Ис.40:5 . и явит­ся слава Го­с­по­дня, и узрит всякая плоть [спасе­ние Божие]; ибо уста Го­с­по­дни изрекли это. «И явится слава Господня». Когда путь будет приготовлен и все препятствии устранены, тогда наступит и самое откровение славы и величия Господа. «Слава Господня являлась всегда», – справедливо замечает святой Иоанн Златоуст , давая тем самым основание видеть ближайшее историческое исполнение данного пророчественного утешения в факте избавления евреев из вавилонского плена. «Но слава Божия наиболее явилась тогда, – продолжает Иоанн Златоуст , – когда Бог принял образ человека». Последнее толкование является наиболее распространенным; причем в соответствии с фактом предшествующей проповеди Иоанна Крестителя в пустыне Иорданской и самое явление этой славы Господней, обыкновенно, приурочивается к определенному моменту, именно к моменту Крещения Господа и сопутствовавшего ему Богоявления, т. е. откровения тайны Троичности Лиц. Но в более широком и общем смысле это можно относить и к факту воплощения Сына Божия, о чем Евангелист Иоанн выразительно говорит: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Самый образ «славы Господней», как яркого ослепительного света, сияющего в темном месте, не раз встречается, как в раннейших книгах Священного Писания ( Исх.13:21 ; Исх.40:35 ; 3Цар.8:10–11 ), так и у самого пророка Исаии ( Ис.60 и Ис.66:18 ). «И узрит всякая плоть». Откровение «славы Божией», как источника спасения, хотя и произойдет посреди иудеев, но будет иметь значение и для всех других народов: его увидит, узнает и почувствует все падшее и возрожденное человечество, как это почти буквально и отмечает впоследствии Евангелист Лука ( Лк.3:6 ). «Ибо уста Господни изрекли это». Указание на высший божественный авторитет для наибольшего подкрепления сказанного – прием обычный у пророка Исаии и весьма ценный для нас при решении вопроса о подлинности и единстве книги ( Ис.1:20 ; Ис.21:17 ; Ис.58 и др).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.42:6 . Я, Го­с­по­дь, при­звал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и по­ставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, Содержит в себе речь Господа к Его возлюбленному Отроку. «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку». Почти буквальное повторение слова 1-го стиха, с переменой только Лица, к которому они обращены (там 3-е лицо: пророк, или народ; – здесь 2-е Сам Отрок Господень). И поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников. Новое, важное добавление, определяющее значение и объем Мессианского служения Отрока Господа. Роль Мессии будет, до известной степени, аналогична с ролью Моисея ( «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня» – Втор.18:15 ) – оба они являются устроителями завета Бога с человеком; но самый объем их завета существенно различен; завет Моисея обнимал лишь один избранный израильский народ, – завет же Мессии распростирается и на всех язычников. «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». ( Ин.1:17 ). Указание на Отрока Господня, как Посредника Нового Завета Бога с людьми неоднократно встречается как у Исаии, так и у др. пророков ( Ис.49:6–8 ; Ис.51:4 ; Ис.52:13 ; Ис.53:1–2 ; Ис.50:10–11 ; Ис.59:20 ; Ис.60:1–5 ; Иер.31:31–34 ). «Во свет для язычников». Один из излюбленных пророком Исаией образов, который им безразлично прилагается и к «Еммануилу», и к «Отрасли», и к «Отроку Господню», так как все эти понятия синонимичны между собою (2 гл. Ис.2:4–5 ; Ис.9:1–7 ; Ис.49:6–8 ; Ис.51:4 и др.), в чем защитники единства и подлинности кн. пророка Исаии справедливо находят очень веский аргумент в пользу своего мнения (см. иер. Фаддей «Единство» кн. пророка Исаии 277 с. 290 и др.). Следует также отметить, что этот образ, как прекрасно выражающий мысль о духовном возрождении и просветлении язычников, имеет довольно широкое применение и в кн. Нового Завета ( Мф.4:16 ; Лк.2:32 ; Деян.13:47 ; Деян.26:18 ; Рим.16:12 и др.) Ис.42:7 . чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключе­ния и сидящих во тьме – из темницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Конечно, и чудеса Иисуса Христа вызывали в иудеях веру. Но требуя веры для совершения чудес, Христос не придавал значения вере в Него иудеев ради чудес. Видя чудеса, которые Он творил, многие веровали во имя Его, но Сам Он не вверял Себя им, потому что знал, что в человеке ( Ин. 2:2325 ср. 4:48). Только в связи с этим можно объяснить ту в высшей степени знаменательную черту евангельской истории, что Господь Иисус Христос запрещал исцеленным и вообще свидетелям чудес разглашать о них 60 . Так, исцелив прокаженного, Господь, посмотрев на него строго, тотчас отослал его, и сказал ему: «смотри, никому ничего не говори» ( Мк. 1:4344 ). Видевшим воскрешение дочери Иаира Он строго приказал, чтобы никто об этом не знал ( Мк. 5:43 ; также 7:36; 8:26). Равным образом и бесноватым Он строго запрещал, чтобы не делали Его известным ( Мк. 1:2325. 34; 3:1112; 5:67; 9:20 ). Только гадаринскому бесноватому Он сказал: «иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя» ( Мк.5:19 ), что стояло в связи с тем, что гадаринцы просили Господа удалиться из пределов их. К объяснению указанной черты истории евангельских чудес мы вернемся ниже; теперь же заметим только, что на сколько запрещение Христа соответствовало Его нежеланию, чтобы распространялась иудейская вера в Него ради чудес, на столько же было характеристично для иудеев непослушание их запрещению Христа. Так, исцеленный Им прокаженный, вопреки запрещению, вышел, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем с ним ( Мк. 1:45 ); вообще, сколько Он ни запрещал исцеленным, они еще более разглашали ( Мк.7:36 ), так что Он не мог уже явно войти в город, но уходил в пустынные места и молился ( Мк. 1:45 ; Лк. 5:16 ). В этом непослушании выражалась крайняя привязанность иудеев к чудесам. Впрочем, чудеса Иисуса Христа, согласно божественной воле о них, должны были и, как показывает история, могли порождать истинную веру в Него. Так вера в чудеса Его могла быть двоякою. Это вполне соответствует тому, что всякая разумная истина, всякая психологическая действительность имеет две стороны 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Кто идет путем апостолов, путем в Гефсиманию? Тот идет путем в Гефсиманию, кто плоть свою распинает ради Христа, тот, кто исполняет Его святую волю, кто Его желает выше всего на свете, это тот, кто сораспялся и живет в благочестии, тот, кто говорит: «Христос – моя жизнь! Христос – мое приобретение!». Это тот, кто, подобно апостолу Петру, споткнувшись, опять кается, такому конец – вечная жизнь, которую Сам Христос Спаситель обещал любящим Его. Дорогие братья и сестры, когда Господь Иисус Христос закончил Свою речь о великом Таинстве Причащения Тела и Крови Его и о том, как надо жить, чтобы быть последователем Его, то многие оставили Его, говоря: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» ( Ин.6:60 ); тогда Господь обратился к ученикам и сказал им: «Не хотите ли и вы отойти?» ( Ин.6:67 ). Тогда апостол Петр, с пламенной верой, от лица своих апостолов и всех верующих, воскликнул: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни.» ( Ин.6:68 ). И вот, дорогие мои, в это тяжелое время, когда так жестоко ополчилось неверие, можно сказать, гонение на Христа, будем Ему верными, не отступим от Него, и всегда, что бы ни случилось с нами в нашей жизни, будем готовы вместе с апостолом Петром сказать: «Господи, к кому нам идти!». И мы верим, что Иисус Христос, Сын Божий, жить будет в наших сердцах, да будет так! А теперь возблагодарим Господа за то, что Он вселился в наши грешные души и живет в них, и из глубины души и сердца воззовем к Нему: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» 20 апреля. Великая Пятница. Утреня Вспоминается мне, как Христос Спаситель шел на казнь, спотыкаясь и изнемогая под тяжестью Креста Своего... Множество народа окружало Его, и многие женщины не могли удержаться от слез, плакали и рыдали....Тогда Божественный Страдалец обратился к ним и сказал: Дочери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе... ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие... если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» ( Лк.23:28–29, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Мир наступает на душу не вещами, а страстями, «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). 46 Ценность человека состоит в его постоянном поиске Бога. 47 Постящихся и молящихся много, а добрых и кротких – мало. 48 Самые сложные вещи понять проще, чем самые простые, которые понять несравненно сложнее. 49 Поймай свою птицу счастья – легкий, порхающий, безпокойный и непоседливый ум – сетью постоянной внимательной молитвы. Гуруноскиты 50 Нам неприятно не то, что люди поступают нехорошо, а то, что мы о них нехорошо думаем. 51 Важно не то, что ты думаешь о Боге, а то, – пребываешь ли ты в Нем своим сердцем, «ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8: 13). 52 Жизнь в суете – это лики смерти. Жизнь в отречении от суеты – это лик Безсмертия. 53 То, что принадлежит нам, от нас не уйдет, даже если мы будем убегать от него. А то, что нам не принадлежит, мы никогда не догоним, даже если будем за ним гнаться. 54 Те, кто в религии утешаются лишь душевными поверхностными переживаниями, не изменяясь глубоко внутренне, остаются людьми от этого мира; «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20). 55 Солнце не может светить только в одно окно, но люди хотят, чтобы Бог был только у них, и ни у кого другого... 56 Надежды на Бога никогда не бывают пустыми, это только люди бывают без надежд. 57 Если люди шире узкого Евангельского пути, то силой их в него не затянешь. 58 Раньше появлялись Преподобные, и вокруг них строились монастыри. А теперь строят монастыри, и ждут в них появления преподобных... 59 Жить с Богом – это значит жить сердцем, а жить с миром – значит жить головой. 60 Когда душа увидит, что жизнь в миру – это пустота, тогда же она сразу понимает, что жизнь в уединении – это то, что ей больше всего нужно. 61 Люди... люди... жалко издерганные жизнью, как вас глубоко жаль, – это молитва… молитва без слов... 62 Заблудился?.. Значит, страдай!.. Если страдаешь, значит найдешь выход!..

http://isihazm.ru/1/?id=197

Мк.13:11 . Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Иисус Христос говорил это Своим ученикам и прежде, – еще тогда, когда посылал их на проповедь Своего Евангелия в Иудее, предсказывая вместе и те беды и скорби, которые предстоят им во время проповеди. Теперь Господь повторил сии изречения, и еванг. Матфей, изложивший их прежде ( Мф.10:19–22 ), опускает их в сем случае, а св. Марк, опустивший там, удерживает здесь. Не прежде пецытеся (не заботьтесь наперед), что возглаголете (что вам говорить), ни поучайтеся (и не обдумывайте). Апостолы были из людей бедных и неученых рыбарей, по сему, понятно, они могли беспокоиться, как и что будут говорить, когда предстанут пред правителями и образованными людьми. И Господь успокаивает их, говоря, чтобы они не заботились об этом потому, что дастся (дано будет) вам в той (тот) час, се глаголите (то и говорите). Не вы бо будете глаголющии (не вы будете говорить), но Дух Святой, т.е. Сам Бог, Дух Святой – третье лицо Св. Троицы, у еванг. Матфея прибавлено: глаголяй (будет говорить) в вас ( Мф.10:20 ). Я дам вам уста и премудрость, говорил Господь апостолам, подобно сему, по сказанию еванг. Луки ( Лк.21:15 ). Так Господь предсказал о боговдохновенности свв. Апостолов, т.е. о том, что они будут проповедовать и устно, а также, конечно, и письменно, не сами от себя, но по внутреннему внушению от Св. Духа. Мк.13:12 . Предаст же брат брата на смерть и отец детей; и возстанут дети на родителей, и умертвят их. Мк.13:13 . И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Люди неверующие, привязанные к своей еврейской или языческой вере, будут так ненавидеть проповедников христианской веры, как равно и тех, которые примут ее, что не пощадят самых близких из своих родных – брат неверующий будет предавать на смерть своего родного брата, неверующие родители будут восставать за веру на детей, дети на родителей, и умерщвлять друг друга. Все это в точности и исполнилось сначала на самих Апостолах, а затем на христианах во времена гонений. И вообще Господь предрекает своим последователям: будете ненавидими всеми, т.е. неверующими и нечестивыми, имене Моего ради (за имя Мое), – за веру Мою. Здесь слово все употреблено в смысле многие. Так в греческом языке иногда употребляется это слово. Претерпевый, т.е. оставшийся твердым в вере и претерпевший за то оскорбления и мучения, до конца, – до конца этих оскорблений и мучений или до конца жизни (Феоф. и Злат.), спасен будет, т.е. получит блаженство в царстве небесном. Так и было, как мы знаем, с свв. Апостолами и мучениками. Зач. 60. Беседа Господа Иисуса Христа с учениками о разрушении Иерусалима, втором пришествии Его и кончине мира (продолжение).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

О крестном древе, как Христовом знамении, прославившем Христа и послужившим спасению рода человеческого, предсказано было еще в Ветхом же Завете: «Слава Ливана, говорит пророк Исаия, придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, – и Я прославлю подножие ног Моих» (Иса. 60:13). «И поднимет знамя язычникам, говорит пророк о Христе, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли» (Иса. 11:12; См. Пс. 59:6 ). «Благословенно древо, говорит премудрый Соломон, через которое бывает правда» (Пр. Сол. 14:7). И действительно, св. Крест – благословенное древо, ибо через него совершена великая правда, совершено оправдание и спасение всего мира. Через св. Крест Христос оправдал нас перед Богом ( 1Петр. 2:24 ) и примирил нас с Ним ( Кол. 1:19–20 ); посредством св. креста Спаситель избавил нас от власти диавольской ( Кол. 2:4–15 ), «убив вражду на нем» ( Еф. 2:16 ). Но кроме этого крест Христов – великая святыня еще и потому, что на нем висело пречистое Тело Христа, он обагрен пречистой Кровью Его. Если место купины, где явился Бог Моисею, названо святым ( Исх. 3:1–5 ) и кивот с херувимами, где Бог открывал людям Свою волю, названы «Святыней великой» ( Исх. 30:28 ); если ветхозаветный жертвенник, на котором приносились кровавые жертвы животных, не уничтожавшие грехи ( Евр. 10:11 ), «и все принадлежности его, и умывальник, и подножие его» были тоже «святыней великой» ( Исх. 30:28–29 ; Мф. 23:21), так что «все, прикасающееся к ним освящалось» (ст. 29), то несравненно более великая, нас освящающая святыня – крест Христа, как жертвенник, на котором заклан Спаситель мира, принесший Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих ( Евр. 9:28 ), дабы «мы в нем сделались праведными перед Богом» ( 2Кор. 5:21 ). Крест Христов прославил Его ( Иоан. 17:1,5 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ), ибо Он пострадал, не за Свои грехи, которых у Него вовсе не было ( 1Петр. 2:22 ), а по любви к нам ( 1Иоан. 4:9–10 ). Поэтому св. Апостол ничем не хотел хвалиться, «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ); поэтому и христиане первых веков были «гонимы за крест Христов» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Он изгнал торговцев из храма: Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть? Иисус отвечает вопросом на вопрос: Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они уклоняются от ответа. Тогда Иисус отвечает: И Я вам не скажу, какою властью это делаю ( Мф.21:23–27 ; ср. Мк.11:27–33 ; Лк.20:1–8 ). Таким образом, у синоптиков первосвященники и старейшины оспаривают власть Иисуса поступать так, как Он поступил в храме. У Иоанна же иудеи требуют знамения, которое подтвердило бы правоту Иисуса. В то же время Матфей свидетельствует о том, что одним из обвинений против Иисуса на суде у Каиафы было следующее: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его ( Мф.26:61 ). У Марка это же обвинение приведено в следующей редакции: Мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный ( Мк.14:58 ). Разница в формулировках может объясняться тем, что свидетелей было два ( Мф.26:60 ) или несколько ( Мк.14:57 ). То же обвинение, согласно Матфею и Марку, звучало, когда Иисус был распят и проходившие мимо злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста ( Мф.27:39–40 ; Мк.15:29–30 ). Читая Евангелия от Матфея и Марка без учета сказанного у Иоанна, можно было бы предположить, что Иисус никогда не произносил слов, которые были инкриминированы Ему на суде, тем более что показания тех, кто ссылался на эти слова, названы в обоих Евангелиях лжесвидетельствами. Только Евангелие от Иоанна проливает свет на событие, которое легло в основу этих показаний. Это же Евангелие содержит объяснение слов, на тот момент не понятых ни иудеями, к которым они были обращены, ни учениками Иисуса: Он говорил о храме тела Своего. Иисус многократно предсказывал Свою смерть, в том числе в ответ на требование иудеев показать им знамение: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф.12:39–40 ). В устах Иисуса «три дня» имели пророческий смысл, символизируя Его смерть и трехдневное воскресение 116 . В храме Иерусалимском, отвечая на вопрос, каким знамением Иисус сможет доказать, что имеет власть так Себя вести, Он говорит о трех днях. Вполне естественно, что пророчество остается непонятым. Лишь после Его смерти и воскресения ученики вспомнят о том, что Он произносил эти слова, и поймут их истинный смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Отрывок 3:21–31 имеет преимущественное значение для понимания того, как апостол Павел трактует правду Божию. Содержание этого отрывка можно изложить в двух фразах: 1). Предвечная правда Божия окончательно явила себя во Христе; 2). Любой верующий, иудей или язычник, оправдан верой в то, что совершил Христос, а не исполнением Закона. д. 4:1–25. Пример Авраама Апостол Павел обнаружил в Книге Бытия один древний текст, который делает его богословскую позицию еще более твердой: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (4:3; Быт.15:6). Это место представляет для апостола интерес, потому что оправдание Авраама, о котором говорится в Бытие, предшествовало обрезанию праотца иудеев. Он был оправдан «до обрезания», а не «по обрезании», которое произошло позже (4:3; Быт.17). Оправдание Авраама не было следствием исполнения Закона, который был дан через Моисея гораздо позже (4:13–17). Авраам поверил Богу, обещавшему ему сына, в то время как Аврааму было 100 лет (4:19; Быт.17:1); он «не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу, и будучи вполне уверен, что Он силен исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность» (4:20–22). «А впрочем, продолжает апостол, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (4:23–25). Вторая часть. 5:1 – 7:25. Предыдущая часть была, в основном, догматической по содержанию: ап. Павел изложил в ней следующие темы: явление предвечной правды Божией; наше оправдание верой. Во второй части апостол говорит о нашей жизни оправданных в надежде на будущее спасение. а. 5:1–11. Оправданный человек, ожидающий славы Божией «Итак, оправданные верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (5:1). «Мир», о котором говорит апостол, это великий мессианский дар, а не просто расположение души (Ис.2:4; 60:17; Зах. 9:9; Лк.1:79 см. в ТОВ. ком sub loco). Живя в мессианскую эпоху, начало которой положил Христос, мы не лишены надежды, и апостол Павел говорит: «Мы хвалимся», но добавляет, мы «хвалимся надеждою славы Божией» (5:2). В нынешних превратностях, которых нельзя избежать, испытывается наша стойкость и утверждается наша надежда (5:4); ибо если мы оправдались и примирились смертью Иисуса, то «тем более… спасемся жизнью Его» (5:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Пояснение: Поэтому при освящении нового храма поется песнь: «О Многомилостивый, Свою Церковь основавший на камне веры, приими в этом храме наши молитвы». 352. Кого мы называем Святыми Отцами Церкви? Святыми Отцами, в широком смысле этого слова, являются все вожди, пророки и заслуженные деятели Церкви Старозаветной и Новозаветной, в более же узком смысле, это особо выдающиеся епископы и священники первых веков христианства, которые оказали весьма большие услуги Церкви. 353. Почему Господь Иисус Христос не мог воздвигнуть Церковь Свою на личности апостола Петра? Господь Иисус Христос не мог воздвигнуть Церковь Свою на личности апостола Петра по следующим соображениям: 1) Церковь нельзя строить на каком бы то ни было человеке, так как люди, даже будучи святыми, могут ошибаться; 2) Господь Иисус Христос сейчас же после своих слов относительно создания Церкви на камне, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! ты мне соблазн» ( Мф.16:23 ); 3) апостол Петр три раза отрекся от Господа Иисуса Христа ( Лк.22:56–60 ). 354. Как надо понимать слова: «И тебе дам ключи от Царства Небесного»? Слова «И тебе дам ключи от Царства Небесного» следует понимать иносказательно; слова эти как бы означают: 1) власть связывать и разрешать, то есть прощать или же оставлять грехи; 2) накладывать церковные наказания или же их прощать. 355. Дал ли Господь Иисус Христос власть связывать и разрешать только Петру? Господь Иисус Христос дал власть связывать и разрешать не только Петру, но всем апостолам, сказавши им: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ); а при ином случае сказал также всем апостолам: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22–23 ). 356. Когда сказал Господь Иисус Христос апостолу Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих»? Эти слова произнес Господь Иисус в конце Тайной Вечери, когда прощался с апостолами и при этом предсказал, что Петр три раза отречется от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010