Таким образом, вина Иуды всецело в огрубелости его сердца, как об этом предсказал еще пророк Исаия ( Ис. 6:10 ). Эта его вина – общая с первосвященниками, книжниками, фарисеями и всем народом, которые распяли Иисуса Христа. Каждый в свою меру участвовал в этом кровавом деле. Внес в него и Иуда свою долю, за что и назван он «сыном погибели». Как мог Христос избрать Иуду в число двенадцати Своих учеников? Тайна крестной смерти Христа – это величайшая тайна, от вечности сокрытая в Боге ( Откр. 13:8 ), это тайна Христова, «которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Еф. 3:4–5 ). Тайна смерти Христа-это премудрость Божия, тайная, сокровенная, «которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» ( 1Кор. 2:7–8 ). Тайна Христа – это «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3:16 ). Это тайна «Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2: 2–3 ) . Это тайна, в которую «желают проникнуть Ангелы» ( 1Пет. 1:12 ). Проповедь о Христе распятом – «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, – Божия сила и Божия Премудрость» ( 1Кор. 1– 24 ). «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (ст. 18). Тайна личности Христа и всего Его дела есть великое и страшное испытание для человечества, где должны открыться «помышления многих сердец» ( Лк. 2: 35 ). Об этой тайне предсказал еще Симеон Богоприимец, когда Младенец Иисус в сороковой день по рождении принесен был в храм Иерусалимский: «Се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо... яко да открыются от многих сердец помышления» ( Лк. 2:34–35 ). И все это сконцентрировалось главным образом в том обстоятельстве, которое подобно оружию прошло душу Богоматери, т.е. в крестной смерти Христа ( Лк.2:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

   Что такое Богочеловеческий подвиг спасения человеческого рода, если не подвиг «прощения» людям «грехов»? Будучи безгрешным и бесконечно человеколюбивым, Господь Иисус Христос имеет и власть, и право прощать грехи (см. Мф.9:6-7; Мк.2:10; Лк.5:24). В прощении грехов милостивый Спаситель был неутомимым (см. Мф.9:2; Мк.2:5; Лк.5:20, 7:48). Даже с креста прощает Он распявших Его и насмехавшихся над Ним, распятым (см. Лк.23:34). Такого же прощения грехов другим благий Спаситель требует и от Своих последователей: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15); «Прощайте, и прощены будете... ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк.6:37-38). Молитва только тогда имеет спасительное значение, когда она наполнена прощением грехов: «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк.11:25-26). Человеку прощаются грехи соразмерно с его любовью ко Христу: величайшей любви ко Христу больше всего прощается. Кто сильно любит Господа Иисуса Христа, тому и много прощается; «а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк.7:47-50).    Завороженное грехом человеческое естество склонно ко греху. Однако если оно раскаивается, то надобно прощать ему грехи: столько раз прощать, сколько раз кается. Такова заповедь спасения, предписанная всемилостивым Спасителем: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему. И если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (Лк.17:3-4). На вопрос своего ученика: «Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» — Спаситель отвечает: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:21-22). «Спаситель определил этим не число, — говорит святой Златоуст, — а бесчисленность (τ πειρον). Не определил Он числом, сколько раз обязаны мы прощать ближнему, а показал, что это наша непрестанная и повседневная обязанность». При этом человек должен брать пример с милосердия Небесного Отца. Спаситель показывает это в притче о немилостивом рабе, которому Бог прощает несметное множество великих грехов, а он не хочет простить своему брату несколько мелких согрешений. Посему премудрая Божия правда, присно сопровождающая Божие милосердие, изрекает над немилостивым рабом свой предельно справедливый приговор (см. Мф.18:23-35). В Богочеловеческой педагогике исправления грешников путем милосердного отпущения грехов последний и окончательный суд принадлежит Церкви как дому Святой Троицы: «Скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Архангел Гавриил благовествовал Деве Марии о том, что Она будет Матерью Сына Божия, так: 1) «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» ( Лк.1:28 ); 2) затем сказал: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь в чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего»; 3) на вопрос Девы Марии, как это возможно, если Она не знала мужа? – Архангел Гавриил ответил: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:30–35 ). 199. Что сказала Дева Мария Архангелу Гавриилу? Дева Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк.1:38 ). 200. Кого посетила Дева Мария после Благовещения Архангела Гавриила? После Благовещения Архангела Гавриила Дева Мария посетила Свою родственницу святую Елисавету, жившую в нагорной стране, в городе Иудине ( Лк.1:39–40 ). 201. Что мы знаем из Священного Писания о святой Елисавете? О святой Елисавете мы знаем, что: 1) она была женою священника Захарии; 2) пришедшую к ней Деву Марию она приветствовала словами: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:36–43 ). 202. Как ответила Дева Мария на приветствие святой Елисаветы? На приветствие святой Елисаветы Дева Мария ответила словами: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк.1:46–48 ). Пояснение: Хотя св. Елисавета была родственницей Девы Марии, она все же говорила о Господе Иисусе Христе, в то время еще не родившемся, как о своем Господе. 203. Как это случилось, что Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, если Дева Мария жила в Назарете? Что Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, произошло оттого, что Деве Марии пришлось из-за народной переписи идти из Назарета в Вифлеем, где Она была приписана, – и там родился Господь Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

13. Первая проповедь в Назарете ( Лк.4:16–30 ) Вскоре Иисус пришел в Назарет, где был воспитан и где все Его хорошо знали. Там жили Его родственники и друзья. По Своему обыкновению, как и раньше, в субботу, Он вошел в давно знакомую Ему синагогу и встал читать. Ему подали Книгу пророка Исаии. Раскрыв книгу, Он нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» ( Лк.4:18–19 ; Ис.61:1–2 ). Закрыв книгу, Иисус отдал ее служителю и сел. Наступила тишина. «…И глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» ( Лк.4:20–21 ). И все подтвердили Ему, что это верно. Но удивлялись словам благодати, исходившим из Его уст. «Не Иосифов ли это сын?» – говорили они. Откуда у Него такая сила, власть и благодатность в Слове?.. Сомнения закрались в их души. Некоторые стали спрашивать друг друга: почему здесь в Назарете Он не творит таких чудес, какие, как слышно было, Он творил в Капернауме? Но Иисус сказал им: «Никакой пророк не принимается в своем отечестве» ( Лк.4:24 ). И тут же привел примеры из истории израильского народа, когда пророки оказывали предпочтение иностранцам, язычникам, а не своим соотечественникам. Эти примеры привели в ярость и гнев всю синагогу. Как посмел Он поставить их ниже язычников? Поднялся невероятный шум и крик. Все вскочили со своих мест и с угрозами бросились на Иисуса. Вывели Его из синагоги, выгнали из города и силой повлекли на вершину горы, на которой был построен их город… Решили сбросить Его со скалы… Так велико было озлобление толпы. «Но Он, пройдя посреди них, удалился» ( Лк.4:30 ). 14. Призвание первых учеников ( Мф.4:18–22 ; Мк.1:16–20 ; Лк.5:1–11 ; Ин.1:35–51 ) Еще до ухода в пустыню на Иордане произошла первая встреча Христа с Его будущими учениками и апостолами.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

1Кор.15:4—8)? Ничто так не огорчает воскресшего Спасителя, как сомнение Апостолов в подлинности Его человеческого тела; ведь когда Он всем им является, а они помышляют, что видят духа, Он с укоризной им говорит: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк.24:37—39). По Своем Воскресении Спаситель многими и истинными знамениями явил Себя живым как истинного человека, являясь Своим Апостолам сорок дней и говоря им о Царствии Божием. А в сороковой день по Воскресении Он вознесся на небо как истинный человек, причем святые Ангелы изрекли обетование, что сей Иисус при Втором Своем Пришествии вновь придет на землю как непреложный Сын Человеческий (Деян.1:3, 9—11; Мк.16:14—19; Лк.24:50—51).    Новый Завет есть, собственно говоря, история жизни Спасителя во плоти, равно как и следствие этой многозначительной истории. Всё здесь прямо или косвенно свидетельствует о том, что Господь Иисус Христос был настоящим, подлинным человеком во все моменты Своей земной жизни. Иисус Назарянин есть истинный человек — вот вывод, к которому должно прийти, если беспристрастно изучить Новый Завет. Краткая формула новозаветного учения о Господе Иисусе Христе как истинном человеке дана в сильном и содержательном слове святого Иоанна Богослова: «Слово стало плотью» (Ин.1:14). В этом слове новозаветный реализм достигает своей вершины. Как и любой истинный человек, Господь Иисус Христос носит в своей человеческой душе и в своем теле все человеческие чувства и состояния, только без примеси греха. По Своей плоти Он чувствует потребность в пище и питии, отдыхе и сне (Мф.4:2; Лк.4:2; Мф.21:18; Мк.11:12; Ин.4:7; Мк.4:38); ощущает голод (Лк.4:2; Мф.4:2, 21:18), жажду (Ин.19:28; Мф.27:48), усталость (Ин.4:6); Он скорбит и плачет (Ин.11:33, 35), огорчается и сожалеет (Лк.7:13; Мф.9:36, 14:14, 15:28, 20:3, 34; Мк.6:34, 8:2; Ин.13:21), чувствует и проявляет особую любовь к известным лицам (Ин.11:5, 13:1, 21:7, 20, 18:23), проникается радостью и выражает ее по-человечески (Мф.11:25; Лк.10:21; Ин.11:15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Видишь ли, что все воздают честь Богу и при делах служения постоянно и более всего возносят Ему песни? Потому и говорит нам ангельский, серафимский, восходивший даже до третьего неба богоглаголивый Павел: «Непрестанно молитесь» ( 1Сол. 5:17 ). И этому он научает нас, имея в виду наставления Владыки всего: «бодрствуйте на всякое время и молитесь» ( Лк. 21:36 ); «бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» ( Мф. 24:42 ); «молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Лк. 22:46 ); «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» ( Лк. 12:35–36 ). Это Он говорит о внутренней молитве, и хранении ума, и непрестанной молитве. И присовокупляет: «Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так» ( Лк. 12:43 ). Замечает и о дарах за бдение и молитвы: «Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его» ( Лк. 12:44 ), сделает богами, небесными царями и сияющими светлее солнца и как бы Сам послужит им. «Препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им» ( Лк. 12:37 ), т. е. всё Своё отдаст им. Видишь ли, какие награды от Бога ожидают трезвенно молящихся? Их да сподобимся и мы, всегда бодрствуя и непрестанно молясь, как научены. 258. О спасительном именовании и призывании Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, в поистине священной и боготворной молитве Есть весьма много молитв. О каждой из них в отдельности мы скажем, насколько позволят нам силы. Но выше всех молитв -данная нам в Евангелии Спасителем, вкратце обнимающая все евангельские тайны и силу. Это – спасительное призывание Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. Над нею потрудились многие из святых наших отцов: и Златоуст, преподавший учение об этой Божественной молитве в трёх Словах, и Лествичник, и Никифор Подвижник, и Диадох святой, епископ Фотикийский, и святой Симеон Новый Богослов , и другие, излагавшие учение о ней достойно обитавшего в них Божественного Духа: так как и сама молитва произносится Духом Святым, как говорит Павел: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор. 12:3 ). Кто произносит её, тот от Бога, ибо сказано: «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» ( 1Ин. 4:2 ). 259. О блаженных наших отцах патриархе Каллисте и Игнатии

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

24–30. У кого один с кем дух, мысли и чувствования, тот, при одних и тех же обстоятельствах ( Деян.4:23 ) говорит одно и то же, и одинаковыми почти словами (Сличи четырех Евангелистов). В Святых Божиих говорит Дух Отца небесного ( Мф.10:20 ), дающего молитву молящемуся ( 1Цар.2:9 ; Рим.8:26 ). 26–27. Имя – Христос означает помазанника, и Христос был помазан Духом Святым ( Лк.4:18 ), телесно ( Кол.2:9 ), и без меры ( Кол.2:9 ). 29. Угрозы – смелость, но смелость не угрозы, а мужество против угроз ( Лк.12:4 ); первое внушает нам плотской разум ( Деян.4:17 ), а второе Сам Бог ( Деян.4:19 ). 30. Иисус Христос есть рука Божия ( Ин.1:3 ), премудрая и сильная, единосущная и нераздельная. Когда Господь простирает руку Свою на исцеление, и на соделание знамений и чудес, то простирает оную по вере (именем) и во славу (именем) Святаго Сына Своего Иисуса. 30–31. Святые Божии человеки на исцеление именем И. Христа и на соделание знамений и чудес исполняются Духа Святаго. 32. Где одно сердце и одна душа, там никто ничего из имения своего не называет своим (не жалеет), там у всех все общее. У верующих только одно сердце, и одна душа ( Иак.1:7, 8 ). 30, 33. Чудеса исцелений и знамения Божией силы в человеках означают великую благодать Божию. 34–35. Если хочешь быть совершенен, немедленно продай имение твое и раздай нищим сам, или через Священнослужителей; и получишь сокровище на небеси ( Мф.19:21 ). Благотворительные общества составляются для того, чтобы никто ни в чем не нуждался, и чтобы не было бедных. 35, 37. В первые времена Христианства главой благотворительного общества были Апостолы. Благотворения наши освящаются руками Святых угодников Божиих и пастырей Церкви. Гл. 5. Ст. 2. Кто подает милостыню для Бога, и жалеет; тот сам себе завидует (Сл. Сир.14:67 ). 2–4. Благотворения наши должны быть не с принуждением, не с огорчением, но с радостью: ибо Бог любит дающего доброхотно ( 2Кор.9:7 ). Если подаешь милостыню, то не завидуй сам себе, и не обманывай всевидящего Бога, которому даешь взаймы, в лице брата или ближнего твоего ( Мф.25:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

А с диаволом нам должно бороться: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских», а следовательно, облекитесь и в пост, который советовал держать Спаситель ( Еф.6:11 ). Господь показал, каков должен быть пост: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры... А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:16–18 ). Господь предсказал, что Апостолы и все христиане будут поститься: «Придут дни, когда отнимется у них жених (т.е., когда Спаситель вознесется на небо), и тогда будут поститься в те дни» ( Лк.5:33–35 ). Апостолы святые постились: Ап. Павел постился после призвания: «три дня... он не ел и не пил» ( Деян.9:9 ). Ап. Павел постился при отправлении на проповедь ( Деян.13:2–3 ). Постились при рукоположении пресвитеров ( Деян.14:23 ). Ап. Павел говорит о своем посте: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ). «Являем себя... в постах» ( 2Кор.6:5 ). «Был... часто в посте» ( 2Кор.11:27 ). Апостолы советуют поститься: Христане – муж и жена должны, по согласию, на время уклоняться друг от друга для упражнения в посте ( 1Кор.7:5 ). Пост у христиан с древности: «Пост уже прошел» ( Деян.27:9 ). В среду и пятницу христиане постятся, как Господь предсказал в воспоминание того, что Христос отнят был от Апостолов: в среду – предан, а в пятницу – распят: «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Лк.5:35 ). Великий пост установлен в подражание 40-дневному посту Спасителя: пост Спасителя ( Мф.4 ). «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по стопам Его» ( 1Пет.2:21 ). Поэтому мы и постимся, подобно Спасителю. Петро-Павловский пост в память проповеди свв. Апостолов, как и они постились перед проповедью ( Деян.13:2–3 ). Успенский пост установлен в напоминание о будущем преображении наших тел, подобно Телу Спасителя, и в воспоминание Успения Богоматери ( Мф.17:2 ; Флп.3:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Мухаммед рассказал своему дяде Абу Талибу, который вырастил его, о пережитом. И дядя решил защитить племянника, но сам не принял учения Мухаммеда. Итак, каковым же было учение Мухаммеда на тот момент? Он говорил своему племяннику, что для того, чтобы быть мусульманином, он должен «свидетельствовать о том, что нет Бога, кроме Аллаха, отречься от Аль-Лата и Аль-Уззы [идолов] и отказаться от других богов». Мухаммед сказал также, что Джабраил указал ему, как нужно молиться, и разъяснил правила молитвы своим последователям. Позднее Мухаммед доставил новые предписания, которых следовало придерживаться, дабы быть мусульманином. В самом начале Мухаммед и мусульмане старались не выделяться. Они уходили в пустынные долины за пределами города, чтобы люди не видели их во время молитвы. Таким образом, тихо и неприметно, Мухаммед провел в Мекке три последующих года. Драматичное начало Иисуса Повествование о жизни Иисуса в Евангелиях по-другому описывает начало Его служения. Уже через несколько дней после крещения Иисуса пятеро человек следовали за ним повсюду (см. Ин.1:35-40 ; Инж., Юхан 1:35–40). Они вместе отправились в Иерусалим на празднование иудейской Пасхи. Когда они вошли в храм, Иисус сделал то, что само по себе должно было приковать внимание иудейских религиозных лидеров к Нему до конца его дней. Увидев людей, продающих скот, овец и голубей, меняющих деньги, Иисус разгневался. И, сделав бич из веревок, изгнал из храма и торговцев, и скот, высказав им: «Возьмите это отсюда, и дома Отца моего не делайте домом торговли» ( Ин.2:16 ; Инж., Юхан 2:16). У религиозных деятелей были серьезные сомнения относительно Его полномочий, но они не посмели остановить Его. Иисус остался в Иерусалиме на празднование Пасхи и сотворил Свои чудесные знамения, которые побудили многих уверовать в Него (см. Ин.2:23 ; Инж., Юхан 2:23). Иудейские религиозные лидеры (фарисеи) стали следить за Его деятельностью (см. Ин.4:1 ; Инж., Юхан 4:1). Иисус начал проповедовать в еврейских синагогах, и «разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране… и от всех был прославляем» ( Лк.4:14-15 ; Инж., Лк.4:14-15 ).

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

1 . Когда пророчество относилось только к иудеям, в начале его ставились имена иудейских царей. Например, «Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии – царей Иудейских» ( Ис.1:1 ). Во времена Исайи я не встретил ни одного имени, кроме имен царей иудейских. У некоторых пророков мы встречаем также имена израильских царей, например, «во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского» ( Ам.1:1 ). Но затем тайна Евангелия была проповедана и распространилось по всему миру, а начало этому благовествованию положил Иоанн в пустыне, когда миром правил Тиверий. И вот, «в пятнадцатый год его правления», как сказано, «был глас Божий к Иоанну» ( Лк.3:2 ). Если бы о спасении было возвещено только тем язычникам, которые уверовали, а сами израильтяне бы исключались, достаточно было бы сказать: «В пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее». 2 . Но так как многим из Иудеи и Галилеи было предначертано уверовать, эти царства также были включены в зачало: «Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» ( Лк. 3:1–2 ). Когда-то «было слово Господне» к «Иеремии, [сыну] Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой» ( Иер. 1:1 ) во времена того или иного иудейского царя; теперь же «глагол Божий [перешел] к Иоанну, сыну Захарии» ( Лк.3:2 ). Это слово никогда не было к пророкам «в пустыне». Но у «оставленной гораздо более детей», которым должно уверовать, «нежели у имеющей мужа» ( Гал.4:27 ). Поэтому и было слово Божие «к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне». 3 . Но в то же время обрати внимание, что сказанное становится яснее, если «пустыню» понимать не в буквальном смысле, но мистически. Тот, кто проповедует «в пустыне», бросает слова на ветер, так как его никто не слышит. Поэтому предтеча Христа и «глас вопиющего в пустыне» проповедует «в пустыне души», которая не находит покоя. Но не только тогда, но и сейчас «светильник, горящий и светящий» ( Ин.5:35 ) идет первым, «проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» ( Лк.3:3 ). Затем следует «Свет истинный» ( Ин.1:9 ), а сам «светильник» говорит: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин.3:30 ). Слово Божие было в пустыне и проходило «по всей окрестной стране Иорданской» ( Лк.3:3 ). Ибо где еще должен был ходить Иоанн Креститель, если не в окрестностях Иордана? Если кто хотел покаяться, то вода для крещального омовения всегда была рядом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010