Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. Предлагать Божественные повеления как бы от своего лица имеют обыкновение и другие пророки. Слова гряду скоро указывают или на краткость этой жизни в сравнении с будущей, или же на внезапность и быстроту смерти, которая, как преставление отсюда, является концом для каждого. И так как неизвестно, в кий час приходит тать, то и заповедано нам бодрствовать и иметь чресла препоясанными и светильники горящими (Лк. 12, 35) жизнью по Боге и светить ближним. Будем поэтому непрестанно с сокрушенным сердцем умолять Бога избавить нас от гонителей, чтобы, когда они покорят нас, ангелы, принимающие души наши, не взяли их неготовыми, не сушу изоавляюшу, ниже спасающу (Пс. 7,3), чтобы душа каждого, опутанная узами земных дел и не выносящая разлучения с ними, не возвратилась к ним напрасно, и, принужденная ангелами по Божию повелению оставить их, не оплакивала бы бесполезно время, которым она пренебрегала. Но, воспевая непрестанно песнь Давида: угюювихся и не сму–тихся сократили заповеди Твоя (Пс. 118,60), услышим в награду за их исполнение слова Божии: добре, рабе благий и верный, о моле был ecu верен, над многими тя поставлю; вниди в радость Господа твоего (Мф. 25,21). С Ним подобает слава Отцу со Святым Духом, честь и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь. ОТДЕЛ XXIV Статья семидесятая О достоверности виденного ангелом Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему, но он сказал мне: смотри, не делай сего, ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей. Богу поклонись. Это свойство апостольской души, потому что, как он сказал в Евангелии: и видевъш свидетелъствова, и истинно есть свидетельство его (Ин. 19,35), так же и здесь по изложении виденного уверяет, что он сам видел и слышал предсказанное. Показал и благословение ангела, раскрывшего видение, что он поклонение его не принял, а благоразумно отнес и передал его Владыке. Статья семьдесят первая

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Так, например: когда Евреи странствовали по пустыне и не имели хлеба для пропитания, то Бог по неизреченной милости посылал им манну, которая ежедневно (кроме субботы) выпадала с неба, и которой Евреи питались во время странствования по пустыне ( Исх. 16:2–36 ). Иисус Христос чудесным образом насытил 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами ( Мф. 14:14–23 ; Мрк. 6:34–46 ; Лк. 9:11–17 ; Ин. 6:3–15 ). Насущный хлеб для души. Кроме тела человек имеет еще душу, которая нуждается в духовной пище. Насущным хлебом для души служит Слово Божие и Тело и Кровь Иисуса Христа, которые преподаются верующим в Таинстве Причащения. Пятое прошение. «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Здесь мы просим Отца Небесного, чтобы Он простил нам долги или грехи наши, подобно тому, как и мы прощаем должникам нашим, т.е. тем людям, которые согрешили против нас или обидели нас, а если мы не будем прощать нашим ближним, тогда и Отец Небесный не простит нам согрешений наших. Эту истину Иисус Христос объяснил в притче о милосердном царе и безжалостном должнике ( Мф. 18:21–35 ). Один царь хотел сосчитаться со своими рабами. Пришел к нему один раб, который был должен очень большую сумму денег; а так как он не мог заплатить, то царь приказал ему продать жену, детей, все имение и заплатить долг. Раб упал в ноги и просил царя подождать за ним долг. Царь сжалился над ним и простил ему весь долг. Вышедши от царя, раб тот встретил товарища, который был должен ему небольшую сумму денег. Он начал душить его, говоря: «отдай долг», – и заключил его в темницу. Видевшие это донесли царю. Царь призвал злого раба и сказал: «весь долг я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя». И разгневавшись, царь приказал заключить его в темницу и содержать там до тех пор, пока он не отдаст всего долга. «Так и Отец Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца брату своему согрешений его» (–35). Высочайший пример и образец прощения нашим ближним показал Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Тогда молодой монах окончательно решил отправиться на Святую Гору и тем самым отречься и от Родины, и от родных, и даже от самой любимой своей мамы, а отец его к тому времени уже несколько лет, как преставился. И вот, он взял благословение у игумена, испросил прощение у всех отцов и братьев, и уже не мог слушать прощальные речи. Ведь все его любили… Как-никак он провел шестнадцать лет вместе с ними в родном селе! Теперь перед ним была только одна долгожданная цель – Удел Божией Матери. И вот, он отправляется в неизвестность, став, поистине, мужем не только душевно, но и телесно. Душа его кричала вместе с пророком: «… к Тебе, Господи, прилепилась душа моя и десница Твоя поддерживает меня… ». Он шел и обращался ко Господу: – Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее… Приклони сердце мое к откровениям Твоим… Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию… Он неудержимо устремился к цели, как жаждущий олень желает попасть на источники воды. И вот, он добрался до острова Идра, нашел судно, идущее на Афон, и отправился на Святую Гору. Прибыв на Афон молодой монах сразу же отправился в монастырь Ксиропотам, и прожил там несколько дней у двух знакомых братьев.   Там он поклонялся Честному Животворящему Древу Креста Господня, святым мощам, собеседовал с отцами. Там он наконец возрадовался духом и воодушевился. Но монастырь – это было не совсем то, что он желал… Кайка, ходившая в Дафни в начале прошлого века Цитаты: Пс 84:10 Пс 144:19 Еф 4:29 Лк 12:49 Пс 62:9 Пс 118:35 Пс 118:36 Пс 118:133 Комментарии Всего комментариев: 4 2016/09/19, 16:04:11 Господи буди милостив ко мне грешной и да будет воля твоя на мне!Аминь! 2013/09/21, 11:34:35 хотелось бы прочитать продолжение.. слов не подобрать чтобы выразить свои чувства . любовь 2013/09/20, 22:12:17 Господи! – Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее… Приклони сердце мое к откровениям Твоим… Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию… Аминь. 2012/02/29, 14:55:18

http://isihazm.ru/?id=193

Буря была так сильна, что привычные руки рыбаков едва справлялись с волнами. Всем грозила гибель. И тогда апостолы стали будить Христа: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?»( Мк.4:38 ). «И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?» ( Мк.4:39–41 ). Вокрешение мертвых ( Мк.5:22–24, 35–43 ; Лк.7:11–16; 8, 41–42, 49–55 ; Ин.11:1–45 ) Недалеко от Назарета и Каны Галилейской есть небольшой городок Наин. Господь пошел на проповедь в этот город. С Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же все приблизились к городским воротам, вынесли умершего, единственного сына у матери, а она была вдова. Горе ее было безгранично. «Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь» ( Лк.7:13 ). И, подойдя к носилкам, коснулся их рукою. Несшие мертвеца остановились. Остановился и весь народ, шедший с Иисусом Христом. «Юноша! тебе говорю, встань!» ( Лк.7:14 ) – сказал Христос. И к удивлению всех, мертвый поднялся на носилках и начал говорить. «И отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» ( Лк.7:15–16 ). Евангелисты описывают и другие случаи воскрешения Христом мертвых. Так, Он воскресил дочь начальника синагоги Иаира, сказав ей: «Талифа куми», что значит: «Девица, тебе говорю, встань» (см. Мк.5:41 ). Причем отец и мать девочки, а также апостолы, бывшие свидетелями этого чуда, пришли в великое изумление. И, наконец, Господь воскресил Лазаря, четыре дня лежавшего во гробе. Изгнание бесов ( Мф.8:28–34 ; Мк.1:23–27; 5, 1–20 ) Среди больных, которые следовали за Христом, было много одержимых духом нечистым – бесноватых. Диавол вселяется в человека и поражает его душу или тело или то и другое вместе. Это страшные и тяжелые больные. Особенность их болезни заключается в том, что они не считают себя больными и никогда не просят об исцелении. Если Господь исцелял их, то исключительно по Своему милосердию и по просьбе родственников и друзей этих несчастных. Апостолы тоже исцеляли бесноватых, но Господь предупредил их, что сей род «изгоняется только молитвою и постом» ( Мф.17:21 ), то есть для этого нужна особая духовная сила.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

В любом случае искренняя молитва , если в ней участвует разум, чувство и воля молящегося, всегда возвышает, очищает, исцеляет, приближает к Богу, как бы улучшает и повышает духовный тонус человека. Необходимость молитвы для духовной жизни человека утверждается Словом Божиим как Ветхого, так и, особенно, Нового Завета. В трогательных выражениях призывают к молитве многие псалмы Давида: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь; воздайте Господу славу Имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» ( Пс.28:1–2 ); «Приидите, воспоем Господу! Воскликнем Богу, твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнех воскликнем Ему… Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего» ( Пс.94:1–2, 6 ). В псалмах звучит не только призыв к молитве, но и твердая уверенность в том, что Господь ее слышит и не оставляет без ответа и исполнения. «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» ( Пс.39:2–3 ). Новозаветное обоснование молитвы общеизвестно: это прежде всего личная молитва Иисуса Христа, Его постоянное явное и тайное общение с Отцом( Мф.11:25–26, 26:39, 42, 44 ; Мк.1:35 ; Лк.23:34, 46 ; Ин.17 ), сопровождавшееся иногда явным, для всех ощутительным результатом ( Ин.11:41–45, 12:27–30 ). Спаситель неоднократно призывал к молитве и Своих учеников, указывая при этом на ее необходимость ( Мф.17:19 ; Лк.22:40, 46 ) и результативность( Мф.18:19 ; Ин.16:23–24 ). К молитве призывали и апостолы в устной и письменной проповеди ( Рим.12:12 ; 1Сол.5:17 ; Иак.5:13–18 ; Деян.20:21, 36 ). Молитвенный подвиг сопровождал святых пророков, апостолов, мучеников, подвижников и святителей в течение всей их христианской жизни. Можно с уверенностью сказать, что без молитвенной поддержки они не могли бы свершить свой путь ко спасению. Молитвы не равноценны по своему нравственному достоинству. Есть основания самой высшей и совершенной молитвой считать славословие, прославление Бога, возбуждаемое, сопровождаемое и проникаемое радостью о Боге. Такой молитвой преимущественно молился Сам Сын Божий ( Ин.12:28 ; Мф.11:25–26 ), хотя мы видим в Евангелии элементы Его благодарственных ( Ин.11:41–42 ) и просительных ( Ин.17:9–11 ) обращений к Небесному Отцу. Такая молитва (и может быть только такая) свойственна ангелам ( Ис.6:2–3 ; Лк.2:13–14 ; Откр.4:8–11 ). Этой молитвой молились святые Отцы и подвижники, такие как св. Амвросий Медиоланский , чей Te Deum остался навеки вдохновенным излиянием церковной радости о Своем Божественном Творце и Основателе. Величайшее выражение чувств радостного, экстатически-взволнованного прославления Бога оставила Преблагословенная Матерь Божия: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем» ( Лк.1:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Впрочем, нередко удалялся Он и в пустыню, уединяясь в нарочитых и усиленных молениях к Своему Отцу. А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился Богу ( Мк.1:35 ). Когда это было? После того как уврачевал Он многих больных от различных недугов и изгнал многих бесов из людей. Так записал это святой евангелист Марк. Когда же настал день, Он, вышед из дома, пошел в пустынное место ( Лк.4:42 ). Когда это произошло? Тогда, когда при заходе солнца исцелил Он всех приведенных к Нему больных, возлагая на них руки. Это записал святой евангелист Лука. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться Богу наедине; и вечером оставался там один ( Мф.14:23 ). Когда это имело место? После чуда с пятью хлебами, взяв которые, накормил Он пять тысяч человек ( Мф.14:21 ). Так записал это святой евангелист Матфей и другие. Но Он уходил в пустынные места и молился Богу ( Лк.5:16 ). Происходило это неоднократно. Впрочем, божественный Лука сообщает об этом удалении Иисуса в пустыню на молитву после того, как свершилось исцеление человека прокаженного и других болящих. Взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу ( Лк.6:12 ). Когда это случилось? После исцеления человека сухорукого, когда Господь сказал ему: Протяни руку твою... И стала рука его здорова, как другая. Так пишет святой Лука ( Лк.6:10 ). Из этих нескольких примеров очевидно, что Господь регулярно удалялся в пустыню и уединение по свершении дел чудотворения. Понятна – хотя доселе особо не отмечена – и причина сего. Предвечный Сын уходит в пустыню, чтобы наедине возблагодарить Своего Отца за содействие. Ибо как Отец все передал во власть Сыну, так Сын, со Своей стороны, все усваивает (букв:, приписывает. – Ред.) Отцу. Посему эти молитвы, творимые после совершения чудес, суть выражение нераздельного единства и беспримерной любви между Отцом и Сыном. Однако, помимо этих благодарственных молитв, возносил Иисус прошения и другого рода. Это молитвы, нареченные в Православной Церкви просительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Иисус Христос – Божественный Просветитель (свет) мира. – Служение ветхозаветных пророков состояло в том, что они, по вдохновению свыше, возвещали людям волю Божию и наставляли их, вразумляли и укрепляли в истинной вере и благочестии. Служение Господа Иисуса Христа, как величайшего из пророков, выразилось в том, что Он возвестил людям во всей возможной полноте и ясности волю Божию о спасении мира ( Ин. 1:8–9 ), преподал нам новый, совершеннейший закон веры н благочестия, спасительный для всего человеческого рода, и собственным примером показал путь святой праведной жизни ( Лк. 4:18–21 ). Совершил Он Свое пророческое служение сначала непосредственно, когда, по достижении тридцатилетнего возраста ( Лк. 3:23 ), Он в течение трех с половиною лет ходил по всем городам и селениям земли Иудейской, проповедуя словом и жизнью евангелие царствия Божия ( Мф. 9:35 ), а затем – посредством Своих учеников и Апостолов, которых Сам-же предварительно избрал ( Лк. 6:13 ) и приготовил к делу учительства и которым, при вознесении Своем на небо, заповедал идти по всему миру и проповедать евангелие всем народам ( Мк. 16:15 ). Послушные этой заповеди, апостолы, действительно, пронесли учение Его по всей земле, возвестили всем народам ( Рим. 10:18 ) и устно и письменно предали Церкви на все времена ( 2Сол. 2:15 ). – Как пророк и учитель, Христос неизмеримо превосходит всех учителей человечества. Даже ветхозаветные пророки, облеченные силою свыше, светили не своим светом, а заимствованным от Бога и в такой мере, в какой получали его от Бога; о величайшем из пророков, Иоанне Крестителе, св. евангелист Иоанн Богослов говорит: «он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» ( Ин. 1:8 ). Тем более не могут быть названы светом представители естественной мудрости, значение которых собственно заключается в неутомимом искании истины. Христос не искал истины; Он обладает полнотой истины; истина не вне Его, но в Нем Самом. Поэтому Он есть Учитель и Пророк – единственный, всемирный, ни с кем не сравнимый. Он – «Свет, истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1:9 ). Даже апостолы – только ученики, а не учители: «не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос» ( Мф. 23:8 ). Современники Иисуса Христа, внимавшие Его слову, живо испытывали на себе неотразимое обаяние Его учительства. «Откуда у Него это? Что за премудрость дана Ему?» – невольно спрашивали они друг друга ( Мк. 6:2 ). Они чувствовали, что Иисус учил их как власть имеющий» ( Мф. 7:28–29 ), что «слово Его было со властию» ( Лк. 4:32 ). Даже слуги, посланные фарисеями и первосвященниками взять Иисуса Христа, так были обезоружены и увлечены Его словом, что невольно должны были признаться: «никогда человек не говорил так, как этот Человек!» ( Ин. 7:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Мария была девушкой благочестивой и непорочной, а Иосиф (вопреки распространенному сейчас представлению) не был Ее мужем. Он был ее покровителем и должен был оберегать ее. В древнем Израиле иногда применялась форма обручения женщины мужчине ради сохранения ее девства и исполнения обета, данного Богу. В таких взаимоотношениях находились и Мария с Иосифом. Именно поэтому, услышав обетование архангела Гавриила, Она спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк 1:34). На это посланник Божий ответил самым таинственным пророчеством в истории отношений Бога и человека – он обетовал непорочное зачатие Спасителя: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1:35). В подтверждение того, что Господь силен исполнить Свое слово, Гавриил рассказал Марии о Ее родственнице – праведной Елисавете: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк 1:36-37). Сон Иосифа. Харменс ван Рейн Рембрандт, 1645 г. Приняв все, что сказал Ей святой архангел, Пречистая Дева с покорностью, смирением и послушанием ответила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1:38). После согласия Марии, архангел Гавриил «отошел от Нее». Как учит Церковь, в тот момент, когда Мария дала Свое согласие на рождение от Нее Мессии, таинственное, непостижимое человеческим умом непорочное зачатие совершилось. Когда праведный Иосиф узнал, что Пречистая Дева ждет ребенка, он решил отпустить Ее. Дело в том, что он опекал и берег Ее для того, чтобы Она могла продолжать Свое служение Богу. Ожидаемый же ребенок, по мнению Иосифа, свидетельствовал о том, что он не выполнил свою обязанность. Чтобы девушку не побили камнями за предполагаемое неблагочестивое поведение (ведь никто не знал, кто Отец ребенка), Иосиф и намеревался Ее отпустить. Однако во сне ему явился ангел Божий, который сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1:20-21). После этого Иосиф уже не думал о том, чтобы отпустить от себя Деву Марию. Наоборот, он стал еще усерднее, с еще большим благоговением заботиться о Пречистой, ведь он тоже помнил пророчество о рождении Мессии от Девы. С этого момента Матерь Божия уже неотлучно жила в доме Иосифа до самой его праведной кончины.

http://foma.ru/blagaya-vest-izmenivshaya...

Мф.16:24 .  Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, (Ср. Мк.8:34 ; Лк.9:23 ). Матфей говорит, что эта речь была сказана только ученикам; Марк – ученикам и народу; Лука – всем. Очень трудно объяснить, откуда взялся здесь народ. Речь евангелистов показывает, что события не происходили с такой быстротой, как это у них представляется. Златоуст объясняет стих так: «Я, – говорит Спаситель, – не заставляю, не принуждаю; но предоставляю это собственной воле каждого. Поэтому и говорю: «если кто хочет». Я приглашаю на доброе дело, а не на злое и тягостное, не на казнь и мучения, к чему Мне нужно было бы принуждать. Дело само по себе таково, что может вас привлечь. Говоря таким образом, Христос только сильнее привлекал к последованию за Ним». Крест здесь не может означать насильственной смерти. Мф.16:25 .  ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; (Ср. Мк.8:35 ; Лк.9:24 ). «Нефеш» (душа) в позднейшем еврейском тексте означает личность. Поэтому у Луки ( Лк.9:25 ) выражение двух первых евангелистов ( Мф.16:26 ; Мк.8:36 ) «душе своей» заменено местоимением «себе». Так же у Семидесяти и Иов.32:2 ; Притч.1:18, 19:8 ; Ам.6:8 . Значит, смысл слов Спасителя таков: кто хочет себя сберечь, тот потеряет себя и т.д. Здесь один из парадоксов, которыми вообще богат Новый Завет . Указывается на жизнь вследствие самоотречения, простирающегося до полной потери этой самой жизни. Мф.16:26 .  какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Ср. Мк.8:36–37 ; Лк.9:25 ). Слово «выкуп» ( ντλλαγμα) у Семидесяти и в еврейском тексте обозначается по-разному ( Руфь.4:7 ; 3Цар.21:2 ; Иов.28:15 ; Иер.15:13 ; Ам.5:12 ; Сир.6:15, 26:17 ). Смысл слов Христа понятен. Душа человеческая имеет такую ценность, что весь внешний мир ее не стоит. Если человек действительно, а не мнимо погубит душу свою или самого себя, то такое погубление для него невознаградимо ничем. Поэтому человек должен заботиться о том, чтобы спасти душу свою, а такое спасение находится в полной зависимости только от следования за Христом и подражания Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На праздник в Иерусалим преимущественно ходили конечно самые ревностные Иудеи и братья Господа, «которые не веровали в Него 457 , и те Иудеи, собиравшиеся в синагоге Капернаума и других городов, которым Господь именно сказал те же слова: «несть пророк без чести, токмо во отечествии своем» 458 , и которые противились Господу (напр. Мф. 9 ; Мк. 3 , Лк. 13 ), т. е. другими словами та часть населения Галилеи, которая относилась злобно к Господу, будучи проникнута Иерусалимскими и фарисеями взглядами и стремлениями. Но кроме них ходили на праздник и бедные неученые Галилеяне, которые везде в отличие от книжников называются народ. Этот именно народ принимал Господа радостно. О народе этом Господь соболезновал, видя, что они изнурены и рассеяны, как «овцы, не имеющие пастыря» 459 . И народ Галилейский «радовался о всех славных делах Господа» ( Лк. 13:17 ). Посему кажется следует думать, что слова Господа о пророке, не имеющем чести во отечествии своем относятся не к Галилее и Галилеянам, а к Иудеям в обширном смысле, где бы они ни жили, которые называются в Ин. 1своими и которые «не прияша Господа»; «Во своя прииде и свои Его не прияша». Посему отечество Господа, указываемое в присловии, есть в обширном смысле Иудея, Иерусалим и Вифлеем, в коем рожден Господь ( Мф. 2:5 ), то есть народ, бывший Божий, отвергающийся Бога своего; преимущественно же тот дух Иудейства «отвергший волю Божию ради предания своего» 460 , который воплотился в интеллигенции народа, в книжниках и фарисеях, считавшихся руководителями народа. Отдельные личности были спасены Господом, но Иудеи, как нация и интеллигенция были отвергнуты Господом. Может быть в более тесном смысле вышеупомянутое присловие должно также относиться и к семейному кругу сынов Иосифа, не веровавших в Господа, и к тем синагогам, где вопрошали: «не плотник ли Он, сын Марии брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? ( Мк. 6:3 , Мф. 13:55 ), – и к городам Хоразину, Вифсаиде и Капернауму, которые обличал Господь ( Мф. 11:21–23 ; Лк. 10:13–15 ). Но самый страшный приговор произнесен Господом об Иерусалиме 461 , и град этот, где был храм Господа, есть истинное духовное отечество воплотившегося Сына Божия, Которого «свои не прияша». Это отечество приявшего плоть человеческую Господа управлялось лицами, забывшими волю Божию, и дух Господня закона, и даже начала всякой нравственности до того, что сделались шайкой убийц, старавшейся всеми способами 462 убить праведника. Сии-то Иудеи 463 суть «отечествие, в коем пророк чести не имать». Поэтому и «оставился дом их пуст, Дóндеже рекут, благословен грядый во имя Господне» ( Лк. 13:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010