# 171 ( Мф.27:39–40 ) И прохожие хулили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Воздвигающий! Спаси Себя Самого... И прохожие хулили Его, кивая головами своими и говоря: Эй (oà)! Разрушающий храм и Воздвигающий в три дня! Спаси Себя Самого... Вот, вышел сеятель сеять. Послушайте! вот, вышел сеятель сеять. Арам. императив шма‘(у) гораздо энергичнее русского послушайте или греч. κοετε и по своей краткости сближается с междометием. # 173 ( Мф.26:49 ) И тотчас подошёл к Иисусу и И, придя, тотчас подошёл к Нему, и говорит: Равви, (Равви)! сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. И поцеловал Его. И сказал им Иисус: могут ли сыны чертога брачного скорбеть, пока с ними Жених? И сказал им Иисус: могут ли сыны чертога брачного, пока с ними Жених, поститься? Пока Жених с ними не могут поститься. Но придут дни, когда взят будет от них Жених, и тогда будут поститься. Но придут дни, когда взят будет от них Жених, и тогда будут поститься в тот день. Ибо отдерёт заполнение его от платья, Иначе отдерёт заполнение от него – новое от старого, и ещё хуже дыра будет и ещё хуже дыра будет. Таким образом, к отмеченным нами четырём типам расхождений (см. гл. 9) – грамматическим, экспликативным, редакторским и авторским, можно прибавить расхождение, обусловленное переходом от языка письменного (Мф) к языку устному (Мк). (4) Греч. Мф → В свою очередь, письменный язык Мф там, где он фиксирует «воспоминания апостолов» о беседах, притчах и поучениях Иисуса, также восходит к живой устной речи – речи, послушать которую «собиралось множество народа из всех городов» ( Лк.8:4 ), [( Мф.13:2 , Мк.4:1 )], и, слыша, «многие с изумлением говорили: откуда у Него это, и что за премудрость дана Ему?» ( Мк.6:2 ), [( Мф.13:54 )], «и дивились о словесах благодати, исходивших из уст Его» ( Лк.4:22 ), «и был от всех прославляем» ( Лк.4:15 ) – «блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, вскормившие Тебя!» ( Лк.11:27 ). Это уже не речь Апостола – ученика и проповедника, чья задача – оглашение язычников, а Слова Самого Господа-Учителя, который «всё говорил народу притчами и без притчи не говорил им ничего» ( Мф.13:34 ) (и это ещё одна сторона возможных расхождений между Мф и Мк).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

   Христос установил Таинство Причащения так:    1) Он взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26:26);    2) и взяв чашу, благословил вино в чаше, подал им и сказал «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27—28), а затем    3) сказал им: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19).     650. Почему установил Христос Таинство Святой Евхаристии?    Христос установил Таинство Святой Евхаристии по неизреченной любви к нам:    1) чтобы наши душу и тело освящать и питать Своим Телом и Своею Кровью для жизни вечной;    2) чтобы этим способом постоянно приносить Себя в жертву за нас;    3) чтобы во Святой Евхаристии пребывать посреди нас до скончания века.     651. Говорил ли Христос еще перед Тайной Вечерей о том, что думает установить Таинство Евхаристии?    Христос говорил еще перед Тайной Вечерей о том, что думает установить Таинство Евхаристии, а именно на другой день после чудесного насыщения пяти тысяч людей.     652. Что сказал Христос народу, пришедшему за Ним на другой день после чудесного насыщения?    Народу, пришедшему за Ним на другой день после чудесного насыщения, Христос сказал:    1) «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин.6:27).    2) «Я есмь хлеб жизни» (Ин.6:48).    3) «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя» (Ин.6:51).    4) «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин.6:55).    5) «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:56).     653. Верно ли, что Христос словами «сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя» хотел только сказать «сие есть знамение или символ тела Моего и крови Моей»?    Взгляд, что Христос словами «сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя», хотел сказать только «сие есть знамение или символ тела Моего или крови Моей» не является правильным, так как Христос никогда не говорил и никогда не дал повода думать, якобы мы должны вкушать и пить знамение или символ Его Тела и Крови, но всегда говорил так, что мы не можем иначе понимать Его слова, как только в том смысле, что Он нам действительно дает в пищу Свое Тело и Свою Кровь. Христос даже сказал: «Ядущий Меня жив будет Мною» (Ин.6:57).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Когда я говорю, что отныне живу по заповедям Божиим, а не так, как мне вздумается, я действительно отвергаюсь себя, потому что отвергаюсь своей воли. Это не значит, что я становлюсь безвольным существом. Это значит, что я свободно подчиняю свою волю воле Божией, ставлю заповеди, данные мне Богом, на их законное место — приоритетное. И это — мощное свидетельство любви человека к Богу. Именно такую любовь к Богу Отцу проявил Господь Иисус Христос. Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца , — говорил Он иудеям (Ин 5:30). И подтвердил истинность этих слов в Гефсиманском саду, когда, несмотря на естественный страх и нежелание умирать, выбрал исполнить волю Отца, ведущую Его на Голгофу . Не как Я хочу, но как Ты  (Мф 26:39)… Тезис 3. Любви к Богу не бывает без любви к ближнему Бог есть любовь  (1 Ин 4:8) — это главное, что мы знаем о Нем. А человек создан по образу и подобию Божию (Быт 1:26, 27), и это значит, что каждый из нас тоже призван быть любовью. И не только по отношению к Богу, но и ко всякому ближнему. К любому, кого Бог вводит в нашу жизнь, хотя бы ненадолго. Без любви и доверия Богу невозможно наше спасение. А ближнего-то зачем нам любить? Ответ на этот вопрос дает апостол Павел, назвавший Церковь телом Христовым, где все члены заботятся друг о друге: Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. ...Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены  (1 Кор 12:21, 24–26). Не кто-нибудь, а мы сами должны быть руками, сердцем, устами Господа. Он спасает нас для жизни вечной не столько чудесами или невидимыми благодатными воздействиями, сколько через нас же самих — одних людей с помощью других. Лично для меня это стало когда-то одним из самых поразительных открытий в Евангелии: любовь человека к Богу и любовь к другому человеку Христос не то что не разделяет — Он фактически уравнивает одно с другим! В Евангелии от Луки эти две заповеди просто объединены: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя  (Лк 10:27). У евангелистов Матфея и Марка они названы «подобными» друг другу и равнозначными (Мф 22:37—40, Мк 12:29—31). А из притчи о Страшном Суде  мы узнаём, что проявившие милость к ближним, оказывается, облагодетельствовали в их лице Самого Христа. И кто прошел мимо ближнего — прошел мимо Господа (Мф 25:31–46).

http://foma.ru/ljubit-boga-chto-jeto-zna...

Читается во вторник сыропустной недели. О Гефсиманской молитве повествуют и евангелисты Матфей ( Мф.26:36, 64 ), и Марк ( Мк.14:32, 42 ). Евангелист Лука повествует короче их, но с такими частностями, которых нет у первьих. Лк.22:39 . И изшéд иде по обычаю в гóру Елеóнскую: по нéм же идóша ученицы егó. Лк.22:40 . Быв же на месте, речé им: молитеся, да не внидете в напáсть. (И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.) По обычаю (обыкновенно), т. е. такому обычаю, который Господь имел за последнее время пребывания Своего в Иерусалиме (чит. 21:37). О Елеонской горе чит. в объясн. 29 ст. 19 гл. Быв на месте (пришедши на место). По сказанию прочих евангелистов, этим местом было селение, называемое Гефсиманиею, или собственно сад при этом селении, Гефсиманский. Это место или селение было около Иерусалима за долиною Иосафатовою, при подошве горы Елеонской. Туда Господь любил уединяться с Своими учениками, туда Он удалялся из Иерусалима на время ночи в последние дни пред Своими страданиями. Есть предание, что Гефсимания принадлежала священникам и левитам, и что в ней паслись стада жертвенных животных. Отсюда же взяли и повели на заклание и Агнца Божия, Иисуса Христа, вземлющего грехи мира. (Воскр. Чт. 27:2) Гефсимания значит место выжимания оливок? Такое название произошло оттого, что здесь был сад оливковый и приготовлялось оливковое масло 3 ). «В саду Эдемском совершилось грехопадение первого Адама, говорит один духовный писатель; в саду Гефсиманском начинаются искупительные страдания второго Адама – Иисуса Христа». Еванг. Матфей ( Мф.26:31, 41 ) и Марк ( Мк.14:22, 38 ) повествуют, что Иисус Христос оставил Своих учеников при входе в сад и, взяв из них только ближайших и довереннейших Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубину сада и начал скорбеть. Затем, несколько удалился и от этих троих и стал молиться. Помолившись, подошел к сим последним и, нашед их спящими, укорил словами: так ли не могли вы и один час бодрствовать со Мною? и, дав наставление: бодрствуйте и молитесь, да не внидете в напасть (впадете в искушение), пошел опять молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Ахитофел восстал против Давида, – говорит бл. Иероним, – и истинный Ахитофел – Иуда – против Христа» (тв. ч. 14, стр. 108). А св. Ефрем Сирин 114 отмечает то, что Давид на горе Елеонской молился и просил Господа разрушить совет Ахитофела; и Спаситель на этой горе ( Лк.22, 39–42 ) скорбел и молился ( Мф.26, 36–37 ; Мк.14, 32–33 ) (у о. Смирнова стр. 117–118). Гл. 16, 9 И речé Авéсса, сын Сарýин, ко царю: почтó проклинáет пéс умéрший сéй господина моегó царя? ныне пойдý, и отимý главý егó И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мёртвый пёс господина моего царя? пойду я и сниму с него голову Гл. 16, 11 И речé Давид ко Авéссе и ко всем отрокóм своим… остáвите егó проклинáти мя И сказал Давид Авессе и всем слугам своим… оставьте его, пусть злословит В том, что Давид запретил Авессе убить Семея, ругавшегося Давида, когда тот бежал из Иерусалима от Авессалома, св. Ефрем Сирин видит предызображение того, как ап. Пётр, видя опасность, угрожавшую Иисусу Христу в саду Гефсиманском, прибегает к оружию для защиты Его, но удержан Им от кровопролития ( Мф.26, 51–54 ; Мк.14, 47 ; Лк.22, 49–51 ; Ин.18, 10–11 ) (у о. Смирнова стр. 118). А самый Семей, восставший против Давида, поражённого бедствиями, проклинавший несчастного царя и бросавший в него камнями (ст. 5–8), по мнению того же св. Отца, предызобразил иудейских первосвященников и книжников, хуливших Господа, изнемогшего под бременем креста и распятого на нём ( Мф.27, 42 и др.) (ibid.). Гл. 20, 9 И речé Иоáв Амессáю: здрáв ли еси, брáте? И взя Иоáв рукóю деснóю за брадý Амессáеву лобзáти егó И сказал Иоав Амессаю: здоров ли ты, брат мой? И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его Ты избавил меня от мятежа народа моего; Ты сохранил меня, чтоб быть мне главою над иноплеменниками; народ, которого я не знал, служит мне По толкованию бл. Феодорита, здесь содержится «проречение о Спасителе Христе, ибо в свет язычникам был не Давид, но происшедший от Давида по плоти Господь и Сын Давидов ( Лк.2, 32 )» (тв. т. 1, стр. 409).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Они берут души праведников и относят их на лоно Авраамово ( Лк.16:22 ). Он, Сын Человеческий, при скончании века придет со всеми Своими святыми Ангелами ( Мф.25:31; 16:27 ). И Он же пред Своими Ангелами постыдится тех людей, которые постыдились Его на земле, и отречется от тех, которые отреклись от Него в этом веке, в роде сем прелюбодейном и грешном ( Мк.8:38 ; Лк.9:26 ). Ангелы суть незримое, но реальное и могучее войско Сына Божия. Когда Петр попытался мечом защитить своего Учителя от Иудиных стражников, Иисус отвратил его от этого, сказав: Думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? ( Мф.26:53 ). А когда незадолго до того был Он на молитве и пот, словно капли крови, капал с Его страдальческого чела на землю, явился Ему Ангел с небес и укреплял Его ( Лк.22:43 ). Его Ангелы – белые как снег и сияющие подобно молнии – возвестили Его победоносное Воскресение. Ангелы явились Его ученикам на Елеонской горе во время Христова Вознесения и изрекли им пророческие слова: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян.1:11 ). Все явления Ангелов, упомянутые в Евангелии, произошли благодаря Христу. А сколько их осталось неотмеченных! Благодаря Христу дважды был слышен голос Отца Небесного: первый раз – на Иордане, при Крещении: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф.3:17 ), а второй раз – на Фаворе, во время Преображения: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф.17:5 ). Благодаря Христу, и в третий раз послышался голос Небесного Отца. Это было в ответ на Его прошение к Отцу: Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю. ( Ин.12:28 ) Дух Святой сошел на Христа в виде голубя при Крещении на Иордане. А пророки Моисей и Илия явились во время Его Преображения на Фаворе. Когда висел Он на кресте, то небо – из–за Него (то есть сострадая Ему. – Пер.) – ниспустило тьму на всю землю, с шестого часа до часа девятого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В любом случае искренняя молитва , если в ней участвует разум, чувство и воля молящегося, всегда возвышает, очищает, исцеляет, приближает к Богу, как бы улучшает и повышает духовный тонус человека. Необходимость молитвы для духовной жизни человека утверждается Словом Божиим как Ветхого, так и, особенно, Нового Завета. В трогательных выражениях призывают к молитве многие псалмы Давида: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь; воздайте Господу славу Имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» ( Пс.28:1–2 ); «Приидите, воспоем Господу! Воскликнем Богу, твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнех воскликнем Ему… Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего» ( Пс.94:1–2, 6 ). В псалмах звучит не только призыв к молитве, но и твердая уверенность в том, что Господь ее слышит и не оставляет без ответа и исполнения. «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» ( Пс.39:2–3 ). Новозаветное обоснование молитвы общеизвестно: это прежде всего личная молитва Иисуса Христа, Его постоянное явное и тайное общение с Отцом( Мф.11:25–26, 26:39, 42, 44 ; Мк.1:35 ; Лк.23:34, 46 ; Ин.17 ), сопровождавшееся иногда явным, для всех ощутительным результатом ( Ин.11:41–45, 12:27–30 ). Спаситель неоднократно призывал к молитве и Своих учеников, указывая при этом на ее необходимость ( Мф.17:19 ; Лк.22:40, 46 ) и результативность( Мф.18:19 ; Ин.16:23–24 ). К молитве призывали и апостолы в устной и письменной проповеди ( Рим.12:12 ; 1Сол.5:17 ; Иак.5:13–18 ; Деян.20:21, 36 ). Молитвенный подвиг сопровождал святых пророков, апостолов, мучеников, подвижников и святителей в течение всей их христианской жизни. Можно с уверенностью сказать, что без молитвенной поддержки они не могли бы свершить свой путь ко спасению. Молитвы не равноценны по своему нравственному достоинству. Есть основания самой высшей и совершенной молитвой считать славословие, прославление Бога, возбуждаемое, сопровождаемое и проникаемое радостью о Боге. Такой молитвой преимущественно молился Сам Сын Божий ( Ин.12:28 ; Мф.11:25–26 ), хотя мы видим в Евангелии элементы Его благодарственных ( Ин.11:41–42 ) и просительных ( Ин.17:9–11 ) обращений к Небесному Отцу. Такая молитва (и может быть только такая) свойственна ангелам ( Ис.6:2–3 ; Лк.2:13–14 ; Откр.4:8–11 ). Этой молитвой молились святые Отцы и подвижники, такие как св. Амвросий Медиоланский , чей Te Deum остался навеки вдохновенным излиянием церковной радости о Своем Божественном Творце и Основателе. Величайшее выражение чувств радостного, экстатически-взволнованного прославления Бога оставила Преблагословенная Матерь Божия: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем» ( Лк.1:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Деян 6:7. Возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию — ясно, что здесь, как и в ст. 41, говорится о славе Христа, которую видел Исайя. Желание славы человеческой, то есть похвалы от людей и личной безопасности, — разновидность идолопоклонства, см. Мф 6:1–21; Рим 2:29. Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня — вера в Иисуса не есть вера в одного из людей, сколь угодно святого, а вера в Бога и Его откровение во Христе. Я свет пришел в мир — то же значение, что и в 8:12 (Я свет миру). Чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме — верующий приходит от тьмы к свету, см. 8:12; 9:39. Если кто услышит Мои слова и не поверит ( ‘не сохранит’) — о хранении, а не только о слышании слова, ср. у синоптиков Мф 7:24–27(=Лк 6:47–49). Я не сужу его — в нескольких местах Евангелия от Иоанна говорится, что Иисус — Судья (5:22,27; 8:16,26), и в нескольких — о том, что Он не судит (3:17; 8:15 и здесь). Нельзя предположить, что Иоанн не видел этого противоречия, которое мы встречаем и у Павла, — ср., например, Рим 8:33–34 с 2 Кор 5:10. Оправдание и осуждение — две стороны одного процесса: отвергающий любовь Бога во Христе, которая одна может оправдать человека, тем самым навлекает на себя осуждение. Я пришел не судить мир, но спасти мир — ср. 3:17; Лк 9:56. Отвергающий Меня — ср. Лк 10:16 (отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня). Слово, которое Я говорил, оно будет судить его — слово Иисуса становится новым законом, ср. 7:51 (судит ли закон наш человека). В Прем 9:4 Премудрость, которую часто отождествляли с законом (Торой), описывается как приседящая Престолу Божиему, что может означать, что она выступает как бы активным помощником Бога в Его суде. Ибо Я говорил не от Себя — аористная форма глагола ‘говорил’ предполагает, что служение Иисуса рассматривается как единое завершённое целое. Дал Мне заповедь — ср. 10:18. Что сказать и что говорить — такое употребление пар синонимов типично для стиля Иоанна, и незачем искать различия между глаголами сказать и говорить. Заповедь Его есть жизнь вечная — о том, что закон Моисеев, согласно иудейской вере, есть источник жизни, см. 5:39 и Втор 32:45–47; Лк 10:28; Мк 10:17–18. Но та заповедь, которую Иисус принимает от Отца и исполняет, заменяет ветхозаветный закон. Иисус Сам находит источник жизни в исполнении воли Отца (4:34: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня), несмотря на то, что Ему предстоит отдать жизнь согласно этой воле (10:18). Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец — ср. 8:26,28. Иисус отказывается от собственного величия и от собственного авторитета, отдельного от Отца. В первой части Евангелия, которая тут заканчивается, Иисус живёт в полном послушании воле Отца; во второй части Евангелия рассказано о том, как Он в послушании Его воле умирает. 29. Тайная вечеря (13:1–30)

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Иуда и сатана В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга Олеси Николаевой " Поцелуй Иуды " . Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. Иуда, получающий плату за предательство . 1304—06. Джотто ди Бондоне Если Евангелие от Матфея сугубо подчеркивает сребролюбие Иуды как главный побудительный мотив к предательству Христа, то в Евангелии от Луки и от Иоанна сребролюбие оказывается той греховной страстью, через которую входит в Иуду сатана: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» (Лк. 22, 3). «И во время вечери, когда дьявол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус… встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался» (Ин. 13, 2–4). Эти евангельские свидетельства вызывали у толкователей недоумения: действительно ли сатана вошел в Иуду еще до предательства им Христа, и уже по внушению врага рода человеческого Иуда отправился к первосвященникам, или же это было некое образное выражение, означающее его духовное помрачение («Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся»), в то время как сатана вошел в него несколько позже, когда он причастился из рук Христовых за Тайной вечерей: «И после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13, 27). Блаженный Феофилакт полагает, что «сатана хотя и нападал на Иуду извне страстью сребролюбия», но «доколе Иуда считался одним из учеников и членов святого лика, дотоле сатана не имел к нему такого доступа». И лишь на Тайной вечери, когда Иуда причастился себе во осуждение и «Господь отделил его и отлучил от прочих учеников, объявив его чрез хлеб, тогда сатана овладел им как оставленным от Господа и отлученным от Божественного лика… сатана… проник во глубину его сердца и овладел его душой». Однако в евангельском свидетельстве апостола Луки о том, что сатана вошел в Иуду еще до того, как он предложил первосвященникам предать Христа, употреблен греческий глагол есерхома, обозначающий у того же евангелиста вхождение бесов в людей и свиней (Лк. 8, 30, 32 и Лк. 11, 26). То есть сатана вошел в Иуду так же точно, как входил в бесноватого, как в гадаринских свиней входил «легион бесов» и как входил в человека нечистый дух, приведший с собой «семь других духов, злейших себя» (Лк. 11, 26).

http://pravoslavie.ru/3065.html

Прежде всего, Иисус не выступает против общественной молитвы как таковой. Тот факт, что Он ежегодно приходил в храм Иерусалимский и каждую субботу посещал синагогу, свидетельствует о Его уважительном отношении к общественной молитве. Острие Его критики направлено против конкретного аспекта поведения фарисеев в местах молитвенных собраний, а не против совместной молитвы. Если бы Он был противником такой молитвы, Он не сказал бы Своим ученикам: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18:19–20 ). Кроме того, Иисус нигде не высказывается против продолжительной молитвы – ни в Нагорной проповеди, ни где-либо еще. Совет не многословить в молитве вовсе не означает, что молитва не может быть продолжительной. Сам Иисус иногда целые ночи проводил в молитве. Об этом свидетельствует, в частности, рассказ о буре на море. Отпустив народ и учеников с вечера, то есть, надо полагать, еще до заката, Он взошел на гору для уединенной молитвы. К ученикам он вернулся лишь в четвертую стражу ночи, то есть под утро, незадолго до рассвета ( Мф. 14:22–25 ). Перед избранием двенадцати апостолов Он также взошел на гору и пробыл всю ночь в молитве к Богу ( Лк. 6:12 ). Обычай удаляться от людей для уединенной молитвы был характерен для Иисуса ( Мф. 14:23 ; Мк. 6:46 ; Лк. 5:16 ; Лк. 6:12 ; Ин. 6:15 ; Ин. 8:1 ). Однако, как явствует из Евангелия, Он мог молиться и в присутствии учеников ( Лк. 10:21 ; Ин. 17:1–26 ), и даже в присутствии народа, прерывая для этого обращенную к народу речь ( Мф. 11:25–26 ; Ин. 12:27–28 ). Молитва была для Него настолько естественной формой самовыражения, что Он мог в любой момент обратиться к Богу. Иногда люди слышали не только Его молитву, но и ответ Бога ( Ин. 12:28 ). Совет не многословить в молитве может относиться не только к внешним формам молитвы, но и к ее внутреннему содержанию 306 , особенно если его рассматривать в свете напоминания о том, что Бог заранее знает все, в чем человек нуждается. В молитве наибольшую ценность представляет не то или иное земное благо, которое человек может получить благодаря ей, а сама молитва, само предстояние перед Богом, чувство присутствия Бога. Датский философ-экзистенциалист С. Кьеркегор (1813– описывает опыт молящегося человека:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010