), δκαιος (Притч 3. 33; Ис 57. 1; Лк 20. 20), σιος (Сир 39. 16 (13 по LXX); Тит 1. 8), κλλιστος (2 Макк 6. 23), ελαβς (Лк 2. 25; Деян 22. 12), λεος (Ос 6. 4), θρησκεα (Иак 1. 26-27). В античной литературе термин εσβεια первоначально употреблялся греч. писателями классического периода для обозначения почтения к родителям, учителям, правителям и благодетелям. В религ. плане этот термин стал употребляться для обозначения праведности в отношении богов и их почитания. В эпосе Гомера ни в «Илиаде», ни в «Одиссее» термин εσβεια не встречается. Некое предварительное понятие Б. формируется у Гомера в связи с более конкретным понятием героического «стыда/чести» (αδς), некого свойственного герою достоинства и благообразия. Др. понятие, соотносимое с идеей Б., обозначается словом, выражающим почтительное удивление, благоговение (σβας).

http://pravenc.ru/text/149337.html

LIX. О любви к Богу и ближним Сущность Евангельского учения о любви человека к Богу, ближним и самому себе I. Христианская любовь есть исполнение закона ( Рим.13:10 ). Разъясним посему сущность евангельского учения о любви к Богу, ближним и самому себе. II. а) Требуя от нас любви ко всем людям, Христианство узаконивает предпочтительную любовь к Богу. Первая и наибольшая заповедь, указанная Спасителем, есть: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим ( Мф.22:37–38 ). Иисус Христос не только учил нас любить Бога больше всего в мире, не исключая и самых дорогих нам людей, но и Сам, живя на земле, дал нам образец такой беспредельной любви к Богу. Современники земной жизни Спасителя ясно видели, что Он никого не любил так, как Отца Своего Небесного. Начиная с детского возраста и кончая предсмертными минутами на кресте, Иисус Христос всегда горел всецело любовью к Нему ( Мф.2:49 ; Лк.23:46 ). б) Евангелие настоятельно требует от человека возможной любовной заботливости, о благе его ближних в особенности, и даже готовности на всяческое разумное самопожертвование в пользу их. Мерой любви нашей к ближним должна служить любовь Того, Кто, будучи Сыном Божиим, обрёк Себя ради нашего блага на всяческие лишения и скорби. Как Я возлюбил вас, – говорит каждому из нас Спаситель, – так и вы да любите друг друга ( Ин.13:34 ). Спаситель допускает разные степени любви к Людям. Прежде всего, нельзя не указать на то, что Он называет заповедью Божией заповедь об особом почитании родителей и об особой заботливости о них и осуждает фарисеев за непочтительное и беззаботное отношение к их отцам и матерям ( Мк.7:9–13 ). Что касается самих родителей, то, по учению Иисуса Христа, их любовь и заботливость должны быть направлены на их собственных детей ( Мф.15:26 ; Лк.11:11–13 ). С особенной любовью и попечительностью относился Иисус Христос к тем, кто принял Его учение и сделался членом основанного Им духовного царства ( Ин.17:9 ). Не с безразборчивой любовью относился Иисус Христос к разным народам, какие жили в Его время. Особенно близкими Его сердцу были иудеи, как Его соотечественники ( Мф.10:6 и др.). Говоря, что мать, братья и сёстры Его суть те, кто исполняют волю Отца Небесного ( Мф.12:46–50 ), Иисус Христос учит лишь тому, что для христианина особая сердечная близость его к некоторым людям должна условливаться не одними только кровными связями, но и духовными отношениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1 Так именуют себя в выходных листах первые печатные Уставы, оканчивая изданными при патр. Иосифе, и нынешний старообрядческий (единоверческого издания) устав. 2 Peregrinatio ad loca sancta 34 Правосл. Сборник, 20 вып., стр. 54 3 Лк. 24:53. 4 Пс. 150. 149:1, 3. 5 Пс. 21:23. 26; 49, 14. 23. Ср. Евр. 13:15 6 Числ. 10:10. 7 Священные трубы заменяли также у евреев наши колокола: ими созывался народ к скинии, а впоследствии д.б. и в храм; для этой цели было при скинии две серебряных трубы; когда трубили в обе вместе, это было призывом для всего народа; звук одной трубы – для одних начальников; для снятия стана трубили тревогу (Числ. 10:1—7). Место об этом их книги Числ читается в нашей и р.-католической церкви при благословении колоколов. При храме число труб доходило до 100 (1 Пар. 15:24; 2 Пар. 5:12. Ср. Иосиф Флавий . Antiqu. III, 12, 6). Трубы имели только священное употребление. Они напоминали рожки, которыми ныне муэззины сзывают на молитву магометан. Олесницкий (А.) . Древнееврейская музыка и пение. Труды Киев. Духов. Акад. 1871, 11, 117. 8 1 Пар. 16:40. 41. 9 Суд. 9:13. Талмуд, Erachin, Hemarah 11 10 М. б. Места псалмов, где должно было происходить такое повышение тона и аккомпанемент труб, обозначены загадочным термином selah . Этот термин имеют 39 псалмов (напр. 7, 21, 22) и песнь Аввакума; 16 псалмов имеют его 1 раз, 15 – 2 раза, 7 пс. И песнь Авв. — 3 раза, один псал. (88) – 4 раза. LXX переводят этот термин διαψαλμα , славянская Библия опускает. Термин, как и перевод его у LXX, объяснялся различно (древнейшее объяснение: «во век»), но большинство склоняется к мнению, что он означает начало строф или изменение голоса и тона музыки, и скорее всего поднятие последнего вверх. Sommer J . Biblishe Abhandlungen, 1 B, Bonn 1844, I. Erklärung des Sela. S. 1—84. Думают также, что selah означает место песни, где должен был останавливаться один хор, и другой повторять пропетое первым, и что слово составляет первые буквы слов: sok lemahla haschar – возвратись певец к началу. Олесницкий . Др.-евр. Муз. И пение. Т.К.Д.А. 1871. 12, 371.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Глава 24 Зач. 112. Путешествие жен мироносиц ко гробу Христову. Четвертое воскресное евангелие. О пришествии жен мироносиц ко гробу Христову повествуют и св. Еванг. Матфей ( Мф.28:1 и дал.) и Марк ( Мк.6:2 и дал.). Евангел. Лука повествует об этом согласно с ними, но только с тем различием, что, опуская их подробности, вносит свои. Еванг. Матфей прежде путешествия жен мироносиц на гроб Спасителя, повествует о самом воскресении Христовом (28:1 ст. и дал.) Равным образом еще прежде повествования о воскресении, он описывает, как враги Христовы поставили стражу к Его гробу ( Мф.27:62 и дал.) Еванг. же Лука, как равно и Марк, опуская эти события, прямо говорят о мироносицах. Лк.24:1 . Во едину же от суббóт зелó рáно приидóша на грóб, носящя яже уготóваша аромáты: и другия с ними: (В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;) Во едину от суббот (в первый день недели). Суббота у евреев – седьмой и последний день недели, день праздничный (4-ая запов.). Едина от суббот или первый день недели; это – первый день после субботы, в который Господь воскрес и который с того времени у нас христиан называется воскресным: этот день был третьим от Его смерти. Что Господь имел воскреснуть в третий день, это пророчески представлено было прор. Ионою, который, будучи поглощен китом, на третий день живым был извергнут им из чрева, и об этом Сам Господь неоднократно предсказывал Своим Апостолам. Так и совершилось на самом деле. «А как считается воскресение Христово тридневным, узнай, пишется в Пасхальном синаксаре: вечер четверга и день пятка – вот сутки, по еврейскому счету, ночь пятка и день субботний – другие сутки; субботняя ночь и день недельный – третьи сутки. Здесь начало дня принимается за целый день». В каком часу последовало воскресение Христово, этого определить нельзя; полагают, утром после полуночи (Амвр. Медиол.). Зело (очень) рано, у Матфея, на рассвете, у Марка, весьма рано. Приидоша на гроб (пришли они), т. е. женщины, которые следовали за Господом из Галилеи и смотрели на Него распятого (23:49). Ниже (10 ст.) св. Лука указывает трех из них, но прибавляет, что с этими тремя были и другие. Носяще, яже уготоваша (приготовленные) ароматы, т. е. благовонные масти, какими, по обычаю иудеев, намазывали тела умерших. Масти эти составлялись из разных благовонных веществ и различно. Бывали они из одного вещества, нардового цельного мира ( Марк. 3 ), но большею частию составлялись из смешения разных веществ ( Иов.41:22 ), – чистого оливкового масла и привозных веществ, особенно из мирры, нарда и ладана и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Собраться вокруг языка» Отклик на книгу «С благодарностью – Ваш В. Курбатов» 22.09.2023 480 Время на чтение 6 минут (Тобольск: Изд. Отд. Общ. Благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», 2023. – 152 с.; ил. Редактор-составитель Ю.П. Перминов) Эти три слова, собранные Валентином Яковлевичем Курбатовым вместе и вынесенные мною в название отклика, стремятся объединить всех нас, людей России. Они примеряют нас с сумерками и непогодой, ибо в них угадывается образ пылающего костра человеческого, помогающего жить, обнимающего теплом и светом, споспешествующего душевному разговору, в котором, может быть, рождается истина. Или просто помогающего коротать трудное, ненастное время. Стоит вглядеться в умное пламя книги дружеских посланий выдающегося литературного критика, проникающего в потаённые глубины русского Слова и задуматься: перед нами воистину «душеполезное» чтение. «Огонь пришёл Я низвести на землю, – говорит Спаситель, – и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12, 49). «Огонь» – это метафора любви, именно она механического человека преображает в живое, одушевлённое существо. Письма последних двенадцати лет подвижнической жизни этого человека адресованы его другу Аркадию Григорьевичу Елфимову, председателю президиума благотворительного фонда «Возрождение Тобольска»; статьи и отзывы самого Курбатова второй части книги – широкому кругу читателей, а вместе, письма и статьи, – Вечности. Личные послания другу охватывают последний период жизни автора – с 2008 по 2022 год и читаются на одном дыхании с чувством неизбывного восторга, словно всё в них сказанное видится сквозь волшебное стекло души. Это особый исповедальный жанр русской прозы, ныне опять возрождающийся, совершенно свободный в доверительном выражении своих мыслей и чувств. Письма Валентина Курбатова сильны не только откровенной открытостью, но и страстным неподдельным желанием помочь другу, своему адресату, в его тяжелейшем деле держаться доброго пути. С каким наслаждением он произносит русское слово «благотворительность», как восхищается тем, кто «благо творит», освобождая «благое» от скорлупы затвердевшего смысла, возвращая первоначальную свежесть! Сколько же было нежной лукавинки у Валентина Курбатова, что и в строках и между строк его она переливается в письмах, согревает читающего их, окутывает по-отцовски, успокаивает, а порой и веселит, что так необходимо в нашей жизни. Веришь искреннему его слову, вольному, такому естественному, подчас просто доверительно разговорному. А порой в них возникает неизбежный драматизм. С болью, надеждой и радостью читаются его последние письма. Постепенно приходит осознание, что Курбатов был не только прекрасным литератором, но и вдумчивым мыслителем, обозначившим болевые точки нашего времени.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/22/...

Скачать epub pdf Седмица сырная ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. 96. (19,29–40; 22,7–39) О ПОДРАЖАНИИ ГОСПОДУ В СМИРЕНИИ Господь наш Иисус Христос, будучи Бог непостижимый, недоведомый и неизглаголанный, в продолжение всей Своей во плоти жизни был облечен в смирение, так что святое смирение праведно должно именоваться и Божественною добродетелью, и Владычнею заповедью… (63,406). Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает себя, но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви (54,145). Блаженно и преблаженно святое смирение, ибо оно как юным, так и состарившимся подает твердость в покаянии (54,208). Ни самый страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершена без смиренномудрия (55,39). Поистине нет ничего крепче смиренномудрия, ничто не побеждает его. Если со смиренным случится что-нибудь скорбное, он тотчас обращается к себе, тотчас осуждает себя, что он достоин того, и не станет укорять никого, не будет на другого возлагать вину и таким образом переносит случившееся без смущения, без скорби, с совершенным спокойствием, а потому и не гневается, и никого не прогневляет (55,41). Смирение избавляет человека от многих зол и покрывает его от великих искушений (55,49). Сокровище смиренномудрого внутри его, это сокровище – Господь (52,45). Смирение может сокрушить крепость многих грехов (52,202). Как душа непознаваема и невидима телесными (очами), так и смиренномудрый не познается среди людей (52,214). Смиренномудрому никогда не встречается такая нужда, которая приводила бы его в смущение или смятение (52,216). Истинно смиренномудр тот, кто имеет в сокровенности нечто достойное гордости, но не гордится и в мысли своей вменяет это в прах (52,237). Смирение усовершает душу Божественным созерцанием (52,239). Смиренномудрие, по причине постоянного самоограничения, приходит в созерцание и украшает душу целомудрием (52,280). У людей почтенно богатство, а у Бога досточестна душа смиренная (52,239). Где прорастает смирение, там источается Божия слава (52,301).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf 49. 30 неделя по Пятидесятнице. Беседа с начальником о жизни вечной 95 . Подражать Филарету Милостивому (Лк. 18:18–27) «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» ( Лк. 18:18 ). В сегодняшнем Евангельском чтении, благочестивые слушатели, святая Церковь предложила нашему назиданию беседу Спасителя с богатым начальником (князем). Человек этот спросил Христа: Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Христос указал ему на соблюдение заповедей закона Моисеева: не прелюбодействовать, не убивать, не красть, не лжесвидетельствовать, чтить отца и мать ( Лк. 18:20 ). В ответ на это указание последовала ссылка собеседника на то, что всё это сохранил он от юности своей ( Лк. 18:12 ). Тогда Христос сказал ему: Ещё одного недостаёт тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим... и приходи, следуй за Мной ( Лк. 18:22 ). И начальник смутился ( Мк. 10:22 ) и опечалился. Он был молод ( Мф. 19:20 ) и ему трудно было расстаться с богатством своим. Не мог он выполнить завета Христа и отошёл от Него. Христос же за его добрые намерения полюбил его ( Мк. 10:21 ). Тогда слушатели спросили Спасителя: кто же может спастись? На это Он ответил: Невозможное человекам возможно Богу ( Лк. 18:27 ). Как же Бог помогает спасаться человеку, в том числе и богатому? Ответом на это может явиться житие святого Филарета Милостивого. Праведный Филарет жил во второй половине восьмого века в Пафлагонии, в Малой Азии (современной Турции). Происходил он от знатных и благочестивых родителей. Был богат, имел жену и детей. Богатство своё употреблял не для наслаждения жизнью, а для блага ближних. Он любил нищих, убогих, увечных и щедро наделял их своей милостыней, придерживаясь правила: не отказывать никому, кто просит помощи, кто нуждается в милосердии. Но вот наступило испытание в жизни Филарета: вместе с населением области он подвергся нападению и ограблению со стороны соседнего варварского народа. У праведного Филарета из его прежнего богатого имущества остались только два вола, корова и дом. Но не возроптал, не впал в уныние он, а, подобно праведному Иову, предался воле Божией, не переставая вместе с тем, помогать бедным из того, что у него осталось. Так он отдал одного за другим обоих своих волов, отдал и корову, а чтобы не разлучать с ней телёнка, то и телёнка. Делился также последним куском хлеба и скудной одеждой. Когда же семья роптала, то он утешал её, говоря, что у них: «столько сокровищ, что хватит на сто лет жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf 30. Преображение Господне. О славе Божией (Мф. 17:1–9; Лк. 9:28–35; Мк. 9:2–10) «Преобразился еси на горе Христа Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да воссияет и наш грешным свет Твой присносущный.» Преображение Господне, братия и сестры, имеет особое значение, как в жизни самого Спасителя, так и в домостроительстве нашего спасения. Христос ещё задолго до Своих крестных страданий и смерти подготовлял к ним учеников Своих ( Лк. 9:22 ), чтобы, когда они наступят, апостолы могли правильно воспринять и понять их. Апостолам надлежало усвоить, что их Учитель не простой человек, не обычный еврейский пророк, а Сын Божий, принявший человеческий образ для спасения рода человеческого. Правда, апостолы уже на раз исповедовали его Сыном Божиим ( Ин. 1:49 ; Мф. 16:16 ), но, однако, в них глубоко затаилась обще-еврейская надежда, что ожидаемый Мессия будет земным царём Израилевым. Видя Его чудеса и огромное влияние на народ, они со дня на день ожидали, особенно после насыщения пяти тысяч человек, что Христос откроет Своё Царство, провозгласит Себя царём Израиля ( Деян. 1:6 ). Меньше всего они думали о Его страданиях, об избавлении от греха, проклятия и смерти, о даровании жизни нетленной, вечной. И вот требовалось, говорит преподобный Ефрем Сирин , чтобы «Господь явил им царство Славы Своей прежде поругания Своего и честь прежде бесчестия, чтобы, когда будет взят и распят, они знали, что распят не по немощи, а добровольно для спасения мира». Всё это раскрылось при Преображении Господнем. Напомним, как происходило Преображение Господне. С тремя ближайшими учениками («столпами») – Петром, Иаковом и Иоанном – Христос восходит на самую высокую ( Мк. 9:2 ) и прекрасную гору, чтобы помолиться ( Лк. 9:28 ). Это была гора Фавор. Христос стал молиться на самой вершине горы, чуть пониже – апостолы. Молясь, апостолы отягчились сном ( Лк. 9:32 ) и не видели начала Преображения Господня. Их пробудило сияние славы ( Лк. 9:32 ), необычайный свет, исходящий от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010