(Ср. Мк.10:41 ; Лк.22:24 ). Причиной негодования десяти учеников была просьба Иакова и Иоанна, клонившаяся к умалению прочих апостолов. Возникновение подобных явлений показывает, что ученики Христа даже в Его присутствии не всегда отличались любовью друг к другу и братским единением. Но в настоящем случае так было не от злобы, а скорее, по-видимому, от простоты, неразвитости и недостаточного усвоения учения Христова. Борьба из-за первых мест в новом Царстве, местничество, повторилась еще и на Тайной Вечери. Мф.20:25 .  Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; (Ср. Мк.10:42 ; Лк.22:25 ). У Луки совершенно в другой связи. У Марка речь сильнее, чем у Матфея. Вместо более однозначного «князья народов» ( ρχοντες τν θνν) у Марка ο δοκοντες ρχειν τν θνν, т.е. «думающие, что они начальствуют над народами, мнимые владыки». Мф.20:26 .  но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; (Ср. Мк.10:43 ; Лк.22:26 ). Противоположение тому, что сказано в предыдущем стихе. У «народов» так, а у вас должно быть совершенно иначе. Слова Спасителя отличаются высокой поучительностью не только для духовных, но и для всех властителей и начальников, которые обыкновенно желают обладать всей полнотой власти, вовсе не думая о том, что истинная (а не мнимая) христианская власть основывается только на услугах, оказываемых людям, или на служении им, и притом без всякой мысли о какой-либо внешней власти, которая приходит сама собою. Мф.20:27 .  и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; (Ср. Мк.10:44 ). Мысль та же, что и в стихе 26. Мф.20:28 .  так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Ср. Мк.10:45 ). Предлагается высочайший и всем знакомым с жизнью Христа понятный пример и образец. Христу служили и Ангелы и люди ( Мф.4:11, 8:15, 27:55 ; Мк.1:13, 31, 15:41 ; Лк.4:39, 8:3, 10:40 ; Ин.12:2, 26 ), и Он требовал и требует Себе этого служения и даже отчета в нем ( Мф.25:34–45 ). Но никто не скажет, что учение, раскрываемое в разбираемом стихе, противоречит собственному Его учению и поведению или не соответствует действительности. Напротив, кажется, что указанные места из Евангелий не только не противоречат, а только еще сильнее подчеркивают мысль, что Сын Человеческий пришел на землю только затем, чтобы послужить. На Его служение людям и они отвечали Ему в некоторых случаях полным любви служением, и, таким образом, будучи слугой, Он вполне был Господом и Учителем и Сам называл Себя так (см. особенно Ин.13:13–14 и др.). Но как все тут не похоже на обычное проявление власти со стороны разных властителей и князей мира сего!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В следующих местах нового завета говорится о явлении во славе Господа Иисуса Христа: Мф.24:30 ; Мф.25:31 ; Лк.17:24 ; Лк.17:30 ; Деян.1:11 ; 1Пет.1:7 ; 1Пет.1:13 ; 1Пет.4:13–18 ; 1Пет.5:4 ; 1Kop.1:7; 1Кор.4:5 ; 2Кор.5:10 ; 2Сол.1:6–10 ; 1Тим.6:14 ; 2Тим.4:1 ; 2Тим.4:8 ; Тит.2:13 ; Евр.10:37 . День явления Господа называется днем гнева, днем суда Божия, днем Господа: см. Мф.7:22 ; Мф.10:15 ; Мф.11:22 ; Мф.11:24 ; Мк.6:11 ; Лк.21:34 ; Деян.17:31 ; 1Ин.4:17 ; Рим.2:5 ; Рим.2:16 ; 1Кор.1:8 ; 2Кор.1:14 ; Флп.2:16 ; 1Сол.5:2 ; 1Сол.5:4 ; 2Тим.1:12 ; 2Тим.1:18 ; 2Тим.4: 8 ; тогда будет воскресение мертвых: Лк.14:14 ; Ин.11:24 ; Деян.24:15 . Остановим наше внимание на некоторых из этих мест. В евангелии от Луки читаем слова Самого Господа: «ибо как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой... И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческаго: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в тот день в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех: так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» ( Лк.17:24 ; Лк.17:26–30 ). Здесь бесспорно, речь идет о втором пришествии Господа, о дне суда и возмездия. И, предполагаю, что адвентисты не посмеют отвергнуть этого. Между тем, по адвентистскому учению до общего суда и явления Господа будут 1000 летнее царство праведных, и истребление на 1000 летний период времени грешных, после чего грешники будут еще жить, воюя против святого града. А в речи Господа сказано, что жизнь на земле будет идти обыкновенным порядком, как во дни Ноя и Лота до того дня, когда придет возмездие в день явления Господа. Спросят: быть может, у Луки 17, 30 ( Лк.17:30 ) разумеется открытие 1000 летнего царства, когда «один возьмется» – для этого царства, – а «другой оставится» для истребления огнем и серой (ср. Лк.17:34 )?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Он больше всего напоминает нам современного «кабинетного» ученого. Первый же стих его Евангелия говорит, что он пользовался многочисленными письменными источниками; а второй — о том, что он опирался также на самые достоверные устные источники, потому что его информаторами были сами апостолы — очевидцы и служители Слова. Кроме того, очень вероятно, что Лука пользовался также воспоминаниями Божией Матери. Иногда он оканчивает свои повествования словами: Мария сохраняла все слова сии в сердце своем (ср.: Лк. 2, 19, 51), что в переводе на современный язык означает: все это запомнила Мария. И действительно, в Евангелии от Луки есть то, что могла рассказать только Она: Благовещение (см.: Лк. 1, 26–39), встреча с Симеоном Богоприимцем (Сретение; см.: Лк.2, 22–33); приключение с двенадцатилетним Иисусом в Иерусалиме (см.: Лк. 2, 39–49), наконец, история родственного Ей семейства Захарии и Елисаветы (см.: Лк. 1). Евангелист Лука Лука — единственный из евангелистов, кто пытается привязать евангельские события к датам светской истории ( В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле — Лк. 2, 1). Все это вместе он тщательным образом исследует, старается выстроить хронологическую цепь событий. И указывает цель: чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк. 1, 4); это Евангелие обращено к язычникам, непосредственно к греку Феофилу. Язык Евангелия от Луки очень неоднороден: его зачало построено по правилам греческой риторики (см.: Лк. 1, 1–4), так не может открываться ни одна еврейская книга. Но, поставив точку после прекрасно выстроенного, сложного греческого периода, он вдруг совершенно меняет характер повествования: уже 5-й стих и дальнейший рассказ о рождении Иоанна Предтечи демонстрирует стиль еврейских книг — Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды… Это типичный язык ветхозаветных хроник. Лука, помимо устных и письменных источников, включает в свой труд ранние церковные гимны: песнь Захарии (см.: Лк.

http://pravoslavie.ru/78438.html

У Иисуса было человеческое рождение. Согласно рассказу Луки, ...Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице ( Лк. 2:4–7 ]. Ничего неестественного, и даже сверхъестественного, в рождении Иисуса не было. Мария перенесла девятимесячную беременность ( Лк. 1:26, 56, 57 ), она испытывала родовые муки, и Иисус родился через родовые пути, как и происходят естественные роды всех человеческих существ. Лука, ссылаясь на Моисеев закон, говорит о Иисусе: «младенец мужеского пола, разверзающий ложесна» ( Лк. 2:23 ), то есть употребляет именно тот оборот, который у иудеев относится ко всякому первенцу. Это были естественные роды, только в случае Марии у неё не было повитухи, поэтому она рожала сама ( Лк. 2:7 ). Павел говорит о человеческом рождении Иисуса совсем просто: «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону» ( Гал. 4:4 ). Он «родился от жены», как и все мы ( 1Кор. 11:12 ). У Иисуса было обычное человеческое детство. Хотя о детстве Иисуса известно мало, этого достаточно, чтобы прийти к выводу, что Он рос так же, как остальные дети, учился и нормально развивался. Как и все иудейские мальчики, Он был на восьмой день обрезан, а по истечении сорока дней был посвящён Господу в храме ( Лк. 2:21–22 ). Очевидно, Он был рано развившимся ребёнком ( Лк. 2:41–49 ) и в возрасте 12 лет поражал религиозных наставников Своими знаниями по духовным вопросам ( Лк. 2:42–47 ). С этого времени, сообщает Лука, Иисус «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк. 2:52 ). В качестве человека Он был ограничен в Своём понимании. В качестве Бога Он был инфинитен во всём (см. троица). Иисус испытывал человеческий голод. Лука отмечает, что Иисус отправился в пустыню, где «сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал» ( Лк. 4:2 ). Тело Иисуса для жизнедеятельности нуждалось в пище.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Скачать epub pdf Беседа 39 3. Сопротивление и покорность (Мк.14,26–52) a) На пути к Елеонской горе. Предсказание об отречении Петра (Мк.14,26–31; Мф 26,30–35; Лк 22,31–34; см. Ин 14–17). 26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую. 27 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. 28 По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее. 29 Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. 30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. 31 Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили. После Тайной Вечери, после совместной трапезы с Иисусом, апостолам было невозможно себе представить, что они могут предать или подвести Того, Кто только что так возвышенно предложил им и даровал Свое общение. Но Сам Иисус видел яснее и глубже: «все вы соблазнитесь [о Мне] в эту ночь». Что хотел сказать Иисус этой фразой «соблазнитесь о Мне»? Кстати, слов «о Мне» в критическом тексте нет, то есть просто «все вы соблазнитесь». Этот необычный для современного русского языка глагол «соблазниться» (по-гречески skandalizein от существительного «соблазн», skandalon, ловушка, западня) означает быть пойманным в ловушку, обмануться или быть сбитым с толку какой-либо хитростью или коварством. Таким образом, «соблазнитесь» означает: вы будете разуверены, обескуражены, разочарованы, сбиты с толку. Даже Петр не составит исключения. Он, правда, был слишком уверен в себе, забыв о человеческой слабости и силу дьявольских искушений, забыв о тех ловушках, которые может подстроить жизнь. Мы знаем, что печальное предсказание Иисуса Христа в скором времени сбудется. И Петр предаст-таки своего Учителя. Но пусть Петра осуждают те, кто никогда не нарушал своего обещания. Да, он обнаружил слабость, но при этом всей своей дальнейшей жизнью доказал, что искренне любил Иисуса. Итак, апостолы соблазнятся, разочарованно разбегутся в разные стороны от Креста, обнаружат свою неверность. Но это никак не повлияет на Его верность своим ученикам: «по воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее» (то есть «пойду вперед вас и буду ждать вас в Галилее»). И эта верность Иисуса Христа придаст силы вновь последовать за Ним тем, кто на короткое время отречется от Него по причине своей слепоты и страха. b) На Елеонской горе. Гефсиманское борение (Мк.14,32–42; Мф 26,36–46; Лк 22,39–46).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Иисус Христос, как видно из Евангелия, соблюдал иудейский обычай благодарения Бога при преломлении хлеба. На правах главы семьи Христос-Учитель, «взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» ( Мф.14:19 ); «и, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу» ( Мф.15:36 ); в Эммаусе на правах гостя, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им» ( Лк.24:30 ). Так поступали и апостолы: «взяв хлеб, он (апостол Павел) возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть» ( Деян.27:35 ). Вне сомнения, что и на последней вечере Христа с апостолами, которая справлялась как пасхальная, Христос совершал подобного рода благодарения как над хлебом, так и над вином. Сопоставляя данные синоптиков о ходе Тайной вечери в связи с пасхальным ритуалом, как он изложен в Талмуде, можно полагать, что, когда ученики выпили положенные в начале пасхального стола чаши ( Лк.22:17 ) и ели пасхальные блюда, «и когда они ели» ( Мф.26:26 ; Мк.14:22 ), Иисус Христос взял лежавший на столе во образ пасхального агнца кусок хлеба и, благословив его, разломил его на куски и, вкусив Сам, как требовал обычай пасхальной трапезы, преподал его им, сказав: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается» ( Лк.22:19 ). Хлеб, до этого момента напоминавший апостолам пасхального агнца, преподан был им как Тело Того, о Ком еще древле пророк Исайя сказал: «…Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис.53:7 ), – и Кого видя, Предтеча сказал будущим апостолам: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Апостолы, вкусив хлеба, причастились Божественного Тела. После этого Христос взял чашу «благодарения», «также и чашу после вечери» ( Лк.22:20 ) и, возблагодарив Бога и испив от нее 17 , преподал ее апостолам как Свою Кровь, проливаемую за них. Во всем происшедшем для апостолов было важно то, что им было преподано Тело и Кровь Спасителя и что эта непостижимая для человеческого ума тайна была совершена Христом в связи с благодарениями Богу Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

12. Речь о кенозисе — добровольном самоумалении Сына Божия через принятие Им человеческой природы. 13. В современной греческой печатной Триоди здесь — 2-е лицо («приносишь»), но рукописи подтверждают в данном случае правоту церковнославянского перевода. 14. Утверждение прп. Космы, что, подавая апостолам Свои Тело и Кровь на Тайной Вечере, Христос уже фактически принес Себя в жертву за человечество (ибо кровь отделяется от тела при заклании жертвы, а вкушение жертвенного мяса происходит после жертвоприношения), крайне важно догматически, в том числе для учения о Евхаристии как Жертве. 15. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое…» (Мф. 26:26). 16. «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все…» (Мф. 26:27). 17. φρων, что противопоставляется «радости» (εφροσνη) в предыдущем тропаре. 18. «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне…»  (Ин. 15:4). 19. Ирмос 4-й песни традиционно отсылает к содержанию 4-й библейской песни: «Господи! Услышал я слух Твой и убоялся. Господи! Уразумел я дела Твои и ужаснулся…» (Авв. 3:1-19). 20. Ср.: «сияние Его как свет будет, сила в руках Его, и Он положил мощную любовь силы Своей…» (Авв. 3:4).  21. Здесь и в последующих тропарях — λασμν, в Септуагинте этим словом переведено еврейское обозначение жертвы за грех, а в более широком смысле оно указывает на храмовые священнодействия, очищающие от греха. 22. μολν — скрытая отсылка к героической фразе μολν λαβ («Приди и возьми» — ответ спартанского царя Леонида на предложение персов сложить оружие). 23. «И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания…» (Лк. 22:15). 24. «Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие…» (Лк. 22:18 и параллельные места). 25. Λγον — здесь, судя по контексту, в значении «смысл», «понимание». 26. В церковнославянском переводе все три тропаря оканчиваются одинаково, но в оригинале есть разница).

http://patriarchia.ru/db/text/5918899.ht...

Несколько раз на протяжении этой вечери Господь указывал на присутствие за трапезой предателя: при омовении ног Господь сказал апостолам: « Не все вы чисты », за трапезой Господь воскликнул: « Истинно, говорю вам, что один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня » (Мк.14:18). У иудеев предательство друга другом, который разделял с ним трапезу, считалось самым страшным, поэтому слова Христа особенно сильно поразили и опечалили апостолов. Понимая в глубине сердец, что они боятся предупреждений о страданиях и гонениях, о которых постоянно говорил им Христос, они стали один за другим спрашивать Иисуса: « Не я ли, Господи? » (Мф.26:22). Когда Иуда-предатель, подобно остальным, спросил: « Не я ли , Равви ?» Господь тихо ответил: « Ты сказал », что значило: да, ты (Мф.26:25). Но, показывая Иуде, что Он знает о его замысле, Господь давал предателю возможность остановиться и не совершать зла. Вечеря Великого Четверга известна как «Тайная вечеря», поскольку на ней было установлено Таинство Евхаристии. Когда завершена была ветхозаветная пасхальная трапеза, Иисус Христос взял хлеб, благословил его, разломил на части и, раздавая апостолам, сказал: « Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, Которое за вас предается » (Лк.22:19). Затем, взяв чашу с вином, и благословив, подал ее апостолам со словами: « Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание » (Мф.26:28; Лк.22:19). В конце вечери, когда Иуда вышел и направился к старейшинам, была уже ночь. После его ухода Господь сказал: « Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем » (Ин.13:31). Эти слова – о наступившем часе страданий Христа, плодом которых станет победа над злом и смертью. С уходом Иуды час страданий быстро приближался. Прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками (Ин.13:31–17.26) Готовя апостолов к предстоящей разлуке, Господь сказал им: « Дети! недолго уже быть Мне с вами… » (Ин.13:33). Утешая их, Христос сказал, что Он должен уйти, чтобы апостолы получили дар Святого Духа – то, что произойдет в день Пятидесятницы. Когда же Дух Святой придет к ним, Он напомнит им все, что говорил Христос, и даст им силу свидетельствовать о Христе даже до края земли, не боясь никаких земных мучений.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Ср. Мф. 11, 11–14. 836 (В) Илии. 837 Ср. Мф. 3, 1; Мк. 1, 4; Лк. 3, 2. 838 Ср. 3 Цар. 17, 6. 839 Ср. Мф. 3, 4; Мк. 1, 6. 840 Ср. 4 Цар. 1, 8. 841 Ср. 3 Цар. 19, 1–2. 842 Ср. Мк. 6, 19–28. 843 Ср. 3 Цар. 18, 17; 21, 17–24. 844 Ср. Мк. 6, 18; Лк. 3, 19. 845 Ср. 4 Цар. 2, 8. 846 (А) Божий. 847 Ср. 4 Цар. 2, 9–10. 848 Ср. 4 Цар. 2, 11; Сир. 48, 9. 849 Ср. Мф. 3, 16; Мк. 1, 10; Лк. 3, 22; Ин. 1, 33. 850 Ср. 4 Цар. 2, 13. 851 Ср. 4 Цар. 4, 1–7. 852 Ср. Ин. 2, 1–11. 853 Ср. 4 Цар. 5, 42–44. 854 Ср. Мф. 14, 21; Лк. 9, 14; Ин. 6, 10–11. 855 Ср. 4 Цар. 5, 1–14. 856 Ср. Лк. 17, 12–19. 857 Ср. 4 Цар. 2, 23–24. 858 Ср. Мк. 10, 16. 859 Ср. 4 Цар. 2, 23. 860 Ср. Мф. 21, 15–16. 861 Ср. 4 Цар. 5, 27. 862 Ср. Мф. 26, 24. 863 Ср. Лк. 24, 50. 864 Ср. 4 Цар. 4, 32–35. 865 Ср. Ин. 11, 1–46; Лк. 7, 11–17; Мк. 5, 22–43. 866 Ср. 4 Цар. 13, 21. 867 (А) братья мои. 868 (А) возлюбленные мои. 869 (А) устами Исаии пророка. 870 Лев. 26, 12. Пешитта=Синод.: И буду ходить среди вас, и буду вашим Богом. 871 Еф. 4, 30. 872 Ср. Деян. 1, 5. 873 Ср. Быт. 1, 2. 874 (А) Святой. 875 Быт. 2, 7; 1 Кор. 15, 45. 876 1 Кор. 15, 44. Пешитта=Синод.: сеется тело душевное, восстает тело духовное. 877 2 Кор. 5, 8. Пешитта=Синод.: мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. 878 Ср. 1 Кор. 15, 52. 879 (В) om. а слава… украшения. 880 Ср. 1 Кор. 15, 54. 881 Ср. 1 Фес. 4, 17. 882 Мф. 18, 10. Пешитта=Синод.: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. 883 1 Цар. 16, 14. 884 Ср. 2 Цар. 16, 14–23. 885 Пс. 51, 11 (Пешитта). Пс. 50, 13 (Синод.). 886 4 Цар. 3, 15–17. Пешитта=Синод.: И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея, и он сказал: так говорит Господь: делайте на сей долине рвы за рвами; ибо так говорит Господь: не увидите ветра и не увидите дождя, а долина сия наполнится водою. 887 4 Цар. 4, 27. 888 4 Цар. 6, 32. Пешитта=Синод.: видите ли, что этот сын убийцы послал снять с меня голову? 889

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Иисус Христос не отвергал людей, не принадлежащих к иудейскому народу. Так, Он исцелил дочь женщины-хананеянки ( Мф. 15:22–28 ), беседовал у колодезя Иаковлева с самарянкой ( Ин. 4:7–26 ), а в притче о милосердном самарянине ( Лк. 10:30–37 ) заповедал нам необходимость одинакового братского отношения ко всем без исключения людям как к нашим ближним, друзьям и братьям, единокровным с нами ( Деян. 17:26 ) носителям образа и подобия Божия ( Быт. 1:26 ). «Сынам громовым», желавшим низвести огонь с неба на самарян, не принявших Христа в свое селение ( Лк. 9:52–56 ), Христос сказал: Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. В синагоге Назаретской, осуждая религиозно-национальную гордыню иудеев, Христос говорил: Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда... сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только к вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина ( Лк. 4:25–27 ). Дары милосердия Божия стяжаются верою, а не принадлежностью к какой-то избранной категории людей; Царство Божие открыто для всех разрядов людей. И придут, – говорит Господь, – от запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием ( Лк. 13:29 ). В каноне Пасхи об этом говорится так: «Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се бо приидоша к Тебе от запада, и севера, и моря, и востока, чада твоя, в тебе благословящия Христа во веки». По примеру своего Господа и Учителя и апостолы Христовы не гнушались людей неиудейского происхождения. Апостол Петр проповедью веры римскому сотнику Корнилию ( Деян. 10 ) и апостол Филипп, крестивший эфиопского евнуха ( Деян. 8:26–39 ), положили начало вхождению в Церковь других народов, а апостол Павел, продолжая это благовестие Христа всем народам, сделался по повелению Господа «апостолом народов» ( Деян. 22:21 ). На Апостольском Соборе в Иерусалиме апостол Петр говорил, что Бог не положил никакого различия ( Деян. 15:9 ) между иудеями и прочими народами, а апостол Иаков напомнил ( Деян. 15:13–17 ) участникам Собора слова пророка Амоса: Восстановлю скинию Давидову... чтобы они овладели... всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие ( Амос. 9:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010