Объяснения православного: 6) Здесь Евангелист Иоанн, как и ап. Павел в послании к Ефесянам, ни слова не говорит о священных изображениях и вовсе не отрицает внешнего богопоклонения, ибо Сам Христос (по человечеству) и Его Апостолы употребляли при молитве внешнее поклонение или обряды ( Лк. 22:41 , Лк. 24:50–52 , Деян. 6:6, 7:60, 9:40, 20:36 . Еф. 3:14 , 1Тим. 2:8 ). И другие места Писания говорят об этом. Сами сектанты не понимают, что говорят, ибо молятся не только духом, но и телом: поют безграмотные стишки («Гусли»), встают на колена и закрывают лицо руками, складывают руки на живот во время молитвы и проч. Здесь, в беседе с самарянкой, Христос учит, что ветхозаветное богослужение с кровавыми жертвами, как не духовное и не истинное (ибо жертвы не очищали совершенно грехов), будет заменено новозаветным истинным и духовным, когда вместо крови тельцов и козлов будет приноситься истинная духовная жертва Христа – Его пречистое Тело и Кровь – «во оставление грехов» ( Мф. 26:28 ) и «в жизнь вечную» ( Ин. 6:27, 51, 53–55 ). Молясь духом, нужно молиться и телом ( 1Кор. 6:19–20 , Рим. 12:1 ). Сектант: 7) Кто поклоняется образам, тот будет мучим в огне и сере в озере огненном: «И дано ему (второму зверю) было вложить дух в образ зверя (перваго), чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» ( Откр. 13:15 ). «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» ( Откр. 19:20 ). Объяснения православного: 7) Для всякаго здравомыслящего человека понятно, что в этих местах Откровения говорится не об изображении Господа Вседержителя, Его Пречистой Матери или св. Ангелов и угодников Божиих, а об образе зверя, то есть диавола, который при кончине мира будет стараться отвращать христиан от почитания изображений Господа Бога и привлекать их к почитанию своего диавольского изображения. Что это именно так, довольно прочесть описание вида зверя в той же 13-й главе Откровения, во 2 стихе: «Зверь, котораго я видел, говорит св. Иоанн, был подобен барсу; ноги у него, как у медведя, а пасть у него, как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть». Ну, можно ли человеку с здравым разумом сравнивать этот образ зверя с образом Господа нашего Иисуса Христа?!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Святой Тайнозритель Иоанн видит – далее – мучеников, которые «не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти»... ( Откр.20:4–6 ). Остановим наше внимание на том: что такое первое воскресение и второе воскресение, первая смерть и вторая смерть? Известно, что живущие на земле люди, преданные животной, плотской жизни называются, конечно, в уподобительном смысле «мертвецами»: так Сам Господь называет некоторых живущих людей «мертвецами» ( Лк.9:60 ); тоже выражение употребил Ангел, бывший у гроба Воскресшего Спасителя ( Лк.24:5 ). Слово Божие невозрожденных во Христе людей называет «мертвыми во грехах» и во Христе они чрез веру благодатию Божиею «оживляются» ( Кол.2:12–13 ), совоскресают со Христом. Жизнь христианина на земле есть постоянное умирание для греха ( 1Кор.15:31 ) и жизнь ( Рим.6:11 ) для Бога. Эта борьба верующего со грехом заканчивается последней данью греху – смертью ( Рим.6:23 ; Рим.8:23 ). Только – в Боге и в союзе с Ним возможна истинная жизнь и вне этого союза в области греха человека ожидает мертвенность и мучение. Руководясь указанием слова Божия, мы находим, что первое воскресение и оживание есть обращение «от мертвых дел» ( Евр.6:1 ) и предоставление себя Богу ( Рим.6:13 ); это и есть воскресение – первое – из мертвых ( Еф.5:14 ). В тексте Откровения 20, 4 сказано, что праведники, замученные за веру Христову, не поклонились зверю и образу его, не приняли начертания на чело и руку. Речь Апостола здесь символическая, таинственная. Святой Иоанн в языческой римской власти Нерона, Домициана. видел прообраз антихриста и в рассматриваемом тексте он разумеет мучеников, не захотевших кланяться, как божеству, статуе римского императора и выполнить языческие обряды. Замученные праведники царствовали со Христом 1000 лет в им «дано было судить»...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

   О, любовь, любовь, союз совершенства. Любовь! Сколь многих мы благ лишаемся, когда тебя не имеем!.. С тобою все хорошо и благополучно, а без тебя все худо и неблагополучно. XXII. Любовь к врагам     «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44—45, Лк. 6:27—28).     «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:20—21).     «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (1 Фес. 5:15).     «Иисус же говорил (о распинателях): Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Святой Златоуст об этом    И побиваемый камнями, (первомученик) Стефан молился о убивающих его «и, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60).    Любовь к врагам и оказанное им благодеяние в день Страшного Суда будет заступлением и великим искуплением грехов (Беседа 4 на Книгу Бытия, гл. 1).    Любовь к врагам отверзает двери надежды, чтобы к Богу прийти (Там же).    Ничто так Бога не умилостивляет, как любовь к врагам и благотворение творящим напасть (Беседа 85 на евангелиста Иоанна, гл. 18).    Молиться Богу против врагов закону Божию противно (На псалом 4).    Враги, принявшие от нас благодеяния, в день Суда нам будут помощниками (Беседа 3 о Давиде и Сауле).    Не столько пользы приносят нам похвалой друзья, сколько поношением враги (Там же).    Любить врагов, благодетельствовать им и о спасении их молиться — великое есть искупление грехов (Беседа 4 на Книгу Бытия, гл. 1). Рассуждение о любви к врагам    Трудное, признаюсь я, трудное дело — растленному нашему естеству любить врагов, но этого должность христианская требует; а что такое любовь, сказано в рассуждении о любви к ближнему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Безусловно, замысел Божий о человеке чрезвычайно высок: мир создан Богом для того, чтобы человек его совершенствовал, чтобы он изнутри познавал его, проникал в его тайну, повелевал его богатством, чтобы он был поэтом, «как бывает поэтом священник, он поэт для Бога, потому что Бог привел их (животных) к человеку, чтобы ВИДЕТЬ, как он назовет их» 138 . Порой человек перед этим замыслом напоминает тех иудеев, которые говорили Христу: какие странные слова! кто может это слушать? ( Ин.6:60 ) и кто же может спастись? ( Мк.10:26 ). И ужасались словам Его. Бывает, ужас охватывает человека при виде той высочайшей участи, которую уготовил ему Творец. Однако Господь Сам свидетельствует перед человеком о том, что не оставит его Своей помощью и Своим утешением: не только невозможное человекам возможно Богу ( Лк.18:27 ), но и все возможно верующему ( Мк.9:23 ): се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах ( Лк.10:19-20 ). Логос творчества, о котором говорили еще святые отцы, вложенный в человека и присущий ему, осуществляется на самых высотах духа, на самых глубинах смирения, научающего человека слушать волю его Творца, быть послушным Его замыслу. Это есть тот идеал, к которому стремится душа человека, но редко когда может его достичь. Предел творческих усилий человека, его кропотливой работы над своей душой, этого «умного делания», «художества», реального духовного подвига, осуществляемого с помощью Божьей – святость, обожение. Ветхозаветное и новозаветное церковное творчество дает нам образцы самой высокой поэзии, перед которой меркнет вся секулярная словесность, как даже пушкинские «Отцы пустынники и жены непорочны» – перед великопостной молитвой преподобного Ефрема Сирина (IV в.). Его же «Пророк» – перед текстом пророка Исайи. Да и все без исключения светские переложения классиками Евангельских текстов – перед самим Евангелием.

http://azbyka.ru/sovremennaya-kultura-i-...

Бог сделай то-то именно в такие сроки и таким способом. 121. Как отомстить человеку за нежелание каяться? Если человек не желает каяться, нужно сказать, что Бог тебе судья. Такому человеку нужно обязательно отомстить. Наша месть – это делать добро! Апостол Павел сказал: «если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» ( Рим.12:20 ). Это и есть месть христианина. Священное Писание даже требует мстить, творя добро. Потому что если человек не раскается, то Бог ему воздаст гораздо большее наказание. И нераскаянный человек пощады никогда не получит. 122. Как проявляется молитва мучеников за своих убийц? Есть мученики, которые молились за убийц, и их молитвы были услышаны, например, когда Господь молился за убийц: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Эта молитва проявилась в том, что один из распинателей Христа – Лонгин сотник, принял христианство , и стал мучеником за имя Господне. Именно в этом проявляется молитва Господня, а не в том, чтоб Бог покарал убийц. Конечно, те которые не покаются непременно будут наказаны Богом. Кто навел римские войска на Иерусалим? Бог-Сын навел, по воле Отца своего. Об этом сам Господь сказал: «врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною» ( Лк.19:27 ). Сам Господь покарал Израиль за убийство (тех кто не покаялся). Но Его молитва была услышана именно тем, что среди евреев были покаявшиеся. Кто из евреев покаялся, тот был спасен не только в будущей жизни, но и не погиб в Иерусалиме. Господь вывел их из осажденного города, и они спаслись. Вот так действует молитва мучеников. Молитва первомученика Стефана: «Господи! Не вмени им греха сего» ( Деян.7:60 ), проявилась тем, что будущий апостол Павел, сторожащий одежды убийц Стефана принял христианство. Спастись можно только при условии веры и покаяния, приводящими к святому крещению. И молитва мучеников тем и проявляется, что некоторые их мучители каются.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В тот же день, когда приближался вечер, Иисус открыл великую тайну Своего Воскресения еще двум ученикам (апостолам из 70-ти – Луке и Клеопе), шедшим в Еммаус, отстоявший на 60 стадий (11,5 км) от Иерусалима. Для их веры в Воскресение своего Учителя Иисус привел из Писания все мессианские пророчества ( Лк. 24:27 . Однако полностью они поверили только после таинства Евхаристии: И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них ( Лк. 24:30–31 ). Лука и Клеопа в тот же день вернулись в Иерусалим и рассказали апостолам, но те не поверили, как и женам-мироносицам. Поздно вечером Иисус явился апостолам, которые собрались при запертых дверях, опасаясь иудеев. Спаситель прошел затворенными дверями. В этом проявилась особенность преображенного по Воскресении тела Господа. Оно не подчинялось законам физического мира. Иисус мог пройти сквозь вещественные предметы. Учеников охватило смущение, потому что они подумали, что видят дух. Он показал им руки и ноги и ребра Свои ( Ин. 20:20 . Это было важно не только для того, чтобы убедить их, что Он явился к ним телесно, но для того, чтобы победить их неверие. Господь дает им осязать руки, ноги и ребра. Раны от гвоздей на них убедили их, что это то же самое тело, которое было распято на Кресте. Событие, которому посвящена Антипасха, было в восьмой день по Воскресении. Апостол Фома отсутствовал при первом явлении Спасителя ученикам. По-видимому, его не было в городе. Апостолы, которых встретил Фома, с радостью возвестили о Воскресении Учителя. Можно предположить, что они рассказали и о том, что Иисус дал им осязать руки, ноги и ребра. Поэтому понятно его желание: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю ( Ин. 20:25 . Неверие апостола Фомы не имеет ничего общего с той затвердевшей невосприимчивостью к чуду Воскресения, которое мы видим у иудейских вождей. Это было вполне естественное желание утвердить веру на явных и очевидных свидетельствах. Воскресший Иисус в восьмой день обновил для апостолов Свое явление, представ перед ними в горнице, двери которой были затворены. На сомнение апостола Фомы Спаситель отвечает его же словами, точно повторяя требование, которое высказывал сам Фома. Это не могло не поразить сомневающегося ученика: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои ( Ин. 20:27 . Именно поэтому, наверно, Фома не воспользовался приглашением Учителя осязать Его руки, ноги и ребра, а тут же поверил и исповедал Иисуса Христа как Бога: Господь мой и Бог мой! ( Ин. 20:28 . Люди, упорно отрицающие Божество Спасителя мира, обходят это место Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Говоря о первом Евангелии, обычно отмечают, что у Мф «заметно увлечение экскурсами в Ветхий Завет . На него делается свыше 60 ссылок. Новозаветные события представляются как осуществление ветхозаветных пророчеств» (Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985). Надо отметить, что обращение к Ветхому Завету характерно не только для Мф, но для всей ранней христианской проповеди в целом. «Не читали ли вы: ...» ( Мф.19:4 ), «что значит сие написанное: ...» ( Лк.20:17 ), «вы слышали, что сказано древним: ...» ( Мф.5:27 ), «если бы вы знали, что значит: ...» ( Мф.12:7 ) – с такой вопросительной интонацией обращался в своих поучениях к слушателям Христос, предлагая различные выражения из Священного Писания. Ни одна из речей или проповедей апостола Петра, как они отражены в книге Деяний [«об избрании Матфия» ( Деян.1:15–22 ), «первая проповедь Петра» ( Деян.2:14–36 ), «вторая проповедь Петра» ( Деян.3:12–26 ), «речь Петра перед синедрионом» ( Деян.4:8–12 )], не обходится без ссылок и цитат из Ветхого Завета, которые нередко тотчас сопровождаются прямым призывом: «итак, надлежит, чтобы...» ( Деян.1:21 ), «итак, покайтесь и обратитесь...» ( Деян.3:19 ), «итак, твёрдо знай, весь дом Израилев...» ( Деян.2:36 ) или «мужи израильские! выслушайте слова сии...» ( Деян.2:22 ), «мужи, братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам...» ( Деян.2:29 ). Целым «каскадом» пророчеств заключает апостол Павел свою проповедь в синагоге Антиохии Писидийской, с которым он буквально обрушивается на своих слушателей: «как во втором псалме написано: «Ты – сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Пс.2:7 ). А что воскресил Его из мёртвых... о сем сказано так: «Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно» ( Ис.55:3 ). Посему и в другом месте говорит: «не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:10 )» ( Деян.13:33–35 ). Без сомнения первые христиане рассматривали все события, свидетелями и участниками которых они являлись, как осуществление древних пророчеств (то же относится и к последовавшим Благовестию, ср. «они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» ( Деян.17:11 ). Вместе с тем, очень важно отметить, что обращение к Ветхому Завету у Мф выдержано в совершенно ином тоне, отличном от дидактических наставлений «Благого Учителя» ( Мф.19:16 , Мк.10:17 , Лк.18:18 ), воодушевлённой проповеди апостола Петра или аргументации, составленной из «плетения» цитат воспитанника Гамалиила ( Деян.22:3 ); интонация цитирования у Мф торжественно-сдержанная, уравновешенная, а вводная формулировка, хотя и испытывает небольшие изменения, варьируется в основном в рамках одной и той же схемы: «(всё же сие было) да сбудется реченное (Господом) через пророка/пророков ... (который говорит): ...».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Злаки и плевелы Безусловно, замысел Божий о человеке чрезвычайно высок: мир создан Богом для того, чтобы человек его совершенствовал, чтобы он изнутри познавал его, проникал в его тайну, повелевал его богатством, чтобы он был поэтом, " как бывает поэтом священник, он поэт для Бога, потому что Бог привел их (животных) к человеку, чтобы видеть, как он назовет их (Быт. 2, 19) " [ CCCXVII ]. Порой человек перед этим замыслом напоминает тех иудеев, которые говорили Христу: какие странные слова! кто может это слушать? (Ин. 6, 60) и кто же может спастись? (Мк. 10, 26). И ужасались словам Его. Бывает, ужас охватывает человека при виде той высочайшей участи, которую уготовил ему Творец. Однако Господь Сам свидетельствует перед человеком, что не оставит его Своей помощью и Своим утешением, не только невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27), но и всё возможно верующему (Мк. 9, 23): се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10, 19–20). Логос творчества, о котором говорили еще святые отцы, вложенный в человека и присущий ему, осуществляется на самых высотах духа, на самых глубинах смирения, научающего человека слушать волю Творца, быть послушным Его замыслу. Это есть тот идеал, к которому стремится душа человека, но редко когда может его достичь. Предел творческих усилий человека, его кропотливой работы над своей душой, этого " умного делания " , " художества " , реального духовного подвига, осуществляемого с помощью Божией,– святость, обожение. Ветхозаветное и новозаветное церковное творчество дает нам образцы самой высокой поэзии, перед которой меркнет вся секулярная словесность, как даже пушкинские " Отцы пустынники и жены непорочны " – перед великопостной молитвой преподобного Ефрема Сирина. Его же " Пророк " – перед текстом пророка Исаии. Да и все без исключения светские переложения классиками евангельских текстов – перед самим Евангелием.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И каким образом нам  все-таки провести линию преемства? Среди правителей России  были люди разные, в том числе и среди русских царей. Однако известно, что прошение «О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» из православного богослужения не убиралось никогда. Сегодня молодые люди спрашивают – кто конкретно имелся в виду, когда это прошение возносилось в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е, 60-е, 70-е, 80-е годы ХХ столетия? Что им отвечать?  Кто в таком случае прячет голову в песок? Я принимаю критику отца Александра, но я хотел бы слышать его вариант – как молиться за это время, советский период? Как обозначить это время для людей? Основываясь на церковной традиции, хотел бы отметить — Иуду Церковь не убирает из истории, с иконы Тайной Вечери. Евангелие, где упоминаются Иуда и Пилат, лежит на престоле. Давайте вместе будем искать возможность объяснить молодому поколению, что в Церкви сохраняется историческая память и поддерживается преемство поколений. Идея Синодика состоит в том, чтобы каким-то образом найти возможность примириться со всей историей. Прошло уже сто лет, пора становиться ближе к Господу Иисусу Христу, и услышать Его слова, прямые и ясные: «Но вам, слушающим, говорю: люби?те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.» (Лк 6, 27-28). «А Я говорю вам: люби?те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Мф. 5, 44 – 48). «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. «(Лк. 23, 34).

http://moral.ru/za_iroda/

И не только они говорили это, но и порешили сделать Его царем над собой ( Ин.6:5 ). Но когда в ответ на домогательства Своих последователей Христос стал говорить о Себе Самом, как об истинном хлебе небесном, питающем человека в жизнь вечную, Он вызвал этим учением недоумение и ропот среди иудеев. Он объяснил пристрастным поборникам хлеба и рыбы, что истинный хлеб жизни есть Он Сам: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда… Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день » ( Ин.6:35, 40 ) После этого не одни только посторонние слушатели, но и многие ученики Его стали говорить друг другу: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» и с выражением этого недоумения поспешили оставить своего Учителя ( Ин.6:41-42, 51-52, 60-66 ). Видимо, для этих людей Царство Божие заключалось только в обилии хлеба и рыбы, а поэтому хотя они и согласны были признавать Иисуса Христа за такого великого пророка, которому, по их ожиданиям, следовало явиться в мир, однако от такого великого Пророка они ничею другого не ожидали, кроме земных благ. Поэтому они сразу же отошли от Христа. Даже ближайшие ученики Иисуса Христа, те, которые не расставались с Ним во все время Его проповеднической деятельности, которые были слушателями всех Его поучений и свидетелями всех Его дел, и они долго не могли понять разницы между Ветхим и Новым Заветом, между общим и частным заветом. Они искренне верили в божественное назначение Иисуса Христа. Они несомненно признавали Его Христом – Сыном Божиим, но единственную цель Его пришествия в мир они видели и полагали только в чувственном устроении славного царства Израилева ( Лк.24:20-21 ), то есть общий завет низвели и подчинили частному. То, что Он – Богочеловек и Спаситель всех людей, это для них было новым и невероятным. Совершенной новостью для учеников было также воскресение Христово. Когда они пребывали вместе с Господом во время Его проповеднической деятельности, они своими глазами видели три чудесных воскрешения действительно умерших людей: сына Наинской вдовы ( Лк.7:11-16 ), дочери Иаира ( Мк.5:22-24; 35-42 ) и четверодневного Лазаря ( Ин.9:38-44 ). Это для них было удивительно, но все-таки объяснимо. Когда же они узнали, что их действительно умерший Учитель воскрес и снова явился живым, они совершенно не могли вообразить себе, как Он воскрес и почему Он воскрес, и, наконец, зачем Он воскрес. Событие воскресения Христова для них оказывалось не просто только чудесным, но и совершенно новым, не имеющим себе подобных в прошлом.

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010