Ashere [ашэре] (блажени) – «не пожелание будущей судьбы, не содержательное описание нынешнего состояния, но полное чувства выражение суждения, что тот, кому или над кем это возглашается, должен быть почитаем счастливым» (Zahn Тн., стр. 181). Начальное слово блажени, девять раз Христом повторенное, указывает, следовательно, на цель учения Его – предложить учение о счастии высшем, получающем начало на земле, а завершение – на небе. Для уяснения смысла слова блажени поучительны следующие места: Лк.11:27; 23:29; 1:48 ; Рим.14:22 ; Апок.1:3 и противоположное горе: Мф.11:21; 24:19 ; Лк.6:24-26 . Значения счастливого, вполне удовлетворенного собою существования ( 1Тим.1:11; 6:15 ; Иак.1:22 ; сравните: 1Кор.7:40 ; Деян.20:35 ) слово μακριος не имеет. Бысть же егда глаголаше сия, воздвигши некая жена глас от народа, рече Ему: блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал ( Лк.11:27 ). «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» Яко се дние грядут, в няже рекут: блажены неплоды, и утробы, яже не родиша, и сосцы, иже не доиша ( Лк.23:29 ). «Ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!» Яко призре на смирение Рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди ( Лк.1:48 ). «Что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды». Ты веру имаши? о себе сам имей пред Богом. Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается ( Рим.14:22 ). «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает». Блажен чтый, и слышащии словеса пророчествия, и соблюдающии писаная в нем: время бо близ ( Апок.1:3 ). «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко». Горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вифсаидо: яко аще в Тире и Сидоне быша силы были бывшия в вас, древле убо во вретищи и пепеле покаялися быша ( Мф.11:21 ). «Горе тебе, Хоразйн! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во врётище и пепле покаялись».

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Возникший в связи с появлением ересей вопрос действительности или недействительности совершаемой Евхаристии тогда еще не существовал. Не было понятия «пресуществления» Святых Даров, тем более не возникало вопроса о сущности и времени этого пресуществления, как не существовало понятия совершительной для таинства сакраментальной формулы. Даже слова Господа, которым позднее западные богословы стали приписывать значение такой формулы, евангелистами переданы различно: у евангелиста Матфея – «приимите, ядйте: сие есть Тело Мое» ( Мф.26:26 ), «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:27–28 ); у св. Марка – «приимите, ядите; сие есть Тело Мое» ( Мк.14:22 ), «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» ( Мк.14:24 ); у св. Луки – «сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ), «сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» ( Лк.22:20 ). Апостол Павел, сообщение которого о Тайной вечере является самым ранним, приводит слова Господа так: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание» ( 1Кор. 11:24 ), «сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» ( 1Кор.11:25 ). Нетрудно заметить, что при различной передаче евангелистами одних и тех же слов Иисуса Христа, имеется некоторая близость в сообщениях евангелистов Матфея и Марка, равным образом между сообщениями евангелиста Луки и его наставника апостола Павла. Это можно объяснить только тем, что подлинные слова Господа передавались разными лицами с различными богословскими нюансами. Это сохраняло их сущность и не превращало в формулу. В этом случае личный духовный опыт участников вечери Господней и объективные явления благодати Божией в чудесах и знамениях были лучшими свидетельствами действительности вечери Христовой. Если в последнее тысячелетие под влиянием коллизии схоластического богословия с наукой и философией, а также вследствие потери евхаристического общения между восточной и западной половинами Церкви возникли проблемы времени и образа пресуществления Святых Даров, то у христиан апостольского времени подобных проблем не было, потому что слова Христа Спасителя «сие творите в Мое воспоминание» они принимали как заповедь делать то, что сделал Он Сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Из этого сказанного самым очевидным образом обнаруживается, что не только мы не должны сомневаться в том, квасным или бесквасным был хлеб таинственной вечери, но и необходимо должны признать, что он был квасный. Но о первой из твоих посылок довольно, а опять перейдём к остальным, по порядку. Впрочем, уже и вторая расшатана, когда ниспровержена первая, от которой зависит. Ибо принимая, что значение слова " хлеб " обоюдно, она навлекала сомнение из наведений по сему значению; а когда речь наша прогнала сию двусмысленность, и в противность твоему мнению представила несомненность, то я уверен, ты сознаёшь, внимательно рассуждая, что весь строй речи у тебя покоится на гнилом основании. Однако же рассмотрим её и саму по себе. Был день опресноков, говорит, и это показывают Евангелия. Сам я очень бы желал узнать это, и как в Евангелиях указывается. У Матфея, говорит, так. " В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу, говоря Ему: где велишь приготовить Тебе пасху? " (Мф.26:17). А у Марка: " И в первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? Мы пойдём и приготовим " (Мк.14:12). У Луки же: " настал же день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца, и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху " (Лк.22:7-8). Тогда же была и вечеря. Потому что говорит: " когда настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками " (Мф.26:20). И немного дальше: " И когда они ели, Иисус взяв хлеб и, благословив, преломил и раздал ученикам, и сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое " (ст.26). Так говорят Матфей и Марк (Мк.14:17,18,22). Да и Лука говорит: " когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания " (Лк.22:14-15). И вскоре: " и взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание " (ст.19). Это, конечно, знаю, речения Евангельские; но если допустим, что день, в который была Владычня вечеря, был одним из семи дней, в которые определялось ядение опресноков, первым именно, то не знаю, как признать согласие у первых трёх Евангелистов и с самими собой, и с истиной, и особенно с Иоанном Богословом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/573/...

Первая часть приведенного отрывка содержит почти дословный рассказ синоптиков о Тайной Вечере, обнаруживая текстуальную близость к версии Луки (в частности, в упоминании о чаше после вечери). Однако какой документ первичен – Евангелие от Луки или Первое послание к Коринфянам? По общепринятому в науке мнению, послания Павла были написаны до того, как Евангелия получили свою окончательную форму. Во всяком случае, Лука не был апостолом от двенадцати, а следовательно, не был и участником Тайной Вечери. Известно также, что он был учеником апостолов Петра и Павла. Вполне вероятно, что от одного из них он и узнал о том, что происходило на Тайной Вечере. От кого об этом узнал Павел, примкнувший к христианской общине уже после воскресения Иисуса? Конечно, он мог услышать об этом от одного из апостолов, с которыми общался, а именно от Петра или Иакова ( Гал.1:18–19 ). Однако он утверждает, что от Самого Господа принял то свидетельство, которым делится с христианами Коринфа. Возможно, он имеет в виду какое-то мистическое откровение, наподобие того, которое произошло с ним на пути в Дамаск, когда он услышал голос Иисуса ( Деян.9:4–6 ), или того, о котором он упоминает во Втором послании к Коринфянам ( 2Кор.12:2–4 ). Как бы там ни было, текстуальная близость свидетельства Павла к свидетельствам синоптиков и особенно Луки позволяет говорить о возможном наличии общего источника, устного или письменного. При этом Павел добавляет к рассказу о Тайной Вечере целый раздел, в котором закладывает основы церковного учения о таинстве Евхаристии. Первым из христианских авторов он говорит о недостойном причащении, которое может стать причиной болезни и даже смерти, и о виновности человека, который ест и пьет недостойно, перед Телом и Кровью Господними. Обратимся к так называемым евхаристическим, или установительным, словам, точнее формулам. 216 Этих формул две: они касаются хлеба и вина. Первое изречение дошло до нас в следующих трех вариантах: Приимите, ядuime: сие есть Тело Мое ( Мф.26:26 ; ср. Мк.14:22 ); Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ); Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание ( 1Кор.11:24 ). 217 Вторая формула дошла в четырех вариантах: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:27–28 ); Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая ( Мк.14:24 ); Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается ( Лк.22:20 ); Сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание ( 1Кор.11:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Глава 12. Прощальная беседа с учениками Мы подошли к тому разделу Евангелия от Иоанна, который содержит самую продолжительную речь Иисуса из всех приведенных в нем. По объему она сопоставима с Нагорной проповедью из Евангелия от Матфея (Мф., гл. 5–7). Как и Нагорная проповедь, она адресована ученикам, однако произносится не в присутствии народа. Тайная Вечеря – не обычный ужин, а пасхальная и одновременно прощальная трапеза. То, что говорит на ней Иисус, является Его завещанием 386 . Подробное описание Тайной Вечери содержится в синоптических Евангелиях. Все они свидетельствуют о том, что эта Вечеря была приготовлена по пасхальному обычаю и что, когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Затем, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф.26:26–29 ; Мк.14:22–25 ; Лк.22:14–20 ). Этот эпизод у Иоанна отсутствует. Однако он повествует о том, о чем умолчали синоптики: об умовении ног ученикам и поучении, которое последовало за этим символическим действием ( Ин.13:1–20 ). Вслед за синоптиками ( Мф.26:21–25 ; Мк.14:18–21 ; Лк.22:21–23 ) Иоанн повествует, как Иисус предсказал, что один из учеников предаст его ( Ин.13:21–30 ). Повествования евангелистов о Тайной Вечере мы рассмотрим вместе с другими эпизодами, составляющими историю Страстей Христовых 387 . В настоящей книге мы рассмотрим беседу Иисуса на Тайной Вечере, представляющую собой оригинальный материал Евангелия от Иоанна. В этой беседе, с одной стороны, Иисус развивает некоторые темы, затронутые ранее в полемике с иудеями. С другой – многое из того, что Он говорит, относится исключительно к членам созданной Им общины учеников. Тональность беседы радикально отличается от той, в которой Иисус общался со Своими оппонентами. Здесь Иисус находится в окружении «сынов света» – тех, которые последовали за Ним и кому Он передаст Свое дело после смерти и воскресения. Прощаясь с ними, Он раскрывает перед ними смысл того, что ранее было от них сокрыто и что навсегда останется сокрыто от «сынов века сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Так эта страшная брань Орла и змия продолжается. Она была начата на Небе в войне Архангела Михаила и Ангелов его с драконом и ангелами его (бесами). Потом эта брань перешла на землю и нашла своё завершение на Кресте Голгофском, когда Божественный Орёл Христос сокрушил главу змия. А теперь поражённый змий обрушивает всю свою ярость на Церковь . Она же спасается в этой борьбе «двумя крылами Большого Орла» – Христа. Два крыла – Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Без этих крыльев нет полёта, а только ползание по земле и окончательная погибель от змия. Кровавая пища Орла «Глаза его (орла) смотрят далеко; птенцы его пьют кровь, и где труп, там и он» ( Иов.39:29–30 ) Орел питается кровавой пищей. Высоко парит в поднебесье, зорко следя за добычей. Затем комом падает и насыщается кровавой нищей. «Возносится орёл и устрояет на высоте гнездо своё. Он живёт на скале и ночует на зубце утёсов и на местах неприступных; оттуда высматривает себе пищу...» ( Иов.39:27–29 ). Иисус говорит им: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин.4:34 ). Высоко на Небесах, на «недоступном зубце утёсов» престола Божия парит Божественный Орёл, Предвечный Логос. И вот Отец Его изъявляет волю спасти мир и землю с Небом соединить. Пища Сына есть Исполнение воли Отца. «Тогда Он сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр.10:7 ). И слетает Орёл с Небес, «комом падает» на землю, воплощается. Падает, устремляясь к Кровавой Пище. Жаждет Страшной Крови... Он страшен при этом и священен. Войдем в Сионскую горницу и узрим, что происходило там в последний вечер Его земной жизни. После вкушения ветхозаветной пасхи с учениками Своими Он берёт Хлеб и Вино, благодарит Отца, благословляет, преломляет и произносит страшные слова: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов» ( Мф.26:26 ; Мк.14:22 ; Лк.22:19 ; 1Кор.11:24 ) и «Пейте... все, сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:27–28 ; Мк.14:23–24 ; Лк.22:20 ; 1Кор.11:25 ) 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Установительные слова» Важным моментом анафоры является произнесение священником во всеуслышание «установительных» слов, которые Спаситель произнес на Тайной вечере, когда предложил ученикам Свое Тело и Кровь 899 . Сразу же после слов «прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и Апостолом, рек» священник возглашает: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Примите, ешьте: это Тело Мое, которое ради вас преломляется, во оставление грехов. «Приимите, ядите...» Диакон в момент возглашения «установительных слов» Хор отвечает: «Аминь». Затем священник говорит: «Подобне и чашу по вечери, глаголя» («Подобным образом и чашу после вечери 900 , сказав»). И возглашает: Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов. Пейте из нее все – Это Кровь Моя, Нового Завета, за вас и за многих проливаемая, во оставление грехов Хор отвечает: «Аминь». Обе «установительные формулы» заимствованы из Евангелия. Однако если мы обратимся к евангельскому тексту, то увидим, что первое изречение Спасителя дошло до нас в трех вариантах: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» ( Мф.26:26 ; Мк.14:22 ); «Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ); «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание» ( 1Кор.11:24 ) 901 . Второе изречение дошло в четырех вариантах: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:27–28 ); «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» ( Мк.14:24 ); «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» ( Лк.22:20 ); «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» ( 1Кор.11:25 ). Во всех перечисленных версиях мы видим смысловое единство при большой текстуальной вариативности. Эта вариативность отразилась и в литургической традиции, в которую установительные формулы вошли в разных вариантах. Мы не будем в настоящей книге касаться различных литургических чинов, существовавших в древней Церкви или существующих в современных христианских общинах. Скажем лишь о том, как евхаристические формулы переданы в Литургии, совершаемой в Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

X. О почитании Пресвятой Богородицы Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, дочь праведных Богоотец Иоакима и Анны, происходила из царского рода Давидова чрез Нафана. С раннего детства Она была посвящена благочестивыми родителями Богу. Что Пресвятую Деву Марию должно почитать Богородицей, это видно из следующего: ещё пророк Исайя, по внушению Духа Святого, пророчествовал, говоря: «Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис.7:14 ). На это пророчество указал праведному обручнику Иосифу и Архангел, когда говорил, что «родившееся в Ней есть от Духа Святого» ( Мф.1:20:22–23 ). Архангел же Гавриил говорил Деве Марии: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречётся Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ). Елисавета назвала Её «материю Господа» ( Лк.2:43 ), а это равнозначаще слову Богородица. Апостол Павел свидетельствует, что «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону» ( Гал.4:4 ). О духовном величии Пресвятой Девы Богородицы Слово Божие говорит так: «и возрадовался Дух Мой о Боге, Спасителе моём (слова Её Самой), – что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды. Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» ( Лк.1:47–49 ). В книге Откровения говорится: «И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд» ( Откр.12:1 ). В книге Песней Она воспевается так: «Кто это блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знамёнами?» ( Песн.6:10 ). Сам Господь наш Иисус Христос первый дал пример почитать Деву Марию, как Матерь Божию. В течение всей земной жизни Своей Он оказывал Ей сыновнюю почтительность: «был в повиновении у них», т.е. у Неё и святого Иосифа, замечает евангелист ( Лк.2:51 ). Даже в самую предсмертную минуту Он обнаружил особенную сыновнюю заботливость о Ней, поручив Её попечению святого апостола Иоанна Богослова, а в лице его научил и всех нас почитать Пресвятую Богородицу. «Иисус, – говорится в Евангелии, – увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се Сын Твой, потом говорит ученику: се Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» ( Ин.19:26 ). Мало этого, Пресвятую Деву Марию почитали ещё ранее рождения Спасителя. Это видно из указанных выше слов праведной Елисаветы ( Лк.1:41–43 ), из слов Архангела Гавриила ( Лк.1:28 ) и из слов женщины, которая говорила: «блаженно чрево, носившее Тебя!» ( Лк.11:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   4) насмехались и ругались над Ним, когда Он был судим, и потом, когда уже висел на кресте (Лк.22:63; Мк.15:20; Лк.23:35);    5) был причислен к разбойникам, между которыми и был распят (Мк.15:27—28);    6) Он знал, что многие останутся равнодушными к Нему и навеки погибнут в своем неверии и греховности.     240. Кто помог Господу Иисусу Христу нести крест?    Нести крест помог Господу Иисусу Христу Симон Киринеянин (Лк.23:26).     241. Кто плакал о Господе Иисусе Христе, когда Он нес крест Свой на место казни?    Когда Господь Иисус Христос нес крест Свой на место казни, плакали и рыдали о Нем многие иерусалимские женщины (Лк.23:27).     242. Что сказал Господь Иисус Христос плакавшим о Нем женщинам?    Плакавшим о Нем женщинам Господь Иисус Христос сказал: «Дщери иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк.23:28).     243. Где и в какой день недели был распят Господь Иисус Христос?    Господь Иисус Христос был распят недалеко от Иерусалима на горе Голгофе, на которой было место казни, в пятницу.     244. Что значит слово «Голгофа»?    Слово «Голгофа» значит лобное место.     245. Отчего это место было названо лобным?    Это место было названо лобным оттого, что на нем лежало много черепов (лбов) и костей казненных, которых, если они не были евреями, не погребали, но оставляли их тела на съедение хищным зверям.     246. Что делали враги Господа Иисуса Христа в то время, когда Он в страшных муках висел на кресте?    Когда Господь Иисус Христос в страшных муках висел на кресте, враги Его смеялись над Ним и богохульствовали.     247. Как отвечал распятый Спаситель на хуления Своих врагов?    На хуления Своих врагов распятый Спаситель отвечал горячей молитвой за них: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34).     248. Как вели себя разбойники, распятые вместе с Господом Иисусом Христом?    Распятые вместе с Господом Иисусом Христом разбойники вели себя так: висевший слева «злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас»; разбойник, висевший справа, упрекнул его за это словами: «или ты не боишься Бога?» — и просил Иисуса: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк.23:39—42).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В притчах Иисуса термин δολος («раб», «слуга») встречается многократно – как в единственном, так и во множественном числе. Рабы, или слуги, являются героями в общей сложности двенадцати притч: о пшенице и плевелах ( Мф. 13:27–28 ), о немилосердном заимодавце ( Мф. 18:23, 26–28, 32 ), о злых виноградарях ( Мф. 21:34 ; Мк. 12:2, 4 ; Лк. 20:10–11 ), о брачном пире ( Мф. 22:3–4, 6, 8, 10 ), о благоразумном рабе/домоправителе ( Мф. 24:45–46, 48, 50 ; Лк. 12:43, 45–47 ), об ожидании хозяина дома ( Мк. 13:34 ), о бодрствующих слугах ( Лк. 13:37 ), о званых на вечерю ( Лк. 14:17, 21–23 ), о талантах ( Мф. 25:14, 19, 21, 23, 26, 30 ), о блудном сыне ( Лк. 15:22 ), о рабах, ничего не стоящих ( Лк. 17:7, 9–10 ), о десяти минах ( Лк. 19:13, 15, 17, 22 ) 168 . Термин δολος встречается в прямой речи Иисуса и за пределами притч, например в словах, обращенных к ученикам: Ученик не выше учителя, и слуга (δολος) не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его ( Мф. 10:24–25 ). Кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою (δικονος); и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (δολος) ( Мф. 20:26–27 ; Мк. 10:44–45 ). Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего ( Ин. 15:15 ). Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше ( Ин. 15:20 ). Время земной жизни Иисуса совпало с наивысшим расцветом рабства в Римском государстве. Если на раннем этапе существования Римской республики рабов было относительно немного, то в результате завоеваний периода поздней республики их количество расширилось во много раз – прежде всего за счет военнопленных, которых не убивали, а обращали в рабство. Превращение республики в империю, произошедшее в 27 году до Р. Х., при Октавиане Августе, способствовало дальнейшему развитию института рабства. Общее количество рабов на территории Римской империи времен Иисуса оценивается по-разному: в одной Италии их было, как принято считать, два-три миллиона, и соотношение рабов к свободным оценивается как 1 к 2 или 2 к 5 169 . При этом за пределами Италии, в том числе в Израиле, рабов было значительно меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010